Адрес: ул.Советской Армии, 292
Режим работы: не работает

Самой, пожалуй, известной самарской достопримечательностью является знаменитый Дом со слонами. Этот памятник архитектуры эпохи модерн, так популярной в начале 20 века в Самаре, объявлен объектом культурного наследия России, однако до сих пор он находится в крайне запущенном состоянии.

Содержание:

  1. Константин Павлович Головкин – история жизни
  2. Архитектура и дизайн Дома со слонами
  3. Легенды и мифы Дома со слонами

Дом со слонами - достопримечательность СамарыДом со слонами - достопримечательность Самары

Средств на его восстановление пока не выделяется. Может это связано с его удаленностью от центра города, может есть другие причины, но для туристов пока это сооружение малодоступно. Хотя экскурсии туда организуются, но в принципе, смотреть внутри практически нечего. 

Веранда самарского Дома со слонами Веранда

Снаружи бывшая дача известнейшего городского художника и мецената К.Головкина тоже выглядит печально. А в начале 20 века – это было поистине выдающееся строение, которым любовались отдыхающие с проплывающих мимо по Волге пароходиков.

Дом со слонами в Самаре - вид с ВолгиВид с Волги

Кем же был Константин Головкин и что это за сооружение - Дом со слонами?

Константин Павлович Головкин – история жизни

К.Головкин был одним из самых популярных людей Самары конца 19 - начала 20 столетий - успешным купцом, художником и меценатом. Выходец из купеческой среды, испытывающий тягу к рисованию, он не получил специального художественно образования, если не считать частных уроков у художника Ф.Бурова

К.Головкин на пленэре на волжском берегуК.Головкин на пленэре на волжском берегу

Да и общее образование у него было всего 7 классов самарского Реального училища, которое закончил и писатель А.Толстой, чей Музей-усадьба является сегодня архитектурно-литературным памятником.

Оставаясь художником-самоучкой и придерживаясь традиций реализма в живописи, Константин Павлович был активным организатором культурной жизни любимой Самары. Он собирал вокруг себя местных художников, организовывал выставки картин не хуже передвижников, выступал инициатором по организации создания городского Художественного музея, проведя для этого гигантскую организационную работу. Правда, в те времена Художественный музей представлял собой просто отдел, выделенный в краеведческом музее, но это было уже большим достижением.


Кроме того, он увлекался спортом и проводил в городе велозабеги, был яхтсменом и конькобежцем. Занимался фотографией и издавал открытки с видами города и окрестностей, разработал концепцию организации идеального краеведческого музея. Он проектировал здания, занимался археологическими исследованиями, увлекался краеведением и астрономией. Его энтузиазма и любви хватало на все.

Видовая открытка изданная К.ГоловкинымВидовая открытка изданная К.Головкиным

Считается, что первый автомобиль, проехавший по улицам Самары в 1904 году, принадлежал Головкину, который став азартным автомобилистом, приобрел дорогущий немецкий «Опель». Он был любителем во всем, но Любителем с большой буквы, а это значит, что всем он занимался глубоко, вдумчиво, с азартом и большим желанием.

Автомобиль К.Головкина 19 век. СамараАвтомобиль К.Головкина. 19 век

И все это он делал параллельно с ведением торговых дел, допоздна засиживаясь с финансовыми документами в конторе своего магазина, торгующим художественными принадлежностями. Торговые дела он вел тоже легко и талантливо, создав огромное состояние в два миллиона рублей! На свои деньги он мечтал построить в Самаре публичный Дом науки и искусств, который должен был украсить город и повысить его культурный потенциал, и даже создал архитектурный проект этого трехэтажного дворца, но увы..эти мечты, из-за бюрократических проволочек, остались на бумаге.

После революционных событий семья Головкина вынужденно перебирается в Иркутск, где, находясь в статусе беженца, Константин Павлович продолжает заниматься археологическими исследованиями в местном регионе. В конце 1918 года он побывал в Монголии, Китае и Японии, где собирал восточные редкости, покупая их в многочисленных антикварных лавках. Считается, что все эти экспедиции съели последние финансы бывшего купца.

К.Головкин с женой. Дореволюционное фотоК.Головкин с женой. Дореволюционное фото

В начале 20-х годов, Головкин возвращается в родной город с ценными экспонатами, найденными им во время археологических экспедиций и путешествий. Большинство привезенных экспонатов он отдает в Самарский краеведческий музей. В это же время он предлагает построить уникальное здание для краеведческого музея, проект которого он разрабатывал несколько лет, продумывая каждую мелочь – от организации витрин с сигнализацией до создания научных лабораторий и проведения экскурсий. Увы, этот проект тоже был неосуществлен.

В новой советской жизни места бывшему купцу и меценату не нашлось. Тем не менее, Константин Павлович и в этих условиях, работая архивариусом в городском архиве, продолжал предаваться своему «любительству» на альтруистской основе. До конца своих дней Головкин занимался краеведением, собирая и систематизируя материалы по истории самарской области.

Картина К.ГоловкинаКартина К.Головкина

Умер он в 1925 году от болезни в страшной нищете, находясь в городской больнице, где даже на смертном одре продолжал рисовать виды из больничного окна. Похоронен он был на Всесвятском кладбище, которое впоследствии было снесено и на его месте организован парк. Так что даже могилы этого достойнейшего жителя Самары не сохранилось.

Зато любимому городу от Головкина навсегда остался Художественный музей, в котором можно увидеть пять его картин, его дневник о путешествии по восточным странам, восточные редкости, привезенные им в 20-х гг. из далекого Иркутска; Дом со слонами и светлая благодарная память потомков.

Архитектура Дома со слонами

Особую славу К.Головкину и городу Самаре принесла дача художника, построенная им на высоком волжском берегу в стиле модерн. Это была собственная архитектурная разработка Константина Павловича, которому оказывал помощь архитектор В.Тепфер. Константин Павлович собственноручно делал множество макетов будущей дачи, для уточнения внешнего вида и пропорций. В результате получилось совершенно нетипичное для русского модерна сооружение.

Дом со слонами со стороны входаДом со слонами со стороны входа

Архитектурные специалисты находят здесь отголоски венского сецессиона (модерна). Во всяком случае, необычность архитектуры дачи Головкина сразу бросается в глаза. Монолитность и строгость фасадов, узкие бойницы окошек, ассиметричность составляющих частей здания – все слишком фундаментально, непривычно и таинственно.


Интерьерным дизайном хозяин тоже занимался сам. Для каждой комнаты он создавал отдельный дизайн проект в определенной цветовой гамме. Узкие окна создавали в комнатах таинственную и приятную затененность. 

Дом со слонами - комната второго этажаКомната второго этажа

А широкие, оригинальной формы окна с внутренний стороны открывали отличный панорамный вид на волжские просторы.

Стены центрального зала были покрыты авторскими холстами Головкина с летящими женскими фигурами в развевающихся легких одеяниях. К сожалению, на сегодня эти полотна утрачены. Женские фигуры на утраченных полотнах олицетворяли образ протекающей внизу Волги. Считается, что образ Волги воплощен Головкиным и в выполненной им женской скульптуре, украшающей лестницу, ведущую в сад.

Скульптура девушки в саду Дома со со слонамиСкульптура девушки в саду

Но самая главная часть скульптурного украшения монументальной дачи – это, конечно же, скульптуры двух огромных слонов. Эскизы этих массивных животных были нарисованы самим художником, который активно участвовал и в их изготовлении. Установили скульптуры в ракурсе, отлично просматривающемся с проплывающих речных судов.

Дом со слонами - вид из окна дачи на слонов и на ВолгуВид из окна дачи на слонов и на Волгу

По воспоминаниям современников, слоны и девушка – это скульптурные части ансамбля из фонтанов. Водяные струи изливались с двух сторон от девушки из находящихся там ваз, а слоны стояли в проточной воде. Также сохранилась версия, что в полых внутренностях одного из гигантов хранятся документы и фотоматериалы, относящиеся к проектированию и сооружению дачи.

Слон дачи К.Головкина хранит свою тайнуСлон дачи К.Головкина хранит свою тайну

Уезжая в Иркутск, Головкин оставил свое любимое дачное сооружение новым властям, мечтая, чтобы там разместился детский дом. Но в Доме со слонами сначала организовали госпиталь, затем отдали его детскому саду. К концу 20-х гг. 20 столетия Дом со слонами стал клубом «Водоканала». В нем было оборудовано отопление, что отрицательно сказалось на состоянии фундамента.

Сцена Клуба "Водоканала" в бывшем зале Дома со слонамиСцена Клуба "Водоканала" в бывшем зале Дома со слонами

Из-за постоянной смены владельцев Дом со слонами утратил свой великолепный интерьерный дизайн, его фундамент дал усадку, по стенам пошли трещины.

В 90-е годы 20 столетия в течение 4 лет велись реставрационные работы, которые помогли спасти здание от полного разрушения, но полностью обстановка дома и сады восстановлены не были.

Дача К.Головкина - Дом со слонами в ожидании ремонтаДача К.Головкина - в ожидании ремонта

Сегодня Дом со слонами, который продолжает находиться в собственности Водоканала, огражден забором, одичавший сад занял всю дачную территорию, прорастая сквозь дорожки, ступеньки и стены. Здание, к сожалению, продолжает разрушаться. В плачевном состоянии находятся и гигантские слоны, которых в 30-х гг. даже планировали взорвать.

Легенды и мифы Дома со слонами

Дом со слонами на протяжении своей более чем столетней истории оброс различными мифами и легендами. Это связано и с самим месторасположением дома на окраине в малозаселенной зоне, и с его внешним непривычным, несколько мрачноватым видом. Отсутствие больших дачных окон также наталкивает на мистические мысли, а в акустике дома, которая образуется за счет полых кирпичей стен, слышатся потусторонние голоса.

Внутри Дома со слонамиВнутри Дома со слонами

Одна из легенд рассказывает о девушке (считалось, что она была дочерью Головкина), которая решилась на самоубийство, утопившись в Волге из-за безответной любви. На самом деле, дочь Головкина прожила долгую жизнь и еще при своей жизни отрицали мистическую подоплеку Дома со слонами.

Другая версия приписывает смерть любовнице художника, которая также решила покончить с собой. Для сохранения памяти об умершей любимой Головкин якобы и построил эту дачу, воплотив ее образ в печальной девичьей скульптурной фигуре.

Скульптура девушки, выполненная К.Головкиным для дачиСкульптура девушки, выполненная К.Головкиным для дачи

Есть еще миф об убийстве неизвестной девушки, которая была похоронена в саду Дома со слонами. Во всяком случае, все легенды приписывают Дому печальную участь, связанную с чьей-либо смертью и с жизненной трагедией.

Таинственный Дом со слонами в СамареТаинственный Дом со слонами

Некоторые склонны видеть опасность, исходящую от каменных слонов, другие видят в скульптуре девушки отголоски гоголевской Паночки, которая может увезти в мир мертвых. Теперешнее полуразрушенное состояние Дома со слонами способствует поддержанию подобных мистичных домыслов и легенд.