Екатеринбургская плотина, она же в простонародье "плотинка", - это то, с чего началась история города, его сердце и остов. Уникальное гидротехническое сооружение считается одним из старейших по всей России. Плотина прерывает течение реки Исеть, образует центральный городской пруд и служит автомобильным и пешеходным мостом.

Содержание:

  1. История строительства
  2. Плотина сегодня
  3. Как добраться
Екатеринбургская плотинкаЕкатеринбургская плотинка

История строительства

В начале XVIII века император Петр I, активно осваивая территорию Урала, повелел возвести на реке Исеть железоделательный завод. Чтобы вырабатывать энергию для приведения в действие механизмов, начальник горных заводов Василий Никитич Татищев принял решение построить мост-плотину на реке Исеть. Из-за отсутствия одобрения начальства сверху, стройку пришлось отложить. Возобновили процесс только через два года с приездом на Урал военного инженера Георга Вильгельма Де Геннина. 


Над строительством плотины корпели 1000 крестьян, руководил которыми мастер Леонтий Злобин. В качестве стройматериала плотины была выбрана редкая порода уральской лиственницы, обладающая удивительным свойством: находясь под водой, дерево не гнило, а, наоборот, становилось точно каменным. Конечно, сейчас в плотине ничего не осталось от этого дерева, но есть возможность увидеть бревно редкой лиственницы в музее, расположенном на территории бывшего завода. 

Плотина вышла низкой, но довольно широкой. Кроме железоделательного завода она снабжала энергией ещё две городских постройки - монетный двор и гранильную фабрику. 

Плотина стала частью главной улица города, которая сейчас известна как проспект Ленина. Первый запуск сооружения произошел 7(18) ноября 1723 года. Эта дата официально считается днём рождения города.

Историческое фото Екатеринбургской плотинкиИсторическое фото Екатеринбургской плотинки

В промежутке 1830-1850 годов плотина прошла масштабную реконструкцию. По проектам выдающего архитектора того времени М.П. Малахова плотину покрыли гранитом и расширили. Он также приложил руку к постройке каменной подпорной стенки плотины и возвел чугунную узорчатую ограду.

Работы по реконструкции плотины в 1860 годахРаботы по реконструкции плотины в 1860 годах

Позже на плотине был разбит сквер, получивший название Исторический, и размещен барельеф с изображением уральских мастеров. В то же время здесь установили бюсты великих самодержцев Петра I и Екатерины II, как основателю горно-заводского дела и основательнице города Екатеринбурга. Но в годы революции фигуры пришлись не по нраву большевикам и были сброшены в городской пруд. Иная версия гласит, что бюсты унесли в мастерскую и там с помощью парового молота их превратили в пыль. 

В 1998 году плотина была укреплена железобетонными конструкциями и обзавелась пешеходным тоннелем. Открытие последнего было приурочено к 275-летию города.

Новый вид плотинкиСовременный вид плотинки

Плотина в наше время

Для горожан плотина городского пруда - одна из популярных общественных площадок, на которой проводятся концерты, праздники, народные гуляния. Это излюбленное местечко для молодоженов, и потому ограда плотины увешена множеством замочков-талисманов на счастье в семейной жизни. Местные жители часто используют плотину для встречи с друзьями, приятных прогулок, романтических свиданий и для красивых фотографий.


На территории плотины и неподалеку от нее можно найти несколько интересных достопримечательностей.

В Историческом сквере стоит памятник основателям плотины и, вследствие, самого города Татищеву и Де Геннину. Горожане дали скульптурам забавные имена, Бивис и Баттхед, в честь одноименного мультсериала.

Памятник Татищеву и Де ГеннинуПамятник Татищеву и Де Геннину

Также сквер украшают бюсты знаменитых уральских писателей Павла Бажова и Дмитрия Мамина-Сибиряка.

Увидеть механизмы, паровые машины и молоты первых предприятий Екатеринбурга можно в Музее архитектуры и дизайна УрГАХУ. Кстати, сам музей расположен на территории железоделательного завода, и внутри него можно увидеть несколько сохранившихся помещений предприятия. Во дворе музея на всеобщее обозрение выставлены экспонаты сохранившейся заводской техники. Там же установлен памятник Петру I, являющийся точной копией бюста, свергнутого революционерами.

В музее архитектуры и дизайна УрГАХУВ музее архитектуры и дизайна УрГАХУ

Обязательна к посещению водонапорная башня, построенная в 1880-ые годы и сохранившая до наших дней свой первоначальный облик. При ее строительстве использовались такие же гранитные камни, что и для плотины. Зайдя в башню сейчас, вы попадете в Музей истории Екатеринбурга, где можете узнать историю появления плотины и самой башни.

Водонапорная башняВодонапорная башня

Не пройдите мимо музея природы Урала, он находится рядом с водонапорной башней. Располагается музей в бывшем корпусе завода, в котором располагались котельная и несколько кузниц.

Плотина городского пруда хороша в любое время года. Летом здесь работает музыкальный фонтан с подсветкой. Для всех желающих сдаются в аренду лодки и катамараны для покатушек по городскому пруду. В Историческом сквере, у памятника основателям города, упражняются в трюках скейтбордисты и роллеры и ждут своих заказов местные художники. Большую популярность у уличных музыкантов и граффитистов имеет подземный переход. Зимой самые смелые граждане сокращают себе дорогу через замерзший пруд и катаются на лыжах.

Отдых около плотинки в ЕкатеринбургеОтдых около плотинки в Екатеринбурге

Как добраться

Доехать до "плотинки" можно на общественном транспорте:

  • Автобусы 011, 012, 013, 013а, 014, 016, 018, 19, 019, 23, 024, 030, 32, 46, 50, 54, 054, 57, 57а;

  • Трамваи 2, 6, 13, 15, 18, 23, 26;

  • Станция метро "Площадь 1905 года".



Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: