Одной из туристических жемчужин современного Татарстана является историко-архитектурный заповедник, который территориально находится на земле древнего города Булгара, одного из значительных городов средневекового государства европейской части России -  Волжской Булгарии 10-13 веков, а впоследствии столицы Булгарского улуса Золотой орды (13-14 вв).

Содержание:

  1. Булгар как столица Волжской Булгарии
  2. Принятие ислама Волжской Булгарией
  3. Булгар как столица золотоордынского улуса
  4. Христианский след в Булгаре
  5. Создание Болгарского музейного заповедника

История этого древнего города полна загадок и легенд, часто не совпадающих друг с другом и весьма противоречивых. Сегодня в Булгар ежедневно приезжает множество туристов, чтобы прикоснуться к этой полулегендарной истории, увидеть сохранившиеся и реконструированные сооружения 13-14 веков, а также новые современные архитектурные объекты, являющиеся сокровищницами исторических и прочих музейных экспонатов.

На месте бывшего средневекового города сегодня находится исторический заповедникНа месте бывшего средневекового города сегодня находится исторический заповедник

А начиналась история этого уникального города в далеких 8-9 веках, когда из южных районов Приазовья и Причерноморья пришли в благодатное место слияния Камы и Волги племена булгар и сувар из распавшейся империи - Великой Болгарии, и, завязав дружественные отношения с местным населением, основали здесь со временем самое первое раннефеодальное государство на Средней Волге.

Ежедневно в Булгар приезжает множество туристовЕжедневно в Булгар приезжает множество туристов

Булгар как столица Волжской Булгарии

В качестве городской единицы Булгар возник на рубеже 9-10 веков на высоком естественном возвышении в месте слияния рек Камы и Волги. Такое удобное географическое положение на стыке главных водных артерий имело огромное торговое и военно-стратегическое значение. К тому же в этих местах проходил постоянный и традиционный товарообмен между жителями Запада и Востока. Эта традиция нашла продолжение в создании и развитии известного и крупнейшего Ага-Базара, находящегося на окраине Булгара.

Город Булгар возник на месте пересечения торговых путей Запада и ВостокаГород Булгар возник на месте пересечения торговых путей Запада и Востока

Сегодня территория этой некогда очень популярной торговой площади, к сожалению, скрыта водами Куйбышевского водохранилища. А ведь сюда когда-то приезжали купцы со всех концов света! Здесь царил шум и гомон большого средневекового базара, лежали на прилавках восточные сладости и шелка, меха и предметы домашней утвари, мед и рыба…Торговали здесь и невольниками, а как же без этого. Все-таки средневековье. 

Булгар стал столицей создаваемого государства - Волжской Булгарии - в самом начале ее существования. Именно вокруг этого города шло формирование соседних земель с разным национальным составом в мощное единое централизованное государство. А сам город стал центром активного и разнопланового взаимодействия между Востоком и Западом.

Государство Волжская Булгария образовалась в месте слияния Волги и КамыГосударство Волжская Булгария образовалась в месте слияния Волги и Камы

Город развивался, богател и хорошел год от года. Мастерство булгарских умельцев – каменщиков, кожевенников, кузнецов и ювелиров ценилось очень высоко далеко за пределами Булгарии. На ежегодную ярмарку в Булгар приезжали торговцы из многих стран Европы и Азии, из Скандинавии и Дамаска. На этой ярмарке большим спросом пользовались и местные товары в виде меда и мехов, ювелирных украшений и изделий из кожи, а так же металлические изделия, в том числе знаменитые булгарские кольчуги. Слободы и улицы города делились по профессиональному признаку, имелись здесь ремесленная слобода и улочки иностранных миссий, где останавливались купеческие и дипломатические представители из различных государств.

Основные жилые и общественные постройки города тогда были деревянными, в основном,  сосновыми. Крепостные укрепления возводились из дуба. Город был очень пестр в национальном отношении – здесь жили местные славянские, финно-угорские и пришлые тюркские народности. В русских летописях 10-11 веков Булгар упоминается как город Брягов или Бряхимов.  

Древний Булгар развивался и богател очень быстро Древний Булгар развивался и богател очень быстро

В исторических источниках первые упоминания о Булгаре, как уже о состоявшемся и довольно развитом, хотя и небольшом городе,  относятся к началу 10 столетия. Правителем города и всей Волжской Булгарии был в тот период царь Алмуш, который после принятия ислама (а эта религия стала государственной именно при нем) стал именоваться Джагфаром ибн Абдуллахом. Известен он и под именем  Алмас-хана.

Принятие ислама Волжской Булгарией

Ислам как религия появился в середине 7 столетия на Аравийском полуострове, и его появление связано с деятельностью арабского проповедника единобожия Мухаммеда, официально объявленного последним пророком и посланником  Аллаха на земле. Эта религия получила очень быстрое и мощное распространение, особенно в арабском мире и в районах Ближней и Средней Азии.

В память о принятии ислама в Булгаре установлен "Памятный знак"В память о принятии ислама в Булгаре установлен "Памятный знак"

До принятия ислама булгары поклонялись божеству Тенгри (небесный создатель), но считается, что были у них и другие божества более низкого ранга. Можно ли считать булгар язычниками или нет? Это очень дискуссионный вопрос, требующий научного и детального изучения. Но, некоторые исследователи считают, что все-таки Бог Тенгри был примером определенного  единобожия, а столбы поклонения ему были чем-то схожи с минаретами. Якобы именно схожесть этих и других факторов склонила булгар в сторону принятия именно исламской религии.

Сахибы Мухаммеда на булгарской земле

Существует легенда, что Мухаммед посылал своих сподвижников-миссионеров во все земли, в том числе и в Волжскую Булгарию. Назывались эти сподвижники сахибами (или сахабами), и прибыли они на волжские берега в составе трех человек. В качестве религиозных святынь Мухаммед вручил им посох, чернильницу и чалму. Назвавшись врачами, сахибы исцеляли людей, в том числе и членов ханской семьи. Опираясь на посох пророка они читали проповеди и обращали местное языческое население в единоверие, помогали строить мечети и обучали основам таинства ислама.

Память о легендарной миссионерской деятельности сахабов также увековеченаПамять о легендарной миссионерской деятельности сахибов увековечена в Булгаре

Обратился как-то к арабским целителям и сам хан, у которого тяжело и безнадежно болела единственная дочь. Сахибы пообещали исцелить девушку, но за это хан и его приближенные должны были принять ислам. Хан дал свое ханское слово, и сахибы немедленно приступили к лечению. Они единодушно сказали, что девушка излечится, если попарится в бане со свежими березовыми вениками. Но стояла зима, как же достать свежую березу? Тогда один из арабов воткнул посох пророка в землю, другой надел чалму, данную пророком, и начал читать молитву, и выросла из посоха береза, с которой и наломали веток на лечебный веник. Натопили жаркую баню и попарили парализованную девушку. Естественно, девушка поправилась, и ханский двор принял ислам.

В Музее Ислама можно увидеть очень интересные экспонатыВ современном Музее Ислама можно увидеть очень интересные экспонаты

По другой легенде, исцеление ханской дочери произошло с помощью целебной воды из святого источника, который возник также после прикосновения посоха к земле. Кстати, этот источник, названный в честь одного из сахибов  Колодцем Святого Габдрахмана, сегодня можно увидеть и испить из него лечебной водички. Так или иначе, но больная девушка полностью исцелилась.

Времянахождение сахибов-миссионеров на булгарской земле по разным источникам колеблется от 3 до 12 лет, после чего двое из них вернулись в Медину, а третий, женившись на вылеченной ханской дочери Туй-бике, остался в Волжской Булгарии до конца жизни. Захоронен он, согласно легенде,  недалеко от Малого Минарета.

Малый минарет, около которого должно находиться захоронение сахабаМалый минарет, около которого должно находиться захоронение легендарного сахиба

Конечно, хронологически данные этой легенды не выдерживают никакой критики, ибо в 7 веке Волжской Булгарии как государства на берегах Волги еще не существовало, и поэтому Мухаммед при своей жизни никак не мог послать туда своих сподвижников. Но наличие этих легенд вполне может иметь под собой реальную почву, заключающуюся в том, что проповедники ислама хоть и в более позднее время, но посещали территорию Булгарского государства и довольно успешно, так как многие булгары исповедовали эту религию задолго до официального ее принятия в 922 году.

Миссия Аббасидского халифа

Самые подробные сведения о Булгаре начала 10 века, его деятельности, обычаях, архитектурном виде, а также прочие интересные факты содержатся в известной "Записке" Ахмада ибн Фадлана, который посетил Булгар в 922 году в качестве секретаря дипломатический миссии, посланной в Волжскую Булгарию Аббасидским халифом из Багдада. Династия Аббасидов, происходящая от родственников Мухаммеда, создала в то время очень крупную мусульманскую империю. И именно к ним обратился булгарский властитель за помощью в борьбе с Хазарским каганатом, а также для официального признания Булгарии как мусульманского государства.

Благодаря Ибн Фадлану сохранилось одно из подробнейших описаний булгарского государстваБлагодаря Ибн Фадлану сохранилось одно из подробнейших описаний булгарского государства

Главной задачей миссии из Багдада было заключение взаимовыгодного договора о сотрудничестве и взаимовыручке Арабского халифата и Волжской Булгарии в борьбе с Хазарским каганатом. По этому договору ислам становился официальной религией в Булгарии, а халифат должен был спонсировать строительство мощной крепости для защиты булгарского государства от нападений хазар.

Багдадская миссия прошла до Булгара очень большой и сложный путьБагдадская миссия прошла до Булгара очень большой и опасный путь

С основами исламской религии, ее доктриной и обязательными религиозными ритуалами, как уже упоминалось, булгары были уже неплохо знакомы. Кроме того, во многих городах функционировали мечети и начальные мусульманские училища. Поэтому официальное мероприятие по принятию ислама как государственной религии прошло очень торжественно и было подробно освещено «прессой» в лице Ибн Фадлана.

Изображение ладьи Ибн Фадлана в Музее ислама. Автор Ф.ГирфановИзображение ладьи Ибн Фадлана в Музее ислама. Автор Ф.Гирфанов

Произошло историческое событие принятия ислама как государственной религии 21 мая 922 года. Сам  булгарский царь Алмуш был в черной одежде (саваде) и в тюрбане, как подобает быть одетому высшему сановнику повелителя правоверных. Ему в дар был привезен арабский скакун, которого здесь же и оседлали. Затем на фоне развернутых знамен для всей собравшейся на торжество булгарской знати было зачитано послание от багдадского халифа. Переводчик дословно переводил текст. Послы, булгарские царь и представители знати слушали это послание стоя, в знак уважения и торжественности момента.

После завершения чтения вся площадь огласилась всеобщим громким восклицанием во славу Аллаха! А в конце этого мероприятия арабские послы одарили Алмуша и жену его благовониями, жемчугами, одеждами и арабскими серебряными монетами (дирхемами).

Мозаичное полотно "Принятие исмала" также можно увидеть в Музее ислама в БулгареМозаичное полотно "Принятие исмала" можно увидеть в Музее ислама в Булгаре

Несмотря на то, что багдадский халиф не выполнил своего обещания и не выдал обещанных денег на постройку крепости, принятие ислама Волжской Булгарией имело множество положительных моментов. В государстве стала официально распространяться арабская письменность и другие элементы арабской культуры – одной из передовых на тот период. Появились собственные философы, поэты (особенно известен поэт Кул-Гали), ученые, зодчие и т.д. 

Булгар как столица золотоордынского улуса

В начале 12 столетия Волжская Булгария находилась в постоянных военных конфликтах с русскими княжествами. Например, известное сражение между булгарами и войском Андрея Боголюбского, произошедшее в августе 1146 года, привело к появлению христианского праздника – Медового Спаса. Ибо считалось, что иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы, находившиеся с русскими в этом походе, помогли им победить булгар. Затем булгары нападали на русские купеческие суда, плывшие по Оке. В ответ на это на Булгар был совершен ответный большой союзнический удар русскими князьями в 1183 году. Подобных столкновений, судя летописным источникам, было много.

Русские летописи рассказывают о многочисленных столкновениях русских с булгарамиРусские летописи рассказывают о многочисленных столкновениях русских с булгарами

Из-за этих участившихся военных нападений на Булгар, находившийся на пересечении рек Волги и Камы, столицу было решено перенести в  глубинку булгарского государства – город Биляр, который был столицей  Волжской Булгарии вплоть до 1236 года – года нападения на Булгарию монголо-татарских войск.

Булгар же в этот период своего существования оставался главными  торговыми воротами государства, и хотя по своему экономическому развитию он заметно уступал Биляру и Сувару, тем не менее, его хорошо знали за пределами государства, ведь через него ввозились и вывозились многочисленные товары.

Древний Булгар в изображении чувашского художника Н. М. ЛукияноваДревний Булгар в изображении чувашского художника Н. М. Лукиянова 

В 1236 году, в результате вторжения монгольских войск хана Батыя, Булгар, наравне со всеми другими городами государства, подвергся разорению и варварскому сожжению, но его удобное географическое положение было высоко оценено монголами. Поэтому, присоединив земли Волжской Булгарии к своему государству, хан Батый устроил здесь временную ставку золотоордынских ханов, которая являлась, по сути, первой урбанистической столицей Золотой Орды. Город был заново отстроен. Здесь же начали печататься золотоордынские монеты. В этой роли Булгар оставался до окончания постройки второй золотоордынской столицы - Сарай-Бату (50-е годы 13 века).

Хан Батый избрал Булгар для организации в нем своей ставкиХан Батый избрал Булгар для организации в нем своей ставки

Но если новая столица (Сарай-Бату) первоначально являлась в основном политическим центром Золотой Орды, то ее довольно крупным экономическим центром долгое время продолжал оставаться именно Булгар. Особый  расцвет в области городского градостроительства приходится на период правления хана Берке (брата Батыя), который из политических побуждений принял ислам. При этом правителе (середина 13 века) Булгар еще продолжал оставаться очень важным экономическим и политическим центром, в котором находился Монетный двор и Ставка самого хана. Большое внимание уделялось в этот период и торговым путям Булгарского улуса, и прежде всего порту в Булгаре. Ведь торговля – это колоссальная прибыль в виде пошлин и налогов.

Так выглядели жители Булгара в 13 веке. Реконструкция из захороненийТак выглядели жители Булгара в 13 веке. Реконструкция из захоронений

Благожелательная и заинтересованная политика золотоордынского правительства в развитии города способствовала не только быстрому восстановлению Булгара после погрома 1236 года, но и его новому небывалому расцвету. Город вновь стал столицей земель бывшей Волжской Булгарии, которые теперь именовались Булгарским улусом Золотой Орды, причем размеры Булгара  увеличились в 10 раз! Надо отметить, что многие другие булгарские города после нашествия хана Батыя так и остались лежать в руинах.

Размеры городской территории Булгара с 10 до 14 века увеличились в 10 разРазмеры городской территории Булгара с 10 до 14 века увеличились в 10 раз

В быстро восстанавливающемся и разрастающемся Булгаре возобновилась чеканка монет, началось каменное строительство, продолжало развиваться ювелирное дело, гончарное и металлургическое ремесло. Считается, что Булгар стал самым первым европейским городом по производству чугуна и применению огнестрельного оружия. Полностью восстановились транзитные международные пути. На улицах города вновь появились византийские, армянские, новгородские, аравийские и другие купцы и прочие «гости столицы», некоторые из которых снова образовывали свои кварталы. Возрожденный Булгар в 13-14 столетиях превзошел славу Биляра, как экономического и культурного центра Среднего Поволжья.

Фрагменты облицовочных блоков с растительным орнаментом Булгара 14 векФрагменты облицовочных блоков с растительным орнаментом Булгара 13-14 веков

Но с середины 14 веке спокойное существование золотоордынского Булгара закончилось. Это было связано, прежде всего, с начавшимися междоусобицами и последовавшим затем распадом Золотой Орды. Ханы менялись на престоле,  не успевая править. Некоторые из них, как, например, Булат-Тимур в 1361 году, пытались отторгнуть булгарские земли от Орды. Во время захвата Булгара войска Булат-Тимура нанесли городу серьезные разрушения. Но, тем не менее, была провозглашена кратковременная независимость Булгарского улуса от Золотой Орды, которая продлилась до 1367 года.

После чего данный улус во главе с Булгаром был вновь включен в состав татаро-монгольского государства. Все это подрывало экономическую мощь города. Особенно сильно досталось Булгару от противоборства двух великих воинов конца 14 столетия Тамерлана (непобедимый среднеазиатский полководец) и Тохтамыша (золотоордынский хан), для ведения военных действий между которыми привлекались булгарские военные силы.

Воины Тамерлана в конце 14 столетия нанесли Булгару непоправимый уронВоины Тамерлана в конце 14 столетия нанесли Булгару непоправимый урон

В 90-х годах 14 века Булгар был почти полностью уничтожен войсками Тамерлана, последний булгарский эмир был убит, а его сыновьям удалось спастись и укрыться в небольшом поселении на побережье реки Казанки – Иске-Казани, которое тогда возможно называлось Саиновым Юртом или Казанью. Там началась история нового государственного образования, о чем сегодня рассказывает Музей-Заповедник «Иске-Казан», о котором можно прочитать здесь.

Помимо всего вышеперечисленного, продолжал страдать Булгар и от набегов новгородских ушкуйников (речных пиратов), которые нападали и грабили не только русские города, такие как Кострому и Ярославль, но также разоряли булгарские и золотоордынские населенные пункты. Кроме них, на город периодически совершали нападения русские княжеские дружины. Один из таких походов под началом Федора Пестрого, воеводы московского правителя Василия Второго в 1431 году, оказался настолько опустошительным для Булгара, что после него городу уже не хватило сил на полноценное восстановление.

На месте некогда процветающего Булгара к середине 15 века остались руиныНа месте некогда процветающего Булгара к середине 15 века остались руины

Некоторое время утраченная столица уничтоженного государства еще оставалась полуразрушенным полуживым городом, в котором находили пристанище религиозные странники, романтичные поэты, служители культа, но постепенно жизнь здесь угасала. Столицей нового государственного образования – Казанского ханства – стал в это время город Казань. На территории же Булгара оставшиеся жители потихоньку растаскивали камни на свои хозяйственные нужды, а сохранившиеся сооружения разрушались под воздействием  атмосферных осадков.

Христианский след в Булгаре

Авраамий Болгарский

1 апреля православная церковь отмечает день памяти Святого Авраамия Болгарского, погибшего мученической смертью за свою христианскую веру в древнем Булгаре в 1229 году. Сведения об этом булгарском христианине сохранилась в Лаврентьевской летописи 14 века и в литературных источниках более позднего периода.

Аврамий Болгарский - один из известных почитаемых ВеликомучениковАврамий Болгарский - один из известных почитаемых Великомучеников

История Авраамия была очень непривычной для мусульманского Булгара. Дело в том, что изначально он был обычным булгарским гражданином мусульманского вероисповедания. Занимался весьма прибыльным  купеческим делом, ведь Булгар был очень развитым торговым городом, где пересекались пути Запада и Востока. Авраамий ездил с товаром в соседние пределы и общался с очень многими людьми. И вот в общении с русскими купцами, исповедующими христианство, этот богатый булгарин отказался от своей веры и принял христианство. Крестившись, булгарский купец становится Авраамием, а вот его прежнее имя история до нас не сохранила. Новоявленный христианин проникся идеями новой религии так глубоко, что стал миссионером, проповедующим веру в Христа среди своих сограждан. Жил Авраамий тоже по христианскому учению – помогал бедным и страждущим.  

Вера занимала все мысли и все время Авраамия. Во время знаменитой булгарской ярмарки Ага-Базара, он, оставив торговлю, ходил между горожан и рассказывал им о вечных духовных благах, о Христе и отце его небесном. Сначала местные мусульмане просили его прекратить эти проповеди, а затем он был арестован и предан изощренным пыткам. От него требовали отказаться от веры христианской, но непреклонен был Авраамий. После многочисленных пыток его привели на волжский берег и четвертовали там, отрубив вначале руки, потом ноги, и лишь потом голову.

Сегодня на месте гибели Авраамия находится чудотворный источникСегодня на месте гибели Авраамия находится чудотворный источник

Согласно легенде, на месте казни Авраамия, там, где кровь его окропила землю, забил родник, который обладал чудотворными свойствами. Многие люди исцелились той водой, а первым из них был мусульманин.  И сегодня существует этот источник в нынешнем городе Болгар, и к нему все также как и в 13 веке ходят верующие и ищущие исцеления люди различных вероисповеданий. Современные исследования обнаружили в этой воде элементы серебра.

Считается, что тело убитого Авраамия русские купцы, торгующие в это время в Булгаре, похоронили на христианском кладбище Армянской слободы, которая находилась с западной стороны от городского рва. Весть о мученике Авраамии дошла до князя Владимирского Георгия Всеволодовича, и во время очередного перемирия с булгарами он потребовал выдать тело Авраамия для перезахоронения его на христианской земле. Перезахоронение прошло 9 марта 1230 года очень торжественно и со всеми почестями во Владимире. И с того времени, по-видимому, и началось почитание православной церковью этого великомученика. А его Жизнеописание было составлено в конце 18 столетия в Успенском Княгинином монастыре Владимира.

Место Источника Авраамия находится на территории Спасского лесничестваМесто Источника Авраамия находится на территории Спасского лесничества

Летописи даже связывают смерть Авраамия с последующим за этим нападением  монголо-татарских завоевателей на Булгар, и сожжение города воспринимают как божью кару. Но, ведь завоеватели на этом не остановились, а понесли смерть и разорение и на христианскую Русь.

В 16 веке в Булгарах был установлен храм, где хранились частицы святых мощей великомученика, а источник был переоборудован в колодец с часовней. Во время революционного переворота все это было уничтожено. Сегодня в городе Болгаре, в пяти километрах от Колодца Авраамия, можно посетить Свято-Авраамский храм, в котором находится рака с частицей мощей этого высокопочитаемого Великомученика.

Свято-Авраамский храм - одна из достопримечательностей сегодняшнего БолгараСвято-Авраамский храм - одна из достопримечательностей сегодняшнего Болгара

Из всего вышесказанного становится понятно, что не все было так однозначно в древнем Булгаре. Были в нем и попытки проникновения христианства, были и жестокие расправы с неверными. А вот христианское кладбище существовало там еще до монголо-татарского нашествия.

Армянская слобода и Греческий храм

Как упоминалось выше, по соседству с булгарским городом существовала Армянская слобода. Основные археологические данные ее существования относятся в основном к золотоордынскому периоду, но исходя из жизнеописания Авраама Булгарского, можно сделать вывод, что армянские купцы селились на булгарской земле и в более ранний период – во времена процветания Волжской Булгарии.

Территория Армянской слободы находится на карте Булгара под номером 1Территория Армянской слободы находится на карте древнего Булгара под номером 1

Естественно, как все верующие люди, христиане нуждались в специальном месте, где можно было бы помолиться и пообщаться с богом. Таким местом на территории Армянской слободы был в 13-14 веках православный храм, который называется сегодня Греческой палатой. Почему она была названа именно так, сегодня ответить вряд ли кто сможет.

Наличие подобного сооружения говорит об определенной веротерпимости властей Булгарского золотоордынского улуса к другим религиям. Храм, по археологическим исследованиям, был характерной армянской поминальной церковью 14 столетия. Он состоял из двух этажей. Первый в виде склепа был предназначен для захоронений знатных особ, а второй этаж – светлый и нарядный – был непосредственно храмом. Здание имело небольшие размеры (16,4х12,6) и было вытянуто с запада на восток.

Так представил себе утраченную Греческую палату художник А. Кубарев Так представил себе утраченную Греческую палату художник А. Кубарев

К сожалению, сегодня не сохранилось даже место этого храма и кладбища, расположенного с его восточной стороны. Последние археологические исследования здесь производились в конце 40-х годов 20 века под руководством профессора А.Смирнова, имя которого носит сегодня одна из улиц города Болгара. А в 50-х годах место раскопок было уничтожено в связи со строительством там Болгарского Хлебоперерабатывающего предприятия, которое существует и поныне.

Так выглядели христиане Армянской слободы в 13 веке по реконструкции М.ГерасимоваТакими были христиане Армянской слободы в 13 веке по реконструкции М.Герасимова

О существовании этого утраченного храма сохранились только описания и зарисовки А.Смирнова, отдельные ископаемые предметы и реконструкции некоторых лиц обитателей Армянской слободы, сделанные известным скульптором М.Герасимовым по найденным захоронениям. Сохранились и переводы армянских надгробных плит, которые были сделаны по велению Петра Первого, посещавшего это место в 1722 году.

Успенский монастырь

В середине 16 века Казанское ханство в результате военных действий Ивана Грозного было присоединено к Русскому государству (1552 год). На смену господствующему исламу на долгие годы в этот край пришло христианство, которое, естественно, сопровождалось строительством многочисленных церквей и образованием монастырских территорий. Много появлялось на земле бывшей Волжской Булгарии и православных переселенцев. Территория древнего Булгара с остатками сохранившихся мусульманских строений не оставалась незамеченной. В начале 17 века (1627г) вышла в свет «Книга Большого Чертежа» А.Ремизова (карты государства Российского), на страницах которой были запечатлены местонахождения всех развалин бывшего Булгара.

В 18 столетии православный монастырь появился и на булгарской землеВ 18 столетии православный монастырь появился и на булгарской земле

При царствующем во второй половине 17 века Федоре Алексеевиче у правительства имелись планы по строительству на месте Булгарского городища православного монастыря. Но царь повелел вначале сделать перепись всех сохранившихся на тот момент булгарских объектов. Это было первое и подробное описание всех архитектурных достопримечательностей городища.

В начале 18 века казанский и свияжский митрополит Тихон опять  внес предложение создать православный монастырь на заброшенных землях Булгарского городища, и в скором времени Успенский мужской монастырь начал свое существование (1722 год) в сохранившихся сооружениях древнего Булгара. А десятью годами позже в самом центре бывшего города Булгара на его Соборной площади была построена Успенская церковь. Интересно, что Петр Первый посещал булгарское городище именно в 1722 году, и первым монахам создающегося монастыря давал наказ беречь исторические архитектурные памятники. Но....

Монастырские строения сооружались практически на месте мусульманских святыньМонастырские строения сооружались практически на месте мусульманских святынь

В 1732 году известный казанский купец Михляев профинансировал начало строительства церкви Успенской Богоматери, которое было закончено в 1734 году. Частично храм был построен из камней разрушенных булгарских сооружений, а с одной стороны основания церкви можно увидеть несколько надгробных мусульманских и армянских плит. Возможно, они были поставлены сюда для увековечивания памяти предыдущих поколений, ибо не хочется думать, что это было сделано с целью осквернения древних святынь.

Позднее к храму были пристроены Трапезная и Придел в честь Пресвятого Кирилла Белозерского Чудотворца. Территория монастыря стала называться Монастырской слободой, которая со временем разрослась в село Успенское. От хозяйственной деятельности монахов очень сильно пострадали оставшиеся булгарские строения. Самым печальным фактом стало падение Большого минарета, в подвалах которого, как считается, монахи искали золотоордынские клады. Мавзолеи и усыпальницы использовались как склады, коптильни и для прочих хозяйственных нужд.

В основании фасада храма можно увидеть надгробные плиты древнего БулгараВ основании фасада храма можно увидеть надгробные плиты древнего Булгара

От падения Большого минарета пострадала и сама храмовая Колокольня, которую пришлось перестраивать заново. Сегодня здание Успенской церкви находится на территории заповедника как памятник русского барокко 18 столетия и используется в качестве музейных площадей. Село Успенское со временем стало именоваться селом  Болгары.

Сегодня Успенский храм является памятником архитектуры и музеемСегодня Успенский храм является памятником архитектуры и музеем

А дальнейшая история села Болгар развивалась так. Недалеко от него с конца 18 века находился уездный городок Спасск-Татарский, служивший перевалочной базой для торговых сельскохозяйственных грузов. В советские годы (1935 г) Спасск был  переименован в город Куйбышев. Однако, во время образования Куйбышевского водохранилища, жилые постройки Куйбышева, которые должны были попасть в зону затопления, были перевезены в Болгар. То есть село Болгар практически растворилось в перевезенном на новое место городе Спасске.

Только в 1969 году сохранившиеся строения и руины Булгарского городища получили статус Булгарского историко-архитектурного музея-заповедника.

Сегодня Булгарский заповедник одно из популярнейших направлений российского туризмаСегодня Болгарский заповедник одно из популярнейших направлений российского туризма

В 1991 году Спасск был переименован в Болгар, а с 2010 года на территории Булгарского городища начались крупномасштабные работы по реализации проекта «Культурное наследие», в рамках которого началось восстановление историко-архитектурных памятников на острове Свияжск и в Булгарском городище.

Создание Болгарского музейного заповедника

Сегодня в черте города Болгара, в котором проживает более 8 тысяч человек, находится широко известный Историко-археологический заповедник «Болгар», который объединяет земли древнего города и привлекает к себе внимание многочисленных туристов.

Надо сказать, что руины средневекового Булгара издавна привлекали внимание ученых, любителей-коллекционеров, художников, исследователей, путешественников и даже царей! Петр Первый, например, по дороге в Персию в 1722 году, посетил Булгар. Он осмотрел сохранившиеся сооружения булгарских времен, а их тогда еще было свыше 70, и подписал указ о сохранении и собирании булгарского наследства. Это был первый российский закон о бережном отношении к историческим древностям.

Первая попытка сохранить остатки булгарской цивилизации принадлежит Петру 1Первая попытка сохранить остатки булгарской цивилизации принадлежит Петру 1

Увы…памятники продолжали разрушаться, и когда Булгар посетила Екатерина Вторая в 1767 году, их осталось уже чуть более 40. Кстати, Великая императрица описала это свое посещение древнего Булгара в переписке с Вольтером. Она отметила, что на территории городища находится 9 минаретов и около некоторых из них молятся местные мусульмане. То есть место городища во все времена оставались святым для верующих.

Посещали это историческое место и известные уроженцы земли татарской – Г.Державин и И.Шишкин. Есть изображения древних булгарских руин и на картинах художника А.Саврасова. Делали зарисовки постоянно разрушающихся памятников и профессиональные историки – Ф.Миллер, П.Паллас, Х.Эрдман и другие.

Развалины древнего Булгара привлекали внимание художника И.ШишкинаРазвалины древнего Булгара сохранились на картинах художника И.Шишкина

Английский художник, преподающий в Казанском университете английский язык,  Э.Турнерелли также посещал Булгар в 30-х годах 19 столетия. По возвращении в Англию он издаст там книгу «Россия на границе с Азией», в которой будет дано описание Булгарского городища и рассказано то, что удалось ему узнать об истории этого исчезнувшего города, который Турнерелли сравнит с исчезнувшей Троей и Карфагеном.

С середины 19 столетия в России начинает развиваться археологическая наука. Болгар был одним из первых городов, где производились раскопки в 1864 году, в результате которых были обнаружены древние погребения. В 80-х годах 19 века для охраны Булгарского городища, обнесенного забором, был уже нанят сторож, а основные объекты – Соборная мечеть, Белая и Черная палаты, Малый городок, Греческая палата и некоторые мавзолеи были немного приведены в порядок. Черная палата была подремонтирована, что исказило ее облик, но зато в ней был открыт первый музей булгарских артефактов.

Раскопки в Булгаре продолжаются и по се день, открывая новые страницы его историиРаскопки в Булгаре продолжаются и по сей день, открывая новые страницы его истории

Первый заповедник в Булгарском городище был открыт в 1969 году. На его территории проводились раскопки и реставрировались архитектурные объекты. С реализации проекта «Культурное наследие», разработанного по инициативе М.Шаймиева Булгар с 2010 года начал превращаться в современный научно-туристический центр.

В рамках проекта были отреставрированы многие из сохранившихся объектов, в том числе Малый минарет и Ханская усыпальница, Северный и Восточный мавзолеи, Черная и Восточная палаты, Успенский храм и т.д. Вышли из небытия Ханский дворец и Банный комплекс.

В Музее булгарской цивилизации можно увидеть макет древнего БулгараВ Музее Булгарской цивилизации можно увидеть макет древнего Булгара

Кроме восстановления разрушенных памятников архитектуры, появились новые строения в виде Речного вокзала, внутри которого компактно разместился Музей Булгарской цивилизации. Появился Музей ислама, в котором можно увидеть самый большой в мире Коран. Создан исторический комплекс «Музей хлеба» и сооружена Белая мечеть, благоустроена набережная и т.д.

Белая мечеть стала одним из красивейших архитектурных сооружений БулгараБелая мечеть стала одним из красивейших архитектурных сооружений Булгара

Всего, что сделано для восстановления Булгара за последнее десятилетие, перечислить сложно. Это надо видеть своими глазами, ведь масштабы созданного впечатлят любого скептика. С 2014 года Булгарский заповедник включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сейчас на территории городища можно увидеть частично сохранившиеся и отреставрированные сооружения каменного зодчества золотоордынского периода (13-15 веков), православный Успенский храм 18 века. Есть реконструированные объекты и вновь созданные архитектурные строения. 

На посещение Булгарского заповедника надо выделить целый деньНа посещение Булгарского заповедника желательно выделить целый день

На территории заповедника имеются кафе и рестораны, сувенирные киоски. Поездку в древний Булгар желательно запланировать на целый день, ибо территория там большая и надо много ходить пешком. А о том, что можно посмотреть и как организовать маршрут осмотра на территории нынешнего булгарского заповедника, как туда добраться, и каков режим его работы можно прочитать здесь.

Что еще посмотреть в Татарстане

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: