Адрес: Волжский проспект, 1

Самый известный самарский монастырь, основанный в середине 19 века, когда-то располагался на городской окраине, а сегодня он является украшением исторического центра и находится на пересечении самых популярных туристических маршрутов Самары. Его колокольня и главы храмов хорошо видны со смотровой площадки Пушкинского сквера, замыкающего собой Площадь Чапаева.

Содержание:

  1. История монастыря
  2. Что посмотреть в Иверском монастыре

Иверский монастырь в Самаре

По монастырской территории приятно гулять – она ухожена и засажена цветами. Сегодня этот действующий женский монастырь Самарско-Тольяттинской епархии - намоленное и тихое место, которое любят посещать туристы, а начиналось его создание с небольшой стихийно возникшей женской православной общины.

История монастыря


Иверская община

До середины 18 века и, как считается, со времени основания Самары, в городе существовал небольшой женский православный Спасо-Преображенский монастырь. Там проводили дни в трудах и моленьях чуть менее 30 насельниц, содержавшихся на государственной дотации и на пожертвованные суммы. При Екатерине Второй монастырь был ликвидирован, а его монахини переведены в Симбирскую обитель.

В начале 19 века, в память об упраздненном монастыре, в городе возникает религиозное движение «келейниц», добивающихся открытия женской православной общины. Эта идея не сразу, но нашла поддержку среди влиятельных горожан купеческого и дворянского сословия и местного православного руководства. Благодаря их поддержке, ходатайствам и материальной помощи в Самаре к середине 19 века появилась женская православная община из 38 женщин, решивших посвятить себя иноческой жизни.

Современная территория Иверского монастыря в СамареСовременная территория Иверского монастыря

Место для будущей общины они выбрали сами – это была городская пустынная окраина на волжском берегу, за Струковским садом. Поддерживающие данное религиозное движение купцы выкупили приглянувшиеся женщинам земли и подарили их формирующейся общине. Так начало создаваться монашеское хозяйство с садами и огородами, с религиозными и хозяйственными постройками.

В сентябре 1850 года на освященном месте было заложено основание первой обительской часовни. Прибывший на это мероприятие епископ Феодотий благословил будущих монахинь образом Иерусалимской Богоматери. Строительство келейных корпусов и часовни шло как на личные сбережения насельниц, так и на многочисленные пожертвования прихожан.

Большая сумма на возведение монастыря поступила из Елабуги, от купчихи Е.Марихиной, которая к тому же пожертвовала создаваемому храму фамильную икону в богатом окладе «Иверскую богоматерь». Именно в честь этого образа и был назван самарский женский монастырь. Уже к концу года начала функционировать небольшая часовня, при которой находились и жилые помещения.

Афонская икона Иверской богоматериАфонская икона Иверской богоматери

К 1855 году община имела небольшой и не очень уютный деревянный храм Иверской Божьей Матери, деревянные жилые корпуса, флигеля и несколько хозяйственных построек. После официального утверждения общины Александром Вторым началось ее активное развитие. Прикупались новые земли, строились новые корпуса. Однако, пожертвованных денег на развитие общинного коллектива было не достаточно.

В 1857 году часть монастырской территории была отведена под некрополь для городских жителей. Похороны здесь должны были сопровождаться пожертвованием в размере от 100 рублей. Со временем эти пожертвования сильно увеличились.

Иверский монастырь

В 1860 году по многочисленным просьбам настоятельницы, община была переведена в статус общежитского монастыря, многие ее члены приняли постриг, а настоятельница стала игуменьей.

Монастырю были отданы земли с покосными лугами и с рыбными местами. Монахини организовали фруктовый сад, огородные наделы и пчелиную пасеку. Шло строительство «холодного» Сретенского храма и каменной монастырской стены. Состоятельные горожане продолжали жертвовать обители большие средства, на которые была построена больница и церковная школа. Постепенно в монастырские корпуса был проведен водопровод.

Сретенский храм самарского Иверского монастыря. Вторая пол.19 векаСретенский храм

Но остро стоял вопрос о строительстве «теплого» большого храма и каменной колокольни вместо звонницы из четырех столбов. Опять-таки помогли благотворители, которые просто везли в дар монастырю большие партии кирпича. Новая монастырская колокольня, смотрящая на нынешнюю улицу Фрунзе (ранее Саратовскую), была сооружена недалеко от Святых ворот. 

Иверский храм, Колокольня и Сретенский храм Иверского монастыря. Нач.20 векаИверский храм, Колокольня и Сретенский храм Нач.20 века

Ее снабдили 500-пудовым колоколом и большим позолоченным крестом. Большую помощь развитию монастыря оказывал городской губернатор Петр Алабин, который впоследствии также был похоронен на территории монастыря. Его надмогильный памятник сохранился до наших дней.

Надмогильный памятник П.Алабину в Иверском монастыре СамарыНадмогильный памятник П.Алабину

В 1882 году на благотворительные деньги начал сооружаться новый каменный «теплый» Иверский храм с примыкающим к нему трехэтажным настоятельским корпусом и с оборудованной открытой галереей. В 1888 новый храм был освящен.

Благодаря новым постройкам, Иверский монастырь, расположенный на крутом берегу Волги, постепенно становится городским украшением со стороны Волги. В начале 20 столетия монастырские строения сложились в гармоничный архитектурный ансамбль, которой состоял из трех храмов, более 20 жилых и мастерских корпусов, школы и многочисленных хозяйственных построек. Вокруг строений были высажены деревья и кустарники, разбиты многочисленные цветники.

Иверский монастырь. Вид с Волги. Начало 20 века.Иверский монастырь. Вид с Волги. Начало 20 века.

К этому времени на территории монастыря обитало более четырехсот монахинь. Монастырь славился мастерством иверских вышивальщиц, которые изготовили знаменитое Самарское знамя, ставшее символом борьбы за свободу в Болгарии, где оно и сегодня свято хранится. Кстати, именно это знамя взято за основу при создании флага Самарской области.

Самарское знамя, изготовленное иверскими монахинямиСамарское знамя, изготовленное иверскими монахинями

Кроме вышивания, иверские монахини шили церковную и мирскую одежду, стегали одеяла, переплетали книги, расписывали иконы, ткали ковры и прочее…Во время Первой мировой войны иверские мастерицы снабжали сшитой ими одеждой и бельем русских солдат.

Советский период

С приходом советской власти в город, обитель закрывается, все его ценности изымаются губфинотделом. Однако, монастырскими храмами могли еще какой-то период пользоваться верующие, объединившиеся в зарегистрированную религиозную общину. Жилые корпуса стали коммунальным жильем для рабочих новых советских предприятий. Бывшие монахини, оставшиеся жить на территории бывшего монастыря, платили квартплату наряду со всеми прочими новыми жильцами.

Мастерские были отданы швейной артели, но к середине 20-х гг. артель прекратила свое существование. Храмы закрылись, и территория бывшей Иверской обители превратилась в жилой Рабочий поселок, о котором напоминает проходящая недалеко улица с аналогичным названием. Монастырскую колокольню разобрали в 1930 году вместе с оградой и ненужными монастырскими строениями. Монастырское кладбище, содержащее более тысяч захоронений самарских граждан, было разорено, склепы и надмогильные памятники уничтожены. Лишь могилу Петра Алабина не тронули новые хозяева страны Советов.

Советский Куйбышев в 70-х гг 20 века без монастыряСоветский Куйбышев в 70-х гг 20 века без монастырских куполов

Сретенский монастырь был взорван, некрополь священнослужителей на верхней территории также уничтожен. Там выросли жилые массивы. Говорят, что всех оставшихся сестер монастыря отправили по Волге на старой барже из города, но баржа та никуда не прибыла, ибо была затоплена вместе с пассажирками.

В начале 90-х годов в период возрождения отечественной духовности все не утраченные до конца строения и территория некрополя были признаны архитектурно-историческими памятниками и возвращены Самарской епархии. Начался период восстановления Иверской обители, его храмов, колокольни, золотошвейной и иконописных мастерских, библиотеки и некрополя.

Современный восстановленный Иверский монастырьСовременный восстановленный Иверский монастырь

На воссозданной колокольне, которая заняла прежнее место, установили колокола с электронными курантами, имеющими GPS спутниковую синхронизацию. Эти куранты можно слышать каждый час.

Что посмотреть в Иверском монастыре

Монастырь находится на высоком левом волжском берегу и огорожен новой каменной стеной. Раньше вся территория делилась на две части – верхнюю (больше размером) и нижнюю - основной дорогой, соединяющей Святые и выездные ворота. Когда сегодня через Святые ворота с конца улицы Фрунзе мы входим на территорию монастыря, то видим только нижнюю часть (слева), ибо верхняя (справа), кроме восстановленной Иверской церкви, застроена в советский период жилыми домами.

Иверский монастырь. Основные достопримечательности

В той – верхней части стоял со второй половины 19 века самый большой и самый красивый монастырский храм – Сретенский (арх.К.Макер). Высота этого прекрасного здания в псевдовизантийском стиле была более 40 метров. Храм был пятиглавым, трехпрестольным, с беломраморными стенами и многоярусными резными иконостасами, но это был «холодный» - не отапливаемый храм. 

Сретенский храм и колокольня Иверского монастыря в нач.20 векаСретенский храм и колокольня в нач.20 века

Тем не менее, до появления в Самаре Кафедрального собора (тоже разобранного в 30-х гг. 20 в.) Сретенский был наиболее посещаемым и любимым у горожан культовым сооружением. Его взорвали в 30-е годы. Теперь вместо него и монастырского некрополя стоят жилые дома.

Колокольня

Первое, что видит каждый входящий на монастырскую территорию, это, конечно же, стройная колокольня с надвратной церковью Св.Николая.

Колокольня Иверского монастыря в СамареКолокольня

Долгое время Иверский монастырь не имел своей колокольни. Звонница представляла собой группу колоколов, закрепленных на четырех столбах. Денег на строительство колокольни не было, ибо шло строительство храмов, корпусов, мастерских, требующее больших капиталовложений. Но благодаря материальной большой помощи прихожан, которая выражалась и в денежном эквиваленте и в дарении больших партий кирпича, дело сдвинулось с места.

И вот в конце 70-х гг. 19 века главные монастырские ворота украсились стройной и величественной 65-метровой пятиярусной и одноглавой каменной колокольней.

Колокольня Иверского монастыря в конце 19 векаКолокольня монастыря в конце 19 века

Иверская колокольня, сразу же после окончания ее строительства, стала признанным символичным украшением города, его «визитной карточкой». Средняя ее часть, согласно традициям, была предоставлена для размещения Храма Св.Николая. Верх колокольни был украшен восьмигранным барабаном с узкими оконцами и куполом с крестом.

Новая колокольня, взамен уничтоженной в 30-е годы, появилась в монастыре к 2011 году с новыми 15-ю бронзовыми колоколами, отлитыми воронежскими колокольных дел мастерами, и с курантами, имеющими современное техническое управление.

Колокольня Иверского монастыря с ночной подсветкойКолокольня с ночной подсветкой

Колокольня, которая сегодня встречает туристов у входа на территорию обители, является точной копией уничтоженной при советской власти. И так же как уничтоженная, новая колокольня остается красивой городской достопримечательностью, видной из различных точек города и с Волги. Сегодняшнее сооружение снабжено современной ночной подсветкой и очень эффектно в темное время суток.

Храм Св.Николая 

Во время строительства монастырской колокольни в ее средним ярусе, по традиции Русской Православной церкви, был заложен надвратный храм, посвященный Николаю Чудотворцу. Этот небольшой храм также полностью был сооружен и оснащен на средства благотворителей.

Поклонный крест

Позади колокольни находится каменный Поклонный крест Кириллу и Мефодию (авт. В.Клыков,А.Иванович). Этот символ веры выполнен в форме солнечного круга, в центре которого размещен образ Христа. Над ним – Святая Троица, а с обеих сторон – образы Иоанна Крестителя и Богородицы.

Этот крест служит монастырским оберегом и местом, где можно помолиться на выходе или входе в обитель.

Иверская церковь

Далее, с правой стороны основной аллеи, находится основное богослужебное сооружение – Храм Иверской Богоматери.

Иверская церковь Иверского монастыря в СамареИверская церковь

То здание, которое предстает перед туристическим взором справа от главной аллеи, это второй Иверский храм. Первый – деревянный – находился ниже и был довольно прост в исполнении (типа часовни). Он, в несколько раз перестроенном виде, прослужил практически 30 лет, и на его месте нынче находится Иерусалимский храм.

Иерусалимский храм на месте первого Иверского храмаИерусалимский храм на месте первого Иверского храма

А новая Иверская двухпрестольная каменная церковь построена в 80-х годах 19 века, чуть выше деревянного, через основную дорогу, причем для освобождения места для его строительства была срыта значительная часть горы. Параллельно с храмом и соединяющийся с ним коридорной системой сооружался и настоятельский корпус. Поэтому внешний вид церковного здания напоминает параллелепипед.

В отличие от Сретенского храма, Иверский был «теплым», но довольно скромным в наружном декоре. Его верх увенчан массивным куполом с барабаном в десять окон, заканчивающимся небольшой главкой. Со стороны основной аллеи по всему фасаду тянулась открытая терраса.

Купол Иверского храма в СамареКупол Иверского храма в Самаре

Внутреннее оформление храма до революции было богатым. Резные дубовые позолоченные иконостасы в стиле рококо были изготовлены сибирскими мастерами. Иконы написаны палехскими иконописцами. Полы были сделаны из паркета. К сожалению, все это великолепие было утрачено во время размещения в церковном здании «Самараоблообувьбыта» в советский созидающий период.

После возвращения Иверского храма епархии здание было настолько непригодным для существования, что даже подумывали, а не построить ли новую церковь. Однако, глаза боятся – руки делают. Были проведены работы по укреплению фундамента, опор стен и поддержанию купола. Затем начались реставрационные работы, роспись стен, установка нового четырехъярусного иконостаса с иконами.

Внутренняя роспись Иверского храма в СамареВнутренняя роспись

Большая часть стеновых сюжетов посвящена Богородице. Центральные композиции отражают наиважнейшие моменты ее жизни – Рождество Христово и Успение богородицы. Образу Иверской богоматери отдан центральный алтарь. Установленные для поддержания купола столбы расписаны фигурами мучеников в полный рост.

От Иверской церкви можно спуститься вниз, к бывшему монастырскому некрополю и Иерусалимскому храму.

Некрополь

Крутой склон, идущий вниз от дороги, со второй половины 19 века был занят монастырским некрополем для мирян, к которому вела каменная лестница. Кладбище для священнослужителей находилось около уничтоженного Сретенского храма (в верхней части), и осталось под стоящими там сегодня жилыми строениями. 

Лестница от Иверского храма Иверского монастыря к НекрополюЛестница от Иверского храма Иверского монастыря к Некрополю

Сегодня от нижнего некрополя сохранились единичные захоронения, главным из которых является надгробный памятник Петру Алабину. Бывший губернатор города, заслуживший звание почетного гражданина Самары, много сил положил для процветания города и развития данной обители. Сестры монастыря содержат его могилу в должном почитании и уважении.

Могила П.Алабина в Иверском Некрополе СамарыМогила П.Алабина в Иверском Некрополе

В 90-х годах начались спасательно-восстановительные работы в Иверском некрополе, который был признан охраняемым объектом исторического наследия Самары. После изучения метрическо-архивных материалов и и проведении раскопок удалось идентифицировать большую часть захоронений. Обнаруженные и идентифицированные останки представителей дворянских родов, купцов, военных и чиновников, представителей культуры и искусства были перезахоронены в границах возрождаемого некрополя.

Восстанавливаемый Некрополь Иверского монастыря в СамареВосстанавливаемый Некрополь

Чуть ниже от некропольской территории находится Центр паломничества, т.е. гостиница для прибывших на моления. А вот рядом с захоронением П.Алабина находится новое монастырское строение - Часовня Царственных Страстотерпцев.

Часовня-храм Царственных Страстотерпцев

В 90-х годах, когда началось возрождение монастырских сооружений, помимо восстановления прежних, сохранившихся культовых строений, на территории обители появилось это новое храмовое здание, сразу же ставшее архитектурной доминантой возрожденного комплекса.

Часовня-храм Царственных Страстотерпцев в Иверском монастыреЧасовня-храм Царственных Страстотерпцев

Бело-красное небольшое сооружение, появившееся в центральной части обители, олицетворяет собой историческое прошлое Иверского монастыря, начинающего свое существование с часовни, которая в середине 19 века служила и молельным местом и жильем насельниц. Поэтому новый храм также является часовней.

Этот одноглавый кирпичный храм возведен за счет местного городского бюджета в русском стиле. Под его алтарем покоится земля, привезенная с места мученической смерти семьи Николая Второго. Об их убийстве напоминает и мемориальная доска часовни.

Вход на территорию Храма-часовни и Некрополя Иверского монастыряВход на территорию Храма-часовни и Некрополя

Роспись иконостаса в храме-часовне выполнена самими монастырскими сестрами. Иконостас напоминает об исторических событиях смены государственного режима в стране. Икона «Державная» - датой своего обретения (2 марта 1917 г.). То был период начала всей цепи страшных и кровавых событий потрясших Россию.

Вторая икона – изображение новомученнической семьи Николая Второго, погибшей в водовороте революционного переворота. В храме хранится и знаменитое Самарское знамя (копия). В перспективе предполагается создание в часовне музейной территории, рассказывающей об основных вехах истории Иверского монастыря.

Болгарские освободители с Самарским знаменем. 19 век"Болгарские освободители с Самарским знаменем. 19 век

А около часовни снова формируется некрополь из захоронений духовных лиц. Как говориться, все «возвращается на круги своя».

А чуть вперед по дорожке находится также восстановленный в 90-х гг. прошлого столетия Иерусалимский храм.

Иерусалимский храм

Этот каменный храм, имеющий общую трапезную и престол Иерусалимской иконы, был воздвигнут на монастырской территории к 50-летней годовщине обители (арх.Т.Хилинский), т.е. в начале 20 столетия. Строительство этого храма, как и большинства монастырских построек, осуществлялось на добровольные пожертвования самарских купцов и дворян.

Иерусалимский храм Иверского монастыря в СамареИерусалимский храм

А построен Иерусалимский храм в 1903 году на месте существовавшей здесь ранее первой теплой трехпрестольной деревянной Иверской церкви, которая функционировала в монастыре с 1855 по 1901 гг., и в фундаменте которой был сооружен очень небольшой предел Иерусалимской иконы. Этот предел существовал с северной стороны храма, а с южной его стороны одно время находился Елено-Варваринский предел, построенный губернатором города Петром Алабиным в память об умерших жене и дочери.

Впоследствии деревянный Иверский храм был разобран по ветхости, тем более, что чуть выше уже стояла новая «теплая» Иверская церковь. Поэтому взамен разобранного первого монастырского храма появился храм Иерусалимский, предназначенный и для общих трапез, поэтому часто его называют трапезным.

Иверский храм, колокольня и Иерусалимский храм в Иверском монастыреИверский храм, колокольня и Иерусалимский храм

Это девятиглавый храм. В связи с тем, что основное его предназначение – Трапезная, на нижнем этаже были устроены хозяйственные подразделения пекарни, квасоварни и прочие.

В советский период здание храма активно использовалось – в нем расположился Клуб водников, использовавший алтарь в качестве сцены, обувная фабрика и коммунальные квартиры. Позднее, храмовые помещения были заняты Домом науки и техники. Благодаря этому Иерусалимский храм относительно хорошо сохранился и был первым среди восстановленных и возрожденных храмов монастыря в 90-е годы прошлого столетия.

Ротонда Иверского монастыря в СамареРотонда Иверского монастыря

Далее по любовно облагороженной территории можно прогуляться чуть вверх, к водосвятой Ротонде, по дороге любуясь многочисленными цветниками и наслаждаясь тишиной и покоем, которым не мешает даже близкое соседство с Жигулевским пивоваренным заводом.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: