Адрес: улица Первомайская, 19 А
Режим работы: с 6.00 до 20.00

Казанский женский монастырь, находящийся в центральной исторической городской части считается одной из интересных достопримечательностей Ярославля

Содержание:

  1. История образования монастыря
  2. История существования обители
  3. Достопримечательности монастыря

Вход в Казанский монастырь со стороны улицы ТрефоловаВход в Казанский монастырь, фото со стороны улицы Трефолова

Его образование напрямую связано с иконописным образом Казанской Богоматери, обретенным во второй половине 16 столетия. Эта икона считается спасительницей Ярославля в период польско-литовского нашествия. Её же несли воины Народного ополчения в походе на Москву. С образом и явлениями Казанской Богородицы связано множество легендарных историй, так или иначе повествующих о возведении храма, ей посвященного, вокруг которого образовалась со временем женская обитель.

История образования монастыря

Легендарную историю обретения Казанской иконы Богоматери девятилетней девочкой Матроной на казанском пепелище 1579 года знакома, пожалуй, всем. Этот обретенный образ практически сразу был признан чудотворным, и к нему устремились паломники из других городов.

Помогла исцелиться Богоматерь и находящемуся по делам в Казани купцу Герасиму Трифонову, который приобрел ее список и привез его в город Романов (ныне Тутаев) в 1588 году. Причем и приобретение списка, и доставка его в Романов были осуществлены, согласно преданиям, по воле самой Богородицы, увиденной Герасимом в сновидениях. Исполняя ее же волю, совместно с жителями Романова, Герасим сооружает деревянную Церковь во имя иконописного образа, где тот и пребывает до наступления Смутных времен.

Икона Казанской БогоматериИкона Казанской Богоматери

В начале 17 века, после взятия Романова польско-литовскими войсками, чудесная икона Богородицы Казанской попадает в захваченный поляками Ярославль. Одни считают, что ее переезд связан с неким литовским офицером, другие связывают это событие с православным Яковом Любским. Возможно, что это одно и то же лицо.Так или иначе, но икона, в конечном счете, попала к ярославскому старосте и была установлена в приходском Храме Похвалы Богоматери.

Во время мощного и последнего наступления польских войск на Ярославль Икона Казанской Богоматери была временно перенесена в тогда еще деревянную Церковь Рождества Христова около Волжской набережной. Защитники города верили, что именно Богоматерь помогла спасти город, ведь ни Ярославский Кремль, ни Спасо-Преображенский монастырь враги тогда взять не смогли.

Церковь Рождества Христова, в деревянной предшественнице которой укрывали Икону Казанской Богоматери в Смутные временаЦерковь Рождества Христова

После этих событий Пресвятая Богородица является в сновидениях дьякону Крестовоздвиженского храма Елеазару с волеизъявлением установить для ее образа церковь. Сооружение нового храма происходит в 1610 году на посадской территории недалеко от границы Земляного города. Туда переносится спасенная романовская икона, которая теперь называется Ярославская-Казанская. А в Романов отправляется ее список, который устанавливают взамен прежнего образа в местный Казанский храм.

А вокруг нововозведенной Казанской Церкви Ярославля стали селиться монахини из уничтоженной врагами Рождественской женской обители, находившейся ранее в районе нынешней Богоявленской площади. Более 70 монахинь начали строить кельи для проживания, хозяйственные здания и т.д. Таким образом, самопроизвольно произошло основание новой женской обители, ставшей преемницей Рождественского монастыря.

История существования обители

Дальнейшее существование монастыря, получившего название Казанского, развивалось традиционно. Монахини вели немудреное хозяйство и проводили много времени в молитвах. Ежегодно монастырем организовывался пеший крестный ход с несением иконы Богоматери от стен монастыря к городу Романову, а с 19 века верующие стали ходить в Рыбинск. Росло число монахинь, многие из которых выделялись иконописным и золотошвейным мастерством, также обитель славилась церковным песнопением.


С 17 до середины 18 века монастырь существовал, согласно царским грамотам, на таможенные отчисления. При Екатерине Второй он был переведен на казенное довольствие. Общежительной обитель стала в начале 19 века, а до этого каждая сестра жила на свои средства. Но основными материальными вливаниями были дары состоятельных православных граждан и русских государей. За весь период дореволюционного существования монастыря его возглавляли 29 игумений.

Вид Казанского женского монастыря в 19 векеВид Казанского женского монастыря, фотография 19 века

Постепенно на монастырской территории появлялись новые храмы и прочие сооружения. К 1649 году деревянную Казанскую церковь перестраивают в кирпиче. Однако работы над ее приделами, стеновая роспись и т.д. продолжались еще долгое время. Сам храм освящен в 1673 году, а стены расписали к 80-м гг., при митрополите Ионе Сысоевиче. Еще через четыре года сооружается каменная трапезная с теплым приделом. Её вход украшается шатровой колокольней.

Кроме главной Казанской церкви практически все остальные монастырские строения долго еще оставались в деревянном виде, поэтому случившийся в 1658 году «великий пожар» нанес обители внушительные разорения. Но монастырь постепенно отстраивается заново.

Великий пожар 1658 года в ЯрославлеВеликий пожар 1658 года в Ярославле

К середине 18 века территория Казанского монастыря уже имеет каменную ограду. Над входными воротами располагался Храм Иоанна Предтеча. В конце 18 столетия начал функционировать теплый храм Спаса Нерукотворного.

В начале 19 столетия деревянные келейные корпуса были заменены на каменные. В каменном виде сооружаются и покои настоятельницы. Перестраиваются монастырские стены, по углам которых возводятся башни. В 20-е гг. 19 века появляется также теплая зимняя Церковь Покрова Богородицы. Примыкающие к храму Святые ворота оформляются 60-метровым четырехъярусным строением Колокольни, на которой устанавливается 10 колоколов.



В 1835-45 гг. под руководством губернского архитектора П.Панькова вместо прежнего Казанского храма строится новый Казанский собор (архитектор А.Мельников), существующий и поныне. Новое сооружение, украшенное колоннами и полуколоннами, было возведено в стиле поздней классики, что было весьма популярно в то время. Главы имели 8-угольные башенные формы. Внутри храм был оборудован трехъярусным резным иконостасом, который также был снабжен колоннами. Стены храма были расписаны артелью местных художников.

Казанский собор - главный храм Казанской женской обителиКазанский собор - фото главного храма Казанской женской обители

Во второй половине 19 века покои игуменьи были дополнены одноглавой домовой Церковью Сретения Господня.

К началу 20 столетия монастырская территория занимала целый квартал, находящийся между сегодняшними улицами Трефолева и Первомайской, северо-восточнее нынешней Площади Волкова. При монастыре жило около трехсот монахинь и послушниц, а церковно-приходская школа имела более 60 учащихся.


Обитель владела многочисленными земельными участками и строениями в самом городе и в его окрестностях, мукомольными мельницами и т.д. На заволжской монастырской территории находилось кладбище с богадельней и Храм Тихвинской богоматери. Постоянно благоустраивалась и основная монастырская территория.

После подавления Ярославского антибольшевистского восстания, в городе установилась советская власть. Монастырь как православная организация упраздняется. Оставшихся монахинь переводят в Толгский монастырь. А в бывших мирных обительских стенах размещается концлагерь для политических «врагов народа», затем здание собора использовалось под городской архив, а остальные сооружения под жилой фонд и прочие нужды. В Покровском храме, например, была размещена библиотека, а затем городской Планетарий.

Планетарий в здании Покровского храма. Советский периодПланетарий в здании Покровского храма. Советский период

Бывшие монастырские строения переделывались под Дом крестьянина и складские помещения, под казармы и учебные заведения. Монастырскую красавицу колокольню и часовню снесли.

Покровская церковь еще недолго продолжала действовать в качестве приходского храма, поэтому туда были перенесены основные монастырские святые иконы - Спас Нерукотворный, Казанская Богоматерь и Троеручница. Но все-таки закрыли и Покровскую церковь. Тогда все святые образы перевозятся в Крестовоздвиженскую церковь, но к 30-м годам и она ликвидируется. Дальнейшая судьба монастырских икон неизвестна. От Ярославской-Казанской Богородицы осталась рамка, увидеть которую туристы могут в Древнерусском отделе Художественного музея.

Казанский монастырь без крестов в советские годы.Казанский монастырь без крестов в советские годы

В 20 столетии с начала 90-х началось поэтапное возвращение монастырских строений Ярославской епархии. Переселялись жильцы, вывозилось архивохранилище, начиналась реставрация и прочее-прочее…

В 1998 году строения и территорию Казанского женского монастыря возвращают верующим. Главной обительской святыней становится один из списков Ярославской-Казанской Богоматери, написанный местными иконописными мастерицами в досоветский период. С началом 21 столетия главный монастырский храм – Казанский собор – начал проводить регулярные службы.

Ворота на территорию Казанского женского монастыряВорота на территорию Казанского женского монастыря

Сегодня эта женская обитель живет обычной христианской жизнью. При ней организованы учебные заведения - регентская школа и православная гимназия им. Св. И.Брянчанинова. Возобновлена традиция летнего Тутаевского крестного хода с несением иконописного образа Казанской Богородицы через Тутаев и другие населенные поволжские пункты в Рыбинск. Все вернулось на круги своя.

Тутаевский крестный ход 2018 годаТутаевский крестный ход 2018 года

Достопримечательности Казанского монастыря

Основной достопримечательностью монастыря является, конечно же, Казанский собор, сооруженной к концу первой половины 19 века. Массивное, сооруженное по правилам позднего классицизма, здание снабжено портиками с колоннами, которые окружают основной храмовый четверик. Над основным объемом вознеслось пять луковично-восьмигранных главок, покоящихся на световых барабанах. Главный придел собора освящен в честь иконы Казанской Богоматери.

Интерьер Казанского собора Казанского монастыряИнтерьер Казанского собора

Теплая одноглавая Покровская церковь с двумя приделами, находящаяся с восточной стороны собора, является сооружением первой половины 19 века. Один ее придел посвящен Иоанну Предтечи, а другой Николаю Чудотворцу.

Покровский храм в Казанской женской обители сегодняПокровский храм в Казанской женской обители сегодня

Сретенский храм, сооруженный во второй половине 19 столетия в качестве домового игуменьей монастыря Феофанией и на ее деньги, ныне используется православной гимназией.

Поклонный крест на фоне Сретенского храма Казанского монастыряПоклонный крест на фоне Сретенского храма

В память о жертвах красного террора 1918 года на монастырской территории в 2003 году устанавливается деревянный памятный знак в виде Поклонного креста. В 2008 году он был переустановлен в гранитном виде.

Читайте также: