Адрес: Красная площадь

В начале 90-х годов 20 века северо-восточный угол Красной площади украсился нарядным бело-красным храмом, сооруженном в характерном для 17 века русском стиле. Это был воссозданный Казанский собор, уничтоженный в сталинские времена. Находится он на углу Никольской улицы и проезда Воскресенских ворот, рядом со зданием Монетного двора.

Содержание:

  1. Роль Казанской иконы Богоматери в победе 1612 года
  2. Возведение собора и его значение (17 век)
  3. Перестройки собора в 18- 19 веках
  4. Судьба Казанского собора в 20 веке
  5. Архитектурные особенности Казанского собора

Данный собор имеет непосредственное отношение к событиям Смутного времени. Дело в том, что первоначально в деревянном виде он был сооружен здесь на деньги одного из героев Народного ополчения Д.Пожарского в 1625 году. И именно в нем предполагалось хранение главной войсковой святыни в виде Иконы Казанской Богоматери, которая прошла во главе Второго Народного ополчения большой и сложный путь к победе.

Чудесный архитектурный памятник 17 века к концу 20 века вновь украсил Красную площадьЧудесный архитектурный памятник 17 века к концу 20 века вновь украсил Красную площадь

Роль Казанской иконы Богоматери в победе 1612 года

Дмитрий Пожарский был военным стратегом и одним из руководителей Второго Народного ополчения, созданного в Нижнем Новгороде местным старостой Кузьмой Мининым в 1611 году для отпора польско-литовским интервентам. Памятник этим двум национальным героям можно увидеть на Красной площади, между Храмом Василия Блаженного и Лобным местом. Подробнее о трагических событиях Смутного времени и о роли Минина и Пожарского в освободительном движении можно прочитать здесь.

Дмитрий Пожарский был военным руководителем Второго Народного ополченияДмитрий Пожарский был военным руководителем Второго Народного ополчения

Завершение освобождения Москвы от поляков было провозглашено Д.Пожарским на Лобном месте Красной площади в ноябре 1612 года. А в 1625 году, к празднованию этой памятной даты по инициативе и на пожертвования Дмитрия Михайловича в Москве появился первый храмовый памятник освободительному движению в виде Казанского собора, который на то время был деревянным. Данный храм был сооружен для нахождения в нем чудотворной иконы Казанской божьей матери.

Дело в том, что данная икона сыграла огромную роль в период Смутного времени. Тогда на Русь, не имеющую твердой власти после завершения династии Рюрика, шли со всех сторон вражеские полчища. И в это время одному из архиепископов было видение Сергия Радонежского. Святой сказал, что спасет страну от иноверцев только Казанская икона Богоматери, обретенная на одном из пепелищ города Казани и хранящаяся в ее Богородицком монастыре, построенном по указу Ивана Грозного. Как сама обретенная икона, так и список с нее, сделанный для государя, оказались чудодейственными.

Икона Казанской богоматери является одной из самых почитаемых в РоссииИкона Казанской богоматери является одной из самых почитаемых в России

В 1611 году Патриарх Гермоген распорядился сделать новый список с казанской иконы и отвезти его в Нижний Новгород, где в это время шло формирование Второго Народного ополчения под руководством Минина и Пожарского. Пока список был исполнен, отряды ополчения уже находились в Ярославле, куда икона и была доставлена.


С этой иконой воины Народного ополчения освободили Девичий монастырь, а затем пошли на Москву, где разбили поляков сначала в Китай-городе, а затем взяли и сам Кремль. Москва была освобождена полностью, а с ней и вся Россия. Благодаря этим событиям к власти пришла новая династия – династия Романовых, правившая Россией вплоть до революции 1917 года.

Возведение собора и его значение (17 век)

После окончания эпохи Смутного времени и установления в России династии Романовых, образ Казанской Богоматери хранился в Введенской церкви на Лубянке, в имении князя Пожарского. Но Дмитрий Михайлович решил, что для этой чудесной иконы-спасительницы надо соорудить отдельный храм, что и было им сделано на собственные средства. После освящения Казанского собора в 1625 году, туда торжественно препроводили Казанскую икону. Впоследствии с этим иконописным образом два раза в году совершались крестные ходы, приуроченные к дате ее обретения в Казани (8 июля) и к дате освобождения Москвы (22 октября).

Как и в 17 веке нынешний собор находится в северо-восточном углу Красной площадиКак и в 17 веке нынешний собор находится в северо-восточном углу Красной площади

После серьезных повреждений в результате пожара 1630 года было решено перестроить храм в камне, что и было сделано к 1636 году. Каменный бесстолпный храм, возведенный в русском стиле, имел два придела – Казанской Богоматери и Аверкия Иерапольского, раннехристианского святого, день памяти которого пришелся на 22 октября.

Внешний вид храма, схожий с Малым Собором Донского монастыря, был довольно нарядным и ажурным. Стены храма были поделены на прясла с оконными проемами, которые являлись одной из частей пирамидальной конструкции собора, оформленной в виде кокошниковых ярусов. Ярусов было пять, и заканчивались они барабаном со световыми окошками и шлемовидной главкой. На освящение главного придела прибыл сам государь – Михаил Федорович, что очень красноречиво говорит о высоком значении данного храма для жизни столицы.

Сегодняшний Казанский собор выстроен в соответствии с его первоначальным видомСегодняшний Казанский собор выстроен в соответствии с его первоначальным видом

Царская семья и в дальнейшем очень любила посещать этот храм и жертвовала на него немалые средства. По распоряжению Алексея Михайловича, например, были покрыты позолотой царские врата. Сам царь посещал все богослужения данного храма в летние и осенние дни Казанской Богоматери.

Казанский собор на протяжении своей истории не раз видоизменялся и перестраивался. Через несколько лет в храме появился еще один придел, переделанный из южной галереи (вдоль Никольской улицы) и освященный в честь Гурия и Варсонофия, являющихся казанскими чудотворцами. Освящение данного придела почтил своим присутствием и Алексей Михайлович. Северная галерея была со временем перестроена в трапезную.

В результате перестроен вид храма менялся несколько разВ результате перестроек вид храма менялся несколько раз: 1 - 1636 г.(начало строительства), 2 - 1636 г.(окончание строительства), 3 - середина 17 века, 4 - начало 18 века, 5 - конец 18 века, 6 - 19 век.

С увеличением количества прихожан к концу 17 века объем храма был расширен в западном направлении, где была пристроена новая довольно большая трапезная, равная по площади основному объему. Крыльцо новой трапезной выходило углом на Красную площадь. Храм перестал выглядеть компактным, а его фасад сильно вытянулся.

В середине 17 столетия статус Казанского собора иногда ставился выше статуса Покровского или Александровского кремлевского соборов. Сюда на службу направлялись самые видные и близкие ко двору священники. Часто к этому храму стали заворачивать и крестные ходы из Кремля, которые ранее локализовались в основном у Лобного места.

Крестные ходы 17 столетия частенько проходили через Казанский соборКрестные ходы 17 столетия частенько проходили через Казанский собор

Возведение Казанского собора завершило формирование дворцового пространства Красной площади в единый ансамбль. Играл собор и определенную роль в жизни города. Около него проходила очистительная присяга московских купцов, здесь была расположена «долговая яма», здесь же у въездных Воскресенских ворот Китай-города происходила встреча послов и кипела торговля.


В середине 17 века к собору были пристроены шатровая Колокольня, паперть и парадное крыльцо с главкой. Также храм был обнесен оградой в виде деревянных решеток между каменных столбов. Когда в конце 18 столетия шла реконструкция Никольской улицы, последний придел был разобран.

Перестройки собора в 18- 19 веках

С изменением статуса Москвы в начале 18 века и переезда царского двора в Санкт-Петербург внимание царских особ к Казанскому собору резко упало, что не могло не сказаться на его финансовом положении. Поэтому по многим нуждам приходилось писать царям просьбы. Отсутствие постоянного финансирования приводило храм в ветхое состояние – кровля стала протекать, полы проваливаться, от избытка влаги портилось состояние иконостаса и икон. В довершение к этому, во время пожара 1737 года сгорели деревянные части собора в виде окон и дверей, а также тесовая крыша.

Реконструкция середины 18 века очень негативно отразилась на внешнем виде храма. Исчезли кокошниковые завершения, и кровля храма получила четырехскатное покрытие, покрашенное в зеленый цвет. Крыша купола собора была оформлена оконными проемами в виде люкарн, а над ней был установлен небольшой барабан и луковичная главка. Также при спонсорской помощи княжны Марии Долгорукой был разобран южный придел с остатками галереи.

На начало 19 века Казанский собор совсем утратил свой первоначальный обликНа начало 19 века Казанский собор совсем утратил свой первоначальный облик

Стены храма покрасили в желтый цвет, а лепные выступы – в белый. Был изменен и рисунок оконных наличников. Видоизмененный облик Казанского собора в период 18-19 века сохранился на старинных гравюрах и рисунках.

Так же, в конце 18 века были реконструированы торговые ряды, которые находились поблизости с момента основания храма. Перестроенные, расширенные и обновленные торговые ряды полностью закрыли собор, который теперь не был виден со стороны Красной площади. Торговые лавки были вмонтированы даже в нижний ряд Колокольни.

Последние следы архитектуры 17 века исчезли в самом начале 19 столетия. Тогда разобрали северную трапезную, а затем и снесли шатровую колокольню, на замену которой над папертью в центре западного фасада возвели новую двухъярусную. Она была выполнена в классическом стиле и видоизменилась из многогранной в четырехугольную. Общий облик храма был переформатирован под стиль барокко, модный для городов того периода.

К концу 19 века вид Казанского собора был переформатирован в классический стильК концу 19 века вид Казанского собора был переформатирован в классический стиль

Перед тем как принять решение об оставлении Москвы в 1812 году, М.Кутузов посетил здесь один из молебнов о спасении страны от очередных захватчиков. Перед приходом неприятеля в город, Казанская икона была спрятана, а позднее вывезена из города.

В период нахождения французов в Москве, Казанский собор, как и Покровский, подвергся разграблению и стал одной из конюшен для лошадей оккупантов. После окончания Отечественной войны 1812 года имелся план о полной реконструкции Казанского собора в классическом стиле, но все ограничилось полноценным ремонтом фасада и интерьера. Храм был отреставрирован и заново освящен. Северный придел был переоборудован в ризницу, и вновь была пристроена небольшая трапезная.

Как выглядел иконостас в дореволюционные годы неизвестно. Сегодня он выглядит такКак выглядел иконостас в дореволюционные годы неизвестно. Сегодня он выглядит так

В середине 19 века алтарь храма украсился новым трехъярусным иконостасом, а несколько лет спустя архитектором Н.Козловским были полностью видоизменены храмовые фасады. Тогда же Колокольня была надстроена третьим ярусом. А еще спустя некоторое время храмовая роспись была перекрыта. После всех вышеуказанных изменений уникальность собора была совсем утрачена.

В таком непритязательном виде Казанский собор встретил революционные события 1917 года. В июле 1918 года в этом храме прозвучала проповедь патриарха Тихона о расстреле царской семьи, в которой он осудил и само убийство, и признание Исполнительным комитетом новой власти законности и справедливости этого страшного злодеяния.

Таким встретил Казанский собор события революции и Гражданской войныТаким Казанский собор встретил события революции и Гражданской войны

Осенью того же 1918 года чудотворный список иконы Казанской Богоматери был похищен из Казанского собора. Так же как и сама Казанская икона бесследно пропала из Богоявленского собора Казани.

Судьба Казанского собора в 20 веке

В середине 20-х годов 20 столетия известным российским архитектором П.Барановским, который считается спасителем Покровского храма от уничтожения, была предпринята попытка реставрации Казанского собора. Петр Дмитриевич ставил своей задачей не только реставрацию собора, но и восстановление его первоначального облика. Под штукатуркой Барановский обнаружил почти полностью сохранившийся декор 17 века, что его несказанно обрадовало. К 1929 году декор интерьера был восстановлен практически целиком. Вернулись к первоначальному облику и кокошниковые завершения. 

В 20-е 20 века архитектор П.Барановский начал восстановление первоначального облика собораВ 20-е годы 20 века П.Барановский начал восстановление первоначального облика собора

Однако, реставрация собора в тот период была прервана постановлением Моссовета, признавшего невозможность нахождения на Красной площади культовых сооружений. Ведь главная площадь страны предназначалась для проведения торжественных мероприятий советского строя. В связи с этим решением, храм в 1929 году лишился Колокольни, а в 1936 году был и вовсе снесен. Барановский, успевший к этому времени вернуться из ссылки, смог сделать фотографии храма и обмерить его.

В 1936 году многократно перестраиваемый собор перестал существовать на городской картеВ 1936 году многократно перестраиваемый собор перестал существовать на карте города

Вместо Казанского собора в углу Красной площади появился Павильон Третьего Интернационала, переоборудованный сначала в летнее кафе, а спустя годы в общественный туалет. Впоследствии здесь просто был небольшой «зеленый» островок. По решению Моссовета от 1937 года кафе предполагалось строить повсеместно вместо снесенных храмов. Часть сохранившегося фундамента покрыли мрамором и использовали как основу для установки двух портиков с фонтаном между ними.

До 90-х годов 20 века место Казанского собора было довольно заброшеннымДо 90-х годов 20 века место Казанского собора было заброшенным

В начале 90-х годов 20 века по всей стране началось восстановление утраченных историко-архитектурных памятников. Коснулась эта тенденция и утраченного Казанского собора. К этому времени сам Петр Барановский уже умер, но он оставил все чертежи и фотографии собора своим последователям, которые в лице архитекторов Г.Мокеева и О.Журина (ученика П.Барановского) разработали проект нового Казанского собора. После проведения на месте бывшего собора археологических изысканий, в 1991 году с заложения закладной плиты и освящения фундаментного креста началось воссоздание храма.

Воссоздание Казанского собора по проектам, приближенным к первоначальному началось в 1991 годуВоссоздание Казанского собора началось в 1991 году

Храм восстанавливался, как и мечтал П.Барановский, в классической архитектурной традиции 17 века. В нем, как и в первоначальном варианте было два придела, присутствовало кокошниковое пирамидное строение, широкая галерея, открытая паперть и колокольня. Палехские и брянские художники расписали стены в каноническом стиле на темы, которые имелись в храме в 17 столетии.

Вход в храм украшен мозаичным панно Иконы Казанской БогоматериВход в храм украшен мозаичным панно Иконы Казанской Богоматери

Казанский собор стал первым среди возрожденных московских храмов, утраченных в годы советской власти. 4 ноября 1993 года воссозданный из небытия храм был освящен. Эта дата была выбрана неслучайно. Это был День освобождения Москвы от польских интервентов (22 октября по старому стилю), и день празднования Иконы Казанской Богоматери.

Архитектурные особенности Казанского собора

Как архитектурный объект Казанский собор является сегодня ярким примером храмового строительства первой половины 17 столетия. В плане он представляет собой квадратное бесстолпное строение (12,5х13,5), с трех сторон окруженное открытыми галереями. У современного собора галереи стали застекленными и увеличили полезную площадь храма. С четверной стороны находятся пристроенная Колокольня, имеющая шатровое завершение (северо-запад), и придел Аверкия Иерапольского (северо-восток). Храм имеет одну мощную апсиду и замкнутый свод.

Являясь одноглавым, храм внешне похож на пирамиду, выложенную из килевидных кокошников – характерных архитектурных украшений русского стиля. Если присмотреться, то можно заметить, что кокошники состоят из больших и малых, и подобное их сочетание придает собору вид праздничный и очень ажурный.

Архитектурный вид Казанского собора выполнен в характерном русском стилеАрхитектурный вид Казанского собора вновь  выполнен в характерном русском стиле

Наличие глубоких стеновых филенок храма и треугольных оконных наличников очень просты, но в то же время они придают всей конструкции выразительную пластичность и декоративность. Оформление барабана с позолоченным шлемом главки очень гармонично и является центром, в котором собирается вся многообъемная и многоэлементная композиция храма. Бело-красная окраска храма в сочетании с зеленым покрытие добавляет храму праздничное настроение.

Очень нарядным элементом композиции выступает и Колокольня. Ее завершение является шатровым, что тоже очень характерно для 17 века. Кокошниковые элементы декора делают её гармонным соседом храма, а открытая звонница отлично сочетается с галереей собора. Колокольня имеет квадратное основание, а звонница – восьмигранное, что тоже является характерным архитектурным сочетанием «восьмерика на четверике», применяемым в храмовом строительстве 17 века.

Главной святыней храма является образ Казанской БогоматериГлавной святыней храма является образ Казанской Богоматери

Очень красивы интерьеры храма, в котором создан пятиярусный иконостас, а росписями покрыты и стены, и потолки. Здесь сегодня находится и новый список иконы Казанской богоматери.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: