Адрес: Приволжская слобода
Режим работы: с 7.00 до 18.30

Известнейший и древнейший монастырь Нижнего Новгорода – Вознесенский Печерский основан к концу 20-х гг. 14 столетия. Его основателем является Дионисий Суздальский – монах, покинувший Киево-Печерский монастырь в поисках уединения, которое он нашел в самодельной горной пещере на волжском известковом берегу под Нижним Новгородом. 

Содержание:

  1. История Старопечерской обители
  2. Создание новой Печерской обители
  3. Что посмотреть


К 1330 году в месте первого поселения Дионисия уже существовала Печерская Вознесенская иноческая обитель, игуменом которой и он стал. Впоследствии Дионисий будет Суздальским и Нижегородским епископом, а к концу 80-х – уже Митрополитом Киева и всей Руси.

Строения Вознесенского Печерского монастыря в Нижнем НовгородеСтроения Вознесенского Печерского монастыря

История Старопечерской обители

Основанная обитель в начале была сооружена в виде пещерного жилища Дионисия – в углублении горы, что впоследствии сказалось на судьбе монастыря очень неблагополучно. Как в большинстве подобных случаев отшельничества, вокруг монаха-подвижника стали собираться единомышленники, мечтающие посвятить себя Богу.


Как и Дионисий селились вновь пришедшие первоначально в создаваемых ими пещерах. Но со временем на горном уступе началось возведение деревянных обительских наземных строений и ее первой церкви Вознесения. Наименование храма стало названием всего монастыря, но к нему добавилось слово Печерский – как напоминание о первоначальных пещерных поселениях.

Позднее на монастырской территории был сооружен целый монастырский комплекс - каменный Вознесенский храм с колокольней, теплая церковь Пресвятой Богородицы, деревянный храм Николая Чудотворца, монастырские кельи и различные хозяйственные строения.

Вознесенский собор Печерского монастыря на сегодняшний деньВознесенский собор Печерского монастыря на сегодняшний день

Монастырь в начале своего существования организовывался по принципу киновии, т.е. все у них было общее – и труд и собственность. В стенах этой обители была создана одна из древнейших летописей русского государства, известная как Лаврентьевская. Эта летопись включает в себя «Повесть временных лет», «Поучения Владимира Мономаха» и множество других исторически ценных описаний и документов.

Основной монастырской святыней изначально был список иконы Богородицы, принесенный на нижегородские берега Волги Дионисием из Киево-Печерской обители. Много десятилетий эта икона была одной из главных святынь всего Нижнего Новгорода.

Архитектурный ансамбль Печерского нижегородского монастыря на волжских берегахАрхитектурный ансамбль монастыря на волжских берегах

Среди избранных учеников Дионисия, проживающих в Печерском монастыре, широко известны двое. Первый – это Евфимий Суздальский, основавший впоследствии Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздали.

Другим известным учеником Дионисия был Макарий Унженский и Желтоводский, основавший одноименные монастыри, и завещавший основать еще одну пустынь на волжском берегу, в месте кратковременного отдыха возвращающейся группы православных из монголо-татарского плена. Там сегодня и существует, основанная по его завету, Макарьевская пустынь, носящая его имя.

Макарьевская пустынь на территории ТатарстанаМакарьевская пустынь на территории Татарстана

Считается, что оба будущих чудотворца – Евфимий с Макарием - были рождены в пределах Верхнего нижегородского посада около тогда еще деревянной Церкви Жён-Мироносец. В каменном варианте этот храм появился в середине 17 века. А в начале 19-ого столетия, кроме уже существовавшего предела Петра и Павла, были возведены и пределы в память двух известнейших учеников Дионисия. Сегодня эту церковь можно посетить на улице Добролюбова 13 а. Это недалеко от Музея-Усадьбы Н.Добролюбова и от Домика Петра Первого на Почаинской улице.

Храм Жён-Мироносец в Нижнем НовгородеХрам Жён-Мироносец

Есть и еще ряд известных монастырских иноков. Например, учитель Евдокии, будущей жены Д.Донского, был выходец из Печерского монастыря – философ П.Высоцкий. Вел монашескую жизнь при монастыре и один ученик С.Радонежского – А.Галичский. Известна и последовательница учения Дионисия Васса Нижегородская.

Со временем Печерский монастырь вырос до крупного духовно-культурного центра Суздальско-Нижегородского княжеского объединения. Ведущие деятели монастыря содействовали народному сопротивлению монгольским захватчикам и вдохновляли русских князей на мощный объединенный отпор.

Печерский монастырь Нижнего Новгорода в сказочную зимнюю поруПечерский монастырь в сказочную зимнюю пору

Дальнейшая судьба монастыря складывалась неоднозначно. Были тяжелые времена вражеских нападений и последующих за ними запустений. Бывали и времена подъема, сопровождавшиеся жертвенной помощью от сильных мира в виде денег, земли и водных угодий.

Именно в период расцвета монастырского существования, в самом конце 16 века (18 июня 1597) произошла страшная трагедия – гора, прикрывавшая монастырь с востока, обрушилась. Как ни странно, обошлось без человеческих жертв, но почти все материальные ценности вместе со строениями были уничтожены.



Во время разорительного оползня, в открывшейся горе произошло удивительное событие обретения мощей схимонаха Иоасафа, почившего лет за тридцать до указанного события.

На месте исчезнувшей обители впоследствии появилась церковь Преображения Господня или Старопечерская церковь (Слобода Печеры, 124), вначале деревянная, а затем (в конце 18 века) каменная. В этом каменном храме до сих пор покоятся мощи Иосафа, за чудесными исцелениями к которым стремятся сотни верующих.

Старопечерский храм Преображения Господня в Нижнем НовгородеСтаропечерский храм Преображения Господня

Чтобы избежать вероятных повторений оползней, новое место для обители было решено перенести чуть выше вверх по волжскому течению. Но, вскоре начались Смутные времена, борьба за престол и за Россию.

Создание новой Печерской обители

Обустройство обители на новом месте опять началось с деревянных строений, со сборов пожертвований, и с обращений о помощи к царю Федору Иоанновичу. Наконец, дело сдвинулось, мастера-строители были присланы из Москвы, пришла помощь в виде сорока каменщиков и из Ипатьевского монастыря Костромы.

Новый монастырский архитектурный ансамбль, в том виде, в котором он существует сегодня, сформировался к середине 17 века при непосредственном участии нижегородского архитектора А.Возоулина. Этот известный зодчий – автор собора Архангела Михаила в Нижегородском Кремле, участник возведения московского Теремного дворца и один из реставраторов московского Успенского храма. 



Постепенно территория Печерского монастыря украсилась пятиглавым Вознесенским храмом с открытой галереей, шатровой Колокольней, Успенской церковью, надвратной церковью Пр.Евфимия Суздальского и келейными корпусами, заканчивающимися Храмом Пр.Макария. Имелись покои настоятеля и служебные помещения, больницы и богадельни.

Вознесенский собор Печерского монастыря в 19 векеВознесенский собор в 19 веке

Строения обители на фоне живописной природы стали архитектурным украшением нижегородской окрестности, и их вид на века запечатлен на известной картине художника А.Саврасова, которая, кстати, находится в Художественном нижегородском музее. Каменная ограда с надвратным Покровским храмом с восточной стороны монастыря появилась значительно позже, только во второй половине 18 века.

Нижегородский Печерский монастырь на картине П.СаврасоваПечерский монастырь на картине П.Саврасова

Монастырское существование было настолько столь успешным, что обитель помогала не только нищим, немощным и престарелым, но и частенько снабжала государственные воинские части продовольствием и деньгами во времена различных войн. Петру Первому монастырь частично спонсировал создание флота и отдал несколько своих колоколов на переплавку их в пушки.

Нижегородский Печерский монастырь в 19 векеПечерский монастырь в 19 веке

В период Первой мировой войны на территории обители находилось около сотни беженцев, функционировал военно-инвалидный госпиталь, а в казну на нужды военного времени монастырь перевел более четырех тысяч рублей.

После революционных событий в 1924 году обитель закрывается, но не уничтожается. Ее строения очень интенсивно используются в основном в виде гражданского жилья. Вознесенский собор подошел в качестве столярной мастерской, причем подвалы были заняты под овощехранилище. Архимандритский корпус стал кинотеатром со звучным названием «Колхозник». Успенскую церковь заняли под архив. К 1971 году началось осознание исторической и архитектурной ценности данного монастырского комплекса и в нем начала работать реставрационная мастерская.

На территории Печерского монастыря в Нижнем НовгородеНа территории Печерского монастыря

Время возрождения началось в монастырской Печерской обители в 1994 году. Сегодня этот - все еще восстанавливающийся действующий мужской монастырь -очень приятно посещать. Небольшая ухоженная территория и древние храмы в очень живописном месте располагают к приятному, спокойному созерцанию и неспешной прогулке, а старинные росписи стен мысленно переносят нас в далекий 17 век.

Что посмотреть в Вознесенском Печерском монастыре

Схема Печерского монастыря, расположенная у входа

На монастырскую территорию туристы попадают с Печерского съезда через 

Западные «святые» ворота (конец 19 века)

Комплекс сегодняшних монастырских строений Печерского монастыряКомплекс сегодняшних монастырских строений

Печерский монастырь постепенно, на протяжении своего существования с середины 17 века, расширялся в территориальных размерах, что привело к появлению нового монастырского ограждения. Вначале новая ограда была деревянной, но со второй половине 19 века она меняется на каменную, декорированную башенками. Постольку угроз нападений извне в этот исторический период уже не существовало, то и ограждение создавалось не с оборонительными, а чисто с территориально ограничивающими функциями.

Западные ворота Печерского монастыря. Фрагмент.Западные ворота Печерского монастыря

Главный вход на монастырскую территорию был оформлен только в конце 19 века. Святые врата были украшены пятью главами, что придавало им определенную значимость и парадность.

Главные Западные ворота Печерского монастыря в конце 19 векаГлавные Западные ворота монастыря в конце 19 века

Войдя сегодня через Западные ворота на монастырскую территорию посетители видят справа монастырскую Трапезную, где можно угоститься местной выпечкой и выпить вкусного чая. Налево от аллеи небольшая тропинка уводит к часовенке.

Территория между Западными воротами и Печерским ансамблем 17 векаТерритория между Западными воротами и Печерским ансамблем 17 века

Впереди по правую руку, также вдоль главной аллеи и параллельно ей, идет недавно оформившаяся Аллея Романовых, на которой находятся бюсты уже почти всех представителей этой российской династии. 

Аллея Романовых в Печерской нижегородской обителиАллея Романовых в Печерском монастыре

Всего в монастыре планируется наличие трех аллей: Романовых, Рюриковичей и русских Патриархов. В конце исторической романовской аллеи возвышается

Надвратная церковь Св.Евфимия Суздальского (1645 г)

Этот каменный церковный надвратный шатровый храм – единственный в России. Подобными шатровыми церквями не снабжены более ни одни из главных монастырских ворот.

Надвратный храм Евфимия Суздальского. ФрагментНадвратный храм Евфимия Суздальского. Фрагмент

Данное сооружение повторяет Архангельский храм в Нижегородском Кремле. Это также «восьмерик» с шатровым завершением, к которому на южной стороне пристроен келарский корпус. Под храмом есть проход на территорию монастыря с сохранившимися росписями 17 века, а стена ограды, соединенная с этим входом, очерчивает границы монастырской территории 17 века.

Надвратная церковь Евфимия Суздальского в Печерском монастыреНадвратная церковь

Сразу за Евфимиевской церковью находится

Вознесенский собор (1630-32 гг.)

Этот пятикупольный собор является главным в данном монастыре. 

Западная сторона Вознесенского собора Печерского монастыряЗападная сторона Вознесенского собора

Вознесенский храм возведен по образу и подобию московского кремлевского Успенского собора. Но у Печерского появились определенные усовершенствования в виде Трапезной, Галереи и левого крыльца с примыкающей к нему Колокольней.

Галерея и крыльцо Вознесенского собораГалерея и крыльцо Вознесенского собора

На сооружение собора использовался большемерный кирпич, а белый известняк шел на подклеточные помещения. Именно в этом соборе находилась до закрытия обители главная нижегородская святыня – Образ Богоматери Печерской, принесенной самим Дионисием и украшенный в 19 столетии богато оформленной ризою.

Внутренний интерьер Вознесенского собора Печерского монастыряВнутренний интерьер Вознесенского собора

Когда начала функционировать знаменитая Нижегородская ярмарка, эту почитаемую икону перевозили в специальную часовню на ярмарочную территорию.

Икона Вознесенского храма в Печерском монастыреИкона Вознесенского храма

Здесь же, с левой стороны, можно увидеть Памятник Александру Второму. А с противоположной стороны от храма находятся Архиерейский дом (ближе к стене) и келейные корпуса (напротив Колокольни).

Колокольня (30-е гг 17 в.)

Сооружение колокольни велось параллельно с Вознесенским храмом. Однако, возводилась она изначально с небольшим наклоном от вертикальной оси. Строители заметили свою оплошность, когда часть Колокольни уже была возведена и делали попытки выпрямить строение при дальнейшем его подъеме. Полностью сделать этого не удалось, и данная нижегородская достопримечательность пополнила ряды «падающих башен» после Пизанской и Башни Сююмбике в Казани.


Нижней своей частью она напоминает утраченную колокольню уничтоженной оползнем обители. А вот двойные арочные окна роднят ее с итальянскими городскими башнями. Первоначально Колокольня заканчивалась деревянным шатром, который впоследствии был заменен на каменный (18 век).

Вознесенский собор и Колокольня Печерского монастыряКолокольня Печерского монастыря

В начале нашего 21 столетия Колокольня была оснащена новыми механическими часами. Во время боя новых часов звучат мелодии «Боже царя храни» или «Коль славен Бог». Мимо Колокольни и вдоль келейных корпусов (слева) приближаемся к удивительному и прекрасному строению середины 17 века. Перед нами

Успенская церковь (1649 г.)

Строилась эта теплая церковь изначально в соединении с большой трапезной палатой. Эта тоже шатровый храм, но шатер в данном сооружении перекрыт изнутри замкнутым сводом, в связи с чем, шатровое завершение носит чисто декоративный характер.

Успенский храм Печерского нижегородского монастыряУспенский храм Печерской обители

Форма храма - традиционный церковный четверик. Каждая фасадная сторона состоит из трех закомар и делится на три части, которые выделяются декоративными лопатками. Крупные кирпичные наличники украшают основную фасадную ярусную часть строения.

Кроме общей Трапезной с двумя алтарями, в данном храме находились библиотека и ризница. Ризница выступала главным хранилищем святых древностей и церковных богатств, а в библиотеке хранились уникальные рукописи и старопечатные издания. Богатства ризницы и библиотеки были так обширны, что нередко Печерский монастырь называли Лаврой.

Северная сторона Успенской церкви Печерского монастыряСеверная сторона Успенской церкви

Успенская церковь обогревалась печами, которые были оформлены прекрасными балахнинскими изразцами. Между Успенским и Вознесенским храмами была построена крытая каменная Галерея. Другая подобная галерея (на сегодня уже утраченная) находилась между Успенской церковью и корпусом казначейства.

Галерея, соединяющая Вознесенский и Успенский храмыГалерея, соединяющая Вознесенский и Успенский храмы

Интересно, что надземные галереи соединяли Вознесенский храм и с покоями настоятеля, которые в свою очередь соединялись со смотровой площадкой на монастырских стенах, т.е. это был полноценный надземный путь, по которому можно было совершать контрольные обходы территории.

Внутреннее убранство Успенской церкви Печерского монастыряВнутреннее убранство Успенской церкви

Кроме уже перечисленных церковных сооружений в монастырском ансамбле есть еще Петропавловская церковь и восточная надвратная Покровская церковь.

Церковь Св.Петра и Павла (1738 г.)

Эта небольшая церковь, заканчивающая собой корпусную келейную линию, идущую параллельно волжским берегам, появилась в монастырском ансамбле в 1687 году как Макарьевская. До 1738 года она существовала в деревянном варианте, а в камне сооружена уже вместе с возведением каменных больничных келий. В середине 19 века церковь была переосвящена в Петропавловскую.

Палладиевский корпус (1765г.)

Перпендикулярно к Петропавловскому храму примыкает двухэтажный Игуменский корпус, которых также называют Палладиевским, по имени проживающего в нем в 18 веке епископа Палладия. Сегодня в этом сооружении находятся наместнические апартаменты.

Петропавловский собор и Игуменский корпус образуют юго-восточный угол территории Печерского монастыряПетропавловский собор и Игуменский корпус

Покровская надвратная церковь (1765г.)

Параллельно с восточными жилыми корпусами и восточными воротами монастыря появилась еще одна небольшая деревянная надвратная церковь – Покровская. В начале 19 века она погибла в пожаре, но через полвека была восстановлена. Сегодня она почти не сохранилась. О ней напоминает небольшая главка с крестом, установленная на двускатной кровле бывшего храма и Игуменского корпуса.

Монастырский Некрополь

На монастырской территории традиционно образовался Некрополь. Это было место захоронений жителей обители, его архимандритов и насельников. За особые заслуги на монастырском некрополе проводились захоронения и знатных горожан – князей и бояр, а также членов их семей. Среди фамилий, выгравированных на надгробных памятниках, можно было встретить фамилии бояр Приклонских, князей Шаховского и Трубецкого, губернатора города А.Руновского и других представителей знаменитых нижегородских родов.

Некрополь у Вознесенского собора Печерского монастыря в 19 векеНекрополь у Вознесенского собора в 19 веке

Так же, как и по всей России, в постреволюционный период монастырский Некрополь подвергся осквернению, а могилы уничтожению. Сегодня, параллельно с продолжающейся реставрацией монастыря, с созданием исторических аллей, идет и посильное восстановление монастырского Некрополя. Найденные надгробья собираются на территории между Вознесенским и Успенским храмами.

Восстановление уничтоженного Печерского Некрополя

Музей истории Нижегородской епархии

При наличии времени и интереса можно посетить оригинальный музей, расположенный в залах келейного корпуса недалеко от Вознесенского храма. Эта единственная подобного рода музейная нижегородская экспозиция, открытая с 2003 года, поведает об истории создания обители на основе археологических и летописных данных. 

Вход в Церковно-археологический музей Печерского монастыряВход в Церковно-археологический музей

Среди уникальных экспонатов музея можно увидеть церковную утварь, старинные монашеские облачения, дореволюционные наградные значки.

Экспонаты Церковного музея Печерского монастыряЭкспонаты Церковного музея

На стендах много иллюстративного материала в виде фотодокументов, среди которых особенно ценны дореволюционные изображения убранства и состояния обители. Присутствуют в экспозиции и живописные репродукции. Интересно посмотреть на представленные в залах музея книги – как рукописные, так и старопечатные, исторические и исследовательские издания православной нижегородской истории и т.д.



Впечатления от увиденного в музее расширят представления об истории Печерской обители, которая станет значительно ближе и понятнее. А деньги, поступившие от вас в оплату за посещение, пойдут на дальнейшее восстановление этой прекрасной нижегородской обители. Кстати, в музее можно сфотографироваться на долгую память в специально оформленном старинном интерьере.

Этот уникальный нижегородский Музей работает ежедневно с 9.00 до 18.00, обед с 12.00 до 13.00. При желании можно взять экскурсовода как для сопровождения по Музею, так для осмотра всей монастырской территории.