Адрес: Набережная Мойки, 94 (ул.Декабристов, 21)
Режим работы: с 10.00 до 18.00
Стоимость: 450-900 рублей

Одним из самых известных дворцов, принадлежавших знаменитому старинному княжескому роду Юсуповых, является петербургский дворец на Набережной Мойки. Наибольшую известность дворцу принесло совершенное в нем в 1916 году убийство Г.Распутина. Среди организаторов убийства и непосредственным его исполнителем был Феликс Юсупов, один из последних владельцев дворца. Именно этот исторический факт привлекает туристов во дворец более всего, хотя и само дворцовое великолепие, созданное в 18-20 веках, стоит того, чтобы посетить эту прелестную питерскую достопримечательность.

Содержание:

  1. История дворца и его владельцев
  2. Что посмотреть
  3. Как добраться. Режим работы

Юсуповский дворец на Набережной Мойки - одна из популярных питерских достопримечательностейЮсуповский дворец на Мойке - популярная питерская достопримечательность

История дворца и его владельцев

Доюсуповский период имения

Место, где сегодня находится один из посещаемых петербургских дворцов, само по себе является довольно историческим. Во времена Петра Первого именно здесь находилась усадьба с небольшим деревянным дворцом, принадлежавшая родной сестре Анны Иоанновны – царевне Прасковье Ивановне.

Эта племянница Петра Великого, прожившая всего 36 лет, не сыграла никакой роли в истории государства. Она вышла замуж, родила ребенка, но и муж и сын довольно рано умерли. В 1726 году царевна подарила свое имение на Мойке Семеновскому полку, который владел им почти 20 лет.

Царевна Прасковья Ивановна владела первым имением на МойкеЦаревна Прасковья Ивановна владела первым имением на Мойке

В начале 40-х годов 18 века генерал П.Шувалов, очень активный, и влиятельный политик-реформатор периода правления Елизаветы Петровны и основатель знаменитой династии Шуваловых, выкупает у Семеновского полка бывшую усадьбу царевны и строит там двухэтажный особняк.

В 70-х годах 18 столетия сын П.Шувалова – Андрей (также известный политик и писатель, но уже периода правления Екатерины Второй) - заказывает известному архитектору Ж.-Б. Валлену-Деламоту постройку нового дворцового здания. Новое двухэтажное строение имело въездную арку со стороны Мойки на главный двор, где находился вход во дворец.

Справа виднеется двухэтажный дворец А.Шувалова. ГравюраСправа виднеется двухэтажный дворец А.Шувалова. Гравюра

Имелся Триумфальный въезд в имение и со стороны нынешней улицы Декабристов, от которого до наших дней сохранились ворота и 7-метровое в высоту колоннадное ограждение. Здесь сегодня находится туристический вход для посещения.

В самом конце 18 века Екатерина Вторая выкупает эту Шуваловскую усадьбу у потомков Андрея Павловича для подарка одной из своих подруг – графине А.Браницкой, являющейся племянницей Г.Потемкина.

Триумфальная арка и колоннада на декабристов сохранилась от времен ШуваловыхТриумфальная арка и колоннада на Декабристов - память от Шуваловых

Через 35 лет, в 1830 году,  у довольно уже пожилой графини А.Браницкой имение на Мойке выкупит князь Б.Н.Юсупов, один из богатейших представителей российской знати. И до 1917 года данное петербургское имение будет находиться в собственности рода Юсуповых.

История рода Юсуповых

Дворцом на Мойке представители пяти поколений Юсуповых владели почти 90 лет. Чем же так известен и знаменит этот древний княжеский род? Интересно то, что княжеский титул данного рода был получен его основателем - одним из правителей Ногайской Орды Юсуфом-мирзой еще в середине 16 века, т.е. во времена Ивана Грозного.

Ногайский князь Юсуф-мирза стал основателем рода Юсуповых в 16 векеНогайский князь Юсуф-мирза стал основателем рода Юсуповых в 16 веке

Дочь Юсуфа – Сююмбике стала женой сначала одного, а впоследствии и очередного правителя Казанского ханства. В период борьбы данного ханства с Московским государством Юсуф вел активные антимосковские действия, и в результате в одном из сражений был убит. 

Впоследствии его сыновья приняли российское гражданство, перейдя на службу к московскому царю. Имя дочери Юсуфа увековечено в названии самой загадочной башни Казанибашни Сююмбике, которую можно увидеть на территории Казанского кремля и сегодня.

Имя дочери Юсуфа сохранилось в названии башни Казанского кремляИмя дочери Юсуфа сохранилось в названии башни Казанского кремля

Предки Юсуфа-мирзы всегда были видными политическими и общественными деятелями. Они служили при дворах Петра Первого и Елизаветы Петровны, Павла Первого и Александра Первого. Один из Юсуповых (Николай Борисович) в конце 18 века был назначен руководителем императорских театров и коллекции Эрмитажа. А в начале 19 столетия им же приобретается знаменитая сегодня подмосковная усадьба Архангельское, с целью размещения там своих коллекционных произведений искусства.

Другой представитель Юсуповых второй половины 19 столетия, известный любитель музыки и театра (тоже Николай Борисович) перестроит театр Юсуповского дворца в стиле барокко времен Елизаветы Петровны и соберет потрясающую коллекцию бриллиантов.

Николай Борисович - первый владелец дворца на Мойке из ЮсуповыхНиколай Борисович - первый владелец дворца на Мойке из рода Юсуповых

Все возрастающее богатство рода и княжеский титул передавался из века в век только по мужской линии. Однако, в 18-19 веках в семье Юсуповых всегда выживал только один из рожденных сыновей, что с одной стороны грозило роду вымиранием, а с другой – сосредотачивало огромное состояние в единых руках.

Но, в конце концов, случилось так, что у последнего Юсупова - коллекционера бриллиантов - из наследников оказалась только одна дочь – Зинаида Николаевна, которая вышла замуж за Феликса Сумарокова-Эльсона. Что было делать в данной ситуации? Вопрос наследования в данной семье был очень серьезным и решался он на самом высоком уровне. В конце концов, было принято императорское решение о передаче титула вместе с фамилией и состоянием мужу Зинаиды.

Зинаида Юсупова - последняя наследница рода на картине В. СероваЗинаида Юсупова - последняя наследница рода - на картине В. Серова

Надо отметить, что Зинаида Юсупова была чрезвычайно красивой, умной, образованной и благородной личностью, достойной даже украсить царский трон. Но выбрав себе мужа по сердцу, она никогда ни о чем не сожалела. Очень много времени она занималась благотворительностью, интересовалась и общественно-политической жизнью. В свое время княгиня пыталась образумить царствующую императрицу Александру Федоровну и избавить ее от пагубного влияния Г.Распутина, что привело к полному разрыву их отношений.

Облик очаровательной Зинаиды Юсуповой запечатлели для потомков самые известные художники того времени: Ф.Флеминг, И.Макаров, В.Серов, К.Маковский и т.д. Сегодня подлинники этих работ хранятся в Русском и Историческом музеях. А одна из поздних работ кисти В.Серова находится даже в экспозиции Художественного музея Нижнего Новгорода.

Портрет З.Юсуповой в русском костюме. Художник К.МаковскийПортрет З.Юсуповой в русском костюме. Художник К.Маковский

Один из сыновей Зинаиды и новоявленного князя Юсупова – тоже Феликс - станет известен своей причастностью к убийству Г.Распутина, которое он подробно опишет в мемуарной книге «Конец Распутина», изданной в эмиграции. Это убийство произойдет именно в подвале дворца на Мойке в декабре 1916 года. Кстати, Зинаида Николаевна полностью оправдает действия своего сына, считая, что тот уничтожил опасное для страны чудовище.

Кстати, этот же Феликс накануне Первой Мировой войны породнится с династией Романовых, женившись на дочери Великого князя Ирине Александровне, которую он встретит и полюбит в крымском имении. Их единственная дочь впоследствии станет женой представителя Шереметьевской династии и род Юсуповых на этом закончится окончательно.

Феликс Юсупов (мл.) с женой Ириной Александровной в КрымуФеликс Юсупов (мл.) с женой Ириной Александровной в Крыму

Последним прибежищем Юсуповых в России будет именно их крымский дворец, откуда они в 1919 году эмигрируют за границу и будут жить в Риме, Лондоне и Париже. Умрет последняя княгиня из рода Юсуповых - Зинаида Николаевна - в 1939 году и будет похоронена на знаменитом кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Могильный крест французского кладбища соединил последних ЮсуповыхМогильный крест французского кладбища соединил последних Юсуповых

Рядом с Зинаидой Юсуповой сегодня покоится и убийца Распутина – Феликс, и его жена – Ирина Александровна из рода Романовых.

Создание Юсуповского дворца

Надо отметить, что Юсуповских дворцов по всей России насчитывалось около 60, да и в самом Петербурге этот дворец был далеко не единственным княжеским особняком. Владели Юсуповы дворцовыми зданиями в Москве и Подмосковье. Хорошо известен Юсуповский дворец в Крыму, увидеть который можно сегодня в окрестностях Ялты – в поселке Кореиз и т.д.

Юсуповский дворец в Кореизе - последнее местопребывание их семьи в РоссииЮсуповский дворец в Кореизе - последнее местопребывание семьи в России

После приобретения дворцового особняка на Мойке в начале 30-х годов 19 века Н.Б.Юсупов приглашает архитектора А.Михайлова для существенной перестройки здания, в результате чего дворец становится трехэтажным. Кроме того, появляются новые строения в виде Белоколонного (Банкетного) зала, Картинных галерей и Домашнего театра, оранжерей и садового павильона, ведь в глубине дворцовой территории организуется Парковая зона.

К самому дворцу возводится с набережной Мойки монолит Парадной лестницы, торжественные залы второго этажа дополняются Танцевальным, Зеленым, Императорским и Синим гостиными. Внутреннее интерьерное убранство осуществлялось итальянскими художниками. Впоследствии дворцовое здание будет еще более расширено за счет восточной пристройки, в которой появятся очередные новые залы.

Нарядная Парадная лестница украсила дворец в 30-е годы 19 векаНарядная Парадная лестница украсила дворец в 30-е годы 19 века

К усовершенствованию дворца приложили руку и последующие поколения Юсуповых. Так в середине 19 века архитекторами Б.Симоном и И.Монигтти дворцовые интерьеры переоформляются в популярных тогда стилях – неоренессанс, неоклассицизм и неорококо.

В конце 19-начале 20 столетия под руководством архитектора А.Степанова дворец оснащается электричеством, канализацией, водопроводом. Кроме того, была проведена фундаментальная реставрация дворца, в результате которой был переоборудован Домашний театр, появились новые комнаты в виде Мавританской и Большой гостиных, Большого зала и Столовой.

Так выглядели дворцовые интерьеры накануне революцииТак выглядели дворцовые интерьеры накануне революции

В начале 20 столетия архитекторами А.Белобородовым, С.Чехониным и Н.Тырсой были обновлены и любимые князем семейные апартаменты - их с женой личное гнездышко на первом этаже. Все усовершенствования были закончены практически к началу революционных преобразований – к 1916 году.

После революции и национализации дворцовые помещения превращаются в исторический бытовой музей. Наиболее дорогие и ценные экземпляры, признанные произведениями искусств пополнили фонды Эрмитажа и Русского музея. В середине 20-х гг. в дворцовом здании разместились работники Дома просвещения. В результате последующего за этим ремонта во дворце обнаруживается потайная комната с документами, среди которых найдена переписка Пушкина с Е.Хитрово, практически сразу же опубликованная для широкого круга читателей.

Переписка А.Пушкина выходит в свет, как и "Конец Распутина" в 1927 годуПереписка А.Пушкина выходит в свет, как и "Конец Распутина" в 1927 году

В середине 30-х гг. Дворец Юсуповых официально становится историко-художественным памятником всесоюзного значения, а после Великой Отечественной войны здесь размещаются кабинеты Дома учителя.

Впоследствии, после тщательной реставрации, многие дворцовые комнаты стали доступны для посетителей. Сегодня дворец относится к ведомству Дворца культуры работников просвещения, а точнее к его историко-культурному центру. Данный центр проводит огромную работу в различных аспектах – это выставки и экскурсии, лекции и концерты.

В Античном зале дворца когда-то гуляла самая элитная публика ПетербургаВ Античном зале когда-то прогуливалась самая элитная публика Петербурга

Сегодняшним посетителям доступен осмотр многих парадных залов и жилых помещений, Домашнего Театра и Подвала с экспозицией о Григории Распутине. Кроме этого, во дворец можно прийти на вечер классической или вокальной музыки, посетить спектакль или другую культурную программу. Можно провести во дворце и индивидуальные банкетные праздничные мероприятия – свадьбу, юбилей и т.д.

Что посмотреть в Юсуповском дворце

Сегодняшнее посещение одного из лучших дворцов Санкт-Петербурга предполагает осмотр парадных залов второго этажа, гостиных и будуаров членов семьи, а также их кабинетов и жилых комнат, находящихся на первом этаже.

Схема туристического осмотра двух этажей Юсуповского дворцаСхема туристического осмотра двух этажей Юсуповского дворца

Кроме того, для осмотра доступны помещения Домашнего театра, Зимний сад, Танцевальный зал, Домовая церковь и т.д. Отдельно можно погулять по территории бывшего Юсуповского парка.


Юсуповский дворец

Посещение дворца возможно как в составе экскурсионной группы, так и индивидуально с помощью аудиогида. Практически все доступные для осмотра помещения этого великолепного особняка восстановлены в том виде, в котором они встретили Октябрьскую революцию. 

Большая ротонда Юсуповского дворца на акварели В. Садовникова 1855 г.Большая ротонда Юсуповского дворца на акварели В. Садовникова 1855 г.

К сожалению, многие предметы роскошного интерьера, произведения искусства и прочее сегодня являются собственностью более крупных петербургских музеев – Эрмитажа и Русского музея, но и в Юсуповском дворце остались французские гобелены и венецианские зеркала, декоративные и художественные изделия. Много во дворце семейных фотографий и портретов знаменитого рода Юсуповых.

Самое главное во дворце – это интерьерное оформление залов - от пола до потолка, отделанное резьбой и инкрустациями, позолотой и лепниной, сверкающее роскошью, изяществом, красотой и аристократизмом высшего русского общества 18-20 столетий.

Секретарская комната с витражами и парадным портретом З.ЮсуповойСекретарская комната с витражами и парадным портретом З.Юсуповой

Комнаты первого этажа

Помещения первого этажа особняка предназначались непосредственно для проживания семейства Юсуповых и небольших деловых встреч. Здесь находились кабинеты, библиотека, Бильярдная, несколько гостиных и жилые помещения, а также удивительное произведение архитектурного изыска – Мавританская гостиная.

Из Главного парадного вестибюля, находящегося во Дворце со стороны Набережной Мойки, гости могли попасть или в Большую гостиную Ф.Юсупова или же в Музыкальную гостиную, служившую для небольших камерных выступлений.

Музыкальная гостиная - одно из изысканных помещений первого этажаМузыкальная гостиная - одно из изысканных помещений первого этажа

Музыкальная гостиная продолжается Гостиной Генриха Второго, оформленной Монигетти в стиле Ренессанса середины 16 столетия, соответствующего эпохе правления именно этого французского правителя. Кабинет обставлен мебельным гарнитуром из грушевой древесины и обит подлинной шерстяной тканью 19 века.

Гостиная Генриха Второго знакомит нас с эпохой РенессансаГостиная Генриха Второго знакомит нас с эпохой Ренессанса

Из Гостиной Генриха Второго путь ведет в рабочий Кабинет князя, где находилась крупнейшая и ценнейшая библиотека России, собранная различными поколениями Юсуповых. Здесь имелась пергаментная Библия 16 века, витрины со старинными фолиантами, монетами и медалями. 

Именно в этой комнате после революции было обнаружено потайное хранилище документов, в котором нашлась тайная переписка Пушкина, о чем упоминалось выше.

Кабинет князя являлся одновременно и знаменитой Библиотекой ЮсуповыхКабинет князя являлся одновременно и знаменитой Библиотекой Юсуповых

Из Кабинета князя через Секретарскую комнату можно пройти в Бильярдную, которая также называлась и Турецким кабинетом. Игры в бильярд здесь могли сопровождаться вокальными концертами, ибо акустика данного помещения была специально улучшена полыми глиняными сосудами, встроенными в стенную нишу.

Бильярдная комната предполагалась для отдыхаБильярдная комната предполагалась для отдыха

Из Турецкого кабинета гости Юсуповых попадали в самую удивительную комнату дворца - Мавританскую гостиную, оформленную опять-таки архитектором Монигетти в конце 50-х годов 19 столетия и усовершенствованную позже архитектором А.Степановым.

Мавританская гостиная поражала воображение с первого взглядаМавританская гостиная поражала воображение с первого взгляда

Стены, облицованные тисненой кожей с золотыми орнаментами в виде арабской вязи, специфические мраморные полы с характерным орнаментом, восточная аркадная колоннада в центре зала, резная ониксовая облицовка камина, декор потолка и скульптурные изображения – все здесь дышит Востоком. Что это? Дань моде или напоминание о восточных юсуповских корнях? Скорее всего, и то и другое.

В центре гостиной находится бассейн, оснащенный фонтаном. Этот водоем был сооружен из единого куска каррарского мрамора, на который нанесен резной восточный декор.

Фрагмент уникальной отделки Мавританской гостинойФрагмент уникальной отделки Мавританской гостиной

Из Мавританской гостиной гости попадали на фуршет в Столовую князя. Из Большой гостиной князя так же можно было пройти в его личные покои, к которым относятся Серебряный будуар, Столовая (Буфетная), Гардеробная, Спальня, Бассейн (ванная) и и.д.

Комнаты второго этажа

Залы, расположенные на втором этаже Юсуповского дворца, являются парадными и предназначались для встречи гостей, проведения различных аристократических мероприятий – балов, приемов и прочего. Поэтому эти залы олицетворяли собой богемный блеск, красоту и роскошь. Они все довольно большие, празднично оформленные, а их названия говорят сами за себя. Античный и Римский залы, Красная, Зеленая и Синяя гостиные, Банкетный и Танцевальные залы – все это обычная истинно дворцовая территория. Здесь же находилась и знаменитая Картинная галерея Юсуповых.

По прекрасной Парадной лестнице поднимаемся в парадные залы дворцаПо прекрасной Парадной лестнице поднимаемся в парадные залы дворца

По удивительно нарядной Парадной лестнице дворца, декор которой можно рассматривать часами, гости попадали в Белое фойе, слева от которого находился Коронационный коридор. Его название связано с тремя императорскими коронациями, изображения которых когда-то его и украшали. Это были сцены вступления во власть Павла Первого, Александра Первого и Николая Первого, ибо на каждом из них коронационным маршалом был первый владелец этого дворца Николай Борисович Юсупов!

С Белого фойе начинается осмотр дворцовых залов второго этажаС Белого фойе начинается осмотр дворцовых залов второго этажа

Справа же от Белого фойе располагается Гобеленовая гостиная, отделанная копиями наполеоновских гобеленов, хотя ранее здесь, конечно же, находились подлинники, хранящиеся сегодня в Эрмитаже. 

В Гобеленовой комнате находилось множество произведений искусстваВ Гобеленовой комнате находилось множество произведений искусства

Далее через Помпейский коридор туристы попадают в уютную и довольно парадную Спальню княгини Юсуповой. Здесь немного мебели, большая часть из которой является стульями и столиками: ореховым, краснодеревным и латунно-бронзовым и т.д. 

Особую атмосферу интимного уюта создают мраморные скульптуры и картины с изображениями амуров, а также ониксовый камин, оформленный в стиле «Луи Филиппа».

Парадная Спальня княгини полна уюта и очарованияПарадная Спальня княгини полна уюта и очарования

Двигаясь дальше, посетители попадают в помещение Большой Ротонды. Этот образец парадного кабинета 30-х годов 19 столетия выполнен художниками Виги и Травиным. Ротонды были обязательными составляющими парадных дворцовых анфилад.

Большая Ротонда была сооружена в виде круглого античного храма, но интересно, что круг здесь образован восьмью колонами, замкнутыми в прямоугольную форму зала. 

Круг Большой ротонды образован из восьми колоннКруг Большой ротонды образован из восьми колонн

Полоток оформлен в виде купола звездного неба, искусственно-мраморные стены расписаны Виги. Очень украшают помещение беломраморный итальянский камин, французские фарфоровые и бронзовые вазы-канделябры и золоченый бронзовый отечественный светильник-торшер.

Потолок Большой Ротонды являет собой небесный куполПотолок Большой Ротонды являет собой небесный купол

От Большой Ротонды начинается длинная анфилада прекрасных залов. Первыми идут три «разноцветных» гостиных. Начинаются они с Синей гостиной. Ореховый 16-предметный мебельный гарнитур этой комнаты, выполненный в стилизации французского классицизма, расставлен группами вокруг небольших декоративных столов.

Синяя гостиная как и последующие оформлены в стиле позднего классицизмаСиняя гостиная, как и последующие, оформлена в стиле позднего классицизма

Следующим залом является Красная, или же Малиновая, Золотая или Императорская гостиная. Она как бы повторяет предыдущую залу, но в другом цветовом решении. Это помещение, как и предыдущее, сформировалось во время первоначальной реконструкции. 

Сегодня Красная гостиная украшена портретом последней истинной представительницы Юсуповых – Зинаиды Николаевны. До революции на этом месте можно было увидеть портрет царствующего монарха.

До революции в Красной гостиной висел портрет императораДо революции в Красной гостиной висел портрет императора

Также в интерьере Красной гостиной находится 28-предметный прекрасный позолоченный мебельный гарнитур. Паркетный пол создан сочетанием разной древесины тропических лесов, а потолок расписан сюжетами гомеровской «Илиады» (авторы Скотти и Медичи). Люстра залы – это изящное произведение из позолоченной бронзы, украшенное хрустальной фигурой Аполлона.

Последняя цветная зала, выполненная в стиле поздней классики, называется Зеленой гостиной. Своим названием эта комната обязана наличию прекрасного камина, выполненного в начале 60-х годов в технике русской мозаики известным русским архитектором И.Монигетти из уральского малахита.

Зеленая гостиная украшена очаровательным малахитовым каминомЗеленая гостиная украшена очаровательным малахитовым камином

На камине находятся парадные фарфоровые вазы европейского происхождения. Мебель из карельской березы, украшающая данную гостиную, выполнена в первом десятилетии 20 столетия русскими мастерами.

Далее идет Танцевальный зал, который создан архитектором А.Михайловым при первой реконструкции дворца Юсуповыми в начале 30-х годов 19 века, но в конце 19 века его несколько видоизменил А.Степанов. Стены этого самого светлого зала дворца видели всю петербургскую элитную публику 19-20 веков, вплоть до императорского семейства, которые весело отплясывали здесь, отражаясь в изумительных зеркалах, украшающих стены.

Танцевальный зал дворца является самым светлым и наряднымТанцевальный зал дворца является самым светлым и нарядным

Танцевальный зал непосредственно соединен с самым большим залом дворца, созданным также архитектором А.Михайловым – Банкетным или как его еще называют Белоколонным залом. Его высота охватывает два этажа, а интерьер является истинным образцом парадного дворцового убранства 18-20 веков. Особую статусность этому залу придают 24 белые колонны и скульптурное изваяние мраморного Диониса – бога веселья и виноделия.

Банкетный или Белоколонный зал - самый большой во дворцеБанкетный или Белоколонный зал - самый большой во дворце

Этот зал – свидетель многочисленных приемов, балов, концертов, благотворительных мероприятий. Кстати, в этом зале проходила репетиция одной из первых российских опер «Жизнь за царя» М.Глинки.

Продолжая движение в том же направлении, из Белоколонного зала можно пройти в следующий зал - Николаевский, считающийся первым залом знаменитой юсуповской Картинной галереи.

Николаевский зал - это начало Картинной галереи ЮсуповыхНиколаевский зал - это начало Картинной галереи Юсуповых

Зал Николаевский увековечил имя первого владельца дворца - Николая Борисовича, с которого и началось увлечение семейным коллекционированием различных произведений искусства. В этом зале сегодня находится выполненное Витали бюстовое изображение основателя коллекции.

В зале Николаевском можно увидеть скульптурный бюст Н.Б.ЮсуповаВ зале Николаевском можно увидеть скульптурный бюст Н.Б.Юсупова

Из Николаевского зала гости могли пройти в зал, где находилось настоящее богатство – самые ценные картины, в том числе кисти Рубенса и Рембрандта. И название этого зала в переводе с итальянского означает «драгоценность», т.е. Зал Прециоза.

Так выглядел Зал Прециоза до революционных событийТак выглядел Зал Прециоза до революционных событий

К сожалению, после революции часть полотен была утрачена, часть переехала в различные отечественные музеи. Сегодня здесь находится несколько полотен русских живописцев рубежа 19-20 веков.

Так выглядит Зал Прециоза сегодняТак выглядит Зал Прециоза сегодня

Из Зала Прециоза можно пройти в другие залы галереи – Музейный коридор или Малую картинную галерею, а далее в Залу Антонио Виги, названного так по имени живописца, расписавшего его потолочный плафон на сюжет «Триумф Геркулеса». Правда говорят, что данный плафон был создан для украшения овальной залы Михайловского замка, но после трагического конца Павла Первого все убранство замка попало на распродажу, где Юсуповы и приобрели данный плафон. В этом зале, кстати, находится еще один портрет Зинаиды Юсуповой, выполненный художником Маковским.

Красота потолка зала Виги поражает и сегодняшних посетителейКрасота потолка зала Виги поражает и сегодняшних посетителей

Далее идет Коронационный коридор, откуда можно пройти в Дубовую столовую или вернуться в Белое фойе. Дубовая столовая, оформленная геральдическими мотивами, была создана во время второй реконструкции дворца в конце 19 века. Ее основной изюминкой является дизайн венецианского обеденного стола из дуба, ножки которого имитируют символы Венеции – крылатых львов.

Украшение Дубовой столовой - венецианский обеденный столУкрашение Дубовой столовой - венецианский обеденный стол

Но из Зала Прециоза посетители гуляли не только по замечательной Картинной галерее Юсуповых. Через Малую Ротонду, и далее через Античный и Римский залы, оформленные соответственно их названиям, гости попадали в Зал театральный, где проходили спектакли, музыкальные вечера для самой элитной и почетной публики Санкт-Петербурга.

Домашний театр

Роскошное помещение бывшего Домашнего театра Юсуповых можно увидеть как во время туристического посещения дворца, так и отдельно, купив билет на одно из его мероприятий. С афишей театральных постановок можно ознакомиться на официальном сайте дворца или на других сайтах театральных мероприятий Питера.


Театральное помещение дворца появилось уже при первом владельце дворца из рода Юсуповых, о чем упоминалось выше. Тогда (1830г.) оно было выполнено архитектором А.Михайловым, который внес очень много архитектурных изменений в облик странного особняка. Впоследствии, в конце 50-х годов 19 столетия, при очередном княжеском владельце, зал обрел пышную позолоченную лепнину и богатое оформление, к которому приложил руку архитектор И.Монигетти. Практически в таком виде предстает сегодня перед нами Домашний театр Юсуповых, хотя его реставрировал в конце 19 и архитектор Степанов.

Домашний театр Юсуповых оформлен в стиле "елизаветинского барокко"Домашний театр Юсуповых оформлен в стиле "елизаветинского барокко"

В этом не очень большом, но уютном театральном зале на 180 зрителей собирались в свое время представители всего театрального петербургского бомонда. На этой сцене выступали самые прославленные музыканты и актеры. Стены этого красивейшего зрительного зала видели П. Виардо и Ф. Листа, Ф.Шаляпина и Л.Собинова, здесь танцевала А.Павлова и дирижировал М.Глинка.

А в этих сохранившихся прекрасных креслах сидели высокопоставленные гости, члены семьи Романовых, правящие императоры и т.д.

Кресла театра, как и его оформление, сохранились в прежнем видеКресла театра, как и его оформление, сохранились в прежнем виде

Кроме самого зрительного зала со сценой, на сегодняшних посетителей неизменное впечатление произведет прекрасный Римский зал, который играет роль театрального «фойе». Зал, стены которого выкрашены в яркий голубой цвет, украшен белыми скульптурными греческими и римскими бюстами, картинами, зеркалами и люстрами. Как раз из этого зала беломраморная лестница и ведет в Юсуповский театр.

Появление здесь данной лестницы имеет свою интересную историю. Один из Юсуповых увидел ее во время путешествия по Италии в 1863 году на одной частной вилле и очень захотел купить ее для своего петербургского дворца. Однако хозяин не желал продавать лестницу. Тогда русский князь покупает всю виллу, но увозит в Россию только лестницу.

Итальянская мраморная лестница ведет из Римского зала в ТеатрИтальянская мраморная лестница ведет из Римского зала в Театр

Так что, спускаясь по этим безумно дорогим ступенькам стоимостью итальянской виллы, вспомните об этой истории и оцените поразительную целеустремленность Николая Борисовича Юсупова в достижении своих желаний.

Спустившись вниз, мы попадаем в небольшое помещение аванзала, украшенное люстрами и зеркалами, декорированным потолком и красными пуфиками. Красная ковровая дорожка ведет непосредственно в зал, состоящий из одного партера и двух ярусов, верхний из которых выполняет чисто декоративную функцию.

Вход из аванзала в зрительный зал театра оформлен красными портьерамиВход из аванзала в зрительный зал театра оформлен красными портьерами

Обратите внимание на стулья – они подлинные! Именно на них восседали знатные персоны 19 столетия. Театральный потолок расписан аллегорией художника Э.Липгарта, которая называется «Утро, прогоняющее ночь».

В центре первого яруса, напротив сцены выделяется Царская ложа. Места в ней занимали сами Юсуповы или пришедшие на представление члены императорской фамилии.

Царская ложа театра действительно выглядит по царскиЦарская ложа театра действительно выглядит по-царски

Кроме осмотра самого зала специальная экскурсия предполагает осмотр и мира закулисья с его «черными» лестницами и актерскими выходами. Кстати, сами кулисы, вернее кулисная занавесь, поднимается, как и в те времена, вручную.

Самым фанатичным туристам очень рекомендуем посетить один из спектаклей, которые проходят на этой сцене – оперу или оперетту, балетную композицию или же представление для детей. Есть в Юсуповском театре и очень оригинальная форма подачи опереточного искусства, которая называется променад-спектаклем. Это значит, что отдельные сцены исполняются в интерьерах разных дворцовых залов, и зрители, переходя по мере развития театрального сюжета из Белококонного в Зеркальный зал и т.д. оказываются в новых естественных декорациях.

Аллегория Э.Липгарта "Утро, прогоняющее ночь" украшает потолок театраАллегория Э.Липгарта "Утро, прогоняющее ночь" украшает потолок театра

Подвал

Отдельная постоянная и самая популярная экспозиция Юсуповского дворца расположена в подвальном помещении. Именно этот подвал стал местом бесконечно долгого убийства Г.Распутина, описанного самим Феликсом Юсуповым, непосредственным участником этого события в своих мемуарах «Конец Распутина». 

Мемуары Ф.Юсупова о событиях ночи убийства вышли в ПарижеМемуары Ф.Юсупова о событиях ночи убийства вышли в Париже

Это трагическое событие, произошедшее здесь морозной ночью декабря 1916 года, является основной темой музейной экспозиции, в которой задействованы и восковые фигуранты.

В экспозицию входит комната заговорщиков, которых кроме Феликса Юсупова было четверо. Среди них был Великий князь Дмитрий Павлович, член Госдумы Пуришкевич, поручик Сухотин и доктор Лазоверт. Их фигуры, расположенные в напряженном ожидании развития дальнейших событий туристы увидят в гостиной.

Заговорщики ожидали развязки событий в гостиной первого этажаЗаговорщики ожидали развязки событий в гостиной первого этажа

А непосредственно само действо происходило в подвальной столовой, где для угощения старца были приготовлены пирожные, нашпигованные ядом и отравленное вино, которое Распутину, кстати, очень понравилось. Феликс, как хозяин дома, привез к себе Распутина, чтобы якобы побеседовать и угостить того крымскими юсуповскими винами. Помещение подвала также содержит восковые фигуры участников – самого Г.Распутина и Ф.Юсупова.

В подвале дворца один на один находились Ф.Юсупов и Г.РаспутинВ подвале дворца один на один находились Ф.Юсупов и Г.Распутин

Распутин съел все пирожные и выпил, по словам Юсупова, очень много вина. Однако яд не подействовал. Далее события развивались драматично – старца пришлось застрелить и, причем, не один раз, ибо был он очень живучим.

Документальные материалы и фотографии, находящиеся на стендах экспозиции, помогут проникнуться этим довольно загадочным убийством.

Подвальная экспозиция содержит много материала о личности Г.Распутина Подвальная экспозиция содержит много материала об убийстве Г.Распутина

Также здесь можно поближе познакомиться с этой самой невероятной личностью начала 20 столетия, оказывающей удивительное влияние на последнюю царствующую российскую чету.

Домовая церковь

В конце 70-х годов 19 века очередной владелец Юсуповского дворца Николай Борисович приглашает архитектора В.Кенеля для возведения Домового храма при дворце. Домовая церковь Юсуповых была сооружена в византийском стиле и стала свидетельницей значительных событий в жизни княжеской семьи. Освещен храм был в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы был домашним храмом Юсуповых Храм Покрова Пресвятой Богородицы был домашним храмом Юсуповых

Именно в этом храме происходило венчание последней представительницы исторического княжеского рода Зинаиды Юсуповой с Феликсом Сумароковым-Эльсоном. Здесь же проходил и ритуал крещения их младшего сына – Феликса Феликсовича. В 1915 году здесь же была крещена и дочь будущего убийцы Распутина – Ирина, причем на это торжество прибыли Николай Второй и его мать – Мария Федоровна.

После революции храм был закрыт, но его внутреннее убранство еще какое-то время продолжало оставаться нетронутым. Однако в 30-е годы от храма не осталось и следа, а его стены стали стенами лекционного зала, которым он и оставался до начала 21 столетия.

Восстановленный сегодня потолок домашнего храма ЮсуповыхВосстановленный сегодня потолок домашнего храма Юсуповых

В 2005 году начались довольно сложные и крупномасштабные работы по восстановлению храмового интерьера. Были заново сооружены алтарь, иконостас, церковный притвор, воссоздана дубовая лестница и, конечно же, заново создан весь архитектурный облик Домовой церкви со стеновыми и потолочными росписями.

К сожалению, архивных материалов и фотодокументов дореволюционной поры практически не сохранилось, что очень усложняло работу. Тем не менее, спустя 10 лет, к 2015 году храм был восстановлен и освящен.

В 10 утра каждую среду в храме проводятся богослуженияВ 10 утра каждую среду в храме проводятся богослужения

Сегодня Домовая церковь является действующим храмом и в нем по средам в 10 часов проводятся богослужения, на которые можно попасть. Но храм можно посмотреть и в порядке туристической экскурсии.

Конюшенный флигель

На территории бывших хозяйственных строений Юсуповского дворца сегодня образовано новое экспозиционное пространство, в котором периодически размещаются тематические выставки, проводятся лекции, кинопоказы и театральные спектакли.

В Конюшенном флигеле дворца часто проводятся выставкиВ Конюшенном флигеле дворца часто проводятся выставки

В историческом двухуровневом интерьере 19 столетия образован современный культурный лофт-центр для проведения довольно массовых мероприятий.


Как добраться. Режим работы

Сегодня попасть в Юсуповский дворец можно и нужно в качестве туриста. В этом случае вход в него осуществляется со стороны улицы Декабристов, 21. На спектакль или ежегодные празднования Нового года, рождественские и пасхальные балы и маскарады вход осуществляется через главный вход со стороны Набережной Мойки, 94.

Войти во дворец можно с двух сторонВойти во дворец можно с двух сторон

Подойти к зданию дворца можно со стороны станций метрополитена Невский проспект или Адмиралтейская. При передвижении на автобусах (3,22,27) или на троллейбусах (5,22) нужно ориентироваться на остановку «Театральная площадь» или «Дворец труда».

В принципе дойти до Юсуповского дворца можно и пешком от Исаакиевской площади по Вознесенскому проспекту, а потом по улице Декабристов минут за 15-20. Или же прогуляться вдоль Набережной Мойки до парадного дворцового входа, а затем по Прачечному переулку или по улице Глинки дойти до туристического входа на улице Декабристов.

Вход для рядовых туристов осуществляется с улицы ДекабристовВход для рядовых туристов осуществляется с улицы Декабристов

Туристическое посещение дворца можно осуществить ежедневно с 11 до 18 часов. Также ежедневно можно прогуляться по парковой территории, которая открыта до 21 часа. Экспозиции Конюшенного флигеля при их наличии по понедельникам не работают.

До или после посещения дворца можно погулять в его паркеДо или после посещения дворца можно погулять в небольшом парке

Билеты на посещение дворца довольно дорогие – от 450 до 900 рублей. Но посетителям предоставляется возможность выбора экскурсионного маршрута. То есть можно осмотреть все доступные помещения дворца, а можно сходить только на экспозицию «Убийство Г.Распутина». Можно осмотреть только парадные залы второго этажа, а можно взять тематическую экскурсию. Как говорится, за ваши деньги любой каприз.

Но если уж вы дошли до этой удивительной питерской достопримечательности, то желательно осмотреть все, что можно! Льгот на приобретение входных билетов немного, но они есть. Только воспользоваться ими можно при покупке билетов непосредственно в кассе дворца. При покупке билетов через интернет скидки не предоставляются.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: