Адрес: Ярославль, Богоявленская площадь, 25
Режим работы: зима - с 10.00 до 17.30, лето - с 8.00 до 20.00

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле является одним из самых посещаемых туристических объектов. Здесь сосредоточена история города, его древняя культура и архитектура. И называется все это сегодня Ярославским музеем-заповедником.

Содержание:

  1. История монастыря
  2. Что посмотреть в Спасо-Преображенском монастыре
  3. Экспозиции Музея-заповедника

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Со временем музейные экспозиции, вероятно, переедут в здания бывших Спасских казарм и Благородного пансионата, а монастырь станет действующей частью Ярославской епархии, но пока туристы идут сюда, чтобы приобщиться к древнерусской исторической культуре и увидеть уникальные архитектурные сооружения.

Архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского монастыряАрхитектурный ансамбль монастыря

Монастырь находится между Богоявленской городской площадью, куда добраться можно достаточно легко из всех точек города, и Которосльной набережной. Когда-то эта обитель была сосредоточием духовной, культурной, экономической и частенько даже оборонительной жизни города.

История Спасо-Преображенского монастыря

Возникновение и рост обители (12-15 века)

Спасский монастырь, основанный в конце 12 века или же в самом начале 13-ого, находился за границей Земляного города, в его юго-восточном углу, вдоль побережья реки Которосль. Возникший как православная обитель, он со временем превратился в укрепленную оборонительную цитадель города, ибо вокруг него были отстроены мощные деревянные стены, замененные в середине 16 века на каменные. 

Спасо-Преображенский монастырь.Конец 19 века. Спасо-Преображенский монастырь.Конец 19 века.

Монастырские стены образовывали собой некий пятиугольник, в углах которого находились дозорные  башни. С наружной стороны монастыря проходил глубокий ров. Деревянными стенами была обнесена некоторое время и кремлевская территория, а вот городской посад подобными укреплениями не обладал.

Точная дата возникновения монастыря до конца не выяснена историками, но все-таки все сходится к тому, что основан он был в правление Константина Всеволодовича, который построил первый каменный городской храм на территории Рубленого городаУспенский, и создал монастырь «Святого Преображения». То есть, получается, что данная Спасская обитель была создана по княжескому повелению и, естественно, была тесно связана с политико-экономической и культурной жизнью города, могла контролировать ее и активно влиять на многие процессы в виде духовного наставничества.

Древний Ярославль. ЛитографияДревний Ярославль. Литография

Развитие монастыря шло стремительными темпами. Уже в начале 13 века в правление того же Константина при обители было образовано первое северо-восточное духовное училище – Григорьевский притвор - для подготовки профессиональных кадров священнослужителей. Позднее это училище было перебазировано в более развитый Ростов, где тогда находилась резиденция Митрополита.

В обители практически от момента основания начала формироваться храмовая библиотека, которая очень быстро заполнялась всевозможными экземплярами древнерусской литературы. Книги не только собирались, но и тщательным образом переписывались грамотными иноками. Именно в фондах этой библиотеки будет обнаружен впоследствии знаменитый список «Слова о Полку Игореве», который все мы изучали в школе.

Экспонаты выставки "Слово о полку Игореве" в музее-заповедникеЭкспонаты выставки "Слово о полку Игореве"

В конце первого десятилетия 13 века Ярославль становится столицей собственного княжества. К этому времени относится сооружение каменного Спасо-Преображенского собора и Церкви Входа Господня в Иерусалим, в склепе которой были посмертно помещены известный ярославский князь Федор Черный и позже его сыновья.  Все они в будущем будут канонизированы как Ярославские Чудотворцы (подробнее История Ярославля кратко).

Икона Ярославских Чудотворцев - Федора, Давида и КонстантинаИкона Ярославских Чудотворцев - Федора, Давида и Константина

В середине 15 века обретены их нетленные мощи, оказавшиеся чудотворными. По указу Ивана Третьего Митрополит Филипп тогда же написал Житие Благоверного князя, который вместе с сыновьями был причислен к лику святых. После этого в монастырь потекли толпы паломников.Осматривая музейные экспозиции с иконами, обратите внимание на икону Ярославских Чудотворцев, написанную в 16 веке. 

Иван Грозный, включив монастырскую территорию в государственную опричнину, объявил сию обитель «государевым богомольцем». Роль Спасского монастыря росла день ото дня.  

Что посмотреть в Ярославле самостоятельно

Вхождение в состав Московского княжества (16-17 века)

К середине 16 века обитель постепенно теряет самостоятельность и попадает под покровительство Московского княжества. Этому способствовала политика московских князей - Ивана Второго, Ивана Третьего и Иоанна Грозного. Конечно же, покровительство Москвы было не совсем уж бескорыстно. Дело в том, что в этот период началась консолидация русских земель под юрисдикцией Москвы, и надо было привлечь на свою сторону и одно из ближайших - Ярославское княжество вместе с его самыми влиятельными православными объединениями – Спасским и Толгским монастырями.

Иван Грозный, частенько навещавший обитель, как и предыдущие московские князья, предоставлял ей жалованные грамоты, дающие определенные привилегии и льготы. Но делал он это еще по одной причине. Именно в этой обители от тяжелого недуга вылечилась одна из его жен. Выдаваемые царские грамоты освобождали от многих материальных и прочих городских налогов, благодаря чему монастырь постепенно стал превращаться в мощного и богатейшего феодала-землевладельца

6 сел и около 240 деревень, рыболовные места и несколько соляных варниц – это далеко не полный перечень всех монастырских богатств. Похороны на монастырском Некрополе были очень почетны и дороги, ведь на нем обретали вечный покой самые знатные и влиятельные граждане города, начиная от первых ярославских князей.

Спасо-Преображенский собор на территории монастыряСпасо-Преображенский собор

Самой почетной усыпальницей стал подклет Спасо-Преображенского собора, где покоились все ярославские князья и князья очень известных фамилий – Троекуровы, Львовы, Борятинские и т.д. Каждое захоронение и поминки пополняли богатыми вкладами ризницу монастыря. Кстати, на отпевании Федора Троекурова, погибшего при взятии Азова, присутствовал Петр Первый. Известный патриарх Никон также был отпет в Спасо-Преображенском монастыре.

В начале 16 века произошел сильный пожар, после которого заново перестраивается и спустя полвека расписывается Спасо-Преображенский собор. Сегодня он является редчайшим архитектурным и фресковым памятником 16 столетия в России.

После постройки Спасского собора возводится первая каменная башня – Святые ворота, появляются Крестовая церковь (Рождества Христова) с Трапезной (позже переосвященная в Воскресенскую церковь), и Колокольная Звонница. Все эти сооружения обносятся мощными каменными стенами. 

Каменные стены Спа-Преображенской обителиКаменные стены Спасо-Преображенской обители

Именно эти оборонительные ограждения сегодня вызывают у многих туристов ощущение, что они находятся в Ярославском кремле. Однако, это совсем не так. Кремлевские стены непосредственно Рубленого города изначально были деревянными, а в 18 веке за ненадобностью и вовсе ликвидировались. Так что кремлевская территория в Ярославле, в отличии от других городов, стенами не выделена.

К началу 17 столетия Спасо-Преображенский монастырь – крупнейший землевладелец всего Верхнего Поволжья! Его угодья находились в костромских, ростовских, московских и прочих соседний землях, принося неслыханные доходы. Каменные стены превратили обитель в неприступную крепость, которая сыграла решающую роль в надвигающийся период Смутного времени.

Ярославль в 17 столетииЯрославль в 17 столетии

В тяжелые времена борьбы с польско-литовскими захватчиками каменные стены Спасского монастыря и деревянные кремлевские стены почти месяц выдерживали осаду и военные вылазки польских интервентов (История Ярославля кратко). Земляной город в то же время подвергся разбою и уничтожению.

Именно из этих крепостных стен выступили в решающий поход на Москву войска Народного ополчения Минина и Пожарского. И в этом же монастыре останавливался проезжающий из Ипатьевского монастыря в Москву на престол Михаил Романов, который впоследствии также жаловал обители льготные грамоты.

Монастырские стены после последствий польской осады в первой половине 17 века были перестроены и укрупнены - в длину они достигали более 800 м., в ширину – до 3 м., в высоту – более 10. Частично те стены сохранились до наших дней. Тогда же были возведены дозорно-оборонительные башни, снабженные оружием и порохом. Из башен того периода сегодня мы можем увидеть Угличскую и Богородскую. Михайловская и другие башни появились уже в начале 19 века. Со стороны Которосли воздвиглись Водяные ворота.

Укрепления Спасо-Преображенского монастыряУкрепления монастыря

Таким образом, обороноспособность Спасского монастыря к концу 17 века была более чем высока. А если учесть наличие огромных земельных наделов и богатейшего хозяйства, то можно представить себе какой социальной силой и властью обладало руководство монастыря и как оно могло влиять на жизнь всего города, конкурируя с посадскими властями.

Жизнь монастыря в 18-20 веках

Во второй половине 18 века Спасо-Преображенский монастырь стал одним из 16-ти самых влиятельных и богатых российских обителей. Обширные земли с селами и городскими слободами, тысячи крепостных, производственные и промысловые отрасли, активная торговля и прочее-прочее. Но в этот период расцвета статус Спасо-Преображенского монастыря неожиданно меняется.

Архитектурный силуэт Спасо-Преображенского монастыряАрхитектурный силуэт монастыря

Происходит это по ряду причин. Во-первых, во второй половине 18 века из-за ослабления экономической и политической мощи Ростова в Ярославль переносится резиденция Митрополита, а сам город становится столицей образованного Ярославского наместничества. Посему, согласно императорскому указу Екатерины Второй, монастырь упраздняется и становится Архиерейским домом, каковым он и оставался до прихода советской власти. Экономическая мощь монастыря была утрачена.

Вторым фактором изменения монастырского статуса является образование на его территории Ярославской Духовной славяно-латинской семинарии с учебными классами и жилыми помещениями для семинаристов. Ректором семинарии был вначале настоятель обители. Семинаристы обучались на латыни, имели доступ в богатейшую храмовую библиотеку и вели монашеский образ жизни.

Создание семинарии вызвало необходимость территориальной перепланировки – произошло деление монастырской земли на дворы семинарский и архиерейский. Здания перестраивались, обновлялись. Сама территория облагораживалась цветниками, садиками и оранжереями.

Облагороженная территория Спасо-Преображенского монастыря в 19 векеОблагороженная территория монастыря в 19 веке

В конце 18 века среди книг последнего из настоятелей древнейшего Спасского монастыря известный коллекционер древностей А.Мусин-Пушкин, согласно легенде, обнаруживает «Слово о полку Игореве» - уникальнейший образчик древнерусского эпоса 12 столетия.  Так это или нет - предоставим выяснять ученым, а мы просто сможем увидеть издания этого утраченного произведения неизвестного автора в сегодняшней музейной экспозиции.

Спасо-Преображенский монастырь- вид сверхуВид сверху на Спасо-Преображенский монастырь

К началу 19 века появляются новые строения в монастырской застройке. Это Семинарский корпус, Храм Ярославских Чудотворцев, Ризница и Трифоновская часовня. Перестраиваются и многие более ранние сооружения, в том числе достраивается вверх и приобретает современный вид Звонница, строится двухэтажный келейный корпус, ремонтируются стены и Святые врата. Все основные строения были объединены двухъярусной крытой галереей.

Интересно, что в тот же период при архитекторе П.Панькове наружная монастырская сторона застраивается настоящими торговыми рядами, которые оформляются абсолютно классически – портиком с колоннами. А принадлежали те архитектурно оформленные лавки купцам Пастуховым.

Торговые ряды у наружных стен монастыря в первой половине 19 векаТорговые ряды у наружных стен в первой половине 19 века

К концу 19 века и восточные и западные наружные монастырские стены были закрыты разросшимися торговыми рядами, которые были оборудованы наружной рекламой и объявлениями, что вызывало недовольство верующих.

В советский период реставрационные ремонты в монастырских зданиях производились два раза. Первый раз из-за разрушительного подавления Ярославского антибольшевистского восстания. Затем в монастырских зданиях работали разные организации – от тюрьмы до керосиновой лавки, от военкомата до учебных заведений.

Второй ремонт на территории монастыря происходил в конце 50-х годов. Связано это было с решением провести в Ярославле выставку аналогичную ВДНХ, местом для этого мероприятия и была выбрана монастырская территория. Все здания были освобождены от находящихся в них организаций, провелась реставрация и ремонт основных сооружений. Выставка достижений 1958 года прошла широко и торжественно, а после ее закрытия монастырский комплекс был передан в ведомство городского музея. 

Памятная таблица на стене монастыряПамятная таблица на монастырской стене

Реставрационные работы продолжаются и поныне для поддержания в  должном состоянии сегодняшнего Ярославского музея-заповедника, хранящего уникальные древнерусские историко-архитектурные и художественно-литературные богатства, которые стремятся увидеть тысячи туристов со всего света. 

Что посмотреть в Спасо-Преображенском монастыре

Архитектурные достопримечательности 

Комплекс строений бывшего Спасо-Преображенского монастыря создавался столетиями и сегодня состоит из разновременных сооружений. От двух каменных храмов 13 столетия – Спасского и Входоиерусалимского, погибших в пожаре 14 века, сохранились фундаменты, на которых выросли новый Спасо-Преображенский собор и  Храм Входа Господня в Иерусалим, позднее перестроенный в Церковь Ярославских Чудотворцев.

Архитектурные сооружения Спасо-Преображенского монастыряАрхитектурные сооружения Спасо-Преображенского монастыря

Основные строения, доступные сегодня для туристического осмотра, относятся к 16 веку, но есть и сооружения более поздних периодов. Постройки 16 столетия выделяются конструктивной лаконичностью, четкими объемами, скромным, но выразительным декором и очень высоким качеством работы.

Первое, что видят туристы на подходе к монастырю, это, конечно же, его мощные стены и башни. Надо иметь в виду, что все оборонительные монастырские сооружения неоднократно перестраивались и видоизменялись. В каменном виде башни со стенами начали сооружаться с середины 16 столетия. Именно они, как уже упоминалось, и спасли город от польских интервентов в начальный период 17 века.

Угличская башня Спасо-Преображенского монастыря со стороны Первомайской улицыУгличская башня со стороны Первомайской улицы

В 40-60 годах 17 века, были укреплены и отремонтированы прежние сооружения и возведены новые – это относится и к стенам, и к башням. В то время насчитывалось шесть дозорных башен, сегодня их количество равняется четырем, да и те находятся в сильно измененном виде.

Войти на монастырскую территорию можно через ворота, находящиеся на Богоявленской площади прямо напротив Богоявленского храма

Вход в Спасо-Преображенский монастырь с Богоявленской площадиВход в монастырь с Богоявленской площади

А можно и со стороны Которосльной набережной, через арку главных Святых ворот, откуда мы и предлагаем начать наше знакомство с архитектурным ансамблем.

Святые ворота

являются наиболее старейшей монастырской проездной башней, сооруженной в 16 веке. Именно через них мы и попадём на землю бывшей православной обители. По нижнему ярусу башни, где находятся проездные арки, можно увидеть первоначальную сохранившуюся часть данного строения.

Святые врата - старинный вход на монастырскую территориюСвятые врата - старинный вход на монастырскую территорию

Основной проезд был украшен фресковой росписью на апокалипсические темы в 60-х годах 16 века монастырскими живописцами. В последующие века Святые ворота многократно надстраивались и перестраивались, в результате чего постепенно появились – дозорная четырехгранная башня, надвратная Введенская церковь и домообразное крыльцо.

Вид на архитектурные сооружения Святых ворот с внутренней стороныВид на архитектурные сооружения Святых ворот с внутренней стороны

Перед воротами находилось предвратное укрепление с непробиваемыми стенами называемое захабом. Здесь располагался дозор, контролирующий возможное приближение врага с Которосльного направления.

Через арку большого проема, находящуюся за воротами, мы попадаем на территорию обители. А бывший малый проход используется сегодня под сувенирный киоск. Проходя под аркой  рассматриваем сохранившиеся живописные фрески и остатки сооружений в виде галереи надвратной церкви и дозорную башню

Входная арка Святых воротВходная арка Святых ворот

Эта башня когда-то была оборудована часами, перенесенными позднее на Звонницу. Для них была обустроена шахта, обеспечивающая движение гирь.

При входе на монастырский двор справа нас сразу же встречает

Колокольня – Звонница

Это массивное 32-метровое архитектурное сооружение, ставшее практически ярославским символом и самым узнаваемым объектом туристических буклетов, является самым высоким монастырским строением. Ее мы видим уже на подходе к монастырю со всех сторон. Изначально ее построили в 16 веке, но затем в начале 19 века при губернском архитекторе П.Панькове она была значительно надстроена вверх совершенно в ином стиле. Эти разновременные части строения легко отличимы.

Колокольня-Звонница Спасо-Преображенского монастыряКолокольня-Звонница

Строение 16 столетия состояло из основания Звонницы, образованного мощной стеной, а её верха – двух арок звона. Заканчивалось сооружение двумя каменными шатрами, завершающими арки звона. Удивительная средневековая составляющая строения поражает своей монументальностью и основательностью.  В 19 веке разобранные шатровые завершения были заменены трехпролетной аркадой со сводными перекрытиями, над которыми взлетела вверх ротондовая беседка под круглым куполом.

Верх Звонницы, достроенный в 19 веке Верх Звонницы, достроенный в 19 веке

Беседка служила не только украшением, но и имела вполне практическое значение – в ее верхней части находилось помещение для часового механизма. Дело в том, что над Звонницей были установлены старинные часы Х.Галовея, когда-то украшавшие Спасскую башню Московского кремля. Эти часы были куплены монастырем при реконструкции московской башни и привезены в Ярославль еще в начале 17 века. Тогда их установили над Святыми воротами в дозорной башне, специально под них переделанной (см.выше).

В нижнем основании Колокольни находится церковь Печерской Богоматери, которую можно посетить. Первоначально этот храм был посвящен Происхождению Честных Древ Животворящего Креста Господня. В нем имелся настенный фресковый образ Печерской Богоматери, признанный  в начале 19 столетия чудотворным. После этого церковь была переосвящена с новым названием. К сожалению, тот фресковый образ был уничтожен в советский период, так же как и подобный образ Знаменской Богоматери в Знаменской церкви на Площади Волкова.

Монастырский музыкант исполняет колокольную музыкуМонастырский музыкант исполняет колокольную музыку

Монастырская Колокольня считается самой главной городской звонницей. Часто туристы могут услышать музыкальные композиции, мастерски исполняемые на всех 18 колоколах. Удивительный колокольный звон, извлекаемый из петербургских, ярославских, голландских и псковских колоколов, датируемых 16-19 веками, слышен во многих уголках города.

Колокола Спасо-Преображенской ЗвонницыКолокола Спасо-Преображенской Звонницы

Наверху Звонницы находится смотровая площадка, поднявшись на которую по старинным винтовым лестницам, можно увидеть потрясающей красоты панораму города, живописное слияние Которосли с Волгой и туманные заволжские дали.

Вид со смотровой площадки монастырской Колокольни-Звонницы

Слева от Колокольни, напротив Святых ворот, мы видим:

Храм Ярославских Чудотворцев

Превращение Спасо-Преображенской обители в Архиерейский дом привело, как уже отмечалось, к множественным необходимым перестройкам, достройкам и постройкам на ее территории, которые, в конечном счете, абсолютно изменили вид монастырского ансамбля. 
В 1820 году церковь Входа Господня в Иерусалим (17 век), находящаяся рядом со Спасо-Преображенским собором, была разобрана и вместо нее, но на ее фундаменте, появилась новая церковь, построенная по проекту того же П.Панькова в стиле ампир и  освященная в честь Ярославских Чудотворцев. Эта небольшая одноглавая церковь выделяется бело-колонным портиком и примыкает с южной стороны к Спасо-Преображенскому собору.

Храм Ярославских Чудотворцев 19 века на территории монастыря Храм Ярославских Чудотворцев 19 века на территории монастыря

Название свое храм получил из-за обретения в склепе Входоиерусалимской церкви в середине 15 века одной из сегодняшних ярославских святынь - нетленных чудотворных мощей князя Федора Черного с двумя сыновьями. 
А в самом храме Ярославских Чудотворцев сегодня обустроена прекрасная концертная площадка – зал «Классика», где, если повезет, можно попасть на выступление хорового церковного коллектива. Кроме того, здесь проводятся выставки и конференции. 

Памятная доска на Храме Ярославских ЧудотворцевПамятная доска на Храме Ярославских Чудотворцев

Слева от Храма Чудотворцев и напротив Звонницы находится храм Воскресенский, примыкающий западной стеной к Трапезной.

Воскресенская церковь, Трапезная и Покои настоятеля

Воскресенская церковь является составной частью Трапезной, в ней совершались молитвы до и после принятия пищи. К церкви примыкает здание бывшей поварни и кладовых, занятое позднее под реставрационную мастерскую.

Крестовый (Воскресенский) храм и Трапезная на территории монастыряКрестовый (Воскресенский) храм и Трапезная

Трапезная вместе с Воскресенской церковью в качестве единого сооружения находится ближе к южной монастырской стене. Построенная в начале 16 века из кирпича двухэтажная Трапезная представляет собой типовой образец подобных сооружений. Своды двухъярусных квадратных помещений обоих его этажей опираются на мощные четырехгранные столпы, находящиеся в центре объема. Помещение Трапезной было очень комфортным, просторным и расписанным фресками. Рядом находились келарская и раздаточная.

С восточной стороны Трапезная соединена с Воскресенской церковью, а  с западной с Настоятельскими покоями, в которых в 1613 году как раз и гостевал следовавший из Костромы в Москву Михаил Романов. На первом этаже располагались хозяйственные помещения, а на втором – настоящие богатые почти царские покои.

Воскресенская церковь, Трапезная и Покои настоятеля в 19 веке Воскресенская церковь, Трапезная и Покои настоятеля в 19 веке

Пройдя между Воскресенской церковью и Храмом Ярославских чудотворцев, мы выходим на небольшую бывшую Соборную площадь. Здесь находится самая главная архитектурная достопримечательность нынешнего Музея-заповедника Ярославля и центр всей композиционной застройки:

Спасо-Преображенский собор

Он сооружен по образцу соборов московского Кремля в 1516 году, взамен сгоревшего в пожаре в начале этого же столетия. Специалисты считают, что это строительство стало основополагающим в развитии всего последующего ярославского храмостроения (см. Храмы Ярославля). 

Спасо-Преображенский собор, соединенный с Храмом Ярославских ЧудотворцевСпасо-Преображенский собор, соединенный с Храмом Ярославских Чудотворцев

Сам Спасский собор – шедевр зодчества 16 века, которому характерны строгость и простота. Храм имеет четыре столпа, на которые опирается его свод. Крупные закомары завершают фасады, а три апсиды оснащены узкими бойницами. Три главы в виде шлемовидных куполов, расположенные на  высоких световых барабанах в окружении кокошников, венчают собор. Верхняя часть глав опоясана аркатурно-колончатой отделкой. 

Внешний вид собора в течение многих веков его существования неоднократно подвергался изменениям. О первоначальном облике напоминает хорошо сохранившийся с 16 века фасад восточной части, на котором можно увидеть полукруглые абсиды. 

Наиболее сохранившийся восточный фасад Спасского собора Наиболее сохранившийся восточный фасад Спасского собора

Во второй половине 16 века собор был расписан фресками, которые чудом дожили до наших дней. Подобную стенопись, хронологически совпадающую с годами жизни Ивана Грозного, можно увидеть только в двух храмах – здесь и в Успенском соборе Богородице-Успенского монастыря города Свияжска в Татарстане.

Фресковая роспись Спасо-Преображенского собораФресковая роспись собора

Центральной площадью была площадь перед собором, которая с юга была огорожена Трапезной с Рождественской церковью, мимо которых мы проходили, с запада и востока келейными корпусами, с северной стороны - мощными стенами с выходом на Богоявленскую площадь.  

С восточной стороны собора находится небольшая Трифоновская Часовня, сооруженная в память о ростовском епископе. Это каменное кубическое однокупольное классическое сооружение, находящееся позади алтаря Спасо-Преображенского собора, установлено над захоронениями Святых Прохора и Трифона Ростовского.

Часовня Святого Трифона на территории монастыряЧасовня Святого Трифона

Келейные корпуса

Бывшие келейные корпуса находятся на западной и на восточной стороне территории обители. Восточное двухэтажное корпусное сооружение появилось во второй половине 17 столетия на месте прежней восточной стены обители, которая была перенесена еще восточнее – на границу бывших укреплений Земляного города. Сегодня здесь находятся экспозиции Отдела «Древнерусского искусства» и краеведческий музей.

Келейные корпуса на монастырской территорииКелейные корпуса на монастырской территории

Оба западных и тоже двухэтажных братских келейных корпусов появились уже в 18 веке.

По ходу передвижения по музейной территории мы увидим все четыре монастырские башни, являющиеся частью оборонительного укрепления. Самой северной является

Угличская башня

Она появилась в северном углу монастырской территории в 30-40-х годах 17 века и являлась одновременно дозорно-боевой башней и городскими воротами, но к концу того же века она была переделана в глухую – не проездную. Это сооружение - яркий образец боевой башни с несколькими ярусами бойниц, откуда могла вестись стрельба, в том числе и пушечная, а также выливаться кипящая смола.

Боевая Угличская башня Спасо-Преображенского монастыряБоевая Угличская башня

Ее внешнее оформление довольно изящно соединено  с крытыми галереями монастырских стен. В начале 19 века в ней размещалась лавка скобяных товаров, для чего был разобран свод верхнего яруса и расширен внутренний объем.

Богородская башня

Северо-западный угол занимает массив старейшей из существующих военно-оборонительных сооружений – Богородской башни, сооруженной в 20-х годах 17 века. Названа она в честь Рождественско-Богородицкой церкви, ныне не существующей. Место этого уничтоженного храма занято сегодня Памятником Ярославу Мудрому.

И Угличская и Богородская башни выходят своей внешней стороной на Богоявленскую площадь.

Богородская башня Спасо-Преображенского монастыряБогородская башня

Михайловская башня

В 40-е годы 17 века юго-восточный угол заняла каменная Михайловская башня, также являющаяся военно-проездной. Ее имя связано с расположенной неподалеку Церковью Архангела Михаила. В начале 19 столетия эта  башня была перестроена в более легком декоративном шестигранном виде с арочными и круглыми фальш-окнами на каждой стене. Шпиль кровли довершает грациозность данной постройки. Снаружи мы видим эту башню на развилке Первомайской улицы и Которосльной набережной.

Михайловская башня Спа-Преображенского монастыряМихайловская башня

Въехать на монастырскую территорию можно было и через Водяные ворота, расположенные в южной стене уже в начале 17 столетия. Эти ворота использовались для поездок за водой. Сегодняшний их вид сильно изменен в начале 19 века относительно первоначального.

Водяные ворота Спасо-Преображенского монастыряВодяные ворота

Западнее Водяных ворот находится сооружение 

Богоявленской башни, 

построенной в начале 19 века, взамен разобранной по ветхости старой восьмигранной предшественницы. Новая башня стала круглой по форме. Ее нижний этаж сначала был занят лавкой с книгами, а позднее (в начале 20 века) -  мастерской мебели.

Богоявленская башня Спасо-Преображенского монастыряБогоявленская башня

К концу 19 века у этой башни появилась Троицкая часовня, как напоминание о пребывании в обители в 1613 году Михаила Романова. Эту башню мы увидим снаружи, если обойдем монастырскую территорию по Которосльной набережной до ее пересечения с Московским проспектом.

Современные достопримечательности

К монастырским памятникам, установленным в наши дни, относятся Стела «Клятва князя Пожарского» и Памятник «Копейке 1612 года», находящиеся на Соборной площади. Привлекают туристическое внимание и пчелиные ульи, декоративно изготовленные в различных формах – храма, избы и терема.

Декоративные ульи около Храма Ярославских ЧудотворцевДекоративные ульи около Храма Ярославских Чудотворцев

Монументальная Стела, посвященная героическому подвигу нижегородского Народного ополчения, длительное время находящемуся на территории данного монастыря перед решительным походом на Москву (см. История Ярославля кратко), установлена в 2010 году. Считается, что именно в этом месте возносил молитвы о помощи к высшим силам Дмитрий Пожарский – военный руководитель народных освободительных сил.

Памятник - Стела "Клятва Пожарского" на монастырской территорииПамятник - Стела "Клятва Пожарского"

Установка Стелы приурочена к празднованию 1000-летия Ярославля. «Клятва Пожарского» - является мозаичной копией одноименной картины известного художника В.Нестеренко. Выше картины находится медальон с гербом Ярославля.

Очень интересна история Копейки 1612 года, памятник которой появился на монастырской территории летом 2013 года по инициативе городской Торгово-промышленной палаты.

Памятник "Копейке 1612 года"Памятник "Копейке 1612 года"

Во-первых, данная монета содержит изображение царской именной надписи последнего из Рюриковичей – Федора Иоанновича. Во-вторых, это напоминание о том времени, когда Ярославль в тяжелые Смутные времена был практически столицей России. Здесь находилось временное правительство, вооруженные силы и, конечно же, Монетный двор, который продолжал выпуск серебряных монет, в том числе и копеек.

Полуграммовая овальная денежка диаметром около 20 мм, называемая в те времена «чешуйкой», выполнена в виде точной её копии, но уже с метровым диаметром и на высоком постаменте. Сам постамент выполнен в форме «ласточкиного хвоста» - самого узнаваемого элемента стен московского кремля.

Монета как бы нанизанная на древко флага, развивающегося над кремлевской стеной, и вертится вокруг этой импровизированной оси. На копейке в подробных деталях можно рассмотреть и Георгия Победоносца с копьем в руке, и именную надпись последнего Рюриковича.

Гуляя по территории заповедника, в его юго-восточном углу - на стыке бывших семинарского и келейных корпусов, можно увидеть Памятник Русской пушке начала 20 столетия.

А вот с противоположной - западной стороны, напротив Настоятельских покоев, находится вольер с живым городским символом – Медведицей Машей

Медведица Маша в отделе природы Ярославского музея-заповедникаМедведица Маша в отделе природы Ярославского музея-заповедника

В этой части заповедника, кстати, можно хорошо рассмотреть Водяные ворота и Богоявленскую башню.

Экспозиции Музея-заповедника

Датой основания Ярославского музея-заповедника считается день открытия городского музея естественной истории, состоявшийся в январе 1865 года по инициативе профессора Демидовского лицея А.Петровского. Дальнейшая история складывалась в процессе разъединения и объединения музеев по отраслям, в обретении новых экспозиционных архитектурных и прикладных объектов постреволюционных изъятий из дворянских и церковных коллекций,  и, в конечном счете, в образовании местной заповедно-охранной зоны с множеством памятников архитектурны и накоплении трехсот тысяч единиц хранения уникальных коллекционных экземпляров.

Спасо-Преображенский монастырь - территория Ярославского музея-заповедникаВид на монастырскую колокольню

Основная часть музейных экспозиций сегодня находится на территории Спасо-Преображенского монастыря. На музейных выставках туристы ознакомятся с историей города, с его необыкновенными богатствами, как в материальном, так и в духовном плане. Коллекции редких икон и книг, среди которых есть домонгольские рукописные экземпляры, естественнонаучные и декоративно-прикладные предметы, археологические памятники и фотодокументы – любознательным туристам здесь есть что посмотреть и чем восхититься, причем все музейные экспонаты находятся в вышеперечисленных памятниках архитектуры. Так что, как говориться, удовольствий – два в одном.

В постоянных экспозициях Музея-заповедника  представлено 9 выставок.

Одной из уникальных выставок считается коллекция Ярославских икон 16-18 веков. Здесь хранятся прекрасные иконописные работы из самого монастыря, а так же из Ильинской, Предтеченской, Богоявленской и других ярославских церквей.

Иконописная выставка в Ярославском музее-заповедникеИконописная выставка

В природном отделе музея, носящем имя В.Кузнецова, создавшего нынешний его облик, мы знакомимся с представителя фауны ярославской губернии, как ныне живущих, так и исчезнувших видов. Здесь будет интересно и детям и взрослым, тем более, что с 1992 года в отделе находится живой городской символ – Медведица Маша.

Отдел природы Ярославского музея-заповедникаОтдел природы Ярославского музея-заповедника

Отдельная музейная экспозиция отдела природы – это выставка, посвященная разнообразному и удивительному миру насекомых, которая называется «Шестиногие хозяева планеты».

Здесь можно узнать прелюбопытные факты из жизни усатых жуков и бабочек, кузнечиков и стрекоз, пчел и муравьев. Надо иметь в виду, что эта выставка не работает по четвергам.

Выставка о шестиногих хозяевах планетыВыставка о шестиногих хозяевах планеты

Отдельная экспозиция посвящена памятнику древнерусской литературы «Слову о полку Игореве», единственный сохранившийся список которого был найден именно в монастырской библиотеке А.Мусиным-Пушкиным во второй половине 18 века. Данная выставка, созданная при участии Д.Лихачева, расскажет о загадках и тайнах обретения и потери списка, об исторических временах, описанных в «Слове», познакомит с мемориальными предметами и документами, относящимися к истории этого литературного памятника.

Экспозиционные материалы "Слова о полку Игореве"Экспозиционные материалы "Слова о полку Игореве"

Храмовые богатства ярославских ризниц, а так же вклады царей и состоятельных людей прошлого находятся на выставочных витринах «Сокровищ Ярославля». Уникальные, богато оформленные сапфирами и бриллиантами панагии, фантастические экземпляры наперсных крестов и прочие чудеса ювелирных изделий, выполненных в стилях барокко и рококо, в русской и европейской классике.

Также здесь находятся и произведения ткацких искусств, лицевого и орнаментального шитья, низания бисером и жемчугом и т.д.

Тематика экспозиции «История Ярославского края» состоит из нескольких выставок.

На выставке «Княжество, уезд, губерния», размещенной в трех залах, можно ознакомиться с экспонатами краеведения 16-19 веков, узнать о развитии краевой экономики и политике, о периодах Смутного времени и  Золотого века Ярославля, увидеть  артефакты того периода, рукописи и печатные книжные экземпляры, предметы быта и украшения.

Экспозиция "Княжество, уезд, губерния""Экспозиция "Княжество, уезд, губерния"

Также, в историческом отделе находится выставка, посвященная очень распространенному торговому мероприятию – ярмарке. Называется эта сравнительно новая выставка «ЯрмаНкой». Здесь мы попадем в атмосферу веселого действа - купи-продай, познакомимся с историей товарно-денежных отношений и появления рекламы, узнаем, кого называли «ярославским расторопным мужичком» и увидим традиционные предметы  местной ярмарочной торговли.

В Выставочном зале "ЯрмаНки"В Выставочном зале "ЯрмаНки"

Третья историческая выставка с названием «От времени Ярославова…» открылась к 1000-летию города и собрана из археологических находок на территории Рубленого города. Это значит, что мы узнаем об основании города не понаслышке, а на основе представленных вещественных доказательств. Увидеть подлинные бытовые и профессиональные предметы давно минувших времен, которыми пользовались наши предки, орудия труда ремесленников и старинные шахматы – это значит заглянуть в средневековый Ярославль 11-13 веков, познакомиться с его жителями, узнать об их моде и занятиях.

Выставка «От времени Ярославова…»Выставка «От времени Ярославова…»

Весьма необычна и оригинальна музейная выставка, посвященная «Трапезе по-ярославски». Здесь можно увидеть посуду, как повседневную, так и парадную, узнать об особенностях ярославских гастрономических изысков второй половины 19 – начала 20 столетий, увидеть поваренные книги наших пра-прабабушек и старинные кулинарные периодические издания.

Экспозиция "Трапезы по-ярославски"Экспозиция "Трапезы по-ярославски"

Многие представители ярославского края стали известны именно в области гастрономии. Это купцы Елисеевы, имеющие впоследствии знаменитые магазины в Москве и на Невском проспекте в Петербурге, и П.Смирнов, создавший самый известный водочный 40-градусный напиток, поставляемый самому императору. А о ярославских «водохлебах» - любителях чая, писал сам В.Гиляровский.

Кроме этих постоянных экспозиций, на территории заповедника проходят временные и виртуальные очень интересные выставки, из которых любой турист может выбрать на свой вкус.

Режим посещения 

Посещение самой территории Ярославского музея-заповедника и его отдельных экспозиций платное. Ознакомиться с территорией можно  в любой день, а вот выставочные посещения закрыты по понедельникам. По особому графику работают:

Отдел природы, отдыхающий в четверг, и «Сокровища Ярославля», отдыхающие во вторник.

План осмотра Спасо-Преображенского монастыряПлан осмотра Спасо-Преображенского монастыря

В зимнее время (с октября по апрель) монастырская территория доступна для осмотра с 9.00 до 18.00 ежедневно, а залы музея – с 10.00 до 17.30. Подняться на Звонницу можно с 8.30 до 19.30.

В летнее время (с мая по сентябрь) видом территории можно наслаждаться с 8.00 до 20.00, а музейные экспозиции работают в том же режиме, как и зимой.

Санитарным днем является каждая первая среда месяца.

Спасо-Преображенский собор доступен для осмотра только в летний период, кроме сред и дождливых дней.


Автор статьи: Касаткина Татьяна

Читайте также: