Домик, в котором когда-то жил известный русский поэт Михаил Лермонтов, находится в старом квартале города и является характерной постройкой первой половины 19 века. Это одноэтажное оштукатуренное небольшое строение с камышовой крышей, по соседству с которым расположены аналогичные дома, входящие в бывшие усадьбы Чилаева, Уманова и Верзилина. Все дома соединены между собой дорожками из машукского камня.
Дом-музей Лермонтова
Домик являлся очень скромным даже по тем временам, но Лермонтов, ища съемное жилье в мае 1841 года, почему-то остановил свой выбор именно на нем. Может быть, ему просто понравились виды, открывающиеся с террасы дома в одну сторону на белые пики Эльбруса, а в другую - на зеленый Машук. А может, его прельстили тишина и уединенность места, в котором располагался дом.
Это было последнее жилище поэта, и последнее его посещение Пятигорска, в котором за свою короткую жизнь он был пять раз. В детстве маленького Мишу на лечебные пятигорские воды привозила из Тархан бабушка Е.А.Арсеньева в 1820 и в 1825 годах. Останавливались они у родной бабушкиной сестры генеральши Хастатовой, которая имела собственный дом на бывшем Пятигорском бульваре, ныне улице Кирова. Сейчас в этом месте находятся Пушкинские ванны.
Первые посещения Кавказа сыграли огромную роль в формировании мировоззрения поэта и развитии его мироощущения. Здесь все было очень необычно: удивительные горные кавказские пейзажи, горцы с их национальным бытом, одеждой и фольклором, раненые солдаты и офицеры, проходившие лечение на водах. В Пятигорске в возрасте 10 лет поэта настигла первая любовь, воспоминания о которой сохранились на всю жизнь. Таким образом, детские пребывания на КавМинВодах дали мощный толчок развитию кавказской тематики в лирике поэта и стали основанием многих его произведений.
Лермонтов в Пятигорске
Третье посещение Пятигорска 1837 года связано с первой ссылкой поэта на Кавказ – за гневное стихотворение «На смерть поэта». Тогда, не доехав до назначенного места, заболевший в пути, Лермонтов отправляется на лечение в регион МинВод. Жил он в основном в Пятигорске, но посещал и другие города этого края.
Результатом третьего посещения города явился роман «Герой нашего времени», глава которого «Княжна Мэри» просто срисована с жизни отдыхающих в тот период и является настоящим путеводителем по городу. Многие места, описанные в повести, сохранились, и мы видим их такими же, какими их видел ссыльный 23-летний поэт. А часть мест видоизменилась, но тем они для нас еще интереснее.
В сентябре 1840, находившийся во второй ссылке на Кавказе за очередную дуэль и активно участвующий в боевых действиях, Лермонтов снова приезжает на пятигорские воды. Затем, в начале 1841, он едет в отпуск, полученный за проявленную храбрость, в Москву и Петербург. В майские дни 1841 года, возвращаясь в полк, он снова сворачивает в Пятигорск. Судьба это или злой рок. Так или иначе - ему оставалось жить всего два месяца.
Отведенное судьбой время, поэт проводит как все молодые офицеры на Водах – принимая участие в светских тусовках, балах и прочих развлечениях. А вне развлечений, в одиночестве, он пишет свои последние стихи «Выхожу один я на дорогу», «Листок», «Сон», «Морская царевна» и другие. Домик, в стенах которого были написаны ставшие бессмертными строки, тоже стал бессмертным. Судьба спасла его от ветхости и разрушения. А общественное мнение в 1912 году вынудило пятигорскую Думу выкупить домик и организовать там первый в России музей Лермонтова.
Интерьер Домика Лермонтова
Сейчас этот домик входит в комплекс мемориала, вместе с некоторыми ближайшими строениями. Дом Верзилина, дом Лермонтова, дом И.В.Уманова и дом А.А.Алябьева составляют ныне Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова, который функционирует с 1973 года.
Дом Верзилина
Экскурсионное путешествие по музею начинается домом генерала Верзилина (вход со стороны ул.К.Маркса). Это угловое строение, на котором размещен барельеф поэта. В его просторных залах частенько собиралась отдыхающая молодежь, неоднократно присутствовал на вечеринках и Лермонтов. А 13 июля гостиная именно этого дома стала свидетелем нелепой перебранки Лермонтова и Мартынова, приведшей к смертельной дуэли.
Сегодня в воссозданной обстановке этого зала работает экспозиция «Лермонтов на Кавказе», подготовленная Литературным отделом музея.
Дом генерала Верзилина
Осмотрев дом Верзилина, можно прогуляться по территории усадьбы, осмотреть конюшню, где стояли верховые лошади молодых офицеров, в том числе и лошадь Лермонтова. Справа от конюшни находится дом, принадлежавший Чилаеву - постройка 1824 года. Здесь снимали жилье С.Трубецкой и А.Васильчиков, будущие секунданты последней дуэли поэта. Лермонтов часто заходил сюда, а впоследствии здесь жила до 1943 года Евгения Акимовна Шан-Гирей, троюродная племянница поэта, которая здесь же и умерла в возрасте 87 лет. А мы из верзилинского дома отправляемся к домику Лермонтова.
Дом-музей Лермонтова, относящейся к чилаевской усадьбе, никогда не разрушался, а внутренний интерьер его воссоздан по описаниям современников. Перед тем, как войти, взгляните на сохранившуюся памятную доску при входе, находившуюся здесь с 1884 года, когда музея еще не существовало. Инициатива установки этой мемориальной доски принадлежала драматургу А.Н.Островскому.
Интерьер Дом-музей Лермонтова
Лермонтов жил вместе с родственником и близким другом А.А.Столыпиным. Первое, что бросается в глаза - минимализм и скромность обстановки. Сени, прихожая, буфетная, приемная, две маленькие комнатки Столыпина, две Лермонтова. К сожалению, комнатка поэта снесена, сохранился только кабинет, в котором сейчас стоят подлинные стол и стулья, привезенные из петербургской квартиры Лермонтова. Отсюда, 17 июля 1841 года, выносили гроб с телом поэта. На прощании присутствовали друзья, соседи, однополчане, жители Пятигорска и многочисленные отдыхающие – народу собралось очень много.
Закончив осмотр домика, обойдите его и постойте на любимой террасе поэта, где в хорошую погоду он работал над стихами. Недалеко от террасы растет старый клен – живой свидетель творческого процесса поэта.
А далее мощеная дорожка ведет к Дому Уманова, названному так по фамилии первого владельца, к постройке 1823 года. Здесь жили друзья поэта, которых он частенько навещал: А.И.Арнольди - однополчанин Лермонтова, со своим учителем рисования Р.К.Шведе. Зарисовав террасу домика Лермонтова и первую могилу поэта в Некрополе Пятигорска – Арнольди сохранил для нас на бумаге вид этих лермонтовских мест. В день похорон он был одним из тех, кто подставил свое плечо для переноса гроба с телом убитого друга к месту его захоронения.
Его учитель - Шведе - запечатлел для потомков лицо Лермонтова на смертном одре, по этому рисунку позже другой сослуживец поэта М.И.Цейдлер изготовил барельеф из гипса.
Все эти экспонаты вы сможете увидеть на стендах музея. Здесь постоянно работает экспозиция «Лермонтов в изобразительном искусстве», в которой представлены иллюстрации произведений поэта, различные изображения Лермонтова, а также портреты многих его современников.
Дом Алябьева
Далее маршрут экскурсионного путешествия по заповеднику продолжается к зданию, называемому «Дом Алябьева». Для этого надо выйти с территории музея, свернуть на улицу Буачидзе и, мимо кассы музея, дойти до перекрестка с улицей Соборная. Здесь, в доме №1 в 1832-33 гг. жил и лечился А.А.Алябьев - известный композитор, сочинитель таких замечательных романсов, как «Соловей», «Вечерний звон», «Нищая» и т.д.
Дом Алябьева
Жизнь композитора была очень насыщенной и трагичной. Родившись в семье тобольского губернатора, он выбрал военную карьеру. Алябьев – активный участник Отечественной войны 1812 года. Он героически воевал в партизанских отрядах Д.Давыдова, за что награжден орденами Анны 3-степени и Владимира 4-й степени. С 1823 года он вышел в отставку. А вот в роковой 1825 год, по недоказанному обвинению в убийстве, Алябьева арестовывают и ссылают в Сибирь, лишая при этом всех званий и прав. В Сибири у композитора резко ухудшилось здоровье, и ему было разрешено поехать на лечение в Пятигорск, где он и пробыл с 1832 до 1833 г. Из Пятигорска композитор вернулся в Сибирь. В столицах же ему было позволено жить лишь с 1843 года.
Интерьер Дома Алябьева
Композитор всегда много писал: оперы, кантаты, водевили, балеты и прочее. Нам он более близок как автор романсов, коих им создано около 200. Кавказской тематике Алябьев посвятил целый сборник романсов и песен на стихи Пушкина, Лермонтова и других под названием «Кавказский певец».
Уникальность «Дома Алябьева» в том, что других музеев этого композитора в России нет. Поэтому интересно здесь все. И воссозданная обстановка самого дома того периода, когда здесь находился композитор. И экспозиции музея, размещенные в нем, посвященные двум близким темам - Кавказу в творчестве Алябьева и творчеству Лермонтова в музыке.
Отзывы туристов