Летний сад в Петербурге

Адрес:

Дворцовая набережная

Режим работы:

с 10.00 до 21.30

Созданию такого замечательного парка как Летний сад мы обязаны неутомимому Петру Первому, желающему превратить Россию, хотя бы локально, в черте одного города - в цивилизованную европейскую страну с прекрасными дворцами, садами, парковыми зонами, фонтанами и скульптурами.

Содержание:

  1. История создания
  2. Фонтаны и пруды летнего сада
  3. Скульптуры в парке
  4. Архитектура: дворцы, галереи, дома-музеи

Летний сад Петербурга

Сегодняшний Летний сад намного отличается от петровского детища, он украсился новыми архитектурными сооружениями, памятниками и стал настоящим музеем искусств под открытым небом. Но дух Петра незримо присутствует в нем. Эффект присутствия усиливает Летний императорский дворец, организованные Петром фонтаны, привезенные при нем скульптуры и прочие сохранившиеся украшения.


Погулять по Летнему саду, зайти в петровский дворец, сфотографироваться на фоне фонтанов и скульптур, попить кофе в Кофейном домике – это далеко не полный перечень парковых доступных развлечений.

Создание Летнего сада

В начале 18 века, в разгар продолжающейся Северной войны Петр Первый строит новый город с Адмиралтейством, с дворцами и парками. На небольшом островке между Невой, Фонтанкой, Мойкой, а позднее и прорытой в 1711 году Лебяжьей канавкой по инициативе Петра начала формироваться территория Летнего сада. Это был пробный опыт создания подобного ландшафтного пространства в России. И опыт вполне удачный!

Аллеи Летнего сада в Санкт-ПетербургеАллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге

Мечту императора о версальском саде воплощала  в жизнь большая группа архитекторов (И.Матвеев,  М.Земцов и другие), художников, садовников при непосредственном руководстве мастера Ивана Угрюмова. Здесь работало множество крепостных и вольнонаемных рабочих. Тоннами завозилась земля, высаживались деревья и кустарники, проводились и облагораживались дорожки. Приглашенные садовники были то голландцами, то французами, поэтому сад формировался то в голландском, то во французском стиле.

Первый проект будущего сада с архитектурным его запланированным делением на ровные аллеи, с четкой организацией посадок из деревьев и кустарников, Петр нарисовал сам еще в 1704 году. По его задумке этот парк должен был стать культурным городским местом отдыха, но с элементами загородной усадьбы. Для контроля за ведущимися работами и для летнего семейного проживания в формирующемся саду строится Летний дворец Петра Первого (1711-1714 гг).

Летний Сад времен Петра ПервогоЛетний Сад времен Петра I

Сад был разбит на отдельные части параллельными и перпендикулярными дорожками. Часть сада, находящаяся ближе к Летнему дворцу называлась Первым Летним садом (Парадным), более южная его территория до Мойки – Вторым (Красным или Хозяйственным). А садовая часть за Мойкой – это уже был Третий Летний сад (Сад ее Величества) – подарок Петра своей супруге - сегодня Михайловский, по названию находящегося там замка. В 1719 году между Первым и Вторым садами был прорыт Поперечный канал, засыпанный после наводнения 1777 года.


В Летнем саду петровского периода было посажено множество дубов, вязов, кленов, рябин, елей и т.д. В Хозяйственной части были посажены фруктовые деревья и кустарники, между которыми высевались пряные травы, употребляемые в пищу.

С 1725 года архитектурными работами в Летнем саду руководил придворный императорский архитектор Ф.Растрелли, который за время своей деятельности кроме всего прочего построил Летний дворец Анны Иоанновны, создал фонтанный каскад «Амфитеатр» с центральным «Коронным» фонтаном.

Коронный фонтан Летнего сада в ПитереФото "Коронного" фонтана

Во времена Петра Первого вход в Летний сад был разрешен только по особым пригласительным билетам, позже пропускалась только знатная публика. А уже к 19 веку Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан, конечно же, кроме низших слоев общества. Здесь любил гулять и А.Пушкин, а в его известном романе маленького Евгения Онегина водил гулять в Летний сад француз-гувернер.

По аллеям сада не раз хаживали Жуковский и Крылов, Чайковский и Гончаров, Блок и Ахматова…В этом саду любили проводить вечера влюбленные. А еще здесь проводился негласный конкурс невест купеческого сословия. Купчихи со своими разодетыми дочками на выданье  задерживались на центральных парковых аллеях, чтобы потенциальные женихи могли получше их рассмотреть.

Летний сад Петербурга - вид сверхуЛетний сад Петербурга - фото сверху

В советские годы Летний сад был запущен. К жизни его вернула реконструкция начала 21 столетия. Для поддержания Летнего сада в надлежащем виде, в нем и сегодня идут постоянные работы по реставрации, восстановлению и сохранению архитектурных и прочих достопримечательностей. Также ведется неусыпный контроль за состоянием деревьев - больные лечатся, засохшие удаляются, новые высаживаются.

Фонтаны и пруды

Парадная часть Летнего сада делилась на четыре основные площадки: Дворцовую (Дамскую), Шкиперную, Добродетелей и Круговорот суток. На первой площадке обычно гуляла и отдыхала императрица с придворными дамами. На второй – сам император с заезжими гостями.

Петр Первый в Летнем саду ( худ.Бенуа)Петр Первый в Летнем саду ( худ.Бенуа)

Все четыре садовые зоны сада были обустроены фонтанами - первыми в России подобными гидротехническими сооружениями. Вода в них качалась паровой французской машиной из Фонтанки, которая именно из-за фонтанов Летнего сада и стала так называться, ведь до этого она была просто Безымянным Ериком. Первые парковые фонтаны не были так вычурны и декоративны как последующие, украсившие Петергоф и другие загородные парковые ансамбли, но они очень оживляли парковый пейзаж.

Фонтан "Пирамида" в Летнем садуФонтан "Пирамида"

Многие восстановленные фонтаны хранят память о царствующих особах в своих названиях. Например, один из первых фонтанов главной аллеи со стороны Дворцовой набережной «Царицын» увековечил память о Екатерине Первой, которая в этом месте любила встречать гостей. Фонтан «Пирамида», установленный на четвертой площадке по повелению той же Екатерины повторяет одноименный Петергофский.

Фонтан "Царицын" в Летнем садуФонтан "Царицын"

Всего территорию Летнего сада украшало более пятидесяти фонтанов. Многие из них располагались на территории Лабиринтового сооружения Второго Летнего сада. Оформлялись они цветным мрамором, декоративным камнем и деревом.

Кроме многочисленных фонтанов, парковая территория была оснащена и прудами. При создании Второго Летнего сада планировалось создать цепочку каскадных прудов. Были организованы несколько водоемов – Форелиев, Цветочный, Мельничный и Карпиев. Созданные пруды не только способствовали осушению и облагораживанию садовой территории, в них разводили разнообразную рыбу, о чем красноречиво говорят их названия.

Карпиев пруд в Летнем садуКарпиев пруд

Из всех созданных при Петре Первом прудов на сегодняшний день сохранился только Карпиев, который находится недалеко от входа со стороны Мойки, там же где установлена порфировая ваза. Пруд неоднократно реставрировался и сегодня поддерживается в хорошем состоянии. Его давно облюбовали белые лебеди, которые уже привыкли быть объектом фотосъемок.

После крупномасштабной реконструкции сада, проходившей в конце первого десятилетия 21 века, был возвращен к жизни и Менажерийный (в переводе с фран. – зверинец) пруд. Этот пруд также возник при Петре Первом и по его проекту по ходу главной аллеи. В нем разводили всевозможных птиц от морских уток до индейских гусей, для которых были обустроены специальные домики. Этот пруд был сильно поврежден наводнением и засыпан. Только благодаря реставраторам мы можем любоваться еще одним ландшафтным детищем Петра.

Менажерийный пруд в Летнем саду Санкт-ПетербургМенажерийный пруд

Парковые скульптуры

Кроме великолепных фонтанов в обустройстве сада вторым обязательным элементом паркового дизайна являлись скульптуры. Первыми парковыми скульптурными украшениями были барельефы из терракоты, выполненные по заказу самого Петра, воплощающие мифологические сюжеты, связанные с морем. На одних монументальных панелях были изображены амуры, катающиеся на морских животных. На других богиня мудрости Минерва держала военные трофеи. Но не все они были достаточно хорошего качества.


Затем для оформления парка Петр посылает в Италию специальных людей, разбирающихся в искусстве (С.Рагузинского и Ю.Кологривова),   обязанности которых заключались в поиске и покупке подходящих скульптурных изваяний.

Скульптуры Летнего сада ПетербургаСкульптуры Летнего сада

Много скульптур, украсивших парк, было приобретено именно этими людьми, в том числе и знаменитая Венера Таврическая, найденная во время итальянских раскопок. Центральная аллея, идущая от Невы вглубь сада, с уложенной на ней белой и черной мраморной плиткой, была украшена двенадцатью парными мраморными колоннами. На этой аллее впервые в России  и была установлена обнаженная женская скульптура Венеры Таврической. Парадокс состоял в том, что русский народ, не привыкший к подобному эстетическому зрелищу, старался накинуть на статую что-нибудь из одежды, поэтому к Венере был приставлен охранник с ружьем. Сегодня эту Венеру можно увидеть в залах Государственного Эрмитажа.

Многие из античных скульптур были замечательными портретными бюстами (Марк Аврелий, Нерон, Ю.Цезарь, А.Македонский и т.д.). Большинство скульптур были авторскими работами. Среди изваяний были также изображения персонажей античных мифов и аллегорические фигуры. Группа скульптур изображает время суток, другая – время года и т.д.

Скульптура Летнего сада "Амур и Психея"Амур и Психея

Второй Летний сад был украшен удивительным Лабиринтом с 60-ю скульптурными композициями на темы басен Эзопа. Для не очень знакомых с творчеством древнегреческого поэта были установлены пояснительные стенды с кратким пересказом.

Фонтаны и скульптуры Летнего сада ПетербургаФонтаны и скульптуры Летнего сада Петербурга

Некоторые из мраморных скульптур, установленных в Летнем саду, говорят, были привезены лично Петром Первым. К концу жизни Петра Летний сад имел около 100 скульптурных изваяний, а к концу 18 века их было уже около двухсот. Но до нашего времени сохранилось не более 90 прекрасных произведений венецианских мастеров, но и те в весьма потрепанном состоянии. Все сохранившиеся произведения искусства, простоявшие практически 300 лет под открытым небом,  отреставрированы и перевезены в Михайловский замок, а сделанные с них копии украшают теперь аллеи Летнего сада.

Скульптуры Летнего сада

В 1839 году, в честь установившихся хороших отношений между так долго враждовавшими странами, шведский король Карл Четырнадцатый подарил Николаю Первому порфировую вазу темно-красного цвета, которая стала символичным украшением Летнего сада Петра Первого. Эту замечательную пятиметровую вазу из розового гранита водрузили при входе в парк около Мойки.

Порфировая ваза в Летнем садуПорфировая ваза

В середине 19 века в Летнем саду устанавливается еще один замечательный памятник – памятник И.Крылову (автор П.Клодт). Известный русский баснописец с книгой в руке сидит на камне постамента, украшенного сюжетными горельефами по мотивам наиболее известных его басен.

Памятник И.Крылову в Летнем садуПамятник И.Крылову

Архитектурные сооружения Летнего сада

В парковой зоне сада в 18-19 веках находилось множество строений. Прежде всего, это, конечно же, Летний дворец Петра Первого

Летний дворец Петра Первого в Летнем садуЛетний дворец Петра Первого

Кроме него, специально для Екатерины Первой на берегах Невы и Лебяжьей канавки возводится деревянный Второй Летний дворец (Золотые или Новые палаты). Дворец давно утрачен, но сохранилась информация о том, что золотая кожа была отделкой его главного зала, живописные холсты украшали потолки и каждую комнату обогревали прекрасные изразцовые печи (арх.Д.Трезини и М.Земцов). А перед Екатерининским дворцом в фонтанном павильоне стоял большой Готторпский глобус-планетарий (сегодня он находится в Кунсткамере). При дворце имелась большая терраса, от которой по лестнице можно было спуститься к воде.


Готторпский глобус-планетарий (копия)Готторпский глобус-планетарий

Строится в Летнем саду и Картинная галерея для выставки полотен европейских мастеров. Дело в том, что будучи в Амстердаме, Петр Первый купил несколько картин, написанных Рубенсом, Рембрантом, Ван-Дейком и т.д. Частично их разместили именно в этой галерее.

Также вдоль Невы сооружаются специальные торжественные галереи для проведения праздников и танцев. Земцов сооружает «Залу для славных торжествований», которая вместе с дворцом Екатерины и Картинной галереей образовала своеобразный архитектурный ансамбль. В интерьере Залы использовался резной дуб, декоративная живопись, шпалеры и позолота. При Анне Иоанновне торжественная зала была разобрана и перенесена к Карпиеву пруду, а вместо него Растрелли строит одноэтажный Летний дворец Анны Иоанновны. Позже при Елизавете Петровне этот дворец был также разобран и перевезен в Екатерингоф.

Самое оригинальное архитектурное садовое сооружение петровской эпохи находилось на берегу Фонтанки. Там был оформлен прямоугольный Грот с купольной крышей. Вдоль стен внутри него располагались скульптуры и колоннада, в отделке стен использовались раковины, разноцветные стекла и толченое стекло. Вход в грот охранялся Позолоченной колесницей Нептуна, стоящей на каменной горе, украшенной морскими раковинами. В одном из трех гротовских помещений был установлен орган, звучащий под напором воды. Петровский Грот был удивительным произведением ландшафтного дизайна своего времени.

Грот Летнего сада в 18 векеГрот Летнего сада в 18 веке

К сожалению, страшное наводнение 1777 года вывело из строя фонтаны и сильно повредило Грот. Фонтаны впоследствии были восстановлены, а вот грот в конце 18 века был переделан в Кофейный домик (арх.К.Росси). От Петровского Грота сохранились только основания стен, так что можно представить себе размеры утраченного сооружения.

Кофейный домик Летнего садаКофейный домик

Фасады нового архитектурного объекта – Кофейного домика - ровные и гладкие, оживленные только декоративной скульптурой в виде масок, гирлянд и венков. Говорят, что под Кофейным домиком находятся подземные тоннели, но куда они ведут и для чего создавались, остается загадкой. После постройки нового садового павильона его взял  в аренду итальянский кондитер Пьяцца, торговавший здесь своими изделиями. Оттуда и пошло название Кофейного домика.

Интерьер Кофейного домика сегодняИнтерьер Кофейного домика сегодня

Южнее Летнего Дворца расположен деревянный Чайный домик, в котором сегодня проводятся выставки (арх. Л.Шарлеман), в 19 веке это была кладовая, а при Петре здесь шумела Липовая роща.

Чайный домик Летнего садаЧайный домик

Недалеко находился и Птичник с орлами и различными редкими птицами. Было сооружено несколько каменных оранжерей, в которых произрастали редкие декоративные растения южной  полосы России, включая апельсиновые и лимонные деревья, тропический молочай и т.д. Эти деревья выращивались в больших кадках и летом украшали садовые аллеи.

Малая оранжерея Летнего садаМалая оранжерея


Поистине символом города стала знаменитая Ограда Летнего сада. Ограждение сада, названное А.Ахматовой лучшим в мире, было сооружено уже намного позже петровского царствования. Архитекторы Ю.Фельтен и П.Егоров в 70-х годах 18 века создали поистине великолепное архитектурное совершенство из тридцати шести гранитных колонн, украшенных вазами и урнами и соединенных между собой ажурной металлической решеткой с позолоченными орнаментами.

Ограда Летнего сада ПетербургаОграда Летнего сада

В архитектуре парка появились и новые объекты, как например, сугубо парковый Археологический музей для сохранности найденных при парковых работах экспонатов, под него была перестроена бывшая павильонная Голубятня.  На Менажерейном пруду сооружена беседка. Отреставрированы «Малая оранжерея» и Хозяйственный двор.

Археологический музей Летнего сада (бывшая Голубятня)Археологический музей

По Летнему саду можно гулять самостоятельно, можно воспользоваться проводящимися здесь экскурсиями. В  выходные дни в Летнем саду проходят различные выставки, и играет духовой оркестр. 

Летний сад работает все дни кроме вторника и последнего понедельника месяца. С мая по сентябрь включительно он открыт с 10 утра до 21.30. В зимне-осенний период – с 10.00 до 18.00.