Первая российская типография начала функционировать в Москве в середине 16 столетия. Для нее на Никольской улице недалеко от Красной площади построили специальное здание, названное Печатным двором. Именно там увидела свет первая российская книга «Апостол». Печатный двор несколько раз горел, перестраивался, производство на это время переезжало в другое место, но потом возвращалось в отремонтированные или перестроенные помещения.
Содержание:
В первой половине 19 века здание типографии, относившейся уже к Духовной коллегии, было перестроено в готическом стиле и стало называться Синодальной типографией. Сегодня в этом самом необычном здании Никольской улицы базируются отделы Историко-Архитектурного института.
Здание бывшего Печатного двора имеет долгую и интересную историю
Анонимная типография
Каждый любознательный турист, прогуливаясь по Никольской улице, непременно обратит внимание на удивительное и необычное для московского центра архитектурное строение в стиле «готика». Но эта архитектурная достопримечательность - не только красивое здание, это и очень интересный исторический объект.
Красивое здание в готическом стиле является несомненным украшением Никольской улицы
Дело в том, что именно здесь, на этом самом месте с середины 16 века находилась первая российская типография, созданная при непосредственном участии Ивана Грозного.
Книги на Руси существовали на бумажных носителях уже с 10 столетия, но вся книжная продукция до появления книгопечатания переписывалась от руки. Готовить грамотных переписчиков было трудно, и часто ими становились не очень усидчивые и старательные писари. Поэтому в текстах рукописных книг стали появляться погрешности, казусные ошибки, необъяснимые противоречия. Да и стоили рукописные книги очень дорого. Таким образом, типографское централизованное книгопечатание стало в определенный момент насущной потребностью дальнейшего развития общества.
Первые книги, появившиеся на Руси, были рукописными
Первые книгопечатные станки для массового производства книжной, преимущественно церковной продукции, появились в европейских странах уже в конце 15 столетия. Часть из создаваемых там типографий были славянскими. Они функционировали в Черногории, Румынии, Венеции, Чехии и т.д.
К середине 16 века, осознав насущную необходимость создания российского книгопечатания, Иван Грозный при поддержке митрополита Макария, начинает поиск мастеров-печатников, печатных станков и буквенных шрифтов. Для организации печатного процесса в России прибывает датский печатник Ганс Миссингейм, техническое же оборудование было прислано из славянской типографии Польши.
Впервые книгопечатные типографии появились в европейских странах
Первая московская типография 1550-ого года была анонимной и, по существу, пробной. Сведений о ней сохранилось очень мало. Неизвестно ни место ее расположения, ни выпущенная ею продукция. Предположительно руководителем анонимной типографии был Г.Мессингейм, а дошедшие до нас анонимные издания этой типографии составляют на сегодняшний день семь экземпляров без выходных данных. Одним из учеников типографии был И.Федоров. Работал здесь и некий Мару́ша Нефе́дьев, который вполне мог быть вторым руководителем типографии, после Мессингейма.
История сохранила и имя первого гравера, работавшего сначала в анонимной типографии, а затем и на Печатном дворе. Это был уроженец Новгорода, талантливый резчик по камню Васюк Никифоров. Анонимная типография функционировала практически десять лет. И вот в 1563 году, на основе накопленного опыта, по царскому распоряжению Ивана Грозного и на его денежное обеспечение в Москве создается настоящий Печатный двор.
Государев Печатный двор
Итак, к началу 1563 года на Никольской улице на средства царской казны возводится первый российский Печатный двор, сыгравший большую роль в развитии отечественного книгопечатания. Печатание первой российской книги было доверено Ивану Федорову и его соратнику Петру Мстиславцу. Этой первой книгой стало издание богослужебного «Апостола», содержащего описания деяний и посланий святых апостолов Нового завета, отдельные псалмы и тексты специфических служб.
Главным российским первопечатником стал Иван Федоров
Работа над «Апостолом» продолжалась почти год – с весны 1563 по весну 1564. Это уникальное издание, напечатанное на французской бумаге, имело тираж в 2 тысячи экземпляров. Послесловие к «Апостолу» написал сам Иван Федоров. Через год на Печатном дворе появилась новая книга для богослужений с молитословиями в виде «Часослова».
Надо иметь в виду, что развитие книгопечатания встречало очень негативную реакцию со стороны переписчиков духовных книг, ибо их ручной труд обесценивался, и они могли совсем лишиться работы. После выхода «Часослова» по неизвестным причинам Иван Федоров и Петр Мстиславец покидают Москву, увозя с собой часть гравюрных досок и печатных шрифтов.
"Апостол" 1564 года иллюстрирован гравюрами Васюка Никифорова
После отъезда первопечатников, во главе Печатного двора встал один из учеников И.Федорова - Андроник Невежа, заведовавший типографскими делами до начала 17 столетия. В 1568 году под его руководством вышел «Псалтырь», а затем деятельность типографии на некоторое время практически сошла на нет. Лишь с конца 80-х годов 16 столетия работа Печатного двора активизировалась, и потребность в печатных книгах начала наконец расти.
А.Невежа занимался не только набором и печатанием текстов, он также имел определенный опыт и как гравер. Отдав печатному делу более тридцати лет жизни, Андроник передал свои опыт и свои знания двум сыновьям – Ивану и Алексею, которые продолжили дело российского книгопечатания в начале 17 века.
Издание "Псалтыря" 1568 года происходило под руководством Андроника Невежи
Здание Печатного двора неоднократно подвергалось разрушениям во время пожаров, восстанавливалось и снова горело. После завершения хаоса Смутного времени, к 1620 году было возведено новое типографское каменное здание из двух этажей. Там находилось 7 печатных станков и трудилось восемь десятков работников. Однако и это здание пострадало от очередного пожара.
В начале 40-х годов 17 века в царствование Михаила Романова зодчими Т.Шарутиным и И.Неверовым были выстроены каменные двухэтажные палаты и новое типографское здание с фасадом по Никольской улице.
Фасад Печатного двора выходил на Никольскую улицу и имел высокую башню
Ворота Печатного двора были украшены изображениями единорога со львом и Солнечными часами, а на вершине 28-метровой башни, похожей на Спасские ворота Кремля, находился двуглавый орел.
Над воротами Печатного двора находилась башня, похожая на Спасскую
В комплекс типографии входили 4 избы-печатни и различные мастерские, имеющие очень красноречивые названия - словолитня, рисовальня, рудня, кузница и т.д. В новом здании Печатного двора расположились службы Печатного приказа, и была организована библиотека для хранения изданных книг. Вся работа типографии осуществлялась на царские средства и под его контролем. Поскольку Печатный двор именовался Государевым, то все книги издавались только после царского указа. Когда все экземпляры были напечатаны, по одному из них шли в дар царю и патриарху, а остальные, после утверждения царем цены, поступали в продажу.
Каждый рабочий в типографии занимался своим делом и работа спорилась
В 1653 году Печатный двор перестал быть государевым и поступил в распоряжение духовенства, то есть вся его деятельность стала находиться в ведении патриарха, решающего что печатать, сколько экземпляров и почём их продавать. С 60-х годов 17 века по первое десятилетие 18 века на Печатном дворе вышло более 700 изданий, среди которых были не только церковные книги, но переводная и учебная литература. В этот период деятельности типографии оформилась стилистика русского кириллического издания.
Во второй половине 17 века появились новые здания Правильного терема и библиотеки
В конце 70-х годов 17 века вместо обветшалого здания Большой палаты у Китайгородской стены зодчими С.Дмитриевым и И.Артемьевым были возведены новые палаты для размещения редакторского и корректорского отделов (так называемой Правильной палаты) и библиотеки. Интерьерная роспись принадлежала придворному иконописцу Л.Иванову.
Для обучения новых работников грамоте при Типографии начала функционировать профессиональная школа, названная Типографской (1681), которая впоследствии влилась в Славяно-греко-латинскую академию, открытую при Заиконоспасском монастыре.
Внутри палаты имели роспись в растительной тематике
А как же сложилась судьба знаменитого первопечатника, памятник которому был установлен у Китайгородской стены в начале 20 столетия? Иван Федоров уехал сначала в Литву, а затем во Львов и там продолжал заниматься книгопечатаньем, но не очень успешно. Ибо материальной поддержки своему предпринимательству он не находил, а сопротивление со стороны переписчиков и там имело место быть.
Но судьба предоставила ему уникальную возможность для издания первой полной Библии на церковнославянском языке. Случилось это, когда И.Федоров по приглашению Константина Острожского переехал в Острог, где и работал над изданием знаменитой «Острожской Библии».
Кроме церковных книг Иван Федоров издавал учебники, например "Азбуку" (1574)
Выезжал Федоров в Польшу, Австрию, Германию, имел контакты с просвещенными людьми своего времени, помимо книгопечатания занимался изготовлением пушек. Умер он в 1583 году и был похоронен в Некрополе Святоонуфриевского монастыря. В 1977 году во дворе этого монастыря установили памятник Ивану Федорову и двум его ученикам – Петру Мстиславцу и Андронику Невеже. К сожалению, могила первопечатника утрачена уже давно, а памятник, посвященный ему и его ближайшим ученикам, был уничтожен в 1990 году.
Памятника Федорову с учениками - "Друкари" - во Львове больше не существует
Но другой Памятник известному российскому первопечатнику, установленный в 1909 году в Москве, можно и сегодня увидеть в Третьяковском проезде (Авторы - С.Волнухин, И.Машков).
Изображение И.Федорова на московском памятнике известно всем россиянам
Продолжал заниматься книгопечатным делом и П.Мстиславец, работая в Вильнюсе, он создал евангельский шрифт, ставший образцом для дальнейшего развития церковной печатной продукции.
Синодальная типография
С 1721 года Печатный двор стал именоваться Синодальной типографией, ибо полностью перешел в распоряжение Святейшего Синода. Однако, уже к 70-м годам 18 столетия было понятно, что здания Печатного двора становятся аварийно-опасными, в башне была замечена трещина, из-за которой ее пришлось разобрать.
К концу 18 века Синод решает перестроить здание типографии, и в 1810 году главный корпус Печатного двора был разобран, а в 1811 году начинаются строительные работы. Архитектор Селихов, начавший реконструкцию типографии, планировал вместо ветхих типографских корпусов построить их архитектурный аналог с теми же воротами. Но через год началась Отечественная война 1812 года, закончившаяся пожаром Москвы, а затем концепция изменилась.
После московского пожара 1812 года многие здания пришлось строить заново
Заведовать возведением Синодальной типографии было поручено Валуеву, который являлся начальником Кремлевской экспедиции. Именно он привлек к данному строительству молодых и талантливых архитекторов А.Бакарева и И.Мироновского, и затем на основе их архитектурного проекта и началось возведение основного типографского здания.
Оба эти архитектора были яркими представителями готического направления, что особенно отчетливо проявилось при создании здания Синодальной типографии. Сегодня готикой считается исключительно архитектурный стиль западного средневековья, а в 18 веке на Руси к ним относили и отечественные строения 16-17 столетий. Бакарев и Мироновский часто использовали готические элементы в классических сооружениях, но Синодальная типография оказалась вершиной их мастерства.
Здание Синодальной типографии стало настоящей жемчужиной Никольской улицы
Здание типографии возводилось уже после окончания Отечественной войны 1812 года. И хотя перед архитекторами была поставлена задача создать палаты, подобные палатам бывшего Печатного двора, они подошли к её решению очень креативно. Классическое здание с фасадом, выходящим на Никольскую улицу, они оформили мотивами европейской готики, элементами исторической старины в виде потемневших каменных старинных плит с надписями.
Частично были воссозданы утраченные символы Печатного двора в виде Солнечных часов над порталом здания, рельефных фигур льва с единорогом на фасаде, фронтонного герба страны и прочее. К 1814 году прекрасный образец псевдоготической архитектуры был доведен до конца.
В декоре фасада были сохранены основные элементы Печатного двора
Здание Синодальной типографии стало подлинным украшением Никольской улицы и очень гармонично вписалось в архитектурный ансамбль этой части Китай-города. Стрельчатые окна, башенки и резные полуколонны с орнаментами невольно привлекают взгляд и вызывают восхищение талантом архитекторов. Старые ворота Печатного двора сохранить не удалось, они не подходили под новые размеры, поэтому были установлены новые.
Кроме основного здания типографии с нарядным фасадом вдоль Никольской улицы, в комплекс продолжали входить и старые строения внутреннего двора – два боковых корпуса, Правильная и Книгохранильная палаты, сохранившиеся со времени их первоначальной постройки во второй половине 17 столетия.
Здание Правильной палаты 17 века сохранилось до наших дней несмотря на все испытания
Впоследствии здания несколько раз подвергались реконструкции с добавлением элементов русского стиля, но общая историческая концепция первоначального стиля сохранялась. Дворовая часть Типографии была оформлена архитектором М.Чичаговым в 1871 году.
Правильная палата или Терем, находящийся около Китайгородской стены, также был реконструирован в 70-е годы 19 века архитектором Н.Артлебеном, который возвел для него новое шатровое крыльцо. Интерьерными росписями занимались мастера из Палеха.
Новое шатровое крыльцо появилось у Правильной палаты в 19 веке
Боковые корпуса типографии были реконструированы в 90-х годах 19 века. Архитектор С.Слуцкий, занимающийся их реконструкцией, надстроил третий этаж и оформил торцевые стороны. Книгохранительная палата была реставрирована архитектором В.Гамбурцевым, который эту свою работу описал в статье, посвященной ремонту строений бывшего Печатного двора.
После революционных событий 1917 года помещения Синодальной типографии стали занимать советские учреждения, в основном архивные. А с 1931 года здание было отдано созданному в сентябре 1930 года Институту архивоведения, который позднее стал называться Историко-архивным институтом (1991). В 30-е и 40-е годы институт подчинялся НКВД и МВД (1938-1947), а затем перешел в ведомство Министерства образования.
Сегодня здание Синодальной типографии занимает Историко-архивный институт
Любознательным туристам, решившим поближе познакомиться с историей и архитектурными особенностями Синодальной типографии, можно обратиться в Музей Печатного двора, сайт которого находится в контакте. Этот Музей организует специальные экскурсии, во время которых можно увидеть то, что самостоятельно увидеть не получится.
Во время экскурсии в бывший Печатный двор можно узнать много интересного
Отзывы туристов