В районе Патриарших прудов, на углу улицы Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка находится прекрасно сохранившийся особняк купца Гавриила Аслановича Тарасова, построенный для него архитектором И.В.Жолтовским в 1909-1912 годах.
Содержание:
- Гавриил Асланович Тарасов
- Известные представители династии Тарасовых
- Архитектурные особенности особняка Тарасова
- Интерьеры особняка Тарасовых
Особняк Тарасова находится на углу улицы Спиридоновка и Большого Патриаршего переулка
Дом Г.А.Тарасова, в котором сегодня функционирует Институт Африки, является очень интересным туристическим объектом как памятник архитектурного стиля итальянского Ренессанса с прекрасными росписями и обстановкой интерьера. При большом желании сюда можно попасть на экскурсию через официальный сайт особняка Тарасова и хотя бы частично увидеть удивительную обстановку странного купеческого дома.
Сегодня в бывшей проездной арке и над ней хранятся библиотечные фонды
Кто же такой был Гавриил Асланович? Почему именно в таком не традиционном для начала 20 столетия стиле построено это здание? Как сложилась жизнь близких купца Тарасова? Все эти вопросы возникают у любознательного туриста при осмотре этого прекрасного архитектурного памятника начала прошлого века.
Гавриил Асланович Тарасов
Основателем купеческой династии Тарасовых является отец Гавриилы – Аслан - армянин, начавший свое дело в Армавире в начале 40-х годов 19 столетия. Дело пошло успешно, и семья вскоре была приписана к купеческому сословию. Торговля шла хорошо и в скором времени новые предприятия семьи Тарасовых открылись в Нахичевани и Екатеринограде. Бизнес был семейным, и все сыновья Аслана принимали в нем активное участие. Сам Гавриил торговал ватой и изделиями из нее, нефтепродуктами и пшеницей.
В начале 20 века братья Тарасовы переехали в Москву, где создали объединенное «Товарищество мануфактур братьев Тарасовых». Вскоре Гавриил решает построить особняк для своей семьи, он находит свободные земли около Патриаршего пруда и выкупает их. Свое родовое имение в Москве он видит в стиле венецианского дворца эпохи Возрождения 16 столетия из города Виченца - Палаццо Тьене, возведенное там выдающимся архитектором А.Палладио.
Палаццо Тьене - дворец из Венеции, вдохновивший Г.Тарасова на возведение особняка
Гавриил Асланович находит архитектора, который берется за это задание с удовольствием, ибо сам является глубоким приверженцем стиля Ренессанс. Этим архитектором стал Иван Владиславович Жолтовский, который в свое время учился в Императорской академии художеств, часто посещал Италию, где изучал античные и ренессансные образцы архитектуры, особенно работы А.Палладио. Именно в итальянских образцах архитектуры Иван Владиславович черпал идеи всех своих архитектурных творений.
После революции архитектор станет академиком архитектуры, будет много работать в Москве, Сочи, Калуге, станет лауреатом Сталинской премии и будет инициатором издания книг об истории архитектуры, в том числе издавая труды любимого А.Палладио на русском языке. Но это уже совсем другая история.
Архитектор И.В.Жолтовский проектировал дома для богачей и для пролетариата
Итак, заказчик и исполнитель возводимого особняка сошлись во мнениях на стиль и оформление интерьера, и началась работа. К сожалению, заказчик в лице Гавриила Аслановича не дожил до окончания строительных работ. Достроенный особняк стал наследством его детей, которым пришлось заплатить довольно высокий налог при вступлении в наследство, ведь дом, выглядевший как дворец, был оценен намного дороже своей себестоимости.
Казалось бы, жить, да жить потомкам Тарасова в этом прекрасном дворце, но родовой дом Тарасовых буквально через пять лет будет национализирован новой советской властью, а потомки преуспевающего купца вынуждены будут эмигрировать за границу, сначала в Константинополь, а затем в Париж.
Известные представители династии Тарасовых
С большим семейством Тарасовых связано несколько довольно необычных, а зачастую и мистических историй. Одним из любопытных фактов является тот, что фотографий Гавриилы Аслановича практически не сохранилось, хотя купец такого высокого ранга не мог не фотографироваться на рубеже 19-20 столетий. Не известна и точная дата его рождения.
У Гавриила Аслановича было четыре брата. Гавриил Асланович второй справа
У Гавриила Аслановича было четыре брата – Иван, Александр, Лазарь и Михаил. Сын одного из них (Лазаря) Николай был любимым племянником Гавриила. Именно с ним произошла очень шокирующая и трагическая история, широко известная на всю Москву.
Николай Тарасов был баловнем судьбы, богатеньким купеческим сынком, рано получившим наследство от умершего родителя. Однажды, когда гастролирующий в Германии коллектив Художественного театра Немировича-Данченко оказался в сложной финансовой ситуации, Николай Лазаревич помог труппе финансово и вошел в состав дирекции театра. Приобщившись к миру прекрасного и к театральному бизнесу, юный меценат решает создать свой театр. Совместно с Н.Балиевым они основывают кабаре «Летучую мышь» (1908).
Надо сказать, что изначально создание «Летучей мыши» подразумевало функционирование закрытого кружка, состоящего только из артистов Художественного театра и их друзей, но желающих попасть туда было так много, что кружок стал просто камерным театром. Там предполагалось ставить пародии, антрепризы и шуточные представления, веселиться без участия зрителей и т.д. Под проведение подобных встреч было приспособлено подвальное помещение, в котором поселились летучие мыши, давшие название кружку, а затем и театру. Вскоре кружок, ставший театром миниатюр, становится московской достопримечательностью. Спектакли постепенно становятся платными и очень популярными. Н.Балиев занимался репертуаром и постановкой, а Н.Тарасов был главным спонсором.
Николай Тарасов в и его несостоявшаяся возлюбленная Ольга Грибова
Находясь в чисто актерской среде, Никита Тарасов не мог остаться в стороне от любовных романов, которые начинались здесь с одного взгляда. Но любовь не всегда приносит только радость. Его любимая, конечно же, актриса театра - О.В.Грибова бросила его ради другого молодого человека. Однако новый любовник проиграл в карты огромные деньги, и Грибова, как героиня пьесы А.Островского «Последняя жертва», идет за помощью к Николаю Тарасову, который, естественно, ей отказывает. Это стало началом тройного самоубийства.
Проигравший любовник застрелился, на следующий день кончает жизнь самоубийством О.Грибова, на третий день стреляется и Николай. Могила Николая Тарасова находится на Армянском кладбище, а его надгробье, выполненное скульптором Н.Андреевым, считается одним из выдающихся произведений искусства и сегодня является охраняемым объектом.
Надгробье Николая Тарасова - одно из самых примечательных на Армянском кладбище
Известный актер В.Качалов, хорошо знакомый с Николаем Тарасовым, считал, что юношу погубили деньги, из-за которых он стал подозрительным и не очень жизнелюбивым.
Очень хорошо известен и внук брата Гавриилы Аслановича - Александра – Лев Асланович, который родился в год смерти Гавриилы Тарасова (1911). После эмиграции из России он оказался с семьей во Франции, где стал писателем под псевдонимом Анри Труайя, издал более ста томов литературных произведений, большая часть которых посвящена России и ее выдающимся деятелям.
Лев Асланович Тарасов, он же Анри Труайя - известный французский писатель
Родная сестра Льва Аслановича – Ольга – в эмиграции серьезно занималась балетом и даже имела собственную студию танца.
Архитектурные особенности особняка Тарасова
Особняк Тарасовых – это не индивидуальное строение, это архитектурный комплекс в виде ассиметричного замкнутого каре, образующего в центре открытое пространство – зеленый дворик с фонтаном. Это одна из особенностей данного строения, дающая четкий отсыл к итальянским атриумам.
Основной фасад главного дома выходит на улицу Спиридоновка (дом №30), а удлиненная боковая сторона является домом № 1 по Большому Патриаршему переулку. Парадные залы особняка выходят окнами на Спиридоновку, а жилые помещения – на Большой Патриарший переулок. Богатство и роскошь спальных комнат не уступает парадным. Планировка всех помещений, как было принято во дворцах, является анфиладной.
На улицу Спиридоновка выходила парадная сторона особняка Тарасова
Другие стороны замкнутого прямоугольника представляют собой невысокие служебные корпуса. Изначально основным проездом во двор и делением особняка на две изолированные части (жилую и парадную) был широкий арочный проезд со сводчатым перекрытием, поддерживаемым четырьмя пилонами и двумя рядами из восьми колонн. Этот проезд находился со стороны Большого Патриаршего переулка и заканчивался на уровне первого этажа, над ним же (на уровне второго этажа) находились закрытый проход между корпусами и пространство открытой террасы.
Арочный проезд во двор находился с Большого Патриаршего переулка
Позже открытая терраса была заменена двухэтажным объемом, там сегодня находится помещение библиотеки Института Африки. Основной фасад по Спиридоновке является узнаваемой качественной стилизацией палаццо Тьене с небольшим отличием в пропорции высот первого и второго этажей.
Сегодня и проездная арка и открытая галерея являются закрытыми объемами
Есть существенное отличие и в материале отделки. Вместо дорогих гранита и мрамора, оформление фасадов выполнено из недорогого бетона и стилизовано под русты. Внутренний дворик украшен скульптурными садовыми изваяниями, в центре находится каменный фонтан в виде чаши, есть здесь и зеленые насаждения.
Внутренний дворик выполнен в традициях итальянского палаццо
Интерьеры Особняка Тарасовых
Интерьерное решение оформления особняка также выполнено в итальянском стиле, который сводится к сочетанию гладкой светлой окраски стен с богатым декором потолков, выполненных в виде глубоких кессонов и живописных плафонов.
Надо сразу сказать, что кессоны, как и потолочные своды, являются гипсовыми с покраской под имитацию дерева, росписи, так напоминающие фресковые, таковыми тоже не являются. Эта живопись была выполнена на холстах, приклеенных впоследствии в потолочные ниши. Даже мозаика была искусной нарисованной имитацией, как и гипсовые колоны с капителями, выкрашенными под мрамор.
Росписи и латинские подписи создают полное ощущение итальянского дома
Тем не менее, внешне все выглядело достойно и богато. Высокие потолки с разнообразными нишами поражали своими великолепными росписями, выполненными в стилистике итальянских живописцев 16 столетия, таких как Тициан, Тинторетто и других. Данная работа была доверена театральному художнику И.И.Нивинскому, известному по работе над оформлением знаменитого «Дома с рыцарями» на Арбате, Египетского зала Музея ИЗО им.Пушкина, работами в гостинице «Метрополь» и т.д.
Так же в работе над интерьерами особняка Тарасовых был задействован и художник Е.Е.Лансере, расписавший плафоны особняка. Росписи этого художника можно также увидеть в Казанском, Ярославском и Курском вокзалах Москвы.
Начиная с холла посетитель начинает ощущать себя в настоящем итальянском палаццо
Пройтись сегодня по парадным залам особняка вполне реально в составе экскурсии. Надо только заранее позаботиться о приобретении билета через сайт особняка. В бывшем Малом зале нынче функционирует читальный библиотечный зал. В росписях его потолка, выполненных Лансере, можно увидеть иллюстрации мифов о Персее с подписями по латыни. Стены в верхней части имеют украшения из фризов с атлантами, которые держат потолок на своих плечах.
Потолок Малого зала был расписан Лансере
Большой зал, поделенный когда-то на две части, сегодня выступающий в роли единого актового зала для проведения собраний. Его росписи содержат сюжетные истории, рассказывающие о музыке, ибо в одной из частей располагался музыкальный салон. Другая часть помещения была занята столовой с камином из искусственного камня. Широкий фриз по периметру столовой был выполнен в технике гризайль. А мелкая роспись вертикальных потолочных балок, выполненная учащимися Строгановского училища в виде небольших картин, ни разу не повторяется.
Потолок столовой с мелкими рисунками можно рассматривать очень долго
Искусственный камень использовался и при оформлении парадной лестницы. Сегодня между лестничными пролетами находится мозаика в виде панно «Освобожденная Африка». Этого украшения в доме Тарасовых не было. Его установили уже в бытность Института Африки в 80-х годах 20 века. Поражает и отделка потолка над лестницей, которая состоит в сочетании черных и золотых изображений орла (символа власти) и дуба (символа тарасовского рода).
Сегодня в интерьере можно увидеть несколько панно на африканские сюжеты
Прекрасно оформление Синего зала, ныне библиотеки. Его кессонный потолок, лепнина, роспись, оформление периметра позолоченным барельефным фризом в виде танцующих фигурок – все вызывает восхищение.
Прекрасен интерьер и жилой части особняка. Потолок его нижнего холла расписан Нивинским и является имитацией мозаичного полотна и объемного рисунка. Кабинет украшен картиной «Похищение Европы» - копией знаменитой картины Ф.Альбани.
Потолок Синего зала состоит из квадратных ниш с росписями
К сожалению, даже в составе 2-часовой экскурсии не удастся осмотреть все залы этого прекрасного особняка, но даже то, что можно увидеть, и что доведется услышать от гида, будет довольно сильным впечатлением для любознательного туриста.
Потолки - самое прекрасное украшение интерьера особняка
Несмотря на то, что здание построено в виде итальянского паллацио средних веков, оно было оснащено вполне современно. Здесь было проведено паровое отопление, проходящее по трубам, установленным в стенах, имелись электрическая проводка, канализация и водопровод. В служебном помещении была организована прачечная, для удобства перемещения тяжелых предметов и прочее имелся грузовой лифт.
Планировка жилой и парадной зон первого этажа особняка
Создание особняка Тарасова вызвало мощный резонанс в среде московских архитекторов. В застройке Москвы в то время преобладали другие стили, и образец итальянского Возрождения был необычен и довольно чужд для столичной застройки. Тем не менее, данный особняк стал довольно ценным дореволюционным архитектурным творением Москвы.
После национализации особняка Тарасовых в 1917 году, его залы занимали службы Верховного суда СССР, накануне Второй мировой войны (1937) здесь обитало немецкое посольство, а после войны сюда въехали служащие польского посольства.
Н.Хрущев в особняке в бытность его Польским посольством
В 1979 году особняк занял Институт Африки, который функционирует здесь и поныне. Подробная информация о других интересных объектах Спиридоновки находится здесь.
Отзывы туристов