Адрес: Красная площадь

На северной границе Красной площади, между Историческим музеем и комплексом зданий Красного Монетного двора, находящимся за Казанским собором, возвышаются очень интересные средневековые ворота, именуемые Воскресенскими и замыкающими собой одноименный проезд.

Содержание:

  1. История первых ворот (Неглинских)
  2. История Воскресенских ворот
  3. Воссоздание Воскресенских ворот
  4. Иверская часовня

Сегодняшние Воскресенские ворота являются реконструкцией снесенных в 30-е годы 20 века проездных ворот 17-ого столетия. Данный архитектурный объект истории средневековой Москвы являлся в первой половине 16 века частью фортификационного укрепления в виде Китайгородской  стены.

Воскресенские ворота ограничивают территорию Красной площади с севераВоскресенские ворота ограничивают территорию Красной площади с севера

История первых ворот (Неглинских)

В эпоху становления Москвы как городского образования ее застройка шла по традиционному пути. Сначала было образовано поселение с княжеским двором – Кремль, который с начала 12 века постоянно окружали крепостными стенами. Со временем деревянные стены были заменены на каменные. За кремлевскими стенами начинался посад, за которым шли городские слободы.

Москва как городское образование формировалось в течении нескольких вековМосква как городское образование формировалось в течении нескольких веков

В 30-е годы 16 столетия в период регентского правления матери Ивана Грозного Елены Глинской было решено обнести мощными каменными стенами территорию разросшегося городского посада. На эту работу был определен известный архитектор фортификационных сооружений итальянского происхождения – Петрок Малый, работавший в это время в Москве.

Еще до возведения кирпичных стен тем же Петроком вокруг посада была сооружена земляная московская крепость в виде рва с земляным валом, которую в народе прозвали Китаем, поэтому возводимые стены вокруг Китая были названы Китайгородскими. Работа над их возведением была начата в 1635 году, после освящения предстоящей работы митрополитом Даниилом, который шел во главе крестного хода по линии предполагаемой стены. За процессией шли строители, укладывающие кирпичное основание.

Примерно таким земляным укреплением был окружен московский "Китай"Примерно таким земляным укреплением был окружен московский "Китай"

Каменная Китайгородская стена имела несколько проездных башен. Одна из них находилась на побережье речки Неглинной, поэтому ее назвали Неглинской, также как и ее проездные ворота. Это был прототип нынешних Воскресенских ворот. Неглинская башня с воротами, как и все другие аналогичные башни, строилась в качестве оборонной – с широким основанием и боевой площадкой. Ворота башни, состоявшие из двух проездных арок, ночью были закрыты, а днем открыты. Через них иноземные послы и простой люд попадали к торговым рядам Красной площади и в Кремль. Чтобы зайти в арки ворот, надо было перейти речку Неглинную по деревянному Курятному мосту, из-за чего ворота иногда назывались Курятными.


В середине 16 века данные ворота именовались Львиными, ибо около них некоторое время находилась клетка со львами – подарком английского короля Ивану Грозному. В начале 17 века деревянный Курятный мост был заменен каменным, его ширина составляла десять метров, а длина около 50-ти. В 1612 году именно через этот мост и именно через эти ворота ворвались на Красную площадь войска народного ополчения, возглавляемые Мининым и Пожарским, направляясь на территорию Кремля.

Макет Курятного (Воскресенского) моста можно увидеть в Музее археологииМакет Курятного (Воскресенского) моста можно увидеть в Музее археологии

В 30-е годы 17 века над въездными воротами сооружается галерея светлиц, в которую монархи могли пройти по специальным коридорам из дворца. Из окон светлиц цари наблюдали за подъехавшими иностранными послали, причем послов специально притормаживали, чтобы царь и его приближенные могли бы рассмотреть иностранцев повнимательнее.

В середине 17 века у будущих Воскресенских ворот Алексеем Михайловичем была встречена делегация, доставившая в столицу икону Иверской Богоматери, прибывшую с Афона (1648). В честь этого события спустя почти 20 лет в месте этой исторической встречи была установлена Иверская часовня (1669), и ворота стали именоваться Иверскими. Но еще через десятилетие, при царе Федоре Алексеевиче, данные проездные ворота были снесены и на их месте построены новые - Воскресенские.

История Воскресенских ворот

Новые проездные ворота на Красную площадь со стороны Тверской улицы возводились во времена царствования Федора Алексеевича (1680). Они были более торжественными и нарядными. Светлицы, расположенные над проездными арками, стали более просторными и имели башни с шатровыми завершениями. Верхняя часть каждой из башен была украшена двуглавым орлом. На уровне нижней галереи находились средневековые навесные бойницы, которые на Руси назывались «варницами» или «бойницами косого боя», а на западе данный архитектурный элемент имел французский термин – машикули.

Новые Воскресенские ворота стали основным парадным въездом на территорию Китай-городаНовые Воскресенские ворота стали основным парадным въездом на территорию Китай-города

Фасады галереи и башенных светлиц имели такие архитектурные украшения как оконные наличники, балюстрады, пинакли, врезные полуколонны и т.д. Нижняя часть ворот состояла из двух арочных проездов, над каждым из которых имелся киот для икон. Со стороны въезда были расположены иконы - Воскресение Христова и Георгий Победоносец, а с противоположной стороны – Сергий Радонежский и Петр Митрополит. Между арками ворот со стороны Неглинной была оборудована небольшая Иверская часовня.

Въезд со стороны Неглинной через был основным подъездом к Кремлю. Худ. А ВаснецовВъезд со стороны реки Неглинной был основным подъездом к Кремлю. Худ. А Васнецов

К концу 17 столетия по ветхости и за ненадобностью отдельные фрагменты Китайгородской стены начали разбираться. Были разобраны стены и в районе Воскресенских ворот. На их месте появились административные строения - Земский приказ и Красный монетный двор, при котором находилась долговая тюрьма. Кстати в этой долговой тюрьме Емельян Пугачев проводил время в ожидании своей казни, а Александр Радищев ожидал отправки в ссылку.

Во времена правления Петра Первого статус Воскресенских ворот повысился – они стали Триумфальными. Через них проходил Петр во главе торжественной процессии после заключения Ништадтского мира под колокольный перезвон и пушечную пальбу в 1721 году.

Часто Воскресенские ворота называли Иверскими из-за находящейся перед ними часовниЧасто Воскресенские ворота называли Иверскими из-за находящейся перед ними часовни

Воскресенские ворота не раз страдали от пожара, в частности в 1737 году, после которого были реставрированы. В дни торжеств Воскресенские ворота становились объектом украшения. Например, в 1742 году при вступлении на престол Елизаветы Петровны, приехавшей в Москву для совершения коронации. В тот день в качестве украшения на воротах было установлено более 30 знамен, 40 ковров, пятьсот горящих фитилей и т.д. А в честь подписания Кучук-Кайнарджийского мира (1775) на воротах можно было увидеть символические изображения песочных часов, Сатурнов, Меркуриев и т.д.


В середине 18 века выдвигались различные идеи по полной реконструкции Воскресенских ворот, то в стиле Триумфальный арки О.Бове, то в виде 80-метровой арки с тремя десятками скульптур. Ни один из предложенных проектов не был реализован, ворота престо оформили в более нарядном виде, добавив лепнины, колонн, ваз и скульптур.

К Иверской Богоматери непременно заходили все монархи, в том числе и Елизавета ПетровнаК Иверской Богоматери непременно заходили все монархи, в том числе и Елизавета Петровна

Все вышеперечисленное касалось внешнего вида Воскресенских ворот, что же касается внутренних помещений их башен, то они тоже не пустовали. Перестав быть царскими светлицами, эти помещения функционировали то в роли одной из лабораторий Монетного двора (первая половина 18 века), то в роли типографии университета (вторая половина 18 века), то в роли хранилища архивных документов правления губерний.

После ухода французов из Москвы в 1812 году и последовавшего за ним страшного пожара, Воскресенские ворота вновь требовали реставрации. Восстановление ворот проводилось совместно с общей реконструкцией всей околокремлевской территории. Самым глобальным решением по реконструкции, проводимой архитектором О.Бове, была ликвидация Воскресенского моста, находившегося непосредственно перед воротами.

После ликвидации моста перед Воскресенскими воротами образовалась площадьПосле ликвидации моста перед Воскресенскими воротами образовалась площадь

Для того, чтобы убрать мост, реку Неглинную перекрыли сводами и засыпали землей. Воскресенский мост перестал существовать. Он был обнаружен лишь спустя почти 150 лет в результате археологических раскопок, проводимых в данном районе в 90-е годы 20 века. Сегодня любознательные туристы могут увидеть фрагменты этого моста в качестве основного экспозиционного объекта в подземном Музее археологии на Манежной площади.

В период революционных событий 1917 года Воскресенские ворота стали оборонительным баррикадным рубежом, взятым большевиками. В башенных помещениях Воскресенских ворот после установления советской власти разместились службы Исторического музея.

Опоры бывшего Воскресенского моста можно увидеть в Музее археологииОпоры бывшего Воскресенского моста можно увидеть в Музее археологии

Летом 1929 года была снесена Иверская часовня, место которой заняла скульптура рабочего. Иверская икона предположительно была перенесена в Воскресенский храм Сокольников. А в начале 30-х годов были снесены и сами Воскресенские ворота, чтобы освободить пространство для колонн демонстрантов в дни праздничных мероприятий. Проезд Воскресенских ворот, лишившись их, стал называться Историческим.

На Историческом проезде ничто не напоминало о Воскресенских воротахНа Историческом проезде ничто не напоминало о Воскресенских воротах

Воссоздание Воскресенских ворот

В 80-х годах 20 столетия в период ремонта подземных коммуникаций в районе Исторического проезда обнаружились остатки фундаментных основ Воскресенских ворот и остатки Китайгородской стены. Археологи начали проводить здесь раскопки, в результате которых обнаружили части строений 13 столетия, керамику и украшения, относящиеся к 14-17 векам. Однако, завершить раскопки археологам не дали. Котлован был засыпан.

Дело в том, что в первой половине 90-х годов по решению правительства Москвы началась реконструкция околокремлевской территории с целью воссоздания ее исторического вида. Стали возвращаться исторические названия и улицам. Так, Исторический проезд вновь стал называться проездом Воскресенским.

Спустя почти 80 лет Воскресенские ворота вновь стали украшением московского центраСпустя почти 80 лет Воскресенские ворота вновь стали украшением московского центра

Группе сотрудников института «Спецпроектреставрация», возглавляемой архитектором О.Журиным поручили воссоздание Воскресенских ворот и Иверской часовни. После обследования фундамента и утверждения проекта, начались строительные работы, которые продолжались около года. Воссозданные ворота стали относиться к Историческому музею, а Воскресенский проезд стал пешеходным. Вернули на свое место и Иверскую часовню.

Иверская часовня

Как уже упоминалось, икона Иверской Богоматери прибыла из Афона в Москву в 1648 году. У Неглинских ворот ее встретил сам государь – Алексей Михайлович, который и заказывал этот список с афонского образа через архимандрита греческой обители Пахомия, посещавшего столицу в 1647 году. Выполненный образ был точной копией афонской Иверской Богоматери. Установили его на въезде на китайгородскую Красную площадь на тогда еще Неглинских воротах под небольшим навесом. В 1669 году Николо-Перервинским монастырем было оборудовано новое укрытие для иконы – деревянная часовня. Священнослужители этого монастыря ее обслуживали, и с нее же, соответственно, получали неплохой доход.

Образ Иверской богоматери является одним из самых почитаемых в христианском миреОбраз Иверской богоматери является одним из самых почитаемых в христианском мире

История Иверской иконы, сохранившаяся в славянских сказаниях, начинается в легендарном Константинополе в 9 столетии, в период иконоборчества, когда все иконописные образы подвергались уничтожению. Одна из константинопольских христианок опустила икону в море, предоставив ей свободное плаванье вместо уничтожения. Через двести лет данная икона была обретена монахами афонского Иверского монастыря. Она, якобы, плыла по морю при поддержке огненного столба.

Преподобному Гавриилу Святогорцу накануне обретения было видение Богородицы, после которого он пешком прошел по воде до иконы и вынес ее на берег. Обретенная икона была помещена на почетное место в главном монастырском храме, но к удивлению монахов, каждое утро она оказывалась над входными воротами монастыря. Поэтому для обретенной иконы, названной Иверской (по названию монастыря), был оборудован киот над воротами, а позднее около входа возвели часовню. Сама же икона получила второе название – Вратарница или Привратница. Поэтому размещение иконы Иверской Богоматери над парадными въездными воротами перед Красной площадью было неслучайно.

Часовня с иконой Вратарницы находилась у парадного въезда на Красную площадьЧасовня с иконой Вратарницы находилась у парадного въезда на Красную площадь

Деревянная часовня у Воскресенских ворот перестраивалась не раз. В каменном виде она была сооружена архитектором М.Казаковым в 1791 году. В процессе восстановительных работ после московского пожара 1812 года мастерством санкт-петербургского художника итальянского происхождения П.Гонзаго Иверская часовня стала своеобразным памятником в честь победы над наполеоновскими войсками. Часовня украсилась и внутри и снаружи, купол был выкрашен голубой краской и усыпан звездами, над которыми возвышался позолоченный ангел с крестом. У входа посетителей встречали скульптурные изображения святых Петра и Павла.

Нахождение Иверской иконы перед входом на самую главную городскую площадь привело к созданию определенных традиций всех, кто проходил под Воскресенскими воротами. Прежде всего, надо было приложиться к иконописному образу, а проходить под воротами мужчинам надо было без головного убора.

Оформленная художником П.Гонзаго часовня стала выглядеть очень наряднойОформленная художником П.Гонзаго часовня стала выглядеть очень нарядной

Иверская часовня была очень почитаемым местом в Москве, и всегда заполнена людьми, хотя вместимость помещения была очень даже небольшой – до 50 человек. Иверскую икону москвичи очень часто «вызывали» для домашних молитв, куда она отправлялась на специальной карете. А чтобы место иконы не пустовало, были заказаны еще и другие списки с афонского образа. Количество тех списков точно неизвестно.

За помощью к Иверской Богородице обращались и многочисленные учащиеся Москвы, особенно в период сдачи экзаменов. Кроме свечек они приносили в часовню белые розы. Даже представители криминального мира ставили свечку Богородице перед очередным рискованным делом.

Посещали часовню и сильные мира сего, например, император Николай Второй с супругойПосещали часовню и сильные мира сего, например, император Николай Второй с супругой

Иверская часовня и ее чудотворная икона частенько упоминались в литературных произведениях. Писали о них Л.Толстой, И.Бунин, И.Шмелев, М.Цветаева и другие писатели и поэты. Марина Цветаева дала иконе очень образное определение, назвав ее червонным сердцем Москвы. До революционных событий 1917 года часовня находилась в ведении Николо-Перервинского монастыря. После его закрытия советской властью, бесхозная часовня была подвергнута разграблению (1918). Пропали многие ценности, дары, чудом сохранился драгоценный оклад основной Иверской иконы.

Изначально Моссовет разрешил общине верующих проводить в часовне службы, но в 1922 году по программе конфискации церковного имущества все оставшиеся предметы утвари с крестами, окладами и иконами изъяли. Оставили часовню и без ее главной ценности – Иверской Иконы, хотя некоторые старожилы утверждают, что икону вывезли в Сокольники в Воскресенскую церковь. Есть предположение, что тот список хранится в Донском монастыре. Но поскольку списков иконы в часовне было несколько, то точно установить их судьбы уже невозможно.

в 20-е годы 20 века Часовня была объектом атеистической пропагандыВ 20-е годы 20 века Часовня была объектом атеистической пропаганды

В первые годы советского правления становилась часовня и объектом атеистической пропаганды. Около нее проводились антирелигиозные мероприятия, в кострах жглись святыни, агитбригады пародировали церковные обычаи. К Первомаю около часовни устанавливалась красная звезда и плакат «Религия – опиум для народа». Закончилась атеистическая борьба сносом часовни, на что строителям коммунизма хватило всего одной ночи. Вскоре та же участь постигла и Воскресенские ворота.

Место снесенной часовни заняли агитационные плакаты Место снесенной часовни заняли агитационные плакаты

В 1994 году московское правительство дало разрешение на воссоздание Иверской часовни с Воскресенскими воротами, а патриархом Алексием Вторым было освящено начало работ. Пока шли проектные и строительные работы (архитектор О.Журин), в Афонском монастыре был написан новый список Иверской Богоматери, который был установлен в часовне после завершения всех работ. Воссозданная Иверская часовня начала функционировать с октября 1995 года.

В воссозданном храме посетителей встречает новый образ Иверской БогоматериВ воссозданном храме посетителей встречает новый образ Иверской Богоматери

О популярности Иверской часовни говорит тот факт, что в некоторых городах возводились ее копии, тоже впоследствии уничтоженные – в Томске (1858), в Белграде (1931), в Харбине (1933). Сегодня посетить этот небольшой православный московский храм можно с 8 до 20 часов. А если есть желание попасть на богослужение, то надо иметь в виду, что они проводятся с 8.00 каждые два часа с участием различных представителей городского духовенства.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: