Адрес: Армянская улица, 1

Самой старинной армянской апостольской церковью Феодосии считается Храм Сурб Саркис (Св.Сергия), который был сооружен в 1330 году. Это храмовое сооружение на протяжении многих веков являлось признанным центром развития культуры и образования армян в городе. При церкви в 14-16 столетиях существовала крупнейшая мастерская рукописной переписки – скрипторий.

Содержание:

  1. Архитектура и интерьер
  2. Айвазовский и храм Сурб Саркис

Перепись религиозных рукописей сопровождалось развитием миниатюрного и гравюрного искусства. Рукописи этого скриптория сегодня находятся в книгохранилищах крупнейших национальных библиотек во Франции и Иерусалиме, в Вене и других городах мира. Здесь находили вдохновение известнейшие армянские философы и поэты, историки и художники.

Старинный армянский храм Сурб Саркис. Начало 14 столетияСтаринный армянский храм Сурб Саркис. Начало 14 столетия

Архитектура и внутреннее оформление

На протяжении своей долгой истории храм, построенный из больших известковых блоков, многократно перестраивали и видоизменяли. Сегодня его внутренняя планировка довольно сложна - основной храмовый прямоугольник имеет три полукруглые апсиды, алтарь ориентирован в восточную сторону. На западной стороне находится расширенный арочный проем, ведущий к прямоугольному притвору.

Внутренне убранство храма Сурб СаркисаВнутренне убранство храма Сурб Саркиса

С северной стороны находятся два помещения, одно квадратное небольшое, другое – довольно объемное в форме трапеции. Перекрытия являются традиционно полукруглыми сводами, упирающимися в подпружные арки. Так же традиционно выполнена и двускатная черепичная крыша.

Храмовый дворик Церкви Сурб СаркисаХрамовый дворик Церкви Сурб Саркиса

Интересно, что в известковые стены вмонтированы армянские хачкары (каменные стелы с изображением креста), некоторые из которых выполнены из мрамора. Изображение креста в виде орнамента (хачкара) началось в армянской религиозной культуре с 9 века. Каждый рисунок был сугубо индивидуален и содержал информацию об отдельной судьбе умершего, т.е. это была как бы индивидуальная молитва-память

Вмонтированные в стену храма хачкарыВмонтированные в стену храма хачкары

По обычаю хачкары могли монтироваться в храмовые стены, могли стоять отдельно или группами, древние хачкары можно было врезать в стены новых храмов и т.д. Например, один из самых древних хачкаров церкви Сарб Саркиса вырезан в середине 11 веке в память об утонувшем мальчике Мануке.



Также армянскими крестами украшен храмовый вход, над которым находится таблица с памяткой по-армянски о том, что данная церковь была отреставрирована в 1888 году художником И.Айвазовским на его личные капиталовложения.

Кстати, ранее входом в храм служили старинные красивые ореховые двери, которые были признаны произведениями искусства и находятся сегодня по одной створке в Эрмитаже и в краеведческом музее Феодосии.

Нижняя часть звонницы 15 столетия во дворе храмаНижняя часть звонницы 15 столетия во дворе храма

Перед храмом находится нижняя часть Звонницы 15 века, которая базируется на четырех массивных столбах со стрельчатыми арками и крестовым сводом.

Массивный свод звонницыМассивный свод звонницы

В начале 19 столетия собранные при храме каменные плиты исторического характера создали основу фонда Лапидария при городском Музее древностей.

И.Айвазовский и храм Сурб Саркис

Для почетного жителя Феодосии художника И.Айвазовского эта церковь была очень дорога и сопровождала, как говориться, его всю жизнь. В этой церкви он был крещен, в ней же происходил обряд его венчания с Анной Никитичной. Сюда художник приходил постоянно на службы, являясь верным его прихожанином. В этой церкви происходило и его отпевание. Могилы Айвазовского и его супруги и по сей день можно навестить в церковной оградке.

Могила художника И.Айвазовского на кладбище храма Сурб СаркисМогила художника И.Айвазовского на кладбище храма Сурб Саркис

На могиле художника установлен белоснежный саркофаг из целого мраморного куска. Жена художника была захоронена в рядом расположенном склепе. Кроме супругов Айвазовских на церковном кладбище находятся захоронения и других достойнейших членов армянской феодосийской диаспоры.


Во второй половине 19 века (1888 год), как уже упоминалось, пострадавшую от пожара церковь И.Айвазовский восстановил на собственные средства. Мало того, что он оплатил весь ремонт храма, он его собственноручно расписал!

Для своего почитаемого храма Айвазовский написал известные картины иконописного характера, в том числе «Апостола Петра» и «Апостола Павла», «Хождение по водам» и «Тайную вечерю», «Крещение» и «Богоматерь с младенцем». Сегодня данные иконописные сюжеты можно увидеть в экспозиции картинной галереи Айвазовского.

Вид храма с колокольней и могилой Айвазовского в начале 20 столетияВид храма с колокольней и могилой Айвазовского в начале 20 столетия

Айвазовский и после смерти не оставил храм без внимания, он завещал ему и находившейся при храме приходской школе пятьдесят тысяч рублей.

В 60–х гг. 20 столетия в храме были проведены реставрационные работы, однако последующее его подтопление грунтовыми водами привело к полной утрате фресковой внутрихрамовой росписи.

Вход сегодня на территорию армянского храма Сурб СаркисСегодняшний вход на территорию армянского храма Сурб Саркис

Сегодня это действующий армянский храм, который можно и нужно посетить, чтобы прикоснуться к его удивительной истории и постоять у могилы знаменитого художника – И.Айвазовского.

Читайте также: