Адрес: Красная площадь
Режим работы: с 11 до 17 часов

Московский Собор Покрова на Рву (а точнее Покрова Пресвятой Богородицы) более известен под названием Храма Василия Блаженного. Этот памятник архитектуры - неоспоримо самый известный символ всей России. Уникальное архитектурное творение середины 16 века олицетворяет собой эпоху правления Ивана Грозного и его внешнеполитических мероприятий по расширению границ Российского государства.

Содержание:

  1. Предыстория создания Храма (легенды и версии)
  2. Кто такой Василий Блаженный
  3. Архитектурная история собора
  4. Что можно посмотреть в Храме Василия Блаженного
  5. Основные церкви собора

Всем известно, что сооружение данного храма – это материальное олицетворение долгожданной победы Москвы над Казанью, закончившееся в октябре 1552 года штурмом города и присоединением Казанского ханства к Российскому государству. В ознаменование этого военного достижения и был возведен храм, который со времен средневековья и до сегодняшнего дня является неоспоримым украшением Красной площади.

Храм Василия Блаженного - самый узнаваемый символ РоссииХрам Василия Блаженного - самый узнаваемый символ России

Предыстория создания Храма (легенды и версии)

История развития Российского государства неразрывно связана с многочисленными военными завоеваниями, которые велись с соседними государствами. В период правления Ивана Грозного военные победы Москвы привели к значительному расширению государственной территории за счет присоединения покоренных регионов. Наиболее значимой победой Москвы стало покорение сильного Казанского ханства, образовавшегося в Поволжье после распада Золотой Орды.

Покорить Казанское ханство Иван Грозный мечтал с конца 40-х гг 16 векаПокорить Казанское ханство Иван Грозный мечтал с конца 40-х гг 16 века

Иван Грозный совершил не один поход на Казань, но только после сооружения военной крепости Свияжск, стягивания под Казань многочисленного войска и применения современных инженерно-военных новинок, удалось завоевать столицу ханства (2 октября 1552 года) и присоединить всю его территорию к Российскому государству. Взятие Казанского Кремля совпало с днем поминовения святых Киприана и Иустины. А 1 октября (накануне падения Казани) праздновался День Покрова Пресвятой Богородицы.

Московский царь Иван Грозный, несмотря на свою молодость (ему было всего 22 года), был глубоко верующим человеком, поэтому уже во времена «казанских походов» на площади перед Кремлем устанавливались походные деревянные церкви в честь всевозможных святых. Перед последним походом на Казань, Иван пообещал в случае победы установить перед Кремлем новый каменный храм. Такова небольшая предыстория появления Храма Василия Блаженного.

Деревянный Троицкий храм был сооружен и в крепости Свияжск под КазаньюДеревянный Троицкий храм был сооружен и в крепости Свияжск под Казанью

После долгожданной победы и завоевания Казани было принято решение о замене всех временных деревянных храмов на один каменный, который должен был носить имя Пресвятой Богородицы и являться объединением предыдущих временных храмов. Тем не менее, первая церковь Покрова была построена в деревянном варианте и освящена на 1 октября 1554 году. Ту церковь, состоящую из семи приделов, разобрали уже через год, и на ее же месте (в 1555 году) начал возводиться каменный Покровский собор.


Сооружение каменного собора длилось до 1561 года, хотя практически все церкви, кроме центральной, были освящены уже в 1559 году. Храмозданная запись на гранях Покровской церкви содержит точную дату окончания строительства, пришедшуюся на 29 июня. Относительно того, кому принадлежит авторство собора, а также его уникальной многокупольности имеется очень много версий и легенд. И ни одна из них не имеет под собой точных и неопровержимых доказательств. Рассмотрим некоторые из них.

История возведения каменного Покровского собора отражена в русских летописях

Первоначальный вид Покровского собора имел существенные отличия от его нынешнего вида, тем не менее, храм с самого начала был довольно нарядным и многоглавым, хотя и отличался некоторой строгостью декора. Кто же мог быть архитектором данного необычного для Руси собора? С большой вероятностью, это могли быть очень талантливые псковские мастера, которые славились своим строительным искусством в то время. Именно их привлекали на строительство храмов на территории Казанского Кремля, в частности Благовещенского собора.

Поэтому вполне возможно, что строительством мог руководить хорошо известный псковский мастер Постник Яковлев, но точных доказательств этому нет. Есть предположения, что к возведению храма приложили руку западноевропейские мастера, которые работали в этот период на возведении кремлевских стен столицы. Эта версия также вполне имеет место быть.

Кем построен Храм Василия Блаженного неизвестно до сих порКем построен Храм Василия Блаженного - осталось нераскрытой тайной истории

Существует очень популярная легенда о том, что кем бы не был мастер, создавший этот прекрасный храм, он после окончания строительства был ослеплен по царскому повелению, чтобы не мог больше возводить подобных храмов. Есть еще вероятность, что автора храма просто посадили в тюрьму, ибо считается, что он хвалился, что может построить еще более красивый храм. Но за что же его наказывать? Это не очень логично, ведь его талант мог создать в Москве еще не одно прекрасное храмовое творение. Скорее всего, это просто легенды.

Самые интересные версии касаются внешнего вида храма, в котором на небольшой площади вместилось 11 церквей и колокольня. Наиболее популярными являются следующие версии. Одна из них утверждает, что архитектурным автором Храма Василия Блаженного является все-таки Постник Яковлев. А этот талантливый псковский мастер долгое время находился в Казани, создавая новый ансамбль Казанского Кремля. Там он мог видеть прекрасную мусульманскую мечеть Кул-Шариф, имеющую восемь глав и впоследствии разрушенную. Многоглавый вид разрушенной мечети вполне мог воплотиться в Покровской церкви.

Как выглядела мечеть Кул-Шариф в 16 веке неизвестно, а сегодня она выглядит так!Как выглядела мечеть Кул-Шариф в 16 веке неизвестно, а сегодня она выглядит так!

Есть еще интересная версия создания данного московского храма, уходящая корнями в Византию. Дело в том, что впервые чудо явления Богоматери Покрова произошло в семибашенном храме Влахернского монастыря византийского Константинополя, где находилась самая чудотворная икона Покровской Богородицы. Вот якобы по аналогии с тем византийским храмом и было принято решение о сооружении подобного многоглавого храма, которое должно было идеализировать идею о Москве как третьем Риме.

Влахернская церковь сохранилась и ее можно увидеть в современном СтамбулеВлахернская церковь сохранилась и ее можно увидеть в современном Стамбуле

Эту же концепцию поддерживает и версия о том, что создание подобного многопридельного храма было предложено митрополитом Макарием, который видел в этом отголосок иерусалимского святого сооружения. То есть, данный храм можно считать Небесным Иерусалимом, объединяющим несколько церквей на общей фундаментной основе. Такой Иерусалим видел во сне Андрей Юродивый, живший в Константинополе в 10 веке. Именно этому юродивому и явился образ Богородицы во Влахернском храме. Интересно, что день памяти Андрея Юродивого отмечается именно в День Покрова Богородицы.

С созданием Покровского собора связано и имя константинопольского блаженного - Андрея ЮродивогоС созданием Покровского собора связано и имя Андрея Юродивого

Так вот, именно во сне Андрей Константинопольский увидел Небесный Иерусалим, в котором находились садовые деревья с вершинами, окрашенными в различные цвета. Вероятно, именно этому сну обязаны купола московского Храма своим ярким и разнообразным окрасом. Житие данного святого на древнерусском языке было очень распространено на Руси уже с 12 столетия. А к созданию Храма Покрова Пресвятой Богородицы имеет непосредственное отношение и другой юродивый, уже местный, имя которого прочно закрепилось в названии храма.

Кто такой Василий Блаженный

Самым известным названием Покровского собора является наименование Храм Василия Блаженного. Одна из многочисленных легенд, которыми просто изобилует этот храм, уверяет, что деньги на его строительство собирались московским блаженным Василием. Кто же он такой, и чем он так прославился? Почему в честь него назван самый известный московский храм?

В отрочестве Василий покинул отчий дом и выбрал путь странствующего монахаВ отрочестве Василий покинул родительский дом и выбрал путь странствующего монаха

Крестьянский сын, отданный на ученье сапожных дел мастеру, оказался очень богобоязненным юношей, у которого открылся дар предсказателя. С 16-летнего возраста Василий начал вести жизнь странствующего религиозного подвижника. Он считался юродивым, ибо жил без крова, практически без одежды, в голоде, холоде и лишениях. Для принятия дополнительных страданий он надевал на голое тело тяжелые железные вериги, которые истязая тело физически, должны были очищать душу нравственно.

Василию Блаженному, который жил на стыке 15-16 веков, приписывается множество пророчеств, чудес и исцелений. Иван Грозный очень почитал этого московского святого, навещал 82-летнего старца на смертном одре и после смерти велел захоронить его около Покровского храма. Вскоре после захоронения Василия, стали появляться слухи об исцелении от его мощей и иконописные образы с его изображением, а уже в царствование Федора Иоанновича Василия Блаженного канонизировали (1588) и установили день его почитания. 

О Василии Блаженном, его предсказаниях и чудесах  сохранилось очень много легендО Василии Блаженном, его предсказаниях и чудесах сохранилось очень много легенд

А над местом захоронения Василия по распоряжению Федора Иоанновича была установлена серебряная рака с жемчугами и драгоценными камнями, которая стала составной частью нового каменного придела Покровского собора. Данный придел стал десятой церковью собора, которая имела собственный вход. В Смутные времена серебряная рака была ограблена поляками.

Архитектурная история собора

Архитектура собора имеет очень продолжительную историю. Возведенный в 16 веке как 9-главый, впоследствии храм прирастал новыми приделами, что требовало изменения внутренних проходов и определенной перестройки. Некоторые старые приделы переименовывались по желанию их благотворителей, в одном приделе могли появиться и новые престолы. 

Д Кваренги таким видел Покровский собор в 1797 году Дж.Кваренги таким видел Покровский собор в 1797 году

Сегодня храм восстановлен почти в первозданном виде, реставрированы настенные росписи, иконостасы, возвращены многие древние иконы. Храм функционирует в основном как филиал Исторического музея и его посещение платное.

16 век

В середине 16 столетия напротив Спасской башни Московского Кремля был построен великолепный Покровский собор, имеющий восемь куполов, расположенных вокруг главного шатрового завершения. У строения отсутствовал ярко выраженный главный фасад, а наличие многокупольности компенсировало небольшие объемы помещений, делая основной акцент на декоративной составляющей храма.

Архитектурная уникальность собора была понята современниками уже в 16 векеАрхитектурная уникальность собора была понята современниками уже в 16 веке

Храмовое кирпичное 60-метровое сооружение базировалось на двухметровом белокаменном фундаменте с цоколем и высоком подклете. Центральный купол лежит на спиральной кирпичной кладке, а кирпичи плоских перекрытий храма связаны для надежности металлическими скрепками. Основная центральная церковь была освящена как Покровская, все другие восемь были посвящены наиболее важным святым - преимущественно тем, чьи дни памяти приходились на дни решающих побед в борьбе с Казанским ханством. Таким образом, в данном ансамбле появились церкви Святой Троицы, Киприана и Иустины, Григория Армянского, Входа Господня в Иерусалим и другие. Данный храм был самым высоким в столице вплоть до возведения Колокольни Ивана Великого.

Все основные церкви собора находились на втором ярусе, то есть на подклетеВсе основные церкви собора находились на втором ярусе, то есть на подклете

Центральный купол Покровского храма имел шатровое завершение с маленькой главкой, которое олицетворяло собой божественность Покрова, защищающего Русь. Этот храм возносится ввысь почти на 48 метров от основания. Восемь других храмов, имеющих разноцветные луковичные завершения, делятся на две группы. Более высокие (от 20 до 28 метров) сгруппированы по осям центрального храма и направлены по четырем сторонам света. Между ними находятся более низкие 15-метровые, так называемые малые храмы, которые сооружены в классическом варианте – восьмерик на четверике. Надо отметить, что величина луковичных главок малых храмов почти такая же, как и у больших.

Летописные иллюстрации донесли до нас вот такие изображения собораЛетописные иллюстрации донесли до нас различные изображения собора

Все церкви собора находятся на едином основании и связаны в один комплекс сложной сетью внутренних сводчатых узких переходных лабиринтов и обходной галереей, которая сначала была открытой. Все стены и своды украшены росписями, относящимися к различным векам, начиная с 16. Декор состоял из фресковой росписи и росписи в виде кирпичной кладки.

В первоначальном варианте храм не был оформлен ажурными нарядными крылечками, а имел деревянные галереи-гульбища, по другому выглядела и Колокольня, сооруженная в виде Звонницы. Небольшие церковные помещения приделов не позволяли собираться в соборе  большому количеству верующих, таким образом, данный ансамбль храмов был скорее мемориальным, нежели функциональным. Тем более, что все церкви были «холодными», т.е. неотапливаемыми. Поэтому в церковные праздники богослужения велись на улице с Лобного места, а находящийся позади священнослужителя храмовый ансамбль выполнял роль алтаря.

Собор находился на главной городской площади, и вокруг него формировались торговые рядыСобор находился на главной городской площади, и вокруг него формировались торговые ряды

После канонизации Василия Блаженного во второй половине 16 века (1588) над его захоронением появилась еще одна церковь, посвященная данному святому. Она была сооружена «теплой», что позволяло проводить там ежедневные богослужения. Название этой церкви очень скоро стало и неофициальным названием всего собора. Примерно в этот же период обгоревшие в пожаре простые главы собора были заменены на фигурные.

Век от века собор становился краше и декоративнееВек от века собор становился краше и декоративнее

17-18 века

Во второй половине 17 столетия храмовый ансамбль был несколько видоизменен. Колокольня с шатровым завершением пришла на смену звоннице, деревянные гульбища были заменены на кирпичные, все главки были одеты в железо, крышу паперти перекрыли черепицей, строгий декор был заменен на яркий пестрый орнамент. В этот же период множество храмов Красной площади были снесены по ветхости, а имена святых, носимые ими, дали названия новым престолам Покровского комплекса, большая часть из которых разместилась в храмовом подклети. В 20-х годах 18 века в этом храмовом ансамбле насчитывалось 18 церквей!!!

На гравюре 18 века Храм Василия Блаженного выглядит уже вполне по современномуНа гравюре 18 века Храм Василия Блаженного выглядит уже вполне по современному

Во второй половине 17 века к собору примкнул и еще один новый придел, который был посвящен другому московскому юродивому – Иоанну Блаженному, прозванному Большим колпаком и похороненному около храма в 1589 году. Его чудотворные мощи были обретены в 1672 году, тогда же его причислили к лику святых и возвели придел. Первоначально (с 1672 до 1916 года) придел был посвящен Ризоположению, а затем Рождеству Богородицы. Здесь хранились железные вериги этого юродивого.

Говорят, что вериги Иоанна Блаженного весили 32 килограммаГоворят, что вериги Иоанна Блаженного весили 32 килограмма

В конце 30-х годов 18 столетия (1737) во время страшного Троицкого пожара прекрасный Покровский комплекс очень сильно пострадал. Восстановлением собора и пострадавших сооружений Московского Кремля руководил архитектор Иван Федорович Мичурин, изучающий архитектурное дело вместе с инженерным в Голландии как «пенсионер» Петра Первого. Одним из самых известных сохранившихся творений этого талантливого архитектора является Колокольня Троице-Сергиевской Лавры.

Постепенно стены храма покрывались удивительными росписямиПостепенно практически все стены храма покрывались удивительными росписями

В 80-е годы 18 века по инициативе Екатерины Второй и на выделенные ею средства проходила очередная реставрация и частичная перестройка собора. Под руководством архитектора Ивана Яковлева была разобрана Феодосиевская церковь северного соборного фасада, нижний ярус которой стал папертью, а второй ярус был переоборудован в соборную ризницу. Постепенно Собор приобретал современный вид, но он был заслонен со стороны Спасской башни двухэтажными книжными магазинами, на Лобном месте находились Яблочные ряды.

19 век

Начало 19 столетия ознаменовалось Отечественной войной 1812 года. В сентябре Москва была занята французами. Относительно пребывания Наполеона в Москве и его видов на Покровский храм тоже имеется ряд легенд. По одной из них, Наполеон хотел разобрать и вывести понравившийся ему храм в Париж, но поняв невозможность этого, велел взорвать строение. Но якобы дождь погасил фитили вражеских пушек. По другой легенде, Наполеон назвал храм мечетью и также велел ее сжечь. Хотя храм не был сожжен, он пострадал во время французской оккупации очень сильно. Его полностью разграбили и осквернили. В подклети Храма была размещена конюшня. Само здание пострадало от взрывов соседних строений.

Наполеон покидал Москву, охваченную пламенем пожара. Но собор выстоялНаполеон покидал Москву, охваченную пламенем пожара. Но собор выстоял

Восстанавливать сожженную французом Москву пришлось известному российскому архитектору итальянцу по происхождению – Осипу Бове, работающему в классическом стиле. Этот талантливый архитектор сумел не только восстановить разрушенную Москву, но и придать ей новый стилистический облик в едином архитектурном ключе по единому плану.

После реставрации и снесения торговых рядов Покровский собор стал украшением площади!После реставрации и снесения торговых рядов Покровский собор стал украшением площади!

Большие изменения затронули и Красную площадь, на которой были снесены все торговые ряды, засыпан ров и исчезли земляные укрепления. Зато появились красивая подпорная стена, оформленная диким камнем, и чугунная ограда. После этих изменений Собор Василия Блаженного стал значимым и символичным украшением Красной площади.

20-21 века

Последним настоятелем Собора в период революционных перемен был известный проповедник, близкий к Григорию Распутину – Иоанн Восторгов. После событий Февральской революции он выступал на Лобном месте с осуждением политики большевиков. В мае 1918 года священника арестовали, заключили в Бутырскую тюрьму и в сентябре, после вынесения приговора Революционным трибуналом, расстреляли. В 2000 году Русская Православная церковь причислила Иоанна к лику святых.

Уникальность Покровского собора спасла его от уничтожения в советский периодУникальность Покровского собора спасла его от уничтожения в советский период

С 1918 года Храм Василия Блаженного, признанный национальным памятником, был взят под охрану государства. Службы в нем были прекращены. После окончания Гражданской войны в храмовых помещениях была проведена реставрация, а в 1923 году в соборе открылся Историко-архитектурный музей. Согласно легенде, в 30-е годы Л.Каганович предлагал снести Собор, но Сталин эту идею не поддержал. Однако, в 1936 году вновь встал вопрос о сносе храма. Это было связано с развитием автомобильного движения в центре столицы. Однако, якобы известный реставратор П.Барановский написал Сталину, что покончит с собой, но собор снести не даст. Так это или не так, но Собор выстоял и сохранился до наших дней.

Также в 30-х годах 20 века собор мог лишиться всех иконостасов, ибо их хотели вынести, чтобы можно было свободно любоваться архитектурой храмового комплекса. Но данное решение тоже не нашло продолжения, и почти все прекрасные иконостасы русских умельцев 16-18 веков дошли до нашего времени.

Многие уникальные иконостасы собора не были уничтожены просто чудомМногие прекрасные иконостасы собора не были уничтожены просто чудом

Каждые десять лет собор подвергался реставрации и обновлению покрашенных поверхностей. В 90-е годы храм начал пополнять музейную коллекцию колоколов, в которой есть экспонаты, начиная с 16 века. Тогда же (в начале 90-х годов) было достигнуто соглашение об использовании храма не только как музея, но и как действующего собора.

Во многих фрагментах Царских врат Церкви Василия Блаженного прослеживается подчерк ярославской школыВ деталях Церкви Василия Блаженного явно прослеживается подчерк ярославской школы

С 2001 года началась капитальная реставрация храма, после которой он был признан одним из семи российских чудес света и вошел в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2017 году собор стал филиальным подразделением Государственного исторического музея. На сегодняшний день здесь находится 11 церквей, доступных к осмотру.

Что можно посмотреть в Храме Василия Блаженного

Как уже упоминалось, комплекс Покровского собора состоит 11 индивидуальных храмов, которые можно посещать и туристам для осмотра достопримечательностей и верующим для совершения молитв. Ибо данный архитектурный ансамбль одновременно является частью Исторического Музея и действующим церковным комплексом. Вход для осмотра собора является платным. В период же проведения богослужения вход в храм бесплатный, но только на службу. Для осмотра собор открыт ежедневно с 11 до 17 часов.

Храм работает и в летний и в зимний периодыХрам Василия Блаженного работает и в летний и в зимний периоды

Кроме основных соборных церквей, здесь можно посетить подклет, прогуляться по расписной галерее, сфотографироваться на фоне старинных крылец и восхититься строительным и инженерным гением создателей храма. Для лучшей ориентации по расположению церквей собора надо иметь в виду, что его фасадная часть с двумя раскидистыми древними крыльцами является западной стороной храма и смотрит она в сторону Спасской башни Московского кремля. Противоположная сторона, где расположена Колокольня, смотрит на восток. 

Крыльца соборной галереи очень красивы и имеют аутентичный декор Крыльца соборной галереи очень красивы и имеют весьма аутентичный декор

В северном направлении (на Красную Площадь) собор имеет по центру Церковь Киприана и Иустины (бело-голубая главка), а его противоположная сторона, соответственно, смотрит на юг. Строгому направлению по сторонам света соответствует расположение более высоких осевых приделов. Более низкие приделы находятся на развилке и смотрят на юго-восток, северо-запад, и т.д.

Поскольку чаще всего мы входим в Собор с Красной площади, то с этой стороны мы и начнем описание храмовых приделов, формирующих второй ярус храма.

Основные церкви собора

Церковь Киприана и Иустины (север)

Данный храм является центральным на северной стороне собора, смотрит на Красную площадь и имеет полосатую бело-голубую главку. 

Основным храмом северной стороны собора является Церковь Киприана и ИустиныОсновным храмом северной стороны собора является Церковь Киприана и Иустины

Данная церковь воздвигнута в память о мучениках Киприане и Иустине, погибших за веру в древнеэллинском городе Антиохии в 4 веке. День их мученической гибели и соответственно день их памяти приходится на 2 октября, а как мы знаем, что именно в этот день была осуществлена многолетняя мечта Ивана Грозного о завоевании Казани. Именно поэтому данная церковь, посвященная несколько непривычным для Руси святым, стала центральной при виде с главной городской площади. В честь данных святых и примерно в этот же период была возведена и церковь в Казанском Кремле, но она была уничтожена в 30-е годы 20 века.

Свод купола этой церкви украшает образ Богоматери Неопалимая КупинаСвод купола этой церкви украшает образ Богоматери Неопалимая Купина

Расписан данный храм был только во второй половине 18 столетия, и основные сюжеты росписи были посвящены сценам из жития святых, сюжетам Ветхого Завета, евангельским притчам. Интересно, что в это же время по просьбе богатой благотворительницы Наталии Хрущевой, на чьи пожертвования шел ремонт и роспись храма, Церковь была переименована в честь Андриана и Наталии, о чем свидетельствует одна из росписей нижнего яруса. Историческое название было возвращено церкви только в 20-х годах 20 столетия.

Во второй половине 18 века Храм Киприана и Иустины был переименованВо второй половине 18 века Храм Киприана и Иустины был переименован

Так же в этой церкви можно увидеть иконные знамена (хоругви), предметы интерьера в виде резного позолоченного иконостаса и белокаменного пола, относящиеся к 18 веку. К северу-востоку от Храма Киприана и Иустины находится малый храм Трех Патриархов, перед которым размещен невысокий придел Василия Блаженного, а с другой стороны (на северо-западе) находится малая Церковь, посвященная Григорию Армянскому.

Церковь Трех Патриархов (северо-восток)

Конец августа 1552 года ознаменовался очень важной победой русских войск над крымской конницей, спешившей на подмогу казанскому хану и возглавляемой царевичем Япанчи. Этот день - 30 августа – был днем поминовения патриархов Константинополя Александра, Иоанна и Павла, а также русского святого Александра Свирского. Поэтому собор имеет приделы, посвященные обоим этим датам.

Церковь Трех Константинопольских Патриархов посвящена победе над конницей  ЯпанчиЦерковь Трех Константинопольских Патриархов посвящена победе над конницей Япанчи

Под куполом Церкви Трех патриархов имеется образ «Спаса Нерукотворного». Масляная настенная роспись относится к 19 столетию. Второй ярус росписей содержит фрагменты описаний образа Спаса Нерукотворного и сюжеты из жизнеописания константинопольских патриархов. В росписях нижнего яруса можно встретить сцены из жизнеописания Григория Армянского. Их появление здесь объясняется тем фактом, что во второй половине 18 века Церковь Святого Григория была переименована, о чем рассказано ниже, и его престол был перенесен в Церковь Патриархов, которая тоже была временно (до 20-х годов 20 века) переименована.

Иконостас храма и его алтарная преграда являются подлиннымиИконостас храма и его алтарная преграда являются подлинными

Иконостас храма имеет пять ярусов и сочетает в себе элементы барокко и классического стиля. Алтарная преграда 19 столетия создана именно для данного храма. В 16 веке около этой малой церкви появился новый, несимметричный всей соборной конструкции придел, посвященный легендарному московскому юродивому - Василию Блаженному.

Церковь Василия Блаженного (северо-восток)

Как уже упоминалось, придел Василия Блаженного был возведен между приделами Трёх Константинопольских Патриархов и Святой Троицы после канонизации Василия в 1588 году по личному желанию царствующего Федора Иоанновича. 

Василий Блаженный был канонизирован после смерти и причислен к лику святыхВасилий Блаженный был канонизирован после смерти и причислен к лику святых

Придел Василия Блаженного находится в первом ярусе собора и имеет кубическую форму с крещатым сводом, увенчанным световым барабаном и небольшой главкой, чугунно-плиточный пол, масляную роспись начала 20 века и иконостас конца 19 века.

Купол над приделом Василия Блаженного единственный трехцветный купол собораКупол над приделом Василия Блаженного единственный трехцветный купол собора

По центру купольного свода расположено изображение Спаса Вседержителя, по стенкам барабана – образы праотцов. На перекрытиях свода и на его парусах, а также на храмовых стенах можно увидеть икону Деисуса, изображения евангелистов, святых, покровительствующих царствующей династии, а также сюжеты жизнеописания юродивого. Нижний ярус покрыт традиционным полотенчатым древнерусским орнаментом.

Росписи Церкви Василия Блаженного очень декоративны и многосюжетныРосписи Церкви Василия Блаженного очень декоративны и многосюжетны

Из интересных раритетов данного храма привлекает внимание большемерная икона Владимирской Богоматери, написанная на металлической основе. Она находится в том месте, где до 30-х годов 20 века существовал соединительный коридор между этим приделом и другим приделом первого яруса, посвященном Иоанну Блаженному.

Икона Владимирской Богоматери на металле указывает место бывшего коридораИкона Владимирской Богоматери на металле указывает место бывшего перехода

Интересен и храмовый иконостас 19 века, завернутый на стены архитектором А.Павлиновым и иконописцем О.Чириковым. Иконостас имеет очень древние образы, относящиеся к 16 (Богоматерь Смоленская) и 17 векам. Из икон 18 столетия интересен образ Василия Блаженного.

Главной святыней данной церкви, несомненно, является захоронение юродивого, находящееся в арке с резной сенью. Раку разграбили в Смутные времена поляки, но чудом уцелел ее атласный покров с золотым шитьем, расшитый белошвейками царицы Ирины Годуновой.

Рака с мощами Василия Блаженного - настоящее произведение искусстваРака с мощами Василия Блаженного - настоящее произведение искусства

Интересно, что свод восточного подцерковья у Церкви Василия Блаженного расписан образами священнослужителей, занимающихся христианизацией населения бывшего Казанского ханства – Никандра Псковского, Германа Казанского и Гурия Казанского.

Церковь Григория Армянского (северо-запад)

Как гласят легенды, храм в честь Святителя Григория был заложен в числе самых первых приделов собора в середине 16 века по распоряжению самого Ивана Грозного. Этим он хотел увековечить благодарность армянам за помощь, которую те оказали во время штурма Казани.

Армянский придел собора был освящен в честь Григория АрмянскогоАрмянский придел собора был освящен в честь Григория Армянского

Летописцы писали, что армяне, служившие казанскому хану в качестве пушкарей, отказывались стрелять в русских, а если им и приходилось производить выстрелы, то стреляли они поверх голов. Армяне же, служившие в русских войсках, показывали свое умение и храбрость, что существенно помогло взять столицу Казанского ханства.

Придел Григория Армянского находится на втором ярусе собора, как практически все приделы собора, и попасть в него можно по белокаменной лестнице любого крыльца – северного или южного. Перед входом в храм находится небольшая площадка, украшенная темперной росписью 17 столетия.

Площадка перед храмом украшена прекрасной росписью в красно-голубых тонахПлощадка перед храмом украшена прекрасной росписью в красно-голубых тонах

Священномученик Григорий Армянский, в честь которого был заложен данный храм, сегодня признан и почитаем не только Армянской апостольской церковью, но и такими православными церквями как Русская, Англиканская и Римско-Католическая. Жил этот святой на рубеже 3-4 веков и был одним из представителей раннего христианства.

Будучи чудом спасенным сыном парфинянина Апака, убившего царя Армении Хосрова, Григорий был воспитан в христианской вере. За убийство царя Хосрова все остальные родичи Григория были истреблены, а сам он в сознательном возрасте пошел на службу к сыну Хосровы – Трдату Третьему, чтобы искупить вину своего отца. Трдат Третий во главе римских легионеров сумел вернуть себе армянский престол. Но Григория за его христианскую веру он велел посадить в подземную темницу, прозванную колодцем Арташата, где тот просидел 13 лет, выживая только благодаря бескорыстной помощи неизвестной женщины.

Подземная темница Григория сегодня одно из святых мест АрменииПодземная темница Григория сегодня одно из святых мест Армении

Пока Григорий сидел в подземелье, Трдат внезапно впадает в безумие. И по просьбе сестры безумного царя Григорий читает молитву, после которой происходит чудо выздоровления и принятие Трдатом христианства в качестве государственной веры (301 г.). Это был первый случай в истории, когда христианство стало основной религией целого государства. Григорий на долгие годы сделался епископом, а над подземным колодцем Арташата был основан монастырь Хор Вирап. День памяти Святого Григория отмечался 30 сентября. На этот день пришлось начало штурма Казанского кремля, во время которого была взята одна из его башен - Арская. Так что данное событие стало еще одним поводом для создания Григорьевской церкви.

На месте заточения Григория был сооружен один из древнейших армянских монастырей - Хор Вира́пНа месте заточения Григория находится древнейший армянский монастырь - Хор Вира́п

Основное, на что надо обратить внимание в данной церкви, это иконы 16-17 веков, расположенные на старинном тябловом иконостасе. Интерьерная симметрия придела немного нарушена из-за расположения проходных галерей, поэтому Царские врата находятся в левой стороне иконостаса, нижняя же его часть скрыта под шелковыми и бархатными пеленами, на которых находятся изображения крестов Голгофы.

На Иконостасе Церкви Григория Армянского можно увидеть иконы 16-17 столетийНа Иконостасе Церкви Григория Армянского можно увидеть иконы 16-17 столетий

Особую атмосферу церкви придают деревянные расписные подсвечники (17-19 вв) с металлическим основанием для размещения «тощих» (тонких) свечей, нарядный светильник 19 века, покрытый разноцветьем эмали, и очень популярный осветительный прибор 17 века – выносной слюдяной фонарь. Из-под купола свисает главный храмовый светильник – паникадило, изготовленное из цветных металлов в 17 веке.

Кроме иконостаса и светильников, в храме восстановлены и все основные детали интерьера в виде карнизов и полуколонн, оконных проемов, кирпичного пола в «елочку» и т.д. Оформление стен соответствует 16 веку - они просто побелены. В выставочных витринах можно увидеть шитые золотыми нитями основные одеяния священнослужителей 17 столетия – стихарь с фелонью.

Снаружи купол Храма Григория Армянского выделяется желто-зеленой сеточкойСнаружи купол Храма Григория Армянского выделяется желто-зеленой сеточкой

Кстати, данная церковь была переименована во второй половине 18 века в храм Иоанна Милостивого по просьбе щедрого благотворителя И.Кислинского. А престол Григория был перемещен в Церковь Трех Патриархов. Только в начале 20 века церкви вернули ее первоначальное название.

Церковь Входа Господня в Иерусалим (запад)

Западная сторона собора смотрит на Спасскую башню Московского Кремля. Основным высоким храмом этой стороны является Храм Входа Господня в Иерусалим.

Западная сторона собора оторочена ажурной галереей с массивными крыльцамиЗападная сторона собора оторочена ажурной галереей с массивными крыльцами

Возведение данной церкви с зелено-красными шишечками купола непосредственно напротив кремлевских ворот посвящено празднованию Вербного воскресенья - дня, когда был совершен Вход Господня в Иерусалим. Ассоциативно этот въезд был связан с торжественным победным возвращением войска Ивана Грозного после взятия Казани в 1552 году.

На Руси данный праздник с 16 века сопровождался православным обрядом в виде крестного хода, который назывался шествием на осляти. Сначала ежегодные шествия проходили только на территории Кремля, но после возведения Покровского Собора крестный ход изменил свой маршрут и шел к Церкви Входа Господня в Иерусалим через Спасские ворота от кремлевского Успенского собора. Этот обряд проходил очень торжественно, с участием царя, митрополита, всех важных государственных лиц и при скоплении большого количества простого народа. 

Шествие на осляти было очень многолюдным и торжественным мероприятием. Картина В. Г. ШварцаШествие на осляти было очень многолюдным и торжественным мероприятием. Худ. В.Шварц

Особенно пышным данный обряд стал в 17 столетии. На этот праздник верба украшалась наподобие новогодней елки – на нее вешались фрукты, изюм, финики, яблоки, цветы и т.д. В качестве осляти выступала лошадь, покрытая ковровым сукном. На нее садился митрополит, а царь вел ее под уздцы. Завершение шествия на территории Кремля сопровождалось колокольным звоном.

Входоиерусалимская церковь была довольно просторной и имела очень богатое декоративное убранство. Нынешний иконостас, имеющий ажурные оловянные золоченные накладки, появился здесь в 1770 году, когда разбирался кремлевский храм Александра Невского, из которого его сюда и перенесли. Вероятно, именно оттуда и попал сюда уникальный образ Святого Александра Невского 17 века. Нижний ряд икон содержит иллюстрации Сотворения мира.

Росписи Входоиерусалимской Церкви содержали сюжеты въезда Господне в ИерусалимРосписи Входоиерусалимской Церкви содержали сюжеты въезда Господне в Иерусалим

К северу-западу от Входоиерусалимского храма находится Церковь Григория Армянского (см. выше), а к юго-западу – Церковь Варлаама Хутынского.

Церковь Варлаама Хутынского (юго-запад)

Церковь, посвященная новгородскому святому, жившему в 12 веке, появилась рядом с Входоиерусалимским приделом не случайно. Дело в том, что день поминовения Варлаама пришелся как раз на праздничный въезд Ивана Грозного в Москву после победного Казанского похода. Святой Варлаам очень почитался московским князем Василием Третьим как покровитель правящей династии, и именно этому святому молился Василий о наследнике, которым и стал Иван Васильевич.

Князь Василий Третий считал, что именно Варлааму он обязан рождением своего наследникаКнязь Василий Третий считал, что именно Варлааму он обязан рождением своего наследника

Как и во всех малых храмах, в этом приделе мы видим небольшое смещение внутреннего пространства относительно центра, которое также вызвано наличием проходного коридора галереи. И поэтому Царские врата находятся чуть-чуть вправо от центральной оси. Все небольшое пространство храма освещает самое древнее соборное паникадило, датируемое 15 столетием.

Иконостас Варлаамского придела тоже содержит старинные иконы 16-18 вековИконостас Варлаамского придела тоже содержит старинные иконы 16-18 веков

Здешний тябловый иконостас был реконструирован в 20-х годах 20 века, и на нем сегодня можно видеть древние иконы 16-18 веков. Особое внимание здесь привлекает отдельно висящая икона 16 столетия – «Видение пономаря Тарасия». На этой иконе, иллюстрирующей жизнеописания Святого Варлаама, можно познакомиться с панорамой древнего Новгорода, выписанной очень детально. Присутствуют здесь и бытовые сцены новгородцев в виде рыбной ловли, полевых работ – пахоты и посева.

«Видение пономаря Тарасия» - одна из уникальных икон всего Покровского собора"Видение пономаря Тарасия» - одна из уникальных икон Покровского собора

Церковь Николы Великорецкого (юг)

Основным храмом южной стороны собора является 28-метровая Церковь Николы Великорецкого, купол которой выделяется яркими бело-красными горизонтальными зигзагами. 

Центральный придел южной стороны Покровского собора посвящен иконе Николы ВеликорецкогоПридел центра южной стороны Покровского собора посвящен иконе Николы Великорецкого

Николай Чудотворец является одним из известнейших и почитаемых святых во всем христианском мире. Образ же Св.Николая, обретенный в 1383 году на побережье одного из притоков Вятки (на реке Великая), был назван иконой Николы Великорецкого. Нашел ее крестьянин деревни Крутицы Семен Агалаков по исходившему от нее сиянию.

Обретенная Икона оказалась чудотворной, и к ней потянулся поток паломников. Вначале обретенный образ находился в специально построенной часовне, а затем он был помещен в главную городскую церковь Хлынова - столицу Вятского края. Торжественное перемещение Образа Николы Великорецкого из Крутиц на новое место стало Первым из Великорецких крестных ходов, ставших впоследствии ежегодным.

Икона Николы Великорецкого неоднократно участвовала в крестных ходахИкона Николы Великорецкого неоднократно участвовала в крестных ходах

В 1555 году по велению Ивана Грозного Великорецкий образ совершил крестный ход вдоль российских рек до самой Москвы по новым государственным землям, в том числе и через покоренную Казань. Именно этой иконой и освятили начавшееся возведение каменного Покровского Собора, и в честь нее была возведена девятая церковь храма. Впоследствии икона вернулась к месту своего обретения – на Вятку, а ее списки стали расходится по всей Руси.

Крестному ходу с Иконой Николы Великорецкого посвящена одна из стеновых росписейКрестному ходу с Иконой Николы Великорецкого посвящена одна из стеновых росписей

Первый раз данный придел был расписан во второй половине 18 столетия. К началу 19 века интерьер представлял собой уже единый декоративный комплекс, в котором присутствовал резной иконостас и монументальная стеновая роспись. Но та роспись, которую сегодня видят посетители, относится к середине 19 века. Здесь присутствуют летописные тексты о проведении крестного хода Великорецкого образа 1555 года с иллюстрациями (в нижнем ярусе) и образ Богородицы с пророками (в верхнем ярусе). Лик Спаса Вседержителя взирает на посетителей со свода купола.

С купольного свода на посетителей Церкви Николы Великорецкого смотрит Спас ВседержительИз под купола на посетителей Церкви Николы Великорецкого смотрит Спас Вседержитель

Сегодня, после последней реставрации 2005-2006 годов, здесь можно полюбоваться иконостасом, украшенным позолоченным цветочным декором, белокаменными половыми плитами 18 века и обнаруженным под ними фрагментом дубового пола 16 века. Это единственный дошедший до нас деревянный фрагмент пола во всем соборе! 

В Николовеликорецком храме можно увидеть фрагмент первичного дубового полаВ Николовеликорецком храме можно увидеть фрагмент первичного дубового пола

И, конечно же, важное место в этой церкви отведено иконам Святителя Николая. Здесь есть его образ «в житии», относящийся к 18 веку, есть и пара двусторонних икон для крестных ходов.

На юго-западе от Церкви Николы Великорецкого расположен храм Варлаама Хутынского (см.выше), а с его другой стороны - на юго-востоке - находится Храм Александра Свирского.

Церковь Александра Свирского (юго-восток)

С восточной стороны от храма Николы Великорецкого находится Церковь Александра Свирского,  который был известным святым Валаамского монастыря второй половины 15 столетия. За свою праведную жизнь он удостоился явления Бога в виде Святой Троицы. Именно после общения с ним и по его совету Александр и выбрал место для возведения монастыря. Почитание этого святого началось практически сразу после его смерти.

Александр Свирский был известным святым 15 столетияАлександр Свирский был известным святым 15 столетия

Придел собора в честь Александра Свирского тоже был устроен по царскому распоряжению. Дело в том, что поминальный день данного святого (30 августа), как и день Трех Патриархов, пришелся на один из победных дней последнего из Казанского из походов - поражение крымской конницы Япанчи на Арском поле.

Сегодня в этом соборном приделе можно любоваться полностью восстановленным интерьеромСегодня в этом соборном приделе можно любоваться полностью восстановленным интерьером

Интерьер данной церкви реставраторы восстановили в результате кропотливой многолетней работы, и сегодня посетители храма могут любоваться «елочкой» кирпичного пола, ступенчатыми оконными подоконниками, росписью стен «под кирпич». Наибольший интерес здесь вызывает необычное для древнерусского искусства символичное изображение Бога в виде Спирали Вечности, выложенной в купольном своде из маломерного кирпича. Был реконструирован и иконостас, на котором сегодня можно видеть старинные иконы 16-18 веков.

Купол Церкви Александра Свирского украшен изображением Спирали ВечностиКупол Церкви Александра Свирского украшен изображением Спирали Вечности

Церковь Александра Свирского является одним из храмов собора, выходящих на восточную сторону, а основным храмом восточного фасада является Церковь Святой Троицы.

Церковь Святой Троицы (восток)

Основным приделом восточной стороны собора, выделяющейся выдвинутым строением Колокольни на юго-востоке, является 21-метровая Церковь Святой Троицы, сооруженная в память о первоначальном храме, когда-то стоявшем на этом месте. Древняя деревянная церковь именовалась Троицкой, поэтому и данный придел освятили в память Святой Троицы. Этот храм имеет желто-зеленую полосатую расцветку.

Церковь Святой Троицы - центральный храм восточной стороны Покровского собораЦерковь Святой Троицы - центральный храм восточной стороны Покровского собора

Сегодня Церковью Святой Троицы можно любоваться практически в ее первозданном виде. Вся красота его архитектурно-декоративного убранства воссоздана многолетним трудом реставраторов. Восьмигранное двухъярусное пространство храма украшено полуколоннами и декоративным поясом арочек, арочными входами восьмерика и т.д.

Росписи в этом храме, вероятно, никогда не было, поэтому стены здесь просто побелены, какими они были после пожара 1735 года. Со светлыми стенами храм выглядит очень светлым и нарядным. Нарядности ему добавляют и необычные ступенчатые подоконники.

Основной иконой данного храма является образ ТроицыОсновной иконой данного храма является образ Троицы

Стены церкви содержат глиняные «голосники», усиливающие звучание голоса. Иконостас имеет первоначальную форму с низкими Царскими вратами и трехрядьем икон, среди которых присутствуют образы Деисуса, Ветхозаветной Троицы и почитаемых пророков. Освещалась церковь паникадилом конца 16 столетия. Так же с восточной стороны собора, но на первом ярусе ближе к Колокольне расположен и небольшой придел Иоанна Блаженного. 

Церковь Иоанна Блаженного (восток)

Этот самый малоизвестный церковный придел был отреставрирован только в 2018 году. И сегодня его интересно посетить и узнать факты о еще одном московском юродивом, который жил немного позже Василия Блаженного.

Иоанн Блаженный прятал свои вериги в большой колпак, за что его прозвали Большим колпакомИоанн Блаженный прятал свои вериги в колпак, за что его прозвали Большим колпаком

Уроженец Вологды, Иоанн в молодости работал в солеварне в должности водоноса. Но затем, переехав в Ростов, он выбрал путь странствующего юродивого. Его отличало ношение железного колпака на голове, за что его прозвали Большим колпаком. Под этим прозвищем его знали и в Москве, куда он попал в конце жизни и где познакомился с Борисом Годуновым. Как и Василий Блаженный, Иоанн истязал себя ношением железных вериг с медными крестами, ходил почти голый и жил впроголодь, питаясь только водой и хлебом. Почитал этого юродивого и царь Федор Иоаннович, который велел похоронить его около только что сооруженного придела Василия Блаженного (1589). Говорят, что Иоанн сам указал место своего успокоения, предвидя скорую кончину. Сегодня над его мощами находится рака.

Небольшой придел Иоанна Блаженного находится слева от КолокольниНебольшой придел Иоанна Блаженного находится слева от Колокольни

Спустя почти столетие после смерти Иоанна произошло обретение его мощей (в 1672 г.), которые оказались чудотворными. Иоанн был канонизирован, и над местом его захоронения был сооружен еще один храм – одиннадцатый и последний в соборном комплексе. В 18 столетии во время одной из частых внутренних перестроек храма церкви двух московских юродивых Василия и Иоанна были соединены переходом. Но в 30-х годах 20 века при советской власти этот переход был заложен, а сами приделы превратились в подсобные помещения. Храмовые иконостасы и вся церковная утварь были утрачены.

Церковь Иоанна Блаженного восстановлена реставраторами самой последнейЦерковь Иоанна Блаженного восстановлена реставраторами самой последней

К счастью, перед уничтожением данных храмов были сделаны фотографии, по которым удалось воссоздать облик иконостасов, да и часть подлинных икон была обнаружена и возвращена на прежние места.

Сегодня в этой небольшой церкви можно увидеть недавно восстановленный иконостас и подлинные Царские врата, золоченые хоругви, украшавшие церковный вход в конце 19 столетия, а также личные вещи Святого Иоанна в виде венца, верижного креста и пояса. Интересно посмотреть на воссозданные кирпичные кладки пола, сводов, стен и, увидеть обнаруженную реставраторами настенную фрагментарную роспись 17-19 веков.

Царские врата придела Иоанна Блаженного полностью реконструированы по фотографиямЦарские врата придела Иоанна Блаженного полностью реконструированы по фотографиям

Все вышеперечисленные церкви-приделы расположены вокруг основной центральной церкви, давшей название всему храму – Покровской.

Церковь Покрова Богородицы (центр)

Как уже упоминалось, День Покровской Богоматери отмечался как раз накануне дня взятия Казани – 1 октября. Казань же пала 2 октября. Праздник явления Пресвятой Богородицы являлся очень важным для христианской церкви. И в честь совпадения этой даты с долгожданным взятием Казани основной церковью собора стал именно Покровский храм.

Стены Покровской церкви расписывались неоднократноСтены Покровской церкви расписывались неоднократно

Покровский храм – основной и самый высокий в соборном ансамбле (47,5 м.) – сооружен как восьмерик на четверике. Стены собора расписывались неоднократно. Реставраторам удалось обнаружить здесь самую первую роспись по сырой штукатурке «под кирпич» и храмозданную летопись 16 столетия, содержащую точное указание даты завершения строительства и освящение собора, пришедшуюся на 29 июня 1561 года.

В храмозданной летописи Покровской церкви указана точная дата ее освященияВ храмозданной летописи Покровской церкви указана точная дата ее освящения

Поверх первоначальной росписи была наложена масляная живопись 18 века. А поверху нее находится сюжетная масляная роспись конца 19 столетия. Первоначальный иконостас храма утрачен. Во второй половине 18 века здесь был установлен каркасный иконостас из храма Черниговских чудотворцев Московского Кремля, украшенный позолоченными оловянными накладками. Многие древние иконы 16 века были найдены и возвращены в храм.

Царские врата Покровской церкви являются самыми богатыми в собореЦарские врата Покровской церкви являются самыми богатыми в соборе

Венчает храмовый иконостас «Коронование Богоматери» - икона 18 века, когда в период правления Екатерины Второй большое распространение получили сюжеты коронования Небесной Царицы. 

Над иконостасом расположена икона 18 столетия - Коронование БогоматериНад иконостасом расположена икона 18 столетия - Коронование Богоматери

Данные мотивы были позаимствованы из католичества и оказались синтезом светского и церковного искусств.

Колокольня (юго-восток)

Первоначально Покровский собор имел звонницу, которая во второй половине 17 века по причине обветшалости пришла в негодность и была заменена на новую каменную Колокольню, стоящую до сегодняшнего дня.

Колокольня Покровского собора имеет шатровое завершение и выходит на юго-востокКолокольня Покровского собора имеет шатровое завершение и выходит на юго-восток

Как и все приделы собора, Колокольня представляет собой традиционное архитектурное сочетание мощного основания четверика и верхнего восьмерика, имеющего открытую и огороженную арочными пролетами площадку. Над площадкой находится высокий восьмигранный шатер, каждая из граней которого имеет зеленую фигурную черепицу, а ребра выделены изразцами в четырех цветах - белом, синем, коричневом и желтом. Шатер завершает луковичная главка с 8-конечным крестом.

Чтобы усиливалось звучание колоколов, в каждой из граней устроено по три специальных окошка - «слухи». Колокола 17-19 веков располагаются не только на самой площадке Колокольни, но и арочных проемах.

Все колокола размещены на открытой площадке КолокольниВсе колокола размещены на открытой площадке Колокольни

На стенах Храма Василия Блаженного можно увидеть пару фасадных икон, которые, конечно же сегодня находятся здесь в виде списков. Первая из них - фреска с образом Богоматери Знамение, появилась на соборном фасаде в 17 веке. Ее автор - Т.Архипов в верхних углах разместил образы юродивых – Василия и Иоанна.

Икона "Знамение" с обзорами московских блаженных, находится с восточной стороны собораИкона "Знамение" с обзорами московских блаженных, находится с восточной стороны собора

В конце 18 столетия фасад стены Колокольни был украшен иконой Покрова Пресвятой Богородицы. Первоначально она была в окладе, который сегодня является музейным экспонатом собора, как и сама икона. А освященный список Богородицы украшает стену Колокольни с 2011 года.

Список Иконы Покрова Богородицы можно увидеть на южной стороне КолокольниСписок Иконы Покрова Богородицы можно увидеть на южной стороне Колокольни

Галереи

Все храмовые здания Покровского собора, как уже не раз упоминалось, связаны в единую композицию сетью внешних и внутренних галерей, по которым можно обойти все соборные церкви.

Внешняя галерея

Снаружи весь ансамбль соборных храмов окружает внешняя обходная галерея, которая с 16 по 19 век была отрытой. После застекления она стала частью интерьера для многих церквей. 

Большая часть наружных галерей сегодня находятся в застекленном видеБольшая часть наружных галерей сегодня находятся в застекленном виде

С разных мест застекленных галерейных проемов хорошо видна Красная площадь, Спасская башня и Васильевский спуск. С внутренними галереями и всеми церквями внешнюю галерею соединяют арочные проемы и небольшие предхрамовые площадки, которые, в свою очередь являются частью внутренних коридоров.

внутренние галереи.jpgВнешние галереи соединены в общую коридорную сеть с внутренними галереями

Подъем на внешнюю галерею осуществляется по ступенькам высоких и массивных крылец, расположенных на западной стороне собора с севера и юга.

Внутренние галереи

Главная внутренняя галерея окружает основной соборный храм – Покровский. Ее стены и своды являются границами для всех других церквей. Сегодня полностью отреставрированы росписи всех галерей, которые в разных местах отличаются временем и способом написания. Есть здесь фрагменты темперной росписи 16 века, есть растительный орнамент 17 столетия, есть и образцы масляной живописи 19 века.

В некоторых местах можно увидеть фрагменты старой росписи на фоне росписи более позднейКое-где можно увидеть фрагменты старой росписи на фоне росписи более поздней

Входы в центральный Покровский храм выполнены в виде резной кирпичной кладки, которая органична галерейному декору. Освещение внутренней галереи осуществляется при помощи слюдяных фонарей 17 века, что создает очень аутентичную атмосферу. Почти все полы внутренних галерей выложены «елочкой», причем, среди современных кирпичей, появившихся здесь при реставрации можно увидеть и прочные кирпичи 16 столетия. Они темнее и более устойчивы к истиранию.

Освещение галерейных проходов очень аутентичноОсвещение галерейных проходов очень аутентично

В некоторых внутренних коридорах, например, в западных, надо обратить внимание на характерный способ укладки перекрытия сводов при помощи маленьких и фигурных кирпичиков, которые создают эффект плоского потолка. Эта удивительная и необъяснимая до сих пор технология при отсутствии цемента была уникальным инженерным решением для 16 столетия и единственным в мире на тот период. Впоследствии эта кладка была закрыта росписью под кирпич.

Даже если учесть, что в качестве цемента использовалась смесь песка и гашеной извести с яичным белком, то понять, как строители рассчитали критическую кривизну и максимальный угол укладки кирпича, который держится уже шестое столетие и выглядит плоским - ученые до сих пор не в силах. 

Как инженерно выполнен плоский потолок до сих пор остается загадкойКак инженерно выполнен плоский потолок до сих пор остается загадкой

Пол в этой части собора выложен в виде «розетки», а стены расписаны «под кирпич», причем интересно, что нарисованные кирпичи по размеру совпадают с настоящими. Внутренние галереи, объединяющие все приделы, являются узкими улочками лабиринта очень необычного городка храмов, которым, по сути, является Собор Василия Блаженного. 

Гулять по внутренним галереям, соединяющим все соборные приделы, одно удовольствиеГулять по внутренним галереям, соединяющим все соборные приделы, одно удовольствие

По этим «улочкам» хочется гулять очень долго, рассматривая цветочно-растительные узоры росписей, восхищаясь мастерством и оригинальностью мышления строителей.

Подклет

Как уже упоминалось, Покровский собор имеет два яруса. Все основные храмы, объединенные сетью галерей, находятся на втором ярусе, который в свою очередь базируется на подклете, установленном на 2-метровом белокаменном ленточном фундаменте. Раньше на Руси словом «клеть» обозначалось жилое помещение, а то, что находилось под ним - называлось «под клетью». Подклети были холодными и непригодными для жилья. Они служили в основном для складских и иных нужд.

Подклет Покровского собора имеет толстые стены (3 м) и высоту до 6 метровПодклет Покровского собора имеет толстые стены (3 м) и высоту до 6 метров

Поскольку фундамент Покровского собора был не очень массивным, то основной опорой для девяти церквей являлся как раз соборный подклет. Для того, чтобы выдержать вес многочисленных храмов, подклет имел не только толстые 3-метровые стены, но и в плане полностью соответствовал второму этажу. Высота помещений подклета составляла 6-6,5 метров. Его своды, базировавшиеся на могучих перекрытиях, тоже были очень мощными.

В конце 16 века в помещениях подклета находилась царская казна, о чем хорошо знали бандиты, решившие ее ограбить. Однако, их заговор был раскрыт и преступники казнены, а царские сокровища перенесли в более надежное место в Кремле. Впоследствии соборный подклет сдавался в наем. Никаких декоративных росписей там не было, стены имели вентиляционные каналы, что способствовало хорошей сохранности золота и серебра, мехов и дорогих материалов.

Подклеты были очень хорошо приспособлены для хранения ценностейПодклеты были очень хорошо приспособлены для хранения ценностей

Толстые 3-метровые стены надежно защищали от возможных пожаров. Так что, место для хранения дорогих вещей здесь было просто отличным. Сегодня в подклете можно познакомиться с уникальными экспонатами музея в виде коллекции старинных икон, археологических артефактов и архитектурных раритетов, найденных во время реставрации собора.


Наиболее ценными иконами являются образы Василия Блаженного (16 век), Покрова Пресвятой Богородицы (17 век) и Богоматери Знамение (18 век).

Сегодня в музейной экспозиции подклета можно увидеть уникальные иконыСегодня в музейной экспозиции подклета можно увидеть уникальные иконы

Таким образом, Храм Василия Блаженного, это не только великая и уникальная исторически-архитектурная достопримечательность, но и собрание прекрасной музейной экспозиции. Поэтому собор всегда востребован любознательными туристами, желающими приобщиться к прошлому великой России.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: