История Старо-Татарской слободы

Территория Старо-Татарской слободы, расположенная к юго-западу от реки Булак и озера Нижний Кабан, является сегодня очень достойной и любопытной достопримечательностью Казани, напрямую связанной с историей города со второй половины 16 столетия - после присоединения Казанского ханства к Российскому государству. Ведь именно здесь на протяжении более четырех веков сохранялась и приумножалась татарская культура, образование, самосознание, национальные традиции и самобытность. 

Содержание:

  1. Создание Татарской слободы (середина 16 в.)
  2. Преследование мусульманства в Казани (16-18 века)
  3. Возрождение мусульманства в Казани (18-19 вв.)
  4. Застройка Старо-Татарской слободы в 18-19 веках
  5. Старо-Татарская слобода в советский период

Сегодня по территории Старо-Татарской слободы гуляют многочисленные туристы, удивляясь и восхищаясь национальным колоритом этого не так давно облагороженного уголка Казани. И практически всех их интересуют такие вопросы - как сложилась Татарская слобода, что этому предшествовало, как жили татары в дореволюционной России, как им удалось сохранить свои национальные традиции и свою религию.

Более 4 столетий казанские татары жили здесь и сохраняли свою самобытностьБолее 4 столетий казанские татары жили здесь и сохраняли свою самобытность

Создание Татарской слободы (середина 16 в.)

Казань, являющаяся столицей Казанского ханства с середины 15 века, переняла очень много ключевых моментов от существовавшего здесь прежде средневекового государства – Волжской Булгарии. В качестве булгарского наследства оказались многие методы ведения хозяйства, ремесла, бытовые и культурные традиции, искусство. Унаследовало Казанское ханство и булгарскую религию – ислам, принятый в городе Булгаре в 922 году на торжественной церемонии с представителями Багдадского или Аббасидского халифата. Более подробно о тех далеких исторических событиях можно прочитать здесь.

Исламская религия стала государственной еще в 10 веке в городе Булгаре Исламская религия стала государственной еще в 10 веке в городе Булгаре

Московское же государство приняло другую религию - христианство. Таким образом, многолетнее противостояние Москвы и Казани имело под собой и существенные религиозные разногласия. В октябре 1552 года войска Ивана Грозного, после довольно продолжительных и кровопролитных боев вошли на территорию Казанского Кремля, где находился административный и политический центр ханства. Это означало падение Казани и всего ее государственного образования.

Новая власть начала покорение нового присоединенного края, прежде всего, с уничтожения мусульманских святынь в виде мечетей и альтернативного возведения православных храмов, три из которых были основаны прямо на кремлевской территории. Из них сегодня до нашего времени дошли Благовещенский собор и Спасский храм в Спасской башне, конечно, в достаточно измененном виде. Создавались в Кремле и монастыри. Да и сама кремлевская территория очень активно начала заселяться русскими переселенцами.

Архитектурный облик Казани с середины 16 века становился православнымАрхитектурный облик Казани с середины 16 века становился православным

А что же стало с местным татарским населением? Понятно, что большая часть защитников Казанского Кремля была уничтожена, часть, возможно, бежала на окраины ханства. Так вот, царским указом оставшееся местное население с мусульманским вероисповеданием, было, во-первых, выселено за городскую территорию, т.е. за реку Булак и озеро Кабан. Во-вторых, началось насильственное обращение их в православную веру.

Преследование мусульманства в Казани (16-18 века)

Однако, многие татары продолжали исповедовать ислам, хотя храмы возводить им более не позволялось. Тем не менее, почти через сорок лет после взятия Казани в конце 16 века в Татарской слободе, как называлось место поселения татар, все-таки появились первые мечети. Но казанский митрополит Гермоген, ярый поборник христианизации, сообщил об этом нарушении в своей челобитной государю Федору Иоанновичу. После чего все возведенные мечети были уничтожены, а строить новые запрещалось строго-настрого. И это правило соблюдалось неукоснительно очень длительное время, хотя в отдаленных районах губернии мечети все-таки строились.


В первых десятилетиях 18 столетия, Петр Первый серьезно занялся вопросом крещения оставшихся мусульман. В 1713 году он распорядился за полгода крестить всех зажиточных жителей Татарской слободы. В 1720 году по тому же поводу был издан новый указ. В данных указах новообращенным христианам давались определенные льготы и даже денежные премии, а у некрещеных богатеев отбирались православные работники. Особого отклика эти указы не нашли, а некоторые мусульмане крестились фиктивно – для получения льгот и денег.

Вопросом крещения казанских татар занимался и Петр ПервыйВопросом крещения казанских татар занимался самолично и Петр Первый

Во времена правления Анны Иоанновны вопрос о крещении неправославных народов России был вновь поднят повсеместно. В Поволжье для исполнения этой миссии в 1740 году был прислан архиепископ Лука Конашевич, который проводил политику христианизации татарских мусульман очень жестокими и жесткими методами. После казанского пожара 1742 года, который нанес очень существенный ущерб основным православным храмам города, фанатичный миссионер обвинил в поджоге татарских мусульман, после чего началось повсеместное гонение мусульманского духовенства и разрушение всех губернских мечетей. По указу уже следующей императрицы - Елизаветы Петровны мусульманские храмы в местах проживания крещеных татар должны были быть уничтожены.

В 1749 году Л.Конашевич добивается переселения части татар-мусульман подальше от городского центра на юго-запад за озеро Кабан, где со временем образуется Ново-Татарская слобода, в которой обоснуется рабочее и ремесленное население, и где позднее будут создаваться промышленные предприятия.

Лука Канашевич был одним из многих, кто боролся за христианизацию татарЛука Конашевич был одним из многих, кто боролся за христианизацию татар

По наветам Л.Конашевича из Петербурга в 1752 году приходит новый царский указ о повсеместном уничтожении всех имеющихся мечетей. Однако, самоуправство и фанатизм архиерея, вызывающие массовые жалобы у татарского населения, дошли до Петербурга и в 1755 году Л.Конашевич был переведен на службу в другой город, где и закончил свою жизнь. Хотя легенды гласят, что этот жестокий человек был заточен в Свияжский монастырь, где его покарал Всевышний, свернув ему шею.

Возрождение мусульманства в Казани (18-19 вв.)

В начале 60-х годов 18 века, после прихода к власти Екатерины Великой, правительственная политика по отношению к другим религиям, в том числе и к мусульманству, резко меняется. Новая российская императрица, сама сменившая лютеранство на православие, достаточно благосклонно относилась ко всем религиозным течениям и к представителям всех национальностей. В 1763 году татарские купцы получают право вести торговлю по всей стране, а в 1767 году императрица лично посещает Казань и знакомится с представителями всех ее вероисповеданий.

Период правления Екатерины Великой стал переломным для казанских татарПериод правления Екатерины Великой стал переломным для казанских татар

После встречи с представителями делегации татарских мусульман, рассказавших ей о своем угнетенном религиозном положении и отсутствии храмов, Екатерина Вторая разрешает строительство двух каменных мечетей на территории Татарской слободы, а впоследствии подписывает Указ о терпимости всех вероисповеданий в России (1773 г). К тому же, императрица разрешает создать местное мусульманское управление – муфтиат.

С этого периода на территории Татарской слободы начали активно возводиться каменные мечети, первой из которых стала Мечеть Аль-Марджани (1771 г.). За ней следом выросли Апанаевская и Бурнаевская мечети. По мусульманским нормам богослужения непременно должны совершаться пять раз на дню, и поэтому, чтобы не опаздывать на намазы, мечети должны были находиться в пределах шаговой доступности. Таким образом, мечети стали сооружаться все чаще и многие из них неоднократно перестраивались.

Вид первых каменных мечетей Казани и сегодня привлекает внимание художниковВид первых каменных мечетей Казани и сегодня привлекает внимание художников

Надо отметить, что ислам в Казани развивался немного по-другому сценарию, нежели в других восточных странах. Вероятно, очень тесное соседство с русскоязычным православным населением и его культурой, оказало влияние и на развитие татарской культуры и религии. Обучение в мусульманских медресе имело очень широкий диапазон изучаемых предметов – от чтения и письма до физики, истории и психологии. Уже в начале 20 столетия в Татарской слободе появляется первая труппа татарского национального театра. Да и женщины-татарки, проживающие в Татарской слободе, сбросили покрывала и открыли свои лица одними из первых в мусульманских регионах страны и задолго до Октябрьской революции.

В конце 19-начале 20 вв казанские татарки даже фотографировались В конце 19-начале 20 вв казанские татарки даже фотографировались

Застройка Старо-Татарской слободы в 18-19 веках

Таким образом, из всего вышесказанного ясно, что архитектурный облик Старо-Татарской слободы  с середины 16 столетия формировался вдоль реки Булак и озера Нижний Кабан, на их левобережье, где во времена Казанского ханства находился «Царев луг» с деревней Кураиш. Сегодня эта территория находится с двух сторон от улицы Г.Тукая, и ограничена улицами Г.Камала и Н.Назарбаева. Сегодняшняя улица Татарстан отделяет бывшую северную – деловую часть слободы с Сенным базаром от ее центральной – культурно-жилой части с ее центром на Юнусовской площади.

Как уже упоминалось, регулярное строительство Старо-Татарской слободы, а особенно ее купеческой территории активизировалось после прихода к власти Екатерины Великой, а особенно после утверждения плана генеральной застройки, который ликвидировал хаос в жилом строительстве. Тем не менее, строительство изначально было в основном деревянным и частые пожары выжигали целые кварталы. С конца 18 и начала 19 столетий слобода начинает застраиваться каменными домами, принадлежавшими зажиточным татарским промышленникам, духовенству, купцам.

Даже небольшие деревянные дома татар имели яркий национальный окрасДаже небольшие деревянные дома татар имели яркий национальный окрас

Центром деловой (северной) части становится Сенной базар с Сенной мечетью. Сегодня это перекресток улиц Г.Тукая и Парижской Коммуны, а так же территория Сада Кирова. Вокруг этого торгового центра строились в основном гостиницы, доходные дома, складские и торговые помещения.

Жилая часть слободы (центральная) формировалась вокруг Юнусовской площади. Ныне это перекресток улицы Ф.Карима с улицей Г.Тукая. Архитектурный ансамбль этой площади создавали купеческие и фабрикантские дома таких известных фамилий как Апанаевы, Ибрагимовы, Бахтеевы, Алкины и другие. В обеих частях активно развивающейся слободы вырастали здания мечетей.

Территория Сенного базара была очень оживленной торгово-доходной зонойТерритория Сенного базара была очень оживленной торгово-доходной зоной

В начале 20 столетья на территории Старо-Татарской слободы функционировали татарская типография и книжный магазин, имелись медресе (училища), начала давать представления труппа татарского театра «Сайяр». Появились широко известные представители татарского народа и не только среди промышленников и купцов, но и среди поэтов и общественных деятелей.

Старо-Татарская слобода в советский период

Надо сказать, что многие места Старо-Татарской слободы связаны с революционными событиями. В эпицентре революции оказались Юнусовская и Сенная площади, многие особняки, гостиницы. Здесь проходили митинги и собрания, на которых выступали ведущие татарские революционеры – М.Вахитов, М.Султан-Галиев, Х.Ямашев и другие.

После революции, особенно в 30-е годы, начинается новое гонение на мусульманство и мечети. Все мусульманские храмы, кроме Мечети Аль-Марджани были закрыты, минареты с них убраны, а сами здания использовались в различных целях. Например, Апанаевская мечеть была переделана в детский садик, который в своем детстве посещали сегодняшние пенсионеры Казани.

В здании Апанаевской мечети, ставшей детсадом, выросло не одно поколение казанцевВ здании Апанаевской мечети, ставшей детсадом, выросло не одно поколение казанцев

На территории Старо-Татарской слободы особо серьезного строительства в течение всего советского период практически не велось, многие дома ветшали, а затем начали сноситься. А вот между северной и южной частями слободы начал создаваться широкий и протяженный проспект в виде улицы Татарстан. Вдоль него начали вырастать советские высотки, закрывшие собой низенькие строения Татарской слободы.

До революции (до 1924 года) начало сегодняшней улицы Татарстан носило название улицы Евангелистов, ибо здесь находилась известная в городе Церковь Четырех Евангелистов. В 1938 году храм был снесен, а в начале 50-х его место заняла элитная «сталинка».

"Сталинка" (ул.Татарстан,3) закрыла собой застройку улицы Марджани"Сталинка" (ул.Татарстан,3) закрыла собой историческую застройку улицы Марджани

В конце 50-х начал функционировать новый Речной порт, из которого гостей города, прибывающих на теплоходах, возили в центр на автобусные экскурсии именно по улице Татарстан, ставшей главной транспортной артерией, где ходили автобусы, троллейбусы, трамваи. Начал работать Казанский автовокзал. Именно на улице, носящей имя республики, появились первые городские 9-этажки, а затем 14-этажки. Под это строительство сносится старый жилой фонд в районе формирующейся магистрали.

В советские годы местные экскурсоводы на обзорных автобусных экскурсиях, проезжая по улице Татарстан и рассказывая о достижениях республики, о существовании невидимой Старо-Татарской слободы упоминали лишь вскользь.

Высотки улицы Татарстан полностью изменили архитектуру Старо-Татарской слободыВысотки улицы Татарстан изменили архитектурный облик Старо-Татарской слободы

Возрождение района Старо-Татарской слободы началось в конце прошлого и начале нынешнего столетия. Переименовывались улицы, реставрировались многие старинные дома, создавалась туристическая инфраструктура. К празднованию тысячелетия Казани улицы Нариманова и К.Насыри начали приводить в порядок с целью создания в Старо-Татарской слободе историко-этнографического музея под открытым небом. Сегодняшние казанцы могут гордиться этим уголком города и с удовольствием рекомендовать его посещение своим гостям.

Прогулка по Старо-Татарской слободе входит в топ Казанских экскурсийПрогулка по восстановленной Старо-Татарской слободе входит в топ Казанских экскурсий

Об архитектурных и исторических достопримечательностях Старо-Татарской слободы, о ее музеях и интересных местах можно посмотреть здесь

 

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: