Адрес: Заячий остров
Режим работы: с 10.00 до 18.00

История Петропавловского собора неразрывно связана с возникновением на Заячьем острове Петропавловской крепости. Поскольку Петропавловская крепость была самой первой обжитой территорией Санкт-Петербурга, то вполне естественно, что первая городская церковь появилась именно здесь. В День Святых Петра и Павла 29 июня, в 1703 году, по велению Петра Первого произошла закладка церкви с именем этих святых.

Содержание:

  1. Колокольня Петропавловского собора
  2. Часы-куранты
  3. Здание Собора
  4. Некрополь
  5. Великокняжеская усыпальница

Петропавловский собор Петропавловской крепости Петербурга

Первая церковь, сооруженная менее чем за год, была деревянной. А через восемь лет, когда миновала угроза нападений извне, когда уже вовсю шло строительство первого российского города по европейским стандартам, над деревянной церковью начал возводиться храм из камня. Это произошло в 1712 год, когда Петербург был провозглашен официальной столицей страны. Поэтому собор, возводимый архитектором Д.Трезини, создавался уже в качестве главного храма всей империи.

Архитектурно соборное сооружение создавалось в стихийно возникшем в первых десятилетиях 18 столетия стиле «петровское барокко», основанном на смеси европейских барокко и классицизма, адаптировавшихся на русской почве. До Петра подобных православных храмов на Руси не возводилось, поэтому собор является не просто ярким памятником исторической эпохи Петра Первого, но и символичным сооружением новой европейскоподобной столицы.

Колокольня Петропавловского собора

Очень важную роль Петр отводил строительству высокой многоярусной колокольни, которая должна была нести большую символическую нагрузку столичного Петербурга. Поэтому с ее возведения и началось сооружение собора. Более чем 100-метровая колокольня, как и было задумано, была выше знаменитой московской колокольни Ивана Великого, а на деревянном колокольном шпиле был помещен ангел-флюгер, держащий крест. Колокольня была оснащена часами-курантами и карильоном, привезенными Петром из Амстердама, где он купил их за очень большие деньги.

Колокольня Петропавловского собора в ПетербургеКолокольня Петропавловского собора

Петропавловский собор строился очень длительное время, и Петр не дожил до окончания строительных работ, которые пришлись на период царствования Анны Иоанновны (1733г). Вскоре пожаром, произошедшим от молнии в 1756 году, был уничтожен и шпиль с ангелом, и петровские куранты, и большая часть колокольни. К концу 18 века шпиль и ангел были восстановлены в первоначальном варианте.

В 1856 году, при Александре Втором, колокольня была увенчана новым металлическим шпилем в форме восьмигранной пирамиды, внутри которой проходит винтовая лестница (инженерное решение Д.Журавского). Сверху шпиля, покрытого медными с позолотой листами, появился новый ангел при новом кресте. Результатом этих усовершенствований стало увеличение высоты колокольни, которая выросла почти до 123 метров, став самым высоким сооружением не только Петербурга, но и России. Колокольня приобрела сегодняшние внешние очертания.

Верх Колокольни Петропавловского собора со шпилемВерхние ярусы Колокольни

Многоярусная колокольня, расположенная поверх западного фасада собора, является его доминирующей частью. Она состоит из двух широких нижних ярусов, от которых к верху стремится третий, заканчивающийся золоченой крышей и круглыми окошками в белорамном обрамлении. Далее колокольня продолжается барабаном с восьмью гранями и вертикальными прорезями.

Нижние ярусы Петропавловской колокольниНижние ярусы Петропавловской колокольни

Над барабаном размещается золотая корона с утонченной золотой башней, от которой начинается сорокаметровый шпиль. А вот уже на нем находится более чем шестиметровое сооружение креста с ангелом, или ангела с крестом - как кто воспринимает эту 250-килограммовую композицию. Колокольня оснащена 103-мя колоколами. Из первоначальных сохранился тридцать один колокол.

Ангел с крестом на колокольне Петропавловского собораАнгел с крестом на колокольне

По внутренней лестнице колокольни Петропавловского собора за дополнительную плату можно подняться наверх. Это любопытное и весьма полезное в информационном плане мероприятие. Правда, надо иметь в виду, что нужно будет совершить подъем практически на 16-й этаж без лифта и еще заплатить за это деньги!

На первом ярусе (высота - 16 метров) интересно ознакомиться с музейной экспозицией по истории колокольни и собора. На втором ярусе (высота 24 метра) – увидеть уникальный музыкальный инструмент с клавишами и 51 колоколом – карильон. Музыкальный диапазон этого старинного инструмента – 4 октавы. Летом, находясь на территории Петропавловской крепости, можно попасть на концерт или фестиваль карильонной музыки, а это удивительнейшее событие. Третий ярус (высота 42 метра) оснащен смотровой площадкой, откуда прекрасно просматривается весь город. Правда, туда лучше подниматься в первой половине дня.

Карильон Петропавловского собора ПетербургаКарильон Петропавловского собора

Колокольня Петропавловского собора – это и символ Петербурга, и его главный ориентир, и самая узнаваемая «визитная карточка» города. И не только города – ведь изображение собора присутствует на 50-рублевых купюрах, с которыми мы ежедневно соприкасаемся.

Часы-куранты

При создании города, подобного европейскому, Петр Первый вводил много заимствований, которые до того в российских городах не применялись. Так, например, традиция устанавливать часы-куранты на башнях всех развитых городов была  привнесена в нашу жизнь также Петром. Уже на первой деревянной колокольне в 1704 году были установлены механические часы – впервые в Петербурге. Те, самые первые башенные часы, были изготовлены русским умельцем Никифором Архиповым.

А вот уже на каменной колокольне установили огромные голландские куранты, которые в то время были одним из чудес нового города. И сегодня Петропавловские куранты являются старейшими наружными городскими часами. К сожалению, часы, приобретенные самим Петром, сгорели при пожаре 1856 года. Голландскому часовых дел мастеру О.Красе были заказаны новые куранты, которые опять-таки обошлись очень и очень не дешево. Зато новые часы, в отличие от петровских, имели минутные стрелки, маятники и различные музыкальные устройства. Благодаря этим усовершенствованиям Петропавловские куранты исполняли российский гимн.

Часы-куранты Петропавловского собора ПетербургаЧасы-куранты

Часовой механизм Петропавловского собора за историю своего существования с конца 18 века и до наших дней останавливался всего два раза, и оба раза это происходило не по причине неисправности. Часы останавливали в годы революции-Гражданской войны и в период Великой Отечественной войны. Причем в период революционного поворота общества к светлому будущему, часы подверглись расстрелу за исполнение ненавистного большевиками гимна – на часах сохранились пулевые отметины.

Куранты Петропавловского собора изнутриКуранты Петропавловского собора изнутри

Тем не менее, этот гимн (Боже, царя храни…) можно услышать и сегодня, он исполняется в 12.00 и в 18.00. А каждые 15 минут слышен перезвон из четырех музыкальных фраз.

Здание Петропавловского Собора

Соборное сооружение внешне более сравнимо с обычным среднеевропейским строением, чем с русским православным храмом. Выполнено оно в форме прямоугольника 30х60 со скромным и довольно строгим оформлением (уплощенные колонные пилястры и лица херувимов в оконном декоре). 

Декор окошек Петропавловского собораДекор окошек Петропавловского собора

Западный фасад является основанием колокольного сооружения, а восточный украшен фреской с сюжетом Предстояния апостолов перед Христом (худ.П.Титов). Внутреннее пространство перед алтарем - снаружи выделено куполом, установленном на барабанной основе.

Купол Петропавловского собора ( слева от Колокольни)Купол Петропавловского собора (слева от колокольни)

Внутренний интерьер храма, как и его внешний силуэт, абсолютно не соответствовал принятым в те времена российским стандартам. Надо учитывать, что сооружение собора шло в победоносный для России период Северной войны, в период переустройства страны и возвышения роли императора-реформатора. Все эти факторы отразились в парадности и торжественности отделки собора, территория которого была поделена пилонами на три части.

Интерьер Петропавловского собора ПетербургаИнтерьер Петропавловского собора

Интерьеры отделаны мрамором, яшмой и родонитом. Росписи и лепка выполнялись известными художниками. Освещался храм хрустальными бронзово-позолоченными люстрами. От пяти люстровых светильников 18 века сохранился только один, который находится сегодня перед алтарем.

Нарядный декор внутреннего интерьера; обилие света, обеспеченное большими окнами; разделенное пилонами пространство; лепка и росписи – все это придает храму праздничную атмосферу. Всем своим содержанием храм олицетворял радость победы над шведами, прославлял отечественную военную доблесть и героизм. Петропавловский собор какое-то время был также и местом сохранения знамен и атрибутов воинской славы.

Памятником и произведением искусства русской резьбы по дереву бароккского стиля является удивительный 20-метровый храмовый иконостас, который был создан умельцами в Оружейной палате по рисункам Д.Трезини. На примере этого иконостаса отчетливо видно как светскость начала вторгаться в церковное искусство – именно этим выразительно выделяется петровское время.

Иконостас Петропавловского собора ПетербургаИконостас собора

Царские врата, расположенные по центру иконостаса, похожи на триумфальное сооружение. Они увенчаны скрещенными ключами – это как бы и ключи от рая Св.Петра и, в то же время, герб новой столицы. Иконостас собора отличается отсутствием горизонтальности иконных рядов и наличием не характерных для русских храмов скульптур

Скульптурная группа Иконостаса (Царские врата) Петропавловского собораСкульптурная группа - фрагмент Иконостаса (Царские врата)

Имеющиеся иконы отражают важные в историческом плане события, объединенные идеей победы российской государственности и единения церковной и светской власти.

Царские врата иконостаса Петропавловского собораЦарские врата иконостаса

Значительное место в иконостасе отведено ветхозаветным персонажам. Самого Петра часто сравнивали с Самсоном, который руками задушил льва. А поскольку лев был символом герба Швеции, то Петр, победивший ее, естественно отождествлялся с Самсоном. Очень непривычны и образы Христа и Богоматери на престолах, которые находятся по обе стороны от Царских врат. Оба они одеты в царские земные одеяния времен Алексея Михайловича. А младенец, чей лик очень напоминает Петра, держит в руке державу. Чем не единение власти земной и небесной.

Богоматерь иконостаса Петропавловского собора (фрагмент)Богоматерь иконостаса (фрагмент)

Среди икон иконостаса можно увидеть и изображение петербургского хранителя Александра Невского, и причисленных к рангу святых из династии Рюриковых князей Владимира, Ольгу и Бориса с Глебом. В предалтарном пространстве расположена трибуна для читающего проповедь священника и императорское место с атрибутикой монаршей власти.

Кафедра проповедника Петропавловского собораКафедра проповедника

Петропавловский собор выполнял функцию Кафедрального до 1858 года, затем эта роль перешла к Исаакиевскому собору. Статус же Петропавловского храма свелся только к роли царской усыпальницы, хотя ею он был с начала своего существования. В этом храме никогда не проводились никакие церковные обряды, кроме отпевания и панихид. А отпевали здесь только членов Дома Романовых.

С начала 90-х годов прошлого века в храме проводятся панихиды по представителям императорской семьи. В начале нынешнего века в соборе возобновились службы.

Некрополь Петропавловского собора

Основываясь на божьем происхождении монаршей власти, все члены правящих российских династий издавна хоронились в соборах. До Петра Первого основным храмовым местом захоронений русских князей и первых царей был некрополь Архангельского храма Московского Кремля. От захоронения Петра и вплоть до кончины Александра Третьего царская усыпальница была в некрополе собора Петра и Павла Петропавловской крепости.

Императорская усыпальница Петропавловского собора ПетербургаИмператорская усыпальница

Считается, что некрополь Петропавловского храма ведет свою историю от Петра Первого, но это не так. Уже при Петре здесь появились захоронения его рано умерших детей. Царевича Алексея и его жену также захоронили в соборе (под колокольней). С 1831 года здесь начали хоронить и других близких императорских некоронованных родственников.

Сам Петр умер внезапно в январе 1825 года, когда еще шло строительство собора. Поэтому в строящемся храме установили деревянную часовню, куда и был помещен гроб с телом почившего реформатора. Через два года к нему присоединился гроб Екатерины Первой. Лишь после достройки собора, останки Петра и Екатерины наконец-то предали земле. После этого собор считается официальной Усыпальницей российских императоров.

Саркофаг Петра Первого в Петропавловском собореСаркофаг Петра Первого

В течение 1865 года разностильные надгробья некрополя были заменены на стандартные беломраморные, верх поверхности которых был оформлен бронзовыми позолоченными крестами. Но к концу 19 века универсальность захоронений была нарушена - Александр Третий заказал специальные саркофаги своим родителям (Александру Второму с Марией Александровной) – зеленая яшма для плиты отца, а розовый орлец для плиты матери.

Саркофаги родителей Александра Третьего Усыпальнице Петропавловского собораСаркофаги родителей Александра Третьего

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе собора проводится захоронение останков семьи Николая Второго, найденных под Свердловском (Екатеринбургом). А в сентябре 2006 года в храме совершается перезахоронение матери Николая Второго - Марии Федоровны, прах которой перевезли сюда из Дании, где она умерла в 1928 году, пережив сына на 10 лет. Здесь, в Петропавловском соборном некрополе Мария Федоровна обрела вечный покой по соседству с мужем Александром Третьим.

Великокняжеская усыпальница

К концу 19 столетия храмовая территория заполнилась уже 46-ю надгробьями, поэтому вблизи от собора начинается возведение Великокняжеской Усыпальницы, соединенной с храмом галереей с Царским подъездом. Строилась она с 1896 года для отдельного захоронения княжеских представителей императорской фамилии. После ее постройки (1908 г.), сам соборный некрополь оставили только для императоров и их жен, а все некоронованные члены царской фамилии должны были покоиться здесь - в Великокняжеской Усыпальнице, освященной как Храм Св.Александра Невского.

Великокняжеская усыпальница Петропавловского собораВеликокняжеская усыпальница Петропавловского собора

Хотя Усыпальница является архитектурным строением конца 19- начала 20 столетий, ее фасадное оформление сочетается с оформлением собора, и они смотрятся гармонично как единое целое. Внутреннее оформление Усыпальницы было довольно богато. Здесь можно видеть и сердобольский гранит, и белый итальянский мрамор, темные лабрадорские колонны. А вот беломраморный иконостас вместе с бронзовыми царскими вратами был утрачен вскоре после революционных событий 1917 года.

Усыпальницу окружили чугунной решеткой, рисунок которой повторял рисунок решетки Летнего сада. Это было личное пожелание Александра Третьего.

Ограда у входа в Великокняжескую усыпальницуОграда у входа в Великокняжескую усыпальницу

Если в храме места захоронений готовились только после кончины представителя царской династии, то в Усыпальнице изначально было подготовлено 60 погребальных камер. Первое захоронение здесь состоялось уже через 4 дня после освящения Усыпальницы – это были похороны великого князя Алексея Александровича. А всего до 1915 года здесь нашли последнее пристанище 13 великокняжеских Романовых. Причем 8 из них – это перенесенные захоронения из собора.

После свержения монархии, с 1918 года и собор, и Усыпальница стали собственностью Музея революции. Здесь проводились экскурсии, и с 1919 года церковные службы прекратились. В 50-х годах Музей революции передал эти историко-архитектурные сооружения Историческому музею, и только тогда начались первые реставрационные работы, которые продолжаются до сегодняшних дней.

В 90-е годы 20 столетия захоронения представителей романовской династии возобновились. Здесь нашел вечный покой князь Владимир Кириллович - правнук Александра Второго (1992 г.), а позднее сюда же были перезахоронены останки его родителей (1995г).

И Собор Петра и Павла и его великолепная Колокольня очень интересны для туристических посещений. Однако, нужно помнить, что вход в них платный, а по средам - выходной. В другие же дни собор работает с 10.00 до 18.00.


Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: