В южной стороне от исторической части города, недалеко от Площади Лядова, на улице Окский спуск находится одна из трех действующих нижегородских обителей – Крестовоздвиженский женский монастырь.
Содержание:
История этого ныне действующего монастыря наполнена многочисленными уничтожениями и восстановлениями, пожарами и переселениями. Объединивший в середине 18 века три женских нижегородских православных обители (Воскресенскую, Происхожденскую и самую древнюю Зачатьевскую), монастырь долгое время территориально находился около Нижегородского Кремля.
Крестовоздвиженский женский монастырь
Однако, частые и все уничтожающие пожары вынудили искать новое место для поселения, коим и оказалась территория неподалеку от Казанского городского кладбища и Арзамасского тракта. Там по сей день и находятся строения этой когда-то обширнейшей и красивейшей женской обители.
Проход к Крестовоздвиженскому монастырю с Площади Лядова
История обители
Как уже упоминалось, созданный в середине 18 века женский монастырь объединил три, уже имеющие свою историю женские обители. Самой старинной и самой почитаемой из них была Зачатьевская, основанная известной нижегородской Святой Вассой или Феодорой в середине 14 века. Жена нижегородского князя Андрея Константиновича – Анастасия, после смерти мужа, раздав все свое имущество и отпустив на свободу своих слуг, стала монахиней и основала Зачатьевский монастырь. В нем она в качестве игуменьи провела остаток жизни в трудах и молитвах, украшая обитель и заботясь об обительских сестрах. До революционных событий 1917 года Крестовоздвиженский монастырь процветал, функционировали его златошвейные и иконописные мастерские, одинокие дети и старики находили в нем приют и участие.
Собор в начале 20 века
В советские же времена территория закрытого монастыря некоторое время использовалась для содержания арестованных врагов революции и их расстрелов. Здесь покоятся останки расстрелянных купцов и священнослужителей, белых офицеров и потомственных дворян. Партии убитых укладывались в вырытые траншеи и засыпались землей.
Позднее, как обычно, здесь были складские, жилые и конторские помещения, а в главном соборе на организованном там заводе производились бритвенные изделия. Очень многие монастырские строения в результате пренебрежительного их содержания или за ненадобностью были уничтожены.
А выгнанные за пределы обители монахини (те, кого не расстреляли) нашли занятие и в миру – они шили, вышивали, стегали одеяла и т.д. Во всяком случае, сила духа не позволила им сломиться, они продолжали жить по заветам церкви и по ее моральным устоям.
Один из куполов собора
Восстановление монастыря началось после возвращения обители нижегородской епархии. Была проведена реставрация собора, в котором вскоре возобновились богослужения, а в 2004 году возродилась и монашеская жизнь небольшого Крестовоздвиженского женского монастыря.
Монастырские строения
Монастырская территория, осваиваемая в нынешнем месте с начала 19 века, имела множество сооружений. Центром всего был Крестовоздвиженский собор, освященный в 1823 году - главный храм монастыря в форме равноконечного креста. В конце 19 века этот храм был капитальнейшим образом отреставрирован и украшен на средства известного купца М.Рукавишникова, чья Усадьба в качестве музея находится сегодня на Верхне-Волжской набережной.
Крестовоздвиженский собор в монастыре
Вокруг собора располагались другие строения обители – больничные, общежитские, златошвейный и иконописный корпуса, школа, Трапезная, хозяйственные блоки.
Были еще две церкви – больничная «Всех скорбящих Радость» и Казанская кладбищенская. Обе эти церкви в советские времена были снесены, а вместо них появились гаражные и другие строения.
Дорога к монастырю между жилыми строениями
На монастырском Некрополе, которым стало бывшее Казанское городское кладбище, было захоронено множество известных нижегородцев. Именно здесь покоились известный писатель П.Мельников-Печерский и его жена, судомеханик В.Калашников, нижегородские князья-благотворители Грузинские (потомки царя Вахтанга), фотохудожник А.Карелин и многие-многие другие. Это кладбище было стерто с лица земли в советские годы, как и Петропавловское кладбище, где ныне расположен Парк Кулибина между улицами Горького и Белинского, в районе ТЮЗа.
При монастыре также были школа и общежитие для сирот, которые учились и проживали в монастыре. Были приюты для одиноких престарелых и для детей-инвалидов. Все тяготы по их обслуживанию как и по добыванию средств к существованию лежал на плечах монахинь, которых к постреволюционному закрытию монастыря было более двухсот.
Сегодня здесь можно посетить сам Крестовоздвиженский собор и небольшую территорию, ограниченную келейными корпусами. Есть здесь и церковная лавка, где можно купить свечи или иконку на память. Особо чтимыми святынями храма являются иконы Казанской Богоматери и Иверской Божьей Матери. С северо-восточной стороны сохранился фрагмент стены с угловой башни – напоминание о бывших размерах некогда процветающей обители.
Вид на монастырь со стороны Окского съезда
Территория монастыря сегодня является неким оазисом среди современных высоток, проход к нему обозначен поклонным крестом, которых хорошо видно с Окского съезда, начинающегося на площади Лядова.
Площадь Лядова
Если уж туристический маршрут привел вас к Крестовоздвиженской женской обители, то обязательно обратите внимание на Площадь Лядова, мимо которой пройти невозможно. Она также имет свои достопримечательности.
Площадь Лядова и отходящий от нее вниз Окский съезд
Кстати, раньше эта площадь называлась Крестовоздвиженской, по имени расположенного здесь монастыря. Позднее площадь называлась Монастырской, а потом Лядова, в честь партийного деятеля. От Крестовоздвиженской площади шел Арзамасский тракт, с одной стороны которого находился лагерь военных, а с другой – Казанское кладбище.
Крестовоздвиженская площадь около монастыря в конце 19 века
На этой площади в 80-х гг. 19 века известный нижегородский предприниматель и меценат Н.Бугров возвел трехэтажный краснокирпичный Вдовий дом (арх.Н.Фрелих). Этот самый основательный приют был предназначен для бесплатного проживания малоимущих вдов и сирот бывших государственных служащих, которых находилось здесь на полном пансионе около 500-600 человек.
Вдовий дом на Монастырской площади в конце 19 века
Основатели приюта знали судьбу каждого проживающего и помогали, чем могли. Сюда селились и беспризорные сироты, которые получали одежду, кров и еду, а также определенное образование. Причем, став совершеннолетними, они могли устроиться на работу к Бургову, а если хотели идти своим путем, то получали небольшое материальное вспоможение на первое время. Для детей-подкидышей была оборудована люлька-приемник. Этих детей также ставили на ноги во Вдовьем доме.
Интересно, что в этом самом доме проживал с матерью после смерти отца будущий известный революционер Петр Заломов, являющийся прототипом главного героя горьковского романа «Мать» - Павла Власова. После совершеннолетия, покинув стены Вдовьего дома, Петр работает на Сормовском заводе на Нижегородской Стрелке, где встает на путь революционной борьбы с угнетателями.
Сегодня бывший Вдовий дом заселяют студенты городского Технического университета.
В 2010 году на площади около бывшего Вдовьего дома был установлен Памятник Н.Бургову в виде бюста.
Памятник Н.Бугрову около бывшего Вдовьего дома
А в следующем году на зеленой островной части площади появился Памятник Воздвижения креста с царицей Еленой, патриархом Макарием и Крестом Животворящим.
Памятник Воздвижения Креста
Этот памятник сегодня является отличным ориентиром местонахождения Крестовоздвиженского монастыря.
О других храмах Нижнего Новгорода см. Храмы Нижнего Новгорода
Отзывы туристов