Адрес: улица Батурина, 44 А
Режим работы: 10.00 - 17.00
Стоимость: 250-400

Ливадийский дворец – одна из самых ярких жемчужин Крыма и популярнейшая достопримечательность Ялты. Роскошный дворец создавался как летняя царская резиденция, затем служил санаторием для победившего после 1917 года крестьянства. 

В конце Второй мировой войны в нем проходила историческая встреча трех ведущих лидеров из России, Великобритании и Америки, определившая поствоенное развитие мира. Сегодня это один из популярнейших туристических объектов ялтинских окрестностей.

Содержание:

  1. История дворца
  2. Что посмотреть в Ливадийском дворце
  3. Как добраться, режим работы
  4. Экскурсии

Ливадийский дворец с 60-х годов 19 века является летней дачей императоровЛивадийский дворец с 60-х годов 19 века являлся летней дачей императоров

История императорского дворца

Немногие знают, что первоначально место, где стоит сегодняшний Ливадийский дворец, было выкуплено дипломатом графом Л.Потоцким в 1834 году. Местечко называлось Ливадией, что в переводе с греческого означало полянку, ибо ранее оно принадлежало греку. Место было действительно очень живописным.

Ливадийский дворец находится на живописной возвышенности запада ЯлтыЛивадийский дворец находится на живописной возвышенности запада Ялты

Архитектором Эльсоном на этой «полянке» было построено имение с господским домом, оранжереей и ландшафтным парком. Заядлый коллекционер и любитель античного искусства, Потоцкий превратил свой крымский особняк в мини-музей, украшенный мраморными раннехристианскими скульптурами. А в его кабинете находились коллекционные древности разрушенной Помпеи.

Особую заботу хозяин уделял планировке и оформлению парковой зоны, подбору декоративных растений для посадки в нем. Интересен был античный фонтан «Нимфа», который Потоцкий привез из Италии. 

Фонтан "Нимфа" из древней Помпеи украшал парк и при Потоцком и при РомановыхФонтан "Нимфа" из Помпеи украшал парк и при Потоцком и при Романовых

Фонтан представлял собой саркофаг из мрамора, на котором лежала нимфа, держа в руках урну с вытекающими струями воды. Данная античная реликвия была найдена на раскопках Помпеи и, естественно, вывоз ее из Италии был запрещен. Вопрос вывоза решен очень неординарно – саркофаг разбивается на отдельные части и в таком виде вывозится в Россию, где впоследствии склеивается цементным раствором.

Возраст помпейской гробницы исчислялся более чем двумя тысячелетиями и, кроме нимфы, на ней был изображен Гименей и арабески. Этот саркофаг пережил перестройку дворца начала 20 столетия, ибо архитектор Белого дворцового сооружения Н.Краснов оставил ее на своем месте. Но в годы Великой Отечественной войны она, к сожалению, бесследно пропала.

Умер Л.Потоцкий в 1860 году, а его крымское имение было выкуплено казной. К этому времени ялтинский лечебный климат стал довольно популярен, и Усадьба Потоцкого в 1861 году была перепрофилирована в летнюю императорскую дачу Александра Второго. Основное предназначение новой дачи заключалось в поддержании состояния здоровья императрицы Марии Александровны, страдающей туберкулезом.

Большой Ливадийский дворец был сооружен для семьи Александра ВторогоБольшой Ливадийский дворец был сооружен для семьи Александра Второго

Архитекторы Монигетти, а затем Г.Венсан перестроили усадьбу Потоцкого в Большой дворец, кроме которого впоследствии в императорском дачном комплексе появляются Малый дворец Наследника, Крестовоздвиженская церковь, Свитский дом, Дача «Эриклик», Рущукская колонна, а также хозяйственные блоки.

Малый ливадийский Дворец наследника. Вторая половина 19 векаМалый ливадийский Дворец наследника. Вторая половина 19 века

Здесь любила отдыхать семья императора, а после его смерти здесь часто отдыхал Александр Третий, который и умер на этой даче в 1894 году.

Члены семейной династии Романовых в Ливадии. Конец 19 векаЧлены семейной династии Романовых в Ливадии. Конец 19 века

Новый император Николай Второй перестраивает Ливадийскую дачу в другом стиле, разобрав перед этим прежний Большой дворец. Архитектором Н.Красновым возводится новый дворец, который получает название Белого. Сооружается и дворец для барона Фредерикса, который являлся Министром двора и был особо приближен к императору.

После революции в помещении Большого Ливадийского дворца был организован крестьянский санаторий, позднее ставший климатическим лечебным комбинатом. Этот санаторий посещали В.Маяковский и М.Горький.

Советские граждане, отдыхающие в санатории Ливадия. Парковая зона. 30-е годы 20 векаСоветские граждане санатория Ливадия. Парковая зона. 30-е годы 20 века

В годы Великой Отечественной войны безвозвратно погибает Малый дворец. Незадолго до окончания Второй мировой войны именно в Ливадийском дворце происходит историческая и хорошо известная встреча руководителей трех ведущих держав – Сталина, Рузвельта и Черчилля.

После войны, в 50-е годы во дворце возобновил работу санаторий. В середине 70-х часть дворцовых помещений была переоборудована под музейные залы, в которых размещается постоянная экспозиция по Ялтинской конференции и отдельный выставочный зал для временных мероприятий.

Памятное фото 1945 года - лидеры трех держав в интерьере итальянского дворикаПамятное фото 1945 года - лидеры трех держав в Итальянском дворике

Ливадийский дворец не раз становился съемочной площадкой. Его внутренние интерьеры, а также участки парковой территории можно увидеть в таких фильмах как «Мы с вами где-то встречались», «Отелло», «Овод», «Двенадцатая ночь», «Анна Каренина», «Собака на сене» и многих других.

В 90-е годы Белый дворец, наконец-то, получает музейный статус, и на втором этаже дворца размещается экспозиция, посвященная трем поколениям Романовых, которые отдыхали в этих стенах.

Николай Второй в своем кабинете в стенах Ливадийского дворца. Нач.20 столетияНиколай Второй в своем кабинете Ливадийского дворца. Нач.20 столетия

Сегодняшние туристы могут увидеть в восстановленных дворцовых интерьерах обе тематические экспозиции – на первом этаже о Ялтинской конференции, на втором – о российских императорах.

В 2015 году в парковом ансамбле появились Памятник тройке лидеров Ялтинской конференции, выполненный З.Церетели и Памятник в виде бюста Николаю Второму (автор А.Апполонов). А в 1917 году был установлен и Памятник Александру Третьему.

Памятник "Большой тройке" на парковой территории Ливадийского дворцаПамятник "Большой тройке" на парковой территории Ливадийского дворца

Что посмотреть в Ливадийском дворце

Туристическая схема архитектурного комплекса Ливадийского дворцаТуристическая схема архитектурного комплекса Ливадийского дворца

Белый дворец

Как уже упоминалось, в начале 20 столетия Ливадийский дворец перестраивается известным крымским архитектором Н.Красновым, построившим многие известные ялтинские особняки. Новый дворец, по желанию императора, должен был напоминать полюбившуюся царской семье Италию и Флоренцию. Проектный план дворца выдержан в стиле итальянского Возрождения и в тоже время был достаточно современен.

Белый императорский дворец был сооружен в стиле Итальянского ВозрожденияБелый императорский дворец был сооружен в стиле Итальянского Возрождения

Разноэтажное дворцовое сооружение начали возводить в 1910 году. Он имел в плане форму усложненного прямоугольника с небольшим квадратным ядром внутреннего дворика, который назывался итальянским.

  

Несмотря на все сложности, связанные с природными условиями, холмистой поверхностью, грунтовыми водами, и большим дополнительным объемом работ по благоустройству территории и возведению электростанции, дворцовая дача была построена в рекордные сроки – к концу лета 1911 г., т.е. за 17 месяцев. А ведь еще надо было создать интерьерное наполнение залов, расставить мебель и прочее-прочее.

Строительство Белого дворца было осуществлено всего за 17 месяцевСтроительство Белого дворца было осуществлено всего за 17 месяцев

Архитектор очень интересно обыграл гористую форму местности, расположив основные объемы ступеньками, начиная от трехэтажной архитектурно доминирующей башни, от которой расходится основная двухэтажная дворцовая часть, которая в районе итальянского дворика переходит в одноэтажные объемы буфетной и столовой.

Доминантой дворца стала трехэтажная угловая башняАрхитектурной доминантой дворца стала трехэтажная угловая башня

Царская семья очень любила Ливадийский дворец, но отдыхать ей здесь пришлось до начала Первой мировой войны не так уж много раз. Говорят, что после отречения Николай Второй просил разрешения переехать с семьей в Ливадию и жить там в качестве частного лица, но Временное правительство на это разрешения не дало.

Первый этаж

Через массивные двухстворчатые двери первого этажа мы попадаем на территорию вестибюля с белым камином. Далее идет самая большая и самая светлая зала первого этажа – это Парадная столовая. Она оформлена большими арочными окнами и дверьми, потолком с декоративной растительной лепниной, колоннами и статуей Пенелопы (скульптор Бруггер). В этом зале и проходила знаменитая встреча великодержавной тройки в 1945 году.

Помещение Парадной столовой было самым большим во дворцеПомещение Парадной столовой было самым большим во дворце

Находится на первом этаже и приемный кабинет, а при нем ожидательная комната. Стены этих помещений одеты в панели красного дерева, по центру одной из которых находится мраморный камин с огромным зеркалом в резьбе и с античными изваяниями. Во время Ялтинской встречи здесь размещалась спальня Рузвельта.

Императорский Приемный кабинет в 1945 году служил спальней для РузвельтаИмператорский Приемный кабинет в 1945 году служил спальней для Рузвельта

Бильярдная комната в отделке каштанового дерева с расписным потолком служила Рузвельту столовой. Именно здесь состоялось подписание итоговых документов конференции.

В императорской Бильярдной состоялось подписание итоговых документов конференцииВ Бильярдной были подписаны итоговые документы конференции 1945 года

Самый красивым уголком первого этажа является открытый Итальянский дворик с мраморным фонтаном по центру. Это место для приятных прогулок и неспешного общения выполнено в виде патио. Здесь все напоминает далекий уголок солнечной Италии. И именно тут был сделан знаменитый снимок «Большой тройки».

Итальянский дворик - самое красивое и романтичное место во дворцеИтальянский дворик - самое красивое и романтичное место во дворце

Арабский дворик, типа итальянского атриума, был сооружен в качестве источника света. В нем был размещен небольшой фонтан из мрамора названный «Марией» и великолепные плиты с восточными орнаментами.

Второй этаж

На втором этаже размещались личные покои членов царской семьи, а сегодня - экспозиция о жизни здесь Романовской семьи.

Одной из самых удачно выполненных в архитектурном плане комнат второго этажа является Кабинет Николая Второго. В нем удивительно гармонично сочетаются массивный модерновый камин и зеленый отделочный камень, бронза и панели мореного дуба. Все вместе это создает очень торжественную и в тоже время деловую обстановку.

Кабинет Николая Второго выполнен в деловом и торжественном ключеКабинет Николая Второго выполнен в деловом и торжественном ключе

Кабинет с гостиной Александры Федоровны выполнены в светлых оттенках дерева, а от всей обстановки интерьера веет изяществом и легкостью. К подлинным вещам императрицы относятся трехстворчатый шкаф, кабинетные зеркала и акварельная живопись.

В Кабинете Александры Федоровны есть личные вещи императрицыВ Кабинете Александры Федоровны есть личные вещи императрицы

Императорская спальня представлена белыми тонами с богатыми лакированными панелями. Угловая ниша занята массивной кроватью. Здесь тоже представлена частично сохранившаяся мебель и подлинный камин. Из спальни есть выход на просторный балкон – любимое место для семейного чаепития.

Балкон-веранда очень располагала для семейного чаепитияБалкон-веранда очень располагала для семейного чаепития

Другим излюбленным местом семейного времяпровождения было помещение Малой столовой, отделанное тисовым деревом. Для семейных трапез царской семьи были выполнены специальные столовые и чайные сервизы с вензелем «Ливадия».

В Малой столовой Романовы собирались за семейными обедамиВ Малой столовой Романовы собирались за семейными обедами

Помещение Библиотеки отличается аристократической строгостью и простотой. Книжные шкафы, размещенные вдоль всего периметра, являются своеобразным стеновым декором.

Очень интересна учебная или Классная комната, предназначенная для занятий дочерей Николая Второго. Даже в летний период для них продолжался процесс образования. Эта комната выполнена в строгом оформлении массива из дуба, а мебель была изготовлена в венском стиле.

В Классной комнате проходили учебные занятия юных княжонВ Классной комнате проходили учебные занятия юных княжон

Крестовоздвиженская церковь

Данное одноэтажное однокупольное храмовое сооружение, возведенное в качестве домовой церкви еще в правление Александра Второго, появилось около Большого дворца в 1863 году. Эта церковь была спроектирована известным петербургским архитектором И.Монигетти в русско-византийском стиле. А освящена она была в праздник Воздвижения Креста Господня по просьбе императрицы Марии Александровны, очень его почитающей.

Крестовоздвиженский храм являлся домовой церковью для царской семьиКрестовоздвиженский храм являлся домовой церковью для царской семьи

Не очень большой по объему и квадратный по периметру данный храм имел довольно богатое внутреннее наполнение. Голубой свод украшали золотые звезды, арочные окна имели резные наличники, иконостас был сооружен из белого мрамора и украшен резьбой, царские врата и паникадило выполнены из бронзы, иконы имели дорогие оклады. В интерьере находилось три больших панно с изображением святых праздников и Тайной вечери, а также французские ковры и прочие элементы церковного убранства.

Хранились в храме и бесценные святые реликвии (икона Иверской Богоматери от императора Маврикия) и палестинские частицы мощей равнопрестолькой Нины, Св.Геогрия Победоносца и Пр.Симеона. Внутреннее помещение храма сообщалось с кабинетом самого императора, к которому вел отдельный коридор.

Сегодня Крестовоздвиженский храм вновь стал действующимСегодня Крестовоздвиженский храм вновь стал действующим

Стены этого небольшого храма помнят трех последних императоров, которые молились в нем и членов их семей. Происходили здесь и более знаковые церемонии. Именно здесь был отпет Александр Третий, здесь же был помазан на царствование Николай Второй. В этом же храме была крещена супруга Николая, став с того времени Александрой Федоровной. Все эти ритуальные церемонии провел известный священнослужитель Иоанн Кронштадтский.


 

При Николае Втором храм был немного расширен, в основном за счет западного предела, исчезла и галерея во внутренние покои. У паперти появились украшения в виде византийских колон, многие росписи были отреставрированы. А над вратами вознесся образ «Ангела Господня». В этот же период испорченная от переувлажнения икона Воздвижения Креста была заменена на итальянскую мозаику, сохранившуюся до сего дня.

А чтобы гармонично вписать храмовое здание в новый архитектурный ансамбль дворца, Краснов при помощи открытой галереи соединяет новый храмовый вход и арочные ворота Итальянского дворика. Галерея напоминает византийскую аркаду с мраморными колоннами.

Открытая галерея соединила вход в храм с Итальянским дворикомОткрытая галерея соединила вход в храм с Итальянским двориком

В советский период храм был закрыт, а впоследствии использовался то как склад, то как сварочная мастерская. Мраморный иконостас был уничтожен. В начале 90-х годов храм возвращен верующим и после проведенной там реставрации, вновь стал действующим.

Рущукская колонна

Около звонницы Крестовоздвиженского храма находится небольшая беломраморная колонна, названная Рущукской. Вся поверхность колонны покрыта высеченной таинственной восточной надпись.

Около храмовой Звонницы виден темный силуэт Рущукской колонныОколо храмовой Звонницы виден темный силуэт Рущукской колонны

Предположительно, это практически единственный сохранившийся памятник военной компании 1877-78 годов, которую Россия проводила по освобождению Балканского полуострова от турецкого владычества. Колонна, являющаяся трофеем из турецкой крепости Рущук, привезена в летнюю ливадийскую резиденцию по просьбе будущего Александра Третьего, которой в ту пору был еще великим князем и участвовал в освободительной войне с первого до последнего дня.

Художественной ценности данная колонна не представляет, туристам же она интересна лишь как памятник событий Балканского похода, и свидетельство личного вклада в освободительную борьбу будущего императора, который возглавлял 40-тысячный Рущукский отряд. Александр Третий впоследствии никогда не забывал увиденные им ужасы войны и всегда утверждал, что войн надо стараться избегать. Также он соприкоснулся с ненадежностью военных союзников в боевых компаниях, и сделал вывод, что рассчитывать надо только на российскую армию и флот.

Вся поверхность колонны расписана восточной вязьюВся поверхность Рущукской колонны расписана восточной вязью

Интересно рассматривать туристам и саму восточную вязь, которая является надписью на турецком и арабском языках, и содержит стихи, восхваляющие султана Махмуда Второго и сравнивающие его с величием Александра Македонского. Действительно, реформаторская деятельность этого султана очень существенно продвинула Турцию по пути европеизации.

Дом министра двора

Двигаясь от Крестовоздвиженской церкви по аллее вдоль Царской тропы, туристы непременно обратят внимание на два, расположенных одно за другим трехэтажных здания, оба довольно нарядные, но одно из них выглядит более массивным и монументальным.

Дворец Фредерикса - Министра императорского дворцаДворец Фредерикса - Министра императорского дворца

Это летняя резиденция Министра Императорского Дворца - Фредерикса. Он был последним российским императорским министром, доверенным лицом государя, сопровождающим того повсюду. Государственными делами Фредерикс не занимался, он управлял имуществом Николая Второго совместно с начальником канцелярии.

Для пребывания Министра Фредерикса в Ливадии был сооружен трехэтажный дворец в стиле прибалтийского модерна. Определенную средневековую монументальность придает сооружению темно-серый известняковый цоколь и мозаичная кладка верхних этажей. Огромные лоджии дворца поддерживаются мощными кронштейнами.

Авторство этого дома принадлежит питерскому архитектору А.Биберу, а в самом доме находилось несколько элитных квартир, самую большую из которых занимал Фридерикс. В остальных размещались фрейлины.

Министр Фредерикс был одним немногим из тех, кому доверял Николай ВторойМинистр Фредерикс был одним из немногих, кому доверял Николай Второй

Поскольку многие детали внешнего вида Дворца Фредерикса совпадают с архитектурным оформлением Белого дворца (симметрия боковых балконов, чередование окон арочного и прямоугольного вида, наличие трехарочного портика и т.д.), здания смотрятся гармонично и составляют единый архитектурный ансамбль.

До 2016 года здесь находился второй корпус санатория «Ливадия», где отдыхали как наши соотечественники, так и иностранцы. А сегодня дворцовые залы отданы под выставочные, которые могут посетить все туристы, чтобы заодно посмотреть внутреннюю планировку бывших министерских апартаментов.

Пажеский Свитский корпус

Недалеко от Белого дворца находится еще одно историческое и довольно красивое здание. Это Пажеский Свитский корпус, т.е. помещение для размещения царской свиты, которая всегда сопровождала императорскую семью. Свитский дом, также построенный архитектором Н.Красновым, второе по величине сооружение комплекса, но архитектурное его украшение намного скромнее, чем у императорского дворца.

Пажеский Свитский корпус стоит рядом с Дворцом ФредериксаПажеский Свитский корпус стоит рядом с Дворцом Фредерикса

Также в здании Свитского дома находилось элитное учебное заведение для подготовки новых офицеров для свиты. Сегодня Свитский дом занят номерами санатория «Ливадия».

Кроме вышеперечисленных строений, дворцовая территория имела дома для рабочих, гараж, конюшни, хозяйственные помещения типа Прачечной и т.д. Все сооружения были окружены прекрасной парковой территорией, по которой гулять можно целыми днями.

Белый императорский ливадийский дворец был окружен парковым ландшафтомБелый императорский ливадийский дворец был окружен парковым ландшафтом

Ливадийский парк

Отдельным объектом туристического осмотра является природно-ландшафтный парк, заложенный еще первым владельцем Ливадии – Потоцким на горных склонах горы Могаби. Здесь можно встретить множество видов декоративных деревьев, таких как Ливанский и Гималайский кедр, крымскую и пицундскую сосну, секвойядендроны и многие другие.

На территории ливадийского парка произрастают редкие декоративные деревьяВ ливадийском парке произрастают редкие декоративные растения

На прекрасных извилистых аллеях можно увидеть различные фонтаны, перголы, увитые розами и виноградом. Отдохнуть в Царской, Розовой, Лавровой или Турецкой беседках. Отовсюду будет открыта прекрасная морская панорама, ибо парковая территория находится на значительном возвышении, что расширяет перспективу обзора.

Территория парка - это удивительно приятное место отдыха и неспешных прогулокТерритория парка - удивительно приятное место отдыха и неспешных прогулок

А в самом парке есть и скульптурные изображения – Химера, Джалита, Памятники Александру Третьему и «Большой тройке». Но самое главное здесь – это красота крымского побережья, его удивительная живописность и многообразие. Здесь захочется сфотографировать каждый уголок, каждый ракурс, и, конечно же, себя на этом волшебном фоне.

Памятник Александру Третьему на территории ливадийского парка Памятник Александру Третьему на территории ливадийского парка

При желании можно пройтись по Царской тропе. Этот терренкуровый 7-километровый маршрут, названный Солнечным, был проложен в сторону Ласточкиного гнезда специально для царственных супругов, которые любили прогуляться вдвоем по прекрасным ливадийским окрестностям.


Царская тропа

Ориентиром начала Царской тропы служит Свитский корпус.  Далее тропа будет проходить над территорией поселков Ореанды, Курпаты, Гаспра. Весь путь проходит практически по прямой галечной дорожке, в тени деревьев, без неприятных спусков и подъемов.

Пропустить начало "царской тропы" невозможноПропустить начало "царской тропы" невозможно

На всем пути туристов сопровождают указатели, беседки и лавочки, выполненные уже в стиле современного фольклора. Увидят отдыхающие солнечные часы и Храм Покрова Пресвятой Богородицы, скалу Крестовую и местный винодельческий Ореандский завод, каменный профиль "Пушкина" и Церковь Архангела Михаила, Дворец "Кичкинэ" и символ Крыма – Ласточкино гнездо.

Путешествие по Солнечной или царской тропе принесен много положительных эмоцийПутешествие по Солнечной тропе принесен много положительных эмоций

Как добраться до Ливадийского дворца. Режим работы

Ливадийский дворец находится в западной оконечности Ялтинской окраины. Доехать туда можно непосредственно с автовокзала до остановки «Ливадия». Адресный ориентир для автомобилистов – улица Батурина, 44 а по Севастопольскому шоссе.

Посетить Ливадийский дворец можно с 10.00 до 17.00 ежедневно. Стоимость обзорных экскурсий зависит от наличия льгот и составляет 250-400 рублей.

Экскурсии

Читайте также: