Большой Кремлевский дворец
Адрес: Кремлевская набережная,1, стр.8

Одной из самых крупномасштабных достопримечательностей Московского Кремля является комплекс Большого Кремлевского дворца, к которому относятся Теремной дворец, Грановитая и Оружейная палаты и т.д. История данного архитектурного ансамбля имеет долгую многовековую историю, начинающуюся в 12 столетии с возведения здесь княжеских хором московских правителей.

Содержание:

  1. Дворцовые строения Кремля в 12-17 веках/a>
  2. Дворцовые строения Кремля в 18 - первой половине 19 века
  3. Большой Кремлевский дворец (вторая половина 19 века)
  4. История дворцового комплекса Кремля с 20 века

Нынешний Большой Кремлевский дворец появился в данном комплексе на стыке 30-40-х годов 19 века по распоряжению Николая Первого. Предшествующая этому строению история царской резиденции довольно сложна и запутана, и каждый из правителей вносил в нее свою лепту. Окончательный вариант дворца создан коллективом ведущих архитекторов, возглавляемым К.А.Тоном, после чего Большой Кремлевский дворец стал доминирующей частью ансамбля, состоящего из множества различных строений, возводимых здесь с 14 столетия.

История создания дворцовых комплексов Кремля начинается в глубокой древностиИстория создания дворцовых комплексов Кремля начинается в глубокой древности

Сегодня здание Большого Кремлевского дворца является резиденцией не только российского Президента, но и Московского патриарха. Как же шло формирование этого многогранного историко-архитектурного объекта? И с чего оно начиналось?

Дворцовые строения Кремля в 12-17 веках

Княжеские хоромы московских правителей стали возводиться на Боровицком холме с середины 12 столетия. Сначала они располагались около самого древнего кремлевского храма – Церкви Рождества Иоанна Предтечи и Боровицкой башни. Первая княжеская резиденция, как и Предтеченский храм была деревянной.

Княжеские терема строились на территории московской крепости (Кремля)Княжеские терема строились на территории московской крепости (Кремля)

Москва и ее окрестности начинали формироваться в качестве удельных земель Владимирского княжества, но с середины 13 века Московское княжество выделяется в самостоятельную административную единицу. Произошло это в период княжения младшего из сыновей Александра Невского - Даниила Александровича, с которого начинает развиваться ветвь московских правителей династии Рюриковичей (1273-1303). С этого периода и формируется более солидный великокняжеский двор, который перемещается восточнее - на нынешнее месторасположение.

Иван Калита (1325-1340) существенно расширил и украсил строения великокняжеской резиденции и ко времени правления Дмитрия Донского и его сына Василия Первого княжеская резиденция уже превратилась в богатый дворец с позолоченной крышей и богатым убранством.

При Иване Калите великокняжеский дворец становится центром политической жизниПри Иване Калите великокняжеский дворец становится центром политической жизни

Первым храмом новой княжеской резиденции стала деревянная Спасопреображенская церковь, именуемая как Спаса на Бору. Она была основана при князе Данииле, а при Иване Калите в первой половине 14 века ее перестраивают в каменном виде. При Василии Дмитриевиче (1389-1425) выстраивается каменный Благовещенский собор, ставший домовой церковью для многих поколений московских правителей. Этот храм определил юго-восточный пограничный угол княжеского двора и примыкал к мужской половине резиденции. Познакомиться с историей собора, его архитектурой и особенностями интерьера можно здесь.

На женской половине так же был сооружен храм в виде Рождественской церкви, которая оказалась в противоположном северо-западном углу дворцовой территории. Рождественский храм, пожалуй, самый древний из сохранившихся домовых кремлевских храмов. От его архитектурной части конца 14 века частично сохранились стены, главный портал и несколько оконных проемов.

Государев двор в 15 веке походил на богатую усадьбу несколькими домовыми храмамиГосударев двор в 15 веке походил на богатую усадьбу с несколькими домовыми храмами

В конце 15 столетия при Иване Третьем (1462-1505) княжеский дворец перестраивают приглашенные итальянские архитекторы. Он становится обширным комплексом, состоящим из Великокняжеских покоев, Грановитой, Средней Золотой, Набережной и Столовой палат, нескольких храмов и других сооружений.


Грановитая палата – зал для крупномасштабных царских церемоний - был сооружен с правой стороны дворцового комплекса в противовес Благовещенскому храму (1487-1491). Подробнее об истории, архитектуре и росписях Грановитой палаты можно прочитать здесь.

Созданная в 15 веке Грановитая палата и сегодня является объектом восхищенияСозданная в 15 веке Грановитая палата и сегодня является объектом восхищения

Между Грановитой палатой, часто называемой Большой, и Благовещенским собором вырастает здание Средней Золотой палаты (1499-1508), также предназначенное для банкетных мероприятий. Это сооружение дворцового ансамбля возводил очень известный итальянский мастер – Алевиз ди Каркано. После возведения Средней палаты на уровне верхней части Красного крыльца, организуется открытая галерея-гульбище, названная Верхним крыльцом, соединяющее все три строения. От Средней палаты к Соборной площади вела Средняя (или Золотая) лестница, справа от которой имелись ворота, ведущие ко внутреннему двору дворца и называемые Красными.

Средняя Золотая палата являлась одноэтажным каменным строением с высоким подклетом, сооруженном в виде крестьянской избы с сенями и печкой. В ней имелись росписи, резные порталы, позолоченная кровля и другой декор. Эта палата наряду с другими дворцовыми сооружениями сильно пострадала в пожаре 1547 года, и также вместе с прочими сооружениями была вновь восстановлена и расписана в середине 16 века. В правление Бориса Годунова (конец 16 века) в дворцовом комплексе появляется дворец Запасный.

В летописях средневековья царский дворец изображался со всеми подробностямиВ летописях средневековья царский дворец изображался со всеми подробностями

В начале 17 столетия в результате одного из последствий польско-литовского нашествия большая часть строений дворцового комплекса была разграблена и опустошена. Многие палаты стояли без кровли, без окон и дверей. Но к приезду и коронации Михаила Романова все быстро приводилось в порядок. После вхождения Михаила на трон бывшая усадьба Романовых на Варварке становится "Старым государевым двором" (Ныне Музей "Палаты бояр Романовых"). Коронация Михаила проходила в Успенском соборе, а праздник по ее поводу - в Грановитой палате.

В первое время правления Михаила его поддерживала его мать - инокиня МарфаВ первое время правления Михаила его поддерживала мать - инокиня Марфа

В период царствования Михаила Романова (1613-1645) в качестве парадных царских покоев появляется Теремной дворец и Гербовая башня с воротами. Во второй половине 17 столетия для царевны Натальи Кирилловны строится отдельное дворцовое помещение, а крышу Запасного дворца превращают в Набережный сад.

Дворцовые строения Кремля в 18 - первой половине 19 веков

В начале 18 столетия столицею государства волею Петра Первого становится Санкт-Петербург, где возводятся новые роскошные царские дворцы. Таким образом, функциональное назначение московского дворцового комплекса было утрачено. Частично его помещения предоставляются для различных правительственных органов. Другая часть была заброшена и начала ветшать, особенно та, которая пострадала при пожаре 1701 года.

Жизнь в Дворцовом комплексе Кремля в начале 18 века сходит на нетgЖизнь в Дворцовом комплексе Кремля в начале 18 века сходит на нет

В 1722 году Петр Первый намеревался осуществить полномасштабное восстановление отеческого гнезда, для чего даже была составлена соответствующая смета. Но сил, времени и средств хватило только на частичный ремонт в виде перекрытия крыш у Благовещенского и Архангельского храмов, а также косметического ремонта некоторых палат.


В правление Анны Иоанновны, часто приезжающей в Москву, возводится специальная зимняя дворцовая резиденция в виде деревянного теплого сооружения с тронным залом (начало 18 века). Это строение от имени императрицы назвали Зимним Анненгофом и находился он поблизости от кремлевского Цейхгауза. 

Зимний Анненгоф оказался временной царской резиденцией КремляЗимний Анненгоф оказался временной царской резиденцией Кремля

Его строительством занимался сам Б.Растрелли. Немного позже им же сооружается Летний Анненгоф на территории Лефортово, куда перенесли из Кремля и Анненгоф Зимний.

Зимний дворец Кремля

В 1741 году на российский престол взошла Елизавета Петровна - дочь Петра Первого, которая также пожелала иметь собственный дворец на территории Московского Кремля на период ее визитов. Причем новая московская резиденция должна была находится на территории прежней. Данная работа была возложена на архитекторов Б.Растрелли и Д.Ухтомского.

При Елизавете Петровне в Московском Кремле сооружается Зимний дворецПри Елизавете Петровне в Московском Кремле сооружается Зимний дворец

Новый каменный дворец в качестве Зимнего был построен на подклете нескольких палат, которые для этого были снесены. Под снос попали Средняя Золотая, Набережная, Столовая палаты. А московский Зимний дворец расположился позади Благовещенского храма по восточной границе дворцовой территории в виде буквы Г. Он был достроен к 1756 году и относился к архитектурному стилю барокко.


Дворец первоначально был одноэтажным и имел открытую террасу, возведенную на старинном подклете. Своими основными фасадами он смотрел на Соборную площадь и реку Москву. Симметричную композицию фасадов составляли прясла, которые отделялись друг от друга парными полуколоннами с резными капителями. Центром каждого из фасадов являлся выступ ризалита, завершенный фигурным фронтоном, на котором располагался государственный герб.

Зимний дворец Кремля, сооруженный Растрелли, функционировал до середины 19 векаЗимний дворец Кремля, сооруженный Растрелли, функционировал до середины 19 века

После Елизаветы Петровны на престол вступила Екатерина Вторая, которая занялась вопросом благоустройства московского дворца во второй половине 18 века. Растреллиевский дворец Елизаветы не соответствовал необходимому величию новой императрицы, и архитектор В.Баженов получил задание возвести новый более достойный царского статуса дворец.

Надо отметить, что уже во времена Екатерины Второй все строения Московского Кремля, согласно указу 1759 года, были объявлены охраняемыми историческими памятниками. Но для сооружения нового монументального дворцового здания был предусмотрен снос некоторых из них. В территорию нового дворцового ансамбля предполагалось включение всех храмов Соборной площади с учетом Колокольни Ивана Великого и спуск к берегу Москвы-реки. Начались работы по очистке территории от строений 15-17 веков, многие из которых находились в ветхом состоянии. В результате этих работ пришлось разобрать Денежный с Житным дворы, Запасный дворец, Верхний Набережный сад, подворье монастыря, приказные строения, галерею Оружейной палаты и т.д.

Согласно проекта Баженова, новый дворец должен был быть очень монументальнымСогласно проекта Баженова, новый дворец должен был быть очень монументальным

Летом 1773 года после торжеств по закладке новой дворцовой резиденции, начались строительные работы, прерванные неприятностью с Архангельским собором, по южной стене которого пошли трещины. Поэтому все работы были приостановлены, и начались работы по укреплению фундамента и стен Архангельского храма, которыми руководил М.Казаков.

В конце 18 столетия перед коронацией Павла Первого в Зимнем дворце был проведен ряд ремонтно-строительных работ – переделана галерея около церкви Спаса на Бору, отреставрирован лепной и живописный декор Теремного дворца, переделана Золотая лестница, Верхнеспасская площадка украсилась двумя портиками с фронтонами, а нижняя площадка оформилась полукругом с двумя всходами. Воссоздали и Золотую Царицыну палату.

В начале 19 века Зимний дворец Кремля достраивается еще одним этажомВ начале 19 века Зимний дворец Кремля достраивается еще одним этажом

В начале 19 века архитектор Н.Львов разработал проект обновления фасадов и интерьеров Елизаветинского Зимнего дворца. Данные обновления были осуществлены в классическом стиле незадолго до Отечественной войны 1812 года. Дворцовое здание было надстроено дополнительным вторым этажом. Главный фасад получил восьмиколонный портик, над которым возвышался мезонин, имеющий красивое полукруглое окно и открытый балкон. Дворец получился довольно скромным и похожим на загородную усадьбу, и так же продолжал не соответствовать необходимым стандартам.

Во время страшного пожара 1812 года здание дворца очень сильно пострадало. Его восстановлением после пожара занимались А.Балакерев, И.Таманский и В.Стасов, которые оставили стиль классицизма, но достроили мансардный третий этаж. Фасады были оформлены скульптурными изображениями военной атрибутики и побед.

Западный фасад Зимнего дворца в 1823 годуЗападный фасад Зимнего дворца в 1823 году

Большой Кремлевский дворец (вторая половина 19 века)

В 1836 году в кремлевском дворцовом ансамбле проходили очередные реставрационные работы, но устаревшую архитектуру Зимнего дворца игнорировать уже было нельзя. Москва, хотя и не являлась российской столицей, но продолжала оставаться колыбелью российского самодержавия, чья родовая резиденция должна была иметь более презентабельный вид. По указу Николая Первого от 1839 года архитектором для создания нового московского дворцового ансамбля назначается К.Тон, который в это время создавал проект Храма Христа Спасителя. Новое дворцовое сооружение должно было возводиться вместо Зимнего дворца, который разобрали вместе с аркадой и подклетом, то есть до самого основания.

К середине 19 века Зимний дворец Елизаветы был полностью демонтированК середине 19 века Зимний дворец Елизаветы был полностью демонтирован

Отечественный архитектор, имеющий немецкие корни, Константин Андреевич Тон, был ярким представителем стиля эклектики, основанного на русско-византийских традициях. В Москве он оставил после себя два грандиозных исторических здания, ставших прекрасными украшениями города на века – Большого Кремлевского дворца и Храма Христа Спасителя.

Константин Андреевич родился в замечательном городе – в Санкт-Петербурге, получил начальное образование в немецкой школе Петришуле при лютеранском храме Святых Петра и Павла на Невском проспекте. Затем он был учеником Императорской академии художеств, после чего в течение 6 лет изучал архитектуру европейских стран в качестве пенсионера академии. На память о его деятельности в Санкт-Петербурге осталась пристань со скифами перед Художественной Академией на Васильевском острове.

Архитектор К.Тон подарил Москве Большой Кремлевский дворецБольшой Кремлевский дворец Москве подарил архитектор К.Тон

Согласно архитектурного проекта Тона, новый дворец призван был стать объединяющим объемом для ранее имеющихся строений в виде Грановитой палаты и Теремного дворца, и гармонично сочетаться с имеющимися храмами Соборной площади и древними сохранившимися строениями Кремля. Кроме Дворцовых зал предполагалось возведение новых Великокняжеских апартаментов и Оружейной палаты, перестройка Конюшенного корпуса и Потешного дворца. На строительные работы по созданию нового дворцового ансамбля, которое продолжалось более 10 лет, при запланированных четырех, ушло больше 12 млн. руб. при запланированных шести.

Внешний вид дворца

Высота Большого Кремлевского дворца достигает 50 метров, и протяженность 125-ти. Конфигурация всего комплекса похожа на предыдущую – главным (южным) фасадом Большой дворец вытянут вдоль побережья Москвы-реки. Другой (восточный) фасад с Благовещенским храмом и зданием Грановитой палаты смотрит на пространство Соборной площади. С северной стороны комплекс замыкается Теремным дворцом, а с западной еще одним дворцовым корпусом. В центре замкнутого строениями парадного двора до 30-х годов 20 века находился Храм Спаса на Бору.

Основной фасад нового дворцового комплекса смотрел на Москву-рекуОсновной фасад нового дворцового комплекса смотрел на Москву-реку

За основу был взят архитектурный стиль - русско-византийский, но предпочтение отдавалось традициям русского зодчества. Зимний сад второго этажа стал исторической отсылкой к княжеским паркам Кремля, а арочные ряды первого этажа напоминали дворец времен Ивана Третьего. Фасады комплекса гармонировали с Теремным дворцом, а большие размеры арочных окон первого яруса походили на закрытые галереи теремов. Оформление фасадов второго яруса было выполнено в архитектурном стиле 17 века. Здесь присутствуют пилястры, равномерно делящие стены и оконные оформления в виде резных белокаменных наличников из сдвоенных арок с расположенной посередине гирькой.

Основные элементы архитектуры и декора дворца соотносились с русским зодчествомВедущие элементы архитектуры и декора дворца соотносились с русским зодчеством

На основном фасаде дворца было размещено несколько белокаменных барельефов с изображениями двуглавых орлов и гербов самых крупных городов России, а также таких регионов как Польша и Таврида.

Большой Кремлевский дворец сооружался по новой, впервые использованной в России инновационной технологии применения металлического каркаса в сочетании с цементобетонными смесями. Кровли также имели металлический стропильный каркас, благодаря которому у Георгиевского зала появился подвесной потолок.

Купол дворца украшал удивительно красивый декор, часы и флагштокКупол дворца украшал удивительно красивый декор, часы и флагшток

По центру дворцовой крыши разместился купол с четырьмя слуховыми окнами и золотым флагштоком, а под ним часы с боем, перемещенные сюда с Троицкой башни.

Интерьер Большого Кремлевского дворца

Внутренняя планировка дворца была довольно классической. Как и во всех дворцовых строениях, ее геометрический план был четко выражен и имел анфиладную композицию. Отличие от других дворцов присутствует только в расположении парадного подъезда. Дело в том, что основной фасад дворца смотрел на Москву-реку, но делать там подъезд не представлялось возможным. Поэтому он был размещен на восточной стороне и был довольно скоромно оформлен.

Парадный вход находится справа от Благовещенского собораПарадный вход находится справа от Благовещенского собора

Через парадный вход по прямой лестнице из 66-ти ступенек посетители сразу поднимались в верхний Аванзал, от которого расходились в виде анфилад императорские покои и парадные залы второго этажа. Около парадного входа имеется и вход в мраморные сени первого этажа, из которых можно было пройти в Собственную половину - личные апартаменты императорского семейства.

Полы в вестибюле, коридорных, кухонных и специальных комнатах нижнего этажа были покрыты каменным настилом с применением таких видов камня как серый ревельский, гжельская лещадь и белый коломенский мрамор. Все другие помещения имели половое покрытие из паркетных узоров разных пород дерева. Эскизы паркетных узоров основных дворцовых залов второго этажа были выполнены Федором Солнцевым.

Паркетный рисунок каждого зала уникален (Александровский зал)Паркетный рисунок каждого зала уникален (Александровский зал)

Обогрев дворцового комплекса осуществлялся при помощи воздушной системы, состоящей из 56-ти калориферов, снабжающих через специальные тепловые каналы нагретым воздухом все помещения. Но и каминное отопление не исключалось. Как и прежнее дворцовое здание, Большой дворец был соединен с Благовещенским храмом специальным переходом. Появился проход и в Грановитую палату, которого раньше не было. Его пробили из Владимирского зала.

Предметы интерьера в виде мебели и тканевого художественного убранства поставлялись из самых известных в то время фабрично-заводских предприятий России и Европы. Все используемые в интерьере ткани (мебельная и стеновая обивка, портьеры и прочее) производились с вплетением в них нитей из золота и серебра. После революции данная технология более не использовалась. Для производства мебельных гарнитуров и дверных полотен применялись только ценные породы дерева.

Мебель, тканевый декор, люстры и прочее - все производилось на самом высоком уровнеМебель, тканевый декор, люстры и прочее - все производилось на самом высоком уровне

Основные помещения первого этажа дворца

Как уже упоминалась, первый дворцовый этаж состоял не только из множества служебных помещений и комнат для слуг. Здесь находились и личные покои царствующего семейства, оформленные ведущими специалистами – Ф.Рихтером, Н.Чичаговым, В.Бакаревым, и включающие в себя около 400 интерьерных деталей.

Вход на территорию Собственной половины располагался левее парадного входа, а ее окна смотрели на панораму Москвы-реки с южного фасада. Семь основных императорских помещений были объединены анфиладой. Основными из них были Столовая с Гостиной, Личный кабинет с Будуаром императрицы, Кабинет императора и Опочивальня. Все комнаты Собственной половины были оформлены эксклюзивно.

Собственно половина или личные императорские покои объединялись анфиладойСобственно половина или личные императорские покои объединялись анфиладой

Императорская Столовая, где семья обычно обедала или пила чай, имела античное оформление с использованием мрамора - белого и желтого, а также мраморных скульптур с античными вазами. Столовый гарнитур состоял из черных полированных столов и стульев 18 столетия, обитых кожей цвета вишни.

Гостиная императрицы, оформленная в нежных оттенках стиля рококо, предназначалась для встреч узкого круга близких людей. Детали интерьера были обильно позолочены, а мебельные предметы для удобства передвижения снабжены колесиками. Люстра из фарфора – уникальное изделие Императорского фарфорового завода.

Будуар Императрицы был полон изыска и роскошиБудуар Императрицы был полон изыска и роскоши

В Кабинете императрицы, оформленном в темно-малиновой цветовой гамме, можно было отдыхать от трудов праведных и заниматься чтением. Мебельный гарнитур для данной комнаты по спецзаказу Александры Федоровны был декорирован перламутром, черепашьими панцирями, и медными пластинами.

Будуар императрицы, оформленный в серебристых и розовых оттенках, украшали образцы мебели знаменитого мебельщика Питера Гамбса и камин из зеленого мрамора.

Опочивальня отличалась достоинством и сдержанным благородствомОпочивальня отличалась достоинством и сдержанным благородством

Кабинет императора имел выходы в Дежурную, Приемную и Фельдъегерскую комнаты. Опочивальня, оформленная в сине-перламутровых оттенках, была украшена двумя мраморными колоннами с золотыми капителями и камином, на котором можно увидеть часы «Ночь», напоминающие небесный свод.

Основные помещения второго этажа дворца

По идее Николая Первого в оформлении дворца непременно должны были быть использованы элементы военной символики. Поэтому основные залы были названы именами тех святых, которые являлись покровителями российских военных орденов. Оформление всех залов (Георгиевского, Андреевского, Александровского, Владимирского и Екатерининского) соответствовало названиям орденов.

На второй этаж посетители поднимались по мраморной лестницеНа второй этаж посетители поднимались по мраморной лестнице

Аванзал – первое помещение, куда попадали посетители – был небольшой квадратной комнатой с довольно скромной отделкой. Основное внимание здесь привлекал богатый лепниной потолок, камин из серо-зеленой яшмы, бронзовые канделябры в стиле ампир и старинные часы, украшенные колесницей с Аполлоном. В разные исторические эпохи в этом помещении висели разные картины от изображения Куликовской битвы до выступления Ленина на комсомольском съезде. Сегодня здесь находится 7-метровое полотно, посвященное Ледовому побоищу художника С.Присекина. Из Аванзала посетитель проходил в самый большой дворцовый зал – Георгиевский.

Георгиевский зал является самым большим залом второго этажа дворцаГеоргиевский зал является самым большим залом второго этажа дворца

Орден Георгия Победоносца, в честь которого названа эта парадная зала, утверждается Екатериной Второй (1769) и является самой высокой военной наградой России. Поэтому здесь присутствует символика в виде золотых рельефных звезд и орденских повязок, а также мраморные доски с названиями подразделений, имеющих Георгиевские знамена, являются основным украшением стен. Подвесной потолок опирается на 18 пилонов, завершающихся статуями, посвященным военным победам страны.

В декоре стен можно внимательно рассмотреть все элементы Ордена Св.ГеоргияВ декоре стен можно внимательно рассмотреть все элементы Ордена Св.Георгия

Орден Александра Невского, в честь которого назван следующий зал – Александровский – был также утвержден Екатериной Второй (1725). Площадь этого зала около 60 квадратных метров, а интерьерная окраска сочетается с цветовой гаммой ордена: розовый искусственный мрамор стен и красная обивка мебели. В этом зале присутствуют гербы всех российских областей. Богатство интерьера составляют паркетный рисунок из 13 древесных пород, пилоны с гербами, вензелями и звездами Святого Александра, эллиптический купол, камины и настенные зеркала, огромная люстра и канделябры.

Александровский зал ослеплял позолотой и роскошью декораАлександровский зал ослеплял позолотой и роскошью офрмления

Зал был украшен шестью картинами, иллюстрирующими жизненные сюжеты этого героического князя (художник Ф.Моллер). Если Георгиевский зал служил для встреч почетных граждан мужского пола, то в Александровском происходил сбор женщин высшего света, для которых здесь стояли позолоченные стулья с красной обивкой.

Следующий зал – Владимирский – находился на месте Постельного крыльца прежнего дворца. Он увековечил орден Св.Владимира, также утвержденный Екатериной Великой (1782). Из Владимирского зала, имеющего композицию ротонды, имеются переходы в Теремный дворец, Грановитую и Золотую Царицыну палату. Под 16-гранным куполом зала расположена многоярусная люстра. 

Люстру и купол Владимирский зала можно рассматривать бесконечно долгоЛюстру и купол Владимирского зала можно рассматривать бесконечно долго

Цветовая гамма этого зала также приближена к орденской символике. В мраморной отделке использованы белый, розовый и светло-зеленый цвета. Орнамент паркета содержит 20 древесных пород, а купол украшен лепным орденом Св.Владимира. После революционного переворота 1917 года в этом зале происходило подписание всех международных договоров.

Тронным залом служил зал Андреевский, посвященный ордену Св.Андрея Первозванного. Сидеть здесь имел право только император. Этот зал был соединен с залом Кавалергардским, в котором размещалась императорская охрана, состоящая, как правило, из черкесских воинов.

Основная функция Андреевского зала - тронный зал императораОсновная функция Андреевского зала - тронный зал императора

Екатерининский зал, посвященный ордену Св.Екатерины, (1714) - это тронный зал для императрицы, так что мебельных гарнитуров здесь также не предполагалось. К этому залу примыкала полукруглая Зеленая гостиная, где императрица проводила личные встречи с отдельными гостями. Название этого помещения связаны с покрытием стен зелено-золотой тканевой обивкой. Потолок здесь оформлен орнаментами из цветов. Предметы мебели инкрустированы бронзой и дополнены бронзовыми светильниками.

Зеленая парадная гостиная соединяла Екатерининский зал, Будуар и Кабинет императрицыЗеленая парадная гостиная соединяла Екатерининский зал, Будуар и Кабинет императрицы

Зеленая гостиная соединялась с Будуаром, Спальней и Кабинетом императрицы, оформленным в стиле французского двора Людовика Пятнадцатого. Красную гостиную, расположенную рядом, оформили под стиль ренессанс. Сегодня в этих комнатах происходят встречи российского Президента с различными деятелями страны.

Фрейлины императрицы обычно дежурили в Камерюнгферском помещении, оформленном стеновыми панелями из ореха, перламутра и фанерной мозаики. Камерюнгферская комната находилось вблизи от Будуара и Кабинета.

Кроме перечисленных комнат, на втором этаже были и другие помещенияКроме перечисленных комнат, на втором этаже были и другие помещения

На втором этаже также имелся Фрейлинский коридор, соединяющий Владимирский зал с Кавалергардным по прямой, и множество других помещений, в том числе и Ореховая гардеробная.

Торжественное завершение строительства Большого Кремлевского дворца и его освящение митрополитом Филаретом совпало с первым днем Пасхи 1849 года – 3 апреля. На торжествах присутствовали вся императорская семья и многочисленные гости. Великокняжеские апартаменты с Оружейной палатой были достроены три года спустя. 

Большой Кремлевский дворец начал функционировать с 1849 годаБольшой Кремлевский дворец начал функционировать с 1849 года

Таким образом, оформление московского дворцового комплекса Кремля практически завершилось. Далее, на протяжении многих лет велись работы по сохранению фасадов и интерьеров, по сохранению состояния мебели, тканей и тронов и т.д.

История дворцового комплекса Кремля с 20 века

Во второй половине 90-х годов 19 столетия Большой дворец был подключен к электростанции, расположенной в Александровском саду, и из окон дворца по вечерам начал изливаться электрический свет. Затем во дворце появились лифты, а в начале 20 столетия – системы водоснабжения и канализации. В залах Большого дворца во время ведения Русско-Японской войны 1904-1905 годов функционировало несколько швейных мастерских по пошиву изделий и отправке их на фронт. А в 1913 году именно в этом дворце прошел последний общенациональный российский праздник, связанный с романовской династией – ее 300-летнее празднование.

Работа швейной мастерской 1904 года в Александровском зале сохранилась на фотографияхРабота швейной мастерской 1904 года в Александровском зале сохранилась на фотографиях

В октябре 1917 года при обстреле и взятии большевиками Московского Кремля, Большой Кремлевский дворец пострадал не сильно. Снаряды попали только в Верхнеспасский храм Теремного дворца и разрушили один из углов здания, оформленный изразцами. Начавшаяся Гражданская война и опасность захвата Петербурга снова изменили статус Москвы – она вновь стала столицей государства.

С восстановлением Москвы в статусе столицы значение Большого дворца возрослоС восстановлением Москвы в статусе столицы значение Большого дворца возросло

Переехавшее в Москву советское правительство начало обживать здания Кремля, в том числе и Большой Кремлевский дворец, в котором обосновалась резиденция правительства с членами своих семей. Около гобеленов 18 века сохли пеленки, кипели самовары, и шла обычная жизнь высших чинов советского государства. В некоторых помещениях были складированы экспонаты музея Эрмитаж, временно эвакуированные из Санкт-Петербурга. Несмотря на частичную эксплуатацию дворцовых помещений, в них с 1919 года проводились экскурсии для посетителей. Последние советские жильцы Большого дворца съехали из него только в начале 60-х годов 20 века!

В 30-е годы новыми хозяевами началось полноправное использование территории и около Большого дворца. В просвете между Благовещенским храмом и Грановитой палатой было решено построить столовую для гостей съездов. Для чего Красное крыльцо демонтировали. А для организации гостевой пристройки был уничтожен памятник первой половины 14 века – Церковь Спаса на Бору. Двуглавого орла на фасаде дворца сменил Герб СССР.

В 30-40-егоды место Красного крыльца заняла Столовая для делегатов съездовВ 30-е годы место Красного крыльца заняла Столовая для делегатов съездов

Парадные зальные комнаты решили использовать для работы правительства, поэтому в 30-х годах произошло объединение Андреевского и Александровского залов с разбором сводов из кирпича и колонн, их поддерживающих. Так образовался Зал заседаний Верховного Совета СССР на три тысячи человек, вызвавший образование стеновых трещин. Зал оборудовался трибуной, стульями, обитыми зеленым дерматином, дополнительным освещением, радоификацией и вентиляцией. Императорский трон был заменен на мраморное изваяние Ленина. Но с начала 70-х годов прошлого века все заседания были перенесены в новый Дворец съездов.

Андреевский и Александровский залы были объединены в Зал заседанийАндреевский и Александровский залы были объединены в Зал заседаний

В первое время Великой Отечественной войны Большой дворец, несмотря на все меры защиты, не раз подвергался бомбардировкам. Частично были повреждены Екатерининский с Георгиевским залами и Собственная половина. Там были выбиты окна, повреждены паркет и двери. 25 июня 1945 года – в день знаменитого Парада победы стены Георгиевского зала были заполнены военнослужащими, пришедшими на праздничный банкет, где прозвучал знаменитый тост И.Сталина «За русский народ!».

В июне 1945 в Георгиевском зале отмечалась победа! Худ. М. ХмелькоВ июне 1945 в Георгиевском зале отмечалась победа! Худ. М. Хмелько

До конца 60-х годов парадные помещения дворца использовались для различных государственных мероприятий. В Екатерининском – иностранным послам вручали верительные грамоты, в Собственной половине – вручались награды представителям науки. В других залах дворца собирались делегаты, приехавшие на международные конгрессы, съезды Союза писателей и другие представительные мероприятия.


В конце 60-х годов архитектор И.Рубен провел реконструкцию Теремного дворца с возвращением ему первоначального исторического облика. В 90-х годах прошлого века глобальные изменения затронули и сам Большой дворец. Был восстановлен облик Андреевского и Александровского залов, императорские троны вернулись на свои исторические места, вернулись назад и фасадные барельефы двуглавого орла с гербами царств.

После реставрации конца 20 века императорские троны вернулись на историческое местоПосле реставрации конца 20 века императорские троны вернулись на историческое место

Сегодня Большой Кремлевский дворец является резиденцией действующего российского президента, в которой проходят такие мероприятия как его инаугурации, праздничные и деловые приемы и т.д. Посетителям сюда попасть практически невозможно. Хотя купить билет на экскурсию можно заранее на сайте кремлевских музеев, но даже если повезет и удастся купить билет, но увидеть можно будет только небольшую часть дворцовых помещений.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: