Одним из наиболее примечательных особняков района Патриарших прудов, является Особняк Рябушинских, находящийся на пересечении Спиридоновки и Малой Никитской улиц. Сегодня в нем функционирует мемориальный Музей-квартира русского писателя М.Горького.
Содержание:
- Степан Рябушинский и его особняк
- Особенности архитектуры Особняка Рябушинского
- Жизнь Особняка после революции
- Квартира-музей М.Горького
- Мемориальный музей-квартира А.Н.Толстого
Особняк Рябушинских является прекрасным образцом раннего модерна и одной из лучших работ архитектора Федора Шехтеля. Здание имеет очень интересную архитектуру и удивительную историю. Сооруженный для известного московского предпринимателя С.Рябушинского, особняк впоследствии стал последним местом проживания пролетарского писателя Максима Горького. Стены этого дома хранят много тайн, так и не раскрытых до конца историками.
Особняк Рябушинского один из достойных туристических объектов Москвы
Интересен и тот факт, что во флигеле особняка доживал свои последние годы другой известный российский писатель – Алексей Николаевич Толстой. Так что осмотр данного особняка и его флигеля предоставляет туристам возможность посетить сразу два интереснейших мемориальных музея, расположенных по соседству.
Степан Рябушинский и его особняк
Дом №6 по улице Малая Никитская (он же №2 по улице Спиридоновка) является главным особняком бывшей городской усадьбы Рябушинских и прекрасным образцом раннего московского модерна. Построил особняк известный поклонник данного архитектурного стиля архитектор Федор Шехтель (один из его собственных домов в этом же стиле можно увидеть на Большой Садовой улице №4).
Федор Шехтель был очень востребованным московским архитектором начала 20 столетия
Особняк на углу Спиридоновки и Малой Никитской улицах сооружался по заказу крупного банкира и предпринимателя 30-летнего Степана Павловича Рябушинского, являющегося одним из основателей первого российского завода по производству автомобилей, впоследствии ставшего Заводом им.Лихачева. Состоял Степан Павлович и в правлении Московского банка, а его уникальная коллекция старинных икон и церковной утвари была хорошо известна за пределами Москвы. После революционных событий 1917 года предприниматель и банкир вместе с женой и детьми эмигрирует в Италию, где доживает остаток своей жизни. Сегодня фамилия Степана Павловича и его брата-предпринимателя увековечена в названии одной из московских улиц, которая называется Улицей Братьев Рябушинских.
Степан Павлович Рябушинский был одним из крупнейших предпринимателей Москвы
Семья Рябушинских заехала в особняк на Спиридоновке в 1903 году, где и жила до 1917 года. В этом же особняке находилась и великолепная коллекция старинных икон Степана Рябушинского, превратившего третий этаж здания в моленную и реставрационную мастерскую, где работали по его приглашению самые известные мастера-реставраторы отец и сын Тюлины. Сегодня многие иконописные образы из коллекции Степана Павловича находятся в фондах Третьяковской галереи.
Особенности архитектуры Особняка Рябушинского
С.П.Рябушинский мечтал иметь главное здание усадьбы в глубине участка, для чего Ф.Шехтель расположил дом таким образом, что на улицу выходило только парадное крыльцо, а сам особняк был скрыт садом, зрительно отделяющим его от улицы.
На красную линию Малой Никитской улицы выходило только парадное крыльцо особняка
В архитектурном исполнении особняка Шехтель использовал весь свой накопленный европейский опыт, связанный с творчеством мастера венского и немецкого модерна Й.Ольбриха и других европейских архитекторов. Здесь можно увидеть заимствование технических и стилистических решений французского и английского модерна и новый подход в структуре планировки, которая стала носить центрический характер.
Композиционным центром Особняка Рябушинского, вокруг которого нарастало все здание, стал Холл с его удивительной парадной лестницей. Эта лестница, устремленная ввысь, собрала вокруг себя все остальные объемы дома. Проемы между некоторыми помещениями напоминают театральные порталы, которые состоят из арочных объемов, имеющих спиралевидный декор.
Лестница в виде волны из Холла вела на второй этаж
Основной принцип модерна отчетливо прослеживается в оформлении оконных проемов и лоджий, причем форма, размер и декор каждого окна соответствует ограде лоджии. Оконные решетки выполнены в виде вьющихся ростков дерева, а балконные решетки подобны рыбьей чешуе. Часто встречаются элементы спиралей - характерный подчерк работы Шехтеля. Из спиралей - символов бесконечности - образованы и совиные глаза в оформлении балконов.
В оформлении окон и балконов четко прослеживаются все каноны стиля модерн
Верхний периметр здания имеет украшение в виде мозаичного фриза с орхидеями. Здание выделяется также специальным укрупнением форм обрамления окон, фриза и карниза. Эффект увеличения высоты здания заложен в незаметном на первый взгляд увеличении размера оконных проемов второго этажа относительно первого.
Верхняя часть фасада была декорирована мозаичным фризом с орхидеями
Интересно и техническое оснащение особняка, которое было очень современным. Здесь функционировало кондиционирование через каминные устройства, работал лифт, соединяющий подвальную кухню со столовой и т.д.
Стилистика и смысловое содержание особняка состояло в иллюстрации древних представлений о трёхчастности бытия. Поэтому олицетворением подводного мира становится первый этаж, на втором этаже отображены символы земного мира, а третий этаж стал отражением небесного воздушного мира. Связующим звеном этих миров была лестница, символизирующая бесконечность духовного движения наверх.
Лестница Холла была главным "действующим лицом" первого этажа
Вначале туристы попадают в Холл особняка, оформленный Шехтелем по идеям пластического модерна, основателем которого является французский архитектор Ф-К.Шелкопф. Идея этого направления заключается в том постулате, что природа состоит не из прямых линий, а из плавных, закругленных и текучих.
Холл оформлен в морской тематике. Волнообразная парадная лестница выполнена из вазалемского мрамора, привезенного из Эстонии, люстра напоминает плавающую медузу (а при взгляде сверху – черепаху), дверные ручки – это морские коньки, лепнина потолка – олицетворение заросшего пруда. Зеленоватая окраска стен и роспись витражного окна погружают посетителей в тишину и спокойствие подводной стихии. Витраж прихожей, олицетворяющий единение природы и человека, меняет освещение в помещении от желтого к синему цвету.
Освещение Холла создавалось преломлением света через витражную картину
Символика второго этажа, олицетворяющего земной мир, состоит из символичных знаков зла и добра, их противостояния и борьбы. Связь подводного и земного миров, то есть первого и второго этажей, содержится в мощной колонне, символизирующей древо познания, на котором можно увидеть 4 символичных лилии, несущих добро, и изображение саламандр – символов зла. Данная композиция была выполнена самим М.Врубелем.
Капитель колонны с изображением цветов лилии и саламандры - символ борьбы зла и добра
Самым интересным архитектурным решением здания стало наличие в доме третьего этажа, хотя визуально снаружи мы воспринимаем дом как 2-этажный. Третий этаж в виде мансарды был замаскирован декоративными элементами и массивными окнами. Определить наличие третьего этажа было сложно даже внутри дома. Подъем на него осуществлялся по темной потайной лестнице, находящейся в конце узкой галереи второго этажа.
Увидеть окна третьего этажа можно только на удаленном боковом объеме особняка
Поскольку третий этаж был символом небесного мира, то и путь к нему был символично сложен и труден, призывая к душевному смирению. Именно третий, почти потайной этаж был приспособлен Рябушинским для расположения на нем старообрядческой моленной, оформленной как раннехристианский храм. Свод потолка моленной имел небольшое окошко, красные стены украшали узоры звездного неба.
На третьем этаже находился тайный старообрядческий храм Рябушинского
Жизнь Особняка после революции
После революции национализированный особняк Рябушинских занимали сначала службы Наркомата иностранных дел, затем Госиздата, а с 1921 года сюда заехало Русское психоаналитическое общество, при котором функционировал экспериментальный Детский сад-лаборатория «Международная солидарность». В этот детский сад ходили дети таких видных общественных деятелей как Сталина, Т.Фрунзе, Я.Свердлова и других известных людей.
Основной задачей педагогов этого садика было вырастить новую социалистическую личность, не привязанную к классовым и гендерным предрассудкам. На каждого ребенка приходилось по два воспитателя, которые не должны были ни хвалить детей, ни ругать их, ничего не запрещать и ничего не заставлять. Результаты ежедневных наблюдений тщательно записывались и анализировались.
Численность персонала экспериментального садика в два раза превышала количество детей
Здесь изучался феномен Эдипова комплекса в условиях коллективного развития, детям давали наглядные знания по половому различию мальчиков и девочек и т.д. Интересно, что руководителем данного экспериментального заведения была супруга известного полярника Вера Шмидт. Деятельностью садика интересовался сам З.Фрейд. Лев Троцкий очень поддерживал данное начинание, а вот Ленин был против психоаналитического подхода к воспитанию. В 1925 году экспериментальный садик был закрыт, а помещения особняка были заняты Всесоюзным обществом культурных связей с заграницей.
В 1932 году из Италии возвращается в Россию известнейший пролетарский писатель М.Горький, и его поселяют в Особняке Рябушинских. Горький хотел бы поселиться в более скромное жилище, но его мнение не было принято во внимание. Как оказалось позже, особняк Рябушинского, оборудованный прослушивающими устройствами и пристальным наблюдением сотрудников ОГПУ, был комфортной тюрьмой для свободомыслящего писателя.
Последние годы своей жизни М.Горький прожил в Особняке Рябушинского
Хотя Горький был не в восторге от данного местожительства, но, тем не менее, он здесь активно жил, встречался с представителями писательского мира, Сталиным и членами Политбюро, здесь произошло рождение популярной терминологии «социалистического реализма», ставшей идеологией для советских деятелей искусства на долгие годы. На заседаниях писателей в гостиной этого особняка родилась и идея о создании Союза советских писателей и о необходимости создания Литературного института, получившего впоследствии имя М.Горького.
Сам писатель занимал первый этаж здания, а семья его сына Максима (жена Надежда и дочки Дарья и Марфа) проживала на втором этаже. Максим Горький, проживая в особняке, внес определенные дополнения в его интерьер, украсил его своей коллекцией среднеазиатских глиняных горшочков и нэцкэ – декоративных статуэток.
В гостях у Горького бывали самые известные люди страны
В 1932 году по инициативе самого Максима Горького создается Литературный институт, который занял бывшую усадьбу Гагариных на Поварской улице. Для сохранения памяти об Алексее Максимовиче после его смерти в 1936 году, часть помещений института было отдано для хранения архивов писателя и размещения экспозиций о его жизни и творчестве. Таким образом, на базе института появился первый в стране Музей Горького.
А в 1965 году в Особняке Рябушинских открывается филиал горьковского музея в виде мемориального Музея-квартиры, куда впоследствии было перевезено большое количество архивных документов. Большую роль в создании этого музея сыграла невестка Горького - Надежда Алексеевна Пешкова. Около двадцати лет Надежда Пешкова боролась за создание Музея Горького в Особняке Рябушинского, где продолжала жить с дочерьми после смерти писателя.
Надежда Алексеевна Пешкова была очень яркой, неординарной и загадочной женщиной
Имя этой очаровательной и загадочной женщины до сих пор окутано нераскрытыми тайнами и легендами. Считается, что ее любви добивались многие известные мужчины, в том числе писатель А.Н.Толстой, был очарован ею и сам Горький. Якобы был влюблен в Надежду и страшный человек из НКВД Генрих Ягода, обвиненный в 1938 году в гибели сына Горького – Максима. Оправданием Ягоды служило его признание в любви к жене Максима Пешкова. Но это оправдание не было принято во внимание и Ягоду вместе с его пособником Петром Крючковым и другими обвиненными в заговоре расстреляли.
Смерть сына Горького оказалась для Г.Ягоды окончанием его карьеры и жизни
Поговаривали о связи Надежды с маршалом Тухачевским, и о симпатии к ней самого Сталина. Впоследствии дочь Надежды Марфа расскажет свою версию происходящего. Якобы Надежда отказала Сталину, и тогда он не дал возможности приблизиться к ней другим мужчинам. Так это или нет, осталось тайной. Но почему-то все избранники Надежды рано или поздно оказывались в застенках НКВД.
Известны многие живописные работы Надежды Пешковой, ведь она брала уроки живописи еще в Италии, а впоследствии любила создавать портреты. Ее художественные полотна и сегодня находятся в Музеях Москвы, Нижнего Новгорода, Казани и т.д.
Сохранились портреты Горького, написанные Н.Пешковой
Дом Надежды Пешковой всегда был открыт для представителей всех направлений искусства – художников, музыкантов, писателей и т.д. Мы с благодарностью вспоминаем о Надежде Алексеевне, чья активность помогла создать музей в последней московской квартире популярнейшего российского писателя.
Квартира-музей М.Горького
Сегодня экспозиции Музея-квартиры Горького занимают пять комнат первого этажа, представляющих такие основные помещения как Столовая, Кабинет, Библиотека, Спальня и Секретарская. Во всех помещениях сохранена подлинность обстановки и находятся личные вещи писателя.
Столовая-гостиная
Самая большая и функциональная комната особняка – это, конечно же, гостиная-столовая, в которой некоторое время еще сохранился большой камин каррарского мрамора, украшенный полуобнаженной женской фигурой в виде бабочки с раскрытыми крыльями. Здесь писатель завтракал в кругу семьи, а обедал и ужинал зачастую с гостями. Но вид камина не сочетался с новыми идеями общества и он был разобран.
Столовая выполняла при Горьком роль гостиной
За обеденным столом шли многочасовые дебаты на тему литературной жизни сложного общественного периода первой половины 30-х годов 20 века, здесь побывали все писатели и драматурги того времени. Столовая была практически литературным клубом, местом заседаний комитета Союза писателей и не только.
Горький принимал в гостиной иностранных гостей таких как Р.Ролан, Б.Шоу и других зарубежных писателей, а также советских колхозников, военных, пионеров и рабочих. Сюда приходили актеры театра Вахтангова, музыканты и художники. Здесь слушались пластинки с записями классической музыки, в том числе и записи друга юности Ф.Шаляпина.
Кабинет
Главной рабочей комнатой Горького был Кабинет, в котором писатель проводил большую часть своего времени. В кабинетной комнате сохранился первоначальный декор интерьера, содержащий мотивы лаврового дерева - символа славы, успеха и победы. Вся дореволюционная меблировка кабинета, кроме небольшого надкаминного шкафа, утрачена.
От Рябушинского в Кабинете сохранились только камин и надкаминная полка
Сегодня здесь находится письменный стол, где пролетарским писателем были написаны «Васса Железнова», «Егор Булычев», «Достигаев» и множество статей на актуальнейшие темы современности. Здесь Алексей Максимович читал рукописи начинающих авторов, готовился к встречам с писателями и к работе Союза писателей, отвечал на многочисленные письма читателей.
На письменном столе писателя все предметы находятся в том же порядке, как при его жизни
Кабинет писателя наиболее полно отражает его сущность и вкусовые пристрастия. Здесь царит порядок, на своих постоянных местах находятся карандаши, бумага, блокноты и чернильница с ручкой.
Библиотека
Важнейшей комнатой писателя была Библиотека, в которой можно увидеть 12-тысячную книжную коллекцию Горького.
Библиотека данного особняка не первая прижизненная книжная коллекция Максима Горького
В 44-х книжных шкафах особняка находятся практически все произведения советских авторов, много изданий по отечественному фольклору и исторической и научной литературы. Многие из изданий сохранили следы внимательного изучения – подчеркивания и заметок на полях.
Спальня
Спальня писателя находилась в небольшой тихой комнатке с видом на сад. Из мебели здесь имелся только спальный гарнитур и книжная угловая полка, повешенная по просьбе Алексея Максимовича. На этой полке он держал книги для вечернего чтения, наиболее актуальные на данный период. До конца своих дней Горький оставался заядлым читателем всех новинок книжного мира.
Спальня Горького служила местом отдыха и вечернего чтения
Около кровати на прикроватной тумбочке можно увидеть фотографию одной из внучек Горького Марфы, сделанную сыном писателя незадолго до своей странной смерти. На стене Спальни можно увидеть живописный подарок художника Н.А.Бенуа, сделанный им писателю в Сорренто.
Живописный пейзаж Н.А.Бенуа напоминал Горькому о солнечной Италии
Эта пейзажная зарисовка итальянского морского побережья напоминала Горькому о его итальянской жизни. В японском шкафчике можно увидеть коллекционные предметы самого писателя и подарки, сделанные ему друзьями.
На втором этаже туристы могут познакомиться с экспозицией о последних годах жизни Горького после его возвращения в Россию. Остальные помещения, содержащие музейные и архивные фонды, для посещения закрыты. В подвале находится интересная экспозиция, посвященная творчеству архитектора Федора Шехтеля и истории первых владельцев особняка - Рябушинских.
О жизни семейства Рябушинских можно узнать в подвале особняка
Посетить Музей-квартиру Горького и осмотреть прекрасный Особняк Рябушинских можно все дни, кроме понедельника и вторника с 11 до 17 часов. Каждый последний четверг месяца является санитарным днем.
Мемориальный музей-квартира А.Н.Толстого
Улица Спиридоновка, 2
После смерти Горького в годы Великой Отечественной войны во флигеле Особняка Рябушинских были оборудованы квартиры, в одной из которых в военное время жил другой видный писатель – А.Н.Толстой. С 1987 года в его квартире функционирует мемориальный Музей-квартира, являющийся филиалом Музея истории литературы им. В.И.Даля.
Алексею Николаевичу Толстому довелось закончить жизнь во флигеле Особняка Рябушинских
Изначально флигель предназначался для проживания прислуги Рябушинских, но после революции его помещения занимались различными организациями, в том числе редакциями различных журналов, отражающих достижения СССР в строительстве фабрик и заводов и т.д.
Как и для М.Горького, для Алексея Толстого данное местожительство оказалось последним. Здесь А.Толстой работал над так и не завершенным романом «Петр Первый» и «Хождением по мукам». Здесь писателя навещали другие известные советские писатели и поэты, в том числе, А.Твардовский, С.Щипачев, А.Суриков и многие другие.
О последних годах жизни А.Н.Толстого напоминает мемориальная доска
Еще до открытия Музея недалеко от флигеля в сквере Малой Никитской улицы был установлен памятник А.Толстому (авторы Г.Мотовилов и Л.Поляков). Бронзовая фигура писателя, сидящего в кресле и смотрящего на Храм Большое Вознесение, увековечена в задумчивом образе творческого человека, все время держащего в руках карандаш и блокнот.
Недалеко от Особняка Рябушинских находится Памятник А.Н.Толстому
Алексей Николаевич ушел из жизни в 1945 году, завещав весь свой антиквариат и библиотеку Литературному институту. В квартире писателя более 30 лет после этого жила его жена - Людмила, которая сохранила все предметы и мебель в неприкосновенном виде, что делает этот музей очень аутентичным и атмосферным, и одним из самых богатых по количеству и ценности экспонатов среди филиалов Литературного музея. Весь музей занимает несколько комнат. Основная экспозиция расположена в Столовой-гостиной и Кабинете.
Последняя квартира А.Н.Толстого находилась во флигеле на улице Спиридоновка
Посетители Кабинета могут почти наглядно проследить весь алгоритм писательского труда Алексея Николаевича, сосредоточенный вокруг четырех столов. А.Толстой считал своей ежедневной обязательной выработкой написание двух страниц текста. Осуществлялось это по определенному пути. Сначала за столом-конторкой писался рукописный текст в нескольких вариантах. Затем писатель переходил к столу, на котором находилась печатная машинка, и перепечатывал наиболее удачный вариант рукописи. Далее работа продолжалась за третьим столом, где за чашечкой кофе и раскуриванием трубки, А.Толстой редактировал печатный текст.
Кабинет А.Н.Толстого был "местом силы" четырех столов
Четвертый стол служил не для писательского труда, а для рабочей переписки с читателями, с общественными организациями и т.д. Вся писательская деятельность проходила в утренние часы. Для погружения в эпоху времени Петра Первого в написании романа помогали предметы интерьера и аутентичные предметы в виде маски Петра, его мозаичного портрета и т.д.
Посетителей музея всегда поражают предметы антикварной мебели, например, стиля ампир 18-19 веков и прочих коллекционных редкостей в виде курильных трубок, китайских курильниц, венецианских зеркал, натюрмортов венецианских художников и т.д. Здесь имелись предметы из дворцов Екатерины Второй и Павла Первого. Еще более посетители удивляются, когда узнают, что некоторые предметы мебели А.Толстой реставрировал собственноручно. В музее проводятся выставки, мастер-классы и прочие мероприятия.
Графское происхождение А.Толстого требовало наличия дорогой мебели и посуды
Посетить этот прекрасный музей рекомендуют все туристы, уже в нем побывавшие. А сделать это можно в любой день, кроме понедельника с 11 до 18 часов. По средам и четвергам часы работы музея продляются до 21 часа.
Таким образом, на знакомство только с одним особняком Рябушинских на пересечении Спиридоновки и Малой Никитской улиц, любознательному туристу надо запланировать два-три часа времени. Но оно того стоит! С другими достопримечательностями Спиридоновки можно познакомиться в отдельной статье.
Отзывы туристов