Адрес: Адмиралтейский проезд, 1

Одним из главных петербургских символов по праву считается знаменитое Адмиралтейство. Это прежде всего исторический памятник – именно здесь лично Петром Первым была заложена верфь по созданию российских кораблей, здесь создавался отечественный флот, имеющий героическую и славную историю.

Петербургское Адмиралтейство

Во-вторых, Адмиралтейство является архитектурным памятником русского ампира 18-19 веков. История создания адмиралтейства и как судостроительного производства и как архитектурного градостроительного комплекса весьма интересна.

История создания и развития 

18 век

Как комплекс сооружений, созданный  для строительства и ремонта российских кораблей,  Адмиралтейство возникло при Петре Первом. Самое первое русское адмиралтейство было построено в городе Воронеже, а суда, построенные там, принимали участие в Азовском походе. 

 Гото Предестинация - корабль времен Петра Первого в ВоронежеГото Предестинация - корабль времен Петра Первого в Воронеже

В новом же городе, строящемся на Неве, в непосредственной близости от моря, строить корабли, как говорится, сам бог велел.

Строительство кораблей на петербургской адмиралтейской верфи в начале 18 векаСтроительство кораблей на петербургской адмиралтейской верфи

В начале 18 века на берегу Невы, при самом активном участии Петра, была построена деревянная адмиралтейская крепость-верфь. Время было военное, поэтому при сооружении верфи  были приняты соответствующие защитные меры, которые состояли в устройстве земляных валов, бастионов и рвов, заполненных водой. Так же с северо-восточной стороны за счет вырубки лесов была создана  обязательная эспланада (ровная просматриваемая площадка).

Уже к 1706 году, меньше чем за два года, был построен и спущен на воду первый петербургский корабль. А через десять лет в Адмиралтейском приказе работало уже 10 тыс. человек, которые трудились на строительстве кораблей, в мастерских и складских помещениях, занимались различными административными делами ведомства. При адмиралтействе даже существовала модель-камера, специальное помещение для хранения схем, чертежей и даже моделей уже построенных кораблей. Позже модель-камера переросла в Морской музей.

Адмиралтейство начала 18 века (гравюра)Адмиралтейство начала 18 века

В 1716 году комплекс одноэтажных адмиралтейских зданий был вытянут вдоль Невы в п-образном виде. А в 1719 году ворота адмиралтейского въезда впервые украшаются металлическим шпилем с фигуркой трехфлагового кораблика, сделанного голландскими мастерами. С тех пор, кораблик адмиралтейского шпиля стал символом города. С какого корабля был создан силуэт адмиралтейского кораблика доподлинно неизвестно, говорят что флаги его были чисто золотые, а в носовую часть был помещен один из личных строительных инструментов Петра Первого.

Кораблик АдмиралтействаКораблик Адмиралтейства

Тот первый кораблик, простоявший на шпиле практически сто лет, при ремонтных работах был утерян. Второй кораблик весом 65 кг, установленный взамен первого, продержался более семидесяти лет, а затем был отправлен в Морской музей. Его заменил повторяющий его в точности – третий кораблик.

Только после смерти Петра, уже в 30-х годах 18 столетия, были, наконец построены каменные адмиралтейские корпуса. Архитектор И.Коробов смог создать монументальное сооружение, не меняя его первоначального плана. Въездные ворота он украсил стройной башней с золоченым шпилем, заканчивающимся флюгером-корабликом. С тех пор и плывет тот кораблик на 72-метровой высоте, видный из разных частей города.

Адмиралтейская арка со шпилемАдмиралтейская арка со шпилем

В то время еще не существовало Дворцовой площади, не было нынешнего Зимнего дворца, а ненужная более эспланада постепенно превратилась в Адмиралтейский луг, на котором проводились народные гулянья, воинские ученья и пасся царский скот.

В 60-е годы того же столетия по градостроительному плану А.Квасова определились границы главных городских площадей. Адмиралтейский луг был покрыт каменной мостовой и постепенно превращался в Дворцовую площадь. Три главных городских улицы – Невского проспекта, Гороховой и Вознесенской – сходились к зданию Адмиралтейства.

Город хорошел, развивался, его облик становился стильным и узнаваемым. Настало время и само здание Адмиралтейства привести к общему гармоничному знаменателю с построенными рядом великолепными сооружениями. Эта задача легла на плечи архитектора А.Захарова в начале 19 века.

19 век

Оттолкнувшись от идеи создания Адмиралтейства как символа могущества российского флота, Захаров полностью перестроил корпуса зданий, сохранив, однако, общий существующий план и башню со шпилем И.Коробова.

Здание Адмиралтейства в начале 19 векаЗдание Адмиралтейства в начале 19 века

Остатки Адмиралтейского луга и верфные сооружения были превращены в бульвар, ставший впоследствии Александровским садом. Грандиозное, вытянутое на 400 метров вдоль Невы, сооружение состояло из внешних и внутренних корпусов. Коробовская башня была доминирующим центром.  Чтобы очень вытянутое здание  не смотрелось монотонно, оно было разбито на ритмические части – то выступающий портик, то гладкая стена. 

Ритм адмиралтейских корпусовРитм адмиралтейских корпусов

На всем протяжении корпусов можно увидеть разнообразные скульптуры, барельефы, аллегоричные изваяния и т.д. Лейтмотивом всех украшений легко читается морская тематика и могущество Русской морской державы.

Горельеф фронтона Адмиралтейства Петербурга

За весь период существования адмиралтейской верфи, с неё было спущено более 250 российских кораблей. Но с середины 19 века здание стало использоваться только как сугубо административное. Здесь, кстати, служили некоторые великие князья из династии Романовых. Находился здесь и Военно-морской музей.

Здания Адмиралтейства со стороны НевыЗдания Адмиралтейства со стороны Невы

В 60-е годы при Александре Втором маленькая адмиралтейская церковь превратилась в Собор Св.Спиридона Тримифунтского, для которого была возведена колокольня. Выросший статус церковного учреждения Адмиралтейства привел к разногласиям светского и церковного отношения к некоторым изображениям, украшающим адмиралтейские стены.  В результате многочисленных дискуссий часть языческих скульптур  и архитектурных украшений была убрана, хотя против их изъятия выступали архитекторы и художники города.

В конце 60-х на башне Адмиралтейства появились часы европейского производства. При Николае Втором эти часы были заменены на электрические.

Часы на здании Адмиралтейства в ПетербургеЧасы на здании Адмиралтейства

20 век

После революции адмиралтейское здание было занято и Военно-морским революционным комитетом, и конструкторским бюро Газодинамической лаборатории, и Высшим военно-морским инженерным училищем им. Ф. Дзержинского

Адмиралтейский кораблик над ПетербургомАдмиралтейский кораблик над Петербургом

С 2013 года здание Адмиралтейства отдано Главному командованию Военно-Морского Флота России. А петровский кораблик, пусть и в отреставрированном виде, все также плывет над городом и над Невой через годы, через социальные потрясения, войны, разрухи и восстановления.  Пожелаем же ему дальнейшего счастливого плаванья!


Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: