Татарстан – это регион с удивительной и очень древней историей, сохранившейся в остатках древнейших городищ, в археологических артефактах, легендах и летописных источниках. Цивилизованная история края начинается с образования и развития мощного и очень крупного государства – Волжской Булгарии (10-13 века). Затем на историческую арену в начале 15 столетия выходит город Казань – как столица Казанского ханства. Значительную роль в сохранении части наследия и государственности древнего Булгара в период с середины 13 до конца 14 века сыграло поселение Иске-Казан (в переводе Старая Казань), которое символично связало собой в единое целое историю городов Булгара и Казани.

Содержание:

  1. История Иске-Казани
  2. Что посмотреть в Музее-заповеднике «Иске-Казан»
  3. Как добраться до Иске-Казани, режим работы музея

Сегодня на территории села Камаево Высокогорского района Татарстана работает Музей «Иске-Казан», который является историческим и природным заповедником, очень интересным для туристического посещения. Какова же была роль Иске-Казани в истории Татарии и города Казани, в частности, какие знаковые события с ней связаны и, что сегодня можно посмотреть в местном Музее-заповеднике? Об этом мы и постараемся рассказать в доступной и увлекательной форме.

На территории бывшей Иске-Казани создан сегодня исторический ЗаповедникНа территории бывшей Иске-Казани создан сегодня исторический Заповедник

История Иске-Казани

Основание городища

Возникновение иске-казанского городища практически все историки связывают с монголо-татарским нашествием войск хана Батыя в середине 30-х годов 13 столетия. Однако, существует несколько мнений о том, кто именно основал Камаевское городище в удаленной лесостепной глубинке - сами монголо-татары как опорный пункт управления краем или все-таки беглые жители разоренных булгарских городов. Более правдоподобной версией кажется вторая, но нельзя исключать и первую. Поэтому рассмотри обе. Так или иначе, но многие исторические факты и археологические раскопки датируют постройку Камаевского городища второй половиной 13 столетия.

С 13 по 16 века на этом холме существовало поселение Иске-КазаньС 13 по 16 века на этом холме существовало поселение Иске-Казан

Версия первая. Дело в том, что в далеком 1236 году несметные полчища войск хана Батыя с дикими криками, яростными лицами и беспощадными сердцами совершили подготовленный и запланированный разрушительный поход в Восточную и Центральную Европу. Это потрясающее по мощи завоевание большого территориального пространства Монгольской империей в 1236-42 годах называется в истории Западным походом. Тогда досталось многим народам - русским городам и половцам, аланам и черкесам, полякам и венграм, сербам и хорватам. Но самым первым государством, ощутившим на себе всю мощь монгольского воинства, довелось стать Волжской Булгарии. Подробнее об истории этого широко известного древнего государства, почти полностью прекратившего свое существование в конце 14 столетия можно прочитать здесь.

Первыми мощь монго-татарских войск ощутили на себе города Волжской БулгарииПервыми мощь монго-татарских войск ощутили на себе города Волжской Булгарии

Итак, осенью 1236 года под ударами войск Батыя пали и были преданы огню самые крупные булгарские города – Биляр и Булгар, Жукотин и Сувар и многие другие. Часть жителей уничтоженных городов спасались бегством. Кто-то бежал в русские княжества, но часть населения уходила в леса, основывая там новые поселения. Одним из таких поселений, возможно, и стала Иске-Казан, основанная на правом берегу реки Казанки. Место было выбрано более чем удачно. Здесь Казанка образовывала излучину вокруг высокого и обрывистого выступа, на котором и расположилось новое поселение. С другой стороны холма проходила сеть глубоких оврагов. Таким образом, данное место было неприступно для врагов со всех сторон.


Версия вторая. Ряд историков считает, что Иске-Казань была основана одним из золотоордынских ханов, потомком хана Батыя - первого завоевателя края, и называлось сие поселение первоначально Саинов Юрт. Построено оно было якобы как опорный пункт для собирания дани с покоренного населения. Но в данной версии не очень понятно, почему этот пункт был расположен в малодоступном и удаленном от густонаселенных районов месте. Кстати, Саином (Справедливым) современники называли самого хана Батыя.

Реконструкция Центральных ворот Иске-Казанского городища 13-14 вековРеконструкция Центральных ворот Иске-Казанского городища 13-14 веков

В конце 19 столетия известный историк Казани, профессор Казанского университета Н.Загоскин, выдвинул другую, достаточно обоснованную идею о том, что Старую Казань мог основать другой потомок хана Батыя - некий золотоордынский хан Туда-Менгу, под прозвищем Казан-хан. Если принять данное утверждение за правильное, то это, по крайней мере, объясняет название основанного городка более логично, чем общеизвестная версия об утопленном котелке, который уронил в реку нерадивый слуга некого хана. Существование упомянуто хана подтверждает и найденная археологами золотоордынская монета с надписью «Казан-хан», которая, возможно, была отчеканена в Булгаре накануне окончательного падения этого древнего города. Но тогда почему Казан изначально называлась Саинов Юрт (Справедливый дом)?

С тех далеких времен даже река Казанка изменила свое руслоС тех далеких времен даже река Казанка изменила свое русло

Есть еще мнение, что Иске-Казан была основана сыновьями последнего булгарского эмира, но к этому вопросу мы вернемся чуть позже. Много загадок хранит татарская земля, и вряд ли когда будут даны правильные и достоверные ответы на все многочисленные вопросы, возникающие у любознательных туристов. Но, кто бы ни был основателем Старой Казани, официально считается, что свою историю это поселение ведет с середины 13 века, существуя тихо и скромно и никак не проявляя себя на политической арене более чем целое столетие.

В исторических источниках нынешнее Иске-Казанское городище фигурирует под разными названиями - уже упомянутым Саиновым Юртом, Казаном и Газаном, Булгар аль-Джадидом и Иске Казаном. Относятся ли все эти названия к данному поселению? Не факт, но, так или иначе, в этих названиях отчетливо можно увидеть связь между Булгаром и современной Казанью.

Превращение Иске-Казани в столицу Казанского княжества

Мощное разорение, вызванное нашествием войск хана Батыя в середине 13 столетия, нанесло сокрушительный, и для многих смертельный удар по основным городам Волжской Булгарии. Как мы знаем, Булгар и частично другие города сумели возродиться после этого нападения, и в них снова наладилась экономическая и политическая жизнь, хотя само государство превратилось в Булгарский улус Золотой Орды.

После захвата Батыем Булгар стал столицей золотоордынского улусаБулгар после захвата ханом Батыем стал столицей золотоордынского улуса

До конца 14 столетия в качестве столицы Булгарского монголо-татарского улуса выступал заново отстроенный город Булгар. Часть построек того времени сохранились, и их  сегодня можно увидеть в историческом Заповеднике, созданном на месте этого древнего города. А более подробную информацию об истории города Булгара и функционирующем там сегодня историческом музее можно узнать здесь.

Под началом возрожденного Булгара находилось оставшееся в живых население Волжской Булгарии и пришлое монголо-татарское население, которое постепенно ассимилировалось с местным. Более ста лет длился золотоордынский период, на который пришелся очередной расцвет древнего Булгара, но уже в 14 веке, в период распада Золотой Орды, сам Булгар, как и принадлежавшие ему территории, начал подвергаться постоянным нападениям, как со стороны запада, так и со стороны востока. Не исключено, что сопровождающие эти нападения страх и разорения побуждали многих горожан-беженцев находить приют и за стенами близкорасположенной Иске-Казани.

Как могла быть оснащена оборона можно увидеть в музейной реконструкцииКак могла быть оснащена оборона древнего города можно увидеть в музейной реконструкции

В этот период о данном поселении, которое тогда, скорее всего, называлось просто Казан, практически ничего не известно. Вероятно, там шла размеренная сельская жизнь. Но уже к концу 14 века, когда Казан перешагнул свой столетний возраст, произошли существенные изменения, опять-таки связанные с очередным разорением города Булгара.

В первой половине 90-х годов 14 века войсками известнейшего самаркандского хана Тамерлана (Аксак-Тимура), который вел жестокую борьбу с золотоордынским ханом Тохтамышем, городу Булгару был нанесен новый мощный удар, от которого оправиться уже было невозможно.

В конце 14 века город Булгар вновь подвергся пожару и разорениюВ конце 14 века город Булгар вновь подвергся пожару и разорению войсками Тамерлана

Согласно легенде, ибо более достоверных источников с того времени не сохранилось, последний булгарский правитель Абдуллах вместе с семьей заперся в Судейской (Черной) палате, которую нападавшие обложили бревнами и подожгли. Естественно, вся царская семья погибла в огне. Хотя, согласно «Повести о несгораемой царевне», осталась жива царская дочь и ее, якобы, забрал себе в жены сам Тамерлан.

Но, что более важно для дальнейшей истории, в живых остались и старшие сыновья эмира - Алтын-бек и Алим-бек, которые в разных источниках называются по-разному, да и способы их спасения тоже несколько отличаются друг от друга. Считается, что братья, чудом спасшиеся из охваченного огнем Булгара, бежали в Иске-Казан и взяли там власть в свои руки. С этого времени начинается новая история поселения Иске-Казани. Ведь братья, придя в себя, надеялись возродить былую мощь государства и опорой в этом их устремлении была новая столица - Казан.

Примерно так выглядела Иске-Казань в 14 столетии. РисунокПримерно так выглядела Иске-Казан в 14 столетии. Рисунок

Хотя некоторые современные источники, как уже упоминалось, утверждают, что именно братья Алтын-бек и Алим-бек и являются непосредственными основателями легендарной Иске-Казани, причем дата этого основания часто указывается серединой 13 века, что не совпадает с реальными событиями, которые, согласно историческим источникам, относятся к концу 14 столетия. То есть  сыновья последнего эмира города Булгар, погибшего в 90-х годах 14 века не могли ничего основать в середине 13 столетия.

Вряд ли Алтын-бек и Алим-бек основали Иске-Казан и в 14 столетии. Булгар был разгромлен Тамерланом в 1391 или 1395 году, и если братья начали основывать город с нуля, то на это должно было уйти достаточно продолжительное время, а ведь уже в начале следующего - 15 века – братья решают перенести уже довольно развитый город с большим посадом на новое место. Т.е. получается, что примерно за 10-13 лет они должны были построить город, организовать армию, начать чеканку монеты, наладить отношения с соседями и прочее-прочее. И хотя в те времена события развивались достаточно быстро и динамично, но все-таки более достоверным кажется тот факт, что братья бежали из Булгара в уже достаточно развитое поселение, во главе которого они и встали в силу своей законной родословной власти.

Реконструкция Малой сторожевой башки Иске-Казанского городищаРеконструкция Малой сторожевой башни Иске-Казанского городища

За время своего существования, а особенно после того, как его возглавили сыновья последнего эмира Булгара, Иске-Казан превратилась в крепостной город с мощными стенами, жилыми домами, рынками и прочими атрибутами развитой мирной жизни. В военно-стратегическом отношении, как уже упоминалось, месторасположение новой столицы было более чем удобным. Укромное место, затерянное в лесостепной зоне, плюс высокий естественный холм, крутые склоны которого делали крепость на его вершине почти неприступной. Все это способствовало восстановлению сил после постоянных войн и налаживаю хозяйственной жизни.

А так выглядит средневековая кузница в реконструированном видеТак выглядит средневековая кузница в реконструированном виде

В Иске-Казан, вероятно, постоянно стекались беженцы из других разоренных булгарских городов, и около крепости постепенно возникло селище (посад) из крестьян и ремесленников. Археологические находки крепости и селища наглядно доказывают, что крепость заселяли более богатые и знатные люди, а в селище жил простой рабочий люд. Устанавливались у развивающегося города торговые и прочие отношения с соседними поселениями и государствами, и Казан становился политическим и экономическим центром нового образования – Казанского княжества. Здесь даже находился пункт чеканки золотых золотоордынских монет. 

В Иске-Казани какое-то время производилась чеканка золотых монетВ Иске-Казани какое-то время даже производилась чеканка золотых монет

Однако, удаленное от цивилизации и основных торговых путей местонахождение новой столицы препятствовало дальнейшему развитию города, и это хорошо понимали сыновья последнего эмира бывшего Булгарского улуса. Назрела историческая необходимость переноса поселения в более выгодное для торговли, налаживания внешнеполитических отношений и дальнейшего прогрессивного развития место.

Таким местом стал район соединения рек Булака и Казанки. По этому поводу существует много легенд, в одной из которых говориться о беременной девушке, с трудом таскающей в гору в Иске-Казани ведра с водой. Якобы эта девушка в сердцах громко ругала правительство о невнимании его к подобным житейским проблемам простых граждан, и ее случайно услышал сам Алтын-бек хан. Эта же девушка, якобы, и посоветовала, где найти место для размещения нового града, куда впоследствии и перебралось большинство жителей Иске-Казани.

И сегодня святой родник Муллы-Хаджи находится в низовьях горного склонаСегодняшний святой родник Муллы-Хаджи напоминает нам об этой легенде

Название вновь основанного в начале 15 века города в силу традиции осталось прежним – Казан, а во избежание путаницы в названиях, прежняя Казань стала именоваться Старой Казанью или Иске-Казанью, которая существовала еще какое-то время как опорный военный пункт, тюрьма для военнопленных и центр чеканки денег. Историки обнаружили, что последнее упоминание об Иске-Казани относится к 1536 году. Русские летописи того года рассказывают о казни здесь московского ставленника Казанского ханства - правителя Казани Джан-Али.

Окончательно Иске-Казан была уничтожена незадолго до взятия Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного и впоследствии упоминалась в летописях как местечко Иске-Казан. Соседнее село называлось Князь-Камаевым, и со временем вся данная территория соединилась в неофициальное обобщенное название «Искамаево». Здесь и после присоединения края к Руси продолжало развиваться земледелие, скотоводство, кузнечное дело и мукомольные промыслы. А территория самого Иске-Казанского городища со временем, оставшись без жителей, постепенно превращалось в дикий пустынный холм, с которого и по сей день открываются прекрасные виды на местные окрестности и деревеньки.

Мукомольное производство одно из древнейших в этом краеМукомольное производство было одним из древнейших в этом крае

Интересно, что наименование одной из соседних деревень - Татарская Айша - фигурирует в летописях уже с середины 16 столетия. Там указывается, что «несгораемая царевна» Гайша-бике, вернулась в эти края после смерти Тамерлана и стала женой княжеского полководца Муллы-Хаджи. Именно ее захоронение и дало название расположенному рядом мусульманскому поселению. При желании можно заглянуть в эту типично татарскую деревеньку и посетить местное старинное и до сих пор функционирующее кладбище, тем более, что через Татарскую Айшу идет дорога к Иске-Казанскому городищу.

Могила Гайши-бике является святым местом паломничества для мусульманМогила Гайши-бике является святым местом паломничества для мусульман

Но, первым делом все туристы попадают в село Камаево, на холме в 1,5 км от которого находится Камаевское городище. И хотя точных доказательств местонахождения Иске-Казани именно в Камаевском городище нет, тем не менее, именно его принято считать Старой Казанью, и именно здесь появился одноименный историко-архитектурный заповедник.

Создание Музея-заповедника

Впервые обратил свое внимание на древнее городище, расположенное у деревни Князь-Камаево, русский путешественник Н.П.Рычков в 1770 году. В ближайшие годы после этого сюда приезжали другие русские ученые – П.Паллас и И.Георги, которые более тщательно обследовали данную территорию. Тогда были обнаружены древние кладбища и надмогильные камни 13-15 веков. В 19 веке об Иске-Казанском городище писали многие историки, а в 1833 году историк М.Рябушкин предположил, что Иске-Казань состояла из двух частей – крепости на холме и посада на месте села Камаево.

Таким образом, по мнению историков, располагались городище и селищеПо мнению историков, именно так располагались относительно друг друга городище и селище

Первые археологические раскопки в городище начались в начале 20 столетия по инициативе Общества археологии и истории Казанского университета. В советский период фрагментарные археологические работы на городище велись во второй половине 50-х годов, после которых был сделан вывод о том, что здесь могла находиться достаточно укрепленная крепость, где проживал достаточно известный князь. А в начале 60-х годов руководителем Поволжской археологической экспедиции А.Смирновым было высказано предположение об отождествлении Камаевского городища и легендарной Иске-Казани. Раскопки проводились также в 70-х, 80-х и 90-х годах. С тех пор активных исследований в данном районе не проводится.

Музей «Иске-Казан» как исторический и археологический заповедник был создан в начале 90-х годов 20 столетия. Вначале планировалось организовать его непосредственно на территории бывшего городища, но этому помешал ряд проблем, в том числе и отсутствие удобных подъездных путей. Поэтому архитектурный комплекс «Иске-Казан» был сооружен в селе Камаево, куда очень просто и удобно можно добраться и на машине и на электричке. 

На территории музейного заповедника установлен памятник его создателямНа территории музейного заповедника установлен памятник его создателям

Заповедник является своеобразным комплексным объединением, который включает в себя Этнографический музей с реконструкцией средневекового поселения, территорию Камаевского городища, Русско-Урматское кладбище и Источник Муллы-Ходжи.

Один из надгробных камней 13 века с Русско-Урманского кладбища находится в экспозиции музеяОдин из надгробных камней 13 века с Русско-Урманского кладбища можно увидеть в музее

Музей состоит из расположенных в выставочных залах классических археологических и этнографических экспонатов и имеет очень интересную экспозицию под открытым небом, которая представляет собой вид средневекового реконструированного поселения с крепостными стенами в виде острога и со сторожевыми башнями, с гончарной мастерской, кузницей и мельницей, с колодцем и погребом. Осмотр музея лучше начинать с осмотра музейных экспонатов, расположенных в небольшом двухэтажном доме, где, кстати, находится и музейная касса.

Что посмотреть в Музее-заповеднике «Иске-Казань»

Село Камаево, улица Центральная, 1

Выставочные залы находятся в здании Иске-Казанского музеяВыставочные залы расположены в здании Иске-Казанского музея

Археолого-этнографический музей

Экспонаты данного музея, как археологические, так и этнографические, позволят погрузиться в атмосферу давно ушедших лет и настроиться на определенную волну. Здесь можно увидеть изделия кузнецов в виде бронзовых замков, ключей, ножниц, серпов, кос и т.д. Есть среди экспонатов предметы вооружения той эпохи и керамика, украшения и охотничье-рыболовные снасти.


Многие экспонаты были найдены во время сельскохозяйственных работ в поле комбайнерами или трактористами, один из мельничных жерновов, представленных здесь, найден сотрудником музея. Поскольку рядом с селом Камаево находятся и другие небольшие поселения в виде Русского Урмата, Татарской Айши и других, то в данном музее собираются раритеты, найденные во всех этих местах.

В музее с.Камаево можно узнать интересные факты о развитии краяВ музее с.Камаево можно узнать интересные факты о развитии края

Гордостью музея является бронзовый котел гуннов, который относится к более ранней истории края (4-5 вв), чем существование Иске-Казани. Подобные котлы предназначались не для приготовления еды, а служили символами власти родов и племен. А найден был этот удивительный артефакт также во время весенне-полевых работ. Интересно и бронзовое зеркальце скифов (6 в.) и другие археологические экспонаты, расположенные на первом этаже.

Здесь можно увидеть как выглядел золотоордынский воин в те далекие временаЗдесь можно увидеть как выглядел золотоордынский воин в те далекие времена

Особенно впечатляют каменные надгробные плиты с Русско-Урматского и Иске-Казанского кладбищ, датируемые 12 и 15 веками и тексты, выбитые на них. Симпатичен и макет золотоордынского воина, правда, он кажется немного субтильным, но…

На втором этаже представлены многочисленные этнографические экспонаты, относящиеся к периоду 19-начала 20 столетия. Здесь можно увидеть не только традиционную татарскую одежду - ичиги (сапоги), платья, шали, калфаки, но и домотканые полотенца, имеющиеся практически в каждой татарской семье.

Экспонаты второго этажа относятся преимущественно к рубежу 19-20 вековЭкспонаты второго этажа относятся преимущественно к рубежу 19-20 веков

Очень интересно организованы здесь бытовые уголки жилых помещений, школьный класс и старые фотографии татарских деревень. Есть здесь и предметы обихода, ткацкие станки, музыкальные инструменты, характерные для татарской культуры,

Средневековая крепость «Иске-Казань» (реконструкция)

После осмотра музейной экспозиции очень интересно погулять по реконструированному поселению 13-14 веков. Вся территория этого исторически воссозданного уголка окружена настоящими крепостными стенами, укрепленными шестью сторожевыми башнями. Кстати на эту стену можно подняться и немного прогуляться по ней, любуясь открывающимися оттуда видами.

С крепостной стены можно полюбоваться окрестностями и внутренней территорией крепостиС крепостной стены хорошо видно окрестности и внутреннюю территорию крепости

Можно заглянуть в помещение ветряной мельницы и посмотреть, каким образом производилась мука в те далекие от нас времена. В гончарной мастерской воссоздана рабочая обстановка по производству керамики, а в кузнице – по производству металлических изделий. Интересно заглянуть в погреб и осмотреть колодец.

Особый интерес у всех без исключения посетителей вызовет экспозиция воссозданных в натуральную величину осадных и защитных орудий древности. Наиболее известным из них является стенобитный «Таран». На слуху также и такие орудия как «Скорпион» и «Катапульта», а вот названия «Онагр», «Мангонель» или «Гастрофет» многие услышат первый раз.

Галерея древних видов оружия очень интересна для осмотраГалерея древних видов оружия очень интересна для осмотра

Около каждого орудия установлены информационные таблички с названием, описанием и техническими характеристиками каждого орудия. Поэтому можно не только увидеть оружие, но и в подробностях понять, как оно работало.

Мангонель - одно из популярных средневековых стенобитных орудийМангонель - одно из популярных средневековых стенобитных орудий

Иске-Казанское городище

Как уже упоминалось, Иске-Казан состояла из крепости или городища, находящейся на правом берегу реки Казанки около села Камаева, и селища (посада), находящейся в низине реки Урматки (притока Казанки) между деревней Русский Урмат и селом Камаево. Иске-Казанское или Камаевское городище, занимающее площадь более шести гектаров, как раз и было политическим и военным центром Старой Казани, основным оплотом будущей Новой Казани.

Вход на территорию городища огорожен и обозначен каменной глыбойВход на территорию городища огорожен и обозначен каменной глыбой

Сегодня здесь можно увидеть только земляные валы, овраги и у подножия холма старое и засохшее русло Казанки, которое когда-то служило водной защитой средневековой крепости. Раскопки в больших масштабах здесь не велись, хотя и были обнаружены остатки крепостного сооружения. Так что в чисто вещественном плане здесь смотреть нечего. Но поднявшись на этот холм, можно восхищаться красотой ландшафта, раскинутого у его подножья и попробовать ощутить незримую связь времен. Ведь здесь когда-то протекала активная и полнокровная жизнь, а сегодня царит тишина и покой.

А с самого холма открываются прекрасные виды ны окрестные деревенькиА с самого холма открываются прекрасные виды на окрестные деревеньки

Около городища находится несколько памятных стел. Одна из них извещает о том, что территория Камаевского городища, существовавшего здесь в 13-16 веках, охраняется государством. Правда,  прочесть эту надпись в связи с ее истиранием уже очень сложно. 

Разобрать надпись о том, что городище охраняется государством, сложнее год от годаРазобрать надпись о том, что городище охраняется государством, сложнее год от года

Другая стела является своеобразным памятником Чингисхану, установленным здесь в 2006 году историком-публицистом, активным поборцем возрождения тенгрианской (монголо-татарской) цивилизации Рафаэлем Безертиновым.

Дело в том, что у последователей этой идеи существует определенная точка зрения на роль Чингисхана в истории человечества в общем, и на его роль в становлении Булгарского улуса – в частности. Чингисхан создал самую большую империю в истории человечества – Монгольскую империю, из которой впоследствии при его потомках выделился Улус Джучи или Золотая Орда. 

Надпись на Памятнике Чингисхану вызывает противоречивые чувстваНадпись на Памятнике Чингисхану вызывает противоречивые чувства

Так вот, сторонники идей Р. Безертинова считают Чингисхана истинным героем татарского народа, Золотую Орду его «колыбелью», а город Булгар – одним из значимых ее политических центров. Но поскольку этот вопрос очень сложный и не однозначный, оставим его на рассмотрение профессиональных историков.

Иске-Казанское кладбище

Не доезжая до территории Иске-Казанского городища, автопутешественники сначала встречают на своем пути символично огороженную территорию древнего Иске-Казанского кладбища, где сегодня древних захоронений нет. Но есть здесь другие достопримечательности, которые превратили это место в святое для нынешних мусульман.

Территория кладбища огорожена каменной кладкойТерритория кладбища огорожена каменной кладкой

Данная кладбищенская территория находилась недалеко от самого городища, но из всех древних захоронений до начала 20 столетия дошло только три надмогильных камня, датируемых 15, 16 и 17 столетиями, что говорит о том, что люди в окрестностях Иске-Казанской крепости жили и умирали здесь и после переноса Казани на новое место. Один из камней, относящийся к 15 столетию, находится сегодня в экспозиции Камаевского музея.

Один из сохранившихся надгробных камней Иске-Казанского кладбища находится в музееОдин из сохранившихся надгробных камней Иске-Казанского кладбища находится в музее

На этом же кладбище был захоронен известный полководец Мулла-Хаджи, причем слово мулла в данном случае указывает не на принадлежность к религиозному званию, а употребляется просто в значении - «уважаемый человек». Мулла-Хаджи верно служил правящим здесь сыновьям последнего булгарского эмира – Алтын-беку и Алим-беку в качестве полководца и советника. Некоторые источники указывают на то, что его женой была «несгораемая» дочь эмира Гайша-бике.

Мечеть Муллы-Хаджи - одно из самых почитаемых мест на данной территорииМечеть Муллы-Хаджи - одно из самых почитаемых мест на данной территории

И Мулла-Хаджи и Гайша-Бике сыграли большую роль в укреплении столицы нового государства и в распространении здесь ислама. В честь них названы два источника, которые находятся неподалеку. На территории бывшего кладбища сегодня имеются скамейки, где можно посидеть, отдохнуть и подумать о вечном. Есть здесь и несколько довольно современных захоронений.

Захоронение Муллы-Хаджи является сегодня святым для мусульман местом паломничества, святой считается и вода из одноименного источника, находящегося на склоне холма. Сам источник вполне благоустроен, дорога к нему оборудована лестницей. Старожилы рассказывают удивительные истории о борьбе с данным источником в советские атеистические годы. И бетонировали его, и засыпали, но он всегда находил новый выход к людям. А тех, кто предпринимал попытки его уничтожить, преследовали болезни. Так это или иначе, но умыться и набрать с собой его чудесной водички надо обязательно.

Место родника сегодня поддерживается в хорошем состоянииМесто родника сегодня поддерживается в хорошем состоянии

Русско-Урматское селище

Исторически селище, находящееся между поселениями Камаево и Русский Урмат, сформировалось в 13 столетии на большой территории, занимающей более 124 гектаров земли, из приходящего простого люда, которые в основе своей были гончарами, кузнецами и прочими ремесленниками. Селище было и основной торговой территорией Старой Казани. Здесь кипела полноценная жизнь, жили люди. Археологи обнаружили в этих местах множество остатков хозяйственных построек и ремесленных мастерских, орудий труда, гончарных кругов, бытовых предметов и украшений.

Реконструкция средневековой мастерской выполнена на территории музеяРеконструкция средневековой мастерской выполнена на территории музея

На окраине селища находилось кладбище, в котором сохранились каменные надгробья, относящиеся к 13-16 векам, с надписями на древнем арабском языке.

Как добраться до Иске-Казани и режим работы музея

Иске-Казанский заповедник находится недалеко от Казани - в Высокогорском районе. Добраться туда можно минут за 40-50. Удобнее всего добираться до данной, очень интересной достопримечательности Татарстана на своей машине из Казани по трассе Р-242 до села Камаево. Дорога идет через поселки Дербышки, Высокая гора, Бирюли, Куркачи. На подъезде к Камаево архитектурный реконструированный средневековый кремль видно сразу. Около него находится небольшая автостоянка.

Реконструированный облик Иске-Казанског городища хорошо виден с дорогиРеконструированный облик Иске-Казанског городища хорошо виден с дороги

Автомобильная дорога идет практически вдоль ж/д полотна, по которому в эту же сторону ходит электричка. Если приезжать сюда на ней, то надо ехать в сторону Арска, а выходить на станции «Камаево».

После осмотра Камаевского музея и реконструированного кремля на машине можно съездить на осмотр самого «Иске-Казанского городища» и к источнику «Муллы-Хаджи». Для этого из Камаево нужно двигаться по указателю до деревни Татарская Айша. Там сразу около местной мечети нужно повернуть налево и ехать до Иске-Казанского кладбища. Надо иметь в виду, что дорога грунтовая и в непогоду или после дождя она становится не очень пригодной для проезда.

От мечети Татарской Айши нужно повернуть налево по грунтовой дорогеОт мечети Татарской Айши к городищу нужно повернуть налево по грунтовой дороге

Если Иске-Казанское городище, кладбища и источники можно осмотреть в любое время без ограничений, то на территорию Музея и реконструированного кремля можно попасть только с 9 до 16 часов, но зато ежедневно. Цена билета небольшая и фиксирована для всех категорий граждан, т.е. льготных билетов здесь нет. И надо иметь в виду, что в Музее проводятся мастер-классы по изготовлению несложных татарских аксессуаров и при желании на них нужно записываться заранее.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: