Самому известному мосту Петербурга досталась фамилия подполковника, который со своим батальоном принимал участие в строительстве первой деревянной переправы через Фонтанку. Во время сооружения моста батальон был размещен в одной из близлежащих финских деревень, которая стала называться Аничковой слободой. Это название перешло и на мост, и на построенный значительно позже императорский Аничков дворец.
Краткое описание и история
Строительство моста было непосредственно связано с проведением Невского проспекта (тогда просто просеки). Для преодоления водной преграды в 1715-16 годах по распоряжению Петра Первого над болотистой и довольно широкой речкой возводится самый обыкновенный мост из бревен. В 1721 году происходит перестройка моста в усовершенствованном виде, и он становится подъемным в средней части. Дело в том, что к этому времени облагороженная Фонтанка становится судоходной.
В дальнейшем мост неоднократно ремонтировался и перестраивался. С 1726 года по конец 18 века он представляет из себя пропускной пограничный городской пункт. Но Петербург разрастался, и, перешагнув через Аничков мост, он продолжал строиться дальше. Изменения размеров и статуса города требовали облагораживания набережных, а также создания солидных мостов.
В 80-е годы 18 века Аничков мост перестраивается в камне на основе типового проекта того периода и становится трехпролетным гранитным мостом с башнями. Представить его архитектуру можно по аналогии с сохранившимся подобным мостом Ломоносова. Средний деревянный пролет был подъемным. Тяжелые цепи, натянутые между гранитными башнями, способствовали подъему деревянной середины.
Аничков мост в начале 19 века
К 40-м годам 19 века время потребовало новой перестройки моста. К этому периоду Невский проспект с его оживленной проезжей частью значительно расширился, к тому же произошел износ деревянных частей моста. Очередной Аничков мост сооружается в 1841-42 годах при Николае Первом. Очередное мостовое сооружение оказалось без башен и стало шире предыдущего, пролеты оделись в гранит.
Гранитный Аничков мост
Мост украсился чугунными перилами, на которых были изображения морских коньков и русалок (архитектор К.Шинкель).
Морские коньки в ограде Аничкова моста
Но самым удивительным и неповторимым украшением моста стала скульптурная группа «Укротителей коней», выполненная известным петербургским скульптором-анималистом П.Клодтом. С каждой стороны моста стояло по две композиции.
Аничков мост во второй половине 19 века
Первыми на специальных постаментах у входов на мост появились бронзовые фигуры «Юноши, берущего коня под уздцы» и «Коня с идущим юношей». Их установили на западной стороне моста. Восточная сторона была оформлена временными гипсовыми скульптурами, окрашенными бронзовой краской.
Скульптура Аничкова моста "Конь с идущим юношей"
Когда же бронзовые фигурные композиции для другой стороны были готовы, то широким царственным жестом Николая Первого они стали подарком Фридриху Вильгельму Четвертому - прусскому королю и до сих пор украшают Берлин. Следующая попытка заменить временных лошадей на бронзовых закончилась аналогично. Два коня вместе с прикрепленными к ним юношами отбыли в качестве подарка к правителю Сицилии и теперь украшают Неаполь.
Тогда П.Клодт придумал совершенно другие композиции и к 1851 году все стадии укрощения коня в бронзовом варианте украшали Аничков мост. Копии же знаменитых коней Клодта разошлись по многим российским усадьбам. Украшают они и Петергоф, и Кузьминки, и Стрельню. Но именно в Питере они стали символом города.
Скульптура "Укрощение коня"
Однако, со временем оказалось, что при сооружении моста в 1841 году были допущены существенные ошибки в монтаже конструкций. Мост постепенно саморазрушался. В результате долгих споров и составления различных проектов ликвидации аварийного состояния в начале 20 века были перестроены мостовые своды (архитектор П.Щусев) с сохранением общего вида и архитектуры.
Перед блокадой Ленинграда скульптуры коней упаковали в деревянные ящики с землей и закопали в Аничковом саду, что спасло их от бомбардировок. Но гранитной облицовке моста и его перилам существенно досталось от немецких артобстрелов. В 90-е годы чугунные мостовые ограды меняются на аналогичные, вновь отлитые в мало кому известном городке Снежинске.
В начале 21 столетия была капитально отреставрирована пролетная часть почти 55-ти метрового моста.
Отзывы туристов