Самая небольшая, но насыщенная достопримечательностями площадь в Самаре носит имя легендарного героя гражданской войны и многочисленных анекдотов советского периода – Василия Чапаева. Это имя она получила в 1932 году, когда перед зданием Драматического театра появился памятник Чапаевской тачанке (автор М.Г.Манизер). Первому секретарю Ленинградского обкома С.Кирову тогда так понравился этот монумент, что он заказал такой же для Питера, где чапаевская копия была установлена перед Военной академией связи им. С.Буденого.

Содержание:

  1. Драматический театр
  2. Памятник Чапаеву
  3. Улица Фрунзе
  4. Улица Шостаковича
  5. Струковский сад
  6. Пушкинский сквер

Чапаевская площадь в Самаре

До установки памятника площадь недолго (после революционных событий) называлась Красной и была местом захоронения погибших красногвардейцев. Места могил уже утрачены, но мемориальная табличка на одном из зданий площади напоминает о тех далеких и трагических временах.

А до революции площадь называлась Театральной, в связи с тем, что на ней в 1888 году был построен самарский Драматический театр. Кроме того, что площадь находится в очень живописном месте Самары, она является обладательницей множества достопримечательностей, которые манят к себе многочисленных туристов. Достопримечательности и памятные места находятся и на самой площади, и в шаговой доступности от нее. Поэтому гулять в окрестностях Чапаевской площади надо не торопясь, впитывая исторический и архитектурный шарм находящихся здесь объектов.

Драматический театр

Основным достопримечательным объектом площади Чапаева является красивое и запоминающееся здание Самарского Драматического театра.

Здание Самарского Драматического театра им. М.Горького на Чапаевской площадиЗдание Самарского Драматического театра им. М.Горького

История зарождения этого театра началась в губернском городе Самаре с появления в нем первой антрепризной актерской труппы Е.Стрелкова, которая ставила свои антрепризы в купеческом особняке Лебедева с 1851 до 1854 года, пока не случился пожар, уничтоживший особняк. Затем театральной труппе был построен небольшой деревянный театр, а через 30 лет появился уже настоящий театральный дворец.

Место для нового театрального здания было выбрано более чем удачное. На высоком волжском холме, откуда открываются прекрасные виды на величественную Волгу, чуть выше прекрасного Струковского сада – любимого места прогулок горожан - выросло легкое и ажурное здание, выполненное в псевдорусском стиле (арх.М.Чичагов).

Драматический театр в Самаре в 19 векеДраматический театр в 19 веке

Главный фасад театрального сооружения украшен боковыми симметричными башнями с шатровыми завершениями, типа боярских хором. А по центральной части идут многочисленные декоративные межоконные элементы. Наиболее богатой и нарядной частью является верх здания, что особо подчеркивается его скромным нижним ярусом.

Фрагмент верха здания Драматического театра в СамареФрагмент верха здания

В театре первое время выступали антрепризные драматические группы, игрались оперы и водевили. После сооружения Театра «Олимп» (нынешняя Самарская Филармония), основные представления шли уже на его сцене.

В советское время, в начале 30-х гг., в театральное здание на площади Чапаева вернулись актеры драматического театра, среди которых были такие известные как Ю.Толубеев, В.Меркурьев и многие другие. Руководил театром в тот период Н.К.Симонов. В 1936 году театру присваивается имя М.Горького, а в 1977 году он получает звание академического.

Мемориальные доски на здании Драмтеатра в СамареМемориальные доски на здании Драмтеатра

Театральная труппа крупнейшего самарского театра и сегодня активно работает и участвует в многочисленных театральных фестивалях, получая на них высокие оценки. На сцене театра идут разнообразные постановки, привлекающие массового зрителя.

Спектакль на сцене Самарского драмтеатраСпектакль Театра драмы

Памятник Чапаеву

Монумент героям Гражданской войны, установленный в 1932 году перед Драматическим театром и приуроченный к 15-летней годовщине революции, обладал на тот период самым крупным десятиметровым постаментом в стране.

Площадь Чапаева в Самаре в 30-е годылощадь Чапаева в 30-е годы

Чтобы герой революции, профессиональный плотник, ставший выдающимся военачальником, Чапаев был легко узнаваем, его скульптура лепилась с его родного сына Александра. На постаменте была установлена плита с ленинским призывом биться до последней капли крови. Этот наказ вождя Василий Иванович выполнил буквально и погиб как герой.

Памятник Чапаеву на Чапаевской площади в СамареПамятник Чапаеву

Сегодня к Чапаевской тачанке обязательно приезжают самарские молодожены, ну и, конечно же, сюда приходят многочисленные туристы.

Чапаевская площадь образуется за счет пересеченных улиц – Куйбышева, Шостаковича, Фрунзе и находящегося позади театрального здания милого Пушкинского сквера, ограниченного улицей Вилоновской. На каждой из перечисленных улиц есть уникальные в историческом и в архитектурном плане здания, на которые непременно нужно обратить внимание.

Улица Фрунзе

На отрезке этой улицы, проходящем мимо площади, интересно пожалуй все: Бункер Сталина, Дом «Муха», дворянский Особняк Ю.Поплавского и т.д. Начнем обзор интересных для туристического взора зданий от перекрестка улицы Фрунзе с улицей Шостаковича.

По диагонали от памятника Чапаеву (за перекрестком) находится сооружение бывшего Штаба Приволжского военного округа (дом №165). Это здание интересно характерной постройкой 30-х гг. советского архитектурного конструктивизма.

Штаб Приволжского военного округа в Самаре (бывший)Штаб Приволжского военного округа в Самаре (бывший)

Вывеска на следующем высоком угловом здании под № 167 (до перекрестка), гласит, что это Самарская Академия культуры и искусств – так сегодня называется бывший институт культуры.

Самарская Академия культуры, бывший обком и Бункер СталинаСамарская Академия культуры, бывший обком и Бункер Сталина

А до революции это был известный «Белый дом» - двухэтажная резиденция самарского губернатора, построенная архитектором П.Шаманским в 1915 году. В этом «Белом доме» в октябре 1917 года проходило первое историческое городское заседание революционного комитета под председательством В.Куйбышева. Кроме ревкома здесь нашлось место Совету народных депутатов и Штабу Красной гвардии. Чуть позже контрреволюционные силы устроили в здании террористический взрыв, при котором погибло несколько красноармейцев, находящихся на посту, и сильно пострадало само строение.

Здание Губернаторской резиденции в Самаре. нач.20 в.Здание Губернаторской резиденции в Самаре. нач.20 в.

В начале 30-х годов здание стало пятиэтажным и увеличилось пристроем по улице Шостаковича (в то время Рабочей). Со временем исчез балконный выступ с колоннами, и появилась мемориальная доска, рассказывающая о событиях террористического акта первых лет советской власти.

Здание Самарской Академии культуры на Чапаевской площадиЗдание Самарской Академии культуры

В советские времена здесь обитал обком правящей партии. И именно под ним, в буквальном смысле этого слова, находится знаменитый городской Музей «Бункер Сталина», построенный в самом начале Отечественной войны по приказу Комитета обороны, как запасной командный пункт ставки. Вход в него находится со стороны двора, но попасть туда весьма проблематично – только в составе экскурсии и по предварительной записи.

Входная дверь Бункера Сталина в СамареВходная дверь Бункера Сталина

Рядом находится дом № 169 известный в городе под названием – Дом «Муха», чем-то чуть напоминающий знаменитый Дом со слонами. Эта очень оригинальная стилизация под любимый в Самаре архитектурный стиль «модерн» начала 20 столетия - стиль, которому самарцы посвятили даже один из городских музеев - Музей Модерна.

Но Дом "Муха" построен не в начале 20 века, а в самом его конце - в постсоветские 90-е годы, когда художники всех направлений, освободившись от типовых норм и правил, смогли более свободно реализовать свой творческий потенциал.

Дом "Муха"на площади Чапаева в СамареДом "Муха"

Само по себе здание это вполне жилое, девятиквартирное с офисным первым этажом. В начале 90-х авторы этого строения, ощутив свободу творчества, с огромным энтузиазмом взялись за разработку индивидуального архитектурного проекта. Они во главе с архитектором Л.Кудеровым смогли сами найти инвесторов в лице будущих квартирособственников, разработать и реализовать необычный проект, посвятив его чешскому живописцу Альфреду Мухе (отсюда и название дома).

Строгий нордический модерн с изящной пластикой объема, асимметрия, бойничные окна – вся внешняя необычность вызывает противоречивые чувства, но, тем не менее, это сооружение сегодня является своеобразной городской достопримечательностью.

Дом "Муха" и Особняк Поплавского в СамареДом "Муха" и Особняк Поплавского

А вот от его соседа - следующего здания по улице Фрунзе, под 171, двухэтажного и деревянного так и веет дореволюционной стариной. Этот особняк практически на сто лет старше своего модернового соседа. Он построен в самом конце 19 - нач.20 столетия в русском классическом стиле в виде терема со множеством декоративных элементов известным городским архитектором А.Щербачевым

Особняк Поплавского в нач.20 векаОсобняк Поплавского в нач.20 века

Легкое, с четко выраженной архитектурной симметрией, подчеркнутой ажурами флюгеров на шпилях четырехгранных шатров, украшенных резьбой.

Это частное строение бузулукского дворянина Ю.Поплавского, занимавшегося в свое время ростовщичеством и лесоторговлей. Дом чудом сохранился до наших дней, и сегодня является уникальным архитектурным памятником, о чем гласит установленная на доме мемориальная доска.

Дом под № 177 – также является историко-архитектурным памятником площади Чапаева – это бывший доходный дом В.Г.Петровой. Памятен он тем, тем, что в его квартирах в самом начале 20 столетия (1902-1903 гг.) останавливались мать В.И.Ленина с его младшей сестрой – Марией Ильиничной, которая работая сначала в земской управе, а затем счетоводом в Сельскохозяйственном училище, вела активную революционную работу в городе.

Дом В.Петровой в СамареДом В.Петровой

Позднее в Самару приехала почти вся семья Ленина, брат Дмитрий с женой, Анна Ильинична. Все они также некоторое время квартировали в этом доме.

Улица Шостаковича

Эта улица является самой короткой в городе. Она соединяет площадь Чапаева и площадь Куйбышева. До революции она называлась Почтовой, в советский период – Рабочей. Историческая архитектура улицы сохранена почти без изменений с начала 20 столетия и сама улица включается в пешеходные туристические маршруты исторического центра Самары.

Напротив бывшего штабного здания Приволжского округа, от которого начался наш осмотр зданий улицы Фрунзе, выходящих на площадь Чапаева, на четной стороне той же улицы находится дом №146-148, также построенный в 30-х гг. прошлого столетия для размещения семейных военнослужащих. Этот дом плавно переходит фасадной частью на улицу Шостаковича (дом №5).

Дом на перекрестке ул.Фрунзе и ул.Шостаковича на площади Чапаева в СамареДом на перекрестке ул.Фрунзе и ул.Шостаковича

Когда началась Великая Отечественная война, и в «резервную столицу» - Самару - стали прибывать массы эвакуированных, то это здание было отдано деятелям искусств. Одну из его комнат занимал Д.Шостакович, в честь которого в 2006 году назвали бывшую улицу Рабочую. Ведь именно в Самаре Д.Шостакович дописал свою знаменитую Седьмую симфонию, которую еще называют «Ленинградской до мажор», ибо 2 и 3 ее части были написаны в блокадном Ленинграде. Это было самое мощное произведение композитора, относящееся к военному периоду, хотя начал писать эту симфонию он до войны.

Мемориальная доска на Доме Шостаковича на Чапаевской площади в СамареМемориальная доска

И именно в Самарском театре оперы и балета в марте 1942 года эта симфония была исполнена оркестром Ленинградской филармонии, также находящимся в Куйбышеве в эвакуации.

Афиша Седьмой симфонии Шостаковича военного периода в Самаре Афиша военного периода Седьмой симфонии Шостаковича 

Справа от этого здания по улице Шостаковича находится Особняк основателя Жигулевского пивзавода Альфреда Ф.фон Вакано (дом №3). Этот прекрасный особняк опять-таки выполнен в стиле модерн, архитектором его был Д.А.Вернер, немец по происхождению. Построен особняк в 1914 году.

Особняк Альфреда Ф.фон Вакано в СамареОсобняк Альфреда Ф.фон Вакано

Выразительная и лаконичная пластика этого роскошного трехэтажного здания со сдержанным и строгим декором очень гармонично вписывается в архитектурный облик площади Чапаева. По центру фасада находится эркерный полукруглый выступ, завершающийся наверху ротондой с полукруглой террасой. Говорят, что в дом был проведен пивопровод из находящегося не так далеко Жигулевского пивного завода, стоило только открыть кран и подставить кружку.

Особняк Альфреда Ф.фон Вакано на Чапаевской площади в Самаре (фрагмент)

Однако хозяин дома порадовался своим хоромам совсем недолго. Сначала Первая мировая война, а затем революция. В советские годы особняк перепланировали в коммунальное жилье. Сегодня это отреставрированное здание занимают социальные службы.

Мемориальная доска на на Особняке А.Ф.фон Вакано в СамареМемориальная доска на на Особняке А.Ф.фон Вакано

Расположенное рядом (справа) здание Общественного собрания, также построено в 1914 году тем же самым Д.Вернером и в том же стиле модерн. Земли для постройки дома Общественного собрания были выкуплены губернскими властями в 1906 году у А.Ф. фон Вакано, с целью создания там Губернского дома с канцелярией или что-то типа того.

Но в 1911 году, недавно основанное Общественное собрание служащих решило построить для этих служащих специальное сооружение для проведения полезного и развлекательного досуга. Д.Вернеру был заказан проект знания, а губернское правление выделило именно этот земельный участок, выходящий сразу на две перпендикулярные улицы.

Здание Общественного собрания в СамареЗдание Общественного собрания

Таким образом, заданное изначально угловое месторасположение определило трехфасадность планировки. Первый этаж декорирован крупным рустованным камнем. В декоре фасадов применялись желтые и зеленые глазуревые плитки. Но желтые, в результате позднейших реставрационных работ, были закрашены и стали терракотовыми.

Дом Общественного Собрания (фрагмент) на Чапаевской площади в СамареДом Общественного Собрания (фрагмент)

В этом особняке казенные и общественные служащие могли отдыхать на балах и литературных вечерах, посещать театрализованные представления и научный лекторий.

В первые годы становления новой власти дом Общественного собрания был занят красноармейским клубом им.К.Либкнехта. А сегодня здесь можно посетить Военно-исторический музей.

В залах Военно-исторического музея СамарыВ залах Военно-исторического музея

Струковский сад

Особняк Общественного собрания закругляет угол с улицы Шостаковича на улицу Куйбышева, главную историческую магистраль города с многочисленными магазинами, ресторанами и развлекательными учреждениями.

Эта улица, проходя параллельно улице Фрунзе, ограничивает Чапаевскую площадь с западной стороны. Здесь мы не увидим архитектурных строений. За улицей Куйбышева, ниже площади Чапаева, протянулся старейший городской парк – Струковский сад

В Струковском саду в СамареВ Струковском саду

Название это уходит корнями в 20-е годы 19 века, когда здесь находилась усадьба и роскошный приусадебный сад действительного статского советника, управляющего Илецкими соляными промыслами Г.Н.Струкова.

После его переезда в Соль-Илецк, усадьба пришла в запустение, переходила из рук в руки, пока не стала собственностью городского общества. Постепенно заброшенный сад превратился в общественный парк – место гуляний и развлечений горожан.

Самарский Струковский сад в нач.20 столетияСамарский Струковский сад в нач.20 столетия

Таким он остается и по сегодняшний день, сохранив в своем названии имя первого владельца.

Пушкинский сквер

Обойдя здание театра с любой его стороны, можно выйти в ухоженный и очень аккуратный сквер, который носит имя А.С.Пушкина. Этот небольшой скверик основан в 1899 году к столетнему юбилею прославленного русского поэта. 

Дело в том, что после постройки городского Драмтеатра, с его тыльной стороны оставался бесхозный пустырь, на котором паслись козы и играла детвора. Этот пустырь решено было облагородить и превратить в сквер, где могли бы гулять зрители до и после спектакля, а также прочие горожане. Сквер, конечно же, должен был носить имя великого русского поэта.

Однако, у города денег на осуществление проекта не хватило. И только в начале 20 столетия, благодаря спонсорской помощи пивного короля А.Ф. фон Вакано, сквер был благоустроен и оснащен крытым павильоном для проведения литературных вечеров. Этот же павильон использовался для занятий французской борьбой. В нем выступал сам И.Поддубный. Появились в сквере и теннисные площадки, которые зимой переоборудовались в катки. О зарождении тенниса в Самаре напоминает бронзовая «Дама с ракеткой», установленная в сквере к 100-летней дате появления этого вида спорта в городе.

"Дама с ракеткой" в Пушкинском сквере Самары"Дама с ракеткой" в Пушкинском сквере

В 1905 году появился в сквере и первый памятник поэту (авт. В.Рейтлингер). Кстати, это был вообще первый памятник Пушкину, установленный в волжских городах. Но он был гипсовым, на кирпичном фундаменте, и довольно быстро начал разрушаться.

Первый памятник А.С.Пушкину в СамареПервый памятник А.С.Пушкину в Самаре

В 30-х годах его демонтировали, а в 1949 году на каменном постаменте появился второй А.С.Пушкин, выполненный московским скульптором В.Домогацким, но и он был демонтирован в начале 60-х.

Тот металлический памятник, который сегодня фотографируют все туристы, установлен на колонном постаменте в 1985 году. Его авторы – местный скульптор И.Федоров и скульптор-литейщик из Тольятти В.Фомин. Открытие памятника проходило в очень торжественной обстановке. Около памятника в наши дни проходят ежегодные литературные мероприятия, посвященные дню рождения поэта (6 июня), дню смерти (10 февраля) и дню лицеиста (19 октября).

В углу сквера, выходящем на пересечение улицы Куйбышева с Вилоновской улицей, находится смотровая площадка, с которой туристы могут полюбоваться на расположенный ниже Струковский сад, на архитектурные объекты Иверского монастыря и находящийся рядом Жигулевский пивзавод

Смотровая площадка в Пушкинском сквере в СамареСмотровая площадка Пушкинского сквера

Видна отсюда и величественная Волга с ее противоположным берегом.