Адрес: Университетская набережная, 3
Режим работы: с 10.00 до 18.00
Стоимость: 100-300 рублей

Немецкое слово «Кунсткамера» переводится как "комната искусств", и данное сооружение явилось в России прообразом нынешних музейных экспозиций. Подобные комнаты существовали в Европе с 16 века при многих знатных дворцах для хранения коллекций произведений искусства и естественнонаучных редкостей. Реформаторские времена царствования Петра Первого привели к созданию подобных комнат или кабинетов и в России. Интересно, что появление Кунсткамеры напрямую связано и с созданием Российской Академии наук и с деятельностью М.Ломоносова.

Содержание:

  1. История Кунсткамеры и Академии наук
  2. Что посмотреть в Кунсткамере
  3. Как добраться. Режим работы


Кунсткамера - это первый российский музей, созданный Петром ПервымКунсткамера - это первый российский музей, созданный Петром Первым

История Кунсткамеры

Создание первого русского музея

Во времена своего первого заграничного путешествия в конце 17 столетия в Англию и в Голландию Петр Первый изучал все редкое, диковинное и невиданное им ранее с тем, чтобы создать подобное в России и поднять страну в культурном отношении до развитых западных держав.

Много новшеств в бытовом и общественном плане внес Петр в русское общество, создав новые традиции и новые направления развития общества. Одним из удивительных новшеств было создание первого музея – Кунсткамеры. Начало коллекции положил сам царь, который скупал за границей все, вызывающее его восхищение – от книг и живописных полотен до различных приборов и инструментов.

Петр Первый изучает коллекции европейского музея. ГравюраПетр Первый изучает коллекции европейского музея. Гравюра

Первоначально коллекцию Петра размещали в одном из строений Летнего сада – в Людских палатах, находящихся неподалеку от Летнего дворца Петра (здание палат не сохранилось). Уже тогда (в 1714 году) первая российская экспозиция была названа Кунсткамерой. Именно от этой даты и ведется история данного музея.

Очень поразили Петра анатомические музеи Европы, где можно было познакомиться с внутренним устройством человека – его сердцем, легкими и т.д. Особое впечатление на Петра произвело знакомство с коллекцией музейных экспонатов Альберта Себа, которое произошло в 1715-17 гг. в период его второго путешествия в Европу. Часть экспонатов была приобретена и пополнила Петрову коллекцию.

Для разрастающегося музея по велению Петра в 1718 году на Васильевском острове началось возведение специального здания, которое закончилось уже после смерти императора в 1734 году. На этот период вся коллекция была перевезена в Кикины палаты – в бывший дом одного из ближайших соратников Петра – Александра Кикина, который в том же 1718 году был казнен за помощь опальному царевичу Алексею.

Кикины палаты стали первым публичным питерским музеемКикины палаты стали первым публичным питерским музеем

Кстати, это здание с очень сложной историей, сооруженное в стиле «петровского барокко», можно увидеть и сегодня на Ставропольской улице. Это дом номер 9. Именно здесь созданная усилиями и энергией Петра первая российская музейная экспозиция была впервые открыта для публики.

Сооружение специализированного здания Кунсткамеры рядом со Стрелкой Васильевского острова положило начало планируемого создания здесь Петром торгово-административного центра города. Начало строительства Кунсткамеры связано с именем немецкого архитектора Маттарнови, создавшего первый проект первого музейного строения. Впоследствии этот проект был доработан архитектором Гербелем, который изменил строение кровли и максимально выделил объем центральной башни. Но доделки и переделки здания, размещение в нем оборудования и прочее - велись вплоть до 1735 года.

Здание Кунсткамеры на берегу Невы на старинной гравюре. 18 векЗдание Кунсткамеры на берегу Невы на старинной гравюре. Пер.пол.18 века

Окончательный вариант здания Кунсткамеры, выполненного как образец петровского барокко, получился трехэтажным и двухкорпусным. Корпуса объединены в единое целое центральной многоярусной купольной башней, увенчанной Армиллярной сферой – древним астрономическим инструментом.

Армиллярная сфера венчает центральную башню КунсткамерыАрмиллярная сфера венчает центральную башню Кунсткамеры и сегодня

История Кунсткамеры после Петра

После сооружения здания Кунсткамеры в него были перевезены экспонаты из Кабинета редкостей Петра Первого и Кикиных палат, которые заняли в основном восточную часть строения. Западную часть заняла созданная указом Петра еще в 1724 году Петербургская Академия наук. В верхней башне был помещен Готторпский глобус и отделение Обсерватории. Средний зал здания был оборудован под Анатомический театр. Таким образом, Кунсткамера вместе с библиотекой, Обсерваторией и Анатомическим театром стала частью первой Российской Академией наук, ее естественнонаучной базой.

В башне Кунсткамеры разместились первая Астрономическая ОбсерваторияВ башне Кунсткамеры размещалась первая Астрономическая Обсерватория

История Кунсткамеры неразрывно связана с историей создания Российской АН и с именем М.Ломоносова, который начал обучение в академическом университете в 1736 году, а уже с 1741 года он являлся сотрудником Академии. Тогда он получил задание создать Каталог экспонатов одного из кабинетов Кунсткамеры – Минерального, для систематизации хранящихся там минералов и окаменелостей. С 1745 года Ломоносов становится профессором химии и первым российским естественнонаучным академиком.

В стенах АН, расположенной в здании Кунсткамеры, М.Ломоносов занимался химиейВ стенах Кунсткамеры, М.Ломоносов занимался химией

В декабре 1747 года в результате пожара центральная башня и находящийся там уникальный Готторпский глобус были уничтожены. Без своего главного украшения – башни - Кунсткамера простояла вплоть до 1947 года! В 70-х годах 18 столетия здание Кунсткамеры было декорировано скульптурными бюстами и медальонами известных ученых, а также аллегоричными группами, созданными скульптором М.Павловым. В первой четверти 19 века в здании появились росписи, выполненные художником Ф.Рихтером.

После пожара 1747 года центральная башня не восстанавливалась до 1947 годаПосле пожара 1747 года центральная башня не восстанавливалась до 1947 года

В начале 30-х годов 19 века в связи с большим количеством экспонатов Кунсткамера была поделена на ряд новых музеев. От нее отпочковались Зоологический музей, экспозиции Ботанического и Минералогического музеев, а также этнографическая составляющая народов России – нынешний Российский Этнографический музей, находящийся на Инженерной улице, 4.

Что посмотреть в Кунсткамере сегодня

В настоящее время бывший Музей древностей Петра Первого носит название Музея антропологии и этнографии и имя своего создателя. В его фондах содержатся тысячи экспонатов, рассказывающих о многообразном культурно-историческом развитии многочисленных народов Африки, Америки и Азии. Кроме создания музейных экспозиций, бывшая Кунсткамера продолжает научно-исследовательские традиции первой Академии наук и является крупнейшим российским исследовательским центром.


На первом этаже музея можно пройти по удивительным экспозициям Латинской и Северной Америки, «посетить» древнюю Японию и Африканские страны.

Во всех залах Кунсткамеры всегда много посетителейВо всех залах Кунсткамеры всегда много посетителей

На втором этаже посетителей ждет встреча с культурными традициями Индии и Китая, Монголии и Индонезии, Ближнего и Среднего Востока. Также там можно посетить начало начал Кунсткамеры – знаменитый Кабинет Рюйша (кабинет редкостей), где находятся первые коллекции анатомических отклонений и прочих бальзамированных препаратов.

Четвертый и пятый этажи башни содержат несколько экспозиций, посвященных деятельности Петербургской Академии наук, работе в ней М.Ломоносова и удивительный Готторпский глобус.

Залы первого этажа

Зал Латинской Америки

Единственная в нашей стране экспозиция, наглядно демонстрирующая культурные традиции коренного населения Латинской Америки, завораживает с первого взгляда. 

Зал Латинской Америки - это история удивительных южноамериканских племенЗал Латинской Америки - это история удивительных южноамериканских племен

Посетитель словно попадает в эту часть мира до его завоевания европейцами, которое произошло в 16 столетии. В экспозиции активно использованы не только подлинные предметы быта индейцев Амазонии и Центральных Анд, но и при помощи выразительных манекенов созданы яркие и запоминающиеся образы некоторых представителей почти исчезнувших народностей.

Посетители увидят предметы искусства арауканов в виде серебряных женских украшений, которые, кстати, делались из испанских монет, за которые те приобретали местный рогатый скот. Уникальны и перьевые одеяния шаманов и рядовых индейцев мундуруку. Яркое оперенье дополнялось столько же яркой раскраской лиц и тел, и все вместе это производит довольно сильное воздействие.

Раскраску и одеяния индейцев Южной Америки не заметить невозможноРаскраска и одеяния индейцев Южной Америки не заметить невозможно

Часть экспозиции посвящена легендарному племени инков, существовавшему когда-то в горах Перу. В частности, здесь можно увидеть подлинные сосуды, выполненные когда-то мастерами племени инков.

Рассказывает экспозиция Латинской Америки и о загадочном племени майя, которые имели иероглифическую письменность, долгое время не поддающуюся расшифровке. А первому «прочитать» письмена майи удалось научному сотруднику именно данного музея - Ю.Кнорозову, фотографию которого также можно увидеть в экспозиции.

Юрий Кнорозов расшифровал письмена майи в своем рабочем кабинетеЮрий Кнорозов расшифровал письмена майи в своем рабочем кабинете

Этот удивительный человек сделал свое научное открытие в стенах данного музея, не выезжая на родину майи, и основываясь только на имеющихся в его распоряжении данных.

Есть в экспозиции залов Латинской Америки и удивительные создания народного творчества Мексики и других известных и не очень известных народов  этого удивительного континента.

Зал Северной Америки

В залах, посвященных народам северного американского континента, можно подробно познакомиться с бытом, традициями и культурой эскимосов, алеутов, атапасков и других народностей от Аляски до Калифорнии. Самобытные экспонаты ушедшей культуры в виде шаманских масок, одежды морских охотников, орудий зверобойного промысла, военный комплект воина из лосиной кожи с магическими знаками и т.д. – все здесь заинтересует как детей, так и взрослых.

Экспонаты зала Северной Америки интересны историей и исполнениемЭкспонаты зала Северной Америки интересны историей и исполнением

Поразит посетителей и вещественный мир тлиниктов Аляски, которые верили в родственные связи между человеком, животными, птицами и всей окружающей природой. Удивит мастерство, изобретательность и символизм многих экспонатов. Здесь можно увидеть настоящий головной убор ирокезского вождя, выполненный из окрашенного конского волоса, церемониальный плащ калифорнийских индейцев из вороньих перьев, есть в экспозиции и оригинальная накидка из орлиных крыльев.

Одеяния типичных представителей Северной АмерикиОдеяния типичных представителей Северной Америки

Интересны и предметы вооружения северных индейцев – томагавки, петли-лассо, луки и стрелы. Есть в экспозиции также бытовые и ритуальные предметы.

Ритуальная одежда древних воинов аляски сегодня вызывает улыбкуРитуальная одежда древних воинов аляски сегодня вызывает улыбку

Зал Японии

Данный зал начал историю своей коллекции со времен Петра Первого. Здесь находятся предметы, полученные в дар и Екатериной Второй. Самая интересная часть коллекции – это экспонаты, рассказывающие о легендарных самураях, об их духе, традициях и оружии.

Типичных японских самураев можно увидеть в полной экипировкеТипичных японских самураев можно увидеть в полной экипировке

При внимательном знакомстве с экспонатами и информационными комментариями можно уловить японское отношение к жизни, почувствовать своеобразие японской культуры и традиций.

Здесь можно увидеть бытовые особенности проживания японских семей – экологичность и рациональность организации жизненного пространства. И, конечно же, каждый посетитель захочет подробно рассмотреть традиционную японскую одежду – кимоно, сабо и поближе узнать об особенностях японской кухни с его обязательным чайным церемониалом.

Традиционная японская семья в национальной одеждеТрадиционная японская семья в национальной одежде

Не сразу можно отойти и от великолепных экземпляров фарфоровых и лаковых изделий – сосудов, ваз, чашек и т.д. Они сочетают в себе удивительное изящество, красоту и философское ощущение жизни.

Другие экспонаты японского зала расскажут о религиозных направлениях этой страны – буддизме и конфуцианстве, о традиционных Праздниках девочек и мальчиков, о ритуалах театрального искусства и еще много чего интересного.

Зал Африки

Самый древний обитаемый континент – Африка - представлен многообразными экспонатами, рассказывающими о древних народах Гвинеи, Эфиопии, Судана и прочих частях Центральной Африки. Эти, в основном примитивные народы, создавали свой уклад жизни, имели свои традиции и искусство.

Бытовая сцена из жизни обычной африканской женщиныБытовая сцена из жизни обычной африканской женщины

Здесь можно узнать о возникновении христианского искусства Эфиопии, воплощенном в картинных иконах, о древнем и могущественном государстве Бенин и увидеть бенинские бронзовые изделия 15-18 веков. Интересно увидеть своими глазами уникальные металлические украшения народа масаи. То, что использование металла было широко распространено у африканских народов, для многих станет настоящим открытием.

Экзотичные экспонаты африканских народовЭкзотичные экспонаты африканских народов

Ну и как же без африканских деревянных изделий, оформленных весьма самобытно и символично. Это и непременные барабаны, и деревянные маски, скульптуры-обереги и прочее. Известно, что именно под впечатлением пластического символизма африканских статуэток, П.Пикассо создал свое знаменитое направление аналитического кубизма.

Залы второго этажа

Зал Индонезии

Если с африканскими, американскими и ближнеазиатскими народами основная часть нашего населения как-то знакома, то о народностях далекой Индонезии мало кто слышал, а ведь это более 300 народностей, говорящих почти на 700 языках! Слышали ли вы о таких народах как яванцы, сунданцы, балийцы, тораджи, батаки и т.д.? Ведь это довольно многочисленные и развитые народы, занимающиеся земледелием, ремеслами, мореплаванием и т.д.

Типовой индонезийский дом на сваях, под которыми держали скотТиповой индонезийский дом на сваях, под которыми содержался скот

В экспозиции данного зала можно познакомиться с бытом индонезийских деревень, одеждой, украшениями, ремеслами и оружием некоторых народностей. Интересно узнать об обрядах и ритуалах батаков, увидеть «корабль мертвых», отвозящий путников в потусторонний мир и дом живых, построенный на высоких сваях.

Зал Индии

Познакомиться с культурой удивительной страны Индии - многоцветной и вечно поющей, знакомой нам по фильмам и сказкам - наверняка захочет каждый. Здесь все завораживает и удивляет. Уже при входе взгляд задерживается на огромном фрагменте дворцового портика города Махараштры, изготовленного из тикового дерева в 18 столетии. А далее экспонаты погружают посетителя в мир многообразных традиций, одеяний, бытовых и социальных особенностей этой удивительной страны.

Зал Индии завораживает посетителя с первой минутыЗал Индии завораживает посетителя с первой минуты

Уникальные экспонаты произведений искусства от гончарных изделий до ткацких и ювелирных приковывают внимание и вызывают восхищение. Кашмирская шаль и бенаресская парча, металлические бидри (посуда с серебряной и золотой инкрустацией), уникальные изделия из слоновой кости, театральные маски, красочные костюмы и т.д.

Уникальные индийские самовары - это и посуда и произведения искусстваУникальные индийские "самовары" - это и посуда и произведения искусства

Какие в Индии существуют религии? Практически все основные, но есть и сугубо национальные. Со всеми религиозно-философскими концепциями Индии можно познакомиться в этом зале, а также увидеть изображения божеств - Шивы и Вишны.

Разнообразные индийские божества - выбирай любоеРазнообразные индийские божества - выбирай любое

Здесь же можно узнать кто такие аватары! А ведь это ни кто иной, как верховный бог Вишну, который в тяжелые для мира моменты опускается на Землю в облике какого-нибудь живого существа.

Зал Индокитая

В этом зале можно увидеть экзотику народов Юго-Восточной Азии – бирманцев, тайцев, лаосцев, вьетов, кхмеров и т.д., сложившуюся под влиянием соседних стран - Индии и Китая. Интересно представлены экспонаты индокитайского театрального искусства и балета, актеры которого выступают в традиционных масках.

Индокитай - это не Индия и не Китай, а весьма своеобразный мирИндокитай - это не Индия и не Китай, а весьма своеобразный мир

Удивительны и музыкальные инструменты этой страны – как, например, гонг вонг лек или ксилофон раданэк. Множество скульптурных изображений Будды говорит о доминировании в этом регионе буддизма.

Зал Кореи

Экспозиция данного зала довольно небольшая, но весьма интересно рассказывающая о самобытности развития корейского народа. Экспонаты этого раздела музея демонстрируют одежду и посуду, изделия ремесел и орудия земледелия, знакомят с жизненными укладами корейской знати, военной прослойки, городских и сельских жителей.

Экспозиция Кореи небольшая, но очень интереснаяЭкспозиция Кореи небольшая, но очень интересная

Посетители узнают о религиозной стороне жизни корейцев, об их военно-боевом искусстве, увидят знаменитые корейские селадоны –керамические изделия с глазуревым покрытием.

Зал Монголии

В этом зале можно познакомиться с удивительной культурой кочевых скотоводческих степных племен Монголии. Эти народы проводили почти всю жизнь в седле, переезжая с места на место в поисках кормов для своих стад. Ведь именно эти стада снабжали их всем необходимым для жизни – мясом, молоком, одеждой, обувью и даже жилищем, которое делалось из кожи и шерсти животных.

Основной экспонат зала - юрта, где проходит жизнь этих кочевниковОсновной экспонат зала - юрта, где проходит жизнь этих кочевников

Посетители смогут заглянуть в монгольскую юрту, увидеть бытовую утварь и музыкальные инструменты, традиционную одежду и маски для монастырских празднеств. Есть здесь и изображения буддийских божеств и костюм монгольской шаманки, который одет на фигуру манекена.

Зал Китая

Зал, рассказывающий о традициях древней цивилизации Китая очень интересен, особенно учитывая современное быстрое развитие этой страны.

Особый интерес в этом зале вызывают изделия из фарфора, ведь Китай – родина этого изящного и хрупкого материала. В экспозиции представлены фарфоровые изделия эпохи Мин (14-17 веков) и эпохи Цин (18-19 веков).

Китайский фарфор ценится с давних временКитайский фарфор ценится с давних времен

Также большого мастерства китайцы достигли в резьбе по слоновой кости, камню, дереву, в изготовлении бронзовых изделий, плетении циновок и т.д. Посетители увидят ажурные шары, расположенные один в другом до десяти штук. А ведь все это создано из единого костяного монолита!

Уникально производство и применение китайцами лаков из лакового дерева. Предметы искусства, выполненные с применением лака в различных техниках, красивы, уникальны и просто поражают волшебством орнамента и исполнения.

Изделия китайских мастеров во всех сферах поражают своим мастерствомИзделия китайских мастеров во всех сферах поражают своим мастерством

Удивительно тонко выполнены и поделки из древесины – сандала, грушевого дерева, бамбука и т.д. Есть изделия из камня, в частности из нефрита.

Особый интерес вызывает у посетителей национальная одежда, в том числе маленькие шелковые туфельки китаянок, которым согласно обычаю бинтовали ноги в детстве, чтобы они оставались идеально маленькими.

Маленькие туфли китаянок уродовали ногу, но такова была традицияМаленькие туфли китаянок уродовали ногу, но такова была традиция

Несомненное внимание привлекает уникальная китайская игрушка – «Небесная ладья», которая находится в данной коллекции с петровского времени. Эта механическая игрушка выполнена в форме прогулочного судна богатых китайцев. При заводе механизма фигурки музыкантов и танцовщиц из слоновой кости начинали двигаться. 

Фигурки тансовщиц на "Небесной ладье" во времена Петра двигалисьФигурки тансовщиц на "Небесной ладье" во времена Петра двигались

К сожалению, восстановить данный механизм не удалось, ведь этой игрушке уже 300 лет!

Зал Ближнего и Среднего Востока

Залы, посвященные народам Ближнего и Среднего Востока, исповедующего в большинстве своем исламскую религию, рассказывают об обычаях и традициях арабских стран, Ирака, Турции и Афганистана.

Здесь можно увидеть различные экземпляры Корана, как печатные, так и рукописные; четки и молитвенные коврики; холодное оружие в виде кинжалов, ятаганов, сабель; персидский шлем и щит из кожи носорога.

Зал Ближнего и Среднего востока - это мусульманский мирЗал Ближнего и Среднего востока - это мусульманский мир

Из искусств данного региона очень интересны гравировки на яичной скорлупе – в том числе и на страусиных яйцах. В подобной технике можно увидеть изображения городских планировок, портретные и прочие сюжеты.

Зал анатомического театра

Данное круглое помещение, находящиеся в центре Кунсткамеры, было сооружено как задумка Петра Первого о создании первого российского анатомического музея. Как наука анатомия начинает активно развиваться в Европе именно в период 17-18 веков - в период освобождения от средневековых запретов. Хотя в Италии анатомические театры функционировали уже с 15 века.

Изначально вскрытие трупов проводилось врачами, одетыми в парадные костюмы. И действо это было подчеркнуто театрализовано. Впоследствии, данные театры использовались для обучения анатомии будущими медиками.

Представление в европейском анатомическом театре в 18 векеПредставление в европейском анатомическом театре в 18 веке

Подобные анатомические театры Петр видел в Европе, и, конечно же, захотел иметь данную диковинку в России. Российский анатомический театр, работающий при Академии Наук, получал трупы для вскрытия от Полицейского департамента. Также здесь производились исследования тел животных, умерших в царском зверинце.

Круглый зал, в центре которого располагался стол для вскрытий, позволял зрителям находиться вокруг этого стола амфитеатром и наблюдать за происходящим. Вдоль стен театра находились многочисленные шкафы, в которых хранились анатомические препараты.

Круглый зал Кунсткамеры - бывший первый анатомический театр РоссииКруглый зал Кунсткамеры - бывший первый анатомический театр России

К сожалению, анатомический театр очень сильно пострадал во время пожара 1747 года и больше здесь не восстанавливался. Сегодня на территории бывшего театра проходят тематические выставки, а о самом театре напоминает только круглая архитектурная форма зала.

Кабинет Рюйша

Так называется зал, который напоминает посетителям о начале создания коллекции Петра Первого, переросшей впоследствии в замечательный петербургский музей. Еще этот зал называют Кабинетом редкостей или Кабинетом Петра Великого. И действительно он поминает нам о Петре Первом и своей архитектурой в стиле барокко, и старинными шкафами и, конечно же, своими экзотическими редкими экспонатами в виде чучел животных, скелетов и забальзамированных человеческих частей тел и органов.

Кабинет редкостей Петра Первого не для слабонервныхКабинет редкостей Петра Первого не для слабонервных

То, что Петр положил начало создания подобной коллекции в России – был поистине революционный шаг, положивший начало веку Просвещения. Впервые попав за границу, Петр интересовался всем новым и необычным и не скупился при приобретении всевозможных диковинок. Увидев однажды коллекцию препарированных и забальзамированных органов искусного голландского анатома Ф. Рюйша, Петр, не задумываясь, приобретает ее за очень большие деньги. Эта коллекция и составила первооснову Кунсткамеры, позволив многим увидеть внутреннее строение человеческого тела, а врачи получили ценный исследовательский анатомический материал.

Сегодня в этом зале можно увидеть скелет Николая Буржуа – французского великана, современника Петра, приглашенного им на российскую службу. После смерти скелет и сердце этого человека стали музейными экспонатами. В Кабинете Рюйша можно посмотреть на гипсовую копию посмертной маски самого Петра и оттиск его руки, напоминающей нам о том, что царь владел 14-ю ремеслами и не чурался никакой работы.

Посмертная маска самого Петра Первого стала экспонатом Кабинета РюйшаПосмертная маска самого Петра Первого стала экспонатом Кабинета Рюйша

Есть в зале и экспонаты тератологии – науки об уродствах. Петр приказывал привозить в музей все подобные экземпляры для исследования, ибо причины подобных отклонений науке того времени были абсолютно не понятны. Здесь находится чучело двухголового теленка, скелет сиамских близнецов и прочие генетические патологии человека и животных.

Чучело двухголового теленка - один из старинных экспонатов этого залаЧучело двухголового теленка - один из старинных экспонатов этого зала

Есть здесь препарат большой жабы из Индонезии и жабы ага, чьим ядом индейцы пропитывали стрелы, уникальное чучело панголина и т.д. Но зоологических экспонатов в данной экспозиции не так много, ибо большая часть из них сегодня находится в Зоологическом музее, который можно посетить в соседнем с Кунсткамерой здании.

Музей М. Ломоносова

Музей М.Ломоносова, находящийся на 3-4-5 этажах башни Кунсткамеры, состоит из трех экспозиций, посещение которых предполагает отдельную плату и проводится только в составе экскурсионных групп и по предварительной заявке. 

Вход в башню и в Музей М.Ломоносова из коридора КунсткамерыВход в башню и в Музей М.Ломоносова из коридора Кунсткамеры

Здесь можно ознакомиться с историей развития науки в России периода создания Петербургской академии наук, узнать подробности о деятельности М.Ломоносова в Санкт-Петербурге, увидеть первую российскую Обсерваторию и уникальный Готторпский Глобус.

Ломоносов и Академия наук

Основой первой экспозиции является воссозданный академический Конференц-зал. В центре него находится стол для заседаний, на котором можно увидеть резное позолоченное трехгранное зерцало с указами Петра Первого о правилах поведения в присутственных местах.

Конференц-зал - зал заседаний членов Академии наукКонференц-зал - зал заседаний членов первой Академии наук

Находится здесь и уникальный портрет Петра Первого, выполненный в возрожденной Ломоносовым технике мозаичного искусства. Множество экспонатов напоминают об удивительной и многогранной личности М.Ломоносова, который был поэтом и естествоиспытателем, основоположником русского языка и историком, художником и физиком.

Экспозиция зала раскрывает многогранность таланта М.ЛомоносоваЭкспозиция зала раскрывает многогранность талантов М.Ломоносова

В Кабинете М.Ломоносова посетитель погружается в атмосферу научных исследований 16-19 столетий, ибо здесь находятся многочисленные научные приборы, инструменты, научные книги именно этого периода. 

В Кабинете Ломоносова ощущается удивительный дух эпохи 18 столетияВ Кабинете Ломоносова ощущается удивительный дух эпохи 18 столетия

Здесь можно увидеть электростатическую машину, химическую посуду, микроскоп, барометр и солнечные часы, бумагу и гусиные перья.

Астрономическая обсерватория

Так же в одном из башенных помещений можно посетить первую русскую Обсерваторию Академии наук. Именно отсюда наблюдали за звездным небом первые русские астрономы Л.Эйлер, Г.Крафт, Х.Винсгейм и т.д. Работал здесь и М.Ломоносов. Сегодня в экспозиции можно увидеть его подзорную трубу, с помощью которой он открыл наличие атмосферы на Венере. 

Из этой Обсерватории М.Ломоносов наблюдал за планетой ВенераИз этой Обсерватории М.Ломоносов наблюдал за планетой Венера

Ведь именно от Ломоносова в нашей речи появились такие слова как «атмосфера», «оптика», «барометр» и т.д. Данная обсерватория функционировала  до создания Пулковской в 1839 году.

Астрономическая обсерватория Кунсткамеры находится на линии первого петербургского меридиана, от которого началась планировка города и картографирование в нашей стране. Здесь же родилась служба точного времени, над которой работал приглашенный из Франции академик Ж.Делиль.

Астрономические приборы того времени впечатляют Астрономические приборы того времени впечатляют

Интересно, что именно отсюда ежедневно в полдень подавались факелами и зеркалами специальные сигналы в Адмиралтейство, пушка которого выстрелом оповещала о наступлении 12 часов жителей города.

В экспозиции обсерватории посетители смогут увидеть научные астрономические инструменты 17-19 веков – астролябии, подзорные трубы, телескопы, квадранты и различные часовые механизмы.

Готторпский глобус

Отдельная экспозиция башни посвящена уникальному предмету, достойному книги рекордов Гиннеса – Готторпскому глобусу. История самого глобуса, его конструкция и размеры – все весьма и весьма удивительно.

Готторпский глобус - уникальнейший экспонат КунсткамерыГотторпский глобус - уникальнейший экспонат Кунсткамеры

Дело в том, что когда в середине 17 столетия в России еще не знали о существовании глобуса, герцог небольшого Готторпского государства в Германии Фридрих Третий уже поручил своему подданному – библиотекарю и математику Адаму Олеарию изготовить огромную копию земли. 

Данная поделка стала не только самым большим (диаметром более трех метров) глобусом в мире, но и первым планетарием, ибо во внутреннее пространство этого глобуса можно было зайти, и, сидя на скамейке (вмещающей 12 человек!) за круглым столом, наблюдать проплывающее со всех сторон внутренней сферы звездное небо. Ведь глобус еще и вращался вокруг своей оси!

Внутри глобуса было изображено небо с известными созвездиямиВнутри глобуса было изображено небо с известными созвездиями

Снаружи поверхность глобуса была оклеена холстом, с нанесенным на него изображением материков и морей, известных в те времена.

Этот диковинный глобус был подарен Петру Первому в 1713 году руководством герцогства в период Северной войны в ходе дипломатической встречи. Но легко сказать - подарить! А как привезти это чудо, весящее более 3,5 тонн, в новую российскую столицу? Три года по морям, по суше, по прорубленным в лесных чащах просекам побирался глобус до Санкт- Петербурга.

Некоторое время он находился на территории Летнего сада, а после постройки Кунсткамеры переехал в нее. К огромному сожалению, тот первый экземпляр глобуса был уничтожен пожаром 1747 года. Чудом сохранились только некоторые конструкции и дверка в планетарий, на которой и сегодня можно видеть древний герб Готторпского герцогства. Через некоторое время глобус был восстановлен силами сотрудников Академии наук и стал называться Большим Академическим.

Большой Академический глобус в точности повторил Готторпского предшественникаБольшой Академический глобус повторил Готторпского предшественника

В 1901 году этот второй глобус был перевезен на хранение в Царское село. Но в 1941 году из оккупированного немцами Царского села глобус отправили в виде трофея на территорию Германии.

После Второй мировой войны, обнаруженный в городе Нойштадте, глобус по договоренности сторон был возвращен в Россию и вновь установлен в башне Кунсткамеры, где сегодня им могут восхищаться многочисленные туристы, ибо данное творение рук человеческих до сих пор не имеет себе равных.


Как добраться. Режим работы

Здание Музея антропологии и этнографии РАН, наиболее известное как Кунсткамера, находится на территории самого исторического центра Санкт-Петербурга. К нему можно легко дойти пешком от Дворцовой площади или от Сенатской, со стороны Биржевой площади и от Петропавловской крепости.

От Дворцовой площади к Кунсткамере можно пройти по Дворцовому мостуОт Дворцовой площади к Кунсткамере можно пройти по Дворцовому мосту

Со стороны Дворцовой набережной к началу Университетской набережной, где находятся Кунсткамера и Зоологический музей можно перейти через Неву по Дворцовому мосту, свернув после него налево. 

Очень интересно прогуляться до Кунсткамеры с Английской набережной по Благовещенскому мосту, после которого свернуть направо. В этом случае, при движении в сторону Кунсткамеры можно посетить уникальный Меншиковский дворец, увидеть знаменитых питерских Сфинксов и полюбоваться видами Исаакиевского собора, Зимнего дворца, Адмиралтейства и прочими знакомыми архитектурными творениями Петербурга, находящимися на противоположной стороне Невы.

Дорога к Кунсткамере от Благовещенского мостаДорога к Кунсткамере от Благовещенского моста

Из любого конца города к Кунсткамере можно добраться на общественном транспорте, который здесь ходит очень активно. При движении на общественном транспорте надо ориентироваться на остановки «Университетская набережная», «Университет» или «Биржевая площадь». За полчаса пешком можно дойти от станций метрополитена – «Адмиралтейской», «Спортивной» и «Василеостровской».

Решив посетить данный музей, лучше свериться с режимом работы на официальном сайте, ибо он может меняться. В 2019-20 годах музей работает с 10 до 18 часов в летний период и с 11 до 18 в осенне-зимний период. Выходным днем является понедельник. Санитарный (тоже нерабочий) день проводится в последний вторник месяца.

Вход в Кунсткамеру находится в Таможенном переулкеВход в Кунсткамеру находится в Таможенном переулке

Стоимость посещения составляет 300 рублей для работающих граждан и 100 рублей для льготников. В осенне-зимний период в каждый третий четверг месяца музей можно посетить бесплатно.

При посещении музея можно взять экскурсионное сопровождение, но в принципе, организация музея и его многочисленные информационные стенды позволяют вполне самостоятельно ознакомиться с богатством и многообразием музейных экспозиций.

 

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Читайте также: