Адрес: площадь Султанахмед
Режим работы: 9.00-17.00

Знаменитый дворец Топкапы, служивший на протяжении четырехсот лет главной резиденцией для двадцати пяти османских султанов, сегодня является одним из основных туристических объектов Стамбула и одним из уникальнейших музеев мира, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Содержание:

  1. История создания дворца
  2. Фонтан «Султан Ахмет»
  3. Что посмотреть во Дворце Топкапы


Сооруженный во второй половине 15 столетия султаном Мехмедом Вторым, этот потрясающий дворцовый комплекс дошел до наших дней в прекрасном состоянии. Сегодня здесь можно погрузиться в мир османского двора 15-19 веков, погулять по личным апартаментам султанов и по территории Гарема, заглянуть в Библиотеку и мечеть, посетить территорию Дворцовых кухонь, увидеть банные комнаты и многое-многое другое.

Дворец Топкапы находится в месте соединения Босфора с Мраморным моремДворец Топкапы находится в месте соединения Босфора с Мраморным морем

Территория дворца довольно велика, и объектов на ней очень много, поэтому на самостоятельный осмотр дворца надо запланировать как минимум полдня, а то и весь день. Туристу надо иметь в виду, что в кассе можно купить общий билет на посещение всех павильонов, храмов и музейных экспозиций. А можно взять билеты только в отдельные павильоны. Посещение Гарема осуществляется за отдельную плату, которая в общий билет не входит.

Прогулка по дворам и залам дворца - это погружение в историю Османской империиПрогулка по дворам и залам дворца Топкапы - это погружение в историю Османской империи

При самостоятельном посещении дворцового комплекса после прохождения контроля надо обязательно взять аудиогид на русском языке, за который требуется оставить залог. Аудиогид поможет понять назначение многочисленных помещений дворцового комплекса.

История создания дворца

До того, как на эту землю, омываемую проливом Босфор и Мраморным морем, пришли турецкие завоеватели, здесь существовал известный всему миру город - Константинополь – прекрасная и богатая столица Византийской империи. Но в конце мая 1453 года, после длительной осады Константинополь пал под ударами османской армии. В кровопролитных боях погиб последний византийский император Константин Одиннадцатый. А в захваченном османами городе почти на пять столетий воцарились османские султаны, первым из которых был завоеватель Константинополя Мехмед Второй.

После длительной осады и применения пушек Мехмед Второй взял КонстантинопольПосле длительной осады и применения пушек Мехмед Второй взял Константинополь

Именно Мехмед Второй и создал на побережье восточного выступа Балканского полуострова огромную дворцовую резиденцию в виде каменного палаточного городка, а сам Константинополь, переименованный в Истамбул на долгие годы стал столицей великой Османской империи. Первоначально для султана построили дворец недалеко от Площади Баязид (этот дворец утрачен), но дальнейшие постройки комплекса, начиная с гарема, сместились в восточном направлении, ближе к побережью.

Топкапы переводится как «пушечные ворота», именно так называется главный вход на территорию комплекса, строительство которого велось с 60-х годов 15 столетия. Это название довольно символично, ибо в нем заложен смысл одного из султанских ритуалов. Дело в том, что о приезде или отъезде султана из дворца всегда возвещал пушечный залп. Хотя в первоначальном варианте дворцовый комплекс назывался Сералем.

Главный дворец Истамбула на березу Мраморного моря сооружался в течение 15-19 вековГлавный дворец Истамбула на берегу Мраморного моря сооружался в течение 15-19 веков

Дворцовые павильоны и апартаменты создавались в виде главной резиденции султанов. Считается, что Гарем первоначально был сооружен за территорией дворца. А впоследствии – в период правления Сулеймана Великолепного – он был перестроен в непосредственной близости от султанских покоев. Но, возможно, гаремный двор сразу сооружался в черте дворцового комплекса. Хотя при Сулеймане дворец действительно подвергся существенной реконструкции.

Достройки и украшательство дворца продолжались и после Сулеймана Великолепного, а всего в этом дворце жили и руководили страной 25 османских правителей на протяжении 400 лет до середины 19 столетия, когда в Стамбуле появилась новая султанская резиденция – Долмабахче. В 1923 года была провозглашена Турецкая республика, и Дворец Топкапы получил статус музея. Сегодня он является одной из популярнейших и наиболее посещаемых достопримечательностей Стамбула.

Любознательные туристы могут приобрести в музейном магазинчике литературу на русском языкеТуристы могут приобрести в музейном магазинчике литературу на русском языке

Осмотр дворцовой территории начинается с небольшой площади, на которой находится одно из сооружений Османской империи первой половины 18 века – Фонтан «Султан Ахмет».

Фонтан «Султан Ахмет»

Этот фонтан, хорошо известный всем туристам, посещающим Стамбул, носит имя правителя, при котором он и появился в одном из самых популярных центров города перед главными дворцовыми воротами. Этим правителем был султан Ахмед Третий, правивший Османской империей в первой трети 18 века. Российским туристам этот правитель будет интересен тем, что правил он во времена Петра Первого и именно при нем происходил печально известный Прутский поход, закончившийся Прутским миром 1711 года, по которому Россия уступила Турции Азов. Кроме того, Ахмед Третий поддерживал Крымское ханство в борьбе с Россией и принял бежавшего шведского короля Карла Двенадцатого, войска которого потерпели поражение под Полтавой. Таким образом, взаимоотношения России и Турции в тот период близки и понятны каждому российскому туристу.

Период правления Ахмеда Третьего называют в истории страны "эпохой тюльпанов"Период правления Ахмеда Третьего называют в истории страны "Эпохой тюльпанов"

Время правления Ахмеда Третьего называют «Эпохой тюльпанов». Дело в том, что, как и Петр Первый, Ахмед в целях дальнейшего развития страны хотел познакомиться с передовыми достижениями ведущих европейских держав и отправил с этой целью во Францию посольство. В результате довольно длительного изучения европейской жизни во всех ее областях послами был составлен многотомный и подробный доклад. Многие достижения и обычаи парижан стали предметом заимствования, в том числе и повальное увлечение разведением тюльпанов.

При этом же правителе большое внимание уделялось развитию грамотности населения, при нем начала работать первая османская типография. Фонтанный павильон, сооруженный перед главными воротами дворца в 1728 году, занял место находившегося здесь ранее Фонтана Перайтон – памятника византийской истории. Стиль рококо, в котором выполнен фонтанный павильон, как раз показывает влияние европейского стиля на османскую архитектуру.

Фонтан Ахмеда III находится между Софийским собором и Дворцом ТопкапыФонтан Ахмеда III находится между Софийским собором и Дворцом Топкапы

Павильон имеет вид большого квадрата, с нишами михрабов, обрамленных барельефами из  растительных и цветочных орнаментов. В каждой нише имеются фонтанчики питьевой воды, которая поступает сюда из внутреннего 8-угольного водоема. В этих же нишах, чуть выше фонтанов, в обрамлении красно-синих плит расположены пластинки с 14-строфными стихотворными посвящениями воде и Ахмеду.

Внешние углы павильона снабжены киосками с зарешеченными окошками, в которых в давние времена можно было получить воду и щербет совершенно бесплатно. На крыше павильона находится пять небольших куполов. Значимость данного фонтана для Стамбула была настолько велика, что в середине 20 века этот фонтан присутствовал на 10-лировой турецкой банкноте.

Фонтан Ахмеда находился в центре большой и многолюдной площадиФонтан Ахмеда был возведен в центре большой и многолюдной площади

Россиянам будет интересно, что известнейший русский художник И.Айвазовский на свои средства и по своему проекту соорудил в своей родной Феодосии, испытывающей острую нужду в пресной питьевой воде, точную копию Фонтана Ахмета, естественно, в уменьшенном виде. Сегодня феодосийский фонтан является известной городской достопримечательностью и называется Фонтаном Айвазовского.

Увидеть копию Фонтана Ахмеда можно в городе ФеодосияУвидеть копию Фонтана Ахмет можно в городе Феодосия

После осмотра уникального и исторического фонтанного павильона Ахмета, туристы направляются на территорию дворцового комплекса Топкапы.

Что посмотреть во Дворце Топкапы

Дворцовый комплекс состоит из нескольких дворов, каждый из которых имеет свои интересные строительные объекты. Осмотр начинается с Первого двора, войти на который можно абсолютно бесплатно. Всего же во дворце четыре двора, соединенные проходными воротами. Каждый двор окружен стенами и являлся своеобразной крепостью. Так что в случае нападения противника султан мог бы скрываться в более отдаленных дворах, пока шла оборона предыдущих. На самый крайний случай из последнего двора можно было уйти к морю, где ждал корабль, через подземный ход или запасные ворота. Но все эти меры оказались невостребованными, ибо на дворец Топкапы не было совершено ни одного нападения.

Через эти ворота Четвертого двора можно было уйти в морюЧерез эти ворота Четвертого двора можно было уйти в морю

Первый и Второй дворы являлись внешней частью дворца, которая называлась бирун. Здесь находились административные службы, принимались посетители, проводились различные мероприятия. А вот Третий и Четвертый дворы являлись исключительно внутренней частью дворца – эндеруном, где проходила частная жизнь султана. Эта территория в свою очередь делилась на селямлик (личная территория султана) и гаремлик (место обитания жен, наложниц и детей правителя). Личные покои султана находились на стыке этих территорий.

В покои султана можно было пройти из гаремлика и из селимликаВ покои султана можно было пройти из гаремлика и из селямлика

Первый двор (Янычар)

Вход на самый большой двор султанского дворца осуществляется через Императорские Ворота или Ворота Повелителя (Баб-ы Хюмаюн). Отсюда же османские повелители выезжали на молитвы в Софийский собор (Айя-Софию).

Вход в Первый двор и в сад дворцовый комплекс происходит через Ворота императораВход в Первый двор и в сад дворцовый комплекс происходит через Ворота императора

Эти ворота, сооруженные в виде двухэтажного прямоугольника с внутренним сводом, напоминали средневековый замок. Второй этаж был отведен под султанский павильон, откуда тот мог наблюдать за проведением церемоний или представлений. Тот павильон не сохранился до нашего времени. Ворота Повелителя были сооружены во второй половине 15 века при Мехмеде Втором, но впоследствии несколько раз перестраивались.

Первый двор именуется также Двором Янычар, ибо здесь были размещены их казармы. Янычарами назывались основные османские пехотные военные силы, которые являлись в государстве армией и полицией, пожарными и ведомственной охраной. Как действующая военная сила армия янычар существовала с середины 14 века до первой половины 19 столетия.

Янычары составляли огромную армию и были мощной политической силойЯнычары составляли огромную армию и были мощной политической силой

Двор Янычар был проездным двором для правящего султана и его свиты, а также общедоступной территорией для всех жителей и гостей города, независимо от вероисповедания или социального положения. Здесь функционировали султанская пекарня и лечебница, хранились дрова, и работала водопроводная станция. Здесь же находилась Казна с Монетным двором, служебные павильоны и т.д. В этом дворе ожидали аудиенции султана иноземные послы, здесь проходили массовые пятничные намазы и различные мероприятия.

На этом же дворе оказался и памятник византийской архитектуры 4-6 столетий – православный Собор Святой Ирины, который в период Османской империи использовался как военный арсенал. О нем мы расскажем чуть ниже. Так же в Первом дворе находились Платан янычар и Фонтан палача. Эти два объекта были связаны следующим образом. Под платаном периодически собирались недовольные янычары, требовавшие казни какого-либо паши. Стояние янычар длилось до тех пор, пока султан не выполнял их требования.

И сегодня многие платаны дворца помнят времена правления османских султановИ сегодня многие платаны дворца помнят времена правления османских султанов

После казни неугодного паши его голова отдавалась мятежникам, а палач с помощником смывали в Фонтане кровь со своих рук, отчего данный источник и стал называться Фонтаном палача. Голова же казненного, помещенная на большом серебряном блюде, выставлялась на всеобщее обозрение на высоком мраморном столбе, также находившемся на Первом дворе. А специальный служитель внутренней стражи (бестаджи) рассказывал всем проходившим гражданам о преступлениях казненного. Кроме того, на соседнем столбе находилась письменная информация о преступнике и его злодеяниях.

Кстати, на серебряные блюда помещались отрубленные головы только высших сановников. Для голов низших чинов служили деревянные блюда, а отрубленные головы самых рядовых служащих укладывались прямо на земле. Также здесь же размещались и головы врагов государства или другие части их тел. Желающих увидеть головы казненных преступников среди жителей Истамбула всегда было достаточно.

Фонтан палача является одним из мистических мест Дворца ТопкапыФонтан палача является одним из мистических мест Дворца Топкапы

Несмотря на то, что Первый двор был обычно многолюдным, здесь всегда царила удивительная тишина. Требование соблюдать тишину на территории дворца Топкапы было очень строгим, и его нарушение незамедлительно каралось палочными ударами. Вход на Первый двор в дневное время охранялся 50-ю привратниками, в ночное время охрана усиливалась янычарами.

Храм Святой Ирины (Святого мира)

Туристы, входящие на территорию Первого двора, частенько проходят мимо этой уникальной архитектурной стамбульской достопримечательности, относящейся к раннему периоду истории Константинополя (4-6 века), не зная о её существовании. И это очень печально. Данное сооружение в виде традиционной базилики появилось на месте руин древнейшего городского храма Афродиты в начале 4 столетия. Кстати, часть камней, колон и других остатков храма Афродиты пошло на сооружение новой церкви и некоторых других строений дворцового комплекса.

Храм Св.Ирины - уникальный памятник константинопольской архитектуры 4-6 вековХрам Св.Ирины - уникальный памятник константинопольской архитектуры 4-6 веков

Православный храм, возведенный в честь Святого Мира, стал главным православным храмом Константинополя и оставался таковым до сооружения Софийского собора. Именно здесь изначально покоились мощи святого Иоанна Златоуста.

Считается, что впоследствии оба храма (Мира и Софии) были обнесены единой оградой и создали единый религиозный комплекс. Софийский собор, освященный в 360 году, стал главным храмом города, но роль Храма Святого Мира и после этого тоже оставалась достаточно существенной. В нем, например, в 381 году прошел Вселенский Константинопольский собор. Так же роль кафедрального собора исполнялась этим храмом в начале 5 столетия, когда Софийский собор восстанавливался после пожара.

Храм имеил и внутренний открытый дворик, который сохранился до наших днейХрам имел и внутренний открытый дворик, который сохранился до наших дней

В 532 году в период правления Юстиниана в Константинополе произошло известное восстание Ника, приведшее к разрушению многих городских строений. Пострадали в этом восстании и оба городских храма. Но впоследствии оба они были восстановлены. Причем, храм Святого Мира был не просто восстановлен, а значительно расширен и превратился в базилику крестообразной формы.

Позднее храм пострадал от землетрясения, но опять был восстановлен. После захвата Константинополя турками, он со временем оказался на территории сооруженного Дворцового комплекса Топкапы, в левом углу от парадного входа, и использовался очень длительное время в качестве склада боевого вооружения янычар. Кстати, тогда же Храм стал называться на турецкий манер Айя-Ирини. В середине 19 века храм функционировал как Музей древностей, а затем как Военный музей. С 80-х годов 20 века собор использовался как концертный зал. Здесь проводились музыкальные фестивали и другие концерты. Сегодня храм находится на реставрации, но открыт для посещений.

Сегодня обитателями древнего храма являются многочисленные голубиные семьиСегодня обитателями древнего храма являются многочисленные голубиные семьи

В мусульманский храм эту церковь не перестраивали, и поэтому она ценна именно тем, что сохранилась практически в том виде, в каком была восстановлена после восстания в 6 веке при императоре Юстиниане.

Любознательный турист с трепетом войдет под своды этой древней купольной крестообразной базилики, являющейся уникальным образцом византийской архитектуры, и вросшей в культурный слой земли более чем на пять метров. Вход осуществляется по высокой галерее, из которой посетитель попадает в подкупольное пространство нифа, окруженное колонами и верхней галереей. 

В храме Св.Ирины царит тишина и веет духом раннего средневековьяВ храме Св.Ирины царит тишина и веет духом раннего средневековья

Кстати, надо иметь в виду, что вход в Храм Ирины платный. Билет, при желании, можно купить только в этот храм, а можно купить единый билет на осмотр всех достопримечательностей дворца (кроме Гарема, куда билет покупается отдельно).

Касса, где можно приобрести входные билеты, находится слева от входа в храм Св.ИринаКасса, где можно приобрести входные билеты, находится слева от входа в храм Св.Ирины

В данном храме очень необычно оформлен храмовый алтарь, с восточной стороны окруженный синтроном – сиденьями для епископов в виде амфитеатра. Дело в том, что этот алтарь является  свидетельством такого интересного исторического периода как иконоборчество (8-9 вв.), когда повсеместно уничтожались иконы и прочие декорированные храмовые предметы, считавшиеся элементами идолопоклонничества. Поэтому полукруг апсиды алтаря данного храма украшен огромным мозаичным черным крестом – универсальным символом веры - на зеленом фоне, как бы посредине земли.

Оформление алтаря в Храме Ирины - редкий экземпляр периода иконоборчестваОформление алтаря в Храме Ирины - редкий экземпляр периода иконоборчества

Кроме креста, здесь присутствуют и другие православные символы – три окна символизируют троицу, а синтроном символизирует гору Голгоф. Гуляя по храму можно прикоснуться к византийским кладкам, относящимся к различным векам, увидеть голубей, поселившихся под крышей купола и ощутить дыхание очень раннего средневековья.

Второй двор (Площадь Совета)

Осмотрев все возможные достопримечательности Первого двора, посетитель подходит к следующим воротам, которые называются Воротами Приветствия (Баб-ус-селям). Посетителям войти в эти ворота, сооруженные во второй половине 15 века, можно было только пешком. Лишь султан мог въезжать в них на коне. Первоначально данные ворота были деревянными, а такими, какими мы их видим сегодня, они стали в период правления Сулеймана Великолепного. Именно при нем ворота украсились башнями, подобно европейским.

Ворота Приветствия приобрели такой вид при Сулеймане ВеликолепномВорота Приветствия приобрели такой вид при Сулеймане Великолепном

Основными архитектурными сооружениями Второго двора были Диван (Дворец совещаний), Внешнее Казначейство, длинная галерея Дворцовых кухонь, Мечеть Бешир-Ага, Канцелярия, конюшни, Хамам и другие служебные помещения. Здесь же находился вход в Гарем, который был расположен частично на Втором, а частично на Третьем дворе.

В соответствии с имеющимися строениями данного двора от Ворот Приветствия были проложены дорожки по направлениям ко всем указанным объектам. Самая главная – Дорога Падишаха – вела на территорию Третьего двора.

К каждому объекту Второго двора вела своя собственная дорожка К каждому объекту Второго двора вела своя собственная дорожка

Диван

К зданию Дивана – высшему органу управления государства - от Ворот приветствия можно дойти по Дороге Визиря. Диванами на Востоке всегда называли совещательные органы правительства, где члены правительства, в данном случае визири, размещались по кругу совещательной комнаты на низких диванах.

Из-за того, что на Втором дворе размещался Диван площадь этого двора называлась Площадью Совета. Здесь проходили важные государственные церемонии, принимались решения о начале и конце войн, о бракосочетании детей султана, происходили встречи с иностранными послами и т.д.

Диван или комната заседаний Совета была не очень большая и соединялась с КанцеляриейДиван или комната заседаний Совета была не очень большая и соединялась с Канцелярией

Здание Дивана, построенное также в эпоху Сулеймана Великолепного, имеет прямоугольную форму и состоит из трех не очень больших помещений, зонально разделенных арочными перегородками на три помещения – залы Заседаний, Канцелярии и Кабинета главного визиря. Государственный Совет проводил свои заседания по решению текущих и актуальных вопросов по 4 дня еженедельно.

В заседаниях участвовали только визири. Сам же правитель мог находиться в это время в Башне Правосудия и наблюдать за развитием событий через специальное окно (Око Султана). Оно находилось немного выше места главного визиря и имело позолоченную решетку. Если заседавшие видели, что султан закрыл окно, то это означало, что ему не понравилось принятое решение. Тогда министры должны были собраться к султану в Зал аудиенций, который находился в следующем - Третьем дворе. При открытом окне визири не могли точно знать, слушает их султан или нет, но само наличие Ока Султана очень мотивировало их.

Башня Правосудия

Эта башня появилась во Втором дворе во времена Мехмеда Завоевателя, но тогда она была небольшим павильоном. При Сулеймане Великолепном она превратилась в Башню с конусообразным завершением. Во второй половине 19 века башня была украшена бельведером стиля ампир. Вероятно тогда же была и перестроена лестница.

Башня Правосудия является архитектурной доминантой Второго двора и частью ДиванаБашня Правосудия является архитектурной доминантой Второго двора и частью Дивана

С этой башни правители обозревали окрестности своей столицы, а из специального помещения следили за заседаниями Дивана.

Внешнее Казначейство

Восьмикупольное здание Внешнего Казначейства является продолжением здания Дивана. В подвалах этого толстостенного сооружения с маленькими окнами хранились те деньги, которыми распоряжался Диван, в том числе и на янычарские зарплаты.

Ажурные входы в Диван и Казначейство расположены рядомАжурные входы в Диван и Казначейство расположены рядом

Сегодня в зданиях бывшего Казначейства можно посетить интересные музейные выставки, например, Выставку часов или боевого османского оружия. На выставке часов можно увидеть очень интересные экспонаты с мусульманскими символами от напольных до миниатюрных.

Коллекция часов Дворца Топкапы содержит очень интересные экспонатыКоллекция часов Дворца Топкапы содержит очень интересные экспонаты

Восхищает и коллекция оружия, собранная в течение многих веков османскими правителями и состоящая из предметов собственно турецкого вооружения, подносимых даров и трофеев. Здесь можно лицезреть несколько мечей и сабли египетских мамелюков 14-16 столетий, турецкие топоры и палицы 17 столетия, вооружения и доспехи тюркских конников (кольчуги, копья, луки и т.д.), доспехи их коней. Тюркское стальное вооружение долгое время было самым передовым в мире по сравнению с бронзовым вооружением других стран.

В Музее оружия можно проследить историю формирования османского вооруженияВ Музее оружия можно проследить историю формирования османского вооружения

Есть в экспозиции и трофейное оружие завоеванных стран, например, средневековые европейские рыцарские мечи. Есть турецкие мушкеты и ружья 17-20 веков и еще много чего интересного. Среди раритетов музея очень интересен Меч Мехмеда Завоевателя (15 столетия) и мечи многих последующих султанов Османской империи, каждое из которых является не только оружием, но и произведением искусства.

Подлинные мечи османских султанов - гордость музея оружияПодлинные мечи османских султанов - гордость музея оружия

Очень интересен знаменитый Кинжал Топкапы. Это уникальное произведение военного искусства, оформленное драгоценными камнями, было сделано для персидского правителя Надира-шаха в качестве подарка от Махмуда Первого в середине 18 века. Большое внимание привлекают три огромных изумруда на рукоятке в оправе из бриллиантов и находящиеся внутри рукоятки часы. Сам кинжал находится в золотых ножнах.

Говорят, что подарок был отправлен в Персию, но до Надира-шаха не дошел, по причине внезапной его кончины. Поэтому кинжал вернулся в Стамбул. Считается, что этим кинжалом убивали всех  шахзаде, представляющих угрозу правящему султану.

От знаменитого Кинжала Топкапы сложно оторвать взглядОт знаменитого Кинжала Топкапы сложно оторвать взгляд

Надо иметь в виду, что фотографировать в данном музее строго запрещено, но, тем не менее, российских туристов это обычно не останавливает.

Гарем

Территория Гарема – это своеобразный город в городе. Начинается Гарем от Ворот карет, расположенного левее Дивана. Как уже упоминалось, посетить Гарем можно только по отдельно взятым билетам, которые продаются в кассе, находящейся у входа в него. Ворота на женскую половину дворца назывались Воротами карет потому, что жительницы Гарема выезжали и въезжали туда в закрытых каретах. Недалеко от этих ворот находились Ворота мертвых, под которыми проносились тела умерших или убитых во дворце, в том числе и из Гарема. Это одно из мистических мест Топкапы, наряду с Фонтаном палача, с которым связано много легенд о призраках.

Войдя на территорию гарема турист попадает в обстановку изолированного городВойдя на территорию гарема турист попадает в обстановку изолированного города

Данный Гарем был сооружен в период правления Сулеймана Первого, хорошо известного многим россиянам по турецкому сериалу «Великолепный век». И сооружен по желанию самой известной наложницы османского гарема, ставшей впоследствии женой султана – Роксоланы или Хюррем Султан, которая желала находиться вблизи султана своего сердца.

Хюррем султан стала самой известно обитательницей стамбульского гаремаХюррем султан стала самой известной обитательницей стамбульского гарема

С устройством и жизнью мусульманских гаремов россияне, путешествующие по Крыму, знакомы по известному Бахчисарайскому дворцу времен Крымского ханства. Но Гарем дворца Топкапы, конечно же, намного больше, роскошнее и богаче крымского. Более трехсот его комнат делятся на 4 зоны – зона проживания черных евнухов, зона наложниц и жен, зона матери султана и территория самого султана, которая находится в Третьем дворе. На каждой из четырех территорий имеются банные помещения, есть мечети и больница.


Хотя для посетителей открыты не все гаремные покои, но даже в тех помещениях, которые доступны для осмотра, можно поразиться устройству этого особого мира, где царила противоречивая атмосфера роскоши и интриг, развлечений и борьбы за существование. Любознательный посетитель пройдет и по роскошным апартаментам валиде-султан (матери султана) и увидит скромные помещения наложниц, заглянет в комнату евнухов и в женские бани-хамамы и гардеробные.

Территория гарема - это целый городской квартал в комплексе ТопкапыТерритория гарема - это целый городской квартал в комплексе Топкапы

Гулять по улицам и закоулочкам гарема очень интересно, особенно, если хотя бы приблизительно представлять себе жизнь его обитательниц. Ведь проживали здесь самые красивые женщины со всего мира. Были ли они счастливы? Чем они жили? Как проходили их дни и годы? Девушки попадали в гарем чаще всего как пленницы многочисленных военных действий и захватов новых территорий и иногда в детском возрасте.

Само наличие гарема и количество его обитательниц со временем стало являться своеобразным статусом правителя, символом его власти и могущества, а не предметом государственной необходимости. Тайны гаремной жизни, культуры и традиций, непростых взаимоотношений достаточно хорошо показаны в фильме «Великолепный век». И хотя это художественный фильм, имеющий право на вымысел и приукрашивание, но, тем не менее, основные принципы гаремной культуры отношений проследить по нему вполне можно.

Жизнь в гареме была подчинена строгим правилам и текла по своим законамЖизнь в гареме была подчинена строгим правилам и текла по своим законам

Жизнь обитательниц гарема была подчинена строгим законам и иерархии. Основными управляющими, охранниками и слугами в гареме были черные евнухи. Они осуществляли связь между султаном и его матерью, между гаремом и внешним миром, между султаном и очаровательными невольницами. Верх женской иерархической лестницы занимала мать султана - валиде, затем шли жены, потом наложницы, служанки (старшие и младшие) и т.д. Каждая из старших служанок имела свою узкую специфику, одна отвечала за еду, другая – за стирку, третья – за теплоснабжение и т.д.


Все наложницы проходили обучение языку, грамоте, музыке, танцам и, конечно же, искусству ухода за собой. Количество живущих здесь невольниц могло доходить до пятисот. И каждая из них мечтала стать любимой женой султана. Это был верх карьерной лестницы гарема. Но султан был один, и обратить внимание на всех, естественно, не успевал. Некоторых девушек, ни разу не удостоенных внимания султана, могли удачно выдать замуж. Многие девушки погибали в результате интриг, наговоров, зависти или других обстоятельств. Например, султан Ибрагим Первый решил завести себе новый гарем, а обитательниц старого просто утопили в водах Босфора.

Самые роскошные помещения занимали Султан и его мать - валиде Самые роскошные помещения занимали Султан и его мать - валиде

Отмеченная вниманием султана наложница становилась фавориткой (гюзде) и поселялась в отдельные покои. Приглашение в покои султана осуществлялось с помощью платка (мендила), который тот подавал приглянувшейся красавице. После ночи с султаном наложница становилась икбал, получала подарки и переводилась в более лучшие жилищные условия. Если она после этого рожала сына, то становилась кадын (неофициальной женой султана), что означало почти райскую жизнь. А вот если султан больше не вспоминал о гюзде, то она возвращалась в общую комнату наложниц.

Богато жили любимые жены и фаворитки султанаБогато жили также любимые жены и фаворитки султана

Старшей женой считалась та кадын, сын которой был рожден первым и являлся наследником первой очереди (шехзаде). Естественно, в связи с этим, между женами шла постоянная борьба за первенство, включая и возможные детоубийства наследников.

Многогранная жизнь в гареме проходила, как уже упоминалось, под неусыпным вниманием валиде-султан (матери правящего султана). Она организовывала всю гаремную жизнь от назначения служанок на должности до процесса обучения принцев и принцесс. Она знала всё обо всех, наказывала или поощряла, казнила или миловала, занималась расходами гарема и имела свой тайный совет. Трехэтажные покои валиде в гареме были самыми большими и самыми роскошными. К ним примыкал собственный дворик.

По коридору, называемому "золотой дорогой", к султану водили выбранных им женщинПо коридору, называемому "золотой дорогой", к султану водили выбранных им женщин

Роль валиде иногда поднималась до управления не только гаремом, но и всем государством. Особенно в те периоды, когда у власти оказывались слабохарактерные султаны или склонные к употреблению алкоголя. Тогда валиде занимала их место во время заседаний Диванов, участвовала в принятии государственных решений и даже проводила смену должностных лиц.

Музыкальные вечера для валиде и избранного круга проводились в Музыкальном салонеМузыкальные вечера для валиде и избранного круга проводились в Музыкальном салоне

Гуляя по территории Гарема, надо помнить обо всех сторонах жизни его многочисленных обитательниц. С одной стороны, они жили на всем готовом, не зная холода и голода. Но с другой стороны, их жизнь зависела от множества обстоятельств, превращаясь, порой, в ад.

Кафес (Золотая клетка)

Все дети, в том числе и наследники султана, до 8-летнего возраста проживали с матерями, затем до 13-летнего возраста в отдельных апартаментах, но также на территории Гарема. Здесь они получали хорошее образование и проходили торжественный обряд обрезания. Затем их начинали обучать искусству управления. Однако, все шехзаде продолжали явно и неявно бороться за власть и являли собой постоянную угрозу правящему султану.

Во избежания возможности покушения, Мехмед Третий убил 19 своих братьевВо избежания возможности покушения, Мехмед Третий убил 19 своих братьев

Еще на заре становления Османского государства существовало негласное правило убийства всех предполагаемых наследников вошедшего на трон султана. Мехмед Второй Завоеватель превратил это негласное правило в официально действующий закон, по которому севший на трон султан полностью уничтожал всех возможных наследников. Это должно было способствовать безопасному и спокойному правлению и предотвращать возможность гражданских войн. В результате этого закона за 150-летнюю историю империи было убито более 80 наследных принцев. В конце 16 века, только один правитель - Мехмед Третий, взойдя на престол, задушил 19 своих братьев.

Череду этих кровавых убийств в начале 17 столетия пресек следующий правитель – Ахмед Первый,  известный строительством Голубой мечети - сын Мехмеда Второго. Он официально заменил убийства возможных претендентов на пожизненное заточение в специальном павильоне гаремного дворика – Кафес – прозванном «Золотой клеткой». В эту своеобразную тюрьму помещались возможные наследники на престол с 8-летнего возраста.

С 17 века все султанские престолонаследники содержались в Кафесе под постоянным присмотромС 17 века все султанские престолонаследники содержались в Кафесе под присмотром

В Кафесе наследные принцы должны были жить в полном не соприкосновении с внешним миром, под охраной глухонемых евнухов. Условия проживания у них были отличными, они имели слуг, и даже наложниц, обучались наукам, развлекались в спортивных мероприятиях, в собственном зоопарке и на музыкально-танцевальных вечерах. Но полная изоляция от внешнего мира, угроза внезапной насильственной смерти приводили бедных принцев к сумасшествию и частенько к суициду.

Хорошие условия содержания не могли заменить престолонаследникам свободыХорошие условия содержания не могли заменить престолонаследникам свободы

Сохранение жизни возможным престолонаследникам имело и практическую цель сохранения династии, ведь убивать всех наследников было нельзя, ибо могла прерваться наследственность правления и, действительно, некоторым обитателям Кафесе удавалось через много лет изоляции стать правителями, но в большинстве своем у них всех отмечались проблемы с психикой. Сулейман Второй, например, стал падишахом через 36 лет проживания в «Золотой клетке», а последний правитель Османской империи – Мехмед Шестой взошел на престол после 48 лет проживания в Кафесе.

Кухонный дворец

Территорию дворцовых кухонь, находящуюся с правой стороны Второго двора, по праву можно назвать дворцом. Ведь это целая улица, состоящая из многочисленных кухонных строений, где более тысячи поваров круглосуточно готовили еду для султана, янычар, гарема, гостей и т.д. Количество едоков составляло от 5 до 10 тысяч человек! Над всеми кухнями поднимаются высокие кирпичные дымовые трубы, а сами здания имеют купольные завершения с арочными окнами.

Дворцовые кухни - это еще один мини-городок ТопкапыДворцовые кухни - это еще один мини-городок Топкапы

Кроме огромных кухонных помещений здесь имелись кладовые для запасов, жилье, мечети и бани-хамам для всех кухонных работников, которые здесь не только готовили пищу, но и полностью жили. Сегодня в бывших кухонных помещениях очень интересно увидеть реальные условия приготовления пищи и настоящую кухонную утварь, каменные столы и импровизированные вытяжки.

Каменные столы, огромные чаны под вытяжкой - здесь готовили еду для дворцовых обитателейКаменные столы, огромные чаны - здесь готовили еду для дворцовых обитателей

В некоторых помещениях организованы выставки столовой и чайной посуды, фарфора и серебра, самоваров и ножей. 

Коллекции посуды, размещенные в залах кухонного дворца, очень разнообразныКоллекции посуды, размещенные в залах кухонного дворца, очень разнообразны

Гулять по данной улочке, заглядывая во все открытые двери, очень интересно. Осмотрев все возможные достопримечательности Второго двора Дворца Топкапы, переходим в Третий двор.

Третий двор

Вход на территорию Третьего двора Топкапы, которая являлась личной султанской территорией (селямлик), осуществлялся через красивые и почти священные для подданных ворота, в разных источниках именующиеся по разному - Воротами Блаженства или Воротами Аудиенций, а еще их называли Воротами Белых Евнухов. Порог входа на территорию султана входящие целовали в священном трепете.

Ворота Блаженства именовали еще Воротами СчастьяВорота Блаженства именовали еще Воротами Счастья

За охрану этих ворот, выполненных в стиле рококо, отвечал Главный дворецкий и подчиненные ему белые евнухи, которые обслуживали все мужское население селямлика. Помещения для их проживания находились справа и слева от входа.

Первый павильон в виде одноэтажного прямоугольного здания с мраморной колоннадой, встречающийся на пути посетителей Третьего двора является Залом аудиенций. Он находится на территории Топкапы с 15 столетия, но на протяжении веков несколько раз перестраивался.

Зал аудиенций (Тронный)

Этот небольшой и когда-то достаточно богато оформленный павильон являлся своеобразным рабочим кабинетом правителя. Здесь он выслушивал отчеты Великого Визиря о деятельности Дивана, здесь он принимал иностранных послов, здесь решались государственные вопросы, требующие участия самого султана. 

Зал аудиенций напоминает павильон. Он скромен и невеликЗал аудиенций напоминает павильон. Он скромен и невелик

Послы из других государств обязательно входили в Зал аудиенций только в сопровождении двух белых евнухов, которые держали иностранного гостя за руки, во избежание возможного покушения на султана. Это хорошо показано в фильме "Великолепный век".

Во время всех приемов султан полулежал на великолепном позолоченном, сверкающем изумрудами, рубинами и бриллиантами троне, находящемся в углу комнаты, а приближенные сидели около него на полу. Сегодня здесь находится другой, очень скромный трон. Золотой трон в центре зала – это временное украшение помещения.

Основной трон султана в виде большого ложа находится в правом углуОсновной трон султана в виде большого ложа находится в правом углу

Во времена султанского правления, кроме большого трона в комнате не было другой мебели. Был здесь еще камин, с помощью которого обогревался кабинет. Все посетители обращают внимание и на красиво оформленный родник, который выполнял две функции – был источником живительной влаги и заглушал голоса беседующих, дабы их никто не мог подслушать.

Основное предназначение родников во дворце - заглушать голоса разговаривающихОсновное предназначение родников во дворце - заглушать голоса разговаривающих

Очень красиво и зарешеченное золотом большое окно Тронного зала. Перед этим окном посетители, желающие получить аудиенцию, выставляли подарки для султана. И если дар был интересен правителю, он принимал просителя и его подношение. Если же дар приходился падишаху не по душе, то он оставался нетронутым и его позже уносили в личную казну султана.

Через решетку данного окна падишах оценивал ценность подносимых даровЧерез решетку данного окна падишах оценивал ценность подносимых даров

Сегодняшним посетителям Тронный зал или Зал аудиенций кажется довольно скромным строением, ведь роль Османской империи, захватившей более 30 стран, была огромной и достойной более презентабельного сооружения. Но, надо иметь в виду, что этот зал выглядел в свое время намного богаче. 

Когда-то Тронный зал был богат и очень значим для жизни дворца и страныКогда-то Тронный зал был богат и очень значим для жизни дворца и страны

В 19 веке много золота из Тронного зала было вывезено для оформления нового дворца – Долмабахче. А трон лишился драгоценных камней и т.д. Вокруг Тронного зала находится традиционная восточная галерея.

Библиотека Ахмеда Третьего

Легкое и воздушное здание, расположенное почти по центру Третьего двора, переносит посетителей в атмосферу восточных сказок. В интерьере этого прекрасного образца османской архитектуры можно увидеть изразцовую плитку 16-17 столетий, яркие витражи многочисленных окон, расписанные стены и купол.

Для хранения книжных фолиантов было построено специальное здание библиотекиДля хранения книжных фолиантов было построено специальное здание библиотеки

Когда-то здесь находилось книжное богатство в количестве нескольких тысяч рукописных изданий на различных восточных языках. Султан и высшие чиновники могли приходить сюда и, удобно устроившись на мягких диванах, в тишине и покое читать книги, большая часть из которых была религиозного содержания.

Интерьер библиотеки достоин восхищения и преклонения перед его творцамиИнтерьер библиотеки достоин восхищения и преклонения перед его творцами

Сегодня здесь воссоздана обстановка умиротворения, тишины и покоя. Уходить отсюда совсем не хочется, но надо идти и осмотреть другие достопримечательности Третьего двора.

Школа пажей

По всему периметру Третьего двора расположены невысокие белые здания. В них размещались различные отделения школы для мальчиков. Живущие здесь дети не могли покидать пределы дворца и не могли посещать территорию гарема. Они получали очень хорошее образование и наиболее способные из них впоследствии могли претендовать на самые высокие посты в государстве. Таким образом, эта школа была своеобразным государственным учреждением подготовки будущих чиновников.

Помещения Школы пажей различного предназначения размещены по периметру Третьего двораПомещения Школы пажей различного предназначения размещены по периметру Третьего двора

Мальчики, которые попадали в школу, были в основном из христианских стран. Они отбирались из всех завоеванных Османской империей стран специальными людьми – девшерме - и привозились сюда, чтобы воспитать из них преданных султану людей. Дети подбирались по внешним и умственным критериям в возрасте 8-13 лет. Не все родители хотели отдавать своих сыновей, и прятали их, узнав о приезде представителей султана. Но самые бедные люди сами отдавали своих детей, надеясь на их лучшую долю.

Здесь мальчиков учили грамоте, музыке, графике, военному делу. Давали основы религиозного воспитания, и учили прислуживать султану и другим высшим чиновникам. Школа имела несколько уровней образования, и не все мальчики доходили до последнего уровня. Сегодня в бывших помещениях школы находятся различные музейные коллекции, познакомиться с которыми весьма интересно.

В Музее султанской одежды можно увидеть в чем ходил сам Султан ВеликолепныйВ Музее султанской одежды можно увидеть в чем ходил сам Султан Великолепный

Справа от входа в одном из помещений бывшей школе пажей можно увидеть экспонаты султанской одежды. Это и парадные халаты, сшитые из дорогой ткани и украшенные самоцветами и мехами, и домашняя повседневная одежда. Одежда всех правителей свято сохранялась, и до наших дней дошел даже красно-золотой кафтан Мехмеда Завоевателя, который носил его в далеком 15 веке.

Чуть дальше Музея султанской одежды находится Сокровищница, в которой можно увидеть ювелирные изделия и драгоценности из личной казны султанов. Находится здесь и такой известный бриллиант как «Алмаз ложечника». Этот огромный драгоценный камень попал в руки бедняку, который, не понимая его ценности, обменял его на 3 деревянные ложки. Со временем алмаз попал в султанскую казну и получил достойную обработку.

Алмаз ложечника - один из знаменитых экспонатов Сокровищницы ТопкапыАлмаз ложечника - один из знаменитых экспонатов Сокровищницы Топкапы

Есть в Сокровищнице драгоценный трон Селима Третьего и несколько личных вещей известной Хюррем, драгоценная посуда, военные награды и много еще чего интересного.

Павильон Священной мантии

В левой стороне двора за бывшей Мечетью Алагар, которую еще называют Мечетью белых евнухов, мы видим Павильон Священной мантии. Сегодня здесь находится собрание священных раритетов, в том числе Знамя Пророка и его Священная мантия (плащ). 

Сама Священная мантия хранится в золотом сундукеСама Священная мантия хранится в золотом сундуке

Также здесь находятся волосы Пророка Мухаммеда, украшавшие когда-то его бороду, слепок одной из его ног, оружие пророка в виде лука и меча, золотая оправа для мусульманского священного Черного камня и т.д..

В Павильоне Святой мантии находятся священные для мусульман реликвииВ Павильоне Священной мантии находятся священные для мусульман реликвии

Сохранились здесь и некоторые православные святыни, обретенные турками при захвате Константинополя, в частности здесь можно увидеть мумифицированную руку Иоанна Крестителя, крестившую Иисуса. Есть здесь и посох Моисея, и личные вещи Фатимы и множество священных книг. В залах этого Павильона в течение всего дня звучат читаемые нараспев суры из Корана, что создает удивительно проникновенную атмосферу.

Мусульманские святыни в Павильоне хранятся рядом с христианскимиМусульманские святыни в Павильоне хранятся рядом с христианскими

Павильон Священной мантии, как уже упоминалось, соприкасается с самой крупной дворцовой Мечетью Алагар, сооруженной в 15 веке еще при Мехмеде Завоевателе и расположенной диагонально остальным строениям двора. 

Мечеть Алагар является самой крупной на территории Дворца ТопкапыМечеть Алагар является самой крупной мечетью на территории Дворца Топкапы

Диагональное расположение мечети связано с тем, что они всегда ориентированы на Мекку. Сегодня в этой мечети хранятся все книжные богатства дворца Топкапы.

Четвертый двор

Четвертый двор включает в себя территорию султанского сада, где правитель мог отдыхать, наслаждаться видами соединения Босфора с Золотым рогом и Мраморным морем, размышлять о дальнейшей судьбе империи и просто побыть наедине с самим собой.

Четвертый двор был территорией релакса для правящего султанаЧетвертый двор был территорией релакса для правящего султана

Специальных ворот на территорию сада нет, таким образом Четвертый двор являет собой логическое продолжение Третьего двора. Кроме садового ландшафта Сада Тулип (Тюльпанов) здесь можно увидеть несколько прекрасных образцов архитектуры малой формы. Это павильоны Ереванский, Багдадский, Золотой (Ифтарийе) и другие.

Здесь падишах гулял между виноградниками и фруктовыми деревьями, наслаждался ароматом цветников, на которых росли тюльпаны и розы, гиацинты и гвоздики. Сегодня территория Сада Тюльпанов входит в территорию общественного места отдыха Парка Гюльхане.

Среди тени деревьев и аромата цветов находились небольшие павильоны для отдыхаСреди тени деревьев и аромата цветов находились небольшие павильоны для отдыха

Выйдя с территории Третьего двора мимо Павильона Священной мантии, можно подняться на Мраморную террасу, заглянуть в Ереванский и Багдадский павильоны, расположенные по обоим сторонам ее, полюбоваться противоположным берегом Босфора и т.д.

Ереванский павильон

Данный яркий образец османской архитектуры в виде павильона, с левой стороны Мраморной террасы, был сооружен в середине 30-х годов 17 века в годы правления Мурада Четвертого в память о завоевании Еревана. Построили это 8-угольное сооружение на месте осушенной части пруда (архитектор Коджа Касим Ага).

Ереванский павильон - одно из достойных украшений Мраморной террасыЕреванский павильон - одно из достойных украшений Мраморной террасы

Позднее, в 18 столетии, в этом павильоне находились самые ценные книжные издания библиотеки дворца, в том числе и личные книжные коллекции правящих султанов. Также сюда перемещались священные реликвии из Павильона Священной мантии, когда там проводились плановые уборки.

Мозаичный интерьер и витражи Ереванского павильона завораживают посетителейМозаичный интерьер и витражи Ереванского павильона завораживают посетителей

Мраморная терраса

Ереванский павильон находится рядом с великолепной Мраморной террасой, ее арочной галереей, пирамидальным фонтаном и декоративным бассейном. Напротив, чуть левее можно увидеть Павильон обрезания, который граничит с восточной стороной Гарема.

Мраморная терраса - это смотровая площадка в окружении прекрасных павильоновМраморная терраса - это смотровая площадка в окружении прекрасных павильонов

На Мраморной террасе находится весь в золоте Павильон Ифтарийе, сооруженный в середине 17 столетия. Это самая высокая точка дворца Топкапы, откуда видно окрестности с Золотым рогом и Галатским холмом со знаменитой одноименной башней на нем. Эти виды лицезрели когда-то и османские султаны, приходившие под крышу этого павильона на ужин и на созерцание заката. Здесь же правители огромной империи принимали поздравления на праздник Байрам, наблюдали за спортивными соревнованиями и т.д.

Багдадский павильон

Напротив Ереванского павильона с правой стороны Мраморной террасы находится сооруженный аналогичный павильон Багдадский, воздвигнутый в царствование того же султана Мурада Четвертого по случаю взятия Багдада тем же архитектором, что и Ереванский.

Багдадский павильон как и Ереванский, словно сошел со страниц восточных сказокБагдадский павильон, как и Ереванский, словно сошел со страниц восточных сказок

Этот очень нарядный павильон в восточном стиле оформлен по большей части голубой плиткой, на которой белой плиткой нанесена традиционная арабская вязь в виде сур из Корана. Над входом надпись сделана на персидском языке.

Восточные мотивы интерьера восхищают и пленяют воображениеВосточные мотивы интерьера восхищают и пленяют воображение

Двери павильона из слоновой кости и черепаховой скорлупы обработаны перламутром, а в кабинетах хранились коллекционные книги Абдул-Ахмеда Первого и Селима Первого. В этом Павильоне имелась небольшая кухня для приготовления кофе.

Павильон Софы

Данный павильон находится севернее Мраморной террасы с Ереванским и Багдадским павильонами. Сооружен он также был при Мехмеде Четвертом, а при последующих правителях (в первой половине 18 века) был разделен на две зоны – Диванную и Щербетную.

Интерьер Павильона Софы оформлен в узнаваемых традициях ВостокаИнтерьер Павильона Софы оформлен в узнаваемых традициях Востока

Считается, что это едва ли не первое строение стиля «турецкого рококо».

Павильон Главного лекаря

Главным и непосредственным предназначением данного строения была аптечная функция. Здесь могли работать все специалисты врачебных специализаций – офтальмологи, хирурги, гинекологи и прочие.


Всего на службе при дворце состояло шесть-семь десятков различных медиков. Все они находились под надзором Главного лекаря. Именно здесь под его же надзором аптечными работниками готовились прописываемые дворцовыми медиками препараты, и после приготовления фасовались по склянкам и баночкам.

Павильон Главного лекаря по сути был  дворцовой аптекойПавильон Главного лекаря по сути был дворцовой аптекой

Данное сооружение появилось уже при первом правителе Истамбула - Мехмеде Втором, и его крыша использовалась им как смотровая площадка. После сооружения нового султанского дворца – Долмабахчи, здание Павильона Главного лекаря использовалось как музыкальная комната, а позднее как оружейная мастерская. С начала 20 столетия здесь хранились медицинские препараты.

Павильон Медицины (Меджидие)

Это, самое современное сооружение на территории дворца Топкапы, интересно тем, что его архитектором был Саркис Балаян, автор проекта и знаменитого дворца Долмабахче. Данный павильон, сооруженный в середине 19 века в стиле ампир, позднее стал называться Киоском медицины.

Павильон или Киоск медицины - самое последнее сооружение в ТопкапыПавильон или Киоск медицины - самое последнее сооружение во дворце Топкапы

Считается, что в этом Павильоне османские султаны, перебравшиеся впоследствии в Долмабахче, останавливались во время своих кратковременных визитов в Топкапы. А приезжали они сюда на церемонию восхождения на престол или для посещения Павильона Священной мантии.

Кроме этого павильона в этой части Четвертого двора находятся Гардеробная и Мечеть Софы. Из названия понятно, что в Павильоне Гардеробная под наблюдением особых хранителей находилась одежда султанов. 

Для хранения многочисленных султанских одеяний была создана ГардеробнаяДля хранения многочисленных султанских одеяний была создана Гардеробная

Перед павильонами Медицины и Гардеробной, которые находятся рядом, имеется просторная смотровая площадка, откуда отлично виден воспетый Есениным Босфор и противоположная часть Стамбула, находящаяся на азиатском континенте.

Со смотровых площадок Четвертого двора хорошо виден азиатский берег БосфораСо смотровых площадок Четвертого двора хорошо виден азиатский берег Босфора

Конечно, понять всю структуру дворцовых строений Топкапы очень сложно, да, наверное, это и не нужно. Самое главное, это впитать в себя ощущение турецкой многовековой культуры, увидеть и прикоснуться к архитектурным памятникам различных эпох от Константинополя до Истамбула, полюбоваться сохранившейся красотой и запечатлеть ее на память.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: