Сергиев посад - небольшой подмосковный город, хорошо известный своими святыми православными монастырями, храмами и скитами. Конечно, центром всех этих религиозных мест является Троице-Сергиев монастырь. Но не менее интересны и другие монастырские комплексы, существующие на этих землях. Множество верующих и туристов посещают Гефсиманско-Черниговскую и Спасо-Вифанскую обители. Эти подворья Троицкой Лавры сегодня являются мужскими действующими монастырями.
Содержание:
- Митрополит Платон и основание обители
- Вифанская семинария
- Постреволюционная судьба обители
- Что посмотреть в Спасо-Вифанском монастыре сегодня
- Как добраться до Спасо-Вифанского монастыря
Спасо-Вифанский монастырь
Спасо-Вифанская обитель у своих истоков также существовала в качестве скита, основанного одним из ярчайших православных деятелей конца 18 – начала 19 столетий Митрополитом Платоном (в миру - П.Г.Левшин).
Митрополит Платон и основание обители
Послужной список Платона весьма широк и разнообразен. Он был ректором Сергиевой семинарии, придворным проповедником Екатерины Второй и обучал Закону Божьему наследника Павла Первого. Состоял он в членах Святейшего Синода и руководил Славяно-латинской академией, изучал французских энциклопедистов и общался с представителями Англиканской церкви, боролся за утверждение единоверия в России. Именно Платон короновал российских императоров - Павла Первого, а позже и Александра Первого.
Митрополит Платон
Одним из деяний Платона, которое осталось потомкам на века, было создание в 80-х гг. 18 столетия Спасо-Вифанского скита. В месте, называемом Корбухой, находящимся примерно в четырех километрах от Сергиевой Лавры, в течение четырех лет создавалась новая пустынь. Она получила свое название в честь Палестинской Вифании – того самого места, где воскрес праведный Лазарь.
Спасо-Преображенский собор монастыря
Архитектурно монастырский комплекс был вытянут с запада на восток, а созданием монастырского ансамбля занимались известные московские зодчие Н.Одоевцев и В.Яковлев.
Постепенно на монастырских землях появилось сооружение Спасо-Преображенского храма и несколько братских корпусов, митрополичий дом с домовой Духовской церковью, кельи для гостей и монастырский некрополь. Были сооружены и хозяйственные строения с конюшнями и каретным сараем.
Ансамбль Спасо-Вифанской обители в начале 20 столетия
Весь архитектурный ансамбль был сгруппирован внутри каменной ограды, по центру которой находились Святые врата. Надвратная Колокольня над Святыми вратами очень украшала новосозданный монастырский комплекс.
По окончании строительства в Спасо-Вифанскую обитель был перенесен деревянный гроб Сергия Радонежского из Троицкой Лавры.
Вифанская семинария
Указы о создании Вифанского монастыря и, созданной при нем Вифанской семинарии, подписал Павел Первый, посетивший пустынь в конце 90-х гг. А уже в начале 19 столетия на территории обители строится специальный учебный семинарский корпус. Он был двухэтажным, П-образным (ведь императора звали Павел!), имел 4 башенки и находился на берегу прекрасного Вифанского пруда.
Вифанская семинария на берегу Вифанского пруда. 19 век
Юные семинаристы, поступающие во вновь открытую семинарию, могли обучаться, как бы сейчас сказали, на любом из трех имеющихся «факультетов», которые были довольно классическими: богословский, грамматико-риторический и философский. Основатель семинарии держал под личным контролем и жилищные условия семинаристов, и систему их обучения.
Какие же предметы изучались в этом учебном заведении в тот период? У семинаристов было основательно поставлено обучение словесности, всеобщей истории и археологии, философии и богословия, математики и физики. Конечно же, студенты изучали и языки – из древних греческий и латынь, из современных – немецкий с французским. Причем, все философско-богословские диспуты, в которых студенты обязаны были участвовать, проходили на латинском языке.
Графиня А.Орлова-Чесменская преподнесла в подарок новой семинарии замечательный орган, что обеспечило студентам получение и определенного музыкального образования. Из числа семинаристов создавались оркестры, для руководства которыми нанимались профессиональные капельмейстеры. Многие студенты занимались пением и декламацией стихов.
Главный семинарский корпус. 19 век
Надо иметь в виду, что учащиеся Вифанской семинарии находились на полном пансионе, т.е. их содержание финансировалось из государственной казны. Это накладывало определенный отпечаток на состав студенчества – принимались и оставались в обучении только старательные и одаренные ученики. Неуспевающие в учебе переводились в другие семинарские училища. Набор новых семинаристов происходил каждый второй год.
В конце трагичного для России 1812 года в любимой им Русской Вифании Платон скончался. Отпевание митрополита проходило в созданном им Преображенском соборе.
Место захоронения Митрополита Платона
После Платона монастырь существовал, в основном, как ученическая Вифанская семинарская обитель, в которой к середине 19 века обучалось около 400 студентов. С середины 19 века среди студентов были даже сербские, черногорские и болгарские семинаристы. Количество же непосредственно монастырских иноков было очень небольшим - от 8 до 40 человек.
Все возрастающее число обучающихся приводило к необходимости создания новых строений и расширения старых. В первой половине 19 века перестраивается Преображенский храм и строится новая пятиглавая Тихвинская церковь, возводятся казначейский и новые братские корпуса, восстанавливается домовая церковь и покои Платона.
Тихвинская церковь обители. Нач.20 в.
Ученический корпус расширяется, перестраиваясь в традициях классицизма. Возводятся столовый и больничный корпуса, баня и отдельный блок для преподавателей, имеющих семьи. К концу 19 века при набиравшем популярность монастыре уже имелась трехэтажная гостиница, кирпичный завод и около 40 десятин земли.
Здание Вифанской семинарии в конце 19 века
Однако, введенное при Платоне казенное финансирование постепенно было вытеснено все возрастающим количеством пансионеров – учащихся с платным содержанием. Постепенно шло ухудшение материального положения училища, ставшего во второй половине 19 века духовной школой для малообеспеченных семинаристов. Этим выпускникам дорога была только в сельские глубинные приходы.
Молодые семинаристы Вифании участвовали в революционных событиях первой русской революции, присутствовали на нелегальном общесеминарском российском съезде 1906 года. После этого съезда несколько учащихся было отчислено, что вызвало новую волну протеста, приведшую уже к массовому увольнению наиболее деятельных семинаристов.
Последний набор в Вифанскую семинарию проходил в 1917 году. Из-за революционных октябрьских событий занятия отменили до февраля 1918 г., но им уже не суждено было начаться.
Постреволюционная судьба обители
После утверждения советской власти, участь Спасо-Вифанского монастыря была аналогична участи других религиозных учреждений. Обитель была упразднена, а монахи могли проживать и трудиться в созданной сельхозартели, которую, правда, через несколько лет также упразднили.
Частично в монастырских сооружениях был размещен детский дом, а в митрополичьем доме хранились экспонаты городского исторического музея. В начале 30-х гг.20 века бывшая Русская Вифания стала советским Птицеградом – на монастырских землях создается птицекомбинат. Преображенский храм, дом Платона, сооружение Святых врат с Колокольней и всей оградой, и даже монастырский некрополь были разобраны на стройматериалы или для освобождения места под комбинатские нужды.
Тихвинский храм в советский период
В обезглавленном Тихвинском храме вначале был оборудован инкубатор, а позднее – кинозал с танцплощадкой. Семинарский корпус занял кожвендиспансер. От процветающего еще совсем недавно монастырского комплекса практически ничего не осталось.
Монастырская гостиница в начале 21 столетия
Возрождение религиозных святыней в контексте общего возрождения России началось в 90-х гг. 20 столетия. Разоренная Спасо-Вифанская обитель была возвращена под управление Сергиевой Лавры только к концу 90-х, тогда и началось ее сложнейшее восстановление, которое заключалось в воссоздании разрушенных и в ремонте чудом уцелевших строений. Реставрация в монастыре продолжается до сих пор.
Спасо-Вифанские Монастырские строения в 2007 году
Что посмотреть в Спасо-Вифанском монастыре сегодня
Попасть на территорию монастыря, вновь обнесенную каменной оградой, сегодня можно через заново построенные Святые ворота, также как в 19 веке увенчанные прекрасной Колокольней. Выполненная в старорусском стиле Колокольня и сегодня – истинное украшение архитектурного монастырского комплекса.
Колокольня над Святыми вратами
Не забудьте обратить внимание на Памятник основателю Спасо-Вифанского монастыря митрополиту Платону, который с 2012 года находится около Святых ворот перед монастырской оградой.
Памятник Митрополиту Платону у входа в монастырь
По центру монастырской территории можно увидеть вновь построенный овальный Спасо-Преображенский храм. Это небольшое сооружение повторяет храм, построенный при митрополите Платоне, и также состоит из двух престолов – верхнего и нижнего.
Спасо-Преображенский храм - русская Вифания
Нижний престол – это как бы пещера, образованная в горе Фавор (сооруженная в алтарной части), в которой и состоялось чудодейственное Воскрешение Лазаря в четвертый день от его смерти. Именно так престол и называется.
Нижний престол Спасо-Преображенского храма
Верхний же престол назван в честь Преображения Господня. Символичность данной очень неординарной архитектуры в единстве праведного воскресения и последующего за ним преображения.
Верхний престол Преображения Господня
Все задуманное и осуществленное Платоном в конце 18 века вновь воссоздано. Престолы соединены мраморной стеной, имитирующей гору и поэтому декорированную изображением цветов, растений и животных. Такое необычное решение престольно-алтарного сооружения, пожалуй, единственное в своем роде.
В Спасо-Преображенском храме во второй половине 19 столетия (литография)
По большей части восстановлена и домовая Духовская церковь и в ней уже идут службы. Полным ходом идут работы и по восстановлению дома Митрополита Платона.
Покои Митрополита Платона в 19 веке
Намереваясь посетить эту обитель, не забывайте, что это не музей, а действующий монастырь, жизнь которого подчинена своим правилам. Поэтому одежда и поведение посещающих подобные места должна соответствовать случаю.
А вход на монастырскую территорию возможен в любой день с раннего утра до позднего вечера. При желании можно попасть на утреннюю или вечернюю службу, которые проводятся в 5.30, в 6.30 и в 16.40.
Праздничное богослужение в Спасо-Преображенском храме
По воскресеньям работает воскресная школа. А еще здесь можно угоститься монастырской выпечкой и вином собственного производства.
Как добраться до Спасо-Вифанского монастыря
Вариант первый: на машине
Конечно, посещать подобные места, находящиеся в некотором удалении от городского центра, удобнее все-таки на собственном автомобиле.
Если ехать от Гефсиманского Черниговского скита, то от него нужно уйти направо вдоль длинной каменной ограды до улицы Весенней, на которой повернуть налево до первого поворота направо на Солнечную улицу. Солнечная улица упрется в проспект Мира – в этом месте надо повернуть опять направо. Следующий поворот делаем налево на Птицеградскую улицу, которая плавно перейдет в улицу Маслиева. После Мемориала Великой Отечественной войне (слева по ходу движения) смотрите внимательно – скоро перед вами предстанут строения Спасо-Вифанской обители. Весь путь займет порядка 15 минут.
Спасо-Вифанская обитель - Святые врата
Можно доехать к монастырю и от Сергиевой Лавры, вернее, от находящийся около нее Красногорской площади. Мимо Памятника Ленина по прямой - на улицу К.Маркса. В конце улицы резкий поворот направо на улицу Вифанскую. По Вифанской, никуда не сворачивая, нужно проехать до той же Птицеградской улицы, где вскоре после Мемориала Великой Отечественной войне появился нужный нам монастырь. Времени на дорогу уйдет около 20 минут.
Вариант второй – общественный транспорт
Общественным транспортом добираться в монастырь не очень удобно, хотя автобусы и маршрутные такси туда ходят. Вернее, автобусы ходят до остановки «Птицеградская», где от супермаркета Магнит пешком до монастыря можно дойти за 5-6 минут. Правда, время в пути вырастет до 40-50 минут. Добраться к Спасо-Вифанскому монастырю можно и на такси, что значительно быстрее, но и настолько же дороже.
Вариант третий – пешеходный
Для любителей пеших путешествий можно, конечно, дойти до вожделенной обители и пешком. От Красногорской площади это можно сделать часа за полтора, а от Черниговского скита всего-то за полчаса по маршруту, предложенному для автотуристов. Но здесь надо иметь в виду, что еще предстоит обратный путь, который поможет преодолеть общественный транспорт.
Отзывы туристов