Хотя Нижний и не входит в Золотое Кольцо России территориально, тем не менее, его можно причислить к славным древним российским городам, прославившимся не только важными историческими событиями, но и великолепными храмовыми достопримечательностями 17-19 веков.

Содержание:

  1. Православные Храмы 17 века
  2. Православные Храмы 18-20 столетий
  3. Православные Монастыри
  4. Другие храмовые сооружения


В Нижнем Новгороде расположено множество православных храмов удивительной красоты, которые всегда находятся в сфере внимания многочисленных туристов. Храмы и монастыри Нижнего Новгорода – это и «визитная карточка города», и гордость горожан и сокровище всей нации. Кроме православных, в Нижнем Новгороде можно посетить и храмы других конфессий.

Красота Нижегородских храмовКрасота Нижегородских храмов

Конечно, перечислить все нижегородские храмы в рамках этой статьи невозможно, обратим ваше внимание только на самые известные и построенные до 1917 года. Как правило, это удобнее делать в хронологической последовательности их постройки.

Православные Храмы 17 века

Первые нижегородские каменные храмы, естественно, появились на кремлевской территории и в ближайшем посаде и слободах, т.е. в нагорной части Нижнего Новгорода.


Собор Архангела Михаила (Кремль)

История Собора Архангела Михаила уходит корнями ко времени основания Нижегородского кремля. Сначала деревянный, затем не единожды каменный этот храм существует здесь с начала 13 века. То 34-метровое сооружение, которое дошло до нас, было сооружено в 20-30-х гг. 17 столетия (арх. Л.Возоулин) в честь национальной победы над польскими интервентами, начавшейся с формирования Нижегородского ополчения.

Храм Архангела Михаила в Нижегородском Кремле. 20-30 гг.17 векаХрам Архангела Михаила в Нижегородском Кремле. 20-30 гг.17 века

Архитектурный стиль данного храма типичен для переходной эпохи 16-17 столетий. А вот шатровое завершение, характерное только для русского храмостроения, довольно уникально. Ибо уже с середины 17 столетия указом патриарха Никона шатры как церковные завершения были запрещены и начиналась эпоха купольных завершений.

Церковь Ильи Пророка

Адрес: Ильинская улица,9

Одно из старейших сохранившихся храмовых сооружений – Ильинский храм – был сооружен в каменном одноглавом виде в середине 17 века по инициативе священника Стефана. До нее здесь с начала 16 столетия стояла деревянная предшественница, сооруженная как память об освобождении города от татарско-ногайских захватчиков.

Ильинский храм на Ильинской горе. Середина 17 векаИльинский храм на Ильинской горе. Середина 17 века

По легенде, именно здесь находился стан главного мурзы, сраженного убойным выстрелом пушечника Ф.Литвича с Северной башни Нижегородского кремля, после чего нагайско-татарские завоеватели бросились наутек. Может быть поэтому, церковь стала называться Ильинской, ведь Пророк Илья – властитель грома и молний.

Во второй половине 19 века были произведены некоторые перестройки храма. Церковь стала пятиглавой и у нее полностью была заменена Трапезная (арх. И.Кострюков). По названию данной церкви была названа и улица, полностью перестроенная в каменном виде после пожара 1839 года, после чего она стала одной из богатых городских улиц.

Храм Жён-Мироносиц

Адрес: улица Добролюбова, 12 А

Двухэтажная церковь Жен-Мироносиц, построенная в середине 17 века, находится недалеко от Музея-Усадьбы Добролюбовых, от Домика Петра Первого и от Дома С.Пятова. На самом деле это не один храм, а два в одном - с летним храмом Жен-Мироносиц соседствует зимний – Иконы Знаменской Богоматери.

Храм Жён-Мироносиц. Середина 17 векаХрам Жён-Мироносиц. Середина 17 века

Эта каменная церковь, являясь первым приходским верхнепосадским храмом, начинает свою историю с 13 века. Две приходские семьи этого посада подарили миру известных чудотворцев Евфимия Суздальского и Макария Желтоводского. Уникальна и архитектура сооружения – это одно из первых древнерусских храмов, построенных в виде «корабля», т.е. на одной оси находятся алтарь, молельный зал, трапезная и колокольня.

Успенский храм

Адрес: пер.Крутой,4 а

Так же на Ильинской горе находится памятник федерального значения – шатровая Церковь Успения Богоматери, сооруженная на рубеже 60-70 гг. 17 века купцом А.Олисовым, чьи белокаменные палаты можно увидеть неподалеку в этом же переулке.

Уникальность данного сооружения состоит в покрытии его основного церковного объема, которое называется «крещатая бочка в четыре лица». Считается, что подобных завершений в храмостроении 17 века более не сохранилось.

Церковь Успенская на Ильинской горе. 60-70 гг. 17 векаЦерковь Успенская на Ильинской горе. 60-70 гг. 17 века

В 30-е годы советского существования церкви был нанесен очень существенный урон, она была лишена трапезной и колокольни. В период реабилитации церковных строений с начала 90-х, данный храм стал первым сооружением, отреставрированным по программе «Ильинская слобода».

Иоанна-Предтеченская церковь

Храм Рождества Иоанна Предтеча был сооружен в каменном виде на городском Торгу в 80-х гг. 17 века, хотя его предшественник известен уже с 15 века. Эта церковь отражена в названии рядом расположенной кремлевской башни – Ивановской.

Храм Иоанна Предтечи у подножия Кремля. 80-е гг.17 векаХрам Иоанна Предтечи у подножия Кремля. 80-е гг.17 века

Особое значение этого храма, вернее его еще деревянной предшественницы, связано с началом образования Нижегородского ополчения и с активной организаторской работой гражданина К.Минина. Ведь именно около этой церкви выступал знаменитый патриот с призывом отдать все средства и силы на борьбу с оккупантом.

Судьба храма в советский период было довольно тягостной, но сегодня он вновь является действующим и является яркой достопримечательностью нынешней Площади Народного единства.

Смоленский храм

Адрес: Гордеевская улица, 141 А

В 80-х гг. 17 столетия на низинной части нынешнего Нижнего Новгорода, а в те времена в деревне Гордеевка, известным купцом и меценатом Григорием Строгановым было проспонсировано строительство Храма Смоленской иконы Богоматери. Храм был построен исключительно для жителей строгановской усадьбы, а позднее стал приходским.

"Строгановское барокко" Смоленского храма. 80-е гг. 17 века"Строгановское барокко" Смоленского храма. 80-е гг. 17 века

Смоленский храм является уникальнейшим памятником «строгановского барокко», которых в нашей стране остались буквально единицы.

Позднее, в 19 веке, когда активно начала функционировать Нижегородская ярмарка, рядом со Смоленским был сооружен Владимирский храм, перестроенный в стиле модерн в начале 20 столетия (арх.Д.Федоров).

Ныне оба этих действующих храма образуют единый Смоленско-Владимирский приход.

Рождественская церковь

Адрес: Рождественская улица, 34 а

Строгановская или Церковь Собора Пресвятой Богородицы появилась на Рождественской улице в конце 17-начале 18 веков благодаря тому же Г.Строганову, который построил и Смоленскую церковь. В 19 веке, после разбора старой Рождественской церкви ее название автоматически перекинулось на Строгановскую.

Сооруженный как домовой, данный храм стал украшением улицы и всего города, благодаря уникальному архитектурному стилю, названному «строгановское барокко».

Этот действующий храм и памятник архитектуры федерального значения прекрасен снаружи и внутри и является обязательным объектом для туристических маршрутов.

"Строгановское барокко" Рождественского храма. Конец 17 века"Строгановское барокко" Рождественского храма. Конец 17 века

Еще несколько нижегородских храмов, хронологически относящиеся к 17 столетию, находятся в действующих нижегородских монастыряхПечерском и Благовещенском.

Православные Храмы 18-20 столетий

В 18-19 веках довольно интенсивно велось храмостроение как в нагорной части, так и на низинной территории нынешнего Нижнего Новгорода, так называемой Стрелке. С начала 19 века на Стрелке (район Кунавино) началось мощное строительство Нижегородской ярмарки, что потребовало создания новых и довольно вместительных летних храмов, для приезжающих купцов и прочего обслуживающего ярмарку люда.

С середины 19 века в районе Сормово, соседствующего с Кунавино, появляются первые фабричные производства судостроительных заводов. Для рабочих этих промышленных предприятий так же начинают возводиться храмы.


Церковь Всех Святых

Всесвятский или Петропавловский бесстолпный храм был возведен в первой половине 80-х гг. 18 века на Петропавловском городском кладбище, являясь первой городской кладбищенской церковью. Само кладбище было уничтожено в советский период, и ныне Храм Всех Святых находится на территории Парка Кулибина.

Храм Всех Святых ли Петропавловская церковь. Русское барокко 80-х гг.18 векаХрам Всех Святых или Петропавловская церковь. Русское барокко 80-х гг.18 века

Уникальность данного храма в том, что это единственное храмовое сооружение русского барокко 18 столетия в Нижнем Новгороде.

Спасо-Преображенский (Староярмарочный) храм

Адрес: проезд Ярмарочный, 10

Есть в Нижнем Новгороде еще один удивительный храм - Спасо-Преображенский собор, названный позже Староярмарочным. Он был возведен для ярмарочных посетителей создаваемой здесь Нижегородской ярмарки в 1816 году.

Творение великого О.Монферрана - Спасо-Преображенский собор. 1816 гТворение великого О.Монферрана - Спасо-Преображенский собор. 1816 г

В создании этого храма принимал участие сам О.Монферран (создатель знаменитого Исаакиевского собора). Интересно, что иконостас, расписанный итальянцем Торричелли в европейских традициях, не был принят нижегородцами. В связи с этим, иконостас переписал художник Стасов.

Спасо-Преображенский (Карповский) храм

Адрес: Суздальская улица, 58

Если переехать через Оку на территорию Нижегородской Стрелки по Мызинскому мосту, то практически сразу, свернув на Суздальскую улицу можно увидеть Карповский храм. Эта кирпичная церковь была сооружена в находившейся тут в ту пору деревне Карповка в 1817 году, т.е. одновременно со Староярмарочным храмом.

Архитектором И.Межецким было сооружено простое и строгое однокупольное храмовое творение в стиле классицизма, однако в 60-х гг. 19 века с целью расширения полезной площади архитектором Р.Килевейном церковь была почти полностью перестроена. 

Карповский храм. 19 векКарповский храм. 19 век

Она увеличилась в высоту, над основным объемом появилось пятиглавие из покрытых железом и окрашенных в зеленый цвет куполов. Единственное, что сохранилось от первоначального варианта – это строение Колокольни.

А в начале 20 столетия по образцу рисунков М.Нестерова и В.Васнецова были расписаны внутрихрамовые стены.

Внутренняя роспись Карповского храмаВнутренняя роспись Карповского храма

Карповский храм был едва ли не единственным в городе, продолжающим православную деятельность в годы советского строя.

Храм Святителей Московских

Адрес: улица Короленко, 14

Недалеко от Площади М.Горького находится Церковь в честь трех Святителей Московских, являющееся сегодня подворьем Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской женской обители.

Храм Святителей Московских. 60-е гг.19 векаХрам Святителей Московских. 60-е гг.19 века

Это храмовое сооружение относится к началу 60-х годов 19 столетия.

Храм Сергия Радонежского

Адрес: Сергиевская улица, 25 А

Церковь Сергия Радонежского возводилась в Нижнем Новгороде по проекту, лично утвержденному Императором Александром Вторым, во второй половине 60-х годов 19 века (арх. Р.Килевейн).

Храм Сергия Радонежского. 60-е гг. 19 векаХрам Сергия Радонежского. 60-е гг. 19 века

Для увеличения молельного помещения в основании колокольни пристроены невысокие полуовальные помещения. Интересно, что в советский период в этом храме располагался Союз Художников

После возвращения храма епархии и его восстановления, на первую Божественную литургию приезжал Д.Медведев. Сегодня этот храм ведет активную миссионерскую работу, при нем работает Центр глухонемых и православные молодежные центры.

Церковь Александра Невского в Сормово

Адрес: улица Баррикад, 3

Для многочисленного населения рабочих поселков, формирующихся около сормовских заводов, в 80-е годы 19 века в довольно сжатые сроки была построена небольшая церковь Александра Невского (арх.П.Малиновский). 

Восстановление Церкви Александра НевскогоВосстановление Церкви Александра Невского

При церкви находилась 43-метровая колокольня, уничтоженная впоследствии в советский период.

Сегодня этот действующий и все еще восстанавливающийся храм можно посетить.

Собор Александра Невского (Стрелка, 3 А)

В начале 80-х годы 19 века ансамбль сооружений Нижегородской ярмарки украсил великолепный новый эклектический Собор Александра Невского, ставший Новоярмарочным. Это монументальное сооружение было посвящено посещению ярмарки императором Александром Вторым.

Эклектика Собора Александра Невского на Стрелке. 80-е гг. 19 векаЭклектика Собора Александра Невского на Стрелке. 80-е гг. 19 века

Сейчас это сооружение было бы названо долгостроем – 10 лет собирались средства, 13 лет шла стройка, но результат и сегодня поражает своим величием и красотой. В советские годы собору досталось по полной - лишенный шатров и иконостаса, он использовался под склады. 

Во время войны его крыша служила зенитной площадкой. Он горел и перестраивался. Сегодня восстановленный кафедральный собор Александра Невского является самым высоким православным храмом Поволжья.

Воскресенская церковь (улица Шевченко, 1 А)

В Ямской слободе в середине 80-х гг. 19 века сооружается Воскресенская церковь. Ее решили построить купец А.Приезжаев и несколько почетных горожан. Этот четырехстолпный храм был воздвигнут из фасонного кирпича и не подвергался штукатурному покрытию. Храмовое завершение состояло из мощного светового барабана и приземистой главы.

Воскресенский храм. 80-е гг 19 векаВоскресенский храм. 80-е гг 19 века

Рядом находилась трехъярусная Колокольня, выполненная с элементами византийских мотивов. Основной объем был украшен позолоченным резным иконостасом. В советские годы храм был лишен и колокольни и храмового завершения. Сегодня эта действующая церковь продолжает восстанавливаться.

Храм Иконы Всех Скорбящих Радость (улица Нестерова, 2)

Эту удивительно нарядную и легкую церковь, выполненную в эклектическом стиле, замечают многие туристы, гуляющие в районе Верхне-Волжской набережной или Минской улицы. Скорбященская церковь находится с противоположной стороны сквера Нестерова, на одной оси с Памятником этому прославленному летчику, выполненному архитекторами Рукавишниковыми, выходцами из знаменитой нижегородской династии.

Эклектика Храма Всех Скорбящих. 90-е годы 19 векаЭклектика Храма Всех Скорбящих. 90-е годы 19 века

Эта церковь была сооружена как домовая при первой земской Мартыновской больнице в середине 90-х годов 19 века (арх. В.Брюхатов, А.Никитин). Кстати, сквер и Памятник Нестерову находятся на территории бывших больничных бараков.

Храм во имя Всемилостивейшего Спаса (улица М.Горького, 177 А)

Это прекрасное храмовое сооружение в древнерусском стиле самого конца 19 и начала 20 столетий сооружается нижегородским купечеством в честь чудесного спасения императорской семьи во время железнодорожной катастрофы 1888 года (арх.А.Кочетов). Считалось, что спасла царскую семью икона Нерукотворного Спаса, всегда сопровождающая Александра Третьего в пути.

Древнерусский стиль Спасского храма. Конец 19 векаДревнерусский стиль Спасского храма. Конец 19 века

Спасский действующий храм можно увидеть в центральной части города, недалеко от Нижегородского острога. Интересна роспись этой церкви, которая была сделана незадолго до Первой Мировой войны. Нижегородские художники брали за основу работы В.Васнецова, И.Репина, В.Верещагина и других живописцев, выполненных для Московского храма Христа Спасителя.

Сормовский Спасо-Преображенский собор (улица Щербакова, 15)

Очень красив Сормовский Спасо-Преображенский собор, возведенный в начале 20 века архитектором Малиновским в модном тогда неовизантийском стиле для жителей разрастающегося Сормова. Говорят, что на его сооружение с каждого рубля сормовских трудящихся отчислялось по копейке. Как говориться, с миру по копейке, вот и на храм набралось.

Неовизантийский Сормовский собор. Начало 20 векаНеовизантийский Сормовский собор. Начало 20 века

Собор по чистой случайности избежал уничтожения в советский период и сегодня по праву является достойным памятником храмовой архитектуры.

Владимирская церковь (Гордеевская улица, 141 А)

В начале 20 столетия перестраивается и Владимирская церковь Смоленско-Владимирского прихода в модерновом стиле (арх.Д.Федоров).

Модерн Владимирского храма. Начало 20 векаМодерн Владимирского храма. Начало 20 века

Успенский старообрядческий храм (улица Пушкина, 34 А)

Этот храм, сооруженный в 14-16 гг. 20 столетия, практически перед революционными событиями, возведен на Бугровском городском кладбище (арх.В.Покровский).

Успенский Старообрядческий храм. Начало 20 векаУспенский Старообрядческий храм. Начало 20 века

Любителям храмовой архитектуры будет интересно увидеть этот образец старообрядческого храмостроения.

Православные Монастыри

Сохранились в Нижнем Новгороде и старинные монастыри – древнейшие мужские Благовещенский с Печерским, и женский Крестовоздвиженский. Посещать вам их или нет – решайте сами, мы просто дадим их очень краткую характеристику.



Благовещенский монастырь (Мельничный переулок, 8)

Старинный Благовещенский монастырь был создан практически одновременно с городом по распоряжению Юрия Всеволодовича и являлся некоторым образом оборонительным укреплением города со стороны Волги, поэтому он подвергался нападениям и разбою. Но постепенно жизнь налаживалась, монастырь рос, а с появлением рядом с ним здания Нижегородской промышленно-торговой ярмарки дела и вовсе наладились.

Нижегородский Благовещенский монастырь на берегу ОкиНижегородский Благовещенский монастырь на берегу Оки

Сегодня в этой действующей обители можно посмотреть отреставрированные храмы постройки 17 века - Благовещенский и Успенский. А также Алексеевскую церковь, в которой в советские годы функционировал планетарий. Сейчас при монастыре имеется Центр духовной реабилитации наркоманов. Здесь находится и Духовная семинария.

Вознесенский Печерский монастырь (Приволжская слобода, 108)

Печерский монастырь возник другим способом – из монашеской общины, которая создалась вокруг инока-отшельника Дионисия Суздальского, поселившегося в пещере. Монастырь, построенный на том месте, неоднократно разорялся набегами кочевников и оползнями. Поэтому в 17 веке монастырское братство перебирается на новую территорию, сохраняя в названии место своего основания (пещера).

Старинные строения Печерского монастыряСтаринные строения Печерского монастыря на волжском берегу

Сегодня в монастыре находятся постройки первой половины 17 века – это Вознесенский и Успенский храмы. Также здесь можно увидеть надвратную церковь Св. Евфимия Суздальского и посетить музей церковно-археологических экспонатов, которые расскажут историю православия земель нижегородских.

Печерский монастырь располагается в очень живописном месте, которое привлекало многих русских художников. В свое время монастырь был запечатлен на картине русского живописца А.Саврасова, которую сегодня можно увидеть в городском Художественном музее.


Крестовоздвиженский монастырь (Окский съезд, 2)

Крестовоздвиженский женский монастырь возник из объединенной общины монахинь во второй половине 18 века, хотя первый женский монастырь появился на нижегородских землях уже в 14 веке. В 19 веке женская монастырская обитель осваивается на новом месте,где его можно осмотреть и сегодня. Туда перевезли прежние церковные постройки в разобранном виде и вновь их собрали. Были построены и новые здания, в том числе, храм, который напоминает Казанский собор в Петербурге.

Крестовоздвиженский храм женской обителиКрестовоздвиженский храм женской обители

Главная святыня храма – почти 5 метровый крест-распятие с частицей Животворящего Креста Господня. Этот крест-распятие украшен троице-сергиевскими иконописцами.

Другие храмовые сооружения

Нижегородская соборная мечеть

Казанская Набережная, 6

Мусульманская религия получила в Нижнем Новгороде широкое распространение и сегодня это религиозное направление имеет свое Духовное управление, исламский институт, издательство и, конечно же, свои храмы, которые называются мечети.

Мусульманская Соборная мечеть. Начало 20 векаМусульманская Соборная мечеть. Начало 20 века

Первая мусульманская мечеть появилась в районе Сенной площади незадолго до революционных событий в 1915 году. Этот образец мусульманского храмостроения сегодня видят все туристы, поднимающиеся по Казанской набережной к Нижегородской канатной дороге.

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Студеная улица, 10 Б)

Этот римско-католический храм сегодня находится в перестроенном с разрешения администрации комплексе зданий бывшей усадьбы Щелокова, являющейся историко-архитектурным памятником 19 века.

Католический Храм Успения Девы Марии в усадьбе ЩелоковаКатолический Храм Успения Девы Марии в усадьбе Щелокова

Посетить это место старинной части Нижнего Новгорода весьма интересно. Интересна и судьба католической общины города, ведь первые католики стали появляться здесь уже с 17 века. В первой половине 19 века около кремля появился первый католический храм, а в первой половине 20 века – второй.

За годы советской власти первый был уничтожен, а во втором со временем разместился городской ЦНТИ (его можно увидеть на этой же улице дом №8). В 90-е годы вновь зарегистрированной католической общине были предоставлены несколько строений щелоковской усадьбы, а именно бывшие конюшни

Бывшие усадебные конюшни были отданы католическому храмуБывшие усадебные конюшни в 90-х были отданы католическому храму

В этих отреставрированных конюшнях и размещался католический храм до 21 столетия. Потом Храм Успения Девы Марии был перемещен в основное усадебное здание.

Алтарная часть католического храмаАлтарная часть католического храма

Нижегородская Синагога (Грузинская улица, 5 А)

Еврейская нижегородская община начала активно формироваться в Нижнем Новгороде со второй половины 19 века. Она состояла в основном из демобилизованных солдат, осевших здесь на постоянное место жительства и из купцов. В начале 80-х гг.19 века для представителей этого вероисповедания была построена Синагога (архит.Нейман).

Нижегородская Еврейская СинагогаНижегородская Еврейская Синагога

В советские годы этот храм был изъят у верующих, как и храмовые сооружения других вероисповеданий, но вначале 90-х его вернули в пользование общине.

Таким образом, вполне очевидно, что в количественном и качественном отношении нижегородские храмы вполне заслуживают туристического внимания. В них можно увидеть развитие архитектурных направлений храмостроения различных веков. А самое главное, в них сохранена история отдельных периодов развития города, великие и печальные моменты, судьбы уже ушедших поколений.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Читайте также: