Адрес: Дворцовая площадь

Создание проекта колонны

Еще в первом проекте оформления парадной площади перед Зимним дворцом Ф.Растрелли выдвигал идею по установке в центре площади памятника Петру Первому. После растреллевского проекта прошло время, неоднократно сменились императоры, но идея установки памятника Петру Первому на главной городской площади была жива. Архитектор К.Росси, создатель монументальнейшего Главного штаба, смог отговорить правящего тогда Николая Первого от этой идеи. Аргументация Росси состояла в том, что для продолжения темы триумфа Отечественной войны 1812 года, развитой арочным украшением Главного штаба, нужен такой монумент, который станет заключительным аккордом именно победной тематики.

Александровская колонна на Дворцовой площадиАлександровская колонна на Дворцовой площади

Таким памятником и стала Александровская колонна, воздвигнутая в 1834 году. Автором монумента был знаменитый О.Монферран, разработавший концепцию победы Александра Первого над войсками Наполеона в образе колонны из монолитного куска гранита. Как опытный архитектор, Монферран осознавал, что любое скульптурное воплощение на огромной Дворцовой площади просто потеряется на фоне мощных архитектурных ансамблей. Поэтому-то он и предложил единственно правильное решение – установить гранитный колонного вида обелиск, который будет опираться на мощный пьедестал.


Основные идеи Монферран позаимствовал у уже существующих известных европейских колонн, таких как Траянская в Риме и Вандомская в Париже, однако он предложил сделать нашу колонну значительно выше. И действительно, цельный розовый гранитный монумент, выполненный Монферраном, по многим показателям является самым-самым. Своей высотой Александровская колонна уступает лишь Трафальгарской колонне и Колонне Великой Армии. По объему работ с таким длинным (почти 26 м.) и тяжелым (600 тонн) перемещаемым, а затем вертикально установленным объектом – этот случай величайший в истории человечества.

Изготовление колонны: интересные факты

Место для изготовления колонны, которая планировалась как  единый монолит, архитектор нашел сам. Этим местом оказалась Пютерлакская каменоломня в Финляндии. С помощью гигантских рычагов отсеченная заготовка огромной колонны в виде призмы была уложена на еловый лапник, затем она была обточена и подготовлена к отправке в Петербург.

Каким образом огромный монолит колонны (длиной почти 26 метра, диаметром более трех метров и весом около 600 тонн!)  и 400-тонная глыба для пьедестала переплавлялись в Петербург по воде сейчас трудно представить. Да, для этих целей были специально сконструированы новые сплавсредства, были сооружены специфичные мол и пристань, специальная передвижная платформа, по высоте равная высоте баржи. Но все равно – даже в наше высоко технологичное время объем выполненной работы поражает своей масштабностью.

Все эти подготовительные работы были произведены под руководством корабельного инженера полковника К.Глазырина. После загрузки на борт «Святого Николая» колонна отбыла в Кронштадт, а  уже оттуда была доставлена на Дворцовую площадь, где последующие работы с ней производил Монферран.

Ко времени прибытия колонны уже были проделаны геологические работы, выбрано место установки памятника, забито более тысячи свай, установлена гранитоблочная фундаментная основа, на которую водрузили привезенный самый гигантский первый гранитный монолит будущего пьедестала.

установка пьедестала Александровской колонныУстановка пьедестала

Изготовление раствора, который должен был фиксировать гранитную основу пьедестала, было очень специфично и показало креативность мышления Монферрана. Чтобы раствор не замерз раньше времени (а дело было зимой), архитектор приказал добавить в него водку и мыло! Водка не дала раствору быстро затвердеть, а мыло помогло легко передвигать глыбу на нужное место. После установки основной глыбы, были подняты и закреплены другие составляющие пьедестала.

Установление колонны: краткое описание

Таким образом, ко времени прибытия колонны все было готово для ее установки. С помощью оригинальной подъемной конструкции, которая состояла из строительных лесов, комплекта подъемных блоков и человеческого ресурса происходил торжественный подъем колонны. 30 августа 1832 года это грандиозное событие свершалось на Дворцовой площади. Массами зрителей была заполнена вся площадь, некоторые смогли пробраться на крышу и к окнам Главного штаба. Прибыл и сам император с семьей. Это было поистине небывалое зрелище, продолжающееся почти два часа!

Подъем Александровской колонны на Дворцовой площадиПодъем Александровской колонны

Колонну, лежащую на специальной платформе, обмотанную канатными кольцами с прикрепленными блоками, почти 2,5 тыс. человек переводили из горизонтального положения в вертикальное. Как в замедленной съемке, монолит поднялся над землей, повис над пьедесталом и уверенно встал на положенное место гранитного пьедестала. Над площадью раздалось громогласное «Ураааа!!!»

С тех пор и стоит Александровская колонна на том же самом месте под своим собственным 600-тонным весом без применения дополнительных крепежей. Николай Первый признал, что установив Александровскую колонну, Огюст Монферран увековечил свое имя.



Однако и после установки колонны на ее постоянное место, работа над монументом еще не закончилась. Нужно было финишно обработать и отполировать саму колонну. Большая работа предстояла и с пьедесталом, который ожидал декоративного оформления барельефными бронзовыми плитами.

Оформление колонны и пьедестала

Наверху слегка суженной к вершине гранитной колонны была установлена римско-дорическая капитель и прямоугольная плита, выполненная из кирпичей и покрытая бронзой. На цилиндре-пьедестале с закругленным возвышением, установленном на плите, появилась более чем шестиметровая скульптура «Ангела с крестом» (автор Б.Орловский) – «Сим победиши!»  Кстати, скульптура ангела также выточена из целого гранитного куска и держится собственным весом.

Ангел с крестом на вершине Александровской колонныАнгел с крестом на вершине Александровской колонны

Четырехконечный латинский крест зажат левой рукой ангела, а правая его рука вознесена к небу. Взгляд ангела направлен вниз – это взгляд стражника и защитника русской земли. Говорят, что черты лица ангела Монферанн заимствовал с Александра Первого.

Четыре стороны пьедестала выполнялись довольно большим коллективом авторов – эскизы готовил Монферран, группа художников изготовляла барельефные картоны,  группа скульпторов лепила барельефные заливочные заготовки, а уже затем барельефы из бронзы отливались в заводских цехах.

Барельефы пьедестала Александровской колонныБарельефы пьедестала

Рассматривать барельефные сюжеты пьедестала можно очень долго, находя в них все новые и новые элементы. Все изображения относятся к военной тематике – это и щиты, и кольчуги, и шлемы эпохи А.Невского, вооружение эпохи Алексея Михайловича, аллегорично изображенные символы Победы и Славы. Кроме того, повсюду присутствуют гирлянды из дубовых листьев  и двуглавые орлы. Двумя женскими крылатыми фигурками удерживается табличка с лаконичной эпитафией.

Табличка на пьедестале Александровской колонныТабличка на пьедестале Александровской колонны

По всему периметру Александровский памятник был обнесен декоративной бронзовой оградой полутораметровой высоты, украшенной двенадцатью трофейными пушками  и более чем сотней двуглавых орлов. Проект ограды также был разработан Монферраном. На каждой стороне ограды присутствовали ворота, увенчанные трехглавыми орлами.



Открытие памятника

Все оформительские работы над колонной и пьедесталом заняли практически два года, по прошествии которых,  30 августа 1834 года при огромном стечении народа произошло торжественное мероприятие официального открытия Александровской колонны. Мероприятие включало в себя торжественные богослужения, коленопреклонение присутствующего стотысячного войска и самого императора, скандирование «ура!» и прочее.

Открытие Александровской колонны в 1834 годуОткрытие Александровской колонны в 1834 году

После официальной части по Дворцовой площади прошел военный парад полков, проявивших особый героизм в боях Отечественной войны 1812 года. Во время парада звучала барабанная дробь, стреляли победно пушки, звучал Парижский марш. Вечером, после торжественных мероприятий, улицы Петербурга наполнились радостными людьми, праздничными и веселыми компаниями – победа над Наполеоном торжественно отмечалась снова, как в 1814 году.

За весь период своего существования Александровская колонна несколько раз косметически реставрировалась и периодически чистилась. После революции памятник Ленину вместо ангела не поставили, но самого ангела в праздничные дни накрывали красным брезентом. Монферрановскую ограду в 30-е годы переплавили на патроны.

Александровская колонна на фоне Штаба Гвардейского корпусаАлександровская колонна на фоне Штаба Гвардейского корпуса

В годы блокады Ленинграда колонну частично укрыли. Но ангел, и пьедестал, и сама колонна получили осколочные ранения. Одним осколком даже пробило барельефный шлем Александра Невского. В начале 21 века специалисты провели диагностику колонны и ряд реставрационных работ, для которых были сооружены металлические леса. Выявленные множественные повреждения, коррозии и изъяны были устранены, также были извлечены  блокадные осколки. Кроме того была воссоздана историческая ограда памятника.