Адрес: Татарстан, с.Свияжск, ул.Успенская, 1
Режим работы: 9.00-18.00
Стоимость: бесплатно

Одной из главных храмовых достопримечательностей Свияжска  является ныне действующий Богородице-Успенский мужской монастырь, который непременно стараются посетить все туристы. Этот монастырь, основанный в числе самых первых на территории присоединенного к Московскому государству в 1552 году Казанского ханства, долгое время был одним из главных православных и миссионерских центров Казанской епархии 16-18 веков, а также одним из самых богатых и известных в России.

Содержание:

  1. История Богородице-Успенского монастыря
  2. Что посмотреть в Успенском монастыре
  3. Как добраться до монастыря и режим работы

Сегодня возрожденный ансамбль этого монастыря со сложной судьбой входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО и является уникальным и единственным в Поволжье шедевром русского храмостроения середины 16 века.

Успенский монастырь в Свияжске - одна из уникальных храмовых жемчужин ТатарстанаУспенский монастырь в Свияжске - одна из уникальных храмовых жемчужин Татарстана

История Богородице-Успенского монастыря

История Успенского, или Богородице-Успенского монастыря, напрямую связана с историей образования самого Острова-града Свияжска, который сыграл огромную роль в подготовке и проведении операции по взятию Казани и, следовательно, всего Казанского ханства. После присоединения этой огромной территории, проповедующей исламскую религию, одной из основных задач завоевателей стало распространение здесь христианства. Поэтому строительство православных храмов и монастырей было одной из первоочередных задач московских священнослужителей, которые приезжали сюда с миссионерскими целями.

После покорения Казани в городе была учреждена архиерейская кафедра, главой которой был назначен игумен Иосифо-Волоколамской обители Гурий. Вступив в Москве в сан Казанского архиепископа в феврале 1555 года, Гурий направляется на место назначения, взяв с собой своего ученика и будущего преемника Германа.

Основателем Успенского монастыря стал первый Казанский архиерей - ГурийОснователем Успенского монастыря стал первый Казанский архиерей - Гурий

По дороге в Казань, Архиепископ Гурий заезжает в Свияжск, где в южной части города решает основать мужской монастырь, которому надлежало стать оплотом распространения христианства среди местного населения. Сопровождавший Гурия Герман назначается  настоятелем этой вновь образованной обители.

Сам же Гурий едет дальше в Казань, где в течение восьми лет занимается миссионерской деятельностью. Именно при нем главный храм Казанского КремляБлаговещенский – был сооружен в каменном виде. И именно в этом соборе находилась впоследствии рака с мощами святого Гурия.

Память о деятельности Гурия свято храниться в Казанском Благовещенском собореПамять о деятельности Гурия свято хранится в Казанском Благовещенском соборе

Герман же остался налаживать жизнь в новой свияжской обители. Считается, что Герман являлся одним из потомков самого Рюрика в 20-ть каком-то колене, и его род Полевых изначально был знатным и могущественным. Но постепенно род мельчал, богатство исчезало и, в конце концов, был утрачен и княжеский титул.

За период деятельности архимандрита Германа на территории Успенского монастыря появились такие каменные сооружения как Успенский собор и Храм Николая Чудотворца. Много внимания Герман уделял решению хозяйственных вопросов. Он увеличивал монастырские земли не только в самом Свияжске, но даже в Казани организовал монастырское подворье, которое со временем преобразовалось в Иоанно-Предтеченский монастырь.

Деятельность архиепископа Германа была достойным продолжением деятельности ГурияДеятельность архиепископа Германа была достойным продолжением деятельности Гурия

Много времени и сил отдавал Герман непосредственно миссионерским делам, превратив Успенскую обитель в крупный центр христианизации населения. Причем, до крещения будущие христиане должны были прожить некоторое время в обители, посещая службы и проникаясь христианским духом. Только в Успенском монастыре приняли крещение несколько тысяч человек. Занимался Герман и управленческими делами в других приходах Свияжского уезда, выезжая туда для решения назревших проблем или для участия в судах. По инициативе Германа при монастыре организовалась большая библиотека и, говорят, что даже имелась типография.

После кончины Гурия по решению Собора русских епископов на должность Казанского и Свияжского архиепископа был назначен Герман (1564 г),  которому пришлось оставить Успенский монастырь и переехать в Казань. Однако, и из Казани ему пришлось уехать через два года в Москву, куда его вызвали для работы в Земском и Церковном соборах.

Память о Германе хранится не только в Свияжске, но и в Иоанно-Предтеченском монастыре КазаниПамять о Германе хранится и в Иоанно-Предтеченском монастыре Казани

Позже Герман, назначенный Иваном Грозным на должность митрополита, начал выступать против опричнины и требовать от царя покаяния в совершенных грехах. Конечно же, подобное поведение Германа вызвало недовольство государя, и тот был отстранен от митрополичьего престола, а вскоре умер при невыясненных обстоятельствах. Скорее всего, он был убит по указанию Ивана Грозного.

Захоронили Германа в церкви Николы Мокрого в московском районе Зарядье. В конце 16 века во время ремонта этого храма мощи Германа были случайно обретены и оказались чудодейственными. В это время казанским митрополитом был Гермоген, который обратился к царю Федору Иоанновичу с просьбой о переносе святых мощей Германа в Свияжск. Разрешение было получено и вскоре мощи Германа были торжественно встречены в Успенском монастыре, став его самой уникальной святыней, помещенной в правой части алтаря.

Впоследствии для хранения мощей святителя неоднократно менялись  раки. Менялось и местонахождение мощей – из алтарной части их перенесли в центр храма. Частицы мощей святителя были переданы в Симбирск и в Казань в Иоанно-Предтеченский монастырь.

На одной из фресок Успенского монастыря запечатлен образ Святителя ГерманаНа одной из фресок Успенского монастыря увековечен образ Святителя Германа

После революционных преобразований 1917 года и последующей Гражданской войны началась активная борьба с религией. Коснулось это и Свияжского Успенского монастыря. Раку с мощами Германа вскрыли, а сами мощи бесследно исчезли. Но частичка их, переданная в свое время в Иоанно-Предтеченский монастырь, была сокрыта в храме Ярославских Чудотворцев, где она чудом сохранилась. И сегодня эта частичка, поделенная на две составляющие, является равнозначными святынями Успенского и Иоанно-Предтеченского монастырей.

Во многом благодаря усилиям Германа Успенский монастырь и в дальнейшем продолжал оставаться одним из самых богатых не только в Поволжье, но и в России вплоть до второй половины 18 столетия. Авторами построенных при Германе главного монастырского Успенского собора и Храма Николая Чудотворца были известнейшие псковские мастера Постник Яковлев и Иван Ширяев, которые возвели и Благовещенский собор в Казанском Кремле и Собор Василия Блаженного на Красной площади.

Строения Успенского монастыря были одним из главных украшений Свияжска 18 векаСтроения Успенского монастыря были одним из главных украшений Свияжска 18 века

После монастырской реформы 1764 года и секуляризации монастырских земель начался упадок монастыря, но, тем не менее, именно тогда Успенский монастырь был отнесен к высшему 1 классу, и до начала 19 века оставался единственным монастырем такого уровня в Казанской епархии.

В 19 веке начался заметный упадок не только монастыря, но и Свияжска. На начало 20 столетия в монастыре проживало менее 30 человек и доходы его были очень и очень скромными. Последний настоятель монастыря епископ Амвросий был убит красноармейцами в августе 1918 года. На этом деятельность монастыря, все сокровища которого были разграблены, была временно прекращена. В советские годы в монастырских зданиях располагалась психиатрическая больница, которая была вывезена оттуда только в середине 90-х годов прошлого века, после чего началось постепенное возрождение монастыря.

Амвросий_(Гудко) был последним настоятелям Успенского монастыря в 20 столетииАмвросий (Гудко) был последним настоятелям Успенского монастыря 20 столетия

Мемориальную келью первого настоятеля  Германа отреставрировали только в 2019 году. В 2021 году начала функционировать Церковь Николая Чудотворца.

Что посмотреть в Успенском монастыре

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Многие православные храмы на присоединенных землях Казанского ханства изначально возводились в деревянном виде, как например, Благовещенский собор. А вот Успенский храм Свияжска - главный собор монастыря - изначально был возведен в каменном виде, что символично указывало на серьезность внедрения православия на казанской земле.

Архитектурные особенности

Успенский собор, основанный в 1556 году и построенный псковскими мастерами уже к концу 1560 года в каменном виде, до сих пор хранит в декоративных элементах след своей первозданности, невзирая на последующие переделки и усовершенствования, которые начались уже в 17 веке. Именно тогда у западной стены храма появилась новая Трапезная.

Успенский собор является одним из уникальнейших храмовых памятников 16 векУспенский собор является одним из уникальнейших храмовых памятников 16 века в России

В 18 веке соборные фасады, немного увеличенные в высоту, были украшены в модном барочном стиле. Элементы «украинского барокко» четко прослеживаются в наличии 12-ти острых «кокошников» и в изменении формы купола, который стал кувшинообразным. Но, несмотря на все последующие усовершенствования, в архитектурном облике этого прекрасного однокупольного храма хорошо видна рука псковских мастеров, их своеобразный почерк. Это квадратное основание, наличие четырех широко поставленных столбов, полукруглые апсиды, и, конечно же, псковские декоры фасадов.

Каждая фасадная сторона имеет четыре «лопатки», соединенные наверху лопастными арками. Оконные проемы оформлены узкими бровками, барабан украшен нарядным архитектурным поясом, в котором хорошо видны такие характерные элементы псковской архитектуры как бегунки, поребрики, полуциркульные арочки и арочные тяги апсид.

С алтарной стороны Успенский собор имеет трехъярусное строениеС алтарной стороны Успенский собор имеет трехъярусное строение

Очень впечатляет трехступенчатый вид храма с алтарной стороны, оформление которой типично для псковско-новгородской архитектуры и поражает зрителя гармонией нарядности и строгости. Очень самобытный вид имеет и открытая галерея-гульбище, проходящая вдоль южной и северной сторон храма. 

Крыльцо и гульбище Успенского храма напоминают русские старинные теремаКрыльцо и гульбище Успенского храма напоминают русские старинные терема

Изначально гульбище было выполнено в форме буквы «П», но в середине 19 века к храму было пристроено громадное крыльцо, которое разорвало единство галереи, превратив его в две параллельные линии. Но даже эти фрагменты единой галереи несут в себе ауру далеких средневековых времен и завораживают своей патриархальностью.

Фрески собора

После завершения строительства практически сразу же храм был оформлен росписями как снаружи, так и внутри. Фасадная роспись с годами исчезла, а вот внутренние фресковые росписи, хоть и в плохом состоянии, но все же сохранилась, а впоследствии были отреставрированы. Эти росписи являются едва ли не единственными, практически целиком уцелевшими произведениями стенного православного искусства середины 16 века в России, выполненные в достаточно большом масштабе русскими изографами!

Посетить Успенский храм необходимо именно ради его уникальных фресокПосетить Успенский храм необходимо именно ради его уникальных фресок

Уникально не только исполнение, но и содержание росписей Успенского собора. Хотя сюжеты фресок взяты из основных религиозных книг, но все они не очень соответствуют общепринятым канонам. В росписи купола, например, вместо Образа Христа, расположено изображение бога Саваофа, сидящего на небесном троне. А Христос Эммануил, сидящий на его руках, держит в руках сферу мира с белым голубем – символом святого духа. О соответствии каноничности данного изображения, которое называется «Отечество» даже велись серьезные споры. Но сегодня установлено, что подобные изображения имели место быть и на новгородских фресках 15 столетия и относятся к типу Новозаветной Троицы.

Не раз ставилась под сомнение правильность купольной росписи Успенского храмаНе раз ставилась под сомнение правильность купольной росписи Успенского храма

Редчайшим изображением является и один из сюжетов юго-западного столба, где мы видим сидящего на престоле Саваофа, поддерживающего Распятие Христа, имеющего херувимские крылья. Также некоторой необычностью является и размещение в алтарной части образа Успения Богоматери вместо традиционного здесь расположения изображения Христа Вседержителя.

Саваоф с распятием Христа - редчайший сюжет храмовых фресокСаваоф с распятием Христа - редчайший сюжет храмовых фресок

Есть здесь и очень редкое прижизненное изображение Ивана Грозного. Оно находится под алтарной фреской под названием «Шествие праведных в рай», и по сюжету перекликается с подобной композицией фрески А.Рублева во владимирском Успенском соборе (15 век). Изображение Ивана Грозного (в короне) вместе с Макарием Митрополитом расположены ниже сонма святых.

Вероятное изображение Ивана Грозного, к сожалению, не очень хорошо сохранилосьВероятное изображение Ивана Грозного, к сожалению, не очень хорошо сохранилось

Все фрески храма как бы иллюстрируют учение об ангелах и духах, о сотворении мира, о жизни Адама и Евы до и после грехопадения, о Каине и Авеле. Картинам ветхого завета отдана верхняя часть храма, а нижняя посвящена жизнеописанию девы Марии, начиная с истории ее родителей. На западной стене вместо традиционного «Страшного суда» расположено «Поклонение волхвов». Фигуры на столбах тоже весьма примечательны. 

Иллюстрациям Ветхого завета в Успенском храме уделено очень много вниманияИллюстрациям Ветхого завета в Успенском храме уделено очень много внимания

Особо удивительна фигура Христофора (северо-западный столб), которого обычно представляли с песьей головой, а здесь он изображен с головой лошадиной.

На уникальное изображение Христофора указывают туристам все экскурсоводыНа уникальное изображение Христофора указывают туристам все экскурсоводы

Интересны в храме и другие фигуры и сюжеты, которые можно разглядывать бесконечно.

Церковь Николая Чудотворца

Никольская трапезная церковь или церковь Николая Чудотворца, строилась параллельно с Успенским собором и по соседству с ним из тесанного известняка  и теми же самыми псковскими мастерами, что и Успенский храм. Впоследствии она также подвергалась многочисленным перестройкам.

Никольский храм легко можно определить по наличию у него колокольниНикольский храм легко можно определить по наличию у него колокольни

В 17 веке над храмом была сооружена 43 метровая Колокольня, вначале трёхъярусная, а позднее уже пятиярусная. От нижнего яруса был проделан потайной лаз к реке Щуке -  для снабжения водой на случай внезапной осады.

В данном храме бережно сохраняется память о настоятеле Германе, содержатся в неприкосновенности келья, в которой он жил, и его личные вещи. На данный момент эта отреставрированная и действующая церковь  доступна для посещения, а желающие за отдельную плату могут подняться на смотровую площадку Колокольни, чтобы оттуда посмотреть на свияжские окрестности. Только надо иметь в виду, что детей до 14 лет на Колокольню не пускают. Такие вот здесь порядки.

Келья настоятеля Германа - одна из святых достопримечательностей Никольской церквиКелья настоятеля Германа - одна из святых достопримечательностей Никольской церкви

При Никольском храме имеется Постоялый двор, это монастырская гостиница, где при желании можно заночевать. А в цокольном этаже данного храма разместился небольшой, но интересный Музей истории Успенского монастыря, побывать в котором тоже очень интересно. Там можно поближе познакомиться с историей местного храмостроения, увидеть уникальные артефакты и небольшой макет Успенского монастыря.

Музей Успенского монастыря познакомит туристов с интересными фактами и артефактамиМузей Успенского монастыря познакомит туристов с интересными фактами и артефактами

Другие сооружения монастыря

Все жилые и хозяйственные постройки монастыря – кельи, житницы, кухня, пивоварня  т.д. – вначале строились деревянными, так же как и ограда. Только на рубеже 17-18 веков они постепенно стали меняться на каменные. Из строений того периода сохранились три примечательных  здания. 

Прежде всего, это Братский корпус, расположенный направо от входа  в монастырь. Это большое белое трехэтажное здание  оформилось в результате соединения под одной крышей наместнических келий 17 века и надстроенных (ранее двухэтажных) братских келий 18 века. 

Братский корпус Успенского монастыря - образец архитектуры 17-18 вековБратский корпус Успенского монастыря - образец архитектуры 17-18 веков

К концу 18 века к Братскому корпусу была пристроена Церковь Святителя Германа Казанского и Митрофана Воронежского. Освящена она была в 1799 году. В 30-х годах 20 века большая часть этого храма была разрушена и только в самое недавнее время храм полностью воссоздан и функционирует. Помещения Братского корпуса в советские времена занимали и камеры ГУЛУГа и палаты Психбольницы.

Хорошо сохранился и Архимандритский или Настоятельский корпус, построенный во второй половине 17 века. Он расположен  у западной стены монастыря (налево от входа в монастырь). Очень выразительно смотрится его крыльцо с приземистыми круглыми колоннами и крытая широкая каменная лестница, ведущая в покои настоятеля на второй этаж. В свое время покои настоятеля обогревались печами, облицованными цветными изразцами. На первом этаже размещались хозяйственные службы. Нарядные наличники обрамляют оконные проемы корпуса.

Архимандритский корпус имеет очень внушительное и массивное крыльцоАрхимандритский корпус имеет очень внушительное и массивное крыльцо

Небольшой двухэтажный дом рядом с Никольской церковью, примыкая к западной стене монастырской ограды, построен на рубеже 17-18 веков. Это здание не раз меняло свое предназначение. В конце 19 века его стали использовать под Монастырское училище.

Монастырское училище вплотную примыкает к монастырской оградеМонастырское училище вплотную примыкает к монастырской ограде

Ограда монастыря протяженностью почти в один километр появилась в окончательном варианте в 18-19 веках. Она опоясывает все монастырские постройки и придает им характерный вид кремлевских стен. Справа от Успенского храма находится небольшая территория Монастырского некрополя.

Вход на территорию монастыря осуществляется через главные Святые ворота, с надвратной церковью. В начале 17 века здесь существовала надвратная Борисоглебская церковь, которую со временем разобрали.  В начале 18 века на ее месте поднялась высокая Вознесенская надвратная церковь, которая тоже была утрачена в 30-е годы. Ту церковь, что мы видим сегодня, является результатом реконструкции и реставрации.

Под аркой надвратной Вознесенской церкви туристы попадают на территорию монастыряПод аркой надвратной Вознесенской церкви туристы попадают на территорию монастыря

Как добраться до монастыря и режим работы

Собор Успения Пресвятой Богородицы находится на юго-западной оконечности Свияжска. Это самый первый архитектурный объект, который встречается при въезде в село на автомобиле. Стены монастыря отлично видны с автопарковки. А подняться к монастырю можно по лестнице. Вход в монастырь находится со стороны Успенской улицы под надвратным Вознесенским храмом.

Успенский храм является первым объектом для осмотра со стороны автошоссеУспенский храм является первым объектом для осмотра со стороны автошоссе

Если же вы прибыли на остров Свияжск по Волге, то для посещения храма надо пройти территорию острова насквозь. Для посещения монастырь открыт ежедневно с 9 до 18 часов. Кроме осмотра основных храмовых объектов, здесь приятно гулять по тихой и благоустроенной территории, любоваться видами на Волгу и делать памятные фото. Но при посещении этой действующей обители надо помнить о дресс-коде. Для женщин это платок на голову и длинная юбка. Если что, все это можно взять на входе.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: