Среди самых ярких стамбульских достопримечательностей особое место занимает дворцовый комплекс Долмабахче, возведенный на берегу Босфора в середине 19 столетия 31-м османским султаном Абдул-Меджидом Первым и до сих пор являющийся самым крупным дворцом Турции. Сегодня это один из наиболее посещаемых туристических объектов Стамбула.
Содержание:
- История дворца Долмабахче
- Что посмотреть в Долмабахче
- Режим работы музея
- Как добраться до Дворца ДолмаБахче
Дворец Долмабахче, построенный в лучших европейских архитектурных традициях, относится к стилю барокко и поражает своими размерами, богатым декором и роскошью парковой зоны. Здесь можно ходить часами, восхищаясь, любуясь и удивляясь удивительными интерьерами, выполненными в европейском стиле, но с использованием характерного восточного колорита.
Самый прекрасный дворец Стамбула находится на берегу не менее прекрасного Босфора
История дворца Долмабахче
Появлению этого великолепного дворцового комплекса, отражающегося в голубых водах Босфора, как уже упоминалось, Стамбул обязан 31-ому султану Османской империи Абдулу-Меджиду Первому, вступившему на престол в 1839 году. Этот правитель известен своими модернизационными социально-экономическими реформами, направленными на выравнивание государственного устройства по европейским стандартам.
Абдул-Меджид Первый хотел видеть свою страну более прогрессивной
Абдул-Меджид Первый, опираясь на группу бюрократии, возглавляемую Мустафой Решид-пашой, издал в самом начале своего правления официальный документ в виде Хатт-и-шерифа, в котором все османские подданные получали равные права, а их жизни и собственность не принадлежали более султану. Были также проведены реорганизации в законодательстве: принята первая Конституция, появились такие атрибуты государственности как флаг и гимн, в армии разрешалось проходить службу не мусульманам и т.д. Начались изменения в жизни страны, связанные с современными технологиями – появились такие нововведения как железнодорожное сообщение и телеграф.
Тяга к европейскому образу жизни Абдул-Меджида не соответствовала обстановке Дворца Топкапы, который тяготил султана своей средневековостью. И тогда было принято решение возвести новый дворцовый комплекс в более современном стиле. Место для нового современного дворца было выбрано на очень живописном побережье Босфора, а архитекторами были приглашены известные мастера армянской династии Бальян.
Основные дворцовые сооружения были сооружены прямо на берегу Босфора
Место, выбранное для строительства, находилось на месте давно засыпанной бухты, и здесь уже ранее возводился летний султанский дворец в деревянном виде. Однако он уже сгорел к тому времени, когда началось возведение каменного дворцового комплекса. А напоминанием о засыпанной бухте, в которую когда-то входили корабли Махмеда Завоевателя, стало название нового дворца – «Насыпной сад» или Долмабахче.
Строительство самого прекрасного стамбульского дворца шло с 1842 до 1853 год. На его сооружение ушло более пяти миллионов золотых фунтов, что очень подкосило султанскую казну. Но дворец получился на славу. Все его 285 комнат были выполнены с удивительным изяществом и не уступали в этом плане лучшим европейским дворцам.
Только оформление потолков является самостоятельной темой для осмотра
На оформление Хрустальной лестницы и других предметов интерьера, требующих позолоты, ушло золота более 14-ти тонн! Сама Королева Великобритании Виктория подарила на украшение дворца 4-тонную люстру богемского хрусталя. А известный русский художник И.Айвазовский получил заказ на написание картин для дворцового интерьера, которых он написал более 40!!! Интерьер дворца был создан французом Сешаном, оформлявшим в свое время парижскую Гранд-оперу. Новый дворец стал красой и гордостью не только Стамбула, но и всей империи, и все приемы иностранных послов проходили теперь именно здесь. Сюда из Топкапы переехал и правящий султан со своим семейством и двором.
Русские туристы с гордостью узнают полотна своего великого земляка - Айвазовского
Дворец Долмабахче после правления Абдул-Меджида Первого впоследствии успел послужить еще шести османским султанам. Хотя следующий правитель – Абдул-Хамид Второй, любивший более уединенные места, для своей резиденции отстроил дворец Йылдыз, архитектором которого тоже был Бальян. Но уже следующие правители вернулись в Долмабахче. Даже после падения Османской империи и установления Турецкой республики, ее первый президент Мустафа Кемаль Ататюрк продолжал жить в дворцовых покоях, в которых он и умер. А его кровать сегодня является одной из наиболее популярных достопримечательностей дворца, ставшего с 1952 года музеем.
Первый президент Турецкой республики Мустафа Кемаль тоже очень любил этот дворец
Вначале в качестве музея дворец функционировал всего один раз в неделю, а затем несколько раз закрывался совсем и вновь открывался. Окончательно и бесповоротно музейным комплексом Долмабахче становится с 1984 года. И сегодня сотни туристов посещают его как в составе экскурсий, так и самостоятельно.
Что посмотреть в Долмабахче
Тот дворцовый комплекс, который сегодня могут видеть туристы, был создан не сразу. После появления первого строения в середине 19 века, на протяжении последующих десятилетий дворец постоянно расширялся и постепенно вытянулся почти на 700 метров вдоль Босфора, а общая площадь комплекса составила более 45 тысяч квадратных метров. Как и Дворец Топкапы, Долмабахче согласно турецким обычаям делится на мужскую и женскую половины, которые состоят из отдельных архитектурных сооружений, связанных между собой коридором.
Из коридора сквозь внутренние окна Селямлика можно увидеть некоторые залы Гарема
Таким образом, основной дворцовый комплекс включает в себя Парадную часть вместе с Тронным или Церемониальным залом и территории Селямлика и Гарема. Кроме этого, на дворцовой территории имеется Часовая башня, Хрустальный павильон, Музей часов и две парковые территории: Парк Селямлик с Лебединым фонтаном и Парк Гарема. Вход на дворцовую территорию осуществляется через Ворота Хазине Капысы, являющимися главными воротами дворца. К дворцовому комплексу относится и Мечеть Долмабахче, находящаяся также на берегу Босфора, но снаружи дворцового ограждения.
Территория дворца не очень большая, но для ее неспешного осмотра нужно часа четыре
Кроме обычных дворцовых комнат, которых насчитывается 285, есть роскошные залы (более 40), более 70 туалетных и банных комнат. Для туристического осмотра открыты, конечно же, не все помещения, а только наиболее интересные и значительные. Часть помещений используется в качестве выставочных площадок. Но, обо всем по порядку.
Часовая башня
27-метровая Часовая башня, сооруженная в середине 90-х годах 19 столетия при султане Абдул-Хамиде Втором, является первым архитектурным объектом по пути к дворцовому комплексу. Иногда конец очереди в билетную кассу дворца начинается именно от нее.
Это прекрасное необарочное сооружение находится на территории небольшого сквера и охраняется двумя старыми пушками. По обеим сторонам башни можно видеть украшение в виде тугры (монограммы султана).
Часовая башня территориально находится между Мечетью и Дворцом Долмабахче
Первый часовой механизм, установленный на башне, был изготовлен во Франции фирмой Jean-Paul Garnier, а устанавливал ее непосредственно на месте часовых дел мастер Йохан Майер. Сегодня большая часть действующих механизмов является электронной.
Часы на башне показывают точное время с помощью современных механизмов
Около Часовой башни происходит ритуальная смена караульных, за которой любят наблюдать туристы. Все караульные очень стройные и высокие и все они преисполнены важности и ответственности. Пройдя мимо Часовой башни и караульных к кассе, туристы, наконец, приобретают билет и заходят на дворцовую территорию через ворота Сокровищ.
Ворота Хазине Капысы (Сокровищ)
Главные ворота, через которые туристы заходят на территорию дворцового комплекса, поражает своей масштабностью и великолепием, удачным сочетанием европейских стилей барокко и рококо с восточными мотивами. Кроме главных ворот, дворцовый комплекс имеет и другие, не менее красивые ворота – Казначейские, Султанские, пять Босфорских (всего 12). Но туристы проходят во дворец именно через ворота Сокровищ.
На территорию дворца все туристы проходят под аркой Ворот Сокровищ
Сразу же за ними туристы попадают в восточную сказку, интерьером которой является прекрасная парковая территория со скульптурами, газонами, клумбами. Центральной композицией этой части дворцового парка, которая называется Хасбахче, является Лебединый фонтан, который не только украшен скульптурной группой из лебедей, но и в его водах плавают настоящие белые лебеди, совершенно не обращая внимания на фотографирующих их туристов.
Мимо Лебединого фонтана через парк туристы направляются в основной дворец
Среди экзотических растений парка можно встретить чилийскую араукарию и корейскую сосну, магнолию и кедр, здесь много цветов и очень яркие и пушистые газоны. Кроме прекрасного ландшафтного дизайна, окружающего туристов со всех сторон, их внимание привлекает и великолепный вид на пролив Босфор, перспектива которого приближается по мере приближения к дворцовому входу.
Перед тем, как войти в дворцовые залы, туристы делают фотосессию в парке
Дворцовый комплекс Долмабахче
Оставляя легкую ажурную ограду справа, туристы приближаются ко входу во дворец. Построенный в виде латинской буквы L, дворцовый комплекс имеет несколько выраженных территорий. Прежде всего, это территория султана (Селямлик), территория его женщин и детей (Гарем) и Зал приемов.
Селямлик
Первое что посещают туристы, как в составе экскурсионных групп, так и самостоятельно – это мужская половина дворца. Можно подождать пока наберется группа, и пойти на осмотр вместе с ней (но это при условии знания турецкого или английского языка), а можно взять аудиогид и гулять по дворцу в его "компании". В последнем случае не будет спешки и толкотни, но и задать появившиеся вопросы будет некому. Зато можно будет очень внимательно и неторопливо рассматривать все интерьеры и отдельные его экспонаты. И еще. Надо иметь в виду, что фотографировать во дворце запрещено! И если вы достанете фотоаппарат или попробуете сделать снимок телефоном, к вам подойдет музейный работник и попросит этого не делать.
Красота и уникальные предметы интерьера вынуждают туристов нарушать правила
В самом дворце имеется более 285-ти залов, комнат и покоев!!! Для сравнения – в Зимнем дворце Санкт-Петербурга их более тысячи. Но по наличию роскоши, позолоты, объемам и оформлению залов, Долмабахче нисколько не уступает знаменитому дворцу российских императоров. Только оформление потолков надолго приковывает внимание туристов. Оформление дворца по прихоти султана «съело» практически всю государственную казну, ведь только золота понадобилось 14 тонн, а серебра в три раза больше! Для оформления стен использовались дорогостоящие камни в виде египетского алебастра, мармарского мрамора, пергамского порфира и т.д.
А еще здесь находится роскошная мебель из Франции, множество изделий из хрусталя, красного дерева, уникальные подсвечники и люстры, картины знаменитого российского художника Айвазовского и много всего другого. Конечно, для туристического осмотра открыты не все комнаты дворца, но и то, что можно увидеть, а это в основном парадные залы, очень впечатляет.
С первых залов туристы обращают внимание на европейский стиль дворца
Самым впечатляющим и роскошным залом является Церемониальный зал, в котором проходили все самые торжественные дворцовые празднества и мероприятия. Над оформлением этого потрясающего пространства, окруженного золотыми арочными колонными аркадами и керамическими каминами, трудились французские и итальянские мастера.
С начала 20 века дворец отапливался такими вот очаровательными радиаторами
Так же в этом зале, где проходили торжественные приемы и мероприятия, туристы замирают перед великолепным 4-тонным подарком английской королевы Виктории. Это знаменитая хрустальная люстра состоит из 750 подсвечников и нависает над залом с высоты в 36 метров. Пол же Церемониального зала застилает самый большой ковер в стране, площадь которого составляет 124 квадратных метра.
Роскошный Церемониальный зал украшен прекрасным подарком Королевы Виктории
К Церемониальному залу примыкает Зал Секретариата, который называют так же Керамической комнатой. Главной достопримечательностью этого зала является монументальная картина 18 столетия с изображением стамбульских паломников, направляющихся в Мекку. Это полотно итальянского живописца С.Усси является даром османскому правителю от правителя Египта Исмаила Паши.
Полотно живописца С.Усси и сегодня украшает Зал Секретариата
Роскошно оформлены и два зала для послов, где иностранцы ожидали приемов, где велись дипломатические переговоры, где для иностранных делегаций проводили развлекательные вечера. Один из этих залов называется Залом Сюфера, в котором так же находится один из самых больших ковров, площадью в 120 квадратных метров. Вторым помещением для послов является Зал Красный, оформленный плотными портьерами в красных тонах, символизирующих власть и мощь империи Османов. Красный зал украшен картиной вида Стамбула.
Зал Сюфера - один из официальных залов для приема иностранных послов
Поражает своим великолепием и Императорская лестница, соединяющая первый и второй этажи дворца, выполненная по проекту Н.Бальяна в лучших традициях стиля барокко. Самой примечательной частью данной лестницы являются ее перила, которые выполнены из хрустальных кристаллов, производимых на французской фабрике Баккара.
А еще в одном из залов дворца можно увидеть черную медвежью шкуру, которая является даром русского императора. Шкура в первоначальном варианте была белой, ибо принадлежала белому медведю, но по практическим соображениям была выкрашена в черный цвет. И, конечно, гуляя по дворцовым залам надо обратить внимание на обилие ковровых изделий ручной работы, ведь их по повелению султана мастерами города Хереке было создано более 130 штук!
Проходя по ступенькам прекрасной Хрустальной лестницы можно ощутить себя султаном
Выход из султанской территории дворца осуществляется на небольшую террасу, которую отделяет от Бофора легкая ажурная ограда. С другой стороны ограды находится 600-метровая пристань, к которой когда-то приплывали легкие ладьи с гостями султана, как, например, с немецким кайзером, подарившим Стамбулу Немецкий фонтан, находящийся сегодня в начале Ипподрома. Через эти прекрасные, поистине сказочные врата они и поднимались во дворец.
Картина, посвященная прибытию Немецкого кайзера к дворцу, хранится в Музее ИЗО
В прибрежной части дворца не просто красиво, здесь завораживающе красиво. Хочется сесть лицом к проливу и смотреть на его текущие воды и азиатскую сторону Стамбула часами. Но надо двигаться дальше. И направляясь вдоль пролива и дворца налево, а затем еще раз налево, мы доходим до внутреннего двора, где гуляют павлины и где находится вход на женскую половину дворца, которая называется Гаремом.
Дорога к Гарему идет между дворцовым зданием и Босфором по парковым аллеям
Гарем
Женская часть дворца занимает примерно половину дворцовой территории. Данная часть дворца соединялась с мужской частью длинным коридором. Здесь проживала мать султана – Валиде, его жены и до определенного возраста все его дети. Интерьеры гаремных залов тоже очень роскошны, и существенно отличаются от интерьеров Гарема Дворца Топкапы. Здесь просторно, по-европейски современно (все-таки стиль необарокко) и по-восточному изящно. Самыми красивыми и функциональными залами являлись Голубой и Розовый.
Одним из самых красивых и нарядных залов Гарема является зал Голубой
Голубой зал, выполненный в одноименных оттенках, служил для проведения праздничных религиозных мероприятий. Посещать эти мероприятия могли все обитательницы гарема. Здесь проводились намазы, и читался Коран.
Розовый зал, также названный по доминирующему цвету оформления, служил для приема высоких гостей, а принимала их, конечно же, мать султана, которая вела с гостями приватные беседы на различные темы. Из окон Розового зала гости Валиде могли любоваться прекрасными видами на Босфор.
Панорамные окна Розового зала позволяли любоваться Босфором днем и ночью
На женской территории имелось несколько спален для Валиде, отдельные спальни и салоны основных жен султана, была здесь и спальня самого султана. Например, в бывшей спальне султана Абдуз-Азиза установлена кровать, рассчитанная на 150-килограмовое тело османского правителя. Есть здесь Банные комнаты, будуары и священная комната для обрезания сыновей султана. Отдельные покои оформлены в японском стиле или в европейском. В некоторых залах сегодня организуются различные выставочные экспозиции. Например, выставка стульев 19 века и т.д.
Валиде имела несколько опочивален, где находились прекрасные кровати с балдахинами
Одной из самых почитаемых комнат Гарема являются покои первого президента Турецкой республики Мустафы Кемаля, который жил здесь долгое время и здесь же и скончался ноябрьским утром 1938 года в бывшей зимней спальне падишахов. После этого печального события время здесь остановилось в самом прямом смысле слова, ибо все дворцовые часы показывают теперь только время смерти Ататюрка – 9.05.
Неизменным остался и интерьер спальни и кабинета Ататюрка. Здесь первый президент Турецкой республики останавливался более 30 раз, во время всех своих посещений Стамбула 1927-1938 годов. Здесь он принимал королей Афганистана, Югославии и Ирана, наследного принца Японии и французского премьер-министра, был в этих стенах и Дуглас Макартур – руководитель генштаба Америки. Кровать Ататюрка, ставшая ему смертным ложем, накрыта сегодня турецким флагом в дань уважения к этой исторической личности.
Спальня, где умер Ататюрк, является одной из священных комнат дворца
После осмотра всех комнат Гарема, туристы вновь попадают во внутренний двор, где они могут посетить Музей живописи, имеющий отдельный вход, а также Музей часов и Хрустальный павильон.
Музей живописи и скульптуры
Этот очень интересный музей рекомендуется для просмотра даже тем туристам, которые очень далеки от данного вида искусства. Дело в том, что многие уверены, что мусульмане не занимались живописью, что у них было запрещено изображать людей и поэтому, вроде бы, о какой живописи может идти речь. Так вот, посещение этого прекрасного музея полностью изменит сие устоявшееся неверное мнение. Музей живописи с середины 30-х годов 20 века занимает часть дворцовых помещений и имеет отдельный вход. Поэтому при осмотре живописных полотен мы заодно осматриваем и часть залов дворца с прекрасно сохранившимися потолками, стенами и полами.
Несмотря на полумрак музейных залов, детали интерьеров хорошо различимы
На что надо обязательно обратить внимание в Музее живописи? Во-первых, здесь находится портретная галерея всех правителей Османской империи. Это очень и очень интересное зрелище. Понятно, что многие портреты написаны не при жизни, а только по словесным описаниям современников, но, тем не менее, характеры и основные портретные черты османских султанов весьма интересны.
В портретной галерее представлены все до единого правители Османской империи
Интересна будет для русских туристов и встреча с искусством самого известного российского мариниста И.Айвазовского, полотнам которого отведено очень почетное место. Зал с его работами так и называется – Зал Айвазовского. Этот известный художник посещал Стамбул в 1845 году по приглашению правящего султана Абдул-Меджида Первого. Впоследствии живописец не раз приезжал из своей родной Феодосии в столицу Османской империи, где получал очень солидные заказы от ее правителей. Только для данного дворца Айвазовский выполнил сорок картин. Его полотна украшают сегодня не только интерьеры и музей Долмабахче, но и находятся в некоторых других музеях Стамбула.
Девичья башня Айвазовского - одна из известных его картин с видами Стамбула
Наиболее известными работами Айвазовского в Стамбуле являются Картина «Венеция» (1874 г.) Также популярна его картина с Девичьей Башней. Кстати, художник не только оставил свой след в искусстве Стамбула, но он и перенес в свою любимую Феодосию кусочек Стамбула в виде Фонтана Ахмеда, который находится перед входом в Первый двор Дворца Топкапы. Правда, феодосийский фонтан имеет значительно меньшие размеры, но во всем остальном он в точности копирует эту стамбульскую достопримечательность.
Особый интерес представляют женские портреты, среди которых есть и портрет известной Роксоланы (Хюррем), жены Сулеймана Великолепного. Все они написаны, увы, не с натуры.
Самые известные наложницы нередко влияли на решения турецких султанов
Интересны и представленные в музее работы известного турецкого живописца 19-20 веков, а также археолога и основателя Археологического музея в Стамбуле Осман Хамди-бея.
На многих картинах Осман Хамди-бея изображены бытовые сцены гарема
Есть интересные натюрморты и пейзажи первого художника-реалиста Османской империи Шекера Ахмета Паши, который являлся генералом армии, но всю жизнь провел с кистью в руках, и повышения по службе получал исключительно за живописные работы. В экспозиции музея находится небольшая воссозданная мастерская этого художника, в которой можно увидеть его восковое очень реалистичное изображение за мольбертом.
Шекер Ахмет Паши как будто никогда и не отходил от своего любимого мольберта
Плотно общаясь с султаном, этот художник сумел убедить его в необходимости приобретать полотна европейских мастеров, в результате чего сегодня в экспозиции можно встретить работы французских живописцев Буланже и Жерома, Арпиньи и Добиньи.
Кроме знакомства с картинами, интересно и само оформление музея, в полумраке залов которого освещены только живописные полотна. Так кстати, оформлены сегодня многие музеи Стамбула.
Музей часов
Музей часов, расположенный в небольшом, окруженном елями павильоне внутреннего двора, является коллекцией даров Султану. Эта коллекция очень небольшая, но довольно уникальная, ведь каждые часы – это произведение искусства.
Каждый экспонат Музея часов имеет свою интересную историю
Данная выставка является частью Национальной коллекцией часов. Несколько десятков ее экспонатов находится, например, во Дворце Топкапы. Здесь представлено более семи десятков часовых экспонатов, многие из которых были личными часами султанов, а часть является работами известных мастеров далеких времен.
Хрустальный павильон
В левом углу парковой территории внутреннего двора находится небольшой, но очень красивый Хрустальный павильон. Он был сооружен в качестве беседки для отдыха султанов, откуда они могли любоваться прекрасными видами, вдыхать ароматы сада, а также смотреть различные увеселительные мероприятия.
Хрустальный павильон восхищает туристов своей хрупкостью и восточной сказочностью
Это легкое, ажурное сооружение из стекла кажется воздушным и невесомым. Солнечные лучи проникают в него сквозь стены и потолок и переливаются всевозможными красками, отражаясь в хрустале люстр и прочих светильников.
Птичья галерея
По дороге к Музею часов и Хрустальному павильону туристы непременно пройдут мимо Птичьей галереи. Во времена султанов здесь содержались экзотические и прочие птицы, добавляя райское настроение в этот прекрасный сад. Здесь же, по-соседству, находились и другие хозяйственные постройки в виде павильона для растений, комнаты главного евнуха, кухонной зоны, ковровой мастерской и т.д. Все эти постройки были окружены зелеными насаждениями и соединены парковыми аллеями.
Многие обитатели Птичьего двора свободно гуляют по парковой территории
Сегодня в помещениях галереи находятся куропатки и павлины, индюки и породистые куры с петухами, есть здесь и другие экзотические обитатели. Часть из них содержится в зарешеченных вольерах, а часть (в основном куры и петухи) гуляют по аллеям парка. Здесь, как на настоящем птичьем дворе слышны самые разнообразные птичьи звуки, среди которых доминирует хорошо знакомое петушиное «ку-ка-ре-ку».
Мечеть Долмабахче
По дороге к Дворцовому комплексу Долмабахче, недалеко от пристани находится небольшое и очень нарядное здание. Это известная Мечеть Долмабахче, сооруженная здесь во второй половине 19 века. Инициатором ее возведения выступила Безмиалем Валиде Султан - мать правящего султана Абдул-Меджида Первого, поэтому иногда эту мечеть называют ее именем. А архитектором данного прекрасного образца барокко был назначен представитель известной династии Бальянов – Карапет, которому помогали два его сына. И хотя мечеть не находится на территории дворцового комплекса, ее к нему вполне можно отнести как по оформлению, так и по предназначению.
Мечеть Долмабахче находится недалеко от пристани по дороге к дворцовому комплексу
К сожалению, Безмиалем не дожила до окончания строительства и не увидела всей красоты храмового сооружения. А мечеть получилась более чем красивой. Ее внешнее оформление выглядит роскошно и изящно, а внутреннее убранство напоминает зал для дворцовых торжеств, ведь все-таки данный храм являлся практически дворцовым храмом.
Здание мечети - квадратное в основании, где длина каждой стороны составляет 25 метров. Большие оконные проемы выполнены в форме арок по образу павлиньих хвостов. В наружной стороны они украшены очень ажурной решеткой, вполне заменяющей витражи.
Устремленная наверх мечеть выглядит легкой, воздушной и торжественной
Основные ритуальные части интерьера в виде михраба и минбара выполнены из прекрасного порфира красных оттенков, чем мысленно переносит нас в резиденцию Клеопатры или древнеримский дворец. О том, что здесь молился сам султан напоминает установленная в передней части храма двухъярусная максура – индивидуальное молитвенное место для правителя. Подкупольный центр прекрасного зала украшен великолепной люстрой, свисающей над головами молящихся.
Роспись купола более напоминает дворцовые потолки, чем храмовые
Интересно и необычно также внешнее оформление мечети. По обеим сторонам купола взлетают ввысь на высоту 40 метров два стройных и очень изящных минарета, оформленные легкими балкончиками. Имеет мечеть и балконы для отдыха семьи султана, и уютный внутренний дворик со скамеечками, тропинками и фонтанчиками.
В начальный период существования Турецкой республики в этом здании функционировал Музей военно-морского дела, что очень негативно отразилось на состоянии мечети. Но впоследствии храму было возвращено его первоначальное предназначение.
Режим работы музея
Посетить дворец ДолмаБахче можно в любой день, кроме понедельника, который является выходным днем. Начинает работать данный музей с 9 часов, а заканчивается рабочий день в 17.00. Причем непосредственно дворец закрывается в 16.00.
Посещение музея лучше планировать на первую половину дня
Цена посещения зависит от количества экспозиций, которые вы намерены посетить. Если есть время и желание познакомиться со всеми достопримечательностями дворца, то лучше приобрести комплексный билет. При наличии Музейной карты можно получить существенную скидку.
Как добраться до Дворца ДолмаБахче
Самый прекрасный дворец Стамбула расположен в европейском районе города между районами Бешикташ и Кабаташ. Добраться сюда из центральной части Стамбула удобнее всего на скоростном трамвае (линия Т1). Нужная остановка называется Кабаташ, а от нее надо двигаться вперед вдоль пролива Босфор, мимо мечети Долмабахче и пристани по направлению к высокой Часовой башне.
Посетить великолепный дворец Долмабахче надо обязательно
К этой же пристани можно добраться на пароме с азиатской стороны. А от площади Таксим до остановки Кабаташ ходит фуникулер. Кстати, между дворцовым комплексом и зданием мечети находится небольшая чайная, где можно отдохнуть после осмотра достопримечательностей и перекусить прямо на берегу прекрасного Босфора, созерцая силуэты азиатской части Стамбула. Дворец Долмабахче, как и Босфор, соединил в себе европейскую и азиатскую культуры и стал единственным в своем роде прекрасным и удивительным памятником своей эпохи.
Отзывы туристов