Адрес: Богоявленский переулок, 2

Москва не сразу строилась, но практически с самого своего основания она обрастает храмовыми и монастырскими строениями, которые возводятся не только на территории Кремля, но и на территории прилегающего к нему посада. Одной из первых московских обителей стал Богоявленский монастырь, основанный в конце 13 столетия около Владимирской дороги.

Содержание:

  1. История от основания до 17 столетия
  2. История монастыря в 17-18 веках
  3. История монастыря в 19-20 веках
  4. Что можно посмотреть в Богоявленском храме

Нынешнее строение Богоявленского храма было сооружено в конце 17 столетияНынешнее строение Богоявленского храма было сооружено в конце 17 столетия

Его главный собор неоднократно горел, восстанавливался и перестраивался. Дошедшее до нас единственное монастырское строение в виде собора относится к концу 17 столетия. Сегодня в отремонтированном Богоявленском храме бывшего монастыря проводятся службы, экскурсии, но можно посетить его и просто так в любой день с 8 до 20 часов, чтобы ощутить его ауру и прикоснуться к истории этого удивительного сакрального места.

История от основания до 17 столетия

Основателем Богоявленского монастыря стал князь Даниил Александрович, младший из сыновей Александра Невского. Даниил считается основателем московской династии Рюриковичей. Московские земли он получил по завещанию отца, но управлять ими начал не сразу. Дело в том, что московским князем он стал в двухлетнем возрасте и первое время его воспитателем и помощником в ведении управления был его дядя – брат Александра Невского – Ярослав Ярославович, князь тверских земель.

После смерти дяди в 11-летнем возрасте Даниил активно вовлекается в политику междоусобных отношений наряду со своими старшими братьями – князьями других земель. Основная борьба тогда разворачивалась за владение Владимирским княжеством и за Великий Новгород. По возвращении из очередного похода, закончившегося заключением мира, Даниил основывает Свято-Данилов Спасский монастырь в честь Преподобного Даниила Столпника, небесного защитника московского князя (1283).

Даниил Александрович является основателем Богоявленского монастыряКнязь Даниил Александрович является основателем Богоявленского монастыря

А в 1296 году в усиливающей влияние Москве Даниил основал Богоявленский мужской монастырь. Считается, что здесь в одно время в качестве игумена служил брат Сергия Радонежского – Стефан. Основной храм первоначально был деревянным, что во времена постоянных московских пожаров было не очень надежно. К середине 14 столетия, в период правления сына Даниила – Ивана Первого Калиты – собор перестраивается в камне. Спонсором нового строения стал боярин Протасий.


Поскольку новый монастырский храм находился позади формирующихся Торговых рядов Красной площади, то к его названию часто добавлялось наименование «за Торгом», а поскольку вход в храм был позади Ветошного переулка, то другим его наименованием было – «за Ветошными рядами».

Археологи восстановили план первого каменного собораАрхеологи восстановили план первого каменного собора

Первый каменный Богоявленский собор, возведенный недалеко от прежнего деревянного храма, был одноглавым и четырехстолпным. Он имел три апсиды. Размеры храма составляли 11х17 метров. Основными декоративными элементами фасадов являлись тонкие вертикальные лопатки, разделившие фасад на три части, и горизонтальные резные пояса. Архитектурный стиль этого сооружения был близок к архитектуре Троицкого храма в Троице-Сергиевой Лавре Сергиева посада. Считается, что это было первое каменное строение за пределами Кремля.

Говорят, что первый Богоявленский каменный храм походил на Троицкую церковьГоворят, что первый Богоявленский каменный храм походил на Троицкую церковь Лавры

Богоявленский монастырь был одним из почитаемых у московской власти. Здесь часто проходили великокняжеские богомолья. Постоянно получал монастырь и пожертвования от великих государственных особ и представителей знатных родов. Руководство монастыря, в свою очередь, поддерживало правителей Москвы. Именно игуменом Богоявленского монастыря была подписана грамота, дававшая право на царствование Борису Годунову, который являлся щедрым спонсором обители. Активное участие в официальных мероприятиях государства принимали и последующие игумены Богоявленского монастыря.

Данная обитель не раз страдала от пожаров и нападений внешних врагов – монголо-татар и крымского хана, но каждый раз она восстанавливалась. Занимался ремонтом князь Василий Второй (первая половина 15 века). На стыке 15-16 веков к западной стороне собора пристраивается широкое двухэтажное помещение Трапезной с подклетом. Трапезная была оснащена печами, поварней, хлебопекарней, ледниками и кладовыми. Ремонтировался собор и в правление Ивана Грозного (вторая половина 16 века).

Так выглядела Нижняя Трапезная в начале 20 столетияТак выглядела Нижняя Трапезная в начале 20 столетия

Самыми тяжелыми временами для монастыря оказалось начало 17 века, когда на Руси начались Смутные времена. Находясь на посадской территории Китай-города, он оказался в центре основных сражений Народного ополчения с польскими захватчиками. В результате собор оказался уничтоженным.

История монастыря в 17-18 веках

В правление Михаила Романова возводится новый каменный собор (1624), а спустя полвека монастырь получает в дар от очередного спонсора территорию, выходившую на Никольскую улицу. На новой территории строятся ворота и надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1672). В это время монастырская территория состоит из двух частей – южной (собор, покои настоятеля и братские кельи) и северной (хозяйственные помещения).

В конце 17 века над въездными воротами появляется Рождественская надвратная церковьВ конце 17 века над въездными воротами появляется Рождественская надвратная церковь

Богоявленскому собору довелось сыграть значимую роль в деле российского просвещения. Дело в том, что в 80-е годы 17 столетия в стране сложились все предпосылки для появления образовательных учреждений, одним из которых стала Славяно-греко-латинская академия. Но до ее основания в 1687 году в Богоявленской обители открывается одноименная школа. Ее основателями и преподавателями были выходцы из Греции – братья Лихуды – Сорфоний и Иоанникий.

Братья попали в Москву по царскому приглашению. Федор Александрович вместе с патриархом Иоакимом попросил Иерусалимского патриарха Досифея Второго прислать православных и опытных преподавателей для организации высших школ в России. В то время Досифей Второй проживал в Константинополе на своем подворье, откуда он и командировал в 1683 году в Москву Лихудов, выдав им рекомендации и командировочные. Братья добирались до Москвы почти два года.

Братья Лихуды были первыми преподавателями Славяно-греко-латинской академииБратья Лихуды были первыми преподавателями Славяно-греко-латинской академии

Прибытие в Москву пришлось на март месяц 1685 года. Ученые греки поселились в предоставленных им кельях Николо-Греческой обители, и уже с начала июля они стали вести занятия при Богоявленском монастыре. Таким образом, Богоявленская школа оказалась предшественницей Славяно-греко-латинской академии.

Лихуды самостоятельно разработали программу обучения, взяв за образец программу Падуанского университета. Для преподавания философских, филологических и прочих наук братья привезли с собой применяемые в Европе учебники. Кроме того, они составили специальные пособия для русскоязычных слушателей.

Слушателями Богоявленской школы были представители всех социальных слоев, от аристократов до простолюдинов. Обучение рассчитывалось на 12-летний срок. После двух лет существования этой школы, ее перевели в Заиконоспасский монастырь в качестве основы образованной Славяно-греко-латинскую академии. Так в России состоялось рождение первого высшего учебного заведения. Сегодня около алтарной части собора можно увидеть Памятник Лихудам, который был установлен в 21 столетии (2007).

Сегодня Памятник греческим ученым можно увидеть около алтаря Богоявленского храмаСегодня Памятник греческим ученым можно увидеть около алтаря Богоявленского храма

После выезда учеников Богоявленской школы из монастырских помещений, здесь начинается реконструкция, в свете которой многие строения перестраиваются в стиле "нарышкинское барокко". В монастыре были построены новые кельи, затем было решено возвести новый собор. Деньги на новый храм пожертвовали Наталья Нарышкина (мать Петра Первого), князья Голицыны и Долгоруковы.

Новый храм, возведенный в 1693-1696 годах, был двухъярусным. Верхний из храмов освятили как Богоявленский, а нижний был посвящен Иконе Казанской Богоматери. Несколько позже при соборе организовали небольшой придел Святителя Алексия. Ведь этот известный московский митрополит 14 столетия принимал постриг именно в этом монастыре.

Именно в Богоявленском монастыре будущий Святитель Алексий принял постригИменно в Богоявленском монастыре будущий Святитель Алексий принял постриг

Новое храмовое здание было однокупольным с луковичным завершением, имело богатый декор в виде белокаменной резной лепнины на краснокирпичном фоне фасадов. В начала 18 века в Богоявленской (верхней) церкви швейцарскими иностранными мастерами были выполнены декоративные работы, в результате которых храм украсился лепными барельефными изображениями. Эти изображения были посвящены Богоявлению Господня, Коронованию Богоматери и Рождеству Христова.

Декор храма очень богат и насыщен множеством элементов Декор храма очень богат и насыщен множеством элементов

В конце 30-х годов 18 столетия в храмовой Колокольне был обустроен Борисоглебский предел, позднее переделанный в предел Спасский. В летние периоды здесь проходили ранние заупокойные обедни. К середине 18 века князьями Долгоруковыми на свои деньги было оборудовано еще два храмовых предела, посвященных Георгию Победоносцу и апостолу Иакову Алфееву. 

Барельеф "Коронование богоматери" - один из трех декоров, нетипичных для русских храмов Барельеф "Коронование богоматери" - один из трех декоров, нетипичных для русских храмов

В 60-е годы 18 века в период церковной реформы земли монастыря попали под секуляризацию. В этот период монастырь выживал за счет пожертвований родственников усопших, захороненных в данном монастыре. А захоронений знатных людей столицы здесь было множество.


Некрополь Богоявленского монастыря начал формироваться с основания обители еще при деревянном храме. Первые захоронения здесь датируются серединой 13 столетия. После сооружения Богоявленского собора под некрополь было выделено место в нижнем храме Иконы Казанской Богоматери. Здесь до советского периода находилось около 150-ти богатых захоронений самых известных российских фамилий – Шереметьевых, Долгоруковых, Юсуповых, Репниных, Меншиковых, Голицыных и т.д.

В сегодняшнем подклете хранятся сохранившиеся фрагменты захороненийВ сегодняшнем подклете хранятся сохранившиеся фрагменты захоронений

Практически все эти надмогильные произведения искусства были украшены узорами из лент, гирлянд, букетов и скульптур. Большая часть надгробий оказалась уничтоженной после революционного переворота. Только самые ценные исторические экземпляры, в том числе гробница М.М.Голицына – известного генерал-фельдмаршала, были перенесены в Донской монастырь.

Надгробья Голицыных, выполненные Гудон сегодня можно увидеть в музееНадгробья Голицыных, выполненные Гудоном, сегодня можно увидеть в археологическом музее

Надгробные памятники для М.М.Голицына и А.Д.Голицына были выполнены известным французским мастером Гудоном в Париже во второй половине 18 столетия и являются уникальными памятниками искусства. Но в свое время данные изображения не были приняты духовенством, и эти надгробья были закрыты иконами и крестами. Имеются в храме и пристенные надгробные плиты, которые являются дубликатом реальных захоронений погоста или подклета.

История монастыря в 19-20 веках

Начало 19 столетия было связано с событиями Отечественной войны 1812 года. При приближении французских войск к Москве, основные ценности монастыря были вывезены архимандритом Гедеоном, а то, что не смогли вывезти, припрятали в тайниках храма. При взрывах и пожаре, сопровождающих уход войск Наполеона, Богоявленский храм сильно пострадал – была пробита кровля, вылетели все окна, изогнулся крест колокольни. После ремонта храм снова был освящен.

После всех потрясений Богоявленский храм всегда восстанавливался. Литография 19 векаПосле всех потрясений Богоявленский храм всегда восстанавливался. Литография 19 века

В 1861 году Русский Пантелеймоновский Афонский монастырь прислал в Москву иеромонаха Арсения Минина, которому предстояло собрать в России добровольные пожертвования. Минин привез из Афона несколько святынь в виде Святого креста с частицей Животворящего древа, частицы мощей Пантелеймона, камня от Гроба Господня и иконы Тихвинской богоматери. Поскольку афонский посланник остановился при Богоявленском монастыре, то и привезенные им святыми были выставлены в храме этого монастыря. Желающие поклониться привезенным святыням шли в храм с утра до вечера. Благодаря усилиям Арсения Минина в начале 70-х годов 19 века в соборе появился еще один придел – Пантелеймоновский, а на территории монастыря - Афонская часовня.

Афонская часовня выходила непосредственно на Никольскую улицуАфонская часовня выходила непосредственно на Никольскую улицу

Привезенные из Афон святыни хранились в этой часовне около 10 лет, а потом были перенесены в новую, более просторную Афонскую часовню, возведенную около бывших Владимирских ворот.

Вторая Афонская часовня находилась у Владимирских воротВторая Афонская часовня находилась у Владимирских ворот

20 век начался с налаживания в храме отопительной системы. Во время проведения данных работ были повреждены некоторые надгробья. Затем, ради строительства доходного дома снесли надвратную Рождественскую церковь, организовав аналогичный придел в основном храме.

После Октябрьской революции храм закрыли в 1919 году, хотя община прихода еще некоторое время жила в монастырских строениях. В 20-е годы все ценности монастыря был национализированы на помощь голодающим. В 1929 году все обитатели монастыря были выселены. Тогда же была разобрана Колокольня, монастырская ограда с башнями, предел Святого Алексия и другие постройки. В оставшихся помещениях размещались различные организации в виде мучного склада, Общежития Горной академии, производственного предприятия и т.д.

В начале Великой Отечественной войны около монастырских строений произошло падение сбитого бомбардировщика, в результате чего практически все постройки были уничтожены. Храм чудом сохранился, хотя и без верхней части. После окончания войны вместо поврежденных монастырских строений появляется новое здание Народного комиссариата внутренних дел.

В полуразрушенном состоянии храм находился до начала 80-х годов 20 векаВ полуразрушенном состоянии храм находился до начала 80-х годов 20 века

Хоть и в плачевном состоянии, но Богоявленский храм продолжал существовать. В 80-х годах 20 столетия он был исследован и реставрирован. Это произошло благодаря тому, что храм решено было отдать хоровому коллективу им. Свешникова. В период реконструкции обнаружились интересные архитектурные фрагменты 13-14 веков. 

В начале 90-х годов храм был возвращен церкви. Началось восстановление многоярусного иконостаса, Царских врат в форме креста, лепнины и скульптур. В течение почти 10 лет при храме функционировала семинария.

После продолжительных исторических потрясений храм был вновь возвращен к жизниПосле продолжительных исторических потрясений храм был вновь возвращен к жизни

Что можно посмотреть в Богоявленском храме

Сегодня бывший собор бывшего Богоявленского монастыря является действующей приходской церковью. В комплекс данного храма входят отреставрированный Братский корпус, Игуменский корпус, Колокольня и сама церковь. Все эти архитектурные строения, зажатые между других зданий Богоявленского переулка, выглядят ухоженными и нарядными.

На небольшом храмовом дворике находятся очень симпатичные старинные объектыНа небольшом храмовом дворике находятся очень симпатичные старинные объекты

Красота архитектурного убранства Богоявленского собора в стиле «нарышкинское» или «московское» барокко завораживает и радует глаз. Резной декор, оконные наличники, галереи, соединяющие трапезную с четвериком и т.д. Интерьеры храма украшены живописью, мозаикой, керамикой и мифологическими скульптурными изваяниями.

Нижний храм – это предел иконы Казанской Богоматери. Войти сюда можно свободно. Рядом с основным пределом Казанской Богоматери расположен предел Святителя Алексия. 

Одной из основных икон иконостаса Нижнего храма является образ Казанской БогоматериОдной из основных икон иконостаса Нижнего храма является образ Казанской Богоматери

Из Нижнего храма в Верхний ведет мраморная лестница. В Верхний Богоявленский храм попасть можно только в составе экскурсии.

В Верхнем храме кроме главного Богоявленского имеются Владимирский и Киево-Галицкий престолы. Также здесь интересно погулять по застекленной северной галерее, рассмотреть вблизи оконный декор и потом войти в сам Богоявленский предел. 

Осмотреть архитектурные элементы фасада можно в крытой галерее Осмотреть архитектурные элементы фасада можно в крытой галерее

Особый интерес у любознательных туристов в Богоявленском пределе вызывает прекрасный высокий иконостас и Царские врата, а также очень редкие в православных храмах скульптурные барельефы.

Шестиярусный иконостас Верхнего храма имеет очень необычные Царские вратаШестиярусный иконостас Верхнего храма имеет очень необычные Царские врата

Кроме осмотра основных храмовых престолов, можно посетить подклет церкви, в котором находятся фрагменты надгробий и прочие археологические артефакты, рассказывающие каменную историю храма. Также большой интерес представляют здесь и открытые фрагменты стен 14, 15, 16 и 17 веков. Но, чтобы увидеть эти сокровенные места Богоявленского храма, надо посещать его в составе экскурсионной группы.

В экспозиции Подклета находятся очень древние археологические артефактыВ экспозиции Подклета находятся очень древние археологические артефакты

С экскурсией можно посетить и Братский корпус, узнать историю монастыря и увидеть сохранившиеся архитектурные фрагменты прошедших веков. Например, кованные перила лестницы.

Посещение Братского корпуса тоже очень понравится любознательному туристуПосещение Братского корпуса тоже очень понравится любознательному туристу

При соборе сегодня работают Воскресенская школа, Иконописная мастерская, библиотека. К Богоявленскому собору относится и Иверская часовня, воссозданная недавно у Воскресенских ворот. Сама же Богоявленская церковь находится рядом со станцией метро «Площадь революции».

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: