Николаю Александровичу Ярошенко (1846-1898 гг) известному русскому живописцу-передвижнику, автору таких работ как «Курсистка», «Заключенный», Кочегар», «Всюду жизнь» и многих других, очень понравился Кисловодск уже при первом его посещении в 1882 году, куда он прибыл с супругой во время своего свадебного путешествия. Позже они неоднократно приезжали в город, а затем в 1885 году купили здесь усадьбу недалеко от Свято-Никольского собора. Тогда здесь была Кисловодская слобода, состоявшая из семи улиц.
Кавказские горы пленили художника, и тема Кавказа прочно нашла отражение в его творчестве - его картины «Бештау», «Эльбрус в облаках» и другие, открывали вслед за Пушкиным и Лермонтовым красоты кавказской природы для соотечественников. Ярошенко объездил весь Кавказ, забираясь в горные аулы, обошел окрестности Пятигорска и Кисловодска и всюду делал этюдные зарисовки удивительных гор. Его даже называли «портретистом гор». Ведь начинал свой творческий путь художник как портретист, но кавказские горы изменили направление его творчества. Сегодня его картины, воспевающие Кавказ, постоянно представлены в экспозиции музея. Интересно, что творил художник не оставляя службы на военном заводе, ибо был он потомственным военным.
На территории усадьбы, известной как «Белая вилла», любили собираться по субботам деятели культуры, находящиеся в это время в Кисловодске. Приходили на «ярошенковские субботы» «братья» художники (А.Куинджи, А.Васнецов, И.Репин), писатель Л.Толстой, певцы Ф.Шаляпин и Л.Собинов, ученые И.Павлов и Д.Менделеев…. Для приема столь многочисленных гостей радушным хозяевам пришлось пристроить несколько флигелей. А гости в свою очередь помогали хозяевам в оформлении дома, расписывая его в виде фресок Помпеи. В конце 19 века Белая Вилла – один из крупных культурных центров юга России.
К сожалению, Н.А.Ярошенко прожил недолго, и смерть настигла его именно в кисловодской усадьбе, недалеко от которой он и был похоронен. А случилось это после его быстрого спуска с горы Большое седло, где он в этот день рисовал, но спасаясь от сильного ливня, пробежал до дома 10 км. За свою недолгую жизнь он создал более 2000 полотен. Супруга его, Мария Павловна, сохраняла творческое наследие мужа и очень хотела создать его музей. Друзья мужа не оставляли ее. Прожила Мария Павловна в этой усадьбе после смерти Николая Александровича еще 17 лет и была похоронена рядом с ним. Музей был создан позже, однако его судьба была очень и очень непростой.
Первый музей Ярошенко открылся почти сразу после революции, была сохранена обстановка дома и его интерьер. Здесь же была организована библиотека. А улицу, где находилась усадьба, назвали улицей Ярошенко. Но уже в 1919 году захватившими город белогвардейцами музей был уничтожен. После освобождения от белогвардейцев, в 20-е годы, началось мощное курортное строительство. Про музей никто не вспомнил, здание усадьбы отдали кардиологической лечебнице. Была сделана перепланировка, пристроены коридоры, белой краской были закрашены фрески, часть сада была вырублена и там устроен солярий, остальной сад пришёл в запустение, лестница от времени разрушилась. Улица тоже была переименована. От жившего здесь когда-то художника не осталось и следа.
В 40-ю годовщину смерти Ярошенко (1938 г) на его могиле был проведен митинг, выступающие на котором деятели культуры призывали воссоздать музей известного художника. Был брошен клич о сборе вещей, когда-то находившихся в усадьбе и картин художника, которые разошлись в неизвестных направлениях. Подготовкой воссоздания музея занялся кисловодский художник Табуль-Табулевич. Но началась война. А потом пришли немцы, вместе с которыми исчез и Табуль-Табулевич.
После войны Бальнеологический институт решил снести оставшиеся строения усадьбы для дальнейшей реконструкции клиники. Но Пятигорским краеведческим обществом, Пятигорским отделом Географического общества СССР, местными краеведами и художниками началась борьба за воссоздание Белой виллы. Благодаря общественности, активисту художнику В.В. Секлюцкому и многим-многим коллекционерам музей Н.А. Ярошенко был воссоздан и укомплектован большой коллекцией его произведений. Конечно, на расселение жильцов, ремонтные работы, поиск предметов интерьера и личных вещей художника, а так же его работ, ушли годы, но энтузиазм В.В. Секлюцкого и его единомышленников сделали свое дело - 11 марта 1962 года музей был открыт для посетителей.
Музей занимает территорию бывшей усадьбы Ярошенко вместе с садом. В него входят 4 мемориальных здания, в которых размещено большое собрание работ не только хозяина усадьбы, но и других художников-передвижников. Работы самого Ярошенко находятся в главном здании, в залах других зданий можно увидеть работы М.Нестерова, Н.Касаткина, В.Васнецова, В.Перова, И.Крамского, В.Поленова и многих других. Посетив этот музей, вы узнаете много о самом художнике, о его эпохе, а также насладитесь прекрасными произведениями искусства.
Выйдя из музея можно дойти до Свято-Никольского собора, и посетить находящуюся в ограде Некрополя собора могилу Н.А. Ярошенко, на которой установлен бронзовый памятник, являющийся произведением искусства конца 19 века. Отливку этого памятника делали в Санкт-Петербурге.
Недалеко от Свято-Никольского собора находится еще один интересный музей – краеведческий, который называется «Крепость». Он расположен в месте основания Кисловодска и располагает очень интересными экспозициями.
Отзывы туристов