Адрес: Ярославль, улица Кедрова, 1
Режим работы: с 10.00 до 17.00, кроме понедельника и вторника,

Среди сохранившихся ярославских каменных храмов первой половины 17 века удивительной силой притяжения обладает прекрасный образец декоративной архитектуры – Церковь Рождества Христова, находящаяся недалеко от Речного порта и Волжской набережной. 

Содержание:

  1. История деревянной Церкви
  2. Строительство каменного храма
  3. Архитектура храма
  4. Изразцы в храмовом оформлении
  5. Уникальность колокольни
  6. Внутреннее убранство и интерьер
  7. Церковный Иконостас


Рождественская была вторая посадская церковь, сооруженная в каменном виде, после Храма Николы Надеина. Но возникла она не на пустом месте, а как и водится, взамен существующей здесь ранее деревянной Рождественской церкви.

Храм Рождества Христова - второй каменный посадский храмХрам Рождества Христова - второй каменный посадский храм

История деревянной Церкви Рождества Христова

Первый деревянный Рождественский храм имел очень интересную и даже несколько героическую историю, относящуюся к годам обороны города во время польско-литовского нашествия. Во времена Смуты город был захвачен войсками Лжедмитрия Второго, а точнее, сдан им без сопротивления в 1608 году. В тот период в Ярославль из Романова попадает икона Казанской Богоматери. Но в 1609 – поляков выгнали ополченцы Н.Вышеславцева. Однако поляки обещали вернуться. (История Ярославля кратко)

После одного из боев с польскими захватчиками. КартинаПосле одного из боев с польскими захватчиками. Картина

Польско-литовские отряды напали на Ярославль в том же 1609 году. Но опасаясь безжалостного уничтожения чудотворной иконы Казанской Богоматери, под покровом ночи драгоценный образ был заранее перенесен из храма Похвалы Богородицы, где она находилась, на территорию Земляного города, который имел оборонительные сооружения. Местом сохранения иконы была выбрана Христорождественская церковь. Мероприятия по спасению иконы оказались вполне оправданными.


В то время около известного Спасо-Преображенского мужского монастыря в радиусе сегодняшней Богоявленской площади находился Рождественский женский монастырь, которому было суждено погибнуть в пожаре при польском нападении, и никогда более он не восстанавливался. Приемником погибшего Рождественского монастыря стал впоследствии Казанский женский монастырь на территории Земляного города, начало которому и дала спасенная икона. А Рождественскому храму в ближайшее время после установления мирной жизни судьба уготовила новую жизнь в камне.

Строительство каменного храма

Самым первым каменным храмом Ярославля был Успенский собор в Рубленом городе. А первым каменным храмовым сооружением посадского Земляного города была Церковь Николы Надеина, затем в камне возводился Спасский собор Спасо-Преображенского монастыря, находящейся за пределами города.

Каменные оборонительные стены Спасо-Преображенского монастыряКаменные оборонительные стены Спасо-Преображенского монастыря

К середине 30-х годов 17 века одна из самых богатых купеческих семей – братья Назарьевы (Гурий с Анкидиным) - решают заменить ветхий деревянный Рождественский храм на прекрасный каменный. Эти братья были известны в городе не только своим богатством, но и военной доблестью. Оба они героически сражались в рядах Народного ополчения, которое некоторое время, перед походом на Москву, стояло в Ярославле (подробнее - История Ярославля). Мужество, проявленное братьями в боях, было замечено  и высоко оценено на самых верхах! Они получили от царя жалованную грамоту, а народ дал им прозвище «дружина».

Войска Народного ополчения в Смутные временаВойска Народного ополчения в Смутные времена

Царская грамота помогла братьям быстро занять лидирующее положение среди ярославских купцов. Капитал был сколочен довольно быстро в результате торговых операций, которые осуществлялись и в русских городах – Казани, Астрахани и т.д. и за морями. А следующее купеческое поколение – Гурьевых - стало инвестировать деньги в добывающие отрасли. В частности они занимались крупной добычей рыбы на реке Яик, где впоследствии построили каменный городок, названный затем Гурьерым (с 1991 года - казахский город Атыра́у). А в 1667 году тот городок, который тогда назывался Яицким, был захвачен восставшими отрядами С.Разина, что очень негативно отразилось на финансовом положении купеческой семьи.

Так вот, первые Назарьевы, дружные и героические братья, более чем через двадцать лет после победы над польскими супостатами, скопив уже значительные средства,  решают соорудить храм, краше которого не было еще в ярославском посаде. Конечно, имена архитекторов, зодчих, строителей и художников-оформителей затерялись в веках. Но само строение, чудом не уничтоженное в советские времена, до сих пор поражает своей оригинальностью, изяществом и асимметричностью пропорций, которая придает ему особую привлекательность и неповторимость.

Гармония ансамбля Церкви Рождества ХристоваГармония ансамбля Церкви Рождества Христова

Храм строился почти 9 лет (1635-1644) в основном из красного большемерного кирпича, соединяющегося с помощью известкового раствора. Для декора использовались фрагменты белого камня, тесаный кирпич и керамические изразцы. Изначально планировалось создать его неким подобием Храма Николы Надеина, но в результате строительства планы были изменены. Добавились дополнительные пределы, галереи, отдельная Колокольня и прочее, что привело к созданию ни на что не похожего сооружения.

Памятная табличка на стене Рождественского храма

На осуществление задуманного вначале не хватало денег, потом инициаторы строительства ушли из жизни. Их дело продолжили сыновья Гурия. Считается, что они решили даже усложнить композицию архитектурного решения. Как бы там не было, но спустя 8 лет от начала строительства, выросла на берегу Волги прекрасная церковь на гордость и на радость жителям ярославского посада.

Архитектурные особенности храма

Рождественская церковь представляет собой довольно сложную архитектурную композицию. Главная церковь – четырехстолпный четверик на подклете - была изначально пятикупольной. По трем сторонам она была окружена двухъярусными галерейными ходами, соединяющими пять храмовых приделов.

Реконструкция первоначального вида Храма Рождества ХристоваРеконструкция первоначального вида Христорождественского Храма

Первые два предела – Николая Чудотворца и Петропавловский сооружаются друг над другом. Никольский предел, посвященный особо почитаемому семьей Назарьевых покровителю купцов и путешественников, сооружается в подклете, и второй – Петра и Павланад подклетом

Оба эти предела были теплыми изначально. В Никольском была установлена отопительная печь больших размеров, оформленная керамическими изразцами зеленых цветов. Остатки этих печных изразцов хранятся сегодня в фондах Ярославского музея-заповедника.Из нижнего предела в верхний вертикально поднимался канал, по которому наверх поступал теплый воздух. Позднее в верхнем пределе появилось собственное печное отопление.

Основной церковный четверик. ФрагментОсновной церковный четверик. Фрагмент

Вели галереи и в другие пределы – к пяти персидским мученикам и к Иоакиму с Анной. Пятый предел с совсем небольшой галереей сооружен был в память о спасении иконы Казанской богоматери уже следующим поколением Назарьевых - Гурьевыми.  Он называется Казанским и внешне схож с квадратной башней, имеющей скатную крышу, на которой установлена главка с удивительно ажурным и тонким крестом, ювелирно выполненном ярославскими кузнецами в 18 веке. Такая форма креста называется «корсунской», по месту его происхождения города Корсун (Херсонес). Такой формы кресты привозил после крещения князь Владимир.

"Корсунский" крест над Казанским пределом Рождественского храма"Корсунский" крест над Казанским пределом

Особо выделяется западный фасад храма с его восьмигранными столбами, образующими арки. Этот фасад является крыльцом – входом в церковь. Ранее оно было украшено полихромными изразцами, которые, к сожалению, утрачены.

Западный фасад Церкви Рождества ХристоваЗападный фасад Рождественской церкви

Хотя внешний декор всего сооружения довольно сдержан, но, тем не менее, он все же присутствует и служит очень изысканно-строгим украшением. Трехчастное деление стен лопатками, оконные ниши с наличниками, закомары над широким поясом карнизов и горизонтальные ширинки галерей, украшенные квадратными вставками со звездами, - все эти элементы разбивают однотонность фасадов. Арки закомар и верх купольных барабанов имеют архитектурное оформление «сухариками», что вносит элемент легкого ажура. Барабаны к тому же украшены и аркатурными поясами.

Оформление главы Казанского предела Рожественской церквиОформление главки Казанского предела

Изразцы в храмовом оформлении

Особую оригинальность внешнему оформлению храма придавало использование разноцветных изразцов в оформлении практически всех фасадов и крыльца. Такое их использование в храмовом оформлении Ярославля было сделано впервые и вместе с разноцветной черепицей куполов придавало церкви удивительную яркость и декоративность.

Изразцовое оформление Храма Рождества ХристоваИзразцовое оформление Храма

Храмовые изразцовые «муравленые» плитки были сделаны в двух вариантах. На них было нанесено изображение льва и семилепестковой розетки. Сегодня реконструированные изразцовые вставки можно посмотреть на фасадах крыльца.

Но это еще не все! Вдоль всего фасадного четверика шла изразцовая надпись – это не орнамент, как можно подумать вначале, а перечень фамилий и имен лиц, имеющих отношение к созданию храма, а также указание времени постройки сооружения. Здесь упомянуты купцы Назарьевы, начинающие возводить храм, продолжатели дела – Гурьевы (дети Гурия), есть и имя митрополита Варлаама и даже действующего государя Михаила Федоровича, знаменующие собой историческую эпоху.

Изразцовый текст вдоль фасада четверика Рождественской церквиИзразцовый текст вдоль фасада четверика

Создание подобного изразцового текста является практически первым шагом и первым опытом в отечественном зодчестве. Причем, довольно дорогим опытом! Подобная летописная надпись позднее была выполнена в Соборе Василия Блаженного в Москве.

Керамическими плитками различных оттенков желтого и зеленого цветов была когда-то покрыта и плоская крыша Казанского предела, а покрытие ее главки было выполнено из зеленой поливной черепицы.

Построенная церковь стала образчиком для последующих аналогичных построек. Подобная асимметричность композиции, наличие галерей, применение керамических изразцов – все это можно увидеть в Ильинском храме,  в церквях Николы Мокрого, Иоанна Предтечи и Иоанна Златоуста.

К середине 19 века эта церковь имела около 300 прихожан. Особым почитанием в то время пользовалась икона Рождества, наиболее часто обращались к ней будущие матери.

Особо почитаемая икона РождестваОсобо почитаемая икона Рождества

К тому времени облик церкви очень сильно изменился относительно первоначального. С основного храма исчезли четыре малые главки, и осталась одна – центральная. Исчезла и соединительная аркада ограды, разделив композиционный замысел на две составные части – церковь и колокольня стали существовать раздельно. Позакомарность завершений крыш была заменена на их четырехскатность.

В советские годы храм закрывается, колокола переплавляются, а сама церковь окружается новыми постройками, в которых теряется ее самобытная красота и средневековая необычность.  

Уникальность колокольни

В сегодняшнем отдельно стоящем сооружении 38-метровой колокольни сложно угадать сооружение состоящие из ворот, надвратной церкви и колокольни – так сказать три в одном. А ведь все это здесь было.

Колокольня храма Рождества ХристоваКолокольня храма

В четверике прямоугольника – между аркой ворот и восьмериком-звонницей, находился небольшой храм, посвященный Гурию, Самону и Авиву. Он был сооружен исключительно в память о Гурии Назарьеве. Службы в нем не велись. Завершается восьмерик необыкновенно изящной, устремленной ввысь шатровой крышей. Шатровое завершение и ярус звонницы выполнены с большой любовью и отличаются очень необычным и ажурным декором. Он имеет массу слуховых окошечек в обрамлении наличников. Нижние из них вытянуты по ширине, а верхние в длину. Главка по низу оторочена поясом из кокошников.

Декор колокольни Храма Рождества Христова с башенкамиДекор храмовой колокольни с башенками

С двух сторон шатер окружен небольшими башенками, что делает сооружение как бы трехшатровым. Эти башенки - специальные хозяйственные помещения, в одном находился часовой механизм (колокольня была снабжена часами), а в другом проходила лестница наверх. На западном же фасаде можно увидеть декоративные парные полуколонки в форме мусульманских минаретов, не встречающиеся более нигде.



Колоколов на колокольной звоннице было восемь, многие были отлиты в Голландии в начале 17 столетия. Увы, этих колоколов больше нет – они были переплавлены (в прямом смысле этого слова) советской властью еще в 1929 году. Наверное, так было нужно.

Сама колокольня, возведенная в 50-х годах 17 столетия, была частью единого архитектурного комплекса, ибо ее храм был соединен крытой галереей и аркадой с основными церковными постройками через Казанский предел. Сама же колокольня была частью церковной ограды, и вход на территорию храма осуществлялся через Святые ворота, находящиеся внизу колокольни.

Святые врата - прежний въезд на территорию храма Рождества ХристоваСвятые врата - прежний въезд на территорию храма

Оформление арочного входа внизу колокольни тоже заслуживает внимания – здесь мы видим стройный ритм арок, центральная из которых сдвоенная с центральной декоративной гирькой. Арки имеют широкие карнизы и опираются на полуколонны, декорированные резными поясками. Над въездными арками находится легкая и воздушная открытая галерея с кувшинообразными столбами.

Внутреннее оформление храма

Внутренние стены были расписаны только в 1683 году. Имена художников, как и имена зодчих не сохранились до наших времен. Считается, что ими могли быть прославленные ярославские живописцы Д.Семенов и Ф.Игнатьев.

Сюжетная роспись Рождественского храмаИнтерьерная роспись храма 

Итак, стеновая роспись появляется в храме спустя почти 40 лет после его постройки. На ее осуществление уходит год по времени и приличная сумма по деньгам. Оплату осуществлял один из сыновей Гурия и его дети, т.е. возведение и оформление храма стало доброй семейной традицией Назарьевых-Гурьевых, их детей и внуков.



Росписью были оформлены основной храм и порталы паперти, которая сама расписана не была. Расписаны были и пределы. Схемы росписей были иконографическими и продолжили традиции ярославского монументального искусства. Некоторое воздействие на художников возможно оказали подобные росписи в Церкви Николы Надеина и в построенном несколько позже Ильинском храме, сделанные Гурием Никитиным, но самостоятельность в выборе тем и стиля очевидна. 

Сцена из храмовой росписи - Всякое дыхание да хвалит ГосподаСцена из храмовой росписи - Всякое дыхание да хвалит Господа

Особо красивым получился Казанский предел, расписанный событийными сценами польской интервенции. Здесь есть рассказы о чудесах Казанской иконы, о короновании Богоматери, о Рождестве и Благовещении.

Сцена Вознесения Богоматери в Рождественском храмеСцена Вознесения Богоматери

Интересно, что роспись церкви была сделана в очередное российское смутное время, связанное с дворцовыми переворотами и борьбой за власть. Двоецарствие Ивана и Петра, регентство Софьи, стрелецкий бунт (хованщина) и его подавление – все эти события не могли не оказать впечатления на живописцев и на выбор ими тематического материала.

Центральный купол занят образом Вседержателя  с Евангелием, чуть ниже -праотцы, еще ниже пророки. Интересна четырехъярусная роспись столбов, где можно увидеть образы русских царей и князей (верхний ярус), мучеников (средний ярус) и местных, почти семейных святых (предпоследний ярус). Самый последний ярус заполнен декоративным орнаментом.

Декоративно-летописные ярусы стеновой росписи Рождественского храмаДекоративно-летописные ярусы стеновой росписи

Роспись стен, кроме западной, восьмиярусна – на пяти из них выполнены сюжетные мотивы, по шестому идет декор, седьмой – летописные письмена, а последний, самый нижний, напоминает полотенчатый подзор. Декор нижних ярусов из вьющихся растений как бы подчеркивает декоративность всех живописных сюжетов.

На западной стене размещены крупные композиции из земной жизни Христа и иллюстрации различных притч. Многие сюжеты невозможно встретить ни в одной другой церкви. Эти фресковые миниатюры являются подлинными шедеврами храмовой росписи и уникальными иллюстрациями церковной литературы. Чего стоит одна миниатюрная композиция, рассказывающая о монахе Ерониме!

Все фигуры изображены статично, но одежды их развиваются по ветру, лики очень индивидуальны. Много необычных и непривычных для нас сюжетов, иллюстрирующих различные церковные источники. Здесь больше литературы, чем живописи. Даже в сцене мученической смерти апостолов Иисус стоит с раскрытой книгой. 

Сюжет "Смерть апостолов" в росписи Рождественского храмаСюжет "Смерть апостолов"

Миниатюрные композиции насыщены множеством деталей, предметов, архитектурными объектами, сказочным зверьем, причем четкого деления на отдельные сюжеты нет – идет как бы сплошное повествование, сотканное из перетекающих одного в другой сюжетов.

Сюжеты Деяний апостолов в росписи Рождественского храмаСюжеты Деяний апостолов

Позднее, в середине 19, и во второй половине 20 веков в храме проводились ремонты, поновления росписей, реставрации и т.д. Но в целом иконописные фрески 17 века сохранились в первозданном виде.

Церковный Иконостас

Первоначально иконостас был сооружен в тябловом варианте (из деревянных брусов для установки икон) и был четырехъярусным. Но в 18 веке его заменили на более модный каркасный резной шестиярусный. Сегодня мы можем увидеть пышную резьбу елизаветинского барокко по краям прямоугольных иконостасных рам, в выполнении картушей и витых колон.

Каркасный резной иконостас Рождественской церквиКаркасный резной иконостас во внутреннем убранстве церкви

Так же красиво были оформлены и Святые врата со скульптурной композицией на тему сошествия на апостолов Святого Духа. Фигуры ангелов у алтарного входа выполнены в полный рост. Все эти обновления делались потомками Гурьевых.

Хотя облик церковного иконостаса изменился, многие древние иконы 17 века остались на своих местах и сегодня являются уникальными памятниками иконописного творчества. Это практически единственная цельная коллекция икон первой половины 17 века, выполненная до церковного раскола

Фрагмент иконостаса Рождественской церкви с древними иконамиФрагмент иконостаса Рождественской церкви с древними иконами

К сожалению, многие их этих икон, пережив годы войн и революций стали добычей простых грабителей конца 80-х годов 20 века, были вывезены за границу и проданы там. Интересно, что через десять лет после ограбления саратовский коллекционер Владимир Рощин случайно приобрел те похищенные образа и, проследив их судьбу, вернул иконы в ярославский храм.

Таким образом, целостный образ архитектурного ансамбля церкви складывался в течение не одного века и не одним поколением Назарьевых-Гурьевых. Но все, что сделано на протяжении такого длительного срока – является собранием самых лучших достижений ярославского храмового творчества.

Режим работы: осмотреть храм 17 века можно все дни, кроме понедельника и вторника с 10.00 до 17.00.