Арбат: история и достопримечательности

Арбат – одна из самых известных улиц Москвы. Здесь жили Пушкин и Андрей Белый, эту улицу воспевали Иван Бунин, Булат Окуджава и многие другие поэты и прозаики, а живописцы изображали ее на своих полотнах. И все они считали Арбат особым миром Москвы.

Содержание:

  1. История улицы Арбат
  2. Что посмотреть на Арбате

Посещая Москву, надо непременно заглянуть на Арбат. Ведь эта старинная пешеходная улица с очень интересной и долгой историей хранит удивительную ауру и может рассказать о становлении данного района столицы с 15 столетия, а так же поведать интересные факты из жизни многих известных российских деятелей культуры.

Сегодня Арбат, как одна из самых популярных московских улиц является пешеходнойСегодня Арбат, как одна из самых популярных московских улиц является пешеходной

История улицы Арбат

15-16 века

Улица Арбат берет свое начало от Площади Арбатские ворота, то есть от места бывших ворот Белого города столицы. Белый город начал формироваться с 14 столетия за Китай-городом, обнесенным Китайгородской стеной с проездными воротами, который, в свою очередь, окружал территорию Московского Кремля с посадом. Сегодня части этой стены можно увидеть со стороны Площади революции. Восстановлены и одни из проездных Китайгородских ворот – Воскресенские, выходящие на Манежную площадь.

Часть сохранившейся Китайгородской стены можно увидеть со стороны Площади революцииЧасть сохранившейся Китайгородской стены можно увидеть со стороны Площади революции

Белый город за Китайгородской стеной постепенно застраивался боярскими и княжескими усадьбами. Первоначально он был укреплен рвами и валами, затем деревянной крепостной стеной, сгоревшей во время одного из набегов крымских татар в 70-х годах 16 века, после чего началось возведение каменной крепостной Белогородской стены. Руководил строительными работами Федор Савельевич Конь. Граница крепостных стен бывшего Белого города проходит по нынешнему Бульварному кольцу.

Одними из проездных ворот Белого города были ворота Арбатские. После сноса утратившей стратегическое значение стены в конце 18 столетия, на месте Арбатских ворот, которые были снесены самыми последними, образовалась одноименная площадь. От Арбатских ворот начиналась дорога на Смоленск и Можайск, которая шла через еще незаселенную в начале 15 столетия территорию так называемого «всполья».

Так выглядели Арбатские ворота, по мнению художника Ф.АлексееваТак выглядели Арбатские ворота, по мнению художника Ф.Алексеева

Улица Арбат формировалась в 15-16 веках по мере заселения «всполья», на котором росли городские предместья, дворцовые слободы, имения, окруженные садами и ремесленные мастерские. Происхождение названия "Арбат"до сих пор не понятно, хотя версий имеется достаточно много.


К концу 16 столетия Москва была обнесена еще одной окружностью  в виде деревянных стен, окружающих слободы, именуемые Деревянным городом. И улица Арбатская оказалась как раз между Белогородскими воротами и воротами Деревянного города. После пожаров деревянные стены заменились земляным валом, граница которого практически совпадает с нынешним Садовым кольцом, и эта часть города стала именоваться Земляным городом.

С возведением нового ряда оборонительных стен, территория Москвы расширяласьС возведением каждого нового ряда оборонительных стен, территория Москвы расширялась

В середине 16 столетия Арбатская улица вошла в состав опричного удела, сформированного Иваном Грозным. Тогда же здесь появилась Стрелецкая слобода, которая занимала место правой четной стороны нынешнего Арбата. На территории этой слободы в начале 17 столетия появляется каменный Николо-Явленский Храм, утраченный в 30-е годы 20 века.

17-19 века

После прихода к власти династии Романовых, закончившей Смутное время, на Арбате разрастаются стрелецкие и дворцовые слободы. Одной из крупных слобод была слобода Конюшенная, относившаяся к Конюшенному приказу. О ее существовании напоминает название одного из переулков Арбата – Староконюшенный. Четыре стрелецких приказа заняли практически всю четную сторону улицы, причем два из них, став участниками стрелецкого бунта 1698 года будут почти полностью казнены, а два других будут участвовать в Северной войне. Были на Арбатской улице и другие слободы в виде Иконной, Царицыной, Плотничий и т.д. К 1700 году стрелецкие полки Москвы были упразднены Петром Первым.

В середине 17 века Алексей Михайлович переименовывает улицу Арбатскую в Смоленскую, но данное название не приживается. Название Смоленской улицы сохранилось лишь на небольшом участке, продолжающем Арбат после Садового кольца вплоть до Бородинского моста.

Количество слобод в районе Арбата постоянно рослоКоличество слобод в районе Арбата постоянно росло

Пожар 1736 года нанес Арбату очень сильный ущерб. Улицу было решено перестроить и расширить. С этого времени начинается аристократический период истории Арбата, на котором теперь строятся дворянские особняки Толстых, Ростопчиных, Долгоруких, Голицыных, Трубецких и прочих дворян. Особняки находились в окружении садов, а магазинов и доходных домов здесь в отличии от Никольской улицы не было.

В 1806 году вблизи Арбата, на одноименной площади началось возведение деревянного здания театра, который был рассчитан как раз на элитных зрителей, проживающих на Арбате и в его окрестностях. Новая реконструкция Арбата и его архитектурная история началась после Отечественной войны 1812 года. Разрушенные здания заменялись небольшими доходными особняками с бельэтажами и мезонинами, предназначенными под сдачу внаем, четко выдерживалась красная линия застройки.

В течение 18-19 столетий внешний вид Арбата кардинально меняетсяВ течение 18-19 столетий внешний вид Арбата кардинально меняется

На Арбате довелось снимать квартиру А.Пушкину и Н.Гоголю, Л.Толстому и М.Салтыкову-Щедрину. А.Чехову и А.Блоку. Родовые аристократические особняки постепенно сменились доходными домами, которые к концу 19 столетия стали иметь многоэтажный вид. Кроме того, здесь появилось множество разнообразных магазинов, гостиниц, трактиров и ресторанов. 

Именно в конце 19 века купцом Тарарыкиным здесь открывается ресторанное заведение «Прага», ставшее в советский период известной по роману «Двенадцать стульев» образцово-показательной столовой «Моссельпрома», в которой обедали Лиза и Киса Воробьянинов. Уже с 80-х годов 19 века по Арбату ходила конка, замененная в 1908 году трамваем.

Арбат был очень многолюдной улицей с оживленным транспортным движениемАрбат становится очень многолюдной улицей с оживленным транспортным движением

В силу того, что Арбат находился практически в центре Москвы, и здесь селилось много известных деятелей культуры и искусства, жизнь улицы была насыщенной и творческой. Здесь находился «Литературный особняк», в котором С.Есенин прочёл своего «Пугачева», и «Арбатский подвал», где часто выступал В.Маяковский. Художник В.Поленов запечатлел в своем знаменитом «Московском дворике» Спасопесковский переулок. Здесь звучала музыка С.Рахманинова и А.Скрябина, которые снимали на Арбате апартаменты. А театральная студия «Мастфор» стала началом творческого пути С.Эйзенштейна и С.Юткевича.

На Арбате работало знаменитое низкими ценами Общество русских врачей и Художественный электро-театра (кинотеатр), где в 1931 году был показан первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь».

20-21 века

Бурная культурная жизнь Арбата была прервана революционными событиями 1917 года. Кинотеатр «Художественный» стал штабом Белой гвардии. Там содержались и допрашивались пленные, велась запись в формировавшиеся полки. Оплот белогвардейцев красноармейцы обстреливали с 51-ого дома, который оказался самым высоким на улице.

На Арбате имелось несколько кинотеатровНа Арбате имелось несколько кинотеатров

После революции архитектурный облик Арбата вновь, уже в который раз, подвергся коренным изменениям. Часть сохранившихся домов была надстроена и объединена общими карнизами, ветхие дома разбирали, и на их месте возводились новые строения в стиле конструктивизма. Архитекторами братьями Стенбергами, которые известны как советские оформители Красной площади к социалистическим праздникам, была реализована идея о покраске всех зданий Арбата в один серо-пепельный цвет. Все эти новшества сгладили многоуровненность строений и унифицировали окраску. Бывшие аристократические особняки и доходные дома стали коммунальными квартирами, где селились приехавшие в столицу новые строители социализма.

Постреволюционные изменения в жизни общества затронули и облик АрбатаПостреволюционные изменения в жизни общества затронули и облик Арбата

Вплоть до смерти Сталина, Арбат был основной трассой его перемещения из Кремля и в Кремль, поэтому вся жизнь жителей Арбата находилась под пристальным наблюдением НКВД. Этому периоду истории Арбата посвящен известный роман писателя А.Рыбакова «Дети Арбата». Кстати, сам писатель также проживал на этой улице.

В 30-40-е годы портреты лидеров страны украшали начало АрбатаВ 30-40-е годы портреты лидеров страны украшали начало Арбата

В период фашистских бомбардировок периода Великой Отечественной войны было уничтожено здание Театра им.Вахтангова, а остатки декораций и мебели растащили местные жители. После войны в конце нечетной стороны Арбата появилась высотка МИДа, развернутая на Садовое кольцо и Смоленскую площадь.

Фашистские бомбардировки уничтожили здание Вахтанговского театраФашистские бомбардировки уничтожили здание Вахтанговского театра в 1941 году

В 60-х годах 20 века параллельно Арбату прокладывается Калининский проспект, и часть транспорта с Арбата была пущена по нему, что существенно сняло транспортную нагрузку. В годы «застоя» и «перестройки» на Арбате можно было встретить совершенно разношерстную публику от исконно московских интеллигентов и номенклатурных партийных работников до «лимитчиков», приехавших в столицу на заработки.

В 70-80-е годы 20 века была проведена огромная работа по реставрации архитектурного вида Арбата, вместо единого цвета фасады зданий получили свою первоначальную окраску, причем цветовые оттенки примененной керамзитовой штукатурки от нижнего этажа к верхнему менялись от насыщенного цвета к рассеянному. Кроме ремонта и реставрации зданий было решено окончательно освободить Арбат от транспорта. Песня «Последний троллейбус» Булата Окуджавы посвящена именно этому периоду истории улицы, когда здесь перестал ходить 39-й номер этого вида общественного транспорта (1982).

После всех реконструкций Арбат становится пешеходной туристической улицейПосле всех реконструкций Арбат становится пешеходной туристической улицей

После замены всех подземных коммуникаций центр Арбата вместо асфальта был покрыт брусчаткой, на которой установили цветочные вазоны, скамеечки и фонари. Новый облик Арбата не всем пришелся по душе. Начало жизни пешеходного Арбата было отмечено празднованием Дня смеха (1986), которое привлекло столько желающих поучаствовать, что улицу перекрыли во избежание давки. Данное мероприятие оказалось единственной подобной попыткой.

В постперестроечное время Арбат облюбовали сувенирные магазинчики, местные художники и музыканты. Образованные впоследствии подобные пешеходные улицы в других городах стали именовать местными «арбатами».

Арбат заполнился магазинами и местными художникамиАрбат заполнился магазинами и местными художниками

Хотя сегодняшний Арбат утратил часть своей уникальности, туристы любят гулять по нему, тем более, что протяженность улицы составляет всего чуть более километра, расположенного между Арбатской и Смоленской площадями. В 90-е годы 20 века часть Калининского проспекта, начинающегося от Площади Арбатские ворота, переименовали в Новый Арбат, а Арбат стали все чаще именовать Старым Арбатом.

По Арбату можно просто пройти, сфотографировавшись около самых известных памятников или достопримечательностей, а можно попробовать прикоснуться к истории, и и узнать о людях и событиях, происходивших в арбатских домах, которую они нам могут поведать, и перенестись на машине времени в другие ушедшие в прошлое эпохи.

Что посмотреть на Арбате

Прогулка по Арбату обычно начинается от Арбатской площади, куда можно дойти минут за 15 от Московского Кремля со стороны Александровского сада, или же от станции метро «Арбатская». На Арбате сохранилось очень много зданий застройки 19-начала 20 столетий. Многие из них были возведены на фундаментах домов более старых, относящихся ко временам Пушкина. Поэтому, проходя по этой улице, нужно внимательно присмотреться к каждому дому, ведь каждый из них хранит свои занимательные истории и помнит очень известных людей, которые или жили в них или заходили по каким-то делам.

Каждый из арбатских домов может рассказать интересные истории о своих владельцах или жильцахКаждый арбатский дом может рассказать интересные истории о своих владельцах или жильцах

Для любознательных туристов мы решили дать очень краткие справки обо всех арбатских домах. Поскольку улица Арбат пешеходная, что позволяет одинаково хорошо осматривать здания четной и нечетной сторон, мы рассказываем о них по кварталам, которые образованы пересекающими Арбат переулками.

Арбат имеет множество переулков как с четной, так и с нечетной стороныАрбат имеет множество переулков как с четной, так и с нечетной стороны

Первый квартал Арбата расположен между Арбатской площадью и переулком Арбатским, переходящим в Большой Афанасьевский. На четной стороне здесь расположены дома со 2-ого по 6-й, а на нечетной с 1-ого по 13-й.

Дома № 2-6

Ресторан «Прага» (дом №2)

Здание 17 столетия, выстроенное около Арбатской площади и впоследствии неоднократно перестраиваемое, во второй половине 19 века в качестве доходного дома изначально принадлежало крупной московской домовладелице Вере Фирсановой. Эта удивительно предприимчивая женщина, пожалуй, одна из первых подобных в России, была хорошо известна в Москве и за ее пределами. 

Вера Фирсанова была известной женщиной-предпринимателем 19-20 вековВера Фирсанова была известной женщиной-предпринимателем 19-20 веков

Став наследницей огромного состояния, она очень разумно распоряжалась деньгами и построила в городе множество зданий. В Электрическом переулке ею спонсировано строительство Дома для вдов и сирот (д.№5), на Петровке был возведен Петровский пассаж (ранее Фирсановский). Став собственницей Сандуновских бань, Вера Ивановна превратила их в лучший банный комплекс столицы.

Свое имение Середниково Фирсанова превратила в один из престижных культурных центров Подмосковья, который посещали Ф.Шаляпин, С.Рахманинов и многие другие известные люди. Станция железнодорожной ветки в районе Химки, начавшая свою историю как полустанок, и по сей день носит имя своей основательницы – Фирсановка. После революции Вера Ивановна была «уплотнена», то есть ей оставили только одну комнату, превратив весь дом в коммунальное жилье. Позднее Шаляпин помог перебраться ей в Париж, где она и скончалась в 1934 году.

Память О В.Фирсановой сохранилась в названии одной из подмосковных платформПамять о В.Фирсановой сохранилась в названии одной из подмосковных платформ

Так вот, именно в доходном доме Фирсановой № 2 на Арбате в 1872 году начал функционировать недорогой трактир под названием «Прага», который его постоянными покупателями назывался «Брагой». К концу 19 века ресторан становится собственностью Семена Тарарыкина, который выиграл его во время игры в бильярд у ставшего бывшим хозяина. При Тарарыкине трактир разрастается, реконструируется и превращается в один из престижнейших ресторанов Москвы.

Трактир "Прага", перейдя в собственность С.Тарарыкина, становится престижным рестораномТрактир "Прага", перейдя в собственность С.Тарарыкина, стал престижным рестораном

В начале 20 столетия здание неоднократно перестраивают то архитектор Л.Кекушев, то А.Эрихсон. Вместо огромного общего зала в ресторане были оборудованы отдельные кабинеты для различных компаний. Особенно впечатляли посетителей огромные новомодные зеркала. Крыша ресторана была превращена в зимний сад.

Ресторан "прага" неоднократно перестраивался и усовершенствовалсяРесторан "Прага" неоднократно перестраивался и усовершенствовался

В залах этого ресторана мхатовцы с А.Чеховым отмечали премьеру «Чайки», а художник И.Репин праздновал восстановление полотна «Иван Грозный убивает своего сына». Лев Толстой читал здесь для публики свой роман «Воскресение». Много знаменитостей видели стены ресторана, превращенного после революции в одну из Столовых «Моссельпрома», а позднее здесь разместили фонды Центральной научной библиотеки им. Н.Некрасова (1925).

В середине 50-х годов 20 века, после проведенной реконструкции, ресторан «Прага» вновь начинает принимать посетителей, для которых открылись девять изысканных залов, ротонда, шесть кабинетов, веранда и зимние сады. Первый этаж был превращен в специализированный магазин, где можно было приобрести кондитерскую продукцию, в том числе и очень дефицитные торты - «Птичье молоко» и «Прага».

В середине 50-х годов 20 века ресторан "Прага" вновь начал функционироватьВ середине 50-х годов 20 века ресторан "Прага" вновь начал функционировать

В 90-х годах прошлого века после новой реконструкции весь первоначальный декор был утрачен, уцелела только парадная лестница из мрамора. В начале 20-х годов века нынешнего началась новая реконструкция ресторана, в котором теперь будут размещаться апартаменты, музейная экспозиция об истории ресторана «Прага» и, конечно же, ресторанные залы.

Гостиница «Столица» (Дом №4)

Данное строение, как и многие дома на Арбате неоднократно перестраивалось. Его основу составляет дом середины 18 столетия. При дальнейших перестройках здание получило оформление в стиле классицизма. 

Дом № 4 известен старожилам Москвы как гостиница "Столица"Дом № 4 известен старожилам Москвы как гостиница "Столица"

С середины 19 века здесь функционировала гостиница «Столица», в которой останавливались И.Бунин, К.Бальмонт и многие известные люди, посещающие Москву.

Дом №6

Угловое 3-этажное здание, построенное в эклектическом стиле, появилось здесь в конце 19 столетия на месте утраченного дома середины 19 века (архитекторы И.Позднеев и С.Калугин). Дом принадлежал полковнику В.Тишенинову. В начале 20 века дом надстраивается четвертым этажом.

Дом № 6 датируется концом 19 - началом 20 столетийДом № 6 датируется концом 19 - началом 20 столетий

До революции здесь функционировало Общество воспитательниц и учительниц, а также фонды первого музея истории педагогической мысли в России.

Дома № 1-13

На нечетной стороне, напротив ресторана «Прага» и большой части 4-ого дома находится гигантский современный 8-этажный торгово-офисный комплекс «Альфа Арбат Центра» (дом №1), построенный здесь в начале 21 века (архитектор М.Песохин). Рядом со зданием ресторана офисный центр выглядит довольно громоздко и выпадает из исторической архитектурной концепции данного района.

Современный офисный гигант № 1 построен в начале Арбата напротив ресторана "Прага"Современный офисный гигант № 1 построен в начале Арбата напротив ресторана "Прага"

Для освобождения места при возведении этого торгово-офисного центра были снесены здания 19 столетия под номерами 5 и 7. 5-й дом когда-то был доходным домом Татарыкина, здесь находились лечебница и кондитерские, жили адвокаты и врачи. В 20-х годах 20 века здесь же располагался еврейский молитвенный дом. В доме № 7 во второй половине 19 века размещалась известная частная библиотека, а позже кинотеатр «Гран-Паризьен».

После революции в 7-м доме функционировали Дом печати с «Литературным особняком», так называлось кафе, где выступал С.Есенин со своей поэмой «Пугачев». Также в театральной студии «Мастафор», расположенной здесь же, начинали свой путь в искусстве Эйзенштейн с Юткевичем, С.Герасимов с Т.Макаровой и другие известные актеры и режиссеры.

Дом № 1 поглотил несколько ранее находившихся здесь зданийДом № 1 "поглотил" несколько ранее находившихся здесь строений

Таким образом, сегодня, после дома под номером 1 (Альфа Альянс Центр) нумерация домов продолжается комплексом бывших доходных домов – 9, 11 и 13, идущих единой связкой вплоть до Большого Афанасьевского переулка.

Дом № 9 перестраивался неоднократно. В 70-е годы 19 столетия архитектор Н.Гущин объединил в нем два жилых строения, а в 90-е годы того же 19 века здание было увеличено в длину и его фасад приобрел лепной декор в эклектическом стиле и оформился оригинальными витринами.

Дом № 9, как и многие арбатские дома,  перестраивался неоднократноДом № 9, как и многие арбатские дома, перестраивался неоднократно

До революции здесь функционировали Магазин головных уборов, Журнал «Сверчок» и булочная. А в 20-х годах прошлого века здесь было известное кафе под названием «Арбатский подвал», частыми посетителями которого были все известные поэты и прозаики того периода – С.Есенин с А.Дункан, А.Блок с А.Белым, Б.Пастернак с В.Маяковским и т.д. В конце 20 века здание стало 4-этажным, и до недавнего времени в нем располагался культурный центр Украины.

Дом № 11 возводился в начале 20 столетия как 3-этажный для нужд Общества акционеров «Московского частного ломбарда» (архитектор Н.Струков). В украшении его фасада можно увидеть львиные маски как отсыл к итальянскому ренессансу. В 30-х годах 20 века здание надстроили двумя верхними этажами.

Дом № 11 сооружен в стиле итальянского ренессансаДом № 11 сооружен в стиле итальянского ренессанса

В советский период в здании размещались издательства, нотный, книжный и канцелярские магазины.

Угловой 4-этажный дом № 13 был сооружен в 80-е годы 19 столетия (архитектор П.Зыков-сын). Его угловой фасад имел украшение в виде длинного балкона на втором этаже. В 30-е годы 20 века дом был достроен пятым этажом.

Дом № 13 находится на углу Арбата и Большого Афанасьевского переулкаДом № 13 находится на углу Арбата и Большого Афанасьевского переулка

Следующий квартал между Арбатским и Серебряным переулком также занимают в основном бывшие доходные дома. По четной стороне это 10, 12 и 16 номера. По нечетной – с 15 до 25-й.

Дома с 10 по 16

Сегодня вместо бывшего доходного дома Тоона (№10), возведенного на Арбате в начале 20 столетия (архитектор Н.Лазарев), находится новое современное здание, где функционирует Торговая галерея «Старая улица».

Современное здание № 10 находится на углу Арбата и Арбатского переулкаСовременное здание № 10 находится на углу Арбата и Арбатского переулка

В первой трети 19 столетия здесь стоял дом, в котором жил Ф.Кокошкин - известный директор театров Москвы. Его квартира была настоящим литературно-театральным салоном, где собирался весь московский бомонд.

Дом Орловых (№ 12)

Любознательному туристу будет интересно узнать, что на месте домов 12 и 14 в первой половине 18 столетия находились приходские дома самого известного храма Николы Явленного. Одним из домов владел дьяк Ф.С.Мануков, дочь которого, став женой лейб-гвардейского поручика Василия Суворова, именно здесь родила сына Александра будущего великого российского полководца – А.В.Суворова.

На месте дома № 12 когда-то находился особняк деда полководца А.СувороваНа месте дома № 12 когда-то находился особняк деда полководца А.Суворова

Впоследствии владение Манукова переходило из рук в руки, а после пожара 1812 года было поделено на два особняка (12 и 14 дома). В 80-х годах 19 века архитектором И.Владимировым здесь был возведен доходный дом для М.Орлова. В одной из его квартир в советский период жил поэт К.Вашненкин.

Между 12-м и 16-м домами сегодня находится стена. Но если включить воображение и узнать некоторые факты истории данного пространства, то прогулка станет намного интереснее. Итак,

Дом № 14. Дом «висельников» (не сохранился)

Дом под номером 14, к сожалению, не сохранился. Но это был объект с очень интересной историей и красивой архитектурой.

Сохранилась фотография дома № 14 на фоне также утраченного храма Николы ЯвленногоСохранилась фотография дома № 14 на фоне также утраченного храма Николы Явленного

Считается, что одно время он принадлежал князю Оболенскому, потом у дома были другие хозяева, которые сдавали его в аренду. Неприятности этого дома начались с первой поселившейся там семьи - полковника и его молодой жены. Жена в скором времени уходит к актеру, а полковник от горя вешается. Затем дом снимает чиновник с семьей (женой и пятью детьми), которых спустя месяц проживания в доме нашли задушенными. После этих событий дом долго стоял пустым. В нем обосновались бомжи, и он стал именоваться «домом с приведениями». В советские годы здесь располагался склад, а во время Великой Отечественной войны дом был сильно разрушен и более не восстанавливался.

Стена мира (утрачена)

Интересную историю имеет и стена, находящаяся между домами 12-м и 16-м, которая еще недавно функционировала под названием «Стена мира». История ее создания такова. Осенью 1990 года Москву посетила Каролина Маркс - американская художница, которая провела креативную акцию, приуроченную ко Дню города. В этот день, все гуляющие на Арбате граждане могли сделать свой авторский рисунок с антивоенной тематикой на заранее приготовленных художницей керамических плитках. И взрослые, и дети приняли очень активное участие в этой акции.

"Стена мира" в свое время была очень яркой достопримечательностью Арбата"Стена мира" в свое время была очень яркой достопримечательностью Арбата

Все плитки с рисунками прошли специальный обжиг и были использованы в составлении цветного панно под названием «Стена мира». Данная стена долгое время была известной и популярной достопримечательностью Арбата. Авторы многих рисунков с удовольствием искали свои работы в этом панно.

Но со временем стена стала жертвой уличных вандалов, которые рисовали поверх имеющихся рисунков все, что вздумается. А в 10-х годах 21 века стену и вовсе закрасили.

Кафе «Синий троллейбус» (утрачено)

Около утраченной «Стены мира» в 2009 году появился очень оригинальный арт-объект в виде кафе-троллейбуса. Старый синий троллейбус был переоборудован под кафе, ставшее местом сбора любителей бардовской песни.

В Кафе "Синий троллейбус" можно было перекусить и послушать бардовские песни В Кафе "Синий троллейбус" можно было перекусить и послушать бардовские песни

Название кафе «Синий троллейбус» являлось отсылом к известной песне Б.Окуджавы, который написал ее в честь последнего троллейбуса, прошедшего по Арбату, ставшему пешеходным. Около этого кафе и внутри него собирались авторы и исполнители бардовской песни, устраивали концерты, а в самом кафе подавалась еда и выпивка. За несанкционированную продажу спиртного кафе закрыли в 2015 году. После закрытия троллейбус простоял на Арбате еще 4 года как местная достопримечательность, но потом его убрали.

Храм Николы Явленного (утрачен)

Этот храм, находившийся позади дома № 16, был одной из старейших московских церквей, основанной, якобы при Борисе Годунове. Он находился на перекрестке Арбата с Серебряным переулком, с которого и осуществлялся к нему проход. Это была очень известная и почитаемая церковь, украшение и символ Арбата. Храм 16 столетия был перестроен в 1860 году архитектором Н.Козловским. Он был однокупольным и четырехстолпным. Роскошная шатровая Колокольня, возведенная в 1689, оставалась без изменений. Она находилась между домами № 14 и № 16, на котором сегодня можно увидеть памятную доску. 

О существовании храма Николы Явленного напоминает только мемориальная доскаО существовании храма Николы Явленного напоминает только мемориальная доска

Храм и Колокольня были снесены в 1931 году. Вместо церкви была построена средняя общеобразовательная школа, а сейчас там находится Следственный комитет РФ. Рядом с Колокольней находились здания, принадлежавшие церковному приходу. Сегодня в одном из них под номером 16 находится Центр сказок и развлечений с современным предложением Музея иллюзий, Лабиринтом страха и т.д.

В месте бывшего храма находится детский развлекательный центрВ месте бывшего храма находится детский развлекательный центр

Доходные дома с 15 по 25

Дом №15

Это здание с исторической точки зрения интересно тем, что в 30-е годы 19 века оно было 2-этажным, и здесь располагалась юридическая контора, в которой А.Пушкин оформлял документы на аренду квартиры в 1831 году. В начале 20 столетия здесь функционировал кинотеатр под названием «Большого Пражского театра», который на самом деле был небольшим душным помещением.

Дом № 15 связан с именем одного из его владельцев - С. БобовичемДом № 15 связан с именем одного из его владельцев - С. Бобовичем

Уже тогда владельцем этого доходного дома был С.Бобович, который в 1910 году перестраивает двухэтажный дом в многоэтажный. Поэтому до революции здание именовалось Доходным домом С.Бобовича. В советский период здесь функционировал известный московский обувной магазин «Скороход».

Дом № 17

В конце 19 столетия на месте бывшего владения ближайших родственников писателя Д.Фонвизина архитектор А.Гунст возводит 4-этажный доходный особняк. Гунст также имеет отношение и к созданию знаменитого Вахтанговского театра, ведь он был приятелем Е.Вахтангова, и они вместе основали театральную студию, из которой впоследствии родился театр.

Дом № 17 возводился в 19 веке для родственников писателя ФонвизинаДом № 17 возводился в 19 веке для родственников писателя Фонвизина

До революции в этом здании находились магазины - игрушечный и ювелирный. В 30-е годы 20 века дом стал 6-этажным.

Соседний 19-й дом является современным строением (1994). Здесь можно посетить магазины и кафе. Возведение дома № 21 относится ко второй половине 19 века.

Дом № 23 (Дом А.Ечкина)

4-этажный доходный дом А.Ечкина под номером 23 появился на Арбате в начале 20 века (архитектор Н.Лазарев) на месте бывшего дома родственников известного путешественника Н.Пржевальского. Фасад здания был украшен декором из лепных и металлических элементов, керамической плитки и т.д. В этой гостинице был установлен лифт, телефон и другие современные технические достижения. Нижний этаж был сдан под магазины.

Дом № 23 сохранился практически в первозданном видеДом № 23 сохранился практически в первозданном виде

Данное здание для любознательных туристов интересно тем, что оно не было достроено в советский период и сохранило свой первоначальный облик. В 1910 году владельцем дома стал историк С.Веселовский, на деньги которого рядом строится новый 5-этажный дом в виде корпуса №2. Семья историка поселяется там на последнем этаже, остальную недвижимость сдавая в аренду. Мансарда была арендована скульптором С.Коненковым, который активно занимался революционной деятельностью.

В хорошем состоянии у доме № 23 сохранились элементы декора в стиле модернВ хорошем состоянии у доме № 23 сохранились элементы декора в стиле модерн

После революции семья Веселовских была уплотнена, но как историк Степан Борисович продолжал работать и печатать свои труды. Интересно, что этот ученый вел дневник, содержащий много интересных фактов о революционных переменах общества, но он до сих пор не напечатан.

Дом Общества русских врачей (№ 25)

В начале 19 столетия на этом месте находился дом Н.Тинякова, родственника А.Грибоедова. Здесь жил Д.Давыдов, которого в 1826 году навещал А.Пушкин. К 70-м годам 19 века владельцем дома стал предприниматель А.Пороховщиков, который перестраивает здание. Данное угловое строение с 1870 до революции снимало Общество русских врачей.

Дом № 25 имеет долгую и богатую историюДом № 25 имеет долгую и богатую историю

С начала 20 века так же до революционных событий второй этаж был арендован под классы живописи, которые вели известные художники К.Юон и И.Дудин. Стены данных классов помнят Р.Фалька и В.Фаворского, А.Куприна и Д.Бурлюка, С.Городецкого и В.Мухину, а также многих других. Сегодня в этом здании размещена экспозиция Музея телесных наказаний.

После Серебряного переулка, переходящего в Староконюшенный, Арбат продолжается по нечетной стороне до Калошина переулка, а по четной его пересекают два переулка – Малый Николопесковский и Большой Николопесковский.

Доходные дома 27-33

Дом № 27

Угловой дом, в котором сегодня находится сувенирный магазин «Арбатская лавица», был построен в качестве доходного дома в 1912 году архитектором С.Кулагиным. Он принадлежал С.Е.Трындину и А.Щепотьевой.

Дом № 27 находится на углу Арбата и Староконюшенного переулкаДом № 27 находится на углу Арбата и Староконюшенного переулка

В оформлении фасадов были применены декоры неоклассического стиля и стиля модерн. Особое очарование строению придавала угловая башенка, а также арочная форма оконных и дверных проемов. В начале 21 столетия башенка была окружена достроенной мансардой, на фоне которой она немного потерялась.

Дом № 29

Этот доходный дом в виде гостиницы, так же как и 23-й дом, был построен архитектором Н.Лазаревым в стиле модерн в 1906 году. Чудом в этом здании сохранилось оформление фасада с переплетающимися решетками балконов и даже частично интерьер.

В оформлении дома № 29 можно увидеть сохранившиеся элементы стиля модернВ оформлении дома № 29 можно увидеть сохранившиеся элементы стиля модерн

В 20-х годах 21 века здесь была проведена масштабная реконструкция.

Дом № 31

Одна из частей дома № 31 (левая) была в первой половине 19 столетия отдельным строением, в котором после ссылки проживал в 1839 году русский революционный поэт Н.Огарев. У него часто собирались представители передовой русской интеллигенции того времени, среди которых был и его друг А.Герцен. Позднее здесь проживал А.Тучков, один из участников декабристского движения и другие интересные люди.

Дом № 31 строился и перестраивался в 19 столетииДом № 31 строился и перестраивался в 19 столетии

В конце 80-х годов 19 столетия этот дом стал частью Доходного дома, возведенного архитектором М.Пиотровичем. После революции здесь были образованы коммунальные квартиры.

Дом 33 (М.О Лопыревского)

Это 3-этажное строение в качестве очередного доходного дома появилось на Арбате на стыке 60-70-х гг. 19 столетия. Построил его архитектор М.Лопыревский, который и был его собственником. До этого строительства в данном месте находилось три дома – один деревянный и два каменных. 

Дом М.Лопыревского был построен во второй полоне 19 столетияДом М.Лопыревского был построен во второй полоне 19 столетия

К концу 19 века дом был выкуплен у архитектора городской управой для организации в нем бесплатного родильного приюта и школьной амбулатории. Первый этаж, как и при М.Лопыревском оставался в распоряжении множества магазинов.

В советские годы в данном доме более 40 лет жил и работал советский философ А.Лосев, памятник которому установлен сегодня во дворе дома. А в самом здании сегодня функционирует «Дом А.Ф.Лосева» в виде Библиотеки истории русской философии и культуры.

Дом № 33 известен как Доходный дом М.ЛопыревскогоДом № 33 прославил и живший в нем философ А.Лосев

Далее, между переулками Калошиным и Кривоарбатским находится всего один, но самый крупный дом Арбата, который имеет номер 35 и о котором рассказано ниже. А мы пока познакомимся с домами противоположной четной стороны, которые находятся напротив комплекса домов 27-33 и имеют нумерацию с 18 по 22 дом.

Доходные дома 18-22

Эти здания находятся на четной стороне между Серебряным и Малым Николопесковским переулками.

Дом № 18 является современным 7-этажным зданием, построенным в 21 столетии на месте 4-этажного доходного дома, когда-то принадлежащего Храму Николы Явленного. А вот его строение №2, находящееся по соседству, вдоль Серебряного переулка и также построенное специально для Николо-Явленного храма сохранилось и при желании его можно увидеть.

Дом № 18 - современное жилое строение - находится на перекрестке Арбата с Серебряным переулкомДом № 18 находится на перекрестке Арбата с Серебряным переулком

6-этажный жилой дом № 20 был возведен советскими архитекторами В.Маятой и М.Сегалом в конце 20-х годов 20 столетия в стиле конструктивизма. Здесь находилось множество коммунальных квартир, в которых проживали известные деятели культуры и искусства. В частности здесь находилась квартира Л.Лавровского – известного артиста балета и главного балетмейстера Большого театра.

Дом № 20 - один из образцов советского конструктивизма 20-х годов 20 векаДом № 20 - один из образцов советского конструктивизма 20-х годов 20 века

До постройки этого коммунального строения на этом месте находился особняк М.Алексеевой, а еще раньше дом Н.Киреевского, в котором А.Пушкин навещал проживающего там А.Булгакова.

Лавка Виноградовых (дом № 22) в качестве одноэтажного торгового комплекса была построена сразу же после окончания Отечественной войны 1812 года. В начале 20 века рядом было пристроено второе похожее здание. Сегодня здесь находятся кафе и небольшие магазинчики.

Театр Вахтангова (дома № 24-26)

Два здания, относящиеся к деятельности знаменитого Театра им.Е.Вахтангова, находятся между Малым Николопесковским и Большим Николопесковским переулками.

Сегодня в здании дома № 24 функционирует Новая театральная сцена, относящаяся к театру Вахтангова. Здание находится на месте снесенного в середине 90-х годов 20 века доходного дома конца 19 века, построенного архитектором С.Калугиным, создателем Петровского пассажа и Сандуновских бань.

В доме № 24 кроме Новой сцены Вахтанговского театра имеется много магазиновВ доме № 24 кроме Новой сцены Вахтанговского театра имеется много магазинов

В советские годы здесь жили многие известные актеры, в частности С.Лукьянов и Н.Гриценко. Сегодня здесь можно посмотреть спектакли Вахтанговского театра, посетить Арт-кафе и увидеть музейную экспозицию, посвященную спектаклю «Возьмите зонт, мадам Готье». Также, с другой стороны здания находятся различные магазины.

Один из известнейших московских театров, носящий имя Евгения Вахтангова, занимает здание № 26. Как самостоятельный коллектив театр образовался в 1913 году из Студенческой драматической студии МХАТа. Первый спектакль нового коллектива состоялся в ноябре 1921 года. А в 1926 году театру присвоили имя руководителя Е.Вахтангова. С 1921 года новому театральному коллективу было предоставлено здание 70-х годов 19 столетия под номером 26 на Арбате, построенное в свое время архитектором А.Каминским для предпринимателя В.Н.Сабашникова. 

В 20-е годы Театр Вахтангова функционировал в бывшем доме В.СабашниковаВ 20-е годы Театр Вахтангова функционировал в бывшем доме В.Сабашникова

Здание было реконструировано под театр в 30-е годы 20 века и у него был обновлен фасад. В таком виде оно функционировало до июля 1941 года, когда во время одной из фашистских бомбардировок здание театра было уничтожено.

После реконструкции 30-х годов Театр Вахтангова выглядел таким образомПосле реконструкции 30-х годов Театр Вахтангова выглядел таким образом

Новое здание театра возводится во второй половине 40-х годов 20 века архитектором П.Абросимовым. В 1997 году около театрального здания устанавливается Памятник героине самого известного вахтанговского спектакля Принцессе Турандот, приуроченный к 75-летнему юбилею постановки. Сегодня данный памятник – одна из самых узнаваемых достопримечательностей Арбата.

Театр Вахтангова с Памятником Принцессы Турандот - одна из достопримечательностей АрбатаТеатр Вахтангова с Памятником Принцессы Турандот - достопримечательность Арбата

Восседающая на троне позолоченная фигура Принцессы Турандот возвышается над ротондой, находящейся в центре серой гранитной фонтанной чаши (скульптор А.Бурганов). По вечерам фонтан красиво подсвечивается.

По соседству с Театром Вахтангова находится еще несколько театральных подмостков Москвы. Это бывший Московский драматический театр им.Р.Симонова, который сегодня именуются как Симоновская сцена Вахтанговского театра (Калошин переулок, 10). Это здание находится позади 33-ого арбатского дома. К нему интересно подойти хотя бы для того, чтобы увидеть там объединенный Памятник трем народным артистам СССР В.Лановому, В.Этушу и Ю.Яковлеву.

А около Принцессы Турандот надо непременно сфотографироваться на память Около Принцессы Турандот надо непременно сфотографироваться на память

В Калошин переулок смотрит, функционирующий с 1964 года, Дом актера им.А.Яблочкиной, который создан в качестве актёрского клуба и места неформального общения театральных деятелей (дом № 35).

«Дом с рыцарями» (№ 35)

Этот прекрасный образец неоготического стиля был возведен на Арбате между Калошиным и Кривоарбатским переулками накануне Первой мировой войны архитектором В.Дубовицким как доходный дом Филатовых. 7-этажное сооружение в те времена было настоящим небоскребом и явной доминантой всей улицы.

В начале 20 столетия дом № 35 был столичной высоткойВ начале 20 столетия дом № 35 был столичной высоткой

Этот дом с большими просторными помещениями, с 5-6 комнатными квартирами, с мраморными лестницами и витражами предназначался для проживания самой элитной и богатой публики. В советский период часть этих многокомнатных квартир стала коммуналками, а часть целиком была отдана видным деятелям, таким как председателю ВЧК Н.Подвойскому и командующему войсками Московского округа И.Белову. Здесь вырос композитор Э.Колмановский.

Этот дом часто именовался как «Дом с рыцарями» или «Арбатский замок», ибо был украшен стоявшими в нишах фигурами рыцарей. Сегодня здесь размещается Дом актера и его офисы.

Дом № 35 не единственный московский до, украшенный фигурами рыцарейДом № 35 не единственный московский дом, украшенный фигурами рыцарей

К дому №35 с противоположной стороны выходит Большой Николопесковский переулок, с которого начинается новый квартал четной стороны от дома № 28.

Доходные дома № 28 - 36

После Тетра им. Е.Вахтангова по четной стороне идет квартал между Большим Николопесковским и Спасопесковским переулками (дома с 28 по 36). Это преимущественно доходные дома.

Угловое 3-этажное строение № 28 постройки начала 20 столетия (архитектор А.Остроградский) принадлежал почетному гражданину Москвы М.Скворцову. В советские годы здесь были коммунальные квартиры, а сегодня функционирует медицинская организация «Моситалмед».

Дом № 28 находится на углу Арбата и Большого Николопесковского переулкаДом № 28 находится на углу Арбата и Большого Николопесковского переулка

Следующая пятиэтажка № 30 также появилась на Арбате в начале прошлого века (архитектор Н.Боборыкин) как доходный дом А.Титова. Здесь функционировали редакция и химико-бактериологическая лаборатория, имелся сдаваемый жилой фонд. На фасаде имеется несколько мемориальных досок, напоминающих, что в этом доме жили до революции русский живописец С.В. Иванов, а в советские годы писатель Ю.Казаков.

Дом № 30 был известен в начале 20 столетия как Доходный дом А.ТитоваДом № 30 был известен в начале 20 столетия как Доходный дом А.Титова

Тем, кто хорошо знаком с творчеством А.Барто, будет интересен тот факт, что в ее стихотворении «Снегирь» описывается зоомагазин, расположенный в доме №30, который назывался «Сказка на Арбате».

Когда-то в доме № 30 находился известный зоомагазин, упоминаемый в стихотворении А.БартоВ доме № 30 находился известный зоомагазин, упоминаемый в стихотворении А.Барто

Внимание туристов наверняка привлечет эклектическая архитектура 3-этажного дома № 32, принадлежащего до революции адвокату А.Урусову, называемого современниками первооткрывателем русской уголовной защиты. Этот дом был построен в 80-х годах 19 столетия.

Этот нарядный дом под номером 32 появился на Арбате во второй половине 19 векаЭтот нарядный дом под номером 32 появился на Арбате во второй половине 19 века

К дому Урусова примыкает двухэтажный особняк № 34, возведенный в конце 80-х годов 19 века архитектором В.Гавриловым. А далее следует угловое 2-этажное строение под номером 36, относящееся ко второй половине 18 столетия в качестве главного дома усадьбы И.Королева.

Угловой 36-й дом примыкает к 34-ому дому, составляя комплекс домов 19 векаУгловой 36-й дом примыкает к 34-ому дому, составляя комплекс домов 19 века

Конечно, впоследствии здание неоднократно перестраивалось и в нем в разное время находились различные организации – медицинские, издательские, фотоателье. Сегодня здесь можно приятно провести время в Музее парфюмерии, которое работает ежедневно с 12 до 20 часов.

Дома 28-36 на четной стороне немного смещены относительно нечетной стороны, где в этом же квартале находятся дома с 37 по 45. Данный квартал нечетной стороны начинается со знаменитой «Стены Цоя», которая в отличие от арбатской «Стены мира» пока еще не утрачена.

Стена Цоя

Эта символическая достопримечательность Арбата появилась на стене дома № 37, смотрящей на Кривоарбатский переулок, в 1990 году, непосредственно после гибели певца. До истечения срока 40 дней после смерти известного рок-музыканта здесь ежедневно дежурила молодежь – поклонники Цоя.

Стена Цоя не только достопримечательность Арбата, но и культовое место для рок-музыкантовСтена Цоя не только достопримечательность Арбата, но и культовое место рок-музыкантов

Стена была покрыта надписями из самых известных песен группы «Кино» и признаниями в любви к певцу, здесь же был размещен и портрет Виктора Цоя. Есть здесь и специальная пепельница, в которой принято оставлять надломленные прикуренные сигареты. Эта московская достопримечательность является настоящим народным мемориалом. А мы продолжаем знакомиться с домами Арбата по нечетной стороне между Кривоарбатским и Плотниковым переулками (№37-45).

Доходные дома № 37-45

Двухэтажный дом № 37, одна из стен которого стала «Стеной Цоя», был главным домом княжеской усадьбы В.Хованского с конца 18 столетия. После Отечественной войны 1812 года фасад дома приобрел черты стиля ампир. 

Дом № 37 был главным домом усадьбы В.Хованского в конце 18 столетияДом № 37 был главным домом усадьбы В.Хованского в конце 18 столетия

В 20-е годы 19 столетия особняк принадлежал внуку Екатерины Второй В.Бобринскому. В 40-е годы 19 века дом отошел к Военному ведомству в качестве здания военного суда. Такая функция сохранилась у здания и в советский период.

Двухэтажное здание начала 19 столетия №39, в котором когда-то находилась женская гимназия, а затем Кинотеатр, было снесено в начале 21 века. Сегодня на его месте находится современный новодел, стилизованный под старину. В объем этого строения вошла территория и снесенного дома № 41.

Дом № 39 поглотил и здание под номером 41Дом № 39 "поглотил" и здание под номером 41

6-этажный дом №43 является результатом перестройки в середине 30-х годов 20 века ранее существовавших здесь зданий. В одной из коммунальных квартир этого дома, находящейся на 4-м этаже прошло детство известного поэта-барда Б.Окуджавы.

В доме № 43 жил Булат Шалвович ОкуджаваВ доме № 43 жил Булат Шалвович Окуджава

Жилое 5-этажное строение № 45 также относительно современная постройка. Дом был построен в начале 30-х годов 20 века на месте снесенного храма 17-19 столетий «Никола, что в Плотниках». Фасады первого этажа здания оформлены дорическими полуколоннами, а верхние этажи рустированы наподобие Грановитой палаты Московского Кремля.

В доме № 45 жили многие почетные и известные люди, в том числе потомки А.Пушкина и Л.Толстого, полярный исследователь И.Папанин и архитектор В.Щуко, переводчик «интернационала» на русский язык А.Коц и автор многочисленных книг о Ленине М.Шагинян. Жила здесь до конца своих дней и выдающаяся революционерка В.Фигнер, а также один из организаторов массовых репрессий Н.Ежов.

В доме № 45 проживало много известных деятелей 20 столетияВ доме № 45 проживало много известных деятелей 20 столетия

Данный квартал нечетной стороны заканчивается Плотниковым переулком. Напротив 45 дома начинается новый квартал четной стороны, расположенный между Спасопесковским и Троилинским переулками, в котором находятся дома с нумерацией 38-48.

Доходные дома 38-48

Угловой дом под №38 называется доходным домом А.Ф.Чулкова. Именно этот купец в начале 20 века надстроил имеющееся 2-этажное строение по Арбату и пристроил к нему 4-этажное здание по Спасопесковскому переулку. Строительными работами и оформлением фасадного декора занимался архитектор Н.Матвеев, который придал зданию эклектический вид с элементами модерна.

Дом № 38 находится на углу Арбата и Спасопесковского переулкаДом № 38 находится на углу Арбата и Спасопесковского переулка

Доминирующим акцентом углового строения является верхний щипец скошенного угла, выполненный в стиле барокко. В начале 20 столетия на 4-м этаже этого здания жил русский писатель Б.Зайцев, который был знаком с А.Белым, Л.Андреевым, М.Волошиным, И.Буниным и многими другими известными современниками. И все они бывали в квартире Зайцева, а Иван Бунин даже встретил там свою будущую жену В.Николаеву.

Постройка здания № 40 как доходного дома П.Громова тоже относится к первому десятилетию 20 столетия (архитектор И.Герман). В фотоателье, расположенном в подвале этого дома, работали известные мастера – Г.Биргант (до революции), и М.Наппельбаум (после Великой Отечественной войны).

В доме № 40 когда-то функционировало популярное в городе фотоательеВ доме № 40 когда-то функционировало популярное в городе фотоателье

Дом №42 является перестроенным в 1986 году строением начала 19 столетия. Именно тогда здесь появляется деревянный особняк, принадлежавший капитанше Е.Хвощинской. Во второй половине 19 века здание было частично перестроено и получило новый фасадный декор в стиле эклектика (архитектор И.Каминский).

Дом № 42 - новодел, повторяющий облик исторического здания 19 столетияДом № 42 - новодел, повторяющий облик исторического здания 19 столетия

Владелицей этого особняка в 20-30-е годы 19 века была дочка А.Суворова – Наталья, являющаяся женой графа Н.Зубова, известного тем, что он состоял в числе заговорщиков против Павла Первого, и именно он нанес первый удар императору в роковую ночь его убийства в Михайловском замке. Наталья жила на Арбате со своими шестью детьми, уже став вдовой.

Создание новодела 42-ого дома было продиктовано необходимостью. Старый дом разрушался и мог рухнуть в любой день. Новое здание постарались построить с соблюдением всех объемов и элементов декора снесенного исторического объекта. В новом строении долгое время размещался культурный центр Грузии «Мзиури».


Дом № 44 был перестроен из главного дома бывшей усадьбы Р.Тургенева – прадеда великого русского писателя, возведенного здесь в середине 18 столетия. 

Дом № 44 находится на Арбате с 18 столетияДом № 44 находится на Арбате с 18 столетия

В 19 столетии он восстанавливается после пожара 1812 года, потом перестраивается его фасад, приобретая элементы барокко. В начале 20 века с правой стороны фасада появляется полукруглая пристройка.

В здании № 46, возведенном в 1928 году, функционирует Арбатская АТС. Здание является типовым образцом стиля конструктивизм. 

 Современное здание Арбатской АТС находится напротив Музея-квартиры А.С.ПушкинаСовременное здание Арбатской АТС находится напротив Музея-квартиры А.С.Пушкина

Перед этим зданием, находящимся напротив 53-ого дома, где расположен Музей-квартира А.С.Пушкина, находится известный памятник «Пушкин и Натали».

Памятник «Пушкин и Натали»

Этот памятник, увековечивший момент счастливого бракосочетания Александра Пушкина и Натальи Гончаровой, как бы направляющихся в свою первую совместную квартиру в дом Хитрово, установлен на Арбате в 1999 году.

Памятник "Пушкин и Натали" установлен напротив дома № 53Памятник "Пушкин и Натали" установлен напротив дома № 53

Над созданием данной бронзовой композиции работал коллектив авторов, состоящий из скульпторов Александра и Игоря Бургановых, архитекторов Е.Розанова и Е.Шумова. Пара влюбленных изображена в момент венчания. Они держатся за руки и готовы идти вместе вперед по жизни.

Заканчивается данный квартал нечетной стороны домом № 48. Это комплекс двух строений, носящих один номер. Правая его часть является 2-этажным домом начала 19 столетия в стиле ампир, а левая часть – 3-этажным строением 70-х годов 19 столетия.

Дом № 48 создавался поэтапно в течение 19 столетияДом № 48 создавался поэтапно в течение 19 столетия

В 90-е годы 20 века правое строение было частично заменено на новодел-муляж, возведенный по образу снесенного здания. Сегодня здесь размещается Концертный зал Центра П.Слободкина. По другую сторону вышеописанных зданий, на нечетной стороне данного квартала между Плотниковым и Денежным переулками располагаются дома с 47 по 55.

Дома 47-55

Сдвоенное 4-этажное строение 47-ого и 49-ого домов было возведено на Арбате как очередной доходный дом в 1910 году архитектором М.Холмогоровым. 

Комплекс домов с номерами 47 и 49 был построен на Арбате в начале 20 столетияКомплекс домов с номерами 47 и 49 был построен на Арбате в начале 20 столетия

В советский период дом был превращен в коммунальный и надстроен еще двумя этажами, став 6-этажным.

Памятник Б.Окуджаве

Подъезды дома № 47 расположены со стороны Плотникова переулка. Сегодня в нем находится Памятник Б.Окуджаве. Он был установлен здесь к дню рождения барда в 2002 году (скульптор Г.Франгулян).

Булат Шалвович Окуджава как будто выходит из Плотникова переулкаБулат Шалвович Окуджава как будто выходит из Плотникова переулка

2,5- метровая фигура Булата Шалвовича изображает его выходящим из арбатского дворика, образ которого воплощен в бронзовых полуарках подворотни со скамейками. Образ подворотни дополняет живое дерево. Хотя данное изображение барда не всем нравится, тем не менее, это уже устоявшаяся достопримечательность Арбата, около которой любят фотографироваться туристы.

Дом № 51 состоит из трех 8-этажных корпусов, возведенных очень близко друг к другу. Этот комплекс в качестве доходных строений появился накануне Первой мировой войны в стиле рационального модерна и известен как Дом В.Панюшева. В оформлении фасадов использовалась облицовка керамической плиткой.

В одной из квартир дома № 51 писатель А.Рыбаков написал роман "Дети Арбата"В одной из квартир дома № 51 писатель А.Рыбаков написал роман "Дети Арбата"

В одной из квартир этого дома в 1920 году в свое последнее посещение столицы гостил А.Блок. Он жил у литературоведа П.Когана, занимающего 89-ю квартиру. С начала 20-х до начала 30-х годов жильцом этого дома был автор нашумевшего произведения «Дети Арбата» А.Рыбаков, так что данный дом был одним из действующих героев данного романа, а так же таких произведений как «Кортик» и «Выстрел».

Дом № 53. Музей-квартира А.С.Пушкина

Этот старинный дом, перестроенный из палат начала 18 столетия, которые увеличились за счет возведения второго этажа и расширения первого, чудом сохранился до нашего времени практически в первозданном состоянии. Лишь увеличилась высота оконных проемов второго этажа, а на первом этаже три окна были заменены двумя дверьми. Так же в 19 столетии у дома появилась колоннада, которая впоследствии была демонтирована.

Дом № 53,хранящий воспоминания об А.С.Пушкине, чудом сохранился до наших днемДом № 53,хранящий воспоминания об А.С.Пушкине, чудом сохранился до наших дней

В начале 19 столетия этот особняк принадлежал коллежскому асессору Н.С.Хитрово. Именно в этом арбатском доме проходит первый счастливый период семейной жизни А.С.Пушкина. В 1830 году семья Натальи Гончаровой принимает его предложение руки и сердца, и молодой влюбленный начинает готовиться к свадьбе. Осенью он отправляется в имение Болдино приводить в порядок имение, но застревает там из-за холерного карантина на три месяца, известных как плодотворный творческий период «болдинской осени».

В декабре Пушкин, наконец, возвращается в Москву и начинается активная подготовка к бракосочетанию. В поисках квартиры Пушкин отдает предпочтение Арбату. Он часто здесь бывал у друзей, ему нравится эта уютная улочка. Поэтому он выбирает небольшую квартиру в особняке Хитрово, на которую оформляет договор аренды. Бракосочетание состоялось в феврале 1831 года, 18 числа. И Пушкин привозит молодую жену в снятые комнаты 53-ого дома.

В квартире дома 53 Александр Пушкин и Наталья Гончарова начали свою семейную жизньВ квартире дома 53 Александр Пушкин и Наталья Гончарова начали свою семейную жизнь

Прожили здесь молодые очень недолго, уже в мае 1831 года они переезжают в Санкт-Петербург, но память о пребывании здесь поэта сохранена и увековечена. Сегодня здесь можно посетить Музей-квартиру Пушкина, функционирующую с 1986 года, и подойти к Памятнику Пушкину и Наталье Гончаровой, установленного напротив 53-ого дома.

Впоследствии в 53-м доме проживали и другие известные люди. Например, в 80-е годы 19 века одна из здешних квартир снималась родным братом П.Чайковского, и известному композитору довелось провести с родственниками новогоднюю ночь уходящего 1884 года. Снимали здесь жилье Марина Цветаева и близкие С.Рахманинова. После революционного переворота недолгое время здесь функционировал коллектив Окружного самодеятельного театра, в составе которого активно творили В.Мейерхольд и В.Маяковский.

Дом № 55. Музей-квартира Андрея Белого

Доходный дом под номером 55, продолжающий нечетную сторону Арбата, сооружен в 70-е годы 19 столетия архитектором М.Арсеньевым. Здесь проживали университетские профессора, ибо часть здания принадлежала Московскому университету.

Часть квартир дома № 55 принадлежала Московскому УниверситетуЧасть квартир дома № 55 принадлежала Московскому Университету

Одну из университетских квартир на третьем этаже занимал декан физико-математического факультета Университета Н.В.Бугаев – известный профессор математики, один из основателей Московского математического общества. В октябре 1880 года в семье Бугаевых рождается сын Борис, который станет впоследствии очень известным поэтом-символистом под псевдонимом Андрей Белый.

Сегодня в квартире Бугаевых находится Музей-квартира Андрея Белого, которую очень интересно посетить. С начала 20 столетия здесь происходили встречи активных членов кружка символистов «Аргонавты». А.Белый был хорошо знаком с А.Блоком и М.Волошиным, З.Гиппиус и В.Брюсовым. Одним из лучших друзей А.Белого оказался сосед по подъезду, живший этажом ниже, Сергей Соловьев, являющийся родным племянником знаменитого историка.

В квартире-музее Андрея Белого посетители погружаются в аутентичность начала 20 столетияВ музее Андрея Белого посетители погружаются в аутентичность начала 20 столетия

Посетить этот очень информационно-насыщенный музей можно по средам, пятницам, субботам и воскресеньям с 10 до 17 часов. По четвергам музей работает в вечернее время с 12 до 21 часа. Для людей, мало знакомых с творчеством А.Белого, желательно взять экскурсию.

Последним зданием Арбата на нечетной стороне является гостиница (дом № 57), сооруженная здесь в 30-е годы 20 века в стиле позднего конструктивизма (архитекторы Д.Булгаков и И.Голосов). В первую половину 50-х гг. того же века, у 57-ого дома появился пристрой в виде высотки МИДа, которая к Арбату уже не относится.

Высотка МИД, выходящая на Садовое кольцо, соединена с домом 57 улицы АрбатВысотка МИД, выходящая на Садовое кольцо, соединена с домом 57 улицы Арбат(слева)

Последним же строением Арбата на четной стороне является дом № 54, состоящий из двух строений. Особенно интересно угловое строение, возведенное в 20-30-е годы 20 столетия и выходящее углом на Смоленскую площадь. Здесь находился известный универмаг «Торгсин», переименованный позднее в «Смоленский гастроном». В «Торгсине», где торговля шла исключительно за валюту, произошел эпизод романа «Мастер и Маргарита», повествующий о приходе в него «клетчатого» и кота с примусом. Сегодня во дворе этого дома находится станция метро «Смоленская».

Дом № 54 является последним строением на четной стороне Старого АрбатаДом № 54 является последним строением на четной стороне Старого Арбата

На Смоленской площади путешествие по Старому Арбату заканчивается, но знакомство с московскими достопримечательностями, конечно же, нет. Можно прогуляться не только по Арбату, но и заглянуть в его старинные переулки, совратившие в своих названиях историю формирования этого исторического района Москвы и там сделать свои собственные туристические открытия.

Арбат - одна из тех улиц, на которую непременно захочется вернутьсяАрбат - одна из тех улиц, на которую непременно захочется вернуться

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также: