Медный всадник

Адрес:

Сенатская площадь

В тот далекий августовский день 1782 года, когда на Сенатской площади Петербурга шло торжественное открытие бронзового памятника Петру Первому, названному впоследствии Медным всадником, никто не мог и представить, что это будет самый символичный, самый мистический и самый узнаваемый памятник города.

Медный всадник в Санкт-Петербурге, памятник Петру I

История создания

После смерти Елизаветы Петровны в результате очередного дворцового переворота к власти пришла Екатерина Вторая. Сразу было понятно, что пришла она к власти всерьез и надолго, и в связи с этим, подобострастный Сенат предложил соорудить памятник новой российской властительнице. Однако, Екатерину не зря прозвали Великой, мудрости ей было не занимать, и она решила, что в городе Петра нужно установить памятник, прежде всего, именно ему – преобразователю России, подчеркнув тем самым свое преклонение и свою причастность к продолжению дела Петра.


Уже через три года своего правления, Екатерина поручает российскому представителю во Франции Д.Голицыну разыскать опытного скульптора, который взялся бы претворить в монументе образ Петра Первого. Из всех возможных кандидатов выбор остановили на Э.Фальконе, рекомендованном самим Д.Дидро.

Французский архитектор Э.ФальконеФранцузский архитектор Э.Фальконе

Французский скульптор Э.Фальконе согласился поехать работать в Россию по контракту для сооружения конной статуи Петра Первого «колоссальных размеров». До этого Фальконе был художником-ваятелем фарфорового завода, но, как и все художники, мечтал о создании грандиозного и вечного произведения искусства. Поэтому он с большими надеждами ухватился за предложение Екатерины о сооружении монумента Петру Первому.

Преобразователь России Петр Первый - Медный всадник

Концепцию памятника Екатерина Вторая обсуждала с Дидро и Вольтером. Какую философскую идею должен был нести этот монумент, каким должен был предстать перед потомками образ Петра – все эти вопросы были предметом горячих споров и обсуждений.

В конце концов, по предложению Э.Фальконе, было решено, что императорский образ должен являться олицетворением подчинения дикой природы воле и цивилизации, а для этого сам памятник должен был находиться на огромном каменном скалоподобном постаменте, олицетворяющим естественные природные силы.

Памятник Петру Первому на фоне здания Сената в ПетербургеНа фоне здания Сената

Работы по изготовлению гипсового макета памятника и его отливке продолжались более десяти лет и были весьма сложны. Отливать бронзовую фигуру гигантских размеров Фальконе помогал русский «Левша» - Емельян Хайлов, работающий до этого на изготовлении пушек.

При первой отливке не получилась верхняя часть памятника, а нижняя треснула. Но совместными усилиями (проявленным героизмом Е.Хайлова, спасшим в экстренной ситуации первую заготовку, плюс сложность дополнительной отливки верхней части памятника) удалось создать небывалых размеров бронзовый монумент.

Медный всадник на Сенатской площади в 18 векеМедный всадник на Сенатской площади в 18 веке

Рассорившийся со всеми, не дождавшись окончания работ по установке 10-тонного памятника, уехавший в конце 70-х годов 18 века Фальконе забрал всю расчетную и техническую документацию. Работы пришлось продолжать Ю.Фельтену. Параллельно с сооружением монумента шли очень сложные инженерные расчеты и создание уникальных средств транспортировки для перемещения на Сенатскую площадь мегалита для петровского пьедестала.

Путь, проделанный "Гром-камнем" от Лахты до Сенатской площади

И вот все было готово. Торжественное открытие памятника Петру Первого, до времени сокрытого от глаз общественности специальной оградой, собрало на Сенатской площади практически весь город! На балконе Сената находилась сама Екатерина. По специальному знаку ограда упала, и перед собравшимися предстал Петр Первый, мчащийся на коне по своему любимому городу. Начался барабанный бой, войска отдавали честь Петру, палили пушки и в Петропавловской крепости и в Адмиралтействе. Радостные возгласы сопровождали этот праздничный день – 7 августа 1782 года. Площадь решено было переименовать  в Петровскую. Но это название не прижилось.

Открытие Памятника Петру Первому в 1782 году в Петербурге (гравюра)

Автора же монумента Э.Фальконе даже не пригласили на торжественное мероприятие по поводу открытия памятника. Но Фальконе оставил нам своеобразный автограф на складке петровского плаща, где указано, что лепил и отливал памятник парижанин Э.Фальконе в 1778 году.

Свое имя на памятнике увековечила и Екатерина Вторая. Чтобы подчеркнуть преемственность законодательной власти в России и свою к ней причастность, по распоряжению императрицы, на постаменте была размещена надпись – Петру Первому Екатерина Вторая, с указанием даты установки памятника.

Памятная надпись на постаменте Медного всадника в ПетербургеПамятная надпись

 А сам памятник в очень скором времени обрел мистический ореол, с которым было связано множество легенд, анекдотических рассказов и поэтических тем. Призрак Петра видел якобы и Павел Первый, и некий майор Батурин. Образ Медного всадника, созданный гением Пушкина, дал новое название самому памятнику, к которому часто обращались многие поэты и писатели  в своих произведениях.

Медный всадник на Сенатской площади в 19 векеМедный всадник на Сенатской площади в 19 веке

Сегодня памятник Петру Первому самое посещаемое туристами место. Здесь назначаются встречи, фотографируются молодожены и выпускники школ после последнего звонка.

Образ Петра Первого

Конечный образ создаваемого Петра все, задействованные в этом процессе, видели по-разному. Екатерина Вторая представляла его римским императором, держащим скипетр и жезл. Кто-то советовал окружить Петра аллегориями, олицетворяющими Благоразумие, Трудолюбие, Правосудие и Победу. Дидро предлагал создать памятник в виде фонтана в обрамлении аллегорических фигур. И так далее….

Однако сам Фальконе имел свой взгляд на личность Петра и на ее воплощение. Он хотел показать именно Созидателя, законодательного организатора нового направления развития страны. Петр у Фальконе мчится на коне, объезжая свои владения и благословляя их на дальнейшее процветание.



Одевать Петра в римские одежды Фальконе тоже не стал, основываясь на том, что Петр был все-таки не римским, а российским императором. Для создания коня были выбраны также российские породистые орловские скакуны из императорских конюшен, которых заставляли позировать перед скульптором.

Мастеру монументального творчества хорошо удались фигуры Петра и нетерпеливой его лошади, стоящей на задних ногах. Император изображен в динамическом поступательном движении вперед как созидатель, укротитель и законодатель. Одетый не по-царски, Петр сидит на вздыбленной лошади, причем сидит не в седле, а на медвежьей шкуре, олицетворяющий русскую дикость. В ногах коня можно увидеть змею, так сказать, происки врагов реформаторских перемен. Но лавровый венок и меч на поясе указывают на роль Петра, победившего и врагов, и консерватизм.

Змея под копытами лошади Медного всадникаЗмея под копытами лошади Медного всадника

Если с фигурой и общей концепцией у Фальконе проблем не возникло, то голова первого российского императора у него никак не получалась. Тут на помощь своему учителю пришла молодая 17-летняя ученица Фальконе Мари Колло, которая самостоятельно, всего за одну ночь, изготовила эскиз головы Петра Первого. Ее вариант петровского лика и остался на память потомкам.

Медный всадник на Сенатской площади (фрагмент)

Заслуги Мари высоко оценила Екатерина Вторая - девушка стала членом Академии художеств и получила пожизненную пенсию в размере десяти тысяч ливров. Интересно, что зрачки Петра выполнены ею в форме сердечек, что передает его вечную любовь к созданному им городу.

История "Гром-камня"

Скалистый пьедестал памятника Петру Первому сам по себе является уникальной достопримечательностью, имеющей удивительную историю своего здесь появления. Огромный гранитный камень для скалистого пьедестала был найден крестьянином С.Г.Вишняковым в окрестностях Петербурга, около Конной Лахты. Это был обломок скалы, непонятно как, и в какие далекие геологические времена оказавшийся недалеко от деревни. Вишняков, занимающийся поставкой каменного строительного материала в Петербург, предложил этот «Гром-камень» руководству по созданию монумента, которое опубликовало объявление о поиске подобного гиганта. Камень подошел и по размерам, по фактуре и по форме, напоминающей морскую волну, а предприимчивый крестьянин получил за наводку целых 100 рублей!

"Гром-камень" около Конной Лахты под Петербургом (гравюра)"Гром-камень" около Конной Лахты

Извлеченный по истечении шести месяцев при помощи рычагово-домкратной системы двух тысячепудовый камень после обработки и очистки стал весить около полутора тысячи пудов. Длина мегалита была около 13 метров, высота около 8-ми. В течение почти пяти месяцев этот огромный валун проделал почти восьми километровый путь до причала Финского залива, откуда был переправлен по воде на Сенатскую площадь.

Транспортировка "Гром-камня" по суше (гравюра)Транспортировка "Гром-камня" по суше (гравюра)

Для перевозки камня по суше была сооружена специально разработанная платформа с шарами, вмонтированными в параллельные желоба. Кроме того, была прорублена просека до конечного пункта транспортировки.  Говорят, что передвижение камня по просеке иногда шло со скоростью 20-30 метров в день! Учитывая то, что от Конной Лахты до Финского залива камень транспортировался только в зимний период, по замершим дорогам, а по Финскому заливу лишь следующей осенью после постройки специального судна, то все перемещение так называемого «Гром-камня» на постоянное место заняло почти год!

Транспортировка "Гром-камня" по воде (гравюра)Транспортировка "Гром-камня" по воде

Чтобы перетащить камень с  транспортного средства на территорию Сенатской площади, судно было специально притоплено на заранее подготовленные сваи. За всеми манипуляциями с привезенным «Гром-камнем» наблюдало большое количество петербуржцев, собравшихся на площади.

Выгрузка "Гром-камня" на Сенатскую площадь Петербурга (гравюра)Выгрузка "Гром-камня"

И вот, наконец, «Гром-камень» был установлен на свое постоянное место, где был подвергнут обработке, сократившей его размеры и приведшей к частичной утрате «дикого» вида. А место, откуда был извлечен камень заполнилось грунтовыми водами, образовав Петровский пруд, существующий до сей поры.

Петровский пруд в ЛахтеПетровский пруд в Лахте