Адрес: улица Чайковского, 1 Б
Режим работы: 9.00-13.00

Одной из посадских церквей второй половины 17 века, возникших за пределами границ Земляного города, на территории Спасской слободы, является Церковь Николы Мокрого.

Содержание:

  1. История храма
  2. Интерьер храма
  3. Тихвинская церковь


Эта церковь, с находящимся рядом Тихвинским храмом, не является объектом массового посещения, и не входит в основные туристические маршруты, но, тем не менее, она - достойный памятник храмовой архитектуры конца 17 века с уникально сохранившейся росписью, которая при отсутствии должного ухода может исчезнуть с лица земли.

Храм Николы Мокрого в Ярославле

История храма Николы Мокрого

В начале 17 века на землях можжевеловой пустоши, принадлежавших Спасо-Преображенскому монастырю, была построена деревянная церковь, значащаяся по документам как Храм Николы Мокрого. Мокрым Святителя Николая называли из-за его регулярной помощи терпящим бедствие от воды. Считается, что место, выбранное для постройки, было в древние времена языческим капищем, и их священный камень по сей день находится под церковным фундаментом. Это притягивает сюда современных язычников, которые стремятся провести в храме свои ритуалы.


Во второй половине 17 века, в правление Алексея Михайловича, царским указом было велено построить взамен той деревянной каменную церковь. Начало строительства датируется 1665 годом, а конец – 1672. Спонсорами данного каменного сооружения выступили ярославские купеческие представители – А. Лемин, А.Лузин, и состоятельные посадские жители – Ф.Выморов и С.Тарабаев.

Фрагмент Храма Николы МокрогоФрагмент Храма

В течение семилетнего строительства было возведено типичное ярославское посадское храмовое сооружение, а именно пятиглавое четырехстолпное строение с колокольней и двумя приделами (Алексеевским и Варваринским). Основываясь на уже сложившихся архитектурных ярославских образцах, его создатели особо не мудрствовали. Концепция основного композиционного замысла явно обращена к храму Иоанна Златоуста, находящегося в Коровницкой слободе, форма колокольни позаимствована у Ильинского храма, а с Церкви Рождества Христова был списан рисунок слуховых шатровых окошек.

Фрагмент колокольни со слуховыми окошкамиФрагмент колокольни со слуховыми окошками

Основной храм был сооружен без подклета, три его стороны были окружены одноэтажной полузакрытой галереей. Однако, в сооружении галерей были применены новаторские идеи - они зимой закрывались деревянными рамами, которые летом убирались.

На северной стороне находились шатровые Варваринский придел и Колокольня. На южной – Алексеевский придел. Как и все ярославские храмы того периода – церковь имела позакомарное кровельное покрытие.

По уже сложившейся традиции ярославского храмостроения, весь церковный комплекс был довольно насыщенно украшен полихромными изразцами. В изразцовые наличники были оформлены даже алтарные окна. 

Керамические изразцовые наличники апсидных окон Храма Николы МокрогоКерамические изразцовые наличники апсидных окон

Практически параллельно с созданием теплой Тихвинской церкви, к западной стороне храма Николы Мокрого пристроили небольшой шатровый притвор и обильно декорировали его изразцовыми плитками. Остатки частично сохранившейся былой роскоши сегодня можно увидеть.

Изразцовые фрагменты фасадного декора Храма Николы МокрогоИзразцовые фрагменты фасадного декора Храма

Кирпичная кладка самого храма также была когда-то расписана геометрическими орнаментами. Интересно, что на центральном барабане находилось изображение шестикрылых серафимов. Такое внешнее ярко-художественное оформление подчеркивало значение Ярославля как крупного культурного и административного центра России в тот период.

Фрагмент керамического декора Храма Николы МокрогоКерамический декор Храма

В 19 веке Николо-Мокринский храм был передан в военное ведомство и его прихожанами стали военнослужащие из Фанагорийского, Нежинского и Островенского полков, размещенных в городе. Кстати, в гренадерском Фанагорийском полку числился в свое время и государь Николай Первый. Храм был оборудован специальными витринами, в которых размещались раритетные батальонные ценности: награды и иконы, знамена и ценные предметы суворовских времен. Почетное место занимал здесь и военный мундир Николая Первого.

Церковь Николы Мокрого в конце 19 векаЦерковь Николы Мокрого в конце 19 века

Во время боевых действий при подавлении Ярославского антибольшевистского восстания храмовая колокольня использовалась красноармейцами для пулеметной установки, и, таким образом, храм оказался на линии огня, что принесло ему серьезные разрушения.

Декор куполов Храма Никиты МокрогоДекор куполов

Позднее храм был закрыт, но не уничтожен, а превращен в складское помещение. Здание находилось в заброшенном и убитом состоянии, колокольня наклонилась, пополнив собой список «падающих» башен. В начале 90-х годов 20 века его вернули верующим, после чего началась постепенная реставрация старинного здания, укрепление фундаментов и восстановление настенной иконописи. Костромскими резчиками был изготовлен новый резной иконостас, ибо первоначальный пятиярусный был утрачен. В реставрационно-восстановительных работах участвовал и художник Ю.Лобода.

Работы по реставрации храма продолжаются не очень быстрыми темпами, но это не мешает ему быть действующим. Правда, службы проводятся только по праздникам. А для посещений церковь открыта ежедневно с 9.00 до 13.00.

Внутрихрамовое оформление

Роспись храмовых стен была проведена ярославскими мастерами сразу же после окончания строительства на деньги, собранные местными прихожанами. Эта храмовая стенопись стала новым шагом в развитии ярославской фресковой живописи. Здесь уже хорошо прослеживается схематичность композиции и ведение последовательного иллюстративного рассказа в горизонтальном направлении. 


Новым в иконописи этого храма является влияние западноевропейской гравированной Библии Пискатора (альбомов с иллюстрациями сюжетов Ветхого и Нового заветов), которая появилась в России в середине 17 века и служила практическим мощным подспорьем для иконописцев каменных храмов.

Фресковая роспись Храме Николы МокрогоФресковая роспись

Всего Храм Николы Мокрого имел 660 иконописных сюжетов. Часть из них утрачена, а часть, как и в Храме Николы Надеина, во второй половине 19 века дважды поновлялась новыми клеевыми красками. Основным иконописцем храма считается Гурий Никитин.

Образ Вседержителя в основном храме Николы МокрогоОбраз Вседержителя в основном храме

Центральный купол традиционно занят образом Вседержителя. Далее, идут образы праотцов, евангелистов, Троицы и Спаса. В боковых барабанах - изображения Бога Саваофа, Христоса, Иоанна Предтечи и Богоматери Знамения. Иллюстративный материал храмовых стен богат изображениями ветхозаветных сюжетов и пророков, ангелов и архангелов, известных русских князей и царей, церковных отцов и т.д.

Сюжетные росписи в Храме Николы МокрогоСюжетные росписи

Присутствует в храме и совершенно уникальный образ – Святого Христофора песьеглавца (с песьей головой). Это так называемое запрещенное изображение, ибо по церковным законам категорически нельзя было изображать подобный синтез человека и зверя. Поэтому подобных образов в стране сохранилось очень мало. В ярославском Спасо-Преображенском соборе, например, аналогичный образ закрашен. А в Успенско-Богородицком мужском монастыре города Свияжска сохранилось уникальнейшее фресковое изображение Христофора с лошадиной головой.

Роспись в храме Николы Мокрого выделяется высоким уровнем художественного исполнения. Две стены - с севера и с юга поделены на семь ярусов, как уже традиционно сложилось в ярославских храмах. Верхние четыре яруса представляют сюжеты жизнеописания Николая Угодника, пятый ярус – фриз из орнамента, следующий содержит летописание истории создания храма, и завершат композицию полотенчатый подзор.

Западная стена представляет мощную иллюстрационную картину Страшного Суда и считается одной из лучших в Ярославле. Можно увидеть в основном храме и изображения семи Вселенских Соборов, и Христовых Страстей, и конечно же, Распятия и Семи таинств.

Храмовая роспись в Церкви Николы МокрогоХрамовая роспись в Церкви Николы Мокрого

Роспись Варваринского придела, находящегося на севере, посвящена жизнеописанию Святой Варвары. А в Алексеевском южном приделе присутствует много сцен, рассказывающих о житие Митрополита Алексея.

Все общее настроение церковной фресковой иконописи и других декоративных украшений храма проникнуто особой торжественностью и претензией на высокий стиль. Алтарное обрамление также оформлено при помощи изразцовой керамики. Медные церковные паникадила, украшенные царскими орлами, были выполнены на заказ в Голландии.

Святые лики 17 века храма Николы МокрогоСвятые лики 17 века

Внутри храма специально для царствующего монарха и российского патриарха были созданы молельные места резного дерева. Сегодня их можно увидеть в Ильинской церкви. В Храме сохранилась очень красивая металлическая решетка паперти с кованым орнаментом, содержащим цветочные бутоны – сегодня это уникальный памятник декоративно-прикладного искусства середины 17 века.

Тихвинская церковь

Каменный храм Николы Мокрого, появившийся взамен деревянного, создавался как холодный. Но довольно скоро (в 1686 году) с его южной стороны появляется теплый Тихвинский храм с одной главой, отстроенный на купеческие средства братьев Лузиных.

Тихвинский храм около Церкви Николы МокрогоТихвинский храм около Церкви Николы Мокрого

Возведение теплого Тихвинского храма было спланировано средневековыми зодчими как составная часть единого храмового комплекса Николо-Мокринского прихода. Новая церковь не имела алтарного выступа, и поэтому с восточной стороны мы видим ровную прямую стену. Помимо этого, к храму примыкает длинная невысокая трапезная. Основной храм и трапезная практически не имеют украшений, храм увенчан одной главой, которая установлена на двухъярусном барабане.



Шатровым крыльцом и южным притвором Тихвинская церковь обзавелась к концу 17 века, как и Николо-Мокринская. В отличие от основных церковных объемов, стены притвора и крыльца были отделаны очень высокохудожественно и до сих пор наглядно демонстрируют удивительный стиль «русского узорочья». 

Керамическое убранство южного притвора Тихвинской церквиКерамическое убранство южного притвора

Керамическая облицовка стен притвора была богатой и разнообразной, а изразцовое покрытие здесь сохранилось значительно лучше, чем на притворе храма Николы Мокрого. Поливная черепица находится и на самой шатровой кровле.

Удивительный декор шатра притвора Тихвинского храмаУдивительный декор шатра притвора

В храме имеется два престола. Основной алтарь посвящен Тихвинской Богоматери, а второй – Святителю Василию Кесарийскому. Здесь особо интересна храмовая святыня в виде скульптурного образа Преподобного Нила Столобенского. Почитается и икона Сергия Радонежского, которая является мироточивой.

Сегодня Тихвинский храм является действующим, и посетить его службы можно в выходные или в праздничные дни.

Изразцовое узорочье притвора Тихвинского храмаИзразцовое узорочье притвора Тихвинского храма

Кроме храмов Николы Мокрого и Тихвинского в архитектурном ансамбле присутствует и здание бывшей богадельни.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Читайте также: