Стамбул является одним из самых популярных туристических центров Европы и Азии, ведь город расположен на стыке этих двух континентов. Тысячи туристов стремятся сюда, чтобы окунуться в восточный колорит, увидеть основные дворцовые и храмовые мусульманские достопримечательности. Но всем известно, что Стамбул построен на историческом фундаменте средневекового православного Константинополя, существовавшего на побережье Мраморного моря с 4 по 15 столетие. И многие любознательные туристы задаются вопросом, какие же  достопримечательности византийского периода Константинополя можно найти в сегодняшнем Стамбуле? Что сохранилось от легендарной столицы Византийской империи?

Содержание:

  1. Ипподром
  2. Большой императорский дворец
  3. Площадь Августеон
  4. Основные храмы Константинополя
  5. Монастырские храмы Константинополя
  6. Цистерна Базилика
  7. Акведук Валента
  8. Колонна Константина
  9. Храм Апостолов (не сохранился)
  10. Крепостные стены Константинополя

Все сохранившиеся достопримечательности Константинополя находятся в историческом районе Стамбула, который сегодня называется Фатих. Это европейская полуостровная территория города, окруженная Мраморным морем, проливом Босфор и бухтой Золотой Рог. Древний Константинополь когда-то был окружен крепостными стенами, фрагменты которых очень интересно увидеть и сегодня, ведь это чудом сохранившиеся реалии границ легендарного города.

Под архитектурными атрибутами мечетей можно найти храмы КонстантинополяПод архитектурными атрибутами мечетей обнаруживаются древние храмы Константинополя

Есть в Стамбуле и другие памятники эпохи существования византийского Константинополя, какие-то в более хорошем состоянии, какие-то в менее. От одних из них остались лишь фрагменты, а от других только воспоминания. Центром всей Константинопольской цивилизации с момента его  основания являлась территория Ипподрома.

Пограничные стены древнего Константинополя и сегодня выглядят впечатляющеПограничные стены древнего Константинополя и сегодня выглядят впечатляюще

Ипподром

Улица Ат Мейданы

Ипподром – место основных городских зрелищ Константинополя – находился в самом сердце города. Он занимал довольно большую по тем временам площадь и служил ареной не только спортивных, но частенько и общественно-политических событий. В частности Ипподром связан с историей очень масштабного бунта 6 столетия - Восстанием «Ника».

Ипподром занимал очень большую территорию и был центром городаИпподром занимал очень большую территорию и был центром города

От бывшего прекрасного константинопольского Ипподрома до сегодняшнего дня сохранилась только центральная аллея разделительной полосы с такими интересными объектами как Египетский обелиск и Обелиск Константина, а также частично сохранившейся Змеиной колонной. Более подробная информация по истории Ипподрома и всем его объектам находится здесь. Около Ипподрома группировались основные архитектурные сооружения в виде Большого Императорского дворца, Софийского храма и т.д.

Большой императорский дворец

Превращение греческого города Византия в столицу Византийской империи Константинополь, конечно же, стимулировало развитие городского строительства и, в первую очередь, создание императорской резиденции, которой и стал Большой императорский дворец. Его возведение началось при Константине Великом в 330 году вблизи Ипподрома и Храма Святой Софии и продолжалось более 5 веков.

Комплекс Большого дворца формировался в юго-восточном направлении от ИпподромаКомплекс Большого дворца формировался в юго-восточном направлении от Ипподрома

В правление Юстиниана (6 век) комплекс Императорского дворца был существенно расширен и перестроен, подвергался существенным переделкам он и во времена императора Феофила (9 век). Каждая новая перестройка приводила к появлению новых дворцовых зданий. И к 10 столетию дворцовый комплекс уже занимал очень обширную территорию и включал в себя новые дворцовые сооружения в виде Буколеона, Магнавры и т.д.

На северо-западе дворец примыкал к Ипподрому, площади Августеон и Софийскому храму, расположенным на одной прямой, с северо-востока к Мраморному морю и Босфору. Огромная императорская резиденция включала в себя личные покои императора и членов его семьи, помещения для охранного гарнизона, прислуги и прочее. Были в этой резиденции не только роскошные залы для приемов и торжеств, но и парковые территории с фонтанами и статуями.

Историки пытаются создать реконструкции бывших дворцов императорского комплексаИсторики пытаются создать реконструкции бывших дворцов императорского комплекса

Роскошь и красота дворцовых залов восхищали современников, их интерьер состоял из разноцветного мрамора, мозаики, позолоты, фресок, скульптур и картин. Архитектурные изыски в виде колонн, арок и сводов добавляли красоты и торжественности. Наиболее выдающимися сооружениями были тронный зал Триконх с круговой галереей, акустический зал Мистерион. Современники описывали красоту и богатство залов Сигмы, Триклиния, Эроса, Камиласа, Мусикоса и других.

Основные императорские приемы проходили во дворце Магнавра, расположенного при въезде в дворцовую резиденцию с церемониальной площади Августеон у ворот Халки. В этом дворце на ступенях перед золотым императорским троном возлежала пара золотых львов, а позади трона на ветвях золотого дерева сидели позолоченные птицы.

Роскошь императорских покоев дошла до нас только в описаниях современниковРоскошь императорских покоев дошла до нас только в описаниях современников

Первый императорский комплекс с тронными залами, помещениями для стражи, дворцовым храмом и прочее, в который можно было попасть непосредственно через вестибюль Халки, назывался Халкеи. Это был одноэтажный комплекс. Позади него начинался двухэтажный комплекс дворца Дафна, связанный с Халкеей аллеями и галереями. В этом дворце имелись помещения придворных служб (первый этаж) и личные покои императора (второй этаж). Из дворца были сооружены галереи, ведущие в императорскую ложу Ипподрома и в храм Святой Софии.

Кроме Дафны имелись и другие дворцы в виде Хризотриклиниума и Трикона, от которых сохранились только названия. В правление Юстиниана к дворцовому комплексу были присоединены и постройки его дома, где он проживал до восхождения на престол.

Со временем резиденция императоров переехала во Влахернский дворецСо временем резиденция императоров переехала во Влахернский дворец

В 11 столетии константинопольские императоры перебрались в новую резиденцию – Влахернский дворец, расположенный на северо-западе Константинополя около Церкви Богородицы, хорошо известной тем, что в ней состоялось явление Богородицы Андрею Юродивому (910 г.), положившее начало празднику Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечается на Руси с 12 столетия.

Во время взятия Константинополя в 1453 году Влахернский дворец был сильно разрушен. До нашего времени от него дошли только фрагменты Малого дворца. А вот восковая икона Влахернской Богоматери (7 век), подаренной царю Алексею Михайловичу в середине 16 столетия,  волею судьбы сохранилась и попала впоследствии в Третьяковскую галерею.

Византийская Влахернская Богоматерь волею судьбы попала в Россию Византийская Влахернская Богоматерь волею судьбы попала в Россию

После переезда императорской резиденции во Влахернский дворец Большой Императорский дворец начал приходить в запустение. А после взятия города турками-османами все его сооружения постепенно ликвидировались и застраивались новыми зданиями, в том числе и мечетями. Сегодняшние туристы могут увидеть руины только одного из дворцовых сооружений комплекса Большого Императорского дворца – бывшего Буколеоновского дворца, расположенного на берегу Мраморного моря. Этот дворец с гаванью появился в дворцовом комплексе в середине 9 столетия, но впоследствии был также заброшен и разорен. На сегодня сохранилась только восточная его часть.

Руины Буколеоновского дворца - это все, что осталось от комплекса Большого дворцаРуины Буколеоновского дворца - это все, что осталось от комплекса Большого дворца

Долгое время считалось, что Большой императорский дворец полностью утрачен, но в начале 20 века случайно были обнаружены фрагменты дворцовой тюрьмы и других помещений. Самой ценной находкой оказались залы с мозаичными полами, относящиеся к 4-5 векам. Данные мозаичные произведения искусства сегодня можно увидеть в специально созданном для них Музее мозаики Большого дворца, который находится рядом с базаром Араста на улице Торун, 36. В этом небольшом музее, который работает ежедневно, можно увидеть уникальные мозаичные полотна 4-5 столетий, узнать, как они были обнаружены и сохранены.

Увидеть сцены из жизни константинопольцев 4-5 веков - это ли не чудо!!Увидеть мозаичные сцены из жизни константинопольцев 4-5 веков - это ли не чудо!!

В районе Площади Айя-София также находятся археологические фрагменты руин фундамента Большого Императорского дворца, куда когда-то можно было пройти с главной площади Константинополя - Августеон.

Площадь Августеон

Пространство небольшой церемониальной площади Августеон соединяло собой главный константинопольский храм Святой Софии, Ипподром и Большой Императорский дворец, вход на территорию которого осуществлялся через парадные ворота Халки. Кроме этих сооружений, здесь находилось здание Сената с портиком из шести мраморных колонн. Некоторые историки считают, что именно это здание и стало впоследствии дворцом Магнавра.

Площадь Августеон была главной церемониальной площадью КонстантинополяПлощадь Августеон была главной церемониальной площадью Константинополя

Сегодня территория Августеона находится на глубине 2,5 метров под Площадью Айя-София, плавно перетекающую в Площадь Султанахмет. А до образования Августеона на этом месте находилась одна из городских торговых площадей. При Константине Великом на образованной им площади появилась грандиозная колонна со статуей его матери августейшей Елены. В правление Юстиниана площадь была перестроена, а статую Елены заменила статуя Юстиниана на коне, простоявшая там до начала 16 столетия, когда была уничтожена новыми хозяевами города вместе с колонной. Сама же статуя была предположительно переплавлена на турецкие пушки.

Колонна Юстиниана, украшающая площадь Августеон, была очень высокой (от 50 до 70 метров) и покоилась на 7-ступенчатой пирамиде. Состояла она из отдельных мраморных барабанов, обшитых бронзовыми плитами, украшенными рисунками с боевыми сценами и венками. Конная статуя императора, увеличенная в четыре раза относительно оригинала, изображала Юстиниана как троянского героя без оружия, но с позолоченной державой. Конь, поднявший правую переднюю ногу, был изображен готовым к движению. Хотя ни сама колонна, ни стоящая на ней статуя не сохранились до наших времен, нам о ней поведали описания путешественников, в том числе и русских, которые видели ее и восхищались ее грандиозностью и совершенством.

Статуя Юстиниана на Площади Августеон, вероятно, выглядела такСтатуя Юстиниана на Площади Августеон, вероятно, выглядела так

Кроме Колонны со статуей Елены, а впоследствии Юстиниана, Августеон украшали и другие колонны и статуи, в том числе статуя Константина с тремя сыновьями, колонна Феодосия, статуи императрицы Евдоксии, императора Льва Великого и т.д. Кроме того, вся площадь была окружена крытыми портиками с колоннадами, под которыми располагались торговые лавки.

С площади Августеон через ворота Халки шла дорога на территорию Большого императорского дворца, а сами ворота, выходившие на площадь, были украшены изображением Иисуса Христа, которое два раза уничтожали иконоборцы и оба раза этот образ восстанавливался (8 и 9 вв.). 

Парадные ворота Халки были украшены мозаичным изображением Иисуса ХристаПарадные ворота Халки были украшены мозаичным изображением Иисуса Христа

С тех далеких времен образ Иисуса на фоне креста называется в православии Христос Халки.

Образы Христоса Халки можно увидеть на русских иконах 12-13 вековОбразы Христа Халки можно увидеть на русских иконах 12-13 веков

А еще напротив входа в Большой Императорский дворец, на противоположной стороне площади располагался верстовой камень, означающий нулевую милю. Данное сооружение было заимствованно Константином Великим из Рима, но в отличие от римского константинопольский Милион (Мильон, Милий, Милиарий) выглядел более солидно. Он был сооружен в виде сдвоенной триумфальной арки, что в результате превращало его в тетрапилон – кубическое строение на перекрестке улиц с арками в каждую из сторон. В центре этого куба и находился Милий в виде мраморной колонны, на которую были нанесены количества миль до основных центров Римской империи.

Тетрапилон константинопольского Мильона выглядел примерно такТетрапилон константинопольского Мильона выглядел примерно так

Черепичная пирамидальная крыша тетрапилона, опираясь на четыре арки, укрывала собой не только мильную колонну, но и скульптурную группу, в которую входили статуи императора с его матерью Еленой на фоне Тюхе - богини судьбы. Последующие императоры устанавливали здесь новые статуи и картины, поднимая этим значение и статус Мильона. Константинопольский Милий существовал с основания города (4 век) до начала 16 столетия, когда он был разрушен турками-османами в связи со строительством здесь водонапорной башни.

От турецкой водонапорной башни тоже остались фрагментарные руиныОт турецкой водонапорной башни тоже остались фрагментарные руины

Сегодня от бывшего Милиона сохранился лишь обломок одной из опор тетрапилона, обнаруженный недалеко от Софийского храма в 60-х годах 20 века в результате археологических раскопок. Он находится рядом с высокой руиной водонапорной башни – возможно бывшим водомером.

Увидеть в этом мраморном обломке очертания Мильона довольно сложноУвидеть в этом мраморном обломке очертания Мильона довольно сложно

Фрагмент Мильона любознательные туристы могут увидеть на повороте трамвайных путей к Парку Гюльхане слева от храма Айя-София, которым ограничивалась площадь Августеон на северо-востоке. Позади Софийского храма находилась Церковь Св.Ирины. Оба эти храмовые здания 4-6 веков можно посетить и сегодня.

Основные храмы Константинополя

Храмовые здания бывшего Константинополя, являющиеся сегодня мусульманскими мечетями, это, пожалуй, самые хорошо сохранившиеся архитектурные строения бывшей столицы Византийской империи. В некоторых из них чудом уцелели мозаичные росписи, относящиеся к далекой византийской цивилизации.

Софийский собор

Площадь Айя-София

Одним из самых известных памятников эпохи процветания Константинополя являлся Собор Святой Софии, который дошел до нашего времени в постройке 6 века, но уже в преображенном в мечеть виде. История Софийского храма довольно интересна и трагична. Он возводился несколько раз и несколько раз разрушался. Он был храмом православным, католическим и снова православным. С 15 века его стены служат мусульманской религии.

Сквозь мусульманские символы мечети проступают византийские росписи 6-10 вековСквозь мусульманские символы мечети проступают византийские росписи 6-10 веков

Посещение Софийского собора – это прикосновение к многовековой истории города, знакомство с архитектурой и мозаикой Византийского его периода, восхищение творением рук человеческих и ощущение потрясающей ауры этого монументального сооружения. Более подробно об истории сооружения собора и его непростой судьбе, о его сохранившейся мозаике и преобразованиях, связанных с мусульманской культурой, можно прочитать здесь. Кроме храма Святой Софии, любознательные туристы непременно посещают и чудом сохранившуюся церковь Святой Ирины, находящуюся сегодня на территории Дворца Топкапы.

Храм Святой Ирины (Мира)

Дворец Топкапы

Храм Святого Мира, впоследствии Святой Ирины, один из уникальнейших храмов нынешнего Стамбула, сохранившийся до нас с 4-6 веков практически в первозданном виде. Сооруженный до Софийского собора, он долгое время существовал с ним в одном ансамбле, и оба они пострадали в период Восстания «Ника». Но если Храм Софии был полностью заново построен Юстинианом, то Храм Святой Ирины был просто восстановлен, хотя определенные переделки и расширение там тоже присутствовали.

Церковь Святой Ирины один из старейших православных храмов КонстантинополяЦерковь Святой Ирины один из старейших православных храмов Константинополя

Храм Ирины очень интересен в том плане, что эта православная церковь никогда не переделывалась в мусульманский храм. Но и это не все. Любознательный турист сразу обратит внимание на внутреннее оформление храма, которое относится к периоду христианского иконоборчества – очень распространенного в 8-9 веках религиозно-политического течения. Храмов, не восстановленных после периода иконоборства, сохранились единицы. Более подробно об этом удивительном храме, который находится в Первом дворе знаменитого Дворца Топкапы можно почитать здесь.   

Оформление алтаря Ирины сохранилось со времен иконоборчестваОформление алтаря Ирины сохранилось со времен иконоборчества

Кроме этих двух, самых популярных храмов, относящихся к периоду расцвета Константинополя, в сегодняшнем Стамбуле имеются и другие храмовые сооружения бывшей столицы православной Византийской империи. В первую очередь это Церковь Святых Сергия и Вакха, являющаяся сегодня мечетью Малая Аяй-София.

Церковь Святых Сергия и Вакха (Малая София)

Улица Кючюкаясофья Джимии, 13

Этот православный византийский храм под названием Церкви Святых Сергия и Вакха появился в Константинополе в период правления Юстиниана (536 г), и, как считается, явился не только прообразом создания юстиниановского Софийского собора, но и сооружен был одними и теми же мастерами - Исидором Милетским и Антемием Тралльским.

Внутреннее оформление Малой Софии - это чисто византийское искусствоВнутреннее оформление Малой Софии - это настоящее византийское искусство

Как и Церковь Святой Ирины, данный храм сильно пострадал в период иконоборчества, но впоследствии был восстановлен. Однако, после завоевания Константинополя турками-османами Церковь Святых Сергия и Вакха, как и Софийский собор, была переделана в мусульманскую мечеть Малую Айя-Софию, а находящаяся с ней в едином комплексе Церковь Петра и Павла и вовсе уничтожена. Подробнее об истории этого храма можно причитать здесь. А посетить данный храм, являющийся действующей мечетью, можно совершенно бесплатно.

Монастырские храмы Константинополя

Кроме вышеперечисленных и наиболее известных византийских храмовых сооружений в нынешнем Стамбуле можно увидеть и другие церкви, сооруженные когда-то при многочисленных городских монастырях. В одних из них сохранились уникальнейшие образцы византийских настенных и потолочных мозаик, увидеть которые будет интересно каждому любознательному туристу. Другие связаны с удивительными историческими событиями и персонажами византийской истории.

Храм Богородицы Паммакаристы

Улица Фетхие Капысы, 2/1

Данное церковное сооружение бывшего одноименного монастыря является одним из уникальнейших памятников мозаичного искусства Византии, ведь количество уцелевших мозаичных полотен здесь лишь немного меньше, чем в Софийском храме.

Храм Богородицы Паммакаристы при наличии времени надо обязательно посетитьХрам Богородицы Паммакаристы при наличии времени надо обязательно посетить

Данная пятиглавая церковь, сооруженная примерно во второй половине 13 столетия, является образцом поздневизантийской архитектуры и является свидетелем эпохи последней византийской династии Палеологов. Хотя возможно, что храм был сооружен в более ранее время, а позднее (при императоре Михаиле Восьмом Палеологе) только отреставрирован и обновлен. В начале 14 столетия этот  представитель Палеологов был захоронен в Спасском приделе данного храма.

После превращения Константинополя в Истамбул данный храм более столетия (1456-1587 гг.) исполнял роль православного кафедрального собора, приняв эту эстафету от Храма Апостолов. С 1590 года по велению султана Мурада Третьего данная церковь также была превращена в мечеть, получившую название Фетхие-Джами (Мечеть Завоевания). Внутренние помещения были перепланированы для образования большого молельного зала.

В Храме Богородицы Паммакаристы чудом сохранились византийские мозаикиВ Храме Богородицы Паммакаристы чудом сохранились византийские мозаики 13-14 веков

В середине 20 века по инициативе Американского института Византии в южном пределе храма (Парэкклесии), сооруженном в честь Иисуса Христа, была проведена реставрация, и эта часть храма стала функционировать как музей мозаики. Мозаичные полотна данного храма относятся в 14 столетию. Под куполом, в галереях и нартексе  этого большого предела можно увидеть образы Христа Пантократора, Богородицы, Иоанна Крестителя и всех двенадцати пророков Ветхого Завета.

Находящийся под куполом образ Христа с 12-ю апостолами завораживаетНаходящийся под куполом образ Христа с 12-ю апостолами просто завораживает

Есть здесь и сюжетные сцены в виде Крещения, Поклонения волхвов и т.д. На южной стене можно увидеть каллиграфический рельеф. Это эпитафия придворного поэта М.Фила.

Сцена Крещения, созданная в 14 столетии, является подлинным произведением искусстваСцена Крещения, созданная в 14 столетии, является подлинным произведением искусства

Добраться сюда можно на скоростном трамвае. Сначала нужно ехать по линии Т-1 от площади Султанахмед до остановки Пазартекке, там по улице Топкапы перейти на станцию Фетихкапы трамвайной линии Т-4 и ехать до станции Эдирнекапы. Выйдя из трамвая и минуя одноименный остановке перекресток, можно сначала подойти к фрагменту северных константинопольских стен, которые являют собой уникальный фрагмент исчезнувшего города.

Пройти к данному храму можно от Северной константинопольской стеныПройти к данному храму можно от Северной константинопольской стены

Далее лучше следовать по навигатору. Сначала можно подойти к бывшей византийской Церкви Христа Спасителя в Полях (в Хорах), которая была частью одноименного Монастыря, и о которой будет рассказано ниже. От Церкви Спасителя еще минут десять двигаться в юго-восточном направлении. За 10 минут можно дойти сюда от пристани Фанар, находящейся в заливе Золотой Рог и до которой не сложно доехать на речном трамвайчике..

Церковь Христа Спасителя в Полях (Хорах)

Улица Карие Тюрбеси, 29

Эта византийская церковь также была монастырской, а находился этот монастырский комплекс изначально за городскими стенами, отсюда и его название в Хорах или в Полях. Данный храм был сооружен во второй половине 11 века, хотя сам монастырь существовал, вероятно, с 4 столетия, но неоднократно страдал от землетрясений, перестраивался и расширялся. В монастырский комплекс входили главный храм, жилые строения, богадельня, больница и прочие хозяйственные постройки.

В Храме Христа Спасителя тоже сохранилась очень интересная мозаичная росписьВ Храме Христа Спасителя тоже сохранилась очень интересная мозаичная роспись

В начале 14 века, в так называемый период Палеологовского возрождения, этот храм был перестроен почти заново, а его мозаичные фрески, созданные именно в этот период, имели очень высокий художественный уровень, и некоторые из них, к счастью, сохранились до нашего времени. Во время турецкой осады 1453 года в этом храме находился образ Богоматери Одигитрии. Автором самой первой иконы подобного вида (Влахернской иконы) считается евангелист Лука. А саму икону в 5 веке привезла в Константинополь жена императора Феодосия Второго – Евдокия.

Хранился этот образ в главном женском монастыре Константинополя Панагии Одигитрии, основанном сестрой того же Феодосия – Пульхерией. Отсюда пошло распространенное название иконы – Богоматерь Одигитрии. Позднее данная икона была перенесена в новую императорскую резиденцию – Влахернский дворец.

В этом храме хранился знаменитый образ Богоматери Одигитрии в период падения КонстантинополяВ этом храме хранился образ Богоматери Одигитрии в период падения Константинополя

Эта икона считалась чудотворной и была одной из самых почитаемых в Константинополе. Ради нее в монастырь стекалось множество паломников, тем более, что рядом с монастырским комплексом находился целительный источник. Икона «Одигитрия» считалась защитницей города и по вторникам с ней совершались еженедельные крестные ходы. Та, первая икона была уничтожена турками после захвата Константинополя. Считается, что ее просто разрубили на части ради дорогого оклада.

Образ Богоматери Одигитрии получил впоследствии очень большое распространение на Руси. По ее образу были созданы самые почитаемые иконы в виде Казанской Богоматери, Грузинской, Тихвинской, Смоленской и другие.

Почитаемый в России образ Одигитрии Казанской имеет византийские корниПочитаемый в России образ Одигитрии Казанской имеет византийские корни

Главный храм монастыря Хоры был сооружен в виде крестообразной основы с куполом над основным объемом. Подобное строительство характерно для поздневизантийской архитектуры. Входящих в храм встречал образ Христа, а выходящих провожал образ Богородицы. Перед дверью в основное помещение храма находятся изображения апостолов Петра с ключами и Павла с книгой, как перед святилищем.

При входе в основной молельный зал посетителей встречают образы апостолов Петра и ПавлаПеред основным молельным залом посетителей встречают образы апостолов Петра и Павла

Осматривать уникальные мозаичные образы и сюжетные полотна можно очень долго. К сожалению, большая часть мозаик утрачена безвозвратно, но и то, что уцелело представляет огромную историческую ценность в качестве византийского наследия.

В начале 16 века Храм Христа Спасителя, как и прочие православные храмы был переоборудован в мечеть, получившую название Кахрие-Джами. Все мозаичные полотна были заштукатурены, был построен минарет и переделан купол. В середине 20 века при содействии Американского института Византии, мозаики данного храма, как и храма Богородицы Паммакаристы, были отреставрированы и стали экспонатами Музея Карие, открытого в бывшем монастыре. 

Какое-то время данный храм функционировал как музей византийского искусстваКакое-то время данный храм функционировал как музей византийского искусства

Однако летом 2020 года музей был закрыт, и сегодня в храме вновь функционирует мечеть.

Церковь Богородицы Кириотиссы

Улица Календер Медресеси, 8

Данный византийский храм 6-8 столетий был сооружен в свое время вместо обветшавших городских терм и руин древних храмов. После взятия турками Константинополя данный храм был передан в распоряжение дервишей (аскетических проповедников мусульманского течения суфизма). В конце 18 столетия храм был переделен в Мечеть Календерхане, коей и остается до сегодняшнего дня.

В бывшей Церкви Богородицы Кириотиссы тоже имеются уникальные образцы мозаикиВ бывшей Церкви Богородицы Кириотиссы тоже имеются уникальные образцы мозаики

Пожары, землетрясения и атмосферные воздействия негативно отражались на состоянии храма, и в начале 20 века мечеть была просто заброшена. В середине 20 века в ходе начавшейся реставрации храма были обнаружены фрагменты фресок, относящихся к 7 столетию византийской истории. На основании обнаружения изображения Богородицы Кариотиссы были сделаны выводы, что именно ей и было посвящено возведение этого византийского храма. Считается, что обнаруженные здесь фрески единственные, дошедшие до нас из доиконоборческой истории Константинополя. Есть в храме и мозаики, относящиеся к 13 веку.

Сегодня бывшая Церковь Богородицы Кириотиссы является мусульманским храмомСегодня бывшая Церковь Богородицы Кириотиссы является мусульманским храмом

При желании эту действующую мечеть можно посетить. Находится она в районе между Акведуком Валентой, Мечетью Сулейманией и Гранд Базаром. Ближайшая остановка скоростного трамвая называется «Лалели».

Церковь Марии Монгольской (Богоматери Панагиотиссы)

Улица Фиркетеджи, 1

Данный византийский монастырский храм, дошедший до нас от основанного в 7 веке женского монастыря, был сооружен и расписан в 13 столетии. 

Храм Марии Монгольской связан с интересной судьбой византийской принцессыХрам Марии Монгольской связан с интересной судьбой византийской принцессы

Название храма увековечило имя внебрачной дочери Михаила Восьмого Палеолога - Марии, которая едва не стала женой внука Чингисхана – Хулагу, основателя одноименного династического государства в Иранской части Передней Азии. Тот очень хотел породниться с византийским двором и потому сосватал себе дочь Михаила, которую и отправили монгольскому правителю в сопровождении официальной делегации.

Однако по прибытии на место их ожидало сообщение о смерти предполагаемого жениха. Тогда Мария (не ехать же обратно) стала одной из жен старшего сына Хулагу – Абаки-Хана (Абаги), который по свидетельствам современников принял перед этим бракосочетанием христианство. После внезапной смерти своего мужа, Мария вместе с дочерью Феодорой вернулась в Константинополь (1281 г.), где занялась обустройством женского монастыря Богородицы Панагиотиссы, отстроив в нем православный храм.

Лик Марии Монгольской находится в нижнем правом углу одной из мозаик Храма ХорыЛик Марии Монгольской находится в нижнем правом углу одной из мозаик Храма Хоры

Этот храм впоследствии стал носить ее имя. А мозаичное изображение Марии сохранилось на стенах Церкви Христа Спасителя в Хорах, которой она подарила Евангелие. Как закончилась жизнь этой женщины с очень необычной судьбой неизвестно. Считается, что она стала монахиней и почила в одном из константинопольских монастырей.

Во время взятия Константинополя, в районе Церкви Марии Монгольской шли кровопролитные и жестокие бои, после которых турки называли этот храм Кровавым. Интересно, что данный храм никогда не функционировал в качестве мечети и по сей день является единственным православным храмом Стамбула. Поэтому в нем собраны все уцелевшие ценные иконы.

Посетить единственный православный храм Стамбула будет очень интересноПосетить единственный православный храм Стамбула будет очень интересно

Богослужения проводятся здесь очень редко, а чтобы осмотреть храм, надо позвонить в дверь для посещений.

Церковь Святой Феодосии

Улица Вакыф Мектеби, 16

Данный византийский храм 10-11 столетий был несколько видоизменен в период мусульманской истории города. Любознательного туриста заинтересует, прежде всего, история данного храма, связанного с легендарной православной Феодосией, убитой в период иконоборчества (8 век) за то, что пыталась воспрепятствовать уничтожению лика Христа на воротах Халки (Большого Императорского дворца). 

Православная Феодосия погибла в период иконоборчества, защищая образ Христа ХалкиПравославная Феодосия погибла в период иконоборчества, защищая образ Христа Халки

Вероятно, впоследствии на побережье Мраморного моря появился монастырь имени Феодосии и в нем этот храм, в котором находились ее мощи.

Храм Святой Феодосии был очень почитаем в КонстантинополеХрам Святой Феодосии был очень почитаем в Константинополе

Этот монастырь был очень почитаем в Константинополе, и принимал множество паломников из всех земель. А император Василий Первый, основавший Македонскую династию, не только построил на территории монастыря новые здания, но и определил в него своих 4-х дочерей.

Очень символично, что день взятия Константинополя войсками Мехмеда Второго пришелся именно на день поминовения Святой Феодоры. И именно в этом храме, украшенном свежими розами, последний император Византии Константин Одиннадцатый и патриарх провели в молитвах последнюю ночь существования Константинополя.

В Храме Св Феодосии молился последний император Константинополя перед падением городаВ Храме Св Феодосии молился последний император Константинополя перед падением города

На следующий день – 29 мая 1453 года – ворвавшиеся в храм турки были поражены убранству из роз и назвали церковь «храмом роз». Однако, это не помешало им взять в плен всех находившихся там, отдать мощи Феодоры псам и обустроить в церковном здании баню и судоверфь. Во второй половине 16 столетия обветшавшее здание бывшей церкви было перестроено, был заменен купол, пристроен минарет и храм стал мечетью. От древней церкви сохранилась только кирпичная кладка. Сегодняшний интерьер выполнен в мусульманских традициях.

Считается, что в этой мечети в 19 веке был перезахоронен османский святой Гюль-баба, умерший в Будапеште (Буде) в период взятия его войсками Сулеймана Великолепного (16 век), которого этот святой и сопровождал. Сулейман объявил Гуль-бабу покровителем Буды, в которой и был сооружен Мавзолей с гробницей, открытый для посещений и сегодня. 

Мавзолей сподвижника Сулеймана Великолепного Гюль Бабы находится в БудапештеМавзолей сподвижника Сулеймана Великолепного Гюль Бабы находится в Будапеште

Так или иначе, но нынешняя действующая мечеть носит имя Гюль-джами. А кто находится в ее подвальной гробнице – Гюль-баба или последний константинопольский император – остается загадкой.

Есть на территории Стамбула и другие памятники византийской архитектуры, со временем немного перестроенные, преобразованные в мечети, но с сохранившейся византийской сердцевиной. К подобным сооружениям относятся храмы Святой Феклы (11-12 вв.), Святого Феодора (11-12 вв.), Святого Андрея в Крисе (13 в.),  Церковь Христа Пантепопта (11 век), Святого Николая (14-15 вв.), Иоанна Предтечи (11-12 вв.) и другие.

Бывший византийский Храм Иоанна Предтечи считался самым маленьким в городеБывший византийский Храм Иоанна Предтечи считался самым маленьким в городе

Каждый из этих храмов хранит свои тайны и загадки о далекой византийской истории Константинополя, частично уже разгаданные, частично канувшие в лету. Но прикосновение к этим чудом сохранившимся архитектурным объектам с исчезающими мозаичными фресками волнительно и незабываемо.

Цистерна Базилика

Улица Еребатан, 1

Константинополь был очень большим и густонаселенным городом, и поэтому снабжение его населения водой было одной из приоритетных и важных задач. Для хранения запасов питьевой воды создавались многочисленные древнеримские «цистерны», что на греческом языке означало «водохранилища». Некоторые из этих цистерн дошли до нашего времени в довольно хорошем состоянии и являются одними из популярных туристических объектов.

Самая популярная цистерна, расположенная практически на площади Айя-София (бывший Августеон), называется «Базиликой». Ее сооружение началось во времена правления Константина Великого, а закончилось при Юстиниане. В этом огромном подземном сооружении могло храниться до 80 тысяч кубометров воды.

Под сводами этого огромного зала собирались городские запасы пресной и питьевой водыПод сводами этого огромного зала собирались городские запасы пресной воды

Создание подобных подземных водохранилищ было делом очень даже нелегким. 4-метровые стены возводились из огнеупорного кирпича, покрытого сверху водоизоляционным составом, для поддержки высокого потолка устанавливались многочисленные колонны, частично взятые из античных храмов. В Цистерне Базилика установлено более 330 подобных колонн!

После завоевания Константинополя турками, цистерна была заброшена, но в конце 20 века ее почистили и открыли в ней музей.

Одна из колон Базилики почему то упирается в перевернутую голову ГоргоныОдна из колон Базилики почему-то опирается на перевернутую голову Горгоны

Второй по величине и исторической давности является Цистерна Филоксена, которая находится на улице Имран Октем, 2 и относится к 4-5 векам. Ее многоколонный зал состоял из 224 мраморных опор с острова Мармара и вмещал в себя 40 тысяч кубометров воды. Эта цистерна доступна сегодня для туристического осмотра. Помимо этого, ее залы используются для проведения свадебных и прочих мероприятий, выставок и концертов.

Цистерна Филоксена была вторым по величине городским водохранилищемЦистерна Филоксена была вторым по величине городским водохранилищем

Кроме данных водохранилищ, на улице Пиер Лоти, 2 в районе Султанахмета находится еще одна цистерна – Феодосия (5 век). Она носит имя Феодосия Второго, в правление которого и была сооружена. Она была расположена где-то посередине между Форумом Константина и Ипподромом. Сюда вода поступала из Акведука Валента, а направлялась на удовлетворение нужд Большого Дворца, Терм Зевксиппа и в городские фонтаны. Объем данного водохранилища составлял примерно 11 тысяч кубометров. 

Третей сохранившейся от Константинополя цистерной является Цистерна ФеодосияТретьей сохранившейся от Константинополя цистерной является Цистерна Феодосия

В качестве музея данная цистерна функционирует с 2018 года.

Акведук Валента

Улица Дюльгероглу, 258

Данная достопримечательность Константинополя, ставшая одним из сегодняшних символов Стамбула, относится к концу 60-х – началу 70-х годов 4 столетия. Сооружение этого гигантского акведука относится к правлению императора Валента, что и зафиксировано в его названии. А увидеть его можно, проезжая по Бульвару Ататюрка, который проходит как раз под Акведуком Валента.

Под константинопольским акведуком сегодня находится большая городская трассаПод константинопольским акведуком сегодня проходит большая городская трасса

Древние акведуки являлись очень сложной инженерной системой, сооружаемой для снабжения городов пресной водой. Данные сооружения, в том числе и Акведук Валента, строились тысячами рабочих под руководством десятков инженеров в течение многих лет.

Как и многие другие акведуки, данный состоит частично из двух этажей арок, частично из одного. Все они поделены на секции, образуя своеобразный мост между двух городских холмов, расположенный с определенным наклоном. По верху арок располагались водопроводные трубы, сделанные из свинца, по которым в заданном направлении вода пополняла Цистерну Базилика и Цистерну Феодосия.

Константинопольский акведук проходил почти через весь городКонстантинопольский акведук проходил почти через весь город

Сооружали акведук из кирпичных и каменных тесанных блоков, привезенных с азиатского побережья Константинополя. Протяженность данного сооружения составляла примерно километр, а высота его достигала почти 30 метров, ширина же – плюс-минус 8 метров.

В качестве водопроводной системы данный акведук активно использовался впоследствии и в турецком Стамбуле для водоснабжения Дворца Топкапы и других строений Стамбула до середины 19 столетия. Сегодня это сооружение является просто архитектурным памятником Стамбула, под которым проходит шумное шоссе, ведущее к Мосту Ататюрка.

Акведуки являлись древними гидротехническими сооружениями римлянАкведуки являлись древними гидротехническими сооружениями римлян

Посетить этот исторический район Стамбула интересно не только ради того, чтобы увидеть это сооружение раннего средневековья. Этот исторический район, находящийся позади Гранд-Базара интересен и другими объектами. Добраться сюда можно на трамвае (остановка Аксарай), а можно пешком от Софийского собора вдоль трамвайных путей до Гранд-Базара, до Университета и далее к Мемориальному парту Фатих (бульвар Ататюрка).

Прогулка в одну сторону составит минут 40-50. Но зато это будет незабываемая встреча со старинной частью Стамбула, где находятся очень интересные мечети, в том числе Баязит, встретится здесь и множество парковых зон, в одной из которых установлен Памятник Мехмеду Завоевателю, не успевшему покорить весь мир.

Мехмед Завоеватель основал Стамбул, но уничтожил КонстантинопольМехмед Завоеватель основал Стамбул, но уничтожил Константинополь

В районе Гранд-Базара находится и еще один уникальный памятник основания Константинополя – Колонна Константина, установленная здесь в период основания города.

Колонна Константина

Площадь Чемберлиташ, Улица Еничерилер, 2/1

Колонна Константина, ставшая римской триумфальной колонной, украсила новую столицу за два года до празднования освящения города (328 г.), но торжественное ее открытие состоялось в день освящения Константинополя (11 мая 330 г.).

За время своего существования Колонна Константина существенно меняласьЗа время существования Колонны Константина ее вид несколько изменился

Это розово-порфировое 38-метровое сооружение символизировало связь нового города с Римом, преемственность статуса столицы и было увенчано золотой статуей Константина, в семилучевой венец которой был вплавлен один из гвоздей Креста Господня. Во время открытия этой колонны, Константин сложил в ее основание святыни, состоящие из топорища Ноева топора, Моисеева кресала, остатка хлеба Иисуса и статуэтки Афины Паллады. Вся эта церемония происходила при участии христианских и языческих служителей культа.

Место, где было установлена колонна, являлось одной из крупнейших городских торговых площадок, называемой Форумом Константина и находилась она за крепостными стенами бывшего Византия. Колонна была собрана из семи порфитовых и одного мраморного барабанов, соединенных между собой железными обручами, скрытыми под лавровыми венками из позолоченной бронзы. Все это сооружение базировалось на порфитовом пирамидообразном пьедестале, украшенном барельефом.

Пьедестал с барельефом и стоявшая на нем колонна были торжественны и великолепныПьедестал с барельефом и стоявшая на нем колонна были торжественны и великолепны

На мраморной капители, заканчивающей верхний барабан, в образе Аполлона стояло изваяние Константина с державным шаром и крестовым знаменем (лабарумом) в руках.

Император Константин Великий был изображен в образе бога АполлонаИмператор Константин Великий был изображен в образе бога Аполлона

Очень негативно на состояние данной колонны сказались частые местные землетрясения и пожары. В начале 5 столетия при императоре Феодосии Втором, колонна была укреплена при помощи железных скоб, что существенно испортило ее внешний вид. В начале 7 столетия при очередном землетрясении упала статуя Константина, но вскоре была восстановлена.


В начале 12 века на статую основателя города вновь обрушивались различные несчастья – то молнии, то шторма. Во время одного из штормов статуя упала вместе с тремя верхними ярусами колонны, после чего восстанавливать ее не стали, а вершину колонны увенчали большим крестом. Буквально через 100 лет после этого события, в начале 13 века, Константинополь был захвачен крестоносцами, которые подвергли город грабежу. Сильно пострадала в это время и Колонна Константина. Во время подкопа в поисках святынь пострадал ее фундамент, были содраны барельеф и кольца-венки из бронзы, и их местонахождение неизвестно до сих пор. После захвата города османами с колонны был снят и крест.

До сегодняшнего дня Колонна Константина дошла вот в таком видеДо сегодняшнего дня Колонна Константина дошла вот в таком виде

Надо отдать должное турецкому правительству – сама колонна разрушена и уничтожена не была, а даже реставрировалась во второй половине 18 века в правление Абдул-Хамида, когда после одного из сильнейших городских пожаров колонна почернела и потрескалась. Именно в тот период колонну укрепили железными обручами, а для фиксирования основания применили бандажную кладку. С тех пор колонну называют «обожженной» или «Чемберлиташем» (что значает скала с обручами). Еще раз колонна была реставрирована в 50-70 гг. 20 века и в начале 21 столетия.

Хотя данная колонна уже ушла под землю на глубину почти 2,5 метра и вся укутана в железо, она продолжает оставаться одним из уникальнейших памятников раннего периода Константинополя, включенных в Список мировых достопримечательностей ЮНЕСКО.

Вокруг Колонны Константина находилась одноименная торговая площадь - ФорумКогда-то вокруг Колонны Константина находилась одноименная торговая площадь - Форум

Кроме Колонны Константина на Форуме его имени находились и другие строения, ныне утраченные, в том числе храмы Константина и Богородицы, здание Претория с тюрьмой, Статуя Тихи (судьбы города), 12 позолоченных статуй сирен и сказочных животных, размещенных на колоннах, огромные статуи Париса, Афродиты и, Юноны, фонтан со скульптурой Пророка Даниила в окружении львов и многое многое другое.

Храм Апостолов (не сохранился)

Улица Февзи Паша, 6

Кстати, если далее продолжить путь мимо Акведука, то всего через 15 минут можно дойти до Мечети Фатиха (улица Февзи Паши, 6) в мавзолее которой и покоиться прах этого известного османского султана. 

Мечеть Фатих находится на месте бывшего константинопольского Храма АпостоловМечеть Фатих находится на месте бывшего константинопольского Храма Апостолов

Любознательному туристу будет интересно узнать, что данная мечеть находится на месте византийской базилики Храма Апостолов – первого храма, сооруженного при Константине Великом, в котором впоследствии он и был похоронен своим сыном. Впоследствии, при императоре Юстиниане (6 век) та первая базилика была переделана в храм-усыпальницу византийских императоров, в которой хранилось очень много христианских раритетов в виде мощей святых апостолов и не только.

Храм Апостолов в захоронениями византийских императоров когда-то выглядел такХрам Апостолов с захоронениями византийских императоров когда-то выглядел так

В начале 13 столетия крестоносцы Четвертого крестового похода разграбили и осквернили эту усыпальницу. В последующие за этим века, вплоть до нашествия османского войска храм сильно обветшал. После завоевания Константинополя Мехмед Второй велел снести этот христианский храм-усыпальницу и на его месте возвести Мечеть Фатих, увековечивающую его имя.


Сегодня около Мечети Фатих находятся мавзолеи самого Мехмеда Завоевателя, его супруги Гюльбахар Хатун и других важных лиц османского государства. Об этой и других мечетях османского периода Константинополя можно прочитать здесь.

Сохранившиеся саркофаги константинопольских императоров можно увидеть в Археологическом музееСаркофаги константинопольских императоров можно увидеть в Археологическом музее

Конечно же, осмотр достопримечательностей бывшего Константинополя будет неполным без осмотра его знаменитых крепостных стен, которые хотя и в очень изношенном состоянии сохранились до нашего времени.

Крепостные стены Константинополя

Увидеть крепостные стены древнего Константинополя – это не только очень интересно, но и очень волнительно. Стены, которые возводились в очень далекие времена и которые были призваны защищать столицу Византии. Стены, которые атаковали варвары, арабские и русские воины, осаждали и обстреливали османы, создавались в различные периоды константинопольской истории.

Стены древнего Константинополя веками охраняли жителей города от внешних враговСтены древнего Константинополя веками защищали жителей города от внешних врагов

До нашего времени дошли части стен, называемых феодосиевыми, так как они окружили собой разросшийся Константинополь в правление императора Феодосия Второго в первой половине 5 века. Их длина составляла более 5,5 тысяч метров. Стены крепостного укрепления были двойными и делились на внешние (8х2 метров) и внутренние (12х5 метров). Перед ними располагался широкий ров.

Восстановленные участки константинопольских стен показывают реалии древнего городаВосстановленные участки константинопольских стен показывают реалии древнего города

На протяжении всей стены на 55-метровом расстоянии друг от друга находились 20-метровые башни, нижний ярус которых обычно использовался как продовольственный склад. Проездными из почти 100 башен служили около десяти. А парадный въезд в город осуществлялся через Золотые ворота, которые имели три мраморные триумфальные арки и были украшены то ли крылатой Никой – богиней Победы, то ли бронзовой статуей Императора Феодосия на колеснице, запряженной слонами. Так или иначе, зрелище было очень внушительное.

Знаменитые Золотые ворота Царьграда были главным въездом в городЗнаменитые Золотые ворота Царьграда (Константинополя) были главным въездом в город

После завоевания Константинополя Мехмедом Вторым 4 башни около Золотых ворот были укреплены еще тремя, в результате чего появился так называемый Семибашенный замок (Едикуле), упоминаемый в пушкинской «Истории Петра Первого». В этом замке хранилась казна и важные государственные архивы, содержались политические заключенные, в том числе и русские послы Я.Булгаков и П.Толстой. Здесь же проходили казни впавших в немилость визирей. К середине 19 столетия данная крепость была превращена в тюрьму, а позже – в музей.

Едикуле - это объединенный памятник византийской и османской историйЕдикуле - это объединенный памятник византийской и османской историй

Увидеть сохранившиеся и частично восстановленные фрагменты бывших константинопольских стен можно во время прогулки по улице Кеннеди вдоль побережья Босфора и Мраморного моря. Непосредственно Семибашенный замок находится в районе Городского парка Еникапы. Доехать к нему можно на электричке от вокзала Сиркеджи (остановка Едикуле). При желании сюда можно дойти и пешком. 

От Мечети Султанахмет бывшие Золотые ворота находятся на расстоянии шести километров. Такое расстояние любознательный турист пройдет всего за час с небольшим, восхищаясь по пути очень интересными объектами и прекрасными морскими пейзажами. Некоторые туристы предпочитают передвигаться непосредственно вдоль стены, или даже по ее верху.

Прогулка по улице Кеннеди вдоль Босфора и крепостных стен - отличное времяпровождениеПрогулка по улице Кеннеди вдоль Босфора и крепостных стен - отличное времяпровождение

Материальные остатки бывшего Константинополя встречаются в исторической части современного Стамбула практически на каждом шагу. Многие дома района Фатих как бы вросли в древние постройки города, проросли через них, превратившись в сплав прошлого и настоящего. 

Стамбульские дома пристраиваются к строениям древнего КонстантинополяСтамбульские дома частенько пристраиваются к строениям древнего Константинополя

Кроме архитектурных сооружений очень интересны археологические раритеты, хранящиеся сегодня в Археологическом музее Стамбула, посетить который надо обязательно.

Среди множества экспонатов музея можно увидеть еще одну голову ГоргоныСреди множества экспонатов Археологического музея можно увидеть еще одну голову Горгоны

Так что, гуляя по улочкам сегодняшнего мусульманского Стамбула, который ведет свою историю с середины 15 столетия и имеет свои уникальные памятники истории и архитектуры, можно найти множество следов исчезнувшего в середине 15 столетия византийского Константинополя, города с многовековой и очень славной историей, города, который был когда-то столицей огромной и процветающей Византийской империи, города, откуда на Русь пришло христианство и государственный герб.  Краткая информация об истории византийского периода Константинополя находится здесь. Истории османского периода Константинополя, ставшего впоследствии Стамбулом, посвящена отдельная статья


Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: