Адрес: Казанский Кремль

Стройный силуэт краснокирпичной башни Сююмбике давно стал архитектурной эмблемой и визитной карточкой Казани. Расположенная на территории северной части Казанского Кремля, она является его самым загадочным и легендарным сооружением. Устремленный вверх ее стройный силуэт хорошо виден отовсюду – с Кировской и с Кремлевской дамб, с территории Набережной, и из Заречья. А заметный наклон «падающей» башни к северо-востоку делает ее самой уникальной и своеобразной достопримечательностью Казани. Особенно выразительно башня смотрится в ночной подсветке.

Содержание:

  1. Царица Сююмбике – жизнь и легенда
  2. Легенды Башни
  3. Загадка башни Сююмбике
  4. Архитектурные особенности башни Сююмбике


Кто же она такая – эта знаменитая Сююмбике, чье имя носит самая загадочная башня Казани? Своим происхождением известная правительница Казанского ханства восходит к Едигею, создателю Ногайской Орды - она являлась его праправнучкой. Сююмбике суждено было быть женой нескольких меняющихся друг за другом казанских ханов – 14-ого, 15-ого и 16-ого, оказавшись, таким образом, в эпицентре политической борьбы между противниками и сторонниками связи с Москвой, которая обострилась в последние годы существования Казанского ханства.

Красота и очарование башни особенно выделяется при ночной подсветкеКрасота и очарование башни особенно выделяется при ночной подсветке

Царица Сююмбике – жизнь и легенда

Сююмбике была просто женщиной, хотя очень красивой, умной и образованной. Ее роль в постоянной смене правителей в последний период существования Казанского ханства была минимальна, но образ этой царицы с нелегкой женской судьбой со временем оброс множеством легенд и стал романтическим символом Казани ханского периода.


Первое замужество Сююмбике

Годы, пришедшиеся на время нахождения Сююмбике у казанского престола, были очень сложны в политическом аспекте и полны разногласий между двумя противоборствующими группировками, стремящимися к власти. Одна из этих групп видела свое будущее в суверенном мусульманском государстве, а другая - в составе Московской Руси. Многие казанские беки вели сепаратные переговоры с московскими правителями и помогали Москве в продвижении на престол ее ставленников, среди которых оказался и первый муж Сююмбике. Другая группа, напротив, вела усиленную борьбу против прихода московских правителей на казанский трон.

С образом Сююмбике связана ностальгия по Казани ханского периодаС образом Сююмбике связана ностальгия по Казани ханского периода

Итак, 12-ти летняя девочка, дочка ногайского хана Юсуфа - Сююмбике в первый раз выходит замуж за Джан-Али, который был представителем Касимовского ханства, находящегося под полным подчинением Москве. Джан-Али был возведен на казанский престол в возрасте 16 лет (1532) и являлся марионеткой в руках казанского бека Б.Ширина и своей регентши ханбике Гаухаршад (или Ковгоршат). Через год он становится мужем Сююмбике, которая была выбрана исключительно по политическим мотивам, так как была представителем крупной и достаточно сильной Ногайской Орды.

Этот политический брак не принес юным супругам счастья. Муж полностью игнорировал свою жену, да и детей у них не появилось. Сююмбике было настолько плохо в этом замужестве, что она неоднократно обращалась к отцу с просьбой забрать ее домой, жалуясь на отношение мужа и свою тяжелую долю. Юсуф (отец Сююмбике) в дипломатической переписке с представителями правящей верхушки неоднократно требовал сместить Джан-Али и вернуть Сююмбике на родину.

Так случилось, что Джан-Али оказался неугоден и большей части казанского правительства. В 1535 году произошел политический переворот, в результате которого юный хан был свергнут с престола и сослан в тюрьму крепости Иске-Казан, где впоследствии был казнен (по другим источникам скончался).

Второй брак Сююмбике

После свержения Джан-Али на освободившийся трон возвращается Сафа-Гирей, который уже правил Казанью в достаточно юном возрасте с 1525 по 1532 года. Он был ставленником противников Москвы, и в его первое правление Казань официально признала покровительство Османской империи, став ее вассалом. За время первого нахождения на царском престоле Сафа-Гирей совершил множество походов на земли Московской Руси. Однако, в 1531 году весы власти качнулись в другую сторону, и верх взяла промосковская группировка, которая заставила Сафа-Гирея бежать. Тогда трон занял вышеупомянутый Джан-Али.

Сафа-Гирей дважды был правителем Казани. Картина Р.ЗагидуллинаСафа-Гирей дважды был правителем Казани. Картина Р.Загидуллина

После свержения Джан-Али, Сафа-Гирей, при поддержке крымского воинства и местных единомышленников снова оказывается на казанском троне. В качестве переходящего приза новый правитель получает и юную царицу Сююмбике, которая становится его пятой (младшей) женой. В скором времени юная красавица занимает место главной любви Сафа-Гирея и отвечает ему взаимностью. Так что данный брак, продлившийся 14 лет, оказался более удачным и гармоничным, чем первый. Спустя почти 10 лет после счастливого супружества у Сююмбике рождается долгожданный сын – Утямыш-Гирей, который, по сути, становится единственным законным наследником казанского трона.

Сююмбике – царица Казанского ханства

Неожиданная смерть Сафа-Гирея в 1549 году превращает Сююмбике во вдову второй раз. Как закончилась жизнь 39-летнего казанского хана до конца не ясно, но умер он во дворце и был захоронен в ханском мавзолее около нынешней башни Сююмбике. Ханом был провозглашен малолетний Утямыш, а Сююмбике при поддержке крымских войск стала его регентшей и, по сути, царицей Казанского ханства.

Оплакав своего любимого мужа, Сююмбике, имеющая хорошее образование, начала вникать в дела государственные и даже провела ряд реформ, в результате которых было снижено налоговое бремя на малоимущие слои населения – ремесленников, крестьян и мелких лавочников. Свою солидную библиотеку Сююмбике передала в пользование медресе (училище при мечети). Большое внимание уделяла она и содержанию Мечети при мавзолее, где покоился ее второй супруг. Почти двухлетний период ее правления народная память сохранила как время справедливости, веры и чистоты.

Страницы жизни Сююмбике - очень популярные темы в современной живописиСтраницы жизни Сююмбике - очень популярные темы в современной живописи

Однако, счастливый период жизни Сююмбике закончился в 1551 году, когда верх вновь одержала промосковская группировка, которая безжалостно выдала свою правительницу русскому царю Ивану Грозному. Вместе с сыном и ханской казной ее насильно, в сопровождении конвоя вывезли из Казани. Эти события ярко описаны в Казанской летописи.

Согласно этой летописи, приехавший в Казань по распоряжению Ивана Грозного князь Серебряный объявил царице, что она отныне пленница московского государя. На все воля Аллаха, сказала Сююмбике и упала без чувств. На сборы низложенной царице было отведено 10 суток, после чего она была препровождена в Москву.

Провожать низложенную Сююмбике и сыном вышел весь городПровожать низложенную Сююмбике с сыном вышел весь город

Накануне своего отъезда из Казани Сююмбике посетила могилу Сафы- Гирея - своего безвременно почившего мужа. Про ее отчаянный плач, который вызывал слезы даже у ее стражников, про ее обращения к умершему мужу и защитнику ходили легенды. Провожать низложенную царицу на пристань пришел весь город. Царица низко поклонилась народу и городу, сожалея о былом величии и могуществе мусульманской Казани. Так печально закончилось царствование единственной в истории казанской царицы.

Третье замужество Сююмбике

После свержения Сююмбике, казанским правителем вновь стал ставленник от Москвы - Шах-Али, касимовский правитель и родной брат первого мужа Сююмбике Джан-Али. Постоянная чехарда в казанском правительстве в начале 16 столетия привела Шах-Али на ханский престол уже в третий раз. Этот касимовский хан при поддержке Москвы и промосковских беев Казани уже дважды был правителем Казанского ханства - с 1518 по 1521 годы и очень недолгий период в 1546 году, откуда его сместил Сафа-Гирей – второй муж Сююмбике. Кстати, между 1521 и 1546 годами Шах-Али был довольно активным участником походов русского воинства на Казань.

Шах-Али оказался предпоследним казанским ханом, оставившим свой трон незадолго до взятия Казани. Именно за этого Шах-Али в 1553 году и была выдана в третий раз против своей воли царица Сююмбике. В данном браке она стала второй женой.

Лишившись казанского трона Сююмбике лишилась и единственного сынаЛишившись казанского трона Сююмбике лишилась и единственного сына

Любимый и единственный сын царицы Сююмбике Утямыш был отнят от матери и взят на воспитание на царский двор. Там его крестили в Чудовом монастыре и нарекли Александром Сафагиреевичем. Впоследствии он являлся участником похода на Полоцк в 1563 году. В летописях его даже называли царем Александром. В 20-летнем возрасте он внезапно умер и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля с достойными почестями.

Имение Шах-Али находилось в Касимове, куда Сююмбике и последовала за своим третьим мужем. Некоторые источники считают, что последний муж бывшей казанской царицы был тираном и подвергал свою жену домашнему насилию. Во всяком случае, известно, что ее отец - ногайский бий Юсуф - неоднократно просил Ивана Грозного оказать поддержку его дочери в налаживании семейной жизни. От жесткого обращения мужа или от тоски по любимому сыну, но недолго прожила бывшая царица вдали от Казани. Умерла она в 1557 году в сорокалетнем возрасте, и даже место ее захоронения осталось неизвестно. А вот Шах-Али дожил до 1566 года и был погребён в построенном им заранее мавзолее.

Третий муж Сююмбике покоится в касимовском мавзолееТретий муж Сююмбике покоится в касимовском мавзолее

Говорят, что в касимовском мавзолее есть одно неопознанное надгробье. Может, как раз, под ним и покоится легендарная казанская царица?

Легенды Башни

О башне Сююмбике сохранилось множество легенд и преданий. Одна из них гласит, что здесь захоронен благочестивый мусульманин, из черепа которого истекает Тайницкий родник. Данное предание привлекает сюда многочисленных паломников.

Другая версия, косвенно подтвержденная археологическими находками 1977 года, вещает о том, что в этом месте находилось захоронение одного из последних ханов Казанского ханства – Сафа- Гирея, умершего в 1549 году. Его безутешная вдова - Царица Сююмбике - велела возвести грандиозный мавзолей над могилой своего мужа. А когда русские войска осадили город, покончила с жизнью, бросившись с этой башни-мавзолея вниз.

С башней Сююмбике связано очень много легендС башней Сююмбике связано очень много легенд

Но самая известная легенда, воспетая в стихах, прозе и в изобразительном искусстве, это, конечно же, легенда о Гордой царице. Именно эту легенду рассказывают туристам все казанские экскурсоводы. Говорят, что Сююмбике славилась удивительной красотой, умом и гордостью. Услыхав о гордой красавице, Иван Грозный отправил к ней послов с предложением руки и сердца. Отказалась царица от предложения русского царя. И пошел тогда Иван с отрядом на Казань, чтобы взять город и царицу силой.

Легенда о Гордой царице Сююмбике самая популярная и красиваяЛегенда о Гордой царице Сююмбике самая популярная и красивая

Желая спасти город от разорения, царица дала согласие русскому царю, но с одним условием – чтобы в течение семи дней была выстроена самая высокая башня в городе. Мастера работали днем и ночью и уложились в требуемое царицей время. Но в разгар свадебного веселья Сююмбике выразила желание полюбоваться любимым городом с высоты новой башни и проститься с ним навеки. Поднявшись на самую высокую ее площадку, гордая царица кинулась вниз на камни. Еще одна полностью аналогичная легенда заканчивается не так кроваво – царица бросается вниз, но превращается в прекрасную птицу и улетает на свободу.

Но, мы-то знаем, что царица умерла в Касимове и значительно позже означенного времени. Да и вряд ли бы стал Иван Грозный искать взаимности у женщины, которой было уже далеко за 30 лет. Хотя, кто знает этих царей. Откуда появилась такая легенда? Этого нам не суждено узнать. Может быть, как писал один татарский поэт – эту легенду выдумали люди, чтоб честь родного города сберечь…

Загадка башни Сююмбике

Письменных источников, указывающих на время сооружения башни и ее изначальное назначение, не обнаружено. Ориентировочно ее строительство связывают с концом 17 - началом 18 века. Во всяком случае, на плане города, относящегося к 18 веку, башня уже указана в качестве въездных ворот комендантского двора, где ранее располагался бывший ханский дворец. А вот на картах более ранних периодов (16-17 веков) никаких указаний на наличие башни нет.

Изображение башни на гравюре Турнерелли датируется серединой 19 векаИзображение башни на гравюре Турнерелли датируется серединой 19 века

Сооруженная из крупного красного обожженного кирпича, башня Сююмбике, многими историками считается дозорной. Сходство же ее с Боровицкой башней, находящейся в Московском кремле, указывает, как считают определенные исследователи, на московское авторство данного сооружения. Однако, другие ученые отстаивают татарское происхождение башни, опираясь в основном на мусульманские предания. Еще в начале 20 века у подножия башни часто можно было видеть коленопреклоненных для молитвы мусульман. Вряд ли они молились бы около сооружения русского происхождения.

Известный русский историк Н.П.Загоскин предположил в свое время, что первые три четырехугольных яруса относятся к татарскому происхождению, и вероятно были въездными воротами на ханский двор, а верхние восьмигранники могли быть достроены значительно позднее.

Будет ли разгадана основная тайна башни Сююмбике?Будет ли разгадана тайна происхождения башни Сююмбике?

С другой стороны, именно около подножия башни Сююмбике в 1977 году был обнаружен Мавзолей казанских ханов, среди которых с большой вероятностью находится и захоронение любимого мужа Сююмбике Сафа-Гирея. Около мавзолея непременно должна была находиться мечеть. Так может Башня Сююмбике находится как раз на месте ханской мечети? Ведь, как утверждают исторические источники, Башней Сююмбике данное строение назвали русскоязычные жители Казани, а местное мусульманское население это место долгое время называло ханской мечетью, именно поэтому мусульмане и приходили сюда молиться? Возможно эта загадка когда-нибудь разрешится, а пока остается только строить гипотезы и восхищаться этой прекрасной архитектурной достопримечательностью Казани.

К башне Сююмбике обязательно подходят все посетители Казанского КремляК башне Сююмбике обязательно стремятся все посетители Казанского Кремля

Архитектурные особенности башни Сююмбике

Стремительно взвивается вверх пятиярусная казанская башня, отличающаяся изысканными пропорциями и безукоризненной архитектурной законченностью строгих форм, хотя некоторые исследователи называют ее семиярусной. Композиционно башня построена из трех разных по высоте четырехгранников, которые поднимаются уступами. На них уверенно опираются два восьмерика. А завершают композицию стройный граненый шатер с дозорной вышкой, увенчанной шпилем.

Шпиль башни заканчивается "золотым яблоком" и полумесяцемШпиль башни заканчивается "золотым яблоком" и полумесяцем

Шпиль, в свою очередь, заканчивается золотым яблоком. Долгое время считалось, что это яблоко является хранилищем неизвестных документов, относящихся к ханскому периоду. В 30-х годах 19 века яблоко было снято и изучено, но документов, увы, в нем не оказалось. Кирпичный шатер и дозорная вышка часто считаются шестым и седьмым ярусами башни. А вся высота сооружения составляет около 60 метров. Из окон небольшого дозорного помещения открывается роскошная панорама на Казань, ее окрестности, Казанку и Волгу.

Скорее всего, башня была построена как проездная, ведь если присмотреться, по форме она очень напоминает Спасскую башню Кремля. Нижний ее ярус оформлен проездной аркой с красивыми распашными воротами, украшенными полусолнцем и полумесяцем.

Красивые ворота башни носят романтическое название - День и НочьКрасивые ворота башни носят романтическое название - День и Ночь

Нижний массивный ярус декорирован узкими полосками колонок по обе стороны арки. Боковые фасады снабжены маленькими дверками, расположенными по одной на каждом. Эти дверки ведут на внутренние лестницы. Гульбища, образованные ступенчато-ярусным построением четырехгранников, оформлены парапетами, которые декорированы несложными, но и неповторяющимися в каждом ярусе, деталями.

В 1730 году шпиль башни украсили гербом страны - двуглавым орлом, который после революции был заменен на полумесяц. Дело в том, что в 1918 году башню Сююмбике официально отдали мусульманам в качестве национального исторического памятника. Но, в 30—е годы, в разгар антирелигиозной борьбы, полумесяц сняли. Лишь в конце 80-х годов его снова вернули на шпиль.

Казанский вокзал в Москве является архитектурной копией башни СююмбикеКазанский вокзал в Москве является архитектурной копией башни Сююмбике

Архитектурную форму башни, являющуюся символом Казани, полностью воспроизвел архитектор Щусев во время строительства Казанского вокзала в Москве. А это значит, что именно она олицетворяет собой Казань. Во всяком случае, сегодня башня Сююмбике - это знаменитая монументальная достопримечательность исторического центра Казани и основная туристическая «изюминка» Казанского Кремля.


Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: