Адрес: с.Абрамцево, ул.Музейная, 1
Режим работы: с 10.00 до 18.00 (кроме понедельника и вторника))
Стоимость: от 60 до 850 руб.

На северо-востоке Москвы находится много прекрасных и удивительных достопримечательностей в виде старинных усадеб, монастырей и музейных комплексов, являющихся на сегодня историко-архитектурными памятниками. Среди них одно из самых почетных и просто сказочных мест, очень притягательных в туристическом отношении, занимает Усадьба Абрамцево, территориально относящаяся к Сергиево-Посадскому району Подмосковья.

Содержание:

  1. История образования усадьбы
  2. Сергей Аксаков и Усадьба Абрамцево
  3. Савва Мамонтов и Абрамцево
  4. Судьба Музея Абрамцево
  5. Что посмотреть в Музее «Усадьба Абрамцево»
  6. Как добраться до Усадьбы Абрамцево. Режим работы


Усадьба расположена в живописнейшем местечке на побережье левого притока Клязьмы – реке Воря, в самом ее верховье, откуда любят сплавляться оптимистичные байдарочники. 

Левый приток Клязьмы - живописная река ВоряЛевый приток Клязьмы - р.Воря

Эти места издавна привлеками к себе внимание очень многих русских писателей и художников, и их связь с этими пейзажами отчетливо представлена в нынешних экспозициях заповедного музея. Чем же так притягательны эти места?

На территории музейной усадьбы АбрамцевоНа территории музейной усадьбы Абрамцево

Дело в том, что с середины 19 века хозяевами усадьбы были довольно известные люди: сначала С.Аксаков – писатель и общественный деятель первой половины 19 века. В 1870 году Усадьба стала собственностью известного промышленника, спонсора и покровителя деятелей искусства С.Мамонтова. Именно эти люди привнесли сюда ауру свободного творчества в различных направлениях искусства.

История образования усадьбы

Еще в далеком 16 веке территории Обрамково и соседней деревни Мутовки были помещичьей собственностью некого Волынского. К началу 18 столетия имением стал владеть Ф.И.Головин, ушедший в отставку после 20-летней службы на флоте Петра Первого. В Абрамкове он осядет почти на полвека, и именно им создастся общий облик усадьбы, ее построек и их расположений, который практически сохранился до нашего времени.

Река Воря на картине Поленова "Осень в Абрамцево"Река Воря на картине Поленова "Осень в Абрамцево"

Высокий берег реки Воря займет одноэтажное господское деревянное сооружение, окруженное хозяйственными строениями на западе, регулярным парком, спускающимся к Воре – на востоке, фруктовым садом на севере и проселочной дорогой на юге. Эта единственная дорога соединяла усадьбу с Хотьковским монастырем, откуда шли пути к Троице-Сергиевой Лавре и к Москве.

Небогатый и небольшой Господский дом был окружен на диво живописными и богатейшими охотничьими и рыболовными угодьями, а также ягодно-грибными лесами.

Художник А.Васнецов - Абрамцевский пейзажХудожник А.Васнецов - Абрамцевский пейзаж

В конце 18 века абрамцевскую усадьбу приобретает Л.В.Молчанов, при котором господский дом надстраивается мезонином. Парковый спуск к реке украшается террасой, а около реки появляется искусственный пруд, существующий и поныне. 

Восточный фасад Усадебного дома с открытой террасой в садВосточный фасад Усадебного дома с открытой террасой в сад

А уже с 1843 года хозяевами усадьбы становится многодетная семья Аксаковых.

Сергей Аксаков и Усадьба Абрамцево

Доамбрамцевский период жизни Аксакова

Сегодня Сергей Тимофеевич Аксаков, его творческий и жизненный пути, не очень известны современному поколению – постепенно уходят в далекое прошлое некогда известные и популярные имена. Кроме того, что Аксаков – автор всем известной истории про Аленький цветочек, часто и добавить нечего. А ведь это была очень интересная личность первой половины 19 века. Современник Пушкина и декабристов, Чернышевского и Белинского, Гоголя и Тургенева.

Русский писатель С.АксаковРусский писатель С.Аксаков

С.Аксаков родился в конце 18 столетия в семье уфимского прокурора. Его мать была незаурядной женщиной, умной, образованной и передовой. Она переписывалась с известным просветителем Н.Новиковым. Аксакову повезло с семьей – он рос в обстановке заботы и любви, уважения к природе и к прекрасному. К 4 годам Сережа уже много читал, а к 5 годам артистично пересказывал истории из «Тысяча и одна ночь» и других понравившихся книг.

Учился будущий писатель в Казанской гимназии, затем в Казанском университете. Уже в студенчестве Аксаков принимает участие в рукописных журнальных изданиях. После Казанского университета Сергей Тимофеевич какие-то периоды живет в Москве, какие-то в Петербурге, работая в качестве переводчика в законодательной Комиссии и в Экспедиции о государственных доходах. Параллельно он занимается литературой, что приводит к многочисленным знакомствам в писательско-актерской среде.



В 20-летнем возрасте Аксаков на несколько лет поселяется в родовом имении Ново-Аксаково Оренбургской губернии, где занимается все свободное время литературными переводами. В его переводах публика смогла познакомиться с произведениями Софокла, Мольера, В.Скотта. В 25 лет Аксаков женится, но неумение вести хозяйство, вынудили его к возвращению вместе с семьей в Москву. Опять пришлось устраиваться на государственную службу. Недолго он работал цензором в Цензурном комитете, утвержденном Николаем Первым. Позже, одним из первых, он становится театральным критиком, продолжая писать и литературно-критические статьи.

Покупка Усадьбы Абрамцево

В конце 30-х гг. 19 века, после смерти отца, Аксаков получает большое наследство, состоящее из поместий и более 800 крепостных душ. Продав отцовские земельные наделы, Аксаков покупает под Москвой Усадьбу Абрамцево, куда и переезжает со своей большой семьей, чтобы осесть и заняться хозяйственной и литературной деятельностью.

Кабинет С.Аксакова в Усадебном доме Абрамцево Кабинет С.Аксакова в Усадебном доме

Аксаковы не меняют архитектурный комплекс усадьбы и не перестраивают ни Господский дом, ни хозяйственные постройки. Единственным дополнением к уже имеющимся строениям на юго-западе вырастает жилой флигель.

Аксакову очень понравилось это живописное и уединенное место, наличие лесных массивов и небольшой речки. «Это то, что нам нужно» – писал он сыну. Именно здесь проявился в полной мере незаурядный писательский дар Аксакова, и были написаны его основные произведения.

Прижизненные издания С.Аксакова, написанные в АбрамцевоПрижизненные издания С.Аксакова, написанные в Абрамцево

К сожалению, уже находясь в Абрамцево Аксаков, в связи с обострившимся заболеванием глаз, постепенно теряет зрение, и писать самостоятельно вскоре не сможет. Все свои сочинения он надиктовывает дочери – Вере, из-под пера которой на свет появляются «Записки о рыбалке», «Записки ружейного охотника» и т.д. Эти произведения встретили горячий читательский отклик и были высоко оценены маститыми мастерами – Гоголем, Тургеневым, Чернышевским. Ведь кроме занимательных советов, наблюдений и рекомендаций охотникам и рыболовам, все произведения были написаны замечательным художественным языком.

С.Аксаков диктует свои сочинения дочери Вере в АбрамцевоС.Аксаков диктует свои сочинения дочери Вере

Рассказы и очерки Аксакова на рыболовно-охотничьи темы выходили в свет, раскупались и заново переиздавались. Работал писатель и над автобиографичной «Семейной хроникой», которая частями печаталась в журналах. Хотя фамилии действующих лиц были изменены, их прототипы были легко узнаваемы, а так как многие из них были еще в здравии, то у Аксакова наметился разрыв с некоторыми родственниками, из-за чего «Хроники» не были дописаны. А жаль.

Ведь в этих воспоминаниях очень живо, из первых рук, описана бытовая сторона помещичье-крестьянского существования, факты самодурства хозяев и нелегкой жизни крепостного крестьянства. Это интересно сегодня с точки зрения художественного иллюстрирования того исторического периода, а вот критики середины 19 века – Добролюбов с Щедриным - увидели в «Хрониках» протест против социального неравенства. Довольно любопытно и описание студенческих лет учебы и самого Казанского университета.

Аленький цветочек

В первой части «Семейных хроник» Аксакова описаны детские годы Багрова-внука (под этой фамилией фигурировали Аксаковы), его взросление и личностное формирование. Дополнением к данному произведению явилась «Сказка ключницы Пелагеи», которая называлась «Аленький цветочек».

Сказка ключницы ПелагеиСказка ключницы Пелагеи

Впоследствии оказалось, что сюжет ее был услышан девицей Пелагеей в середине 18 века как перевод французской сказки «Красавица и Зверь» г-жи Л.де Бомон. А та, в свою очередь, была литературной обработкой аналогичной истории Г.Вилленёв. Европейские сказания о любви красавиц и чудовищ, имеющие в основе фольклорные мотивы, были весьма многочисленны и многонациональны.

Простая же русская девушка Пелагея, служившая в то время в одном из купеческих домов астраханской знати, внесла в услышанную сказку русский фольклор с его образной речью и популярными пословицами, а также многочисленные выражения персидских торговцев о золоте аравийском да хрустале восточном. Впоследствии она рассказывала эту историю маленькому Сереже.Так что, аксаковскую ключницу вполне можно считать соавтором «Аленького цветочка».


С.Аксаков, пересказывающий уже во взрослом возрасте услышанную в детстве сказку, стилизовал ее в форме напевного рассказа, вероятно и не подозревая о существовании первоисточников. Посвятил ее писатель своей внучке – Оленьке и называлась она в рабочем варианте – Оленькин цветочек. Именно эта сказка, основанная на русских корнях, дошла до нас через века. Ее читают, и будут читать наши дети и внуки, их дети и их внуки. А написана эта сказка была здесь - в подмосковной Усадьбе Аксаковых – Абрамцево.

Иллюстрация из "Аленького цветочка" в одном из многочисленных изданийИллюстрация из "Аленького цветочка"

Эта романтическая история о силе всепобеждающей любви известна в различных текстовых адаптированных вариантах, в виде мультипликационных и художественных фильмов, и в виде театрализованных постановок и балетов. Интересно, что сценический «Аленький цветочек», который ставят многочисленные театральные коллективы, в постановке Московского театра им.Пушкина зарегистрирован Книгой рекордов России в качестве самого долгосуществующего спектакля (идет с 1949 г.).

«Аксаковские субботы»

В Абрамцевскую усадьбу, в бытность ее Аксаковским владением, приезжали друзья и знакомые писателя – И.Тургенев, М.Загоскин, Ф.Тютчев и, конечно же, великий Н.Гоголь, с которым Аксаков познакомился еще в 1832 году и окружил того просто культовым почитанием. Гоголь, в свою, очередь побудил Аксакова встать на путь реалистической прозы.

После смерти Гоголя Аксаков до конца своих дней будет работать над мемуарами о великом русском писателе, и сегодня они бесценны в осмыслении личности и творчества Гоголя. Писал мемуарные воспоминания Аксаков и о других известных знакомых современниках.

Литературное наследие С.АксаковаЛитературное наследие С.Аксакова

Квартира Аксаковых еще в московский жизненный период была неким центром притяжения творческих деятелей, и уже в 20-30-е годы появилась традиция собираться у Аксаковых по субботам. Разноплановые и разносторонние журналисты и писатели, актеры и ученые свободно обсуждали здесь литературоведческие, общественные и политические вопросы. Возможно, именно диспуты «Аксаковских суббот» способствовали развитию славянофильского движения, в котором активно участвовали дети писателя.

После переезда Аксакова в Абрамцево эти связи с передовыми представителями творческих профессий не порвались. Стены абрамцевской усадьбы видели актера М.Щепкина, и писателей М.Загоскина, Гоголя, Тургенева, Шевченко и многих-многих других. Все любили бывать в гостеприимной живописной усадьбе и общаться с ее высокоинтеллектуальными хозяевами.

Спуск с террасы Усадебного дома в садСпуск с террасы Усадебного дома в сад

В 1859 году, после смерти С.Т.Аксакова, Абрамцево переходит к одной из его дочерей. Но все строения заколачиваются и не используются в течении 10 лет, по истечении которых усадьба продается известнейшему потомственному российскому предпринимателю и благородному покровителю деятелей искусства - Савве Мамонтову.

Савва Мамонтов и Абрамцево

С.Мамонтов был одним из тех удивительных людей, которые вырастали на русской земле в эпоху общественно-социальных перемен. Эти люди, являясь богатейшими промышленниками, купцами или фабрикантами, любили свою родину, отечественное искусство и занимались меценатством целенаправленно.


Савва - выходец из тобольской купеческой семьи, сын одного из основателей Московско-Ярославской железной дороги и организаторов первых нефтяных бакинских разработок – Ивана Мамонтова. Закончив московскую гимназию и Горный институт в Петербурге, Савва активно участвовал в бизнесе отца при его жизни и после его смерти.

Портрет Саввы Мамонтова - работа РепинаПортрет Саввы Мамонтова - работа Репина

Период ремонта и строительства

Через пять лет после женитьбы на купеческой дочери Елизавете Сапожниковой, молодые супруги покупают Усадьбу Абрамцево, пришедшую к этому времени в явное запустение. Хотя можно было купить более дешевое и более солидное усадебное хозяйство, Мамонтовы остановили свой выбор именно на бывшей Аксаковской усадьбе, хранящей в памяти присутствие писательско-актерского контингента, приезжающего сюда к «старику Аксакову».

С 1870 по 1880 годы ремонт был проведен в основном доме усадьбы, полностью перестроились Людская и Кухня, среди дворовых построек появились сооружения амбара, сарая, ветряной водокачки. А чуть подальше каретный сарай с конюшней, и строения скотного двора. В бывшем фруктовом саду были оборудованы теплично-оранжерейные строения, где вырастали даже персики, присутствующие в интерьере знаменитой картины Серова «Девочка с персиками».

Отмеченные места оранжерейных строений в Усадьбе АбрамцевоОтмеченные места оранжерейных строений в Усадьбе

Для нужд местного населения по инициативе Елизаветы Мамонтовой строятся больничный блок и школа со столярной мастерской. Именно эта мастерская дала впоследствии начало знаменитому декоративному промыслу – Кудринской деревянной резьбе

Была создана студийная Мастерская, где лепкой занимался и сам Савва Мамонтов. Вся усадебная территория была полем деятельности для десятков приезжающих в усадьбу художников. Здесь можно встретить Избушку на курьих ножках (проект Васнецова) и Спасскую церковь – два строения, ставшие началом отечественного модерна.

Избушка на курьих ножках в Абрамцево Избушка на курьих ножках в Абрамцево 

А к 1890 году появилась гончарная мастерская, где созданием изразцовых печей вдохновенно занимался М.Врубель. Позже в ней налаживается производство майоликовых каминов, декоративной керамической посуды и скульптур.

Майоликовый камин М.ВрубеляМайоликовый камин М.Врубеля

Мамонтовский художественный кружок

Кроме созданий исключительно материального направления в Абрамцеве возникает уникальное духовное образование, названное впоследствии «Мамонтовский художественный кружок». Дело в том, что Савва с детства любил все виды искусства, посещал театральную студию А.Островского, учился петь в Милане, брал уроки рисования в Риме. 

Тяга к искусству способствовала образованию вокруг Саввы широкого круга творческой интеллигенции – художников, писателей, актеров, музыкантов. Все они охотно приходили в московский особняк промышленника, и еще более охотно посещали загородную Усадьбу Абрамцево.

Картина В.Поленова."На лодке" создана в Усадьбе АбрамцевоКартина В.Поленова"На лодке"

В Абрамцево царила атмосфера свободного творчества, звучала музыка, ставились спектакли. Уникальность организаторских способностей Мамонтова состояла в том, что он умел находить таланты, вдохновлять их, предоставляя творческую свободу и ненавязчивую материальную помощь.

В близком взаимодействии художники мамонтовского кружка незаметно для себя черпали друг у друга идеи для дальнейшей деятельности. Так, например, Васнецов своим русско-народным направлением подтолкнул Елену Поленову к изучению национального фольклора, что сделало ее одной из активнейших участниц создания Музея декоративно-художественного творчества и привело к последующей ее работе в абрамцевской дерево-резчицкой мастерской.

Члены мамонтовского кружка ощущали свою взаимосвязь и свое почти семейственное творческое гармоничное единение. Это было символичным продолжением «аксаковских суббот» и характерной особенностью существующего исторического периода.

Художник Поленов и Савва Мамонтов в абрамцевской усадьбеХудожник Поленов и Савва Мамонтов

После покупки и обустройства абрамцевской усадьбы многие знакомые художники пользовались мамонтовским гостеприимством и жили в усадьбе подолгу. Здесь они писали свои полотна, большая часть которых впоследствии стала признанными шедеврами отечественной школы живописи.

Среди картин, созданных в Абрамцево, особенно известны «Аленушка» и «Богатыри» Васнецова, знаменитая «Девочка с персиками» Серова и множество полотен с изображением природы. Среди них картины Репина, Коровина, Нестерова, Врубеля, Поленова и других. 

Серов "Девочка с персиками" - Вера МамонтоваСеров "Девочка с персиками" - Вера Мамонтова

Девочкой с персиками стала 12-летняя Вера Мамонтова – дочь Саввы. Она же позировала Васнецову для его знаменитой Аленушки. А вот сын Саввы Андрей увековечен в образе Алеши Поповича в «Богатырях» В.Васнецова. Интересно, что вся пятеро детей Саввы Мамонтова назывались по порядку букв его имени: Сергеем, Андреем, Всеволодом, Верой и Александрой. Кстати, именно последней дочери Мамонтовых - Александре впоследствии предстоит стать первым руководителем абрамцевского музейного комплекса.

Абрамцево-кудринская резьба

Благодаря неравнодушному участию мамонтовских кружковцев в Абрамцево появился уникальный народный промысел, известный и сегодня – Кудринская резьба по дереву. Дело в том, что кружковцы и сами Мамонтовы начали собирать коллекцию изделий местного народного творчества, которая подтолкнула к идее переустройства созданной столярной мастерской в столярно-резчицкую.

Старинные экспонаты, собранные кружковцами для абрамцевского фольклорного музеяСтаринные экспонаты, собранные для абрамцевского фольклорного музея

Эта мастерская стала местом обучения и последующей работы для многих умельцев из ближайших населенных пунктов. Хотьковские, мутовские, кудринские, ахтырские умельцы получали здесь бесплатное декоративно-художественное образование. Для них было организовано преподавание рисунка и живописи, давались навыки работы с резательными инструментами. Кстати, выпускникам мастерской по окончании учебы преподносился ценный подарок – набор инструментов.

Создание кудринского изделия в мастерскойСоздание кудринского изделия в мастерской

Мамонтовские кружковцы очень поддерживали деятельность Абрамцевской мастерской. Ее художественный руководитель, сестра известного художника, основоположница стиля модерн – Елена Поленова сама создавала многочисленные орнаментные эскизы, на основе которых выполнялась резная мебель и прочие бытовые предметы.

Резной буфет, выполненный по эскизам Е.Поленовой Резной буфет, выполненный по эскизам Е.Поленовой

Резную мебель из Абрамцево можно было приобрести в специальном московском магазине, и, несмотря на то, что она была не из дешевых, спрос на нее был довольно велик. Соединение фольклорных элементов крестьянского мастерства с современным направлением модерна сделал абрамцевскую мебель довольно модным брендом среди зажиточной части больших городов.

Резная мебель абрамцевских мастеровРезная мебель абрамцевских мастеров

Один из выпускников абрамцевской мастерской - В.Ворносков - впоследствии открыл собственное производство, которое переросло в уникальный народный промысел, известный как Кудринская резьба. Работы этой артели имели свой собственный стиль и подчерк, удачно сочетая плоскорельефные и геометрические растительные орнаменты.

Декоративное изделие в технике кудринской резьбыДекоративное изделие в технике кудринской резьбы

После революции бывшая ворносковская артель переросла в крупное предприятие с более чем сотней работников. Это предприятие участвовало в многочисленных отечественных и зарубежных выставках, получая на них награды и дипломы. Сегодня кудринское производство перенесено в Хотьково, где под него создана Фабрика художественных изделий, а в Абрамцевском художественно-промышленном колледже им. В.Васнецова готовят мастеров для этой фабрики.

Судьба Музея Абрамцево

В самом конце 19 века Савву Тимофеевича арестовывают на основании дела о финансовых махинациях и сажают в тюрьму. Хотя впоследствии его оправдывают и освобождают, материально он потерял практически все.



Однако, Усадьба Абрамцева, оформленная на его жену, осталась владением их семьи. С.Мамонтов в дальнейшем занимался перевезенной в Москву керамической мастерской, изделия которой по проектам Врубеля, Коровина, Васнецова украсили собой фасады Метрополя и Третьяковской галереи, залы Ярославского вокзала.

Панно М.Врубеля на фасаде гостиницы МетропольПанно М.Врубеля на фасаде гостиницы Метрополь

После революции национализированное Абрамцево получило от Наркомпроса Охранную грамоту. Тот день - 10 октября 1918 г. - считается Днем рождения музейного заповедника. Первым создателем его была младшая дочь Саввы – Александра Саввишна.

Музей просуществовал до 1932 года, после чего на усадебных территориях для трудящихся на ниве искусства организуется Дом отдыха, частыми гостями которого были Г.Александров с Л.Орловой, Т.Хренников и прочие деятели. На другом берегу Вори сооружается поселок Художников.

Дом отдыха  к 1938 году становится Санаторным учреждением для работников образования. Во время Второй мировой войны бывшая абрамцевская усадьба занимается военным госпиталем.

Памятный камень о событиях Великой Отечественной войны в АбрамцевоПамятный камень о событиях Великой Отечественной войны

После войны усадьбе был возвращен музейный статус, вернее части ее территории. Ибо другая его часть стала Санаторием для Академии наук. Хранителем восстановленного музея стал сын Саввы Мамонтова – Всеволод.

К концу 70-х гг. 20 века абрамцевский музей стал хозяином всей территории усадьбы и назывался он теперь Государственным историко-художественным и литературным музеем-заповедником «Абрамцево».

Что посмотреть в Музее «Усадьба Абрамцево»

Абрамцевская заповедная зона включает в себя усадебные строительные объекты в качестве памятников архитектуры 18-19 вв. и парковую территорию с прудами и арт-объектами в виде Избушки на курьих ножках, Скамейки Врубеля и т.д.

Схема абрамцевского музея-заповедника

1. Вход в музей-заповедник   2. Касса   3. Людская   4. Кухня   5. «Скамья Врубеля»   6. Мастерская   7. Усадебный дом   8. Баня   9. «Избушка на курьих ножках»   10. Церковь Спаса Нерукотворного   11. Поленовская дача   12. Экспозиция «Русские художники XX века в Абрамцеве   13. Административные здания   14. Туалет   15. Верхний (Поленовский) пруд    16. Нижний пруд   17. Река Воря

Во всех усадебных строениях расположены различные экспозиции, представляющие огромное музейное богатство, исчисляющееся более 20-тысячным количеством предметов скульптуры и живописи, декоративно-прикладных изделий, фотодокументов и прочее.



Войдя на усадебную территорию, первое, что видят туристы справа по курсу, это реконструированные строения Людской и Кухни. Людская (1870) когда-то была рабочей кухней вместе с прачечной, а в утраченном мезонине находились жилые комнаты. Сегодня здесь можно ознакомиться с интерьером, заказать экскурсию и купить сувениры.

Кухня (1870)

Кухонное строение, которое сегодня осматривают туристы после покупки билетов, построено вместо обветшалой кухни Аксаковых, т.е. данное сооружение относится к мамонтовскому периоду усадьбы.

Строение Кухни в Усадьбе АбрамцевоСтроение Кухни в Усадьбе

Вокруг по центру расположенной печки располагались кухонные атрибуты. В этом же строении находилась и комната прислуги.

Сегодня здесь представлены многочисленные экспонаты из коллекции, собираемой мамонтовскими кружковцами во время бесконечных экспедиций по крестьянским домам различных российских губерний, т.е. русские народные изделия – мебель и бытовые принадлежности, образцы деревянной резьбы, прялки и скалки, ковши и бураки, сундуки и игрушки. 

Экспонаты абрамцевской коллекции Экспонаты абрамцевской коллекции

Большая часть экспонатов служила впоследствии образцами эскизов для новых идей и образных решений.

Усадебный дом (конец 18 века)

Затем туристы обычно направляются на осмотр памятника деревянного зодчества конца 18 столетия, сооруженного в классическом стиле – Усадебный дом. Это самое старинное строение в Усадьбе. Оно неоднократно ремонтировалось, достраивалось и перестраивалось. Сегодня, одним своим фасадом (восточным) с открытой террасой, особняк смотрит на парк, а западным фасадом – на двор. Западный фасад оснащен двумя крылечками. Для хозяев и гостей – парадное крыльцо, для прислуги – служебное.

Западный фасад Усадебного дома в АбрамцевоЗападный фасад Усадебного дома

Внутри дома находятся анфиладные комнаты, которые имеют два ряда, расположенные параллельно фасадам. Со стороны восточной анфилады находились парадные гостевые комнаты и залы. Здесь находится и Красная гостиная, из которой можно выйти на открытую террасу и в которой проходили прекрасные музыкальные вечера.

Открытая терраса восточного фасада Усадебного домаОткрытая терраса восточного фасада

Западная же анфилада была повседневной и состояла из жилых хозяйских покоев и кабинетов. Между собой анфиладные ряды были соединены коридорами.

Второй мезонинный этаж, пристроенный Молчановыми, имел две комнаты, одну из которых занимали гости Аксаковых, в том числе и Н.Гоголь.

Одна из комнат Усадебного домаОдна из комнат Усадебного дома

Сегодняшние анфилады в Усадебном доме заняты двумя основными экспозициями. Одна рассказывает о семье Аксаковых, а другая – о Мамонтовском художественном кружке.

Мастерская (1873)

Место бывшего во времена Аксаковых флигеля, находящегося с юго-восточной стороны Усадебного дома, Мамонтовы заняли Мастерской (арх.В.Гартман). Она представляет собой одноэтажное деревянное жилое строение под плоской кровлей, к которому пристроена скульптурная мастерская. Это нестандартное сооружение является ярким образом псевдорусского стиля второй половины 19 века. 

Мастерская в Усадьбе АбрамцевоМастерская

Искусной резьбой украшены многочисленные детали от крыши и карнизов до окон и крыльца.

С запада расположенное крыльцо приводит в сени. Далее, как говорится, направо пойдешь – к двум жилым комнатам попадешь, прямо пойдешь - в Скульптурную мастерскую придешь. 

Жилая комната МастерскойЖилая комната в Мастерской

Помещение, предназначенное под Скульптурную мастерскую, имеет отличное естественное освещение. Две его противоположные стены снабжены обычными прямоугольными оконными проемами, центральная стена оснащена большим окном во всю стену, которое сочетается с застекленной дверью, ведущей в парк. Дополнительный свет, ввиду отсутствия потолочных перекрытий идет, через кровельные окна.

Помещение Скульптурной мастерскойПомещение Скульптурной мастерской

Стены этой Мастерской видели творческие искания С.Антакольского, Васнецова, Репина. Азартно лепил здесь и сам Савва Мамонтов. А жилые комнатки этого строения занимали Серов и Остроухов. Во времена советского Дома Отдыха в них обитало семейство П.Кончаловского.

Сегодня здесь находится постоянная экспозиция, посвященная творчеству М.Врубеля в областях живописи и керамики. А еще здесь находится удивительный портрет выросшей «Девочки с персиками» - 21-летней Веры Саввишны.

Баня-Теремок (1877-78)

Еще одно сооружение псевдорусского стиля – это одноэтажная деревянная Баня-Теремок (арх.и.Ропет), которая находится севернее Усадебного дома, на месте разобранной бани Аксаковых.

Баня-теремок в Усадьбе АбрамцевоБаня-теремок в Усадьбе Абрамцево

Крыльцо, сени, две комнатки, мезонин и, конечно же, русская печь по центру. Это здание, как и Мастерская, украшено причудливой резьбой. Но в отличие от Мастерской, Баня имеет маленькие окошечки, которые находятся под высокой четырехскатной кровлей. Небольшая дверь под причудливой крылечной крышей придают строению вид сказочного теремка.

Фрагмент резьбы крыши Бани-теремкаФрагмент резьбы крыши Бани-теремка

Первое время Баня была действительно баней, а позднее стала еще одним гостевым сооружением. Сегодня в этом памятнике архитектуры находятся экспонаты знаменитой столярно-резчицкой мастерской, эскизы для многих из них были изготовлены художницей Еленой Поленовой.

Экспонаты, размещенные в абрамцевской Бане-ТеремкеФото экспонатов, размещенных в Бане-Теремке


Церковь Спаса Нерукотворного (1881-82)

Создание усадебного храма было насущной необходимостью не столько для жителей усадьбы, сколько для верующего населения близлежащих сел, которые в периоды разлива Вори не могли попадать в церковь, находящуюся на противоположном ее берегу.

Вначале работать над эскизными проектами нового строения начал В.Поленов, взяв за образец новгородскую церковь 12 века Спаса на Неридице. Спроектированное им сооружение получилось сурово-тяжеловесным, да и фасадные части не были до конца проработаны. Завершил проектную часть работы В.Васнецов, который опирался на образы московско-ярославских храмов и свое сказочное восприятие мира. Он переработал основные пропорции строения и завершил его фасадное оформление. В результате получилось очень декоративное, живописное, пропорциональное строение приусадебного храма, гармонично украсившее облик парковой зоны.

Храм Спаса Нерукотворного в Усадьбе АбрамцевоХрам Спаса Нерукотворного

Этот храм является результатом коллективной бескорыстной работы всех членов Мамонтовского кружка, которые занимались всеми видами работ по интерьерному оформлению – от вышивок до камнеобделочных работ.

Чтобы приблизить резной орнамент к стилю русского средневековья, кружковцы выезжали в ростовскую, ярославскую и прочие глубинки в поиске первоисточников. В орнаментный узор вводились христианские элементы символических сюжетов. В.Поленовым были выполнены эскизы основных интерьерных элементов – иконостас и киоты, хоругви и церковная утварь.

Иконостас в Храме Спаса НерукотворногоИконостас в Храме

Многие иконы также были собраны кружковцами во время их региональных «командировок». Часть же икон является произведениями кружковцев. Репин создал лик Спаса Нерукотворного, Н.Неврев - образ Николая Чудотворца, В.Васнецов создал изображения Сергия Радонежского и Богоматери, Поленов написал Благовещение.

Однотонно окрашенные клиросы, буквально в последний день, Васнецов украсил изображениями с реально собранных в полях бабочек и цветов. Его же рисунок лег в основу оформления цементного пола, который из разноцветных камешков с берегов Вори покрылся мозаикой. Печь устанавливается и оформляется М.Врубелем.

Клиросы Храма Спаса Нерукотворного, расписанные ВаснецовымКлиросы Храма Спаса Нерукотворного, расписанные Васнецовым

В архитектурном плане данный храм, созданный мамонтовскими кружковцами в виде стилизации под древнерусское строение, считается одним из первых объектов модерна на отечественной почве. Развитие данного стиля отчетливо прослеживается в сооружении «Избушки на курьих ножках».

Позднее церковная ризница в связи со смертью Андрея Мамонтова переделывается и становится Часовней, где его и хоронят. Около одной из стен храма образуется семейный Некрополь Мамонтовых – там находятся захоронения многих представителей семьи, включая и могилу самого Саввы Ивановича. 

Некрополь Мамонтовых у стены Спасского храма в АбрамцевоНекрополь Мамонтовых у стены Спасского храма

Сегодня церковные богослужения в храме совершаются только в связи с памятными абрамцевскими датами.

Избушка на курьих ножках (1883)

Зарождающаяся концепция русского модерна нашла свое продолжение в сказочно-эпической беседке, сооруженной вблизи Спасского храма по эскизным рисункам того же В.Васнецова.

Избушка на курьих ножках - эпическая беседка в АбрамцевоИзбушка на курьих ножках - эпическая беседка в Абрамцево

Фундаментные столбы здесь заменены на пни. Толстобревный сруб под двускатной тесовой крышей, опирается на них. Вырезанная конская голова украшает фронтон с северной стороны беседки. Присутствуют в декорировании летучие мыши с совами.

Фрагмент крыши Избушки на курьих ножках

Сени, покрытые соломой, покоятся на столбах. С противоположной стороны от сеней есть даже небольшой балкончик.

Скамья Врубеля (1915)

Это уникальное сооружение появилось в одном из парковых уголков с интересным названием «Таньонов нос». Эта насыпная часть парка была оборудована под небольшой садик гувернером Мамонтовых – Ю.Таньоном, в честь которого и было дано название этому месту. Отсюда открывалась прекрасная панорама Долины отрока Варфоломея, сохранившаяся для нас на картине Нестерова. Здесь часто проходили дневные пленэры художников, и вечерние любования закатами.

Долина Варфоломея на картине Нестерова "Видение Отроку Варфоломею"Долина Варфоломея на картине Нестерова "Видение Отроку Варфоломею"

В 1915 году на основе керамических изразцов абрамцевской Мастерской, выполненных по эскизам, как самого Врубеля, так и других авторов, в этом месте сооружается скамья, изготовленная в активно работающей мамонтовской мастерской, перевезенной в Москву из бывшей усадьбы.

Скамья М.Врубеля в Усадьбе АбрамцевоСкамья М.Врубеля

Поленовская дача (1882)

В начале 80-х гг.19 века для только что женившегося художника В.Поленова (венчание состоялось в новом Спасском храме) сооружается отдельно стоящее строение. Этот простой одноэтажной домик служил для Поленова мастерской и местом его семейного проживания, а также сценой усадебных домашних спектаклей, в которых активно участвовали все жившие в усадьбе художники.

Поленовская дача в Усадьбе АбрамцевоПоленовская дача - фото

Позже этот домик сдавался внаем. В годы Первой Мировой он служил военным лазаретом для размещения ослепших солдат. В бытность в усадьбе Дома отдыха здесь была размещена столовая.

Сегодня здесь проводятся тематические музейные выставочные экспозиции.

Музей «Русские художники 20 века»

Когда в советский период усадебную территорию занимал Санаторий работников образования, для него недалеко от Усадебного дома возводится лечебный корпус – ампирное сооружение эпохи сталинизма (1938 г).

Музей художников начала 2- столетия в бывшем санаторно-лечебном корпусе "Музей художников начала 20 столетия" в бывшем санаторно-лечебном корпусе

Теперь в его стенах находятся экспонаты коллекции художественных произведении живописцев, творивших в Абрамцево в начале 20 тысячелетия. Это Р.Фальк и П.Кончаловский, работы И.Грабаря и И.Машкова, скульптуры В.Мухиной и прочие произведения искусства начала прошлого века. В основном все они проживали в Поселке художников с противоположной стороны реки Воря.

Абрамцевский парк

Если уж выбрались в Абрамцево – то просто необходимо прогуляться по всем трем террасам его живописного парка, спуститься к сказочным берегам реки Воря, где когда-то сидела васнецовская Аленушка, обойти все уголочки с мостиками и скульптурными объектами, еще раз полюбоваться замечательными строениями мамонтовских кружковцев, как бы вышедшими из русских сказок. 

Мостик в Усадьбе АбрамцевоМостик в Усадьбе

Около некоторых из них находятся поистине ископаемые древности – Каменные бабы (9-11 вв.) половецких народов. Эти археологические находки были сделаны во время сооружения железной дороги в Донецко-Мариупольском крае, и привезены в усадьбу лично Саввой Мамонтовым.

Каменная баба перед Избушкой на курьих ножкахКаменная баба перед Избушкой на курьих ножках

А еще в парке можно постоять под Черешчатым дубом, возраст которого практически равен 250 годам! Погулять по Римской роще, созданной Мамонтовыми в память о посещении Италии – здесь каждое дерево посажено членами семьи и их гостями. Есть в парке и Гоголевская аллея, напоминающая о посещении усадьбы Гоголя во времена проживания здесь С.Аксакова.

Абрамцевский пруд на территории парковой зоныАбрамцевский пруд

И обязательно полюбоваться абрамцевскими прудами и удивительными мостиками через речку Воря, которые просто просятся на холст.

Как добраться до Усадьбы Абрамцево. Режим работы

Музейный комплекс Усадьбы Абрамцево расположен в подмосковном Сергиево-Посадском районе и территориально принадлежит Хотьковскому городскому поселению.


Из Москвы приехать сюда можно от Ярославского вокзала на электричке, идущей в сторону Сергиева Посада. Нужная нам станция так и называется - Абрамцево. Также до этой же станции ходят электрички и из Сергиева Посада. От станции через лесок, территорию поселка Художников и речку Ворю нужно будет пройти пешком до музейной территории.

Река Воря около Усадьбы Абрамцево осеньюРека Воря осенью

Если вы путешествуете на своей машине, то нужно двигаться по Ярославскому шоссе. После Голыгино уйти налево по указателю на Радонеж. Далее двигаться до Хотьково, где будет поворот на улицу Михеенко, преходящую в Абрамцевское шоссе, которое и приведет к музею.

Не забывайте, что вход на усадебную территорию платный. Время работы обычно с 10.00 до 18.00. По праздничным и выходным до 20.00. Осмотреть Усадебный дом возможно лишь с экскурсионным сопровождением. В понедельник и вторник можно посещать только парковые зоны заповедника.