История этого дворца началась с того, что в конце 18 века княгиней рода Белосельских был куплен дом Нарышкина, который находился на этом месте. Взамен снесенного нарышкинского дома архитектором Ф.Демерцовым строится скромный, в три этажа дворец в стиле классицизма.
В первой половине 19 века один из наследников фамилии – князь Э.Белосельский-Белозерский – решает перестроить дворец в растреллевском стиле. Выполнить это княжеское поручение предстояло архитектору А. Штакеншнейдеру, который перестроил дворец в барочном стиле. Кроме перестройки основных фасадных корпусов, строятся новые флигеля, меняется внутреннее наполнение интерьера.
К оформлению дворца был привлечен скульптор Д.Иенсен, выполнивший скульптурные изваяния атлантов и кариатид.
Внутреннее великолепие начиналось с парадной лестницы, вдоль которой были расположены кариатиды с позолоченными канделябрами, а ажурная решетка перил состояла из инициальных вензелей владельцев.
Роскошные мраморные камины с рельефными узорами, затянутые шелком стены, позолоченные рамы зеркал, стеновые живописные панно, картинные галереи, лепнина и мебель – все было выполнено по высшему разряду, соответствовавшему той эпохе.
Названия анфиладных залов второго этажа говорят сами за себя: Дубовый (ранее использовался как библиотека, затем в качестве малого концертного зала), Зеркальный он же бальный, Театральный; Бежевая, Зеленая и Золотая Малиновая гостиные, Парадная столовая и прочее-прочее.
Однако, князь, сделавший архитектурный заказ, до его воплощения не дожил. А его вдова, повторно выйдя замуж и переехав на Литейный, использовала отстроенный дворец на Невском для организации в нем светских вечеринок и балов. Эти светские рауты частенько посещала царская семья Александра Третьего, обитающая в Аничковом дворце. Пока императрица танцевала (а танцевала она до ухода последнего музыканта), император отлично проводил время, играя в вист. Вечера, проходящие в этом дворце, по размаху и роскоши были сравнимы с императорскими балами Зимнего дворца.
В концертном зале дворца звучала музыка Ференца Листа и Антона Рубинштейна в авторском исполнении. А послушать их приходил сам П.Чайковский. Белосельские-Белозерские любили и ценили музыку, театр, литературу, коллекционировали живопись, фарфоровые и серебряные изделия. Их коллекции служили достойным украшением дворцовых залов.
Позже сын создателей дворца - К.Белосельский - после своей женитьбы поселяется в этом дворцовом особняке, продолжая проводить светские модные вечера. Так продолжалось до 80-х годов 19 века, пока не случился финансовый крах семейного металлургического бизнеса. Кредитование в государственной структуре не спасло ситуацию, и в погашение долга Дворец Белосельских-Белозерских отошел государству.
В 1884 году дворцу суждено было стать подарком на бракосочетание великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Гессен-Дармштадской (Елизаветы Федоровны). С тех пор у дворца появляется новое название – Сергиевский. Новые владельцы начали осуществлять переделку некоторых дворцовых помещений. Но вскоре супругам пришлось переехать в Москву, где с 1891 года великий князь должен был исполнять обязанности генерал-губернатора.
Однако, в 1905 году Сергей Александрович погибает от руки эсеровского террориста. Елизавета Федоровна в горе ушла в монастырь. Дворец перешел к усыновленному племяннику князя Дмитрию – заядлому автогонщику и наезднику, участнику Олимпиады 1912 года в конных заездах. Дмитрий Павлович известен и как соучастник заговора против Г.Распутина. За участие в убийстве «великого старца» Николай Второй в 1917 году высылает Дмитрия из России.
В период Первой Мировой войны Дмитрий Павлович отдал дворец в распоряжение Англо-Русского военного госпиталя относящегося к Британскому Красному кресту. Закрылся госпиталь только в январе 1918 года. В национализированном дворце новая власть разместила райком партии. Картины из дворца были перевезены в различные музеи.
С 1992 года дворец занимает «Петербургский культурный центр». Некоторое время в нем находится Музей восковых фигур. Сегодня этот дворец вполне реально посетить с экскурсией по предварительной записи и увидеть сохранившиеся и восстановленные интерьеры, узнать о реальных и мистических событиях, связанных с этим дворцом, увидеть фотографии и портреты прежних владельцев. А еще можно посетить концерт или театральную постановку, которые регулярно проводятся в концертном зале этого замечательного дворцового сооружения.
Отзывы туристов