В Ялтинском округе имеется несколько небольших поселков городского типа с интересной историей и удивительными достопримечательностями. Одним из таких поселков является Ореанда, расположенная чуть западнее ялтинского центра и Ливадии.

Содержание:

  1. История поселка
  2. Достопримечательности Ореанды


Считается, что название поселка произошло от слова «скалистая», ведь действительно поселок окружен скалистыми образованиями практически с трех сторон.

Курортный поселок Ореанда закрыт с севера горными скаламиКурортный поселок Ореанда закрыт с севера горными скалами

Через этот поселок проезжают все автопутешественники, следующие по маршруту Ялта-Алупка, ибо он стоит непосредственно на трассе. Увидеть Ореанду с высоты птичьего полета смогут и туристы, проходящие по Царской (Солнечной) тропе из Ливадии в Гаспру.

Вид на Ореанду с Царской (Солнечной) тропыВид на Ореанду с Царской (Солнечной) тропы

Географически поселок поделен на Верхнюю и Нижнюю Ореанду. Основная его часть со всей туристической и санаторной инфраструктурой и достопримечательностями находится в нижнем районе.

За все время существования этого курортного поселка его посещали многие известные деятели культуры, литературы, искусства, политики и прочее. На его аллеях можно было встретить Л.Толстого, А.Чехова и М.Твена, И.Козловского и Л.Зыкину, И.Пырьева и Е.Евтушенко, Р.Плятта и Л.Ландау, А.Туполева и М.Пуговкина. И этот список можно продолжать и продолжать...


История поселка

Ореанда – одно из древнейших крымских поселений, где обитали когда-то готы и аланы, тавры и греки. Первой религией поселения стало христианство. В 14 столетии по соглашению между Генуэзской республикой и крымско-татарским ханом - Ореанда стала генуэзским поселком. В 15 столетии, после поражения генуэзцев, как и все крымское побережье, она вошла в состав победившей Османской империи.

Поселение в османский период особенно не развивалось, и мусульманство как доминирующая религия здесь не привилась. До первой половины 19 века Ореанда (тогда называемая Ургендой) стояла полупустая, а затем была приватизирована знаменитым графом Потоцким, создавшим знаменитый дворцовый ансамбль в Ливадии еще до появления здесь царских имений.

Скалистая Ореанда в 1830 году на картине ЧернецоваСкалистая Ореанда в 1830 году на картине Чернецова

В скором времени ореандовские земли отошли императорскому семейству. Случилось это так. В 1825 году эти места очень понравились Александру Первому, который навещал графа Воронцова. И захотел император построить здесь летнюю резиденцию для своей часто болеющей жены и для своего планируемого отдыха после ухода от власти. Потоцкий, естественно, уступает земли императору. Однако, Александр Первый скоропостижно умирает в Таганроге и земля Ореанды достается его наследнику – Николаю Первому.

Николай во время первого же посещения Ореанды в 1837 году дарит эти земли своей супруге Александре Федоровне. Тогда же начинаются работы по формированию парковой территории и строятся небольшие летние домики для императорской семьи. В начале 40-х годов начинается строительство самого первого летнего Императорского дворца на крымском полуострове (арх.А.Штакеншнайдер).

Николаем Первым готовый дворец был принят в 1852 году. Однако, отдыхать здесь его семье было не суждено, ибо император вскоре умирает, а несколько лет спустя уходит из жизни и его жена - Александра Федоровна. По завещанию имение в Ореанде с прекрасным дворцом досталось их сыну – Великому князю Константину Николаевичу, который его полюбил и проводил здесь очень много времени в течении более чем 30 лет.

Императорский дворец в 60-е годы становится великокняжескимИмператорский дворец в 60-е годы становится великокняжеским

В начале августа 1881 года произошла страшная для Константина трагедия. Прекрасный дворец, с любовью возводимый при жизни его матери, сгорел. На его восстановление средств у князя не было, и он продолжал жить в Ореанде в небольшом домике, который назывался Адмиральским.

Руины императорского дворца стояли в таком виде до 30-х годов 20 векаРуины императорского дворца стояли в таком виде до 30-х годов 20 века

В память о погибшем дворце Константин Николаевич решает построить в имении храм, для которого сам выбирает место и название, посвящая его своему любимому осеннему православному празднику Покрова.

Покровский храм, сооруженный при Константине НиколаевичеПокровский храм, сооруженный в конце 19 века при Константине Николаевиче

После отставки Великий князь практически постоянно живет в своем Ореандовском имении. Любитель и знаток прекрасного, он сводит близкое знакомство с И.Айвазовским, проживающим в Феодосии, много занимается парком, заботясь о сохранности редких видов растений. Занимался Великий князь и виноградарством, выращивая здесь самые нежные виноградные сорта.

Великий художник Айвазовский частенько приезжал к князю, и в парке находилась беседка, где он любил работать в уединении, которая так и называлась – беседка Айвазовского.

Беседка Айвазовского в дворцовом паркеБеседка Айвазовского в дворцовом парке

После смерти Константина в начале 90-х гг. 19 века владеть имением довелось его сыну Дмитрию Константиновичу, но недолго. Ибо Александр Третий, имеющий уже в Ливадии летний Дворец, выкупил у Дмитрия Ореанду для своего сына – будущего Николая Второго. В этот период в самом поселке имелось всего чуть больше десятка дворовых хозяйств и проживало менее ста жителей.

Начало 20 века ознаменовалось строительством гостиниц и развитием курортного бизнеса. Здесь появляется один из лучших отелей крымского юга – Гостиница «Ореанда». После революции и Гражданской войны кроме гостиниц, начинают возводиться санаторные корпуса и пансионаты. Отдых в Ореанде всегда считался довольно элитным, и здесь можно было встретить известных дипломатов, политиков и деятелей культуры.

Именно для отечественной элиты и был построен после войны прекрасный санаторий «Нижняя Ореанда» (арх.М.Гинзбург).

Санаторий "Нижняя Ореанда" вырос на месте бывшего императорского дворцаСанаторий "Нижняя Ореанда" вырос на месте бывшего императорского дворца"

Главное здание новой здравницы было решено возводить на месте руин сгоревшего императорского дворца в современном конструктивистском стиле. Впоследствии появляются все новые и новые санаторные корпуса. Здесь имелись прекрасные люксовые номера, лучшие врачи и новейшее медицинское оборудование.

И сегодня отдых в Ореанде довольно спокоен и не суетлив, но весьма приятен и очень полезен для здоровья. Пляжи здесь комфортные и удобные. Инфраструктура довольно развита, и в любом случае, Ялта находится совсем рядом – всего в каких-то пяти километрах.

Пляжный отдых в Ореанде и ласковое Черное море незабываемыПляжный отдых в Ореанде и ласковое Черное море незабываемы

На территории поселка с царских времен существует винный цех, относящийся ныне к ПАО «Массандра». Сегодня Ореанда – это и курортный поселок с населением около тысячи человек, и историческая достопримечательность ЮБК.

Достопримечательности Ореанды

Дворцовый парк

Как уже упоминалось, царское имение Ореанда было приобретено с целью проведения здесь летнего лечебно-оздоровительного отдыха для членов царской семьи со времен Александра Первого. Вначале, до строительства царского дворца, были сооружены летние домики для проживания императорской семьи, один из которых имел высокую гостевую башню. Из этой башни открывались изумительные виды на ялтинские окрестности.

Летние домики для императорской семьи 1840-х годовЛетние домики для императорской семьи 1840-х годов

Первоочередное значение уже на первом этапе развития имения уделялось созданию парковой территории. Управляющим имением А.Ашером была проведена в этом отношении очень большая работа. Из рижского ботанического сада были выписаны саженцы различных пород деревьев, кустарников и рассада цветов. Среди приобретенных и высаженных растений в конце 30-х годов находились разновидовые магнолии, и многочисленные цветы: от георгинов, анемонов, камелий и портулака до пеларгоний и фиалок.

Формирование дворцового парка велось садовником В.Россом в традициях английского сада с использованием местного скалистого ландшафта. Это позволяло создавать удивительные по живописности уголки, наполненные романтическим настроением. Парковая территория официально называлась «Императорский сад в имении Ореанда».

Дворцовый ансамбль в окружении садово-паркового ландшафта. 1860 годДворцовый ансамбль в окружении садово-паркового ландшафта. 1860 год

Вся садово-парковая планировка составлялась с учетом планируемого дворцового сооружения, с тем, чтобы парк окружал дворец со всех сторон. Всего в парке было высажено более тысячи различных субтропических экземпляров деревьев и более пяти тысячи кустарников.


Очень органично в парковый ансамбль вписались и произрастающие здесь ранее растения в виде фиговых, земляничных, терпентиновых, железных и прочих деревьев. Окаймленные яркими и пестрыми клумбами старые исполины выглядели величественными и монументальными.

От начального периода формирования Ореандовского парка до нашего времени сохранился один платан, возраст которого перевалил за вторую сотню лет. 

Двухсотлетний платан является реликтовой парковой достопримечательностьюДвухсотлетний платан является реликтовой достопримечательностью

Диаметр его ствола стремится к 7 метрам, а высота составляет более 30 метров. Его великолепная размашистая крона образует зеленый шатер. Этот платан – местная достопримечательность, ведь под его кроной отдыхал и последний российский император, и многие известные люди, такие как, Чехов, Бунин, Айвазовский и другие.

Платан имеет свою собственную информационную табличкуПлатан имеет свою собственную информационную табличку

При создании дворцового парка все, уже имеющиеся, природные объекты преображались в объекты ландшафтного декора. Так болотистая низина, находившаяся у подножия скалы с полуротондой, преобразовалась в прекрасное «Лебединое озеро», которое сегодня стремятся увидеть отдыхающие Ореанды.

Для организации озера был вырыт пруд, берега оформлены крупными камнями, а вокруг посажены тюльпановые деревья и бамбук. В результате получился великолепный живописный уголок природы, который очень украшают поселившиеся здесь белые лебеди.

"Лебединое озеро" на территории дворцового парка"Лебединое озеро" на территории дворцового парка

При Константине Николаевиче, который имел чин вице-адмирала и очень любил морскую тематику, в дворцовом парке недалеко от Адмиральского домика появилась так называемая «карта морей», состоящая из нескольких водоемов, повторяющих силуэтами южные моря России. Вокруг стилизованных морей были посажены вечнозеленые кустарники, стрижка которых придавала им форму Кавказских и Крымских гор.

Чтобы придать скалам, окружающим имение, более живой вид, они тоже декорировались. Одну их них украсили Ротондой с белыми колоннами, что внесло в общую композицию определенную изюминку. На Крестовой горе Александрой Федоровной, супругой Николая Первого, был установлен деревянный крест, позднее замененный на декоративный.

Крест, установленный при Николае Первом на Крестовой горе ОреандыКрест, установленный при Николае Первом на Крестовой горе Ореанды

Основная часть имения вместе с парком, виноградниками, фруктовым садом и клумбами была окружена местными лиственными и сосновыми лесами, что придавало ощущение уединенности и таинственности.

Уединенные парковые дорожки Ореанды на картине ВерещагинаУединенные парковые дорожки Ореанды на картине Верещагина

В советские годы, в связи с развитием здесь санаторно-курортного строительства, парковая зона получила еще большее развитие. Однако, она находится в ведомстве санатория и попасть туда простым смертным невозможно. 

Аллеи бывшего дворцового, а ныне санаторного парка ОреандыАллеи бывшего дворцового, а ныне санаторного парка Ореанды

Единственное, что остается делать – любоваться парковой территорией со смотровой площадки полуротонды.

Первый крымский дворец (утрачен)

Естественно, что царская семья изначально хотела иметь в таком живописном месте как Ореанда свой летний дворец, проект которого и выполнил известный петербургский архитектор А.Штакеншнейдер, а руководил самой постройкой граф Воронцов, местный генерал-губернатор. Именно по его распоряжению первым сооружением дворцового комплекса становится Полуротонда, выполненная из белого керченского камня на одном из утесов Ореанды. Это прекрасное восьмиколонное сооружение стало главным ориентиром нового царского имения.

Полуротонда - это единственное, что уцелело от Императорского дворцаПолуротонда - это единственное, что уцелело от Императорского дворца

Дворец создавался из крымских стройматериалов – камень поставлялся из Инкермана и Керчи, кирпич – из Феодосии, мрамор разных оттенков был и местного ореандовского и мисхорского происхождения. Только для изготовления парадных лестниц и каминов самый лучший мрамор был привезен из альпийской Каррары.

Строительство дворца шло с 1843 по 1852 год и стало лучшим творением Штакеншнейдера. Белый и легкий дворец с воздушными галереями и балконами, сооруженный по всем правилам итальянского Ренессанса, на фоне темных скал выглядел как сказочный замок. Многочисленные ритмичные колонны, портики с кариатидами, пилястры, декоративные вазы, пышные капители и карнизы - весь нарядный декор создавал атмосферу праздника и радостного настроения.

Великолепный императорский дворец в Ореанде был построен в 1852 годуВеликолепный императорский дворец в Ореанде был построен в 1852 году

Имелся во дворце и традиционный внутренний дворик в помпеевском стиле с 12 колоннами, с центральным бассейном, фонтаном и мраморной вазой. С восточной стороны дворца находился виноградный сад, также декорированный мраморными сооружениями. Из мрамора здесь были и колонны, и вазы, и скамейки. Одну из стен украшала точная копия Бахчисарайского фонтана.

Внутренний помпейский дворик первого Императорского дворцаВнутренний помпейский дворик первого Императорского дворца

Залы дворца также были великолепны, об их роскошном оформлении красноречиво говорят стили их исполнения. Большой парадный зал выполнен в стиле Людовика 16 (классический), причем и мебельный гарнитур для залы по спецзаказу был изготовлен в этом же ключе. Будуар - это стиль маркизы Пампадур (рококо) и т.д.

Всюду был мрамор, цветная керамическая плитка, различные породы дерева, позолота, хрусталь, шелковые обивки, камины (всего 20) и прочее. Этот самый первый императорский крымский дворец – был поистине великолепен.

Прекрасные кариатиды украшали первый крымский дворец РомановыхПрекрасные кариатиды украшали первый крымский дворец Романовых

Вокруг самого дворца в парковой зоне появлялись оранжереи и хозяйственные строения, в том числе конюшни, винные погреба и т.д.

К сожалению, все это великолепие было утрачено в огне пожара 1881 года. Из того, что уцелело, владельцем усадьбы Константином Николаевичем сооружается Покровский храм.

Храм Покрова Святой Богородицы

Что обязательно нужно посмотреть в Нижней Ореанде, так это Покровский храм, сооруженный в 1885 (арх.А.Авдеев). Церковь грузинско-византийского стиля появилась здесь благодаря указанию Константина Николаевича, Великого князя и тогдашнего владельца здешнего имения.

Покровский храм появился в Ореандовском имении в 1885 годуПокровский храм появился в Ореандовском имении в 1885 году

Кстати, по его же распоряжению делались ежемесячные фотоотчеты по ведению строительства с мая по сентябрь 1885 года, что очень помогло в последующей реставрации храма. Возводился храм из камня, который остался после пожара от прекрасного Ореандовского дворца. Церковь получилась небольшая, однокупольная и крестообразная. Купольный барабан, снабженный узкими арочными окошками с желтыми стеклами, был увенчан бронзовым золоченым ажурным крестом.

Камни бывшего императорского дворца пошли на сооружение храмаКамни бывшего императорского дворца пошли на сооружение храма

Три стороны храма были оформлены арочными галереями. Поскольку церковь возводилась на территории дубовой рощи, то для сохранения всех деревьев, алтарь храма немного повернули к юго-востоку. Интересно, что один из дубов выполнял впоследствии роль колокольни. На нем были закреплены 5 колоколов различного веса. Звучание этих колоколов с дубовой звонницы слушали два последних императора династии Романовых.

Колокольня храма было оборудована на ближайшем дубеКолокольня храма было оборудована на ближайшем дубе

Храм Покрова в конце 19 столетия считался одним из наиболее красивых на южном крымском побережье. Особенно прекрасно было его внутреннее оформление, состоящее из мозаичных полотен, выполненных итальянским мастером А.Сальвиати. Стены также были украшены большими бело-мраморными крестами, изготовленными в Ливорно. Из сочетания четырех пород дерева был изготовлен прекрасный резной иконостас (автор Кубышко).

В Покровском храме сегодня продолжаются реставрационные работыВ Покровском храме сегодня продолжаются реставрационные работы

В этом храме несколько раз проводил богослужения Иоанн Кронштадский, который причащал здесь княгиню Елизавету Федоровну, чей памятник сегодня можно увидеть около храма. Вообще, стены этой церкви помнят всех членов царской семьи, которые начиная с Александра Третьего, посещали местные службы и просто приходили сюда помолиться.

Упоминание храма присутствует и на страницах известного рассказа А.Чехова «Дама с собачкой», герои которого приезжали в Ореанду и сиживали на скамеечке недалеко от Храма Покрова.

"Чеховские скамейки", где сидели когда-то его влюбленные герои из "Дамы с собачкой"На этих "Чеховских скамейках" сидели влюбленные герои из "Дамы с собачкой"

После установления советской власти храм был закрыт, а в дальнейшем подлежал уничтожению. Но его просто превратили в механическую мастерскую, а частично в складские помещения. В результате варварского отношения к произведениям искусства мозаичные полотна храма по большей части погибли. Десять икон, в том числе и Покровской Богоматери, оказались на грани исчезновения. Практически был утрачен и иконостас.

В советский период мозаичное оформление храма практически было утраченоВ советский период мозаичное оформление храма практически было утрачено

В 50-х годах, в период строительства Санатория «Нижняя Ореанда» судьба Храма Покрова опять «висела на волоске». Не вписывающийся в современный архитектурный комплекс, храм должен был исчезнуть. Его спасли местные краеведы, добившиеся охранного письма о признании церкви памятником архитектуры. Тогда здесь разместили склад ядохимикатов, а церковный двор преобразовали в автобазу.

В начале 90-х годов храм был возвращен верующим. Начались богослужения и реставрационные работы. Современные реставраторы смогли воссоздать некоторые мозаичные полотна и уникальную купольную роспись с изображением безбородого Христа. 

Восстановленная реставраторами мозаика купольного декораВосстановленная реставраторами мозаика купольного декора

А в начале 21 века около храма появилась настоящая Колокольня, 600-килограммовый колокол для которой был отлит в Донецке по уникальной технологии.

Сегодня в храмовой Колокольне установлен новый колокол из ДонецкаСегодня в храмовой Колокольне установлен новый колокол из Донецка

Адмиральский домик

Как уже упоминалось, до сооружения великолепного царского летнего дворца в Ореанде, для размещения членов императорской фамилии было возведено несколько построек, среди которых был императорский домик, где в 1825 году останавливался Александр Первый.

Впоследствии имение получило статус великокняжеского, став собственностью одного из сыновей Николая Первого – Константина. После убийства Александра Второго в 1881 году, Константин отходит от политических дел и решает поселиться в своем крымском имении.

Великокняжеское имение в Ореанде незадолго до пожараВеликокняжеское имение в Ореанде незадолго до пожара

Однако, в это же лето происходит очередное печальное событие – сгорает великолепный дворцовый ансамбль. Тем не менее, Константин Николаевич решает остаться в Ореанде. Он перебирается в «императорский» домик, переименовав его в «адмиральский», соответственно своему чину. В этом домике Великий князь доживет до 1889 года, когда его разобьет паралич. После чего его перевезут в его павловское имение, где он и скончается.

Адмиральский домик, в котором доживал Константин НиколаевичАдмиральский домик, в котором доживал Константин Николаевич

Адмиральский домик построен с элементами татарских народных мотивов. Это и стрельчатые окна и деревянная галерея, украшенная резьбой. Дом покрыт черепицей. В доме всего две большие комнаты, одну из которых занимал Великий князь (слева от сеней), во второй размещался адъютант. Несколько человек прислуги проживало в задних небольших комнатах.

Гостиница «Ореанда»

В начале 20 столетия, как уже упоминалось, поселок Ореанда начал активно развиваться как курортный, ибо климат его был аналогичен ялтинскому, красоты природы тоже. Однако, здесь было более спокойно и романтично. В первую очередь, начинают возводиться роскошные гостиницы для отдыхающих. Одной из самых известных и лучших гостиниц, относящихся к первому классу, стала гостиница «Ореанда», построенная в 1907 году. Ее владельцем был отставной генерал, профессор военной истории, писатель и прочее – Александр Витмер.

Гостиница "Ореанда", построенная в 1907 году, функционирует до сих порГостиница "Ореанда", построенная в 1907 году, функционирует до сих пор

Это отель был признан лучшим на всем крымском побережье. Находящийся на парковой территории вблизи морской береговой линии он был безукоризненно оформлен и изнутри – элитная мебель, зеркала, изящный декор, плюс чистота и комфорт. При гостинице находился даже художественный салон, в котором можно было увидеть полотна Айвазовского, Шишкина, Верещагина и прочих маститых художников.

Во время революционных событий и последовавшей за ними Гражданской войны, здание гостиницы служило оборонительным укреплением, что нанесло ему многочисленные повреждения. После революции «Ореанда» использовалась как здравница закрытого типа для членов ЦИКа и для сотрудников НКВД. В годы Великой Отечественной гостиница становится военным госпиталем, а после войны опять превращается в санаторий.

Один из архитектурных фрагментов гостиницы "Ореанда"Один из архитектурных фрагментов гостиницы "Ореанда"

Помнящим культовый советский фильм «Асса» будет интересно узнать, что съемки его частично проходили именно в здании этой гостиницы, где в то время проживали и главные актеры. Часто в этой гостинице останавливался и известный автор политических детективов о Штирлице Ю.Семенов, который очень много сделал для популяризации Ялты, в частности, и Крыма вообще, ибо он сам очень любил ЮБК. Этот факт объясняет появление в 2012 году около гостиницы Памятника Ю.Семенову, выполненного известным российским скульптором А.Рукавишниковым.

Памятник Юлиану Семенову у входа в гостиницу установлен в 2012 годуПамятник Юлиану Семенову у входа в гостиницу установлен в 2012 году

Скала Мачтовая

Есть в Нижней Ореанде еще одна природно-историческая достопримечательность. Это скала, которая называется Мачтовой. Данное скальное образование интересно тем, что расколото на две части в виде огромных серых глыб. Внутри скалы есть пещера, где в начале 20 столетия была найдена стоянка первобытных людей.

Название скалы связано с тем, что на ее вершине в период проживания здесь Константина Николаевича был установлен 16-метровый флагшток, уключины которого сохранились до сих пор. На этом флагштоке императорский флаг поднимался до самой революции. 

Расколотая Мачтовая скала с императорским флагомРасколотая Мачтовая скала с императорским флагом

А во времена зарождающегося революционного движения в скальном гроте работал подпольный типографский станок, выпускающий листовки от имени Ялтинской ячейки РСДРП с призывом к уничтожению царизма.

Такая вот интересная и разносторонняя активность была сосредоточена вокруг Мачтовой скалы. В советский период скала неоднократно использовалась как декорация в приключенческих фильмах, таких, как «Остров сокровищ» и «Дети капитана Гранда», в «Морском охотнике» и других.

Крестовая гора

Другой природной достопримечательностью поселка является Крестовая гора, о которой собрано множество легенд и преданий. 

О Крестовой горе сохранилось много легенд и преданийО Крестовой горе сохранилось много легенд и преданий

Поднявшись на эту гору, туристы смогут увидеть руины средневековой крепости, живописные горные пейзажи, а также вид Ореанды с высоты птичьего полета.

Читайте также: