Адрес: улица Морская,43
Режим работы: с 10.00 до 18.00
Стоимость: 110-150 руб.

Хотя Дом-Музей М.Волошина является единственным музеем Коктебеля, но по своей значимости он неоспоримо является общекрымской достопримечательностью. Находится он в самом центре поселка, на набережной (ул.Морская, 43).. 

Содержание:

  1. М.Волошин и Коктебель
  2. Самые известные гости Волошина
  3. Что посмотреть в музее
  4. Достопримечательности Коктебеля, связанные с М.Волошиным

К сожалению, сегодня мало кто представляет себе, какого масштаба была личность Максимилиана Волошина, и что значил этот дом для русской творческой интеллигенции и для многих поэтов Серебряного века в начале 20 столетия.

Дом-Музей М.Волошина - общекрымская достопримечательностьДом-Музей М.Волошина - общекрымская достопримечательность

Чтобы представить себе, что это был за человек, каковы были его жизненные принципы, насколько магическим оказывалось воздействие его на окружающих, какими видами творчества он занимался и т.д., надо обязательно посетить Дом-Музей Волошина, даже если вы приехали в Коктебель всего на 1 день.

Ведь в этом доме бывали сестры Цветаевы и О.Мандельштам, А.Толстой и М.Булгаков, А.Белый и А.Грин и еще многие и многие известнейшие представители творческой интеллигенции первой половины 20 века. Здесь Марина Цветаева познакомилась со своим будущим мужем С.Эфроном. Здесь обсуждались философские вопросы натуризма (нудизма). Здесь кипела жизнь, яркая и творческая.

М.Волошин и Коктебель

Мать будущего поэта и художника Е.О.Волошина приобрела земельный участок в Коктебеле в конце 19 века, и они переехали сюда в 1893 году, когда Максимилиану было 16 лет. Для завершения образования он поступил в гимназию Феодосии, но поскольку проходить 20 км из Коктебеля и обратно по горным тропам было нереально, то большую часть учебного времени он жил непосредственно там, снимая жилье.

Феодосия конца 19 столетияФеодосия конца 19 столетия

По окончании Феодосийской гимназии Максимилиан поступает в Московский университет на юридический факультет, но вскоре отчисляется оттуда в связи с участием в беспорядках. Далее он занимается самообразованием и путешествиями. В Сорбоне слушает интересные ему курсы лекций, в Европе работает в крупнейших библиотеках, в Париже учится рисованию и т.д. А самое главное, благодаря своему невероятно коммуникабельному и многогранному характеру он заводит много связей и знакомств в литературных и общественных кругах Франции.


Вернувшись в Россию, Максимилиан начинает заниматься литературной деятельностью, а в летний период они с матерью строят в Коктебеле новый дом. В то же время, он живет очень активной жизнью – вступает в парижскую масонскую ложу и пишет цикл стихов «Киммерийские сумерки», создает литературно-критические статьи о художниках, общественных процессах и участвует в дуэли с Н.Гумилевым на Черной речке, погружается в философию антропософского общества и занимается живописью.

Так выглядел Дом Волошиных в Коктебеле в начале 20 векаТак выглядел Дом Волошиных в Коктебеле в начале 20 века

Его неординарная фигура становится очень заметной в литературных кругах. Но основную часть времени Волошин проводит в Коктебеле, куда приглашает практически всех своих знакомых, создав некое коктебельское сообщество, которое иногда его члены шутливо называли «орденом обормотов»

Гости вместе с хозяином ставили спектакли и разыгрывали сценки, проводили конкурсные и карнавальные мероприятия. Все это было окружено ареалом дружбы, доверия и веселья. В свободное время Максимилиан занимался изучением и описанием истории Крыма, рисовал.

Театрализованные сценические импровизации проходили прямо на морском берегуСценические импровизации проходили прямо на морском берегу

В начале Первой мировой войны Волошин официально отказался от военной службы, не признавая этой «кровавой бойни». От призыва его спасло и слабое здоровье.

После революционных событий Максимилиан окончательно переселяется в Коктебель, причем в первые годы постреволюционных потрясений он не поддерживает ни одну из сторон, помогая то «белым», то «красным». Живя в Коктебеле, Волошин очень много занимается акварельной живописью (маслом он писать не мог из-за бронхиальной астмы). Его романтические полотна, образовавшие впоследствии цикл под названием «Коктебельская сюита», имеют неповторимый почерк, по которому легко можно узнать руку мастера. Все его пейзажи словно зарисовки фантастической и легендарной страны Киммерии.

Акварель М.Волошина с изображением коктебельского пейзажаАкварель М.Волошина с изображением коктебельского пейзажа

Любил прогуливаться Волошин по коктебельским горным тропам, особенно часто он ходил на вершину горы Кучук-Енишар, откуда открывался удивительный пейзаж Коктебельской долины. На этой вершине он и пожелал быть захороненным. Его воля была исполнена. 

На вершине Кучук-Енишар находится могила М.Волошина и его женыНа вершине Кучук-Енишар находится могила М.Волошина и его жены

И сегодня сюда можно подняться, чтобы посмотреть на коктебельские пейзажи глазами Волошина, постоять у его могилы и полюбоваться морем, солнцем и находящимся напротив потухшим вулканом - Карадагом.

Самые известные гости Волошина

Дом М.Волошина в Коктебеле посещали практически все известные литературные деятели начала 20 века. Эти стены видели О.Мандельштама и Н.Гумилева, И.Эринбурга и М.Зощенко, А.Толстого и М.Булгакова, М.Цветаеву и А.Грина….



М.Цветаева

Очень прочная и судьбоносная связь с Коктебелем сложилась у выдающегося поэта Марины Цветаевой. Ее общение с Волошиным, его влияние на становление ее как личности и как поэта – все это является отдельной темой для изучения. Самое главное для нас, это то, что именно здесь в Коктебеле, а позже в Феодосии, Марина была счастлива. Именно здесь она познакомилась с будущим супругом С.Эфроном, здесь было написано множество знаменитых ее стихотворений.

М.Цветаева среди многочисленных гостей МаксимилианаМ.Цветаева среди многочисленных гостей Максимилиана

Поэтому для всех, кто любит творчество Марины Цветаевой, посещение Коктебеля – это возвращение в атмосферу легендарного душевного и творческого микроклимата, который царил здесь благодаря неординарной личности М.Волошина.

Марина Цветаева любила этот дом, гуляла по этому пляжу, собирая разноцветную гладкую гальку, любовалась этим морем, знаменитым «профилем Волошина», поднималась на Карадаг и вдыхала полынный запах коктебельской долины. 

Юная Марина Цветаева на чаепитии в Доме ВолошиныхЮная Марина Цветаева на чаепитии в Доме Волошиных

Здесь она встречала год, открывший череду страшных потрясений – 1914. Сюда она хотела переехать после революционных преобразований, но, увы, этого она уже сделать не смогла.

А.Грин

Известный романтический писатель А.Грин так же стал одним из регулярных волошинских гостей. Грин и Волошин познакомились в Петербурге в 1924 году. Семья Гринов собиралась в то время навсегда переезжать в Крым, а тут они услышали, что в северную столицу приехал М.Волошин. Зная о том, что Максимилиан проживает недалеко от Феодосии, автор «Алых парусов» решил свести с ним знакомство и порасспросить о крымской жизни.

Первая встреча показала полное различие их внутреннего склада и внешнего поведения, но, тем не менее, что-то возникло между ними. Ибо после переезда Гринов в Феодосию, они часто навещали друг друга. В Доме Волошина Грин познакомился с М.Булгаковым и с некоторыми другими писателями и поэтами. Навещал Гринов в их феодосийском доме – ныне Дом-Музей А.Грина - и М.Волошин. Встречи носили шумный и радостный характер.

Дом-Музей А.Грина в Феодосии, где часто бывал М.ВолошинДом-Музей А.Грина в Феодосии, где часто бывал М.Волошин

Когда по финансовой несостоятельности Грины переехали в более дешевый Старый Крым, то и оттуда А.Грин несколько раз ходил пешком в Коктебель по заброшенной горной тропе. Писатель очень подробно описал свой путь. Оказалось, что эта была старинная почтовая дорога, по которой в 1825 году уезжал из России в Персию навстречу своей смерти А.Грибоедов. Гуляли по этой дороге впоследствии писатель К.Паустовский, поэт Юлия Друнина и многие другие.

"Тропа Грина" и сегодня является популярным туристическим маршрутом"Тропа Грина" и сегодня является популярным туристическим маршрутом

Сегодня этот путь, совершаемый А.Грином из Старого Крыма в творческую и живую атмосферу волошинского дома, называют «Тропой Грина». Она является популярной в туристических кругах, очень живописна и наполнена историческими памятниками. Ее протяженность составляет около 16-18 км, и отдыхающие в Коктебеле вполне могут один день своего отпуска посвятить прогулке по ней.

Грин умрет от рака желудка в Старом Крыму в июле 1932 года. Практически через месяц, в августе того же года не станет и М.Волошина. Узнав о смерти Максимилиана, Нина Грин, вдова писателя, подумала о том, что им «там» будет не тоскливо.

Дом-Музей А.Грина в Старом КрымуДом-Музей А.Грина в Старом Крыму

Дом – Музей: история и что посмотреть

В 1927 году М.Волошин зарегистрировал отношения с Марией Степановной Заболотской, которая была его верным другом и надежной опорой последние десять лет жизни. Она работала в медицинской амбулатории в Дальних Камышах, расположенных в окрестностях Феодосии. А с поэтом познакомилась на его творческой встрече с феодосийскими читателями в 1921 году.

М.Волошин и М.Заболотская. Семейное фотоМ.Волошин и М.Заболотская. Семейное фото

Мария Волошина прожила долгую жизнь. Схоронив мужа в 1932 году, она посвятила все оставшееся ей время на сохранение творческого наследия Максимилиана и его дома, в котором она доживет до самой смерти. Особенно тяжело пришлось ей в годы немецкой оккупации, когда, порой рискуя жизнью, она боролась за каждую мелочь, являющуюся памятной и бесценной. В чудом сохранившемся доме, с разбитыми от бомбардировок стеклами и крышей, она сохранила все: волошинскую обстановку, его библиотечный фонд и личный архив.


До создания Дома-музея Мария Волошина не дожила 8 лет, умерев от отека мозга в 1976 году. Открывшемуся в 1984 году музею досталась мемориальная обстановка, так бережно сохраняемая его вдовой десятилетиями. Сегодня Музей Волошина часть Историко-культурного заповедника «Киммерия», в котором ежегодно проходит празднование дня рождения поэта, собирающее всех почитателей его личности и таланта.

Очередное празднование Дня рождения Волошина во дворе его домаОчередное празднование Дня рождения Волошина во дворе его дома

Сегодня в музейном фонде находится более 60000 экспонатов, включающие в себя меблировку комнат, ценнейшую библиотеку, личные вещи и, конечно же, удивительные волошинские картины.

Библиотека Волошина поистине уникальна - многие книги в ней имеют авторские автографыБиблиотека поэта уникальна - многие книги в ней имеют авторские автографы

Первый этаж знакомит посетителей с биографией и с творческими направлениями Максимилиана. Если самостоятельное знакомство с литературно-исторической экспозицией вызывает определенные затруднения, то лучше обратиться к услугам экскурсовода, который на основании «сухих» документальных экспонатов создаст живой и неповторимый образ уникальной личности начала 20 века.

Максимилиан Волошин - выдающаяся личность начала 20 столетияМаксимилиан Волошин - выдающаяся личность начала 20 столетия

Сердцем музея является Мастерская поэта и художника, расположенная на 2 этаже. Там так же, как при его жизни существуют письменный стол и рабочие стеллажи, мольберт с красками и кистями, книжные полки и вазы с сухоцветами.

Письменный стол Волошина, фотографии и сухоцветы - все как при немПисьменный стол Волошина, фотографии и сухоцветы - все как при нем

Центральное место в Мастерской занято скульптурным изображением Мутноджемет – легендарной царицы Древнего Египта, воспетой Волошиным под именем Таиах.

Египетская царица Мутноджемет до сих пор охраняет Мастерскую ВолошинаЕгипетская царица Мутноджемет до сих пор охраняет Мастерскую Волошина

Также здесь можно познакомиться с неподражаемыми акварельными работами Максимилиана, увидеть любимые им предметы интерьера в виде морских раковин, деревянных и каменных фигурок и т.д.

Достопримечательности Коктебеля, связанные с М.Волошиным

Личность М.Волошина, его энергетика и жизнелюбие создали в Коктебеле необыкновенную ауру, практически магнетическое притяжение, которое уловимо до сих пор. Как личность и деятельность Айвазовского ощущается почти в каждом уголке Феодосии, так присутствие Максимилиана можно найти в каждом уголке небольшого дачного поселка Коктебель.

Памятник Максимилиану установлен напротив его ДомаПамятник Максимилиану установлен напротив его Дома

Конечно, эпицентром притяжения и магнетизма является Дом-Музей Волошина, от которого присутствие этой личности распространяется буквально во всех векторных направлениях.

Дом-Музей - центр энергетической ауры М.ВолошинаДом-Музей - центр энергетической ауры М.Волошина

Как ни странно, но многие достопримечательности, связанные с именем Волошина, являются горными вершинами, окружающими Коктебель с трех сторон. Да и сам Максимилиан был чем-то похож на огромную глыбу.


По приезде в этот крымский поселок в силуэте спуска Карадага, находящегося напротив набережной (чуть правее) и хорошо видном в закатных лучах, поэт усмотрел свой профиль – лоб, нос, бороду…Это удивительное сходство с поэтом, созданное самой природой, дало название данной части горы как «Профиль Волошина». Сегодня это «визитная карточка» Коктебеля и одна из его знаковых достопримечательностей, связанных с жизнью Волошина.

Присмотревшись внимательно, можно увидеть "профиль Волошина"Присмотревшись внимательно, можно увидеть "профиль Волошина"

Напротив «профиля Волошина» (левее от набережной) находится другая вершина – Кучук-Енишар, откуда поэт любовался коктебельской долиной, своим профилем, морскими пейзажами и заходом солнца. Здесь он создавал свои многочисленные акварели. Здесь и завещал себя похоронить. Рядом с ним в 1976 году была похоронена и его супруга, сохранившая его дом и творческое наследие для нас.

Скромная плита указывает на место захоронения Волошина и его женыСкромная плита указывает на место захоронения Волошина и его жены

Сегодня туристы поднимаются сюда, чтобы постоять у могильной плиты Максимилиана, около которой нет ни цветов, ни памятника, ни креста, зато много гальки из любимого им Коктебеля. Так хотел поэт! Поэтому если вы решите подняться на кучук-енишарскую вершину, захватите Максимилиану немного разноцветной коктебельской гальки.

В последнее время появилась удивительная традиция – люди не просто приносят гальку Волошину, а пишут на камнях свои просьбы! Которые Максимилиан якобы исполняет!!! Все может быть – сила магнетизма этой личности непостижима.

Любой может обратиться с просьбой к М.Волошину. Может он поможет?Любой может обратиться с просьбой к М.Волошину. Вдруг он поможет?

Третьей горной вершиной, хотя и косвенно, но все-таки связанной с личностью Волошина, является гора Клементьева, находящаяся позади Коктебеля. Официально она называется Узун-Сырт, что на крымско-татарском языке звучит как вытянутый хребет. 

Горное плато Узун-Сырт - она же гора КлементьеваГорное плато Узун-Сырт - она же гора Клементьева

Уникальность этой природной достопримечательности в ее дугообразной форме, создающей вокруг себя очень сильные аэродинамические воздушные потоки. Благодаря этой уникальности Узун-Сырт стал родиной отечественного планеризма. А обратить внимание на эту особенность помогла шляпа М.Волошина.

Случилось это в 1920 году, когда Максимилиан прогуливался по узун-сыртскому плато с внуком И.Айвазовского – К.Арцеуловым, гостившим у него. Арцеулов был известным авиатором, увлекающимся зарождающимся отечественным планеризмом и ищущим для этого занятия подходящий трамплин. Для пробы силы и направления ветра авиатор попросил Волошина, неизменно гуляющего в шляпе, подбросить ее вверх. Сказано – сделано. Шляпа была подхвачена мощным воздушным потоком и повисла в воздухе. Это очень заинтересовало Арцеулова, который внес большой вклад в дальнейшее освоение Узун-Сырта в связи с развитием планеризма.

Памятник Шляпе Волошина - как первому первому планерному аппаратуПамятник Шляпе Волошина - как первому планерному аппарату

Сегодня на вершине этой горы установлен шутливый Памятник Шляпе Волошина, как первому летательному аппарату, прошедшему испытания на горе Клементьева.

Еще один очень значительный объект коктебельского отдыха - пляж - тоже испытал на себе влияние Волошина. В доволошинский период пляжи в Коктебеле были раздельными – с одной стороны мужской, с другой женский. В центре стоял разделительный столб, вырванный и выброшенный Максимилианом. После скандала и объяснений с полицией, коктебельский пляж стал-таки общим.

Общие коктебельские пляжи - одна из заслуг М.ВолошинаОбщие коктебельские пляжи - одна из заслуг М.Волошина

Но это не все. Волошин считается и основателем нудистского пляжа в поселке. Кто-то считает, все дело в том, что мужские купальники еще не были популярны, да и на такую фигуру как у Волошина его было бы подобрать очень сложно. Кто-то придерживается мнения, что поэт увлекался натуризмом. Так это или иначе, но поэт купался без одежды.

Сегодняшний Коктебель славится своими нудистскими пляжами, которые так же считаются его достопримечательностью, и которые, как ни странно, так же связаны с именем М.Волошина.

Так одевался в последние годы своей жизни М.Волошин. Ходил он босикомТак одевался в последние годы своей жизни М.Волошин. Ходил он босиком

Имя Волошина также связывают с еще одной местной достопримечательностью – с Заводом коньков и вин. Некоторые считают, что именно Волошин заложил местные виноградники, ставшие впоследствии основой производства знаменитого коктебельского коньяка, но этот вопрос мы оставим открытым. Тем более, что мы знаем, что основатель поселка и виноградарства в нем - это Юнге.

История Коктебеля

Итак, уже понятно, что личность такого масштаба, как Волошин, подобна Солнцу, вокруг которого вращается жизнь во всех ее проявлениях и нюансах. А центр этого солнца – Дом-музей М.Волошина, который находится в самом центре города, на улице Морская, 43.

Современная экспозиция в Доме-Музее М.ВолошинаСовременная экспозиция в Доме-Музее М.Волошина

Посетить его можно в любой день кроме понедельника с 10.00 до 18.00, но с обеденным перерывом с 13.00 до 14.00. По пятницам время работы музея сдвигается – он открыт с 12.00 до 20.00, с обеденным перерывом 15.00 до 16.00.

Читайте также: