Национальный музей РТ

Адрес:

улица Кремлевкая, 2

Режим работы:

10.00-17.00

Стоимость:

70-120 руб.

Одним из основных зданий, составляющих архитектурный комплекс площади 1 Мая около казанского Кремля, является Национальный музей РТ. По сути - это главный краеведческий музей региона. Добраться до музея можно на метро (станция «Кремлевская»), или на автобусах и троллейбусах  (остановка «Центральный стадион»). А можно просто пройти пешком по улицам Кремлевская или Баумана из центра города.

Национальный музей РТ

Многочисленные залы музея находятся в здании бывшего Гостиного двора, памятника архитектуры 18-19 веков, которое одной своей стороной развернуто по направлению к Спасской башне Кремля, а другой вытянулось по Кремлевской улице. Вначале хочется немного остановиться на архитектурной истории этого мощного сооружения, а потом уже поговорить о самом музее, о его прошлом и современности.

Гостиный двор

Территория нынешней площади 1 Мая со времен существования Казанского ханства была основной торгово-общественной площадью, на которой жизнь не замирала ни зимой, ни летом. Назначение площади было определено самим ее расположением между административным центром города – Кремлем - и посадскими поселениями. Раз на площади бойко шла торговля разнообразными товарами, то, естественно, что она обрастала постройками торгово-складского и гостиничного характера. Здесь размещались таможенная изба, лавки, амбары, гостевые дома для купцов, склады, трактиры, кузницы и прочее.



После присоединения Казани к Российскому государству, значение площади как торгово-общественного центра сохранилось. В конце 16 века в месте нынешнего здания Национального музея, стоял срубленный из дерева Гостиный двор, предназначенный торгующим на Казанском торге (так называлась тогда площадь) купцам. К концу 17 века его сменило одноэтажное каменное сооружение Гостиного двора.

Известным архитектором города В. Кафтыревым в 70-е годы 18 века  здание Гостиного двора было перестроено и расширено до размера целого квартала, и по периметру оно практически замкнулось в прямоугольник. Сильный пожар самого конца того же века нанес зданию Гостиного двора существенный урон, но император Павел Первый, посетив Казань чуть позже этого печального события, приказал отремонтировать сгоревшие помещения и выделил даже на это дело беспроцентную ссуду.

Начало следующего - 19 века – ознаменовалось проведенной архитектором  Ф.Емельяновым капитальной реконструкцией Гостиного двора. Он стал частично двухэтажным (по Воскресенской улице), частично трехэтажным (по находящейся значительно ниже, Малой Проломной). Центральный вход в здание  осуществлялся с Воскресенской улицы. Парадно оформленный в классическом стиле, вход был снабжен торжественным портиком с 18-ю колоннами и возвышающимся над ними фронтоном.

Гостиный двор - начало 19 векаГостиный двор - начало 19 века

Все стороны Гостиного двора имели въезд во внутренний двор, где были размещены торговые лавки. Там же располагалась Николо-Гостинодворская церковь. Основную часть здания, особенно с ее трёхэтажной стороны, занимали складские помещения. 

Внутренний торг Гостинного двора

Однако, казанские пожары начала 19 века продолжали наносить существенный урон строению (особенно в 1815 и в 1842 годах), поэтому часто проводились ремонты и реконструкции. Так, в результате последнего пожара утратились все основные элементы украшений главного входа, а сам вход был перенесен на угол здания и оформлен лепными украшениями из амуров и картушей (овальных рамок).

Гостиный двор - нач. 20 века

Во второй половине 19 века здание отошло к городской управе. А уже в самом конце того же столетия в нем разместился Городской музей, для чего были проведены определенные усовершенствования здания под руководством арх. И. Колмакова. Увеличились окна, над центральным входом появился шатер, оформленный в стиле эклектика, была сделана внутренняя перепланировка основных помещений.

В 30-е годы советского периода северо-западная часть Гостиного двора поднялась на два надстроенных этажа, которые придали зданию громоздкий и неуклюжий вид, за что в народе его прозвали «бегемотом».



В то время в помещениях бывшего Гостиного двора, кроме краеведческого музея, размешались всевозможные ведомства и учреждения. В частности, здесь нашлось место и Комбинату художественных промыслов, и Геологическому факультету КГУ, его издательскому центру и т.д.  Южная часть здания очень долгое время была занята известнейшим пивным баром города, который назывался «Бегемот». Закрыли его сравнительно недавно.

В 50-х годах прошлого века произошло обрушение части Гостиного двора с его юго-восточной стороны. Вместо обрушенной части здания был построен 5-ти этажный современный дом. А страшный пожар декабря 1987 года привел в негодность два достроенных этажа «бегемота» с северо-восточной стороны, и нанес существенный урон музейным экспозициям. В частности, была утрачена знаменитая галера, на которой Екатерина Вторая приплыла в Казань.

Национальный музей РТ после пожара 1987 г.Национальный музей РТ после пожара 1987 г.

Во время восстановительных работ после пожара, зданию был возвращен его архитектурный облик конца 19 века, и оно было признано памятником градостроительства, подлежащим охранению государством. А о том, что в этом здании когда-то был Гостиный двор, нам напоминают только сводчатые потолочные перекрытия.

Николо-Гостинодворская церковь

Напомним, что во дворике Гостиного Двора, за рыбными рядами, находилась одна из старейших церквей Казани, построенная в стиле эклектика - Николо-Гостинодворская церковь.

Николо-Гостинодворская церковь пер.пол.19 в.

Строение представляло собой массивный высокий четверик, на котором располагался низкий восьмерик с шатровым окончанием. Высокий шатер с двумя рядами оконных проемов завершался чешуйчатой главкой. Сам четверик также был украшен по углам маленькими главками. Освящен храм был уже в середине 16 века в честь покровителя торговцев – Николая Чудотворца.

Одно время служил в этой церкви Гермоген, ставший впоследствии Патриархом Московским и Всея Руси. Во времена его службы была обретена Икона Казанской Богородицы (1594 г), для которой к церкви был пристроен специальный придел. Другой святыней храма стала обретенная в сгоревшей церкви (после штурма Казани войсками Пугачева в 1773 г) икона Николая Чудотворца.

Николо-Гостинодворская церковь нач.20 в.

К середине 18 века церковь пришла в запустение. Это был результат многочисленных пожаров и падения значения Гостиного двора, утратившим монополию торговли. К концу означенного века приход упразднили, а церковь приписали к Петропавловскому Собору. Несколько раз ее хотели разобрать, но каждый раз кто-нибудь из купцов вызывался отреставрировать храм, но потом  это мероприятие откладывалось. Во второй половине 19 века, наконец, купцы Постников и Савватеев начали восстановление, а, вернее, заново построили храм, стилизовав постройку под ее прежний архитектурный вид..

Гостиный двор нач.20 в.

В советское время храм закрыли, шатер и колокольня были утрачены. Само здание стали использовать для хранения документов Главного архивного управления. Со временем сооружение обветшало и ушло в землю. 

Николо-Гостинодворская церковь в 2017 г.Николо-Гостинодворская церковь сегодня

В 2017 году храм, находящийся в очень печальном состоянии, официально был возвращен церкви и сейчас ждет своего возрождения.

История создания музея

Напротив Спасских ворот находится очень красивое, стоящее углом, нарядно оформленное знание. Это Национальный музей РТ - главный музей города и крупный научно-педагогический центр Поволжья. Созданный в 70-х годах 19 века по инициативе профессорского коллектива Университета, в частности, известного казанского историка  Н.П.Загоскина, он не был музеем в привычном для нас понимании этого слова. Это было просто собрание в определенном месте разных этнографических, археологических и прочих находок, хранящихся без всяческой систематизации и недоступных для общественного посещения.

Позже,  директором казанского реального училища А.Орловым, была выдвинута инициатива  - создать в Казани Городской педагогический музей. Это нашло поддержку в администрации города, глава которой  - С. Дьяченко - призвал местное население содействовать образованию городского музея в приобретении им различных экспонатов и в материальной помощи. В 1891 году создается комиссия для организации музея и собраны денежные средства. Много спонсоров нашлось в промышленно-купеческой среде города – материальная помощь И. И. Алафузова, П. В. Щетинкина, Я. Ф. Шамова, И. В. Александрова, М. Т. Атлашкина и других была очень существенна.

А вот очень крупное пожертвование (пятьсот тысяч серебряных рублей)  от известной в то время меценатки О.Александровой-Гейнс было сопровождено условием, чтобы новый музей размещался обязательно на Воскресенской улице (ныне Кремлевской). Музей, таким образом, было решено разместить в здании Гостиного двора. Точкой отсчета в сборе музейных экспонатов стала коллекция Андрея Федоровича Лихачева – известного историка, нумизмата, этнографа и археолога, всю жизнь собиравшего редкие археологические экспонаты, особенно булгарские древности. Впоследствии он развил теорию преемственности булгарской культуры татарами.

Национальный музей РТ - А.Ф.ЛихачевА.Ф. Лихачев

Его уникальная коллекция была подарена музею его братом И.Ф. Лихачевым, который предварительно выкупил ее у наследников, и насчитывала она около 40 тыс. единиц хранения! Память о труде всей жизни А.Ф.Лихачева увековечена в оформлении входа в музей, над которым два милых ангелочка поддерживают картуш с вензелем АЛ – Андрей Лихачев.

Национальный музей РТ - вензель

Позже коллекция музейных экспонатов пополнялась за счет подаренных казанскими коллекционерами, меценатами, профессорско-преподавательским составом Университета и жителями города старинных, исторически значимых предметов.

5 апреля 1895 г. Городской научно-промышленный музей в очень торжественной обстановке открылся для публичных посещений. Его экспозиции разместились на обоих этажах здания и включали в себя 4 подразделения  - историко-этнографическое, учебное, естественно-историческое и Музей им. А. Ф. Лихачёва. 

Афиша Казанского городского музеяАфиша Казанского городского музея

С 1912 года музей стал просто Городским музеем Казани. Затем его неоднократно переименовывали, и, наконец, в 2001 году он стал Национальным Музеем РТ.

Послереволюционные,  20-е годы - оказались временем активного пополнения музейных коллекций за счет «экспроприации экспроприаторов», или, говоря по-простому, покинутые особняки ликвидированного класса хранили множество предметов представляющих истинно музейную ценность: фарфоровую посуду, картины, скульптуры, ювелирные украшения и прочее. Сотрудниками музея, вдохновляемыми директором Б. Адлером, велась целенаправленная работа по сбору и сохранению вновь приобретенных музейных ценностей. Пополнялись коллекции и за счет сокровищ, изъятых у церкви. Например, не разграбленные сокровища ризницы Благовещенского собора дошли до нас только благодаря их сохранению в запасниках музея.

К тому же музеем велись активные археолого-этнографические исследования. Особенно это касалось культурно-бытового аспекта ранее угнетенной татарской народности. Но в 30-е годы 20 столетия активность музея из-за политической ситуации в стране угасла. Возобновилась она к концу 30-х, с приходом нового директора Владимира Михайловича Дьяконова, который был на этом посту до 1977 года и сделал очень много для развития как научного, так и публицистического направления работы музея. В дальнейшие годы фонды музея активно пополнялись, его сотрудники искали новые формы работы, открывались многочисленные филиалы. Сейчас Национальный музей РТ - крупнейший музей Поволжья.

Национальный музей РТ сегодня

На сегодняшний день в фондах музея хранятся более 800 тысяч экспонатов  по краеведческой тематике, которые дают развернутую иллюстрацию природных богатств края и его богатого на события исторического прошлого.  На стендах музея можно увидеть ценнейшие экспонаты  ананьинской и булгарской эпох, античные и египетские предметы, древнейшие свитки и рукописные книги, множество золотых монет и декоративно-прикладных произведений искусств местного населения прошлых веков.

Постоянные экспозиции по древней истории Татарстана, по развитию края в средние века и в 18 веке, когда Татарстан входил в Казанскую губернию, поведают вам много интересного. Отдельная выставка откроет неизвестные факты о производстве ювелирных украшений и их значении у казанских татар.

Стенды Национального музея РТ

Очень интересны предметы быта различных исторических эпох, одежда и оружие. Очаровывает интерьер самого здания. Прекрасные парадная или «черная» (из черного мрамора) лестницы приведут вас на второй этаж музея, где самым удивительным экспонатом является чудом уцелевшая настоящая карета Екатерины Второй, оставленная ею в Казани. Уникальны и фарфоровая посуда, и одежда 18 века, и реконструированная галера «Тверь», на которой Екатерина Вторая отправилась в Волжский круиз.

Карета Екатерины Второй в Национальном музее РТКарета Екатерины Второй

По музею можно погулять и самостоятельно, но все-таки более полное и гармоничное впечатление вы получите, прослушав рассказ экскурсовода. Настроившись посетить музей, надо знать расписание его работы. Во-первых, понедельник – всегда выходной день. По вторникам, средам, пятницам, субботам и воскресеньям – музей можно посетить с 10 до 17 часов. По четвергам – рабочие часы с 13.00 до 20.00. Надо иметь в виду, что в первую среду месяца в музей можно сходить совершенно бесплатно, а вот последняя среда каждого месяца  -санитарный день.

Кроме постоянно функционирующих выставок, в музее периодически выставляются тематические интересные и оригинальные экспозиции. Музей имеет множество персональных музейных филиалов, которые тоже достойны посещения – например: квартира-музей М.Джалиля (ул.Горького, 17, кв.28), Музей Е.А.Боратынского (ул. Горького 25/28), литературный музей Г.Тукая (ул.Тукая, 74) и многие другие.