Исаакиевский собор

Адрес:

Исаакиевская площадь, 4

Режим работы:

10.30 - 22.30 (летом)

Стоимость:

250 руб.

Самым известным и самым узнаваемым православным храмом Петербурга является, несомненно, Исаакиевский собор. Его, ни с чем несравнимый купол, виден со всех сторон центральной части города и является своеобразным ориентиром для многочисленных питерских туристов.

Исаакиевский собор Петербурга

Предыстория создания собора

Собор, архитектурный вид которого сегодня так знаком и привычен, четвертый по счету храм, посвященный раннему христианскому монаху Исаакию Далматскому. Этот святой очень почитался основателем города Петром Первым, ибо Петр родился в день памяти монаха (30 мая) и считал Исаакия своим покровителем.



Первая Исаакиевская церковь находилась около Адмиралтейских строений, для рабочих которых она и предназначалась. Деревянная церковь была сооружена перед воротами в Адмиралтейство по непосредственному указанию самого императора к 1710 году. Это было простое одноэтажное здание с колокольней на крыше и с куполом над алтарем. Именно в этой церкви состоялось венчание Петра Первого и Екатерины Алексеевны в 1712 году.

Первый Исаакиевский собор в Петербурге (1710 г)Первый Исаакиевский собор в Петербурге (1710 г)

Однако, город развивался стремительными темпами, что требовало создания церкви значительно больших размеров. Первую церковь разобрали, а второй храм возвели на невском берегу, западнее Адмиралтейства, где-то около сегодняшнего местоположения Медного всадника.

Исаакиевская церковь номер два начала строиться в 1717 году, и также при личном заинтересованном участии Петра, который присутствовал при заложении основания храмового фундамента. Новая каменная церковь в стиле «петровского барокко» строилась долго, более 10 лет. Архитекторы неоднократно менялись, работы останавливались. Так что до окончательного варианта храма Петр Первый не дожил. То строение было схоже с Петропавловской крепостью, в форме латинского креста и практически лишено декора.

Второй Исаакиевский собор Петербурга (макет)Второй Исаакиевский собор Петербурга (макет)

Стройная колокольня была украшена часами-курантами, которые Петр Первый привез из Амстердама. Верх колокольни был оформлен лукообразным шпилем, в высоту сравнимый со шпилем адмиралтейской башни. Шпиль заканчивался ангелом-флюгером. В высоту колокольня со шпилем была более 30 метров. Сохранилось несколько вариантов архитектурных эскизов алтарного иконостаса второго Исаакиевского храма. Сам иконостас, похожий на резной и позолоченный иконостас Петропавловского собора, к сожалению, утрачен.

Церковь, отстроенная к 1728 году, в 30-е годы неоднократно горела из-за попадания в нее молний. Службы в ней останавливались, и начиналось ее восстановление. Во время одного из ремонтов, которым руководил архитектор Трезини, были выявлены серьезные проблемы с фундаментом, постепенно уходившим в грунт. Стало понятно, что строительство храма на берегу Невы оказалось ошибкой. Нужно было полностью перестраивать церковь на новом месте.



В третий раз Исаакиевский храм было решено строить подальше от коварной Невы. Новое место для сооружения храма было утверждено самой Екатериной Второй в 1766 году, а строительство доверили придворному архитектору императорского двора итальянцу А.Ринальди.

Строиться храм начал в том же месте, где сегодня и стоит собор. Архитектор разработал проект прекрасного пятикупольного храма, по которому все купола имели сложные рисунки, а вся церковь должна была быть облицована мрамором. Однако, эти планы не удалось претворить в жизнь. Екатерина Вторая умерла, и архитектор отбыл на родину.

Проект третьего Исаакиевского собора А.РинальдиПроект третьего Исаакиевского собора архитектора А.Ринальди

Пришедший к власти Павел Первый велел закончить возведение собора архитектору В.Бренне, который из-за недостаточного финансирования существенно изменил первоначальный ринальдиевский проект. Главный купол был уменьшен, от других вообще отказались. А заготовленный мрамор был переадресован Павлом Первым на сооружение своего Михайловского замка.

В результате третий Исаакиевский храм получился с неправильными пропорциями, с мраморным основанием, кирпичными стенами и с одной небольшой главкой. Убогое сооружение выглядело нелепо, и не соответствовало ни своему статусу, ни общей градоформирующей концепции города. 

Третий Исаакиевский собор ПетербургаТретий Исаакиевский собор Петербурга

Особо смелые горожане писали даже эпиграммы о созданном объекте, который «начат мрамором, окончен кирпичом». Для некоторых авторов это плохо кончилось. Так, например, офицера Акимова сослали за эпиграмму в Сибирь, а перед ссылкой он лишился языка. Таким образом, хотя в 1802 году и состоялось освящение собора, всем было ясно, что он требовал новой перестройки.

В 1809 году Александр Первый запускает конкурсную программу на проект по сооружению нового храма - красивого, монументального и величественного. Причем, три алтаря прежнего храма должны были быть сохранены. Многих известных архитекторов того времени заинтересовал этот архитектурный конкурс. Проекты готовили и А.Захаров, и А.Воронихин, и Дж.Кваренги и т.д., но ни одним из них Александр Первый не заинтересовался.



Тогда председателем Комитета по делам строений и гидравлических работ А.Бетанкуром, впоследствии известным создателем ярмарочного комплекса Нижегородской ярмарки, было предложено императору доверить создание собора О.Монферрану. Поскольку зарисовки нового храма, выполненные начинающим французским архитектором, понравились императору – Монферран получил должность «императорского архитектора». Это был 1816 год, а уже через 2 года Монферраном был представлен первый проект собора, где сохранились ринальдиевские алтари и часть пилоновых опор. Новый храм предполагался пятиглавым и с колонными портиками.

Строительство четвертого Исаакиевского собора (рис.О.Монферрана)Строительство четвертого Исаакиевского собора

Однако, храм на этом проекте представлял собой довольно странное, вытянутое и непропорциональное строение, основанное на заимствовании частей известных сооружений Парижа. Кроме того, уже после начала фундаментных работ, некоторые архитекторы, в частности А.Модюи, высказывались с критическими замечаниями по проекту О.Монферрана и с сомнениями в его профессионализме. Многочисленные заседания комиссии по этому вопросу, решения самого императора, предложения других архитекторов – все эти разбирательства затянулись на годы. Новый храмовый проект был подготовлен Монферраном в 1825 году.

Второй проект предлагал квадратное решение пространства, очерченное портиками с колоннами и пилонными опорами, на которые должен был опираться центральный купол. Четыре других, ранее предлагаемых главок, были заменены на четыре небольшие колокольни, установленные на крыше. Общий вид собора стал более органичным, и проект был утвержден императором.

История создания собора

Итак, с апреля 1825 года начался процесс созидания самого знаменитого петербургского собора. К этому времени уже был практически готов фундамент сплошной кладки, под который было вбито более 12 тысяч просмоленных сосновых свай. Гранитные колонны вырубались в каменоломне около Выборга. Это была довольно сложная инженерная и практическая задача. Не менее сложна была и транспортировка по воде уже подготовленных колонн. А доставка колонн от петербургской пристани к месту строительства впервые в России осуществлялась при помощи рельсовых путей.

Вырубка гранитных колонн для Исаакиевского собора под ВыборгомВырубка гранитных колонн для Исаакиевского собора под Выборгом

Креативным решением Монферрана была и установка 17-ти метровых колонн до сооружения храмовых стен. Так раньше не делалось. С помощью спроектированных Бетанкуром лесов (причем на подъем каждой колонны существовал отдельно разработанный чертеж) 114-тонные колонны, завернутые в войлок, в течение часа ставились вертикально. На подъем первой колонны приехала императорская семья, и собралось множество жителей города и иностранцев. Первая из колонн встала на платиновую медаль с портретом Александра Первого. Впоследствии подобный метод подъема колонн был применен Монферраном при сооружении на Дворцовой площади Александровской колонны.

После установки центральных колонн храма стартовало сооружение пилоновых опор и храмовых стен, толщина которых доходила до пяти метров. Параллельно со стеновой кладкой шло мраморное покрытие стен, как с внутренней, так и с внешней стороны. В стенах собора создавались ходы вентиляции, а поддерживать естественное освещение предполагалось при помощи световых галерей.

Световая галерея Исаакиевского собора ПетербургаСветовая галерея Исаакиевского собора Петербурга

Когда стены с пилонами были возведены, начали устанавливаться перекрытия из кирпичных сводов и железного каркаса, которые закрывал искусственный мрамор. К 1837 году купольное основание было смонтировано, и на него стала устанавливаться 24-х купольная колоннада, каждая из колонн которой поднималась вверх по специально разработанной системе.

Купольная колоннада Исаакиевского собора в ПетербургеКупольная колоннада

После установки купольных колонн началось сооружение самого купола. Чтобы облегчить его вес, он был отлит из смеси металлов, которую составляли чугун, железо и бронза с медью. Это был третий в мире собор с подобным храмовым куполом из металла. По диаметру наружная окружность, составлявшая почти 26 метров, была обшита листами позолоченной меди.

Строительство Купола Исаакиевского собора (рис.О.Монферрана)Строительство Купола собора

Надо сказать, что медь в те времена золотилась с применением ртути, от отравления которой впоследствии скончалось более ста рабочих. Всего же на этой стройке века было задействовано около четырехсот тысяч крепостных и вольнонаемных, почти четверть из которых погибла от несчастных случаев и болезней.

К 1842 году собор был построен. Финансово это выразилось в 23 миллионах серебряных рублей, человеческие же потери никто не считал. Но это еще не был конец строительства! Впереди предстояли отделочные работы, на которые ушло ни много ни мало – целых 16 лет!

Интерьер Исаакиевского собора ПетербургаИнтерьер

Проект внутреннего интерьера разрабатывался группой художников и скульпторов, рассматривался Синодом и утверждался императором. В результате дискуссий решили расписывать стены и своды собора маслом по предварительно подготовленному грунту. Однако климатические условия и высокая влажность сводили всю работу художников на нет, и тем приходилось заново переписывать отдельные части из-за отваливающейся штукатурки. В 1851 году было решено постепенно менять масляную роспись на мозаичные панно из смальты, эти работы продолжались практически до Первой мировой войны. Всего было выполнено 62 мозаики, среди них «Тайная вечеря», «Бичевание», «Поцелуй Иуды», «Несение креста» и т.д.

"Тайная вечеря" - мозаичное панно Исаакиевского собора"Тайная вечеря" - мозаичное панно Исаакиевского собора

Западную часть собора украсили сцены из Ветхого завета, а восточную – сюжеты жизнеописания Христа. Окно главного алтаря было украшено изготовленным в Германии витражом с изображением Воскресшего Спасителя. В соборе можно увидеть знаменитый Маятник Фуко.

Воскресший Спаситель - витраж алтарного окна Исаакиевского собора"Воскресший Спаситель - витраж алтарного окна

Очень выразительным и монументальным получился фасадный декор собора: фронтонные барельефы, скульптуры 12 апостолов, балюстрады со статуями ангелов, уникальное оформление наружной двери - все придает гармоничное величие Исаакиевскому храму.

Горельеф южного фронтона Исаакиевского собора "Поклонение волхвов"Горельеф южного фронтона

30 мая 1858 года - храм освятили и открыли для служб. Так получилось, что собор явился долгостроем 19 века – он создавался Монферраном на протяжении сорока лет! Существует легенда, что архитектору была предсказана смерть по окончании возведения храма, и, якобы поэтому, Монферран не спешил. Так это или нет, но только он действительно не прожил и месяца после окончательного завершения строительства. Говорят, что процессия с гробом тела Монферрана обошла вокруг его последнего произведения, а затем вдова отвезла его хоронить на родину.

Сегодня этот знаменитый на весь мир православный действующий храм является Государственным музеем, который открыт для посещений в летний период с 10.30 до 22.30, а в осенне-зимний период с 10.30 до 18.00. Среда – выходной день.

Исаакиевский собор Петербурга - вид сверхуИсаакиевский собор Петербурга - фото сверху

Посещение музея Исаакиевский собор платное. Цена полного билета составляет 250 рублей. Льготного - 50. Подъем на колоннаду высотой 43 метра, откуда открывается великолепная панорама города – 150 руб.