С чем чаще всего ассоциируется название города Ярославля? В первую очередь с именем Ярослава Мудрого, а потом, конечно же, с многочисленными городскими храмами, увенчанными золотыми и зелеными, гладкими и чешуйчатыми, луковичными и шлемовидными куполами.

Содержание:

  1. Начало каменного храмостроения (13-16 века)
  2. «Золотой век» храмостроения (17 век)
  3. Храмы 18-19 веков
  4. Какие храмы можно посмотреть в 2019 году

Такого количества старинных церквей и соборов, пожалуй, нет ни в одном другом городе. Может быть, именно поэтому Ярославль и стал столицей самого популярного туристического маршрута, называемого Золотое кольцо России.

Золото ярославских куполовЗолото ярославских куполов

Приезжая в этот чудесный город в 2019 году, туристы захотят узнать – какие храмы можно и нужно посмотреть, чем они отличаются друг от друга и какие являются самыми популярными, а какие самыми старинными. Поэтому мы постараемся дать небольшой рекомендательный обзор более 30-ти наиболее интересных сохранившихся храмов в ракурсе истории развития ярославского храмостроения, от создания первых церквей в древнерусском стиле, до их сооружения в стилях барокко, классики, псевдорусском и модерна.

Начало каменного храмостроения (13-16 века)

Ярославль оказался первым православным городом на волжском побережье, и именно на территории ярославской Стрелки, между Волгой и Которослью, возникли первые христианские поволжские церкви. Конечно же, все эти храмы создавались в то время в деревянном виде. Из чего же еще строить, когда рядом находятся огромные густые лесные массивы.

Ярославская Стрелка - место основания городаЯрославская Стрелка - место основания города

Самая первая церковь – Ильи Пророка, была срублена, как и весь Ярославский кремль, во время основания города Ярославом Мудрым в начале 11 века. Её прежнее место занято сегодня Ильинско-Тихоновским храмом (Волжская набережная, 5), сооруженным в первой половине 19 столетия.

Ярославль, получивший имя своего основателя, развивался, населялся и увеличивался территориально. Появлялись новые улицы, кварталы, слободы и т.д. И повсюду сооружались все новые и новые храмы. Само собой разумеется, что деревянные сооружения постоянно уничтожались частыми городскими пожарами. Но только спустя два века от основания города пришло время каменного храмового строительства. И хотя первых каменных храмов, так же как и деревянных, история до нас не сохранила, мы о них знаем, и даже знаем, где они находились.

Памятник основателю города - Ярославу МудромуПамятник основателю города - Ярославу Мудрому

С самого начала 13 века в городе началось каменное храмовое строительство, которое было организовано ростово-владимирским князем Константином Всеволодовичем, получившим от отца - Всеволода Большое Гнездо – Ярославль в подарок. Прежде всего, по повелению Константина на территории Рубленого города в 1215-19 гг. сооружается каменный главный городской Успенский собор, к которому со временем переходит роль кафедрального от первой Ильинской церкви.

С 1216 по 1224 годы возводится каменный Спасо-Преображенский собор в одноименной мужской обители. Начало его возведения началось в правление Константина Всеволодовича, а закончилось уже при Всеволоде, его сыне и первом правителе самостоятельного удельного Ярославского княжества.


В 1218 году с южной стороны Спасского храма пристраивается небольшая, но также каменная церковь Входа Господня в Иерусалим. Подклет Спасского собора превращается впоследствии в усыпальницу княжеских особ и самых видных и знатных горожан, а вот склеп Входоиерусалимской церкви в конце 13 - начале 14 вв. стал усыпальницей для известного ярославского князя Федора Черного и двух его сыновей Давида с Константином. Впоследствии все они были причислены к лику святых как Ярославские Чудотворцы.

Святые образы Ярославских ЧудотворцевСвятые образы Ярославских Чудотворцев

В первый год 16 столетия страшный пожар уничтожил многочисленные деревянные строения и нанес урон обоим каменным соборам. Успенский был разрушен, в результате чего под его руинами неожиданно обретаются и канонизируются мощи Василия и Константина Всеволодовича (второго и третьего ярославских правителей). В дальнейшем этот собор еще не раз перестраивался, а самый последний его вариант относится к 2010 году, когда его возвели к 1000-летней годовщине Ярославля.

Успенский храм 21 векаУспенский храм 21 века

Спасо-Преображенский собор (Благовещенская пл., 25)

Спасский собор, так же разрушенный при пожаре, строится заново на фундаменте предыдущего практически в то же время, что и Успенский. Перестройка (вернее новая постройка) обоих соборов осуществлялась по указу московского князя Василия Третьего московскими мастерами, и оба они своим видом в чем-то повторяли облик Благовещенского храма Московского кремля.

Эти первые каменные соборы имели мощные подклеты и несколько приделов. Декор фасадов был очень скромным. До нас дошел только Спасский собор и тот в несколько переделанном виде.

Спасо-Преображенский собор. 16 векСпасо-Преображенский собор. 16 век

Со второй половины 16 века ярославские храмы начали расписываться изнутри. Самая старинная фресковая роспись, ровесница Ивана Грозного, сохранилась именно в Спасо-Преображенском соборе, где титаническим трудом реставраторов она обрела первоначальный вид и является сегодня довольно уникальным явлением, как по сюжетному, так и художественному исполнению.

Фрагмент росписи Спасского храма. 16 векФрагмент росписи Спасского храма. 16 век

На территории Спасо-Преображенской обители в 16 веке так же сооружается единое строение Трапезной, Рождественской церкви и настоятельских покоев, а кроме того, Святые ворота, Звонница и частично стены. Все эти каменные сооружения выдержали испытание Смутных времен, польских атак и осады. Выдержал испытание и Ярославский кремль. А вот посадский Земляной город был по большей части разорен и разрушен.

Период восстановления Ярославля после польско-литовской интервенции в 17 столетии шел в русле развития города как крупного подмосковного торгового города. Многочисленные ярославские купцы стремительно богатели и многие из них начали сооружать каменные храмы взамен обветшавших деревянных. Так начался «золотой век» ярославского храмостроения! Основное храмовое строительство в этот период развернулось на территории городского посада – Земляного города.

«Золотой век» храмостроения (17 век)

Итак, в 17 столетии на волне экономического и культурного подъема средневекового Ярославля широко развернулось каменное храмовое строительство. Каменные храмы, в основном создаваемые взамен деревянных, возносились вверх десятками. И каждый новый был краше и наряднее предыдущего, словно спонсирующие их строительство купцы соревновались друг с другом. Поскольку купцам очень хотелось заручиться поддержкой Николая Угодника, то только в его честь в Ярославле сооружается довольно большое количество храмов, из которых до нашего времени сохранилось лишь семь.

"Золотой век" ярославского храмостроения"Золотой век" ярославского храмостроения

В процессе такого интенсивного строительства постепенно выработалось определенное архитектурное направление названное «ярославской школой зодчества». В начале «золотого века» храмостроения все церкви создавались четырехстолпными и пятиглавыми (со временем некоторые из них стали одноглавыми), имели трехапсидные выступы с закомарами, высокие световые барабаны, позакомарное покрытие и большие луковичные главки. Колокольня чаще всего являлась частью единого целого, примыкая к северо-западному углу основного храма и имеющая выходы в галереи.



Храм Николы Надеина (Народный переулок, 2 А)

Первым посадским храмом Ярославля (20-е гг. 17 в.) считается Храм Николы Надеина, освященный в часть Николая Чудотворца, но сохранивший в названии мирское имя купца, сооружавшего эту церковь. В создании этого храма еще сильно влияние основных архитектурных черт 16 века – строгость и лаконичность во внешнем оформлении.

Храм Николы Надеина. 20-е годы 17 векаХрам Николы Надеина. 20-е годы 17 века

Но ее внутреннее убранство уже подверглось влиянию нового времени – эта церковь была расписана самой первой из посадских церквей – в 40-х гг. 17 века. Все 450 фресковых сюжетов и сегодня поражают своим исполнением. Самой главной достопримечательностью внутреннего интерьера является позолоченный иконостас, выполненный по эскизу известнейшего основателя театра Ф.Волкова, созданный позднее - в середине 18 века.

Храм Рождества Христова (улица Кедрова,1)

Второй посадской церковью (30-40 гг.17 в.) является Храм Рождества Христова, созданный взамен деревянной предшественницы. В отличие от Храма Николы Надеина, Рождественская церковь имела большее количество приделов, отдельно стоящую Колокольню и в декоре ее фасадов впервые появились поливные «муравленые» изразцы. Считается, что идея использования поливных изразцов, которые со временем все более активно будут применяться в наружном декоре храмов, была позаимствована купцами в Средней Азии.

Храм Рождества Христова. 30-40 гг.17 век.Храм Рождества Христова. 30-40 гг.17 век.

Эта пятиглавая церковь со временем стала одноглавой. Еще одна главка с прекрасным «корсунским» крестом украшает Казанский квадратный придел, пристроенный позднее. А главной внешней отличительной особенностью храма является наличие изразцовой надписи по верхнему периметру всего фасада, донесшей до нас через 400 лет имена спонсоров и хронологическое время постройки храма.

Храм Никиты Мученика (ул.Салтыкова-Щедрина, 32/49)

Одним из самых скромных храмовых сооружений считается неприметная одноглавая Церковь Никиты Мученика (постройка 40-х гг). Хотя освящена она в честь Архангела Михаила, тем не менее, носит столь редкое наименование.

Главной достопримечательностью этого храма стала его стройная шестигранная Колокольня, возведенная в конце 17 века. Этот изысканный шедевр весьма примечателен своей архитектурой. Традиционный низ – это восьмерик на четверике, далее расположен ярус звонницы, завершающийся тремя ярусами открытых аркад и крохотной главкой.

Храм Николы Мученика с Колокольней 17 векаХрам Николы Мученика с Колокольней 17 века

Колокольня – это единственное, что сохранила для нас история. Сам храм был полностью перестроен с целью увеличения площади в первое десятилетие 20 столетия.

Храм Ильи Пророка (Советская пл., 7)

К середине 17 века (40-50 гг. 17 в.) появляется еще одно чудо ярославского храмостроения – Ильинская церковь, в память о первом городском храме. Общий архитектурный вид этого прекрасного сооружения напоминает Рождественскую церковь. Здесь присутствует ярко выраженная ассиметричность, пятиглавие, традиционные галереи, фасадные изразцы и т.д. Красота этого храма и его гармония обладают необъяснимой притягательностью.

Ильинский храм - одно из чудес ЯрославляИльинский храм - одно из чудес Ярославля

С разных ракурсов этот храм выглядит по-разному. Несложные детали декора в виде висячих гирек или узорных деталей крыльца весьма оживляют общее архитектурное восприятие. А многофигурная фресковая роспись внутреннего интерьера, выполненная в 80-х годах 17 века, позолота резного иконостаса, древние храмовые иконы - просто завораживают.

Фресковые росписи Ильинского храма. Пер.пол.17 векаФресковые росписи Ильинского храма. Пер.пол.17 века

В период повсеместного введения планового градостроения в реформаторскую эпоху Екатерины Второй, Ильинская церковь стала главной доминантой в организации радиально-ключевой застройки Ярославля и дала название расположенной перед ней главной городской площади (ныне Площадь Советская).

Ильинская церковь - украшение Советской площадиИльинская церковь - украшение Советской площади

Вторая половина 17 века характеризуется уже не единичной, а массовой храмовой застройкой посадской и слободских территорий. Массовое храмовое строительство в этот период объяснялось еще и тем, что в «Великом пожаре» 1658 года было уничтожено много деревянных церквей, что требовало их воссоздания в каменном, более практичном и современном виде.

Храмовый комплекс в Коровницкой слободе (Портовая набережная, 2)

В самой середине 17 столетия в Коровницкой слободе, на противоположной стороне Которосли начинает создаваться изумительный архитектурный комплекс, который сегодня считается одной из «визитных карточек» города. 

Великолепие Храмового комплекса в Коровниках. 17 векВеликолепие Храмового комплекса в Коровниках. 17 век

Самый первый храм этого комплекса Церковь Иоанна Златоуста, сооруженная на средства состоятельных посадских жителей – братьев Неждановских, вобрала в себя все самое лучшее, что уже использовалось в то период в ярославском храмостроении. Поэтому этот храм стал эталоном для дальнейших церковных сооружений.

Храм Иоанна Златоуста - "жемчужина" храмового комплекса в КоровникахХрам Иоанна Златоуста - "жемчужина" храмового комплекса в Коровниках

Зимняя Владимирская церковь этого же комплекса была возведена чуть позже. А в 80 году ансамбль дополнился шатровой 37-метровой Колокольней, оснащенной знаменитыми демидовскими колоколами. Сегодня этот архитектурный ансамбль находится в ведении старообрядческой общины.

Храм Архангела Михаила (ул.Первомайская, 67)

С 50 по 80 гг. 17 века на месте предыдущей деревянной был построен и гарнизонный Храм Архангела Михаила. 

Храм Архангела Михаила. Втор.пол. 17 векаХрам Архангела Михаила. Втор.пол. 17 века

Начал он возводился аналогично Ильинскому храму – четырехстолпным и трехапсидным, с высоким подклетом, с Колокольней в северо-западном углу, галереями и мощным пятиглавием. Но за годы накопленного строительного опыта покрытие было сделано уже не позакомарным, а четырехскатным, что являлось наиболее практичным.

Храм Николы Мокрого (ул.Чайковского, 1Б)

Храм Николы Мокрого, сооруженный в период царствования Алексея Михайловича в 60-70 гг. 17 в., в отдельных своих архитектурных деталях повторяет Ильинскую, Рождественскую и Златоустинскую церкви. Правда, этот храм построен без подклета, но зато декор его фасадов выполнен с удивительным мастерством.

Храм Николы Мокрого.60-70 гг. 17 векаХрам Николы Мокрого.60-70 гг. 17 века

Соседняя Тихвинская церковь с трапезной (постройка 80-х гг.17 в.), более скромна в оформлении. Ее основной достопримечательностью является высокохудожественно оформленный изразцами южный притвор

Многоцветье южного притвора Тихвинского храма. 17 векМногоцветье южного притвора Тихвинского храма. 17 век

Пожалуй, это самые нарядно оформленные ярославские храмы.

Николо-Меленская церковь (ул. Стачек, 58 А)

Это каменное сооружение было построено на рубеже 60-70 гг. 17 века на территории бывшего Николосковородского мужского монастыря на средства купца М.Дурандина. Роспись храма была осуществлена в первом десятилетии 18 века и является одной из самобытнейших ярославских росписей, осуществленной бригадой художников с Ф.Федоровым во главе.

Николо-Меленский храм. 60-70 гг. 17 векаНиколо-Меленский храм. 60-70 гг. 17 века

В 80-е годы купцом М.Кузнецовым рядом с летней Никольской возводится зимний Успенский храм.

А в начале 20 столетия рядом сооружается большая и вместительная церковь посвященная Иоанну Постнику, Архангелу Гавриилу и Андрею Критскому, поэтому в разных источниках ее называют по-разному.

Успенский собор (Которосльная наб. 2/1)

В 70-е годы 17 столетия был построен и очередной Успенский собор Рубленого города. Высокий и стройный, он уже не имел таких разветвленных галерей, как прочие ярославские храмы, не было на нем и изразцового декора. Зато были роскошные внешние росписи закомар и изящный архитектурный декор.

Успенский собор. 70-е гг.17 века. Не сохранилсяУспенский собор. 70-е гг.17 века. Не сохранился

К сожалению, этот храм был уничтожен в советский период. Но фотографии сохранили его прекрасный и величественный облик.

Владимирская церковь на Божедомке (улица Рыбинская, 44 Г)

Одним из необычных храмов, сооруженных в 70-е гг. является Владимирская церковь на Божедомке. Она интересна, во-первых, местом своего строительства. Божедомкой называли места складирования умерших бродяг и утопленников, где они хранились до весны и отпевания. Это было довольно страшное место.

Владимирский храм на Божедомке. 70-е гг 17 векаВладимирский храм на Божедомке. 70-е гг. 17 века

Второй уникальностью церкви является ее архитектура. Это единственный шатровый городской храм и, практически, последний трехшатровый древнерусский храм допетровского времени.

Церковь «Спаса на Городу» (улица Почтовая,3)

Так же в 70-х годах, вместо сгоревшей в пожаре 1658 года Спасской городской торговой церкви, по образцу Златоустинского храма строится Церковь «Спаса на Городу»

Храм "Спаса на Городу". 70-е гг. 17 векаХрам "Спаса на Городу". 70-е гг. 17 века

Впоследствии этот храм не раз перестраивался, сильно пострадал в 1918 году и в период советского режима. Сегодня эта действующая церковь числится памятником архитектуры и охраняется государством.

Церковь Дмитрия Солунского (улица Б.Октябрьская, 41)

Подобием храма Николы Надеина в 70-е гг. создается и Церковь Дмитрия Солунского, около которой впоследствии сооружается в каменном варианте и Храм Похвалы Пресвятой Богородицы

Храмы Д.Солунского и Похвалы Пресвятой Богородицы. 70-е гг. 17 векаХрамы Д.Солунского и Похвалы Пресвятой Богородицы. 70-е гг. 17 века

Оба храма затем неоднократно перестраивались. Сегодня они являются действующими.

Церковь Иоанна Предтечи (2-я Закоторосльная наб., 69)

На рубеже 70-80 гг. 17 века была создана и вершина ярославского храмового зодчества – Церковь Иоанна Предтечи, возведенная прихожанами Толчковской слободы. Это самый красивый, самый живописный и самый высокохудожественный ярославский храм, который находится сегодня под защитой ЮНЕСКО.



Этот храм, отличающийся своей высотой (более 40 метров) и грандиозными размерами, создавался по образцу Златоустинской церкви в Коровницкой слободе. Своеобразие данному храму придают высокие, наравне с основным храмом, приделы, которые имеют не традиционные шатровые завершения, а пятиглавые. Это создает удивительную композицию пятнадцатиглавого сооружения.

Пятнадцатиглавый Храм Иоанна Предтечи. 70-80 гг.17 векаПятнадцатиглавый Храм Иоанна Предтечи. 70-80 гг.17 века

Интересен и материал, из которого возведен Храм Иоанна Предтечи. Это впервые использованные в строительстве лекальные фигурные кирпичи. Кажется, что мастера вложили в это творение всю красочность, многоцветность, узорочье, которое можно было себе позволить в тот период. Прекрасными архитектурными творениями являются и отдельно стоящая Колокольня и Святые ворота.

Храм Вознесения Господня (улица Свободы, 44 А)

Также творением 70-80-х гг. 17 века является типичный приходский ярославский храм Вознесения Господня. Эта четырехстолпная, пятиглавая церковь сооружена уже не на купеческие средства, а на деньги самих прихожан, по чьей инициативе она и построена.

Храм Вознесения Господня. 70-80 гг.17 векаХрам Вознесения Господня. 70-80 гг.17 века

К концу 17 века около нее появилось сооружение Сретенской теплой церкви, которая была позднее переделана и сегодня является примером архитектурного стиля «елизаветинское барокко».

Федоровский собор (ул.Б.Федоровская, 72)

В 80-е гг. на правобережье Которосли, на территории бывшей Толчковской слободы, появляется Храм Федоровской иконы Богоматери, возведенный по образу и подобию Храма Вознесения Господня. Архитектура данного храма - это  самый зрелый этап ярославского храмостроения. Но создавался храм не купцами, а прихожанами, потому декор фасадов довольно скромен.

Федоровский храм. 80-е гг 17 векаФедоровский храм. 80-е гг 17 века

Очень интересен Федоровский собор своей символической стеновой росписью, которая как бы связана с космосом. Образ Отечества, созданный для этого храма, можно увидеть в экспозиции Ярославского музея-заповедника.

Этот храм, который долгое время выполнял функцию Кафедрального собора, считается одним из наиболее гармоничных храмовых сооружений. Отличительной его особенностью является сочное, богато декорированное и необыкновенно-высокое (выше высоты основного храма) пятиглавие.

В конце 80-х годов при Федоровском приходе сооружается зимняя одноглавая, бесстолпная Церковь Святого Николая на Пенье (Николо-Пенская). 

Николо-Пенский храм. Конец 80-х гг. 17 векаНиколо-Пенский храм. Конец 80-х гг. 17 века

Эта небольшая церковь в советские годы не была закрыта и проводила службы для всей старой части города. Сегодня церковь является домовым храмом архиепископов города.

Богоявленская церковь (Богоявленская площадь, 12)

Завершающим объектом «золотого» 17 века (80-90- е гг.) храмового строения в Ярославле считается Богоявленский храм. Архитектурной особенностью данного храма является отсутствие не только подклета, но и столпов. Бесстолпное сооружение храма предполагало совершенно иное завершение кровельного перекрытия при помощи параллельных кокошниковых рядов.

Богоявленский храм. 80-90-е гг. 17 векаБогоявленский храм. 80-90-е гг. 17 века

Основной храм намного выше галерей, и потому кажется особенно стройным и воздушным. Особое очарование придают фасадам изразцовые многоцветные ленты, расположенные по вертикалям и горизонталям.

Церковь Параскевы Пятницы на Туговой горе (у.Базарная, 56)

Пятницко-Туговский храм сооружен в начале 90-х гг. 17 века в легендарном для жителей города месте – на Туговой горе. Именно на этой горе происходила в 1257 году древняя битва горожан с монголо-татарами, во время которой погиб третий ярославский князь – Константин Всеволодович.

Храм Параскевы Пятницы на Туговой горе. 90-е гг. 17 века Храм Параскевы Пятницы на Туговой горе. 90-е гг. 17 века

Здесь во время Гражданской войны в 1918 году красноармейцами был убит отец Николай, воспротивившийся установке на храмовую колокольню пулемета. В 1938 году была разобрана и сама колокольня. Сегодня храму возвращен прежний вид.

Храм Николы Рубленного (Которосльная набережная, 8)

В самом конце 90-х гг. 17 столетия на территории Ярославского кремля состоятельными посадскими людьми создается еще одна небольшая приходская церковь, посвященная Николаю Чудотворцу. По ее месторасположению она была названа Храмом Николы Рубленного

Храм Николы Рубленого. 90-е гг. 17 векаХрам Николы Рубленого. 90-е гг. 17 века

Сегодня эта церковь является единственным храмовым сооружением 17 века на территории бывшего Ярославского кремля. В нем располагаются служебные помещения Ярославского музея-заповедника.

Храмы 18-19 веков

После 17 века активного и массового храмостроения в Ярославле уже не велось. Отдельные храмы перестраивались, в них менялось интерьерное оформление, соответствующее духу времени. А вновь строящиеся храмы имели уже совсем другой облик, соответствовавший современным им архитектурным направлениям.  В этот период появляются и довольно крупные храмы при возникающих промышленных мануфактурах (Ярославской Большой, Полотняной и т.д.)


Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Волжская наб., 51)

Эта летняя пятиглавая церковь с очень лаконичным декором и четырехскатной крышей сооружена в самом начале 18 столетия. К церкви позднее пристраивается трапезная с колокольней. Фресковая роспись данного храма, выполненная бригадой мастеров под началом Ф.Игнатьева, отличается совершенно новыми композиционными приемами и более разнообразной тематикой.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы . Начало 18 векаХрам Благовещения Пресвятой Богородицы . Начало 18 века

К середине 18 века крышу украсили новые главки барочного стиля наподобие декоративных ваз. В советские годы колокольня над трапезной уничтожается.

Так же в 18 веке сооружается зимний Храм Вознесения Господня, к которому уже во второй половине 19 века пристраивается колокольня. Сегодня обе эти церкви, составляющие Благовещенско-Вознесенский приход, являются действующими.

Храм Петра и Павла (ул.Зеленцовская, 25 а)

Поистине еще одним чудом Ярославля можно назвать Петропавловский храм, сооруженный на рубеже 30-40 гг. 18 века для рабочих Полотняной мануфактуры купцом И.Затрапезниковым по образу и подобию петербургского Петропавловского собора. Это единственный ярославский храм, воплотивший в себе стиль «петровское барокко».

Храм Петра и Павла. 30-40 гг.18 векаХрам Петра и Павла. 30-40 гг.18 века

Этот храм с высоким шпилем создавался как центр мануфактурного комплекса, объединяя вокруг себя производственные постройки, пруды и парковую зону. И сегодня Петропавловская церковь, отражающаяся в пруду одноименного парка, является завораживающим чудом, от которого невозможно отвести глаз.

Крестобогородская церковь (Московский просп., 161)

В 60-х гг. 18 века в Крестобогородской деревне на окраине Ярославля тем же купцом М.Затрапезновым возводится одноименный каменный храм с двумя (летним и зимним) приделами. 

Крестобогородский храм. 60-е гг. 18 векаКрестобогородский храм. 60-е гг. 18 века

Интересно, что эта удаленная от центра города приходская церковь оставалась действующей в течение всего советского периода.

Леонтьевская церковь (ул. Угличская, 35 А)

Леонтьевский храм, являющийся приемником существовавшего ранее в Земляном городе Леонтьевского прихода, сооружается на городской окраине в 80-90 гг. 18 века, как кладбищенская бесприходская церковь. 

Леонтьевский храм. 80-90 гг. 18 векаЛеонтьевский храм. 80-90 гг. 18 века

Она состоит из главного храма, теплой трапезной с двумя приделами и колокольни. Роспись стен выполняется в начале 19 столетия. К сожалению, стенопись практически утрачена в советский период.

При церкви находилась богодельня, для которой было построено специальное здание.

Ильинско-Тихоновская церковь (Волжская наб. 5)

Место самого первого легендарного Ильинского храма Ярославского кремля на рубеже 20-30 гг. 19 века занимает Ильинско-Тихоновская церковь. Данное сооружение – дань архитектурной моде того периода. 

Ильинско-Тихоновский храм. 20-30 гг. 19 векаИльинско-Тихоновский храм. 20-30 гг. 19 века

Это чисто классическое, беломраморное, массивное, двухэтажное сооружение с огромным куполом. Сегодня она является служебным помещением Ярославского музея-заповедника.

Храм Ярославских Чудотворцев (Богоявленская пл., 25)

В 20-30 гг. 19 столетия, так же в классическом стиле возводится Церковь Ярославских Чудотворцев (арх. П.Паньков). 

Храм Ярославских Чудотворцев. 20-30 гг. 19 векаХрам Ярославских Чудотворцев. 20-30 гг. 19 века

Эта крупная однокупольная церковь сооружается вместо Входоиерусалимской церкви 17 века с южной стороны древнего Спасского собора в Спасо-Преображенском монастыре специально для хранения мощей Ярославских Чудотворцев.

Казанский собор Казанского монастыря (ул.Первомайская, 19 А)

В 20-30-е гг. 19 века на территории Казанского женского монастыря, появление которого связано со Смутными временами, иконой Казанской Богоматери и освободительным движением начала 17 столетия, сооружаются в каменном виде Казанский собор (арх.А.Мельников), Покровская и Сретенская церкви.

Казанский собор. Поздняя классика 30-х гг. 19 векаКазанский собор. Поздняя классика 30-х гг. 19 века

Как и все храмовые сооружения того периода, Казанский собор выполнен в чисто классическом стиле.

Знаменская церковь (ул.Комсомольская, 3)

В начале 18 столетия около иконы Знамения Богоматери, написанной на Власьевской башне еще в 60-е годы 17 века, была построена часовенка, ибо икона была признана чудотворной и пользовалась большим спросом у населения. В 60-х гг. 19 века эта часовня перестраивается в Знаменскую церковь.  

Однако площадь ее не соответствовала количеству страждущих поклониться этой уникальной иконе, и к концу 19 столетия церковное здание снова перестраивают(арх. А.Никифоров). На этот раз она становится сооружением псевдорусского стиля.

Знаменская церковь около Власьевской башни. Конец 19 векаЗнаменская церковь около Власьевской башни. Конец 19 века

К сожалению, сама фресковая икона Знаменской Богоматери была уничтожена в советские годы вместе с частью стены Власьевской башни. Ныне Знаменский храм является действующим.

Сретенская церковь (Депутатский переулок, 4)

История Сретенской церкви уходит корнями в 30-е гг. 17 века! Ее многократно строили и перестраивали. Она была деревянной, не единожды каменной. Только в 19 веке она дважды подвергалась полной перестройке. В последний раз она была сооружена  в 90-х гг. 19 столетия в псевдорусском стиле, характерном для того исторического периода (арх.Н.Позднев).

Сретенский храм. 90-е гг. 19 векаСретенский храм. 90-е гг. 19 века

Отличительной особенностью храма является его удивительная акустика. Именно здесь выступала известная певческая капелла В.Зиновьева с 1918 по 1925 годы.

Храм Андрея Критского или Иоанна Постника (ул.Стачек, 58)

Очень необычно и уникально храмовое сооружение Андрея Критского, построенное в первое десятилетие 20 века на деньги владельцев Ярославской Большой Мануфактуры для местных рабочих. Это единственный храм, сочетающий в себе два архитектурных стиля – византийский и модерн. 

Храмовый модерн Церкви Андрея Критского. Начало 20 векаХрамовый модерн Церкви Андрея Критского. Начало 20 века

К храму примыкает трапезная, а вход церкви оформлен 4-метровой Колокольней. Сегодня это действующий храм, площадь которого может вмещать до 3000 верующих.

Какие храмы можно посмотреть в 2019 году

Как видно из предыдущего материала, храмов, сохранившихся в Ярославле, довольно много. Но для туристического одно-двух-дневного осмотра наиболее интересными являются наиболее древние храмовые сооружения.



Прежде всего, это Спасо-Преображенский собор 16 века, церкви Николы Надеина, Рождества Христова, Ильи Пророка, Иоанна Предтечи и Богоявленская, относящиеся к 17 веку. Все данные храмы являются сегодня филиалами Ярославского музея-заповедника и доступны для внутреннего осмотра только в летний период – с мая по октябрь

Фрагменты росписи Спасского собора. 16 векФрагмент росписи Спасского собора. 16 век

Поэтому туристам, прибывшим в город в зимний период, т.е. с октября по май, можно посоветовать посещение действующих старинных храмов, коих в городе тоже не мало.

На территории бывшего Рубленого города, т.е. Ярославского кремля, можно посмотреть новый Успенский собор. При прогулках по Которосльной набережной туристы обращают внимание на храмы Николы Рубленого, Спаса на Городу, Михаила Архангела, Николы Мокрого. Очень живописна Петропавловская церковь, расположенная в одноименном парке.

Ярославль - музей храмовой архитектурыЯрославль - музей храмовой архитектуры

Много интересных храмов находится с противоположной, правой стороны Которосли, где кроме Церкви Иоанна Предтечи расположен и Храмовый Комплекс в Коровниках, и знаменитая Тугова гора с Пятницким храмом.

Увидеть все храмы за одноразовое посещение Ярославля, конечно, невозможно. Поэтому, собираясь посетить основные храмовые достопримечательности Ярославля, выбирайте наиболее интересные и красивые архитектурные объекты. Заранее знакомьтесь с их историей и архитектурными особенностями, это поможет лучше воспринять все их многовековое очарование и самобытность.