Все туристы, посещающие хорошеющую день ото дня Казань, непременно хотят увидеть казанские мечети – характерную архитектурную изюминку города, самобытную частицу Востока, расположенную в центральной части России. Ведь в Казани, возникшей в свое время на стыке Запада и Востока, сегодня очень гармонично развиваются как православное, так и мусульманское вероисповедание, выражающееся и в их храмовом строительстве.

Содержание:

  1. История мусульманских мечетей Казани
  2. Архитектурные особенности казанских мечетей
  3. Основные Мечети Старо-Татарской слободы
  4. Другие мечети Казани

Казанские мечети - это яркая архитектурная уникальность столицы ТатарстанаКазанские мечети - это яркая архитектурная уникальность столицы Татарстана


В Казани можно увидеть красивую современную мечеть Казанского Кремля – Кул-Шариф, которая стала символом и визитной карточкой современной Казани. Есть здесь и интересные старинные казанские мечети, расположенные на территории Старо-Татарской слободы, которые имеют свои характерные особенности и свою удивительную историю. 

История мусульманских мечетей Казани

Казань по праву считается достойной исторической преемницей Волжской Булгарии – средневекового мусульманского государства, уничтоженного монгольскими войсками хана Батыя в 30-х годах 13 столетия. В том первом средневековом поволжском государстве в 922 году в качестве единой официальной религии был принят ислам. Торжественное мероприятие по этому поводу проходило в тогдашней его столице – городе Булгаре. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Основной государственной религией в Среднем Поволжье с 922 года был исламОсновной государственной религией в Среднем Поволжье с 922 года был ислам

Мусульманство приняли впоследствии и пришедшие с монгольскими завоевателями в 13 веке тюркские племена, разорившие Булгарию и создавшие на ее руинах новое образование – Булгарский улус в рамках Золотой Орды. Остатки мусульманских мечетей и других строений монголо-татарского периода можно увидеть в древнем Булгаре, ставшим сегодня музеем под открытым небом. Подробнее см. – Что посмотреть в древнем Булгаре за 1 день.

Со временем, осевшие в Среднем Поволжье племена, называемые татарами, перенесли свое название и на местное население, частично ассимилировавшись с ним. На развале Золотой Орды образовалось следующее новое мусульманское государство – Казанское ханство со столицей в быстро растущей Казани. В новоявленной столице вновь сооружались мечети и медресе, вырастали дворцы татарской знати и дома зажиточных горожан, которые назывались уже казанскими татарами.

Мечети времен Казанского ханства до нашего времени не сохранилисьМечети времен Казанского ханства до нашего времени не сохранились

Дальнейшее развитие мусульманской Казани было прервано в октябре 1552 года, после захвата города войсками Ивана Грозного, присоединившего земли этого ханства к Российскому государству. С того времени и до второй половины 18 века мусульманские верующие бывшей ханской территории переживали очень сложные времена – их храмы уничтожались, а их самих притесняли и заставляли принимать православие. Более подробно об этом периоде казанской истории можно прочитать здесь.

С приходом к власти Екатерины Второй - немки по национальности и лютеранки, перешедшей в православие - мусульманским верующим (как и верующим других конфессий России) была дана свобода вероисповедания. С этого момента, а именно со второй половины 60-х годов 18 века, на территории Казани начали возводиться каменные мусульманские храмы, многие из которых сохранились до наших дней. Конечно же, большая часть первых старинных храмов появилась на территории Старо-Татарской слободы, где проживало на тот момент основное татарское население. Об основных достопримечательностях этого исторического уголка Казани можно прочитать здесь - Что посмотреть в Старо-Татарской слободе за 1 день

Исторические казанские мечети - это очень интересные объекты для изученияИсторические казанские мечети - это очень интересные объекты для изучения

После революции все мечети, кроме Мечети Аль-Марджани, были закрыты и лишены минаретов, но не уничтожены. Снесенными оказались лишь храмы, мешающие строительству улицы Татарстан. В 90-е годы мечети Старо-Татарской слободы начали восстанавливаться в первозданном виде и сегодня в большинстве своем являются действующими. 

Кроме того, во всех районах Казани начинают возводиться новые мусульманские мечети. На территории Казанского Кремля в этот период появляется удивительно-красивый храм – Мечеть Кул-Шариф, ставший ярким украшением кремлевского ансамбля и притягательной достопримечательностью для всех туристов. 

Сегодня близкое соседство двух религий в Казани никого не удивляетСегодня близкое соседство двух религий в Казани никого не удивляет

Сегодня мечети Казани играют довольно значительную роль в жизни казанских мусульман. Здесь не только молятся, но и совершают другие обряды. Например, обряд бракосочетания, который у мусульман называется никахом. Никах – это не свадьба, а фактическое признание брачных отношений между мужчиной и женщиной. Раньше этот обряд очень часто совершался дома в присутствии приглашенного муллы (мусульманского священника).

Заключение брака по-мусульмански называется никахомЗаключение брака по-мусульмански называется никахом

Современные же брачующиеся-мусульмане все чаще предпочитают проводить никах в праздничной и торжественной обстановке мечетей, и так же делать там памятные фотографии. Поэтому многие сегодняшние мечети, идя навстречу данным пожеланиям, создают очень хорошие условия для подобных мероприятий с предоставлением услуг в виде банкетных залов, а также услуги фотографов, стилистов, и даже макияжа и подбора одежды, соответствующей этому торжественному для молодых людей моменту.

Свадебные фотографии в интерьерах мечети смотрятся очень самобытноСегодня проведение никаха в мечети стало уже сложившейся традицией

И хотя никах можно провести в любой мечети, сегодня молодые предпочитают проводить его в современных мечетях, таких как Ирек, Кул-Шариф, Ярдэм и другие. Ведь современные мечети отличаются более праздничными и красивыми интерьерами, а также просторными банкетными залами. Хотя и обстановка исторических мечетей обладает особенным шармом и придает особую ауру мероприятию.

 Архитектурные особенности казанских мечетей

Понятно, что возведение всех казанских мечетей было подчинено определенным архитектурным канонам, выработанными прежними поколениями. Прежде всего, это место массового богослужения должно было являться отдельным сооружением, имеющим дворовую территорию, где во время праздников могло бы собираться большое количество молящихся.

Обязательным архитектурным условием строительства мечети должна быть строгая ориентация строения на Мекку. Именно с этой стороны в храмах находится михраб – священная молитвенная ниша, к которой направлена центральная ось зала. Справа от михраба обычно находится минбар – трибуна для священнослужителя (имама). Таким образом, лица всех верующих во время молитвы (намаза) обращены в сторону Мекки.

Михраб и минбар в мечети всегда находятся со стороны МеккиМихраб и минбар в мечети всегда находятся со стороны Мекки

Внутреннее оформление мечетей не должно содержать изображений людей или животных. Здесь может использоваться резьба, лепнина, мозаика, витражи или другой архитектурный декор, а в росписи стен применяется арабская вязь в виде изречений из Корана – главной книги мусульман, или же также вырезанные арабской вязью имена почитаемых пророков. В качестве декоративной росписи стен допускаются растительные орнаменты.

Поскольку мусульманские богослужения совершаются исключительно на коленях, то полы в мечетях устилаются коврами, и входить туда можно только без обуви. В остальном внутреннее оформление мечетей довольно аскетично. Хотя это зависит от статуса мечети.

Внутренний интерьер мечетей довольно скромен и ненавязчивВнутренний интерьер мечетей довольно скромен и ненавязчив

Как правило, все внутреннее пространство мусульманских хамов разделено на два зала. Первый от входа – это малый зал. Он может служить храмовой библиотекой для верующих, а во время намаза здесь могут находиться женщины, которые всегда должны быть во время молитвы позади мужчин.

Большой (главный) зал мечети находится за малым и в него может вести от одного до трех входов, над которыми опять-таки находятся изречения из Корана. Это довольно просторная комната, где мужчины совершают обязательный пятикратный намаз – каноническую молитву, состоящую из циклов определенных молитвенных формул, поз и движений.

Молельные залы отделяются друг от друга аркамиМолельные залы отделяются друг от друга арками

В большом молельном зале должны находиться часы с семью циферблатами. Большой циферблат – это часы, показывающие точное время, а шесть малых – это часы с остановившимся временем начала обязательных ежедневных намазов, которых по идее должно быть шесть. Но часто шестой (ночной) намаз объединяется с вечерней молитвой.

Намаз обязательно должен совершаться пять раз на дню в одно и тоже времяНамаз обязательно должен совершаться пять раз на дню в одно и тоже время

При сохранении всех обязательных канонов построения мусульманских храмов, сооружение казанских мечетей имеет свой неповторимый и легко узнаваемый стиль. Являясь памятниками исключительно данного региона, казанские мечети не похожи на аналогичные сооружения Востока.

При осмотре старинных мечетей Старо-Татарской слободы можно заметить, что все они выходят на красную линию улиц под небольшим углом, по которому легко определить, где находится Мекка. Практически все казанские мечети имеют один минарет - башню, с балкончика которой муэдзины призывают верующих к молитве. Интересно, что сегодня эту их работу выполняют громкоговорители. Интересной особенностью казанских мечетей является расположение минарета на крыше храма. Хотя подобное расположение присутствует не у всех мечетей, а в основном в ранних постройках.

Основной объем всех мечетей находится под углом к вектору улицыОсновной объем всех мечетей находится под углом к вектору улицы

Особенностью казанских мечетей, проектируемых, как правило, русскими архитекторами, являлся синтез русского, татарского и восточного архитектурных стилей. Очень показательна в этом отношении Бурнаевская мечеть, построенная П.Романовым в стиле эклектика, и немного повторяющая колокольню Богоявленского храма.

А вот установка на куполе минарета полумесяца, являющегося религиозным и этническим символом, повелось только с 18 столетия, и именно с этого времени полумесяц стал обязательным архитектурным элементом всех казанских мечетей.

Полумесяцы появились в архитектуре мечетей с 18 векаПолумесяцы появились в архитектуре мечетей с 18 века

В каждой мечети имеется также специальное помещение для омовений, ибо мусульманская религия предполагает, что перед общением с богом надо совершить определенные гигиенические процедуры. 

Основные Мечети Старо-Татарской слободы

После освоения Закабанья и Забулачья выселенными за городскую черту татарами в середине 16 столетия, на территории созданной здесь Татарской слободы периодически возводились единичные мечети. Были они исключительно деревянными и подвергались постоянным уничтожениям. Лишь после встречи мусульманской делегации с прибывшей в Казань Екатериной Великой в 1767 году, было дано величайшее позволение на постройку двух каменных мечетей, что и свершилось в скором времени. Отрадно, что обе эти исторические мечети дожили до наших дней.

В 19 века по возвышениям храмов город четко делился на два религиозных лагеряВ 19 веке по возвышениям храмов город четко делился на два религиозных лагеря

При туристическом посещении казанских мечетей надо иметь в виду, что во время намаза входить в храм нельзя, а в любое другое время нужно соблюдать определенный дресс-код, т.е. снимать обувь или надевать бахилы, а женщины должны покрывать голову, скрывать руки и ноги под длинными рукавами и юбками. Шорты в виде мужской одежды также недопустимы.

Знакомство с казанскими мечетями построено в порядке хронологии их возведения в Казани. 

Мечеть Аль-Марджани

Улица К.Насыри, 17 

Согласно легенде первая казанская мечеть была сооружена на месте одного из многочисленных братских захоронений татар, погибших при взятии Казани. Это первое каменное и уже официально разрешенное сооружение мусульманского храма имело на протяжении своего существования множество названий. Ее называли Первой соборной, Старокаменной и Юнусовской. Первым имамом данной мечети был А.Ибрагимов.

С Аль-Марджани началось возведение каменных мечетей в КазаниС Аль-Марджани началось возведение каменных мечетей в Казани

С середины 19 века почти 40 лет приход данной мечети возглавлял имам Ш.Марджани, поэтому последнее ее название увековечило его имя. Данная мечеть начала функционировать уже в 1770 году, и, что примечательно, ни закрывалась с тех пор ни на один день. Верующие посещали ее в дни революционных преобразований и Гражданской войны. Ее, единственную из всех мечетей, не закрыли и в советский период.

Архитектором этого сооружения считается В.Кафтырьев – известный казанский архитектор, представитель стиля барокко, автор первого генерального проекта планирования Казани. А средства на ее сооружение собрала мусульманская община казанских купцов. Мечеть представляет собой прямоугольное строение с четырехскатной крышей традиционного для мусульман зеленого цвета. Закругление михраба обращено на юг, а на крыше возвышается восьмигранный трехъярусный 30-метровый минарет.

С возведением этого минарета связана еще одна весьма популярная легенда. Говорят, что казанские власти, впервые столкнувшиеся с подобными сооружениями в городской черте, стали жаловаться императрице на возведение слишком высокой башни при мечети, на что Екатерина Вторая с иронией ответила, что она может определять место лишь на земле, а в небо мусульмане могут подниматься сколько им угодно. И, действительно, даже сегодня минарет Мечети Аль-Марджани прекрасно виден с противоположного берега озера Кабан.

Минарет Мечети Марджани хорошо виден со стороны Набережной озера КабанМинарет Мечети Марджани хорошо виден со стороны Набережной озера Кабан

В декоре мечети можно увидеть элементы характерного для той поры русского барочного стиля, но есть и типичные вкрапления татарских орнаментов – тюльпаны, виноградная лоза и т.д. Присутствуют в оформлении храма и золотые наконечники с полумесяцем. Все это говорит о том, что созидателями данного храма являлись как русские, так и мусульманские мастера.

В конце 19 столетия около мечети появилась мусульманская школа – медресе, в котором учился в свое время известный татарский композитор С.Сайдашев. Сегодня это Казанский Исламский колледж.

Мечеть Аль-Марджани – двухэтажное сооружение. Молельные залы, украшенные лепниной в голубых, зеленых и золотистых тонах и растительным позолоченным орнаментом, находятся на втором этаже, а первый этаж является служебным.

Молельные залы Мечети Марджани не закрывались с момента постройки храмаМолельные залы Мечети Марджани не закрывались с момента постройки храма

В данной действующей мечети идет активная повседневная жизнь. Здесь проходят различные культурные и религиозные мероприятия, обряды, праздники и т.д. Около мечети находятся Городское Духовное Управление Мусульман РТ (мухтасибад), Исламский колледж, а также Исламский торговый дом, где можно приобрести продукты халяль и мусульманскую литературу и символику. 

Апанаевская мечеть

Улица К.Насыри, 27 

Вторая соборная мечеть Старо-Татарской слободы появилась чуть позже первой – в 1771 году. Да и сооружена она поблизости от Мечети Аль-Марджани. Личные средства на ее возведение выделил глава Татарской ратуши – Я.Султангалеев, который и поддерживал храм до своей смерти.

Апанаевская мечеть долгое время была на содержании у купцов Апанаевых Апанаевская мечеть долгое время была на содержании у купцов Апанаевых

После Султангалеева наследников не осталось, и содержание мечети взяли на себя местные купцы Апанаевы. Поэтому мечеть получила новое название «Апанаевская» или «Байская». Еще ее иногда называли «Пещерной» , ибо рядом с ней находился обрывистый берег озера.

Имя архитектора этого сооружения неизвестно. Но по стилю здание напоминает нарядный образец «московского барокко» с определенными фрагментами татарского декора. Первоначально в мечети был всего один молельный зал. Но в 70-х годах 19 столетия архитектором П.Романовым с северной стороны был осуществлен двухэтажный пристрой, внешне повторяющий изначальную архитектуру. Чуть позже мечеть была обнесена каменной оградой.

В Апанаевской мечети направление на Мекку находится под углом к михрабуВ Апанаевской мечети направление на Мекку находится под углом к михрабу

Есть интересные факты о предпринимательской деятельности священнослужителей данного храма, которая несколько шла вразрез с завещанием пророка Мухаммеда, но жить надо всем. Дело в том, что при мечети работала торговая лавка, приносящая хороший доход. Кроме того, кладовые мечети сдавались в аренду, а также использовался процент с капиталов, завещанных мечети богатыми покровителями.

В советские годы – с 30-х до середины 90-х годов – здание мечети, лишенное минарета, было перепрофилировано под детский садик. Сегодня оно восстановлено и возвращено верующим. 

Бурнаевская мечеть

Улица Ахтямова, 7 

Третья казанская каменная мечеть в Старо-Татарской слободе появилась только спустя столетие, хотя в деревянном виде храмы в этот период появлялись. И этот храм существовал изначально в деревянном виде. История его появления связана с деятельностью медресе, функционировавшего при Апанаевской мечети. На южной окраине Татарской слободы купец С.Мустафин на собственные средства соорудил для учащихся этого мусульманского учебного заведения деревянный храм. Было это в самом конце 18 века.

В каменном виде Бурнаевская мечеть была сооружена во второй половине 19 векаВ каменном виде Бурнаевская мечеть была сооружена во второй половине 19 века

После смерти купца (1831г) местные мусульмане на основе этой мечети основали в слободе третий приход. А спустя сорок лет (1872 г), после того как деревянная мечеть была утрачена при пожаре, был выстроен каменный одноэтажный храм. Автором общего архитектурного проекта стал казанский зодчий П.Романов, а средства для каменного строительства были выделены купцом первой гильдии М.Бурнаевым (отсюда и название мечети).

Купец М.Бурнаев занимался торговлей пушнины и мыловаренным производством. Его предпринимательские дела шли более чем успешно, занимался он и благотворительностью. После смерти С.Мустафина именно он выделял денежные средства на содержание деревянной мечети, и он же принял решение воссоздать храм после пожара в каменном виде. М.Бурнаев был удостоен звания почетного гражданина, а его имя увековечено в названии данной мечети.

Минарет Бурнаевской мечети очень выделяется среди прочих минаретовМинарет Бурнаевской мечети очень выделяется среди прочих минаретов

Самая красивая и выдающая часть мечети – минарет - был создан в конце 19 века архитекторами Ф.Малиновским и Л.Хрощоновичем. Мечеть, построенная из красного кирпича в эклектическом стиле с использованием элементов русской и татарской архитектур, ранее являлась однозальной, а минарет был расположен не по центру крыши, а над входом. Высокие арочные окна хорошо освещают зал, а зеленый цвет в оформлении окон и купола, отлично гармонирует с общим видом храма и вносит определенную нотку торжественности.

В советские годы данная мечеть не функционировала. Сегодня она является действующей, в ней имеется два молельных зала. Увидеть ее очень желательно, ибо по своей архитектуре она является самой «русской» в исполнении. А добавленные в ее декоре татарские мотивы делают ее очень красивой и нарядной. 

Голубая мечеть

Улица Ф.Карима, 19 

История этой официальной Четвертой соборной мечети началась также с создания деревянного храма в конце 18 века (1778 г.). После того, как в 1815 году Екатерина Вторая сняла ранние ограничения по количеству иноверческих сооружений, было решено возвести эту мечеть в камне. Ее деревянная предшественница была разобрана и вывезена в близлежащую татарскую деревню, а на ее месте началось возведение мечети из камня, которая перестраивалась несколько раз, постепенно увеличиваясь в размерах.

Голубая мечеть была возведена в жилой части Старо-Татарской слободыГолубая мечеть была возведена в жилой части Старо-Татарской слободы

Спонсором первоначального строительства, как обычно, выступил местный купец – Ахмет бин Исхак бин Аит (Заманов). Храм был сооружен к 1819 году в классическом стиле. В середине 19 века другой купец – Г.Мустакимов пожертвовал на расширение храма не только денежные средства, но и выделил для этого часть своего земельного участка. Так же он привлек архитектора П.Романова для сооружения ограды вокруг мечети. В начале 20 столетия другим купцом – Г.Ишмуратовым было спонсировано очередное увеличение храмового объема.

В 30-е годы мечеть была закрыта, и только в начале 90-х годов возвращена верующим. 

Галеевская мечеть

Улица Парижской Коммуны, 22 / Г.Тукая, 40 

Пятая соборная мечеть была возведена на стыке 18-19 веков (1798-1801 гг) в северной части Старо-Татарской слободы, недалеко от создаваемого там в этот период торгово-делового центра в виде Сенного базара. В архитектурном плане это строение напоминало первые каменные мусульманские храмы – два этажа, трехъярусный минарет посредине крыши, а вот стиль исполнения немного отличался. Данный храм был сооружен в чисто классическом стиле на пожертвования купца М.Мамяшева. В 80-х годах 19 столетия храм был немного расширен в южную и северную стороны.

Галеевская мечеть была пятой соборной мечетью Старо-Татарской слободыГалеевская мечеть была пятой соборной мечетью Старо-Татарской слободы

С исторической точки зрения данный храм интересен тем, что долгое время его имамом был известный татарский ученый и педагог-реформатор 19 века Галимджан Баруди (Галеев), в честь которого мечеть и получила свое название. Он сам получил прекрасное образование в Бухаре, посещал Османскую империю и Египет. На основе всех накопленных знаний Г.Баруди создает при Галеевской мечети медресе на основе новых, разработанных им методик. Новому учебному заведению Галимджан дает имя своего отца «Мухаммадия», которое в очень скором времени стало самым престижным и крупным духовным училищем мусульман. А мечеть стала центром общественной жизни казанских татар.

Галеевскую мечеть посещали все видные деятели татарского общества – Ш.Марджани и Г.Тукай, К.Гасыри и Г.Камал. В советские годы Галеевский храм разделил судьбу других мечетей – он был закрыт, а его минарет - разобран. Само же помещение использовалось под различные нужды. В начале 80-х годов мечеть официально признали архитектурным памятником. В конце 90-х в стенах мечети поэтапно размещался Российский исламский университет, а затем женское мусульманское общежитие. С 2015 года восстановленная мечеть начала функционировать в своем первозданном предназначении.

Мухаммадия - самое известное дореволюционное учебное заведение слободыМухаммадия - самое известное дореволюционное учебное заведение слободы

Здание медресе «Мухаммадии» (ул.Г.Тукая, 34) тоже очень интересно увидеть. Изначально, (в 1882 г.) оно было возведено в одноэтажном виде (арх.М.Ермолаев). Чуть позже его надстроили вверх еще на два этажа. Декор здания, выполненный в виде ажурной кирпичной кладки, превращает его в очень нарядный архитектурный объект. Но самое главное, что это медресе было учебным заведением нового типа.

Уже в конце 19 века наряду с религиозными здесь преподавались общеобразовательные дисциплины в виде математики, физики, природоведения, русского языка, философии, рисования и т.д. В начале 20 столетия данное медресе стало по сути мусульманским высшим учебным заведением с многоступенчатым образованием, продолжающимся 12, а затем 14 лет! Ведь отсюда выпускались профессиональные преподаватели, получившие начальное, среднее и высшее духовное образование.

Данное медресе, за период своей 36-летней деятельности выпустило тысячи высоко грамотных татар, многие из которых получили широкую известность и прославили Казань. 

Азимовская мечеть

Улица Фаткуллина, 15 

Шестая соборная мечеть, сооруженная на территории промышленного района Ново-Татарской слободы (тогда деревни Плетени), начала историю своего прихода в 1810 году с деревянного одноэтажного храма без минарета, построенного купцом Г.Абубакировым, совершившим до этого хадж в Мекку. Этот храм исправно выполнял свою функцию заводской мечети до середины 19 века. Затем его судьба попала в руки династии купцов Азимовых и с тех пор называется Азимовской.

Азимовская мечеть в 19 веке считалась самой красивой в КазаниАзимовская мечеть в 19 веке считалась самой красивой в Казани

Первый представитель купеческой династии Азимовых – глава Татарской ратуши Мустафа – в середине 50-х годов 19 века соорудил взамен старой новую мечеть, которая тоже была деревянной, но более просторной и имела минарет. В 60-х годах того же 19 века его сын – купец первой гильдии Муртаза увеличил зальное помещение храма.

В конце 80-х годов заводской приход выступил с ходатайством о сооружении каменной мечети, ибо прежняя деревянная не вмещала все разрастающееся количество заводских рабочих-мусульман. Муртаза Азимов согласился выступить спонсором данного строительства. Вероятно, на это решение повлиял его недавний хадж в Мекку, во время которого он увидел много прекрасных мусульманских сооружений. Возможно, именно его впечатления и предложения по декору и позволили возвести самую красивую мечеть в Казани, чем-то напоминающую мечети Стамбула. Жаль, что сам Муртаза не дожил до конца строительства, но имя свое он сумел увековечить.

Окна Азимовской мечети - это самая яркая архитектурная особенностьОкна Азимовской мечети - это самая яркая ее архитектурная особенность

К сожалению, история не сохранила для нас имя автора этого удивительного одноэтажного сооружения с прекрасным остроконечным минаретом. Храм, выполненный в стиле эклектика, привлекает взор, прежде всего, своими необычными по форме круглыми мавританскими окнами, вставленными в стрельчатые готические проемы. Второй удивительной архитектурной находкой является доминанта 50-метрового минарета, установленного над входом в храм. Декор минарета так наряден и ажурен, что от него не хочется отводить глаз.

При мечети на деньги тех же Азимовых было организованно небольшое медресе «Гаффария», в котором в свое время учился грамоте и будущий татарский драматург Г.Камал, чье имя носит сегодня татарский Драматический театр, находящейся на Набережной озера Кабан.

Архитектурный декор мечети очень нарядный и праздничныйАрхитектурный декор мечети очень нарядный и праздничный

В советские годы здание храма использовалось для размещения в нем Курсов по повышению квалификации республиканских работников культуры, для чего внутри здания была сделана перепланировка. После возвращения храма верующим в конце 80-х годов 20 века, в нем архитектором Р.Биляловым была сделана качественная историческая реконструкция.

Сегодня, к сожалению, этот уникальный памятник архитектуры закрывают собой современные строения в виде «Планеты фитнес», но посетить этот прекрасный мусульманский храм, находящийся сегодня в центре казанской промзоны, надо обязательно. 

Мечеть «Нурулла» (Сенная)

Улица Московская, 74 

Седьмой соборной мечетью Казани стал храм, сооруженный в середине 19 века (1845-49 гг) в центре активно функционирующего Сенного базара Старо-Татарской слободы. Этот храм был сооружен на средства представителей купеческой династии Юнусовых, поэтому мечеть имела и другие названия. Ее называли Сенной, Базарной, Юнусовской. Автором проекта данной мечети был известный санкт-петербургский архитектор А.Песке, который был направлен в Казань в составе строительной комиссии, занимающейся восстановлением Казани после пожара 1842 года, и пробыл на посту городского архитектора до 1856 года. Некоторые источники приписывают авторство проекта архитектору А.Ломану. Так или иначе, но данный проект стал образцом для возведения дальнейших мусульманских храмов.

Сенная мечеть появилась в самом центре торговой части слободыСенная мечеть появилась в самом центре торговой части слободы

Архитектурный вид данной мечети заметно отличается от всех предыдущих аналогичных сооружений, прежде всего, своим ярусным построением с купольной крышей и цилиндрическим зауженным к верху минаретом. Нет здесь и традиционного михрабного выступа. По внешнему виду и отдельным фрагментам декора это довольно элегантное и стильное здание отдаленно напоминает восточные средневековые мечети.


Каскадно-ярусное построение храма придает ему романтический и довольно сказочный облик. Доминантой строения является центральная симметричная часть, над которой возвышается луковичная главка на килевидном приплюснутом куполе. Более низкий уровень образован вестибюльным пристроем с трехскатной крышей. Еще ниже находится уровень коридорного объема, соединяющего мечеть с минаретом. Кстати, сам конусный минарет, установленный на шестигранном основании, приближен по конструкции к своим булгарским предшественникам, что указывает на желание его создателей связать разорванную нить времен.

Красота и необычность Сенной мечети привлекает художников. Худ И.АйдаровКрасота и необычность Сенной мечети привлекает художников и сегодня. Худ И.Айдаров

Романтический образ этой мечети сложился не только благодаря каскадно-ярусному построению основного ее объема с купольным завершением, но и несложному восточному орнаменту, легко скользящему по белому фасаду и обрамляющему оконные проемы.

Двухэтажное здание мечети имеет вытянутую восьмигранную форму. Минарет храма, являющийся наземным, расположен над северным входом. Первый этаж изначально имеет служебное предназначение. Здесь же находится помещение для омовений, облицованное мрамором и украшенное фонтаном с декоративной резной чашей.

Второй этаж являлся основным храмом, поделенным на отдельные молельные залы при помощи арок. Наличие купольного завершения придает очень интересный вид внутреннему интерьерному пространству, создавая в центральном зале полусферное бирюзовое завершение. Молельные залы освещены не только основными прямоугольными окнами, но сюда проникает свет и через витражи круглых окошек купола, что создает удивительную игру света в интерьере.

Подкупольные окна Сенной мечети украшены цветными витражамиПодкупольные окна Сенной мечети украшены цветными витражами

В конце 19-начале 20 вв. имамом данной мечети был Г.Апанаев – видный общественный деятель, издающий известную татарскую газету «Азат» (в переводе с татарского - «освобождение»). Он был расстрелян в 1919 году. В начале 30-х годов мечеть была закрыта постановлением республиканского ЦИКа, а минарет разобран. Сама мечеть по чистой случайности уцелела. Ее помещения использовались под офисы и коммунальное жилье.

В начале 80-х годов храм был признан архитектурным памятником, но верующим ее возвратили только в начале 90-х годов прошлого века. Тогда же бывшая Сенная мечеть получила новое название «Нурулла». Архитектором Р.Биляловым мечеть была отреставрирована, а минарет реконструирован. И сегодня туристы могут увидеть мечеть практически в первозданном виде, так же окруженную бывшими торговыми лавками, как и в 19 веке. Сегодня эти лавки – собственность мечети и используются для ее нужд. 

Другие мечети Казани

Понятно, что все дореволюционные мечети Казани находились на территории Старо-Татарской и Ново-Татарской слобод. Кроме вышеперечисленных, мечетей со второй половины 19 века их строилось довольно много, и каждая из них довольно интересна и уникальна в архитектурном плане. 

Султановская мечеть

Улица Г.Тукая, 14 

Эта, по счету Восьмая соборная мечеть, находится неподалеку от Галеевской, чуть впереди по улице Г.Тукая. Данный зелено-белый храм похож по архитектуре на Сенную мечеть, но без купольного завершения.

Султановская мечеть находится на перекрестке улиц Г.Тукая и Г.КамалаСултановская мечеть находится на перекрестке улиц Г.Тукая и Г.Камала

Султановская мечеть, сооруженная в соответствии с булгарско-татарской архитектурой и являющаяся однозальной, была возведена в Старо-Татарской слободе в конце 60-х годов 19 века (1868 г), Спонсором строительства выступил купец Зиганши Д.Усманов. Как и все прочие мечети, Султановкую в советский период закрыли, а в 1981 году признали памятником архитектуры. В 90-е годы после восстановления уничтоженного минарета, мечеть была передана верующим.

Интересно, что в первоначальном варианте храм был окрашен в красно-коричневые цвета. На всем протяжении своего существования в народе данную мечеть называли Усмановской, Мечетью Зиганши, Усман-Султановской, Красной, ну и, конечно же, Восьмой соборной.

Внутри Султановской мечети светло и спокойноВнутри Султановской мечети светло и спокойно

Право установить киблу – т.е. определить направление на Мекку, так необходимое для правильного расположения храма, - было доверено самому Ш.Марджани, и сделал он это на удивление абсолютно точно, не имея никаких специальных приборов. Он же читал в новом храме первый намаз.

Возведение Султановской мечети вызвало определенное недовольство в среде представителей православия. Дело в том, что изящный и высокий минарет, оказавшийся на перекрестке основных магистралей, несколько соперничал с куполами ближайших храмов – Тихвинского и Владимирского. 

Мечеть Иске-Таш

Улица М.Гафури, 34 А 

Данную мечеть, сооруженную в 1802 году и считающуюся Девятой соборной, можно увидеть при прогулке по исторической территории Ново-Татарской слободы – нынешнего промышленного района Казани, расположенного в западной стороне города, в окрестностях Речного порта.

Считается, что данный двухэтажный храм также сооружен на месте одного из братских захоронений татарских воинов, погибших при взятии Казани, отсюда следует и ее название, означающее в переводе «старый камень». Эта мечеть, сооруженная на средства купца Г.Утямылева, сооружается здесь в начале 19 столетия, но в 30-х годах реконструируется в классическом стиле (архитектор А.Шмидт).

Мечеть Иске-Таш находится на территории Ново-Татарской слободыМечеть Иске-Таш находится на территории Ново-Татарской слободы

Строение напоминает первые казанские мечети и расположением трехъярусного минарета на крыше, и общими архитектурными пропорциями. Данная мечеть стала центром формирующейся Ново-Татарской слободы.

Интересно, что имамами данного храма были представители семьи Амирханов, в которой в январе 1886 года родился будущий татарский писатель Фатих Амирхан. Его последнее пристанище находится совсем неподалеку – на центральной аллее Старо-Татарского кладбища, а имя его увековечено в названии известного казанского проспекта. Данная мечеть иногда неофициально назвалась Амирхановской. В советский период здание храма использовалось не по назначению, верующим оно было возвращено в 90-е годы. 

Розовая мечеть

Улица М.Гафури, 67 

С ростом промышленных предприятий в западной части Казани, и с увеличением числа рабочих-мусульман на этих предприятиях, потребность в новых мечетях в Ново-Татарской слободе возрастала год от года. Это приводило к появлению новых храмов. В 1808 году недалеко от Татарского кладбища купцом и предпринимателем М.Апанаевым возводится деревянный храм, прозванный Низенькой мечетью.

В 1906 году купцом М.Галикеевым на месте Низенькой мечети возводится новый храм, выполненный в эклектическом архитектурном стиле с национальным колоритом. Наземный минарет с вестибюлем находится с северной стороны. 

Розовая мечеть давно уже окрашена в совсем другие цветаРозовая мечеть давно уже окрашена в совсем другие цвета

Изначально стены храма были окрашены в розовый цвет, что и дало название самой мечети. И хотя стены меняли свой цвет не раз, название «Розовая» укрепилось навсегда, хотя имелись у храма и за период его существования и другие названия, Называли ее и Низенькой, и У татарского кладбища, и Зеленой, и Десятой соборной. 

Белая мечеть

Улица Кызыл Татарстан, 20 

Данная каменная мечеть, также находящаяся в Ново-Татарской слободе, пока не восстановлена. Но на ее примере можно увидеть, в каком состоянии находились многие храмы на момент их возвращения верующим.

Белая мечеть без минарета ожидает своего возвращения к жизниБелая мечеть без минарета ожидает своего возвращения к жизни

Данная каменная мечеть появилась здесь взамен деревянной в начале 19 века (1801-1805 гг). Соорудил ее на свои средства купец деревни Урнашбаш – Ракый бай. А деревянный храм существовал аж с 1741 года.

Данная мечеть была двухэтажной и двухзальной. Верующим ее возвратили только в 2004 году, и теперь храм ждет своего возрождения. 

Закабанная мечеть

Улица Х.Такташа, 26 

Данный мусульманский храм является довольно уникальным историческим сооружением. Дело в том, что эта мечеть была сооружена в советский период (1926 г) и по личному разрешению самого товарища Сталина! Ведь в 1922 все мусульмане татарской республики отмечали 1000-летие принятия ислама в Волжской Булгарии. Именно в связи с этим историческим событием Сталин и разрешил построить мечеть.

Разрешение на возведение этой мечети дал сам И.Ф/В.СталинРазрешение на возведение этой мечети дал сам И.Ф/В.Сталин

Средства для ее возведения собирались всем миром, а за архитектурную основу был взят нереализованный проект 1914 года, разработанный архитектором А.Печниковым и приуроченный как раз к этой знаменательной дате. Мечеть должна была олицетворять путь волжских мусульман от их доисламского состояния, через историю средневековья к новому времени. Все эти три этапа нашли свое отражение в оформлении минарета.

Это яркое и нарядное сооружение являет собой стиль романтического модерна с элементами арабо-мавританских мотивов. Мечеть находится на берегу озера Кабан, но на еще недавно «русской» стороне, противоположной Старо-Татарской слободе, на месте одного из первых казанских мусульманских храмов - Кульмаметового.

Архитектурное решение Закабанной мечети очень интересноАрхитектурное решение Закабанной мечети очень интересно

Мечеть, открытая в 1926 году, в 1930 была благополучно закрыта властями. Полумесяц заменили красным флагом, а в здании разместился сначала детский садик, а затем ДОСААФ. С начала 90-х годов здание мечети, сохранившееся без значительных потерь, было передано верующим.

В отличии от других двухэтажных мечетей, здесь первый этаж состоит из молельных залов, а на втором размесились учебные классы. 


Мечеть Кул-Шариф

Казанский Кремль 

Данный храм, сооруженный на территории Казанского кремля в конце 90-х годов прошлого века, не только очень красив. Его возведение в историческом и административном центре Казани очень символично и означало восстановление исторической справедливости и равноправие двух религиозных конфессий в Казани. Ведь сегодня на территории Кремля вполне мирно функционируют православный Благовещенский собор и прекрасная мечеть Кул-Шариф, которая сегодня является главной соборной мечетью города и республики.

Мечеть Кул-Шариф самая известная современная мечеть КазаниМечеть Кул-Шариф самая известная современная мечеть Казани

Поскольку истории, архитектуре и описанию Мечети Кул-Шариф посвящена отдельная статья, с которой можно ознакомиться здесь, мы лишь напомним, что увидеть этот современный памятник мусульманской архитектуры стремится каждый турист. Это действительно очень красиво, интересно и необычно.

Кроме Мечети Кул-Шариф, в 90-е годы в Казани начали строиться мечети практически в каждом районе города. Поэтому пропустить данную архитектурную особенность столицы Татарстана никак не получится. Например, гуляя по Кремлевской набережной можно заглянуть в еще одну очень красивую современную мечеть Казани, которая называется Ирек. Сооружена она совсем недавно в память о погибшем в ноябре 2013 года сыне Президента республики Татарстан Иреке Минниханове, который был одной из пятидесяти жертв авиакатастрофы в казанском аэропорту.

На Кремлевской Набережной находится еще одна современная мечеть - ИрекНа Кремлевской Набережной находится еще одна красивая современная мечеть - Ирек

Сегодняшние мечети, расположенные в близком соседстве с православными храмами, придают архитектурному силуэту Казани определенную специфичность, неповторимость и уникальность. И вызывают желание познакомиться с мусульманскими храмами поближе.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: