Успенский собор Московского Кремля
Адрес: Кремлевская набережная, 1
Режим работы: 9.30-18.00

Одной из почетных храмовых достопримечательностей Московского Кремля является Успенский собор, сооруженный в 70-х годах 15 века итальянскими зодчими. Он находится на Соборной площади справа от Грановитой палаты перед Патриаршими палатами.

Содержание:

  1. История создания Успенского собора
  2. Внешний вид Успенского храма
  3. Интерьер Успенского храма
  4. История Успенского собора в 18-20 веках

Одной из известных храмовых достопримечательностей Кремля является Успенский соборОдной из известных храмовых достопримечательностей Кремля является Успенский собор

До революционного переворота 1917 года этот храм исполнял функции главного кафедрального российского собора. В нем захоронены практически все московские патриархи и венчаны на царство все российские монархи. Сегодня данный храм является музейным экспонатом заповедной зоны «Московского Кремля», и его могут посетить все желающие, чтобы увидеть удивительное архитектурное творение средневековья и прикоснуться к «сказаниям старины глубокой».

История создания Успенского собора

Впервые в камне Успенский храм был сооружен в правление Ивана Калиты в 1327 году, а инициатором его создания выступил Митрополит Петр, возглавляющий в то время Киевскую и Русскую церкви и перенесший свою резиденцию из Владимира в Москву.

Первый Успенский храм был одноглавым и трехапсидным, напоминающим владимиро-суздальские храмовые строения 12-13 столетий. Выложен он был из грубо обтесанных белых камней и дополнен декором из хорошо обработанных каменных элементов. Позже к основному объему храма были пристроены приделы. Основной святыней данного собора являлся византийский образ «Богоматери Одигитрии».

Судя исторической реконструкции в 14 веке Успенский собор выглядел такСудя по исторической реконструкции - в 14 веке Успенский собор выглядел таким образом

В 1470 году в Московском Кремле произошел страшный пожар, нанесший Успенскому храму колоссальный ущерб: был разрушен северный придел, в основном объеме пошли трещины вдоль сводов и т.д. Российский митрополит Филипп выступил с инициативой о перестройке Успенского храма, которая требовалась не только из-за последствий пожара, но и в связи с превращением Москвы в центр крупного государственного объединения.


После сбора средств и пожертвований, началось возведение очередного храма (1472). Новый Успенский собор строился братьями Ховриными на основе проекта зодчих Кривцова и Мышкина, разработанного по образцу одноименного храма во Владимире. На период возведения храма, под возводящимися сводами была организована временная церковь, известная тем, что там произошло венчание Ивана Третьего с византийской принцессой Софьей Палеолог - принцессой Константинополя.

В еще не достроенном Успенском соборе князь Иван Третий венчался с Софьей ПалеологВ еще не достроенном Успенском соборе князь Иван Третий венчался с Софьей Палеолог

К сожалению, данный храм не был достроен из-за московского землетрясения 1474 года, полностью разрушившего уже возведенные стены. Чтобы довести возведение храма до логического завершения был приглашен известный итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Этот талантливый зодчий хорошо зарекомендовал себя строительными работами в Венеции, Болонье, Милане, возведением мостов в Будапеште и т.д.

Считается, что именно Аристотелю было доверено создание генерального заказа на планирование сооружений новых фортификационных сооружений Кремля - стен и башен – в замен обветшавших белокаменных. Его инженерный талант был общепризнан, и поэтому он считается автором многих московских сооружений, таких как Пушечный двор, подземная Библиотека Ивана Грозного и т.д.

Аристотель Фиораванти был талантливейшим архитектором и инженером своего времениАристотель Фиораванти был талантливейшим архитектором и инженером своего времени

Итальянский зодчий даже участвовал в одном из многочисленных Казанских походов (1478), во время которого был начальником артиллерии, а во время похода для переправы армии через реку Волхов он организовал сооружение прочного понтонного моста. Участвовал он и в походе на Тверь и в других военных операциях.


Итак, поняв, что Аристотель был не только архитектором, но и талантливым инженером, вернемся к истории возведения Успенского собора. После прибытия Фиораванти в Москву, начались разборы завалов и возведение храма из белокаменных и кирпичных блоков, между которыми стены укреплялись железными сваями. Белый камень для строительства везли из подмосковного Мячкова, а для производства кирпича на побережье Москвы-реки Аристотелем был построен новый кирпичный завод.

Все основные этапы возведения Успенского храма фиксировались летописцамиВсе основные этапы возведения Успенского храма фиксировались летописцами

По требованию Аристотеля Фиораванти полностью переделали фундамент храма, для укрепления которого впервые в истории московского градостроения были применены вбитые сваи из дуба. Также интересным инженерным решением итальянца было сочетание каменной и кирпичной кладок, при котором кирпичные элементы (своды, столпы, барабаны и т.д.) не выделялись на фоне основного белокаменного облика. Новинкой отечественного градостроения стало и использование крестовых сводов в один кирпич. Из кирпича сооружались восточные столпы, находящиеся за алтарной оградой и круглые столпы основного объема, но они скрыты под белокаменной облицовкой.

В стенах Успенского собора венчались на царство все представители династии Романовых - от Михаила Федоровича до Николая Второго. Все эти мероприятия проходили очень торжественно.

25 апреля 1742 года В соборе проходила коронация Елизаветы Петровны 5 апреля 1742 года в Успенском соборе проходила коронация Елизаветы Петровны

Внешний вид Успенского храма

Как уже отмечалось, Успенский собор, хоть и был возведен итальянским мастером, тем не менее, по аналогии с подобным храмом Владимира внешне был выдержан в традициях русского зодчества 12-13 веков. В высоту по центральному куполу с крестом он достигал почти 50 метров, высота же стен до крыши составляла примерно 20 метров. Фасад собора расчленен выступами, и с юго-восточной стороны имел два придела: Похвальский и Дмитриевский.

Перед возведением храма Аристотель создал его проект и показал его Ивану ТретьемуПеред возведением храма Аристотель показал проект Ивану Третьему

Основными признаками русского храмостроения во внешнем виде собора являлось его крестово-купольное строение с наличием пятиглавия, позакомарного покрытия, аркатурно-колончатого пояса. Однако, собор имел и явные признаки западной ренессансной архитектуры. Данный архитектурный синтез в храмостроении стал впоследствии образцом для возведения многих отечественных монастырских соборов. Так же создавался и одноименный собор в Троице-Сергиевой Лавре. Храмовые фасады разграничены лопатками на простенки-пряслы, заканчивающиеся закомарными полукружьями. Северная и южная стена делятся на 4 прясла, а западная и восточная – на 3.

Все основные архитектурные элементы собора соответствовали русскому храмостроениюВсе основные архитектурные элементы собора соответствовали русскому храмостроению

Аркатурно-колончатый пояс, состоящий из небольших арочно-колонных элементов, делит фасады по горизонтали. Окна имеют узкие в виде щелей проемы. С восточной стороны находится комплекс из пяти небольших и невысоких апсид, ограниченных пилонами.

Наружные росписи фасада, относящиеся к 16 веку, имеются со всех сторон и проходят по верху фасадов или по краям порталов. С южной стороны над порталом можно видеть фрески в виде образов Владимирской Богоматери, архангелов Гавриила и Михаила, ниже которых расположены изображения четырех известных митрополитов Москвы и двух святых из Новгорода.

Основным образом росписи южного фасада было изображение БогоматериОсновным образом росписи южного фасада было изображение Богоматери

Южную сторону собора также украшают уникальные медные двухстворчатые врата, содержащие два десятка библейских сюжетов в золоте, и привезенные, якобы, Владимиром Мономахом из города Корсунь. Данный портал предназначался исключительно для членов правящей династии.

Росписи стены с северной стороны тоже содержат изображения избранных святых и композицию Собор апостолов, где помимо Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи можно увидеть всех 12 апостолов. Через ворота этой стороны в собор заходили священнослужители.

Через портал южной стороны в Успенский собор проходили царствующие особыЧерез портал южной стороны в Успенский собор проходили царствующие особы

Восточная стена собора имеет росписи только в полусводах над апсидными полукругами в виде образов новозаветной троицы: старца (Бога отца), Бога сына, и голубя (Святого духа). Входные ворота западной стороны предназначались для торжественного выхода во время крестного хода, коронации и т.д.

В центре восточных композиций находится изображение новозаветной троицыВ центре восточных композиций находится изображение новозаветной троицы

К 1477 году возведение Собора было закончено, а оформление его внутреннего интерьера продолжалось еще два года.

В ходе ликвидации очередного пожарища 1547 года храмовая крыша была покрыта медными позолоченными листами, входной портал западной стороны храма оформился в виде крыльца-лоджии с колонками двойных подвесных арок. Такое оформление, впоследствии широко распространившееся в храмостроении, здесь было применено впервые.

Успенский собор был построен в точном соответствии в чертежами Аристотеля ФиоравантиУспенский собор был построен в точном соответствии в чертежами Фиораванти

Интерьер Успенского храма

Как уже упоминалось, Успенский храм Московского Кремля строился по аналогии с одноименным собором Владимира. Но это сходство присутствовало более во внешнем виде, чем во внутреннем оформлении. Владимирский Успенский храм был поделен столпами на небольшие помещения, а в московском храме основной объем оказался достаточно свободным.

План интерьера Успенского собораПлан интерьера Успенского собора

Вся внутренняя территория (43х29 метров) была поделена на 12 равных частей, каждая из которых имела крестово-сводное перекрытие. Своды опираются на шесть столпов, четыре из которых круглые, а два – крестчатые.

Круглые узкие столпы облегчали восприятие целостности помещенияКруглые узкие столпы облегчали восприятие целостности помещения

Крестовые своды, толщина которых составляла один кирпич, были впервые применены Аристотелем Фиораванти в храмостроении как раз для того, чтобы увеличить внутренний объем. Стены и проемы при этом были укреплены внутренними металлическими конструкциями. Дополнительные арки помогали удерживать нагрузку от веса барабанов, а тонкие круглые столпы создавали ощущение цельности молельного зала.

Паникадило собора имеет интересную историю. Оно было изготовлено из серебра, украденного французами в 1812 году, а затем отбитого отрядом казаков. Изготовил это паникадило мастер Гедлунг в 1817 году. А вот большие подсвечники были привезены в храм из Соловецкой обители.

Храмовое паникадило имеет свою особую историю, связанную с войной 1812 годаХрамовое паникадило имеет свою особую историю, связанную с войной 1812 года

После окончания работ по внутренней отделке, собор был торжественно освящен. Это событие произошло 15 августа 1479 года, хотя окончательно работы над интерьерными росписями будут закончены только в 1515 году.

Художественным оформлением храмового интерьера и иконостаса на рубеже 15-16 веков среди прочих мастеров занимался продолжатель традиций Андрея Рублева - иконописец Дионисий с учениками. В свое время он расписывал храм Пафнутьево-Боровицкого монастыря Калужской области. После известного стояния на реке Угре (1480), закончившего эру монголо-татарского ига на Руси, Иван Третий посетил Пафнутьево-Боровицкую обитель и был впечатлен работами Дионисия. Таким образом, артель этого мастера получила первый заказ на работу в Москве.

Росписи Дионисия долгое время считались утеряннымиРосписи Дионисия долгое время считались безвозвратно утраченными

Большая часть росписи стен и сводов осуществлялась иконописцами из разных городов – владимирскими, новгородскими, костромскими и прочими. Летописные толмуты сохранили до нас имена Ивана и Бориса Паисеиных, Марка Матвеева, Бажена Савина, Сидора Поспеева и других, которыми было написано 250 сюжетов и выписано более двух тысяч образов.


В середине 17 столетия храмовая роспись была подновлена, так же как и роспись наружная. Сегодня посетители собора могут видеть изображения, относящиеся преимущественно к середине 17 века, да и те были частично закрашены маслом в 18-19 столетиях. Фрески 17 века наиболее полно представлены на двух северных столпах, в ризнице и алтаре.

Основная часть росписей собора относится к 17 столетиюОсновная часть сегодняшних росписей собора относится к 17 столетию

Первоначальная роспись 15-16 веков долгое время считалась утраченной, но в период реставрации конца 19 века она была частично открыта на алтаре и в соборных приделах в виде сюжетов Поклонения Волхвов, Похвалы Богородицы, Жития Апостола Петра и других. На фреске южной стены в Петропавловском приделе найдены фрагменты фрески с сорока Севастийскими мучениками, 24 фигуры которых сохранились с конца 15 столетия.

Реставраторам удалось открыть часть фигур Севастийских мучеников (15 век)Реставраторам удалось открыть часть фигур Севастийских мучеников (15 век)

Своды храма расписаны евангельскими сюжетами в виде Рождества Христова, Сретения Господня, Введения Богоматери во храм и т.д. Южная и Северная стороны внутреннего объема украшены сценами из жизни Богородицы, а сюжеты западной стороны – картинами Страшного суда. На столпах можно увидеть изображения мучеников в полный рост, а на алтарной преграде – двадцать шесть ликов преподобных.

На западной стене собора можно увидеть картины Страшного судаНа западной стене собора можно увидеть картины Страшного суда

Полнота циклов фресок и их логическое построение сделали росписи Успенского храма предметом подражания и повторения в других храмах.

Иконостас

Первый, несохранившийся храмовый иконостас был тябловым и трехъярусным в серебряном окладе. Тот пятиярусный 16-метровый иконостас, который сегодня видят посетители, создан в середине 17 века и содержит порядка семи десятков иконописных работ, выполненных ярославскими, костромскими и прочими иконописцами. Тяблы выполнялись мастерами Троице-Сергиевой обители.

Нынешний иконостас Успенского храма является сооружением 17 векаНынешний иконостас Успенского храма является сооружением 17 века

В 19 столетии происходило поновление иконостаса: был переписан ряд икон, произошла замена ветхих частей, появился новый серебряно-золоченый оклад. В верхнем пятом ряду, называемом праотеческим, изображения праотцов, держащих в руках свитки, выполнены в полный рост. Здесь же присутствует и образ Святой Троицы.

В четвертом пророческом ряду находится 17 икон с пророками и Богоматерью Знамения. Третий праздничный ряд посвящен самым праздничным событиям в виде Рождества, Благовещения, Крещения и т.д. В центре деисусного, второго снизу ряда, находится образ Спаса Вседержителя, в окружении которого находятся изображения всех 12-ти апостолов.

Заполнение иконостаса иконами соответствует общепринятой православной традицииЗаполнение иконостаса иконами соответствует общепринятой православной традиции

В нижнем ряду, именуемый местным, можно увидеть иконы 17 столетия «Спас Златая риза», Успенскую Богоматерь и т.д. Изображение Богоматери, а также четырех евангелистов и Архангела Гавриила можно увидеть на Царских вратах собора, расположенных слева от иконы 11 столетия «Спас на престоле». 

Многие иконы иконостаса Успенского собора являются довольно древнимиМногие иконы иконостаса Успенского собора являются довольно древними

Некоторые совсем древние иконы Успенского иконостаса 12-14 веков сегодня находятся в экспозиции Третьяковской галереи.

Царское место

Ближе к южной стене храма перед иконостасом находится 6-метровый резной деревянный шатер, установленный на четыре звериные фигуры и выполненный из ореха и липы. Этот Мономахов трон или Царское место появился в соборе по распоряжению Ивана Грозного.

Царское место для молений или Мономахов трон - настоящее произведение искусстваЦарское место для молений или Мономахов трон - настоящее произведение искусства

Резьба шатра очень тонкая и высокохудожественная. Здесь можно увидеть растительные и цветочные орнаменты, изображения птиц и зверей. 8-гранное купольное завершение декорировано трехрядьем кокошников и двуглавым орлом.

Надписи из Святого писания идут по всему фризу, а столбики трона содержат декор в виде 12-ти резных барельефов, являющихся иллюстрациями из истории князей Владимирских и царских регалий.

Святыни Успенского храма

Основными святынями храма, как правило, являются редкие старинные иконы, святые образы. Есть подобные святыни и в Успенском соборе. Например, во второй половине 16 века храм получает ценный подарок из Нижнего Новгорода в виде четырех очень древних икон – «Апостолов Петра и Павла», «Спаса на престоле», «Богоматери Одигитрии» и «Устюжского Благовещения».

Основные святыни собора находятся в специальном шатреОсновные святыни собора находятся в специальном шатре

Бронзовый ажурный шатер в юго-западном углу храма очень привлекает внимание посетителей. Он был изготовлен Дмитрием Сверчковым для сохранения церковных святынь в 1625 году. В начале 17 века святыней храма стала перенесенная сюда Риза Господня, подарок русскому царю Михаилу Романову от персидского шаха Аббаса Первого.

Буквально через два года после переноса Ризы, в Успенском храме появилась специальная икона с сюжетом ее положения, на которой царь Михаил с Патриархом Филаретом возлагают священный ковчег. С тех пор празднование «Положения ризы Христа» происходит ежегодно в июле месяце.

С начала 20 столетия в шатре хранится Рака с мощами ГермогенаС начала 20 столетия в шатре хранится Рака с мощами Гермогена

В начале 20 века (1913) шатер пополнился новой святыней в виде гробницы Гермогена, который был патриархом в 1612 году и погиб в период польской интервенции в подземелье Чудовой обители.

Многие святыни и раритеты собора сегодня стали музейными экспонатами. Например, Малый Сион в виде позолоченного серебряного ковчега, и драгоценный оклад Евангелия конца 15 века, принадлежавший митрополиту Симону, сегодня можно увидеть в экспозиции Оружейной палаты.

Усыпальницы Успенского собора

Усыпальницей для русских патриархов и митрополитов Успенский собор стал с захоронения митрополита Петра, которое состоялось в декабре 1326 года. Через несколько лет это захоронение стало частью организованного здесь Петропавловского придела. Данный придел был создан по инициативе митрополита Феогноста, грека по национальности, который более чем через три десятилетия так же нашел покой в этом приделе.

Мощи святых, как например Святителя Филиппа, хранятся в особых ракахМощи святых, как например Святителя Филиппа, содержатся в особых раках

Всех прочих почивших святителей хоронили под пол храма, кроме самых почитаемых, мощи которых помещались в раки. В 17 столетии над всеми захоронениями были сооружены надгробья. Над захоронениями патриархов появились белые резные эпитафии. 

Оформление надгробья соответствовало чичу почившего священнослужителяОформление надгробья соответствовало чину почившего священнослужителя

В начале 20 века гробницы святителей были покрыты специальными чехлами из латуни и серебра, выполненными на фирме И.Хлебникова. Каждое захоронение завершается 8-конечным золоченым крестом и надписью об усопшем.

История Успенского собора в 18-20 века

Собор неоднократно страдал от пожаров, после которых приходилось проводить ремонты и восстановительные работы. Особо мощный пожар был в 1737 году, который повредил большую часть фресок, стены и крыши. Восстановлением росписей после этого пожара занимался И.Мичурин. В 70-х годах 18 века собором было получено несколько старинных икон, хранившихся в фондах Оружейной палаты. Все они получили украшения в виде золотых и серебряных окладов.

Французские завоеватели 1812 года устроили в соборе конюшню и похитили множество ценностей. Оклады икон переплавлялись в тонны драгоценных металлов. После восстановления храма его снова освятили. 

В середине 19 сека Успенский с Благовещенским соборы были обнесены оградойВ середине 19 века Успенский и Благовещенский соборы были обнесены оградой

В последующие годы до начала революционных событий, в Успенском храме периодически проводились ремонтные работы, обновления и реставрации фресок. Последняя реставрация, призванная открыть все росписи 16 века, началась в 1910 году.


Всероссийский Поместный собор русской православной церкви в виде престольного праздника проходил в стенах храма 15 августа 1917 года. А во время октябрьского обстрела кремлевских стен большевиками, в купол Успенского собора попадает снаряд, повредивший главы храма, алтарную стену и многое другое. Последняя служба в советскую эпоху состоялась 5 мая 1918 года, и она была пасхальной. Затем собор был закрыт.

Последняя служба после революции прошли в храме в мае 1918 годаПоследняя служба после революции прошла в храме в мае 1918 года

Тем не менее, реставрационно-исследовательская работа в соборе продолжилась, и в ходе нее обнаруживались новые фрески и образы, как например, Спас Нерукотворный, Владимирская Богоматерь, Спас Золотые власы и прочее. В начале 20-х годов из храмовых фондов было изъято большое количество драгоценных металлов на борьбу с голодом, охватившим Поволжье. В 30-е годы множество исторических достопримечательностей собора стало экспонатами Оружейной палаты.

Труд реставраторов вернул нам многие фрески 15 столетияТруд реставраторов вернул нам некоторые фрески 15 столетия

После окончания войны, в Успенском соборе продолжились исторические изыскания, совмещенные с реставрационными работами в результате чего свет увидели многие фрески 15-17 веков. В середине 50-х гг. двери Успенского собора открываются для посетителей в виде Музея, относящегося к Министерству культуры. В 90-е годы, когда шло массовое возвращение храмов верующим, собор остался одним из объектов Музея-заповедника «Московский Кремль». Хотя в отдельные праздники здесь проводятся богослужения.

Сегодня Успенский собор является Музеем Кремлевской заповедной территорииСегодня Успенский собор является Музеем Кремлевской заповедной территории

Посетить данный собор можно ежедневно с 9.30 до 18.00, кроме четверга. Посещение возможно как в составе экскурсии, так и самостоятельно.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: